русского космизма. Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 14-20.
3. Журавлев М. С. Философия информационной безопасности. Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 2. Тула: Изд-во ТулГУ. С. 40-50.
4. Новиков В.В., Тираспольский Л.М. Космизм и Интернет // Полигно-зис. № 4. 2001. С. 38-43.
Журавлев Максим Сергеевич, канд. филос. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Филиал финансового университета при Правительстве РФ.
IMPLEMENTING THE IDEAS OF RUSSIAN COSMISM IN THE INFORMATION AGE
M. S. Zhuravlyev
The author considers the possibilities of modern Internet communication technologies in the light ofprovidentialists ideas of "Russian cosmism". The basic aspects of the philosophy of Russian cosmism as a unique phenomenon of world philosophy. Discusses modern electronic methods of communication, transmission and storage of information in the context of the fantastic ideas of the "Russian cosmism".
Key words: Russian cosmism, Internet, information society.
Zhuravlev Maxim Sergejevich, candidate of philosophical science, docent, [email protected], Russia, Tula, Financial University Department of Tula.
УДК 101.1, 159.9.018.2
ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ САМОПОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
О.И. Грибоедова, И.Л. Фельдман
Рассмотрены историографические основы исследования самопознания личности в психологии. Отмечены особенности философско-исторических подходов, идей и взглядов к проблеме самопознания личности ученых и мыслителей каждого этапа развития психологии как науки с античных времен до XIX века.
Ключевые слова: самопознание, человек, историографические основы, психология, философские подходы.
Человечество всегда волнуют проблемы человека, его сущности, развития и предназначения. Познавая себя, мы открываем законы мироздания. Как считал французский философ Рене Декарт, «...кто сумеет все рассказать о себе, опишет всю Вселенную» [1, с. 12].
Вопросы самопознания представляют интерес не только для самого человека, они с практической точки зрения важны и для изучения учеными многих научных направлений. Для каждой эпохи актуально изучение внутреннего мира человека и его адаптация к обществу.
Особенно остро вопрос о самопознании личности встает сегодня, в период сложной социально-экономическщй перестройки общества, когда самопознание выступает необходимым условием гармоничности и целостности при восприятии бытия человеком.
Идеи самопознания в науке прошли большой ист орический путь развития, формируя основу современных знаний о человеке.
История развития философии и психологии заложила свои концептуальные основы для изучения самопознания личности современными науками. В связи с этим для дальнейшей разработки этой проблемы важно знать философско-исторические подходы к изучению самопознания личности в психологии от античности до XIX века.
Научное рассмотрение вопросов самопознания началось с трудов древнегреческих мыслителей в античную эпоху развития науки, развивавшейся в рамках учений философов о душе в древней Греции и Древнем Риме. Мыслители того периода философствовали о вид ах познания, однако само понятие сознания оставалось без внимания.
Внутренний мир еще не был самостоятельным предметом исследования, хотя при описании познавательных процессов древнегреческими мыслителями уже встречаются указания на внутренний мир человека. Философ Демокрит говорил о том, что способ, которым человек лично воспринимает себя, он использует и для постижения того, что в нем происходит как по его выбору, так и в силу воздействия окружающей среды [2].
Великие античные философы Сократ, Платон и Аристотель, как и многие другие ученые этой эпохи, рассматривали самопознание как «момент познания истины». Известное воззвание Сократа «Познай самого себя» оформилось как философский принцип, по Гераклиту «познавать самих себя и мыслить» присуще всем людям, Платон указывал, что работа души - не «пассивное восприятие», а собственная внутренняя деятельность, которая имеет форму разговора с собой, душа «ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая» [2].
Сократ считал, что основной целью воспитания выступает пробуждение в человеке «внутреннего стремления к мудрости и добродетели», и это основа его внутренней гармонии. Философ определил эвристический метод, который побуждает человека искать ответы на вопросы в самом себе, самым эффективным методом на пути самопознания. Сократ считал, что самопознание - это высшая ценность человека, способствующая познанию человеком себя и своего внутреннего мира, осмыслению своей жизни, его духовному здоровью, гармоничному взаимодействию внутренних сил с
внешней деятельностью, удовлетворению от нравственности своего поведения.
Платон в своих мыслях о диалогической форме мышления определяет важную роль активной жизни души. У Платона духовная культура - основа человеческого в человеке, и именно она способствует самопознанию человека, его движению к идеалу. Философ понимает познание как процесс «припоминания». Платон считал, что «человеческая душа - часть мировой души, пребывающей в мире идей», а мировая душа познала все идеи. Попадая в человека, душа забывает всё, что она знала. Мыслитель понимает ощущения и образы не как источник знания, а как повод для «оживления идеального знания», которым уже наполнена душа.
Платон считал, что если человек стремится к истине, то он из своей души получает истинное знание, которое способствует осуществлению человеком правильного жизненного выбора, проявлению добродетельности в своих поступках, и все это приближает его к идеалу.
В своем учении Аристотель отмечает, что с помощью «общего чувства» человек знает то, что он ощущает, мыслит, сознает себя знающим, а не только имеет какие-либо знания об объектах окружающего мира. Этот древнегреческий мыслитель объяснял, что познание человека возможно только через познание Вселенной и существующего в ней порядка.
Древнегреческий философ Плотин впервые из всех ученых говорил о том, что душа может быть предметом своей деятельности, и ничто не мешает ей обратиться на саму себя и считать это также своей функцией. По мнению этого древнегреческого философа, именно то, что душа может заниматься самосознанием - признаком человеческого духа и единственным путем к познанию души - является своеобразием души человека [3]. Обращенность на себя, на свои действия и содержание Плотин выделил как еще одно направление «индивидуальной души». Душа, согласно мыслителю, следит за своей работой, «отзеркаливает» ее. Через века, эта осмысленная Плотином способность субъекта не только ощущать, чувствовать, помнить или мыслить, но и обладать также внутренним представлением об этих функциях получила название рефлексии. Она служит неотъемлемым «механизмом» деятельности сознания человека, соединяющим его ориентацию во внешнем мире с ориентацией в мире внутреннем, в «самом себе». Плотин отграничил этот «механизм» от других психических процессов. Рефлексия, открытая Плотином, выглядела самодостаточной, не выводимой сущностью. Таковой она и оставалась на протяжении веков, став исходным понятием интроспективной психологии сознания.
Средневековый Отец Церкви Августин Блаженный одним из первых заметил исключительную сложность внутреннего мира человека, он говорил: «Великая бездна - сам человек. Легче сосчитать волосы его, чем все чувства и действия души». Ключевой идеей учения Августина Аврелия стала ориентация субъекта познания на поиск следов Бога при погружении в
свой внутренний мир, а не индивидуальных черт своей личности. При погружении в свой внутренний мир августиновскому субъекту было необходимо «превзойти самого себя» и найти Высшую истину, преодолев все ин-дивидуально-неповоторимое. Именно это стало основной идеей концепции самопознания Августина. Философ хотел найти бога в себе и в своей душе, считал, что для этого необходимо провести анализ души. При этом самоанализ - не цель, а средство для решения религиозной задачи.
Августин Блаженный предпринял попытку рассмотреть процесс самопознания как состоящий из уровней, сконцентрировался на познаваемости человеком собственных психических актов и состояний. Мыслитель использовал понятие о «врожденной активности души» как центре развития души, которая выступает фундаментом его воли. Августин был убежден, что только Богом направляется волевая активность человека, это происходит при помощи осознания субъектом своих возможностей и стремлений. При этом мыслитель говорил об уникальности собственной внутренней жизни человека и важности для человека изучения себя: «Люди отправляются в странствия, чтобы насладиться горными высотами и морскими волнами; они восхищаются широким потоком рек, широтой и простором океана и звездными путями, себя же самих они забывают и не останавливаются в удивлении перед собственной внутренней жизнью» [2, с. 93].
Таким образом, Августин описал самопознание как метод, требующий изучения. Также он показал, что человек открывает в себе Бога, когда с помощью осознания себя выходит за переделы себя в другое измерение бытия. Мысль о высшей истинности внутреннего опыта рассматривалась Августином с точки зрения теологического смысла, так как он трактовал, что эта истинность даруется Богом. В дальнейшие эпохи определение внутреннего опыта, освободившись от религиозного содержания, соединится с представлением об интроспекции как уникальном методе исследования сознания, который характерен в большей степени для психологии, нежели для других наук.
Таким образом, в античных учениях о душе самопознание понималось как момент познания абсолютной истины, чтобы открыть в себе бога, человеку необходимо познать свою душу, изучить свою внутреннюю жизнь. Это привело к повышению интереса к собственному внутреннему миру, самосознанию и поиску пути совершенствования душевных сил. В этих условиях учения о душе получают новый импульс к углублению созерцания внутреннего мира человека.
В эпоху средневековья (III - XIII века) в учениях мыслителей прочно закрепилось понимание души как божественного начала, в связи с чем ее изучение было подчинено задачам богословия. Понимание о необходимости постижения глубин внутреннего мира человека было доступно только с точки зрения религиозного опыта.
Важно знать, что на изучение проблем самопознания в Средние века повлияло и то, что в XIII веке в жизнь общества была введена обязательная исповедь, подразумевавшая не только признание греха, но и внутреннее раскаяние, душевное сокрушение. Это требовало внимания к мотивам собственного поступка, их оцениванию. Так в средние века начинается путь к пониманию личности как индивидуальности.
Значимое влияние на развитие средневековой науки о человеке оказал французский ученый Пьер Абеляр со своей концепцией развития нравственности и самопознания человека, согласно которой согласие с собственной совестью является главным критерием нравственности. В концепции Абеляра, совесть - оценка человеком себя - важнее внешней оценки и является божественным даром [4].
В своем труде «Познай себя», формулируя основной принцип своей концепции, Абеляр пишет, что человеческий разум, сознание - это источник поступков, при этом ученый обращает внимание на то, что нравственность - это следствие разума, а мораль выступает практическим воплощением сознательных убеждений человечества, которые уже заложены Богом. С этой стороны Абеляр первым обозначил этику как науку практическую, назвав ее «целью всех познаний».
Другой средневековый ученый немецкий мистик Майстер Экхарт считал, что людям необходимо больше думать о том, какие они по сути, а не о том, какие действия им необходимо предпринять в той или иной ситуации. По концепции Экхарта познание можно назвать скорее постижением (соединение с действительностью, которая необходима для познания) или мистической интуицией [4].
Ирландский философ IX в. Иоанн Скот Эриугена, придавая большое значение разуму, в своем сочинении «О разделении природы» описал процесс развития человека - особого мира как тождественный миру большому с прохождением в своем становлении тех же стадий, что и развитие познания. Это разум, рассудок и внутреннее чувство. Эриугена считал, что "важнейший и едва ли не единственный путь к познанию истины - сначала познать и возлюбить человеческую природу... Ведь если человеческая природа не ведает, что совершается в ней самой, как она хочет знать то, что обретается превыше ее?" [2]
Один из самых известных мыслителей позднего средневековья Фома Аквинский по аналогии с Аристотелем утверждал, что душа может быть отнесена к одному из трех типов - вегетативная, сенситивная и разумная. Так, согласно данному ученому, вегетативная душа присуща растениям и отвечает за физиологические функции, сенситивная душа ведает чувственным восприятием, произвольными движениями и свойственна животным, а разумная душа имеет в себе разум, присуща только человеку и вмещает две предыдущие низшие души.
Аквинский, в отличие от других мыслителей своей эпохи, источником познания считал не божественные идеи, а опыт и чувственное восприятие человека. Он утверждал, что именно из чувств берется весь материал познания, а затем уже разум осуществляет обработку этого материала дальше. В своих учениях Аквинский представляет работу души, начинающуюся от познания с представлением образа объекта (понятие или ощущение), через осознание того, что акт познания произведен и к познанию себя как уникального, а не образа или акта познания, к возвращению к себе.
Таким образом, в учениях философов средневековья обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание есть способ существования Божественного разума, форма его реализации. Понимание проблем самопознания человека мыслителями средних веков было так же, как и в античности, основано на религиозном опыте и понимании души как божественного, сверхъестественного начала: дух познает истину постольку, поскольку возвращается к самому себе. Однако в этот период провозглашается важность и необходимость опытов и наблюдения в познании, при этом философами отмечается, что для познания души нужен особый род вдохновения - внутреннее просветление. В средние века знания о самопознании, психике и путях ее изучения обогатились важными данными.
В связи с возрождением естественнонаучного направления, развитием науки и ростом знаний в следующую за средневековьем эпоху Возрождения, в науках того времени преобладает интерес к судьбе и возможностям человека. Это не могло не отразиться на появлении новых взглядов ученых и мыслителей на понимании души человека и его самопознании, хотя вопросы духовной жизни во многом оставались еще вне круга научного изучения.
Для философии Возрождения характерна связь свободы человека и смысла его жизни с его собственной внутренней активностью. Главными сторонами бытия личности считалась творческая деятельность личности, ее свобода и индивидуальность.
Для философа этого времени Франческо Петрарки главной проблемой для рассмотрения было познание человека. Он придерживался мнения о том, что человек не может познать Бога и поэтому должен изучать только сам себя и свои чувства. Именно в этом особенность всего творчества Петрарки и его философских трактатов, писем, стихов.
Большое внимание проблеме самопознания уделяет в своем труде «Опыты» французский философ и писатель эпохи возрождения Мишель Монтень. По Монтеню, целью существования человека является выполнение своего дела и познание человеком себя. Автор «Опытов» объясняет это так: чтобы делать успешно свое дело, необходимо изучить свои наклонности, свои силы, возможности, характер, способности, в общем - изучить самого себя. «Я ... занят изучением только одной науки, науки самопозна-
ния, которая должна меня научить хорошо жить и хорошо умереть», - писал Мишель Монтень. Процесс познания, по Монтеню, бесконечен [2].
Другой представитель возрожденческой философии испанский гуманист и педагог Хуан Луис Вивес в книге «О душе и жизни» доказывал, что человеческая природа познается не из книг, а путем самонаблюдения и внутреннего опыта. По мнению Х.Л. Вивеса именно реальные проявления души, а не ее абстрактная сущность должны быть главным предметом научного анализа [2].
Выдающийся гуманист эпохи Возрождения Эразм Роттердамский в своих философских трудах сформулировал систему правил по укреплению духа. Он понимал самопознание (вместе с молитвой) как оружие духа в непрерывной борьбе с жизненными пороками. И это оружие - средства, направленные на овладение собственными движениями души, что является началом мудрости. Кроме того, мыслитель определил три зла, мешающие человеку в познании самого себя - это «слепота незнания, затуманивающая разум», «страсти, идущие от плоти» и «немощность человеческого естества». Именно избавление от них является важным направлением развития для человека. Согласно учению Роттердамского, для этого важно знать истину (это избавит от слепоты незнания), ненавидеть зло (преодолеть свою плоть) и быть стойким в преодолении этих страстей (преодолеть свою немощь). Ученый предлагает и способы реализации этого: веровать в Иисуса Христа, читать Священное Писание и слушаться Бога.
По мнению А.Н.Ждан, задача воспитания «нового человека» в эпоху Возрождения выступала как главная задача эпохи. Humanitas (откуда происходит слово «гуманизм») в ренессансном представлении подразумевает самопознание и самосовершенствование. Разрабатывая новое мировоззрение с его гуманистическими, натуралистическими и рационалистическими идеями, ставя в центре мироздания не Бога, а природу и человека, эта эпоха подготовила фундамент философии Нового времени и эпохи европейского Просвещения.
В отличие от предыдущих периодов истории развития психологии, гуманистическая мысль Ренессанса признает за человеком неограниченную свободу воли, которая позволяет ему не только постичь глубинную сущность, но и «творить» самого себя. В это же время зарождается новый предмет психологической науки как науки о сознании, что способствует еще большему изучению проблем самопознания человека. По словам историка культуры Я. Буркхардта, в эту эпоху происходит «открытие человека».
Новый виток развития идей самопознания произошел в философии Нового времени, характеристикой которого является провозглашение ценности человеческого «Я». К изучению самопознания обращались такие известные философы этого времени, как Р.Декарт и Дж.Локк.
Так установка на познание сознанием самого себя была задана в философии Нового времени французским мыслителем Р. Декартом: «Если я осознаю, что любые мои действия, в том числе сомнение и отрицание, есть проявление мышления (и, следовательно, оно не устранимо, не отрицаемо), то я как субъект мышления осознаю себя существующим»[5 ].
Крупнейший английский философ Нового времени Дж. Локк говорил о двух источниках всех знаний человека - это объекты внешнего мира и деятельность собственного ума человека. Согласно представлениям этого философа, деятельность ума познается с помощью особого внутреннего чувства — рефлексии. Рефлексия, по Локку, это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность», это направленность внимания человека на деятельность собственной души. Локк определил, что душевная деятельность может протекать на уровне восприятия, мысли, желания (свойственно каждому, и взрослому и ребенку) и на уровне наблюдения или «созерцания» этих восприятий, мыслей, желаний (свойственно только для людей, которые размышляют о себе, познают свои душевные переживания и состояния). Этот метод интроспекции становится важным средством изучения умственной деятельности и сознания людей. Кроме этого, Дж. Локк полагал, что благодаря самопознанию личность может стать способной заниматься любой наукой [4].
В целом, в психологических и философских учениях эпохи Нового времени проблема самопознания получила еще более основательное рассмотрение, так как новой парадигмой в развитии идей самопознания в этот период стало провозглашение ценности человеческого «Я». Мыслители того времени понимали самопознание как определяющее для постижения человеком своей сущности, дающее ему возможность и силы для духовного самовосхождения. Именно благодаря теориям и учениям Нового времени психология перестала существовать как учение о душе. Учеными была задана установка на познание осознания самого себя, а также самопознанию была отведена важная роль в формировании гармонии и решении многих проблем человека. Это способствовало развитию более научного представления о психологии человека и на следующих этапах развития науки.
В XVIII - XIX веках самопознание становится одним из центральных понятий европейской философии и изучается как важное условие человеческого существования.
Родоначальник немецкого идеализма Иммануил Кант в своей работе «Критика чистого разума» считал ключевой задачей изучение возможностей, границ и пределов в нашем познании. Кант хотел показать, на что большее может претендовать человек в познании и говорил, что всё наше познание начинается с опыта; если лишить человека любой связи с внешним миром, то познание станет невозможным. Кант утверждал, что вне чувств, эмоций, существование человека невозможно.
В психологической части «Первой лейпцигской записи» Кант назвал психологию наукой о предметах внутреннего чувства, разделяя ее на рациональную и эмпирическую. Мыслитель говорил, что «рациональная психология есть познание предметов внутреннего чувства, поскольку оно получено из чистого разума», а «эмпирическая психология есть познание предметов внутреннего чувства, поскольку оно почерпнуто из опыта». Введя понятие «трансцендельтальная антропология» и говоря о ней в контексте «самопознания рассудка и разума», Кант подразумевал, что это учение о человеке как носителе априорных способностей познания, воли, т.е. практического разума и чувства.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель, еще один представитель немецкой классической философии, впервые рассмотрел духовный мир в виде процесса, субъектом которого является деятельное (познающее) начало, внутренний процесс «самостановления». Гегель говорил, что «...всякая деятельность духа есть поэтому только постижение им самого себя, и цель всякой истинной науки состоит только в том, что дух во всем, что есть на небе и на земле, познает самого себя» [3]. Согласно представлениям этого философа, без хотя бы минимального знания самого себя человек не может действовать разумно. При этом самопознание является условием развития духа. А постижение духа, по Гегелю, происходит в индивидуальном сознании, через осознание своей самобытности. Человек - это результат его усилий над самим собой посредством трудной борьбы с собой.
Эта мысль была озвучена и немецким поэтом и мыслителем И.В. Гете. Он говорил, что познать себя можно только путем действия, но не созерцания. При этом И. В. Гете полагал, что умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя [4].
Научное изучение самопознания зарубежными учеными восходит к философской традиции, согласно которой познание человеком себя - это познание состояний собственного сознания.
Представители классического психоанализа считают, что важнейшей составляющей самопознания является осознание вытесненного в подсознание (З.Фрейд), а познание человеком своей истинной жизненной цели, скрытой от человека ложными целями, является смыслом самопознания (А.Адлер).
Американский ученый того времени Уильям Джемс отмечал, что развитие знания о себе всегда зависимо от познания психологических особенностей другого. Интересными представляются и рассуждения У. Джемса по поводу самопознания: "О чем бы я ни думал, я всегда в то же самое время более или менее сознаю самого себя, свое личное существование» [5].
Идеи о социальной детерминации самопознания были развиты в социально-психологической концепции американского ученого Дж. Г. Мида, родоначальника интеракционистской ориентации в социальной психологии.
Мид утверждал, что способность поставить себя на место другого, усвоить отношение других к себе является рефлексией [5].
Таким образом, в XVШ-XIX веках самопознание становится одним из актуально изучаемых понятий европейской философии и психологии и рассматривается в качестве необходимого для полноценного человеческого существования: осознание человеком собственного наличного бытия есть одновременное непосредственное осознание бытия вещей, находящихся вне его самого. Зарубежные мыслители и психологи этого времени впервые рассматривают духовный мир человека в виде процесса (процессуальность развертывания духа в его рефлексии о самом себе), а человека как результат происходящих усилий над самим собой.
Вопросы самопознания были объектом внимания и представителей отечественной философии и психологии ХУШ-ХГХ веков.
Тему самопознания рассматривали такие русские философы, как И.В. Киреевский и А. С. Хомяков. Подчеркивая особенность исторического пути развития России, они отмечали своеобразие психологии русского человека, его склонность к самопознанию, нравственному совершенствованию. По мнению И. В. Киреевского, русский человек всегда ясно видит свои недостатки, и чем более нравственно он развит, тем менее бывает доволен самим собой и тем большего от себя требует.
Другими русскими философами, которые прямо или косвенно обращались к комплексу проблем, связанных с национальным и индивидуальным самосознанием, были Н.А. Бердяев, Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой, С. Л. Франк и др. Объявив приоритет личности, они высоко подняли самоценность индивидуальности каждого человека, его самопознание, самовоспитание и саморазвитие, рост духовного потенциала и нравственную культуру каждой личности как непременное условие социального и нравственного оздоровления личности.
Одна из самых известных отечественных концепций самопознания принадлежит крупнейшему представителю русской философии Н.А. Бердяеву. В своем труде «Самопознание» известный философ утверждает, что в «Я» тождественен акт и процесс познания. Он говорит, что процесс возведения себя в предмет самопознания вызывает ряд трудностей, которые в большей степени являются преувеличенными в силу значительной заинтересованности и личной самоценности человека. Бердяев критиковал античное самопознание за познание обобщенного человека, а не истинное самопознание личностью самой себя, а также Ницше, Кьеркегора и школу психоанализа (в частности З.Фрейда) за чрезмерное злоупотребление идеей неискренности человека в суждениях о себе, т.к. сама по себе неискренность в этом ракурсе представляется не столь всеобъемлющей [6].
В своих работах Н.А. Бердяев призывает к истине, субъективизации и индивидуализации в процессе познания себя для обеспечения его истинно философского, экзистенциального характера. В целом, идея самопознания
Бердяева определяет главенствующую роль личности и индивидуальности в процессе самопознания личности. По мнению Н.А. Бердяева, если человек хочет чувствовать себя автором самого себя и своей жизни, ему необходимо познание себя как свободного существа [8].
Другой русский философ Б.П. Вышеславцев понимает познание человеком самого себя как «освобождение от бессознательности и приход к самому себе, основу и начало творческой жизни самоопределения и самооформления». Исследуя историческое развитие философских взглядов на самопознание, Б.П. Вышеславцев приходит к выводу, что наиболее актуально стремление к самопознанию наблюдается во время грозящих человеку и народу опасностей, «когда культуре грозит упадок». В таких условиях призыв к самопознанию самого себя подразумевает преодоление состояния заблуждения и ослепленности [9].
По мнению профессора Н.И. Ждан, влияние социокультурной ситуации в России в середине XIX в. на процесс формирования отечественной психологии, ее методологии и ведущей проблематики проявилось и в том, что главным уже в то время стали не вопросы познания, как в европейской науке, а вопросы нравственного, духовного развития человека, его менталь-ности. Кардинальные социальные изменения, происходившие в этот период, модернизация всего уклада русской жизни стали стимулом к стремлению осознать свои национальные особенности, понять истоки традиций, былин и мифов, происхождение своих положительных и отрицательных качеств.
Наиболее значительный вклад в развитие новой позитивной психологии в рамках философии сделал в то время русский историк и психолог К. Д. Кавелин. В концепции Кавелина на первый план выдвигается идея самоценности личности, ее свободы и независимости от давления общества. Он считал, что сознание связано с возможностью самопознания, оно требует памяти и способности раздваиваться внутри себя, оставаясь цельным душой. В этой способности души раздваиваться, обращаясь к самой себе, Кавелин видел одно из главных ее свойств, объясняющих и способность к самонаблюдению, и возможность волевого поведения.
Одна из центральных фигур в российской философии XIX в. В.С. Соловьев в своей концепции утверждал, что человек наделен самосознанием, он является высшим звеном эволюции природы и поэтому может осознать направление и цель своего развития. Соловьев считал, что прогресс человеческого духа совершается главным образом по одному пути - по пути личного нравственного совершенствования. С точки зрения этого философа, отдельный человек всегда несовершенен, а потому истинный смысл своего бытия он познает, только познавая законы всемирного процесса развития. «Смысл человека есть он сам, но только не как раб и орудие злой жизни, а как ее победитель и владыка», - писал Соловьев, подчеркивая самоценность человеческой личности и его неограниченные возможности саморазвития [7].
Другой русский философ того времени профессор Московского университета С.Л. Франк, говоря о необходимости исследовать душу, обращал внимание на то, что именно при помощи озарения, интуиции мы можем мгновенно познать состояние своей души, ее глубину и целостность в единстве ее связи с прошлым и будущим. Франк писал, что познание не столько происходит на основе соприкосновения с внешним миром, сколько развивается изнутри.
Выдающийся русский психолог и философ Г.И. Челпанов считал, что познание невозможно без наличия в сознании априорных элементов и идей, объединяющих наши чувственные представления в цельное знание, в опыт субъекта, о существовании которых человек узнает из своего внутреннего опыта [2]. Челпановым предложен особый метод познания личности (а позже искусства) - метод «вчувствования». Сущность его в том, чтобы не наблюдать факты со стороны, не объяснять их, а самому их пережить, пропустить их через себя.
Челпанов Г.И. считал, что личностью является расширенный образ «Я», в котором соединяется представление о внутреннем мире с представлением о теле.
Таким образом, большинство отечественных психологов и философов XVШ-XIX веков прямо или косвенно обращались к комплексу проблем, связанных с национальным и индивидуальным самосознанием. Провозгласив приоритет личности, они высоко подняли самоценность индивидуальности каждого человека, его самопознание, самовоспитание и саморазвитие, рост духовного потенциала каждой личности как непременное условие социального и нравственного оздоровления личности. Именно благодаря оригинальным психологическим концепциям этого периода, основанным на взглядах В.В.Соловьева, произошло признание первенства индивидуального, личного, а не сверхличного духа и отечественная психология начала развиваться по-настоящему, продолжая развивать идеи самопознания человека.
Проведенный нами историографический анализ изучения проблемы самопознания в истории психологии позволяет утверждать, что интерес к самопознанию как неотъемлемому процессу человеческого существования и развития от эпохи к эпохе возрастает. Это в большей степени обусловлено тем, что самопознание теснейшим образом связано со смысложизненной проблематикой, выступая необходимой предпосылкой и условием поиска человеком смысла жизни.
Список литературы
1. Шестов Л.И. Избранные сочинения. М., 1993. 512 с.
2. Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности: учебник для студентов психологических специальностей вузов. М.: Академический Проект, 2008. 576 с.
3. Исторический путь психологии: прошлое, настоящее, будущее: сб. тезисов Междунар.конференции. М., 1992. 179 с.
4. Ярошевский М. Г. Психология в ХХ столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. М.: Политиздат, 1974. 447 с.
5. Минюрова С. А. Психология самопознания и саморазвития: учебник. М.: ФЛИНТА: Наука,2016. 480 с.
6. Марцинковская Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. М.: Агенство «Блиц», 1994. 155 с.
7. Из истории русской психологии // Вопросы психологии. 1992. №3. 64 с.
8. Кузьмин Л. В. Метафизика Я: Самоидентичность, самопознание, духовность: автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Улан-Удэ, 1998.
9. Мантров А.В. Проблема самопознания: опыт онтологического анализа: автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Оренбург. 2009.
10. Сосканова M. Р. Самопознание человечества как субъекта истории: дисс. ... канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2003. 154 с.
11. Фельдман И.Л. Личностное самопознание будущего специалиста: опыт эмпирического исследования: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. 191 с.
Грибоедова Оксана Ивановна, аспирант, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Фельдман Инесса Леонидовна, канд. психол. наук, доц., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет.
PHILOSOPHICAL AND HISTORICAL APPROACHES TO THE STUDY OF SELF-KNOWLEDGE IN THE PSYCHOLOGY
O. I. Griboyedova, I. L. Feldman
Considered the historiographical basis of the study of self-knowledge in psychology. The peculiarities of philosophical and historical approaches, ideas and attitudes to the problem of self-knowledge of individual scientists and thinkers of each stage of the development ofpsychology as a science from ancient times to the 19th century.
Key words: self-knowledge, people historiographical basis, psychology, philosophical approaches.
Griboedova Oksana Ivanovna, postgraduate, oksi19753@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Feldman Inessa Leonidovna, candidate of psychological sciences, docent, manager of kachedra, inessa-feldman@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University.