ФИЛОСОФСКО-КОСМОГОНИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ МОНАД И ДУХ ЖАЙСАНА В МИРОЗДАНИИ ВСЕЛЕННОЙ
Ч.Т. Нусупов, д-р филос. наук, профессор
Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына (Киргизия, г. Бишкек)
DO1: 10.24411/2500-1000-2019-11786
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы передачи информации, относительно содержания самого первого варианта известного мирового эпоса «Манас», духом предка Жайсаном, являвшимся боевым соратником правителя Манаса и известным певцом-акыном своего времени. В этой связи автор обращается к философско-поэтическому наследию эпоса «Айкёл Манас», сопоставляя его создание по аналогии с философским произведением Устинова Константина «Тайны монады». Ключевые слова: космогония, монада, космос души, медиум, вселенные.
Актуальность исследования духовных явлений, существующих в ноосфере, как преемственная связь между мыслительными процессами не только внутри конкретно-исторического общества, но и в масштабе мирового разума в мироздании Мега вселенной, определяется особенностями логических законов разума и сознания человечества, как части вселенских, разумных, цивилизаций, существующих и проявляемых как относительная самостоятельность идей и понятий. Философия по своей социальной природе есть общественно-гуманитарная наука, которая в отличии не только от естественных наук, но и социальных и гуманитарных дисциплин, охватывает всеобщие принципы и свойства объективной реальности, а потому допускает абстрактно-теоретическое обобщение и прогнозирование, в виде установленных гипотез и предположений, с элементами творческого подхода в осмыслении таинств бесконечной и многообразной по форме материи, которые, как правило, находят подтверждение в экспериментальной практике точных наук.
Для того чтобы понять и признать объективную форму передачи, через посредника - живой души нашей современницы Бубу Майрам, устного сказа самого первоначального варианта эпоса «Манаса» [1], нынешним потомкам духом предка Жай-саном, необходимо иметь хоть маломальское представление о сущности духа человеческого, о его природе возникновения и трансформации в материальном, плотном
и астрально-тонком, мирах. В этом отношении показательна работа Константина Устинова «Таинство Монады» [2], в которой исследуется учение древних мудрецов о монаде как неистребимой хранительнице духа.
Во вводной части своей книги автор признает способность передачи духом информации живым людям, когда пишет в аннотации следующее: «Серия книг под названием «Зов Белой Горы» представляет собой публикацию духовных бесед одного из Учителей со своим учеником, данных в традиции сердечного постижения Живой Этики. Беседы записаны в одном из сокровенных мест Горного Алтая - Уймонской Долине, называемой по-другому Ковчегом Нового Времени. Опубликованные беседы, прежде всего, актуальны тем, что раскрывают смысл и некоторые едва уловимые подробности текущих событий и напоминают о стремительности наступления Новой Эпохи, о трансмутации человечества, о духовном очищении и расширении сознания» [2].
В понимании автора «ядро монады -это тончайший духовный атом, в котором хранятся накопления опыта отдельной индивидуальности, прошедшей неисчислимо долгий путь эволюции сознания» [2, с. 10]. И соответственно сознание, по мнению Устинова, в каких бы мирах оно ни находилось, несёт в себе зерно духа как вечную ношу мира. То есть выходит, что дух человеческий представляет собой как на земле, так и в разных мирах и планетах
Абсолютного Космоса - Кек Тенира, осознанную сущность. Или же сознание есть сущность человеческого духа. При этом духовное в сфере сознания есть нравственная сторона проявления мысли и реализация ее в деятельности человека.
Так же и, по Устинову, для мысли характерным является «духовное водительство» в отношении создаваемых ею форм приложения человеческих сил. Все это лишь указывает на актуальность и мало исследованность проблемы о роли духовности и сознательности, их диалектической формы единства и связи.
Именно в «Таинстве монад» наиболее достоверно раскрывается трансформация духа человеческого, прослеживается путь его развития от земной жизни до небесной, когда после смерти душа покидает тело. По этому поводу автором пишется следующее: «...дух просто покидает отжившие оболочки и возвращается в глубины своей сущности, в Сокровенное Сердце всех миров, в свой Родной Дом, откуда изошла эманация Луча, искрой которого он явлен. Из Сердца Духовного Огня Солнца отделяется искра священная. Из самой гущи кипящей плазмы Огненного Сознания обретает мощь дух человеческий» [2, с. 95-96].
Это положение особенно поучительна тем, кто скептически относится к признанию существования духа предка Жайсана, а, следовательно, не признает и вероятность передачи им информации нашей современнице Бубу Майрам в виде сказа о Великодушном правителе древних кыргы-зов - Манасе. При этом местом пребывания духов предков является околоземное орбитальное пространство, в котором они приобретают бессмертие и временный покой, до возвращения их на землю в виде возрождённой души в теле новорождённого ребёнка. «Микрокосмом, - отмечает К. Устинов, - можно смело назвать искру бессмертия. Микрокосмос это бессмертие человеческой души (примеч. - выделено Н. Ч.)». В свою очередь, сама Жизнь, по Устинову, и есть зерно духа.
В предисловии десятитомного издания этого сказа «Айкёл Манас», говорится следующее. По признанию самого духа предка Жайсана, прежде как встретиться
на земле с единственно избранной им душой Бубу Майрам, которой он мог бы доверить судьбу своего варианта эпоса, ему пришлось многие века блуждать в тревоге и муках в иных мирах, обременённый долгом довести до потомков Великое слово о Великодушном. Не выполнив собственную миссию перед духом своего правителя и соратника Манаса, перед своим кыргызским народом, сетовал дух Жайсана, он не мог за все эти годы - более тысячелетие, спокойно покинуть около земное пространство и навсегда улететь в дальние миры.
Подтверждением объективной вероятности того, что дух Жайсана, именно в виду стремления донести сквозь череду запылённых веков живой сказ о Манасе, действительно явился на Землю, где встретился с Бубу Майрам, является следующее положение в «Таинстве Монад»: «Войдя во Врата Конечного Познания, дух знает, что уже не будет возврата в круг земного бытия - разве только для исполнения особой миссии» [2, с. 96].
Примечательно, что после того, как Бу-бу Майрам полностью завершила расшифровку сказа Жайсана, переданного в виде цифрового кода, его дух сообщил ей, что теперь он, выполнив свою миссию, успокоенный покидает навсегда этот земной мир и улетает в беспредельно дальние планеты.
В свою очередь перемещение и странствование души Бубу Майрам в космические миры, с их иными пространственными и временными измерениями, как результат отделения монады - тончайшего духовного атома, представляемого собственно мыслительным процессом, и общение ее с духами предков, не есть лёгкий путь, а требует от человека определённого мужества и опыта. По этому поводу К. Устинов пишет: «Самая великая тайна развития - это моменты перехода монады из одного царства в другое с сохранением в Чаше величайшего опыта прохождения своего многострадального пути. От Луча Планетного до уплотнённой материи камня не каждый дух рискнёт пройти, довольствуясь полётами на крыльях огненной мысли в Высших Сферах. Оттого и цен-
ность такого прохождения так велика» [2, с. 21].
Чтобы раскрыть природу трансформации тела человека от физиологической сущности до его астральной формы, и понять механизм отделения во время сна или медитации души от своей физиологической оболочки, целесообразно обратиться к следующему высказыванию К. Устинова: «Являя часть мощи своей, напряжение зерна духа выходит наружу, образуя огненное тело, которое сияет, как молния в ночи. Но чистое выделение огненного двойника может быть лишь на земле, насыщенной радиацией и магнетическими токами... Сознательные выходы в астрал есть лишь следствие работы огненного тела, когда оно легко выделяется и уносит с собой все свои составляющие» [2, с. 127128].
Выходит, что огненное тело это и есть астральное тело как результат магнетического напряжения зерна духа?!
Как подчёркивает автор книги «Таинство Монад», информация о монаде как извечной хранительнице духа открыта не каждому сознанию. А, следовательно, видеть и общаться с духом того или иного предка может не каждый человек, а лишь тот, кто имеет соответствующие эмоционально-чувственные способности и наклонности восприятия внеземных духовных явлений. Не каждому дано постичь оккультные истины и войти в астральный мир, мир тонкой материи, куда есть доступ только для духа, а не плотной материи -физиологического тела, рождающегося в земной действительности и, после смерти человека, возвращающегося в его недра, с тем, чтобы истлеть и стать частью земли.
Потому справедливо утверждение Устиновым той истины, что земную жизнь необходимо воспринимать лишь как часть жизни духа. А это означает, что существование, после смерти человека, его души в мирах бесконечной Вселенной - Кек Те-нир это объективная реальность. И, соответственно, реальным является существование и духа самого сказителя Жайсана, благодаря которому пополнилась сокровищница современной кыргызской литературы еще одним шедевром - первоначальным вариантом эпоса «Манас».
Поскольку монада явилась причиной того, что безучастная плоть получила феномен сознания и осознания себя и своего активного участия в мирских делах, то возникает закономерный вопрос, а что же представляет собой она - эта монада? «Нет более таинственного вопроса, чем одаре-ние существа человеческого монадой, вследствие чего безучастная плоть получила феномен осознания себя и своего активного участия в делах мира. То, что привязывает нас к небесам; - пишет по этому поводу К. Устинов, - то, что заставляет трепетать сердце при упоминании Беспредельности, - это и есть монада, не утратившая связи с высочайшим Космосом Абсолюта. Откуда, если не оттуда, протянута к каждому сердцу Серебряная Нить, являющая собой Белую Башню, по которой мы неустанно восходим, открывая в себе лучшие свои проявления?» [2, с. 5-6].
Серебряная нить или лунный (или звёздный) луч, соединяющий сердце человека с Космосом, о котором не единожды раз упоминается в варианте эпоса «Айкёл Манас» сказителя Жайсана, и есть монада, огненный как свеча луч, соединяющий человека с Космосом. На примере сияния луча, из которого впервые предстал перед мысленным или явным взором Бубу Май-рам дух предка Жайсана и начал диалог с ней, как начала использования ее в качестве посредницы для воспроизведения пересказанного им собственного варианта эпоса о Манасе Великодушном, впоследствии вылившийся в десятитомное издание, можно лишь приблизительно понять механизм осуществления контакта человеческого духа с душой здравствующего человека. По этому поводу автор «Таинство Монады» пишет следующее: «Когда Лучи (космические - примеч. Н.Ч.) соединяются для работы с человеческим проводником, создаётся высшее сочетание энергий, в которых творит дух, призванный исполнить величайший подвиг существования» [2, с. 139].
Примечательно, что сами лучи заключают в себе не просто цветовую гамму, излучающую мерцающий блеск в космическом пространстве, а представляют собой воплощение «серебряной нити времени».
Если говорить о феномене осознания человеком своей сущности и о соотношении своей плоти и собственного разума, то в понимании древних кыргызов, о чем упоминается в каралаевском варианте эпоса «Манас», в груди человека находится как душа, так и сознание, что видно на примере изречения:
«КерерYне кез келди, «Что бы видеть все - глаза пришли,
Ке^рекке эс келди» Сознание
пришло, явившееся в груди» [3].
В свою очередь, единство мысли и сердца, будучи огненными энергиями монады, составляют сущность таких явлений как дух, разум и чувства. Взаимосвязь между абстрактно-логическими сущностями сознания и чувственно-эмоциональными процессами сердца человека объясняется тем положением, что монада, будучи энергетическим явлением, «помещена в сердце как золотое рисовое зёрнышко, но она имеет проекцию над головой в виде духовного атома.» [2, с. 24].
Можем ли мы рассматривать духовный атом как код интеллектуальной памяти и опыта человеческого (отражённого, запе-чатлённого и сохранённого в мысли), совокупность которых образует, наподобие сложения общественного сознания из суммы индивидуального сознания людей, при их земной жизни, определённую часть Мирового разума. Думается, что да, бесспорно.
Вместе с тем тот факт, что в «каждом сердце зреют зерна мыслей» и что в «каждом сердце поддерживается огонь устремления, без которого дух не способен проявить свои бесчисленные качества», объясняется, прежде всего, первичным характером чувственного восприятия людьми объективной действительности. А это означает, что посредством телесной организации, на уровне обыденного сознания, чувств и эмоций, осуществляется эмпирическое, стихийное в своей основе, первоначальное познание человеком внешних сторон материального мира, как предпосылки возникновения элементов духовной стороны человеческой души.
Поскольку ядром монад являются духовные атомы, несущие в себе информационную энергетику, то они собственно и
выступают в виде зёрен мыслей, составляющих, в свою очередь, зерна духа. А потому как монада заключена в сердце человека, то интересным представляется раскрытие самого процесса становления и трансформации человеческого сердца как сосредоточия сознания духа. Поскольку духовные атомы как энергетические сущности человеческого духа связаны с отражением содержания зёрен мыслей, то необходимо отметить, что они неразрывно связаны с Высшим Духовным Разумом, представляющим собой космическую энергию сосредоточия и сохранения всей прошлой и настоящей информации, передаваемой духами предков и здравствующими людьми.
Раскрытие данного явления связано с пониманием проблемы передачи духами предков, и, в частности, духом сказителя Жайсана, древней информации, сохраняемой в виде зерен мыслей в энергетическом царстве Высшего Духовного Разума. «Мыслеформы, - пишет по данному поводу К. Устинов, - схватывают эти сияющие летящие искры (речь идет о зернах мысли - примеч. Н. Ч.) и помещают их в центр своего магнитного средоточия, вокруг которого вырастает вначале тонкое, а потом и физическое сердце».
Когда речь идёт о физическом сердце, то, вероятно, здесь имеется в виду не само физиологическое его формирование как телесного органа, а эмоционально-чувственное восприятие им внешних энергетических идей, представляемое как материализация или овеществление получаемой извне информации в форме зёрен мыслей.
Поскольку в возникновении человеческого духа принимают участие все земные и космические явления, обусловленные их природными процессами, то бесспорным является и наличие монад у самих звезд и планет. По этому поводу К. Устинов пишет: «Есть монады планет и звёзд. Есть зерна духа галактик и метагалактик. И в этой духовной стройности иерархических взаимоотношений создаётся единый кармический узор, действующий как нервная система всего космоса» [2, с. 33].
То есть выходит, что дух человеческий, внутренняя карма каждых отдельно взятых
людей, представляют собой лишь одну из звеньев в цепи развития, как внеземных разумных цивилизаций, так и всей беспредельной и бесконечной космической системы.
Вероятно, подобию тому, как поведение особей органической природы на уровне растительного и животного мира с самого начала предопределённо генетическим кодом их эволюции, так и дух человеческий, возникающий и развивающийся в телесной организации по законам духовной субстанции, изначально осознает свой круг движения и предначертаний. И возможным это становится благодаря духовным атомам монады, хранительнице духа, содержащих в себе весь наследственный код индивидуальной сознательности и опыта не только каждого отдельно взятого человеческого индивида, но и целых поколений. И, вероятно, именно потому в «монаде заключена первопричина кармы каждого человека, его первозданная и не открываемая задача общего потока воплощений во многих вселенных, на звёздах и планетах».
Говоря о таинствах генезиса человеческого духа, его предначертанной судьбы и энергии движения, нельзя не согласиться с мнением автора, что «многое не переводимо на язык человеческий, и только смутное ощущение или чёткое знание неоспоримости может подтвердить неуловимое веянье духа». При этом дух человеческий в равной степени состоит в единстве и во взаимосвязи как со своей телесной оболочкой и земной твердью, так и с другими космическими мирами, планетами, галактикой и метагалактикой Вселенной. Именно этим объясняется единое поле бесконечного Космоса, являющегося материальной основой возникновения и формирования не только овеществлённых, но и идеальных сущностей и явлений. Вот что пишет по этому поводу автор: «Все силы вселенной окружают мощь духа. Лучи звёзд ткут одеяние монады. Стихии и миры участвуют в тайне ее облачения. Она вечна и светоносна, но покровы ее временны. Их изнашивает земная жизнь и
рвёт напряжение тяжких испытаний» [2, с. 6].
Тот факт, что выбор духа сказителя Жайсана пал именно на Бубу Майрам, которой он, доверившись, пересказал свой, самый первоначальный в истории древних кыргызов, вариант эпоса «Манас», с тем, чтобы она запечатлела его в письменном тексте, лишь подтверждает огненную, энергетическую, родственность и близость их духов. Как признает сам дух Жайсана, он на протяжении более тысячелетия веков, пребывая в смятении и лишённый покоя, ждал рождение именно такого человека в народе, чья душа бала бы чиста и бескорыстна. Именно ему он мог бы как святой долг передать от своего имени хранящийся в сознании его духа собственный, самый первоначальный, вариант эпоса о великом Манасе. С тем, чтобы это духовное наследство стало достоянием потомков.
В философской литературе есть понятие «Монадический разум», определяемый как «некая система сотворчества, взаимодействия с той системой, которая создана ...Творцами, системой понимания этого пространственно-временного континуума» [5]. Монадический разум человека связан с источником Мирового разума всего разумного вселенных. При этом «.Сам по себе (моданический - примеч. Н. Ч.) разум не находится в системе времени, поэтому его состояние осознанности проходило в условно директивных промежутках временного поля, и человек ощущал себя как бы размытым в состоянии временных полей, как бы ощущая себя из прошлого в будущее».
Потому наличие десятитомного издания эпоса «Айкел Манас», текст которого был передан духом Жайсана, его моданиче-ским разумом, из прошлого в настоящее -вне временной связи с космическим пространством, живому человеку, в лице простой женщины-целительницы, есть лишь практическое подтверждение диалектической связи духовно-
мыслительных явлений и процессов разума и сознания внутри поколений человечества.
Библиографический список
1.Жайсан У.У. Айкол Манас, 10 том. - Б.: Бийиктик, 2009.
2. Устинов К. Таинство Монады. 2008 г. - Ульяновск, 2011. . - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://znakisveta.ru/tm.pdf.
3. Сагымбай Орозбаков. Эпос "Манас". - Фрунзе, 1979. Том 2. МАНАС АЛМАМБЕТ-ТИН КЕЛИШИНЕ ТОЙ БЕРГЕНИ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bizdin.kg/книга/читать-онлайн/манас-эпосу-2-китеп/Manas-2-kitep10.html
4. «Монадический разум человека». Ченнелинг контактера Соофоса. Цивилизации Андромеды от 25.02.2017. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: absolutera.ru.
PHILOSOPHICAL-COSMOLOGICAL REFLECTION OF THE MONAD AND ZHAYSAN'S SPIRIT IN THE CREATION OF THE UNIVERSE
Ch.T. Nusupov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor Zh. Balasagyn Kyrgyz National University (Kyrgyzstan, Bishkek)
Abstract. The author looks into the challenges of transmitting information regarding reflection of the spirit of the ancestor Zhaysan in the first version of the Manas oral epic. Zhaisan was a combat ally of Manas and a famous singer-bard of his time. The author refers to the philosophical and poetic heritage of Aikol Manas epic, comparing its creation by analogy with Secrets of the Monad, the philosophical work of Konstantin Ustinov.
Keywords: cosmogony, monad, cosmos of the soul, medium, universes.