Научная статья на тему 'Философско-эстетические воззрения Ференса Листа: опыт осмысления к 200-летию со дня рождения'

Философско-эстетические воззрения Ференса Листа: опыт осмысления к 200-летию со дня рождения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1228
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философско-эстетические воззрения Ференса Листа: опыт осмысления к 200-летию со дня рождения»

иллюстраций картин, портретов, рисунков и набросков, выполненных художником.

Все вышеизложенное призывает к изучению и написанию на русском языке отдельного подробного исследования о жизни и творчестве этого замечательного художника эпохи Просвещения, поскольку его строгий нравственный подход к творчеству и новаторские идеи сюжетов его картин актуальны и в наше время.

Т. П. Самсонова

Философско-эстетические воззрения Ференса Листа: опыт осмысления к 200-летию со дня рождения

Годы жизни Ф. Листа (1811-1886) охватывают почти весь XIX в. Он был свидетелем величайших потрясений в Европе. Год его рождения - время наивысшего могущества Наполеона, детство совпало с торжеством реакции Священного союза, отрочество и юность прошли в обстановке Реставрации, в зрелом возрасте он был свидетелем целого ряда буржуазных революций: 1830 г. в Париже, 1848-1849 гг. в Венгрии и Германии; он пережил Парижскую коммуну и плоды господства Габсбургов в Венгрии. «Человек мира», блистательный виртуоз и свободный художник, экстравагантный романтик - он впитывал этот мир жадно и вдохновенно. Встречи с выдающимися мыслителями своего времени, художниками, писателями, поэтами, композиторами оставляли глубокий след в его творческой натуре, заставляли размышлять о судьбах искусства и находить свой способ философского постижения мира своей музыкой. К таковым можно отнести фортепианный цикл «Годы странствий». Это уникальное создание пианистической литературы, хотя сама тема странствий чрезвычайно характерна для романтического искусства вообще. Этот цикл занимает совершенно особое место в фортепианном творчестве Листа. Работа над ним продолжалась в течение 40 лет (30-е - 70-е гг.), ни над каким другим сочинением композитор не работал так много. Большие гастрольные турне и просто путешествия по разным странам и городам Европы нашли отражение в этом цикле, объединённым одним названием, одной идеей - идеей синтеза искусств и программности в музыке. «Годы странствий» Листа - философский взгляд на мир большого художника, стадии его духовного роста. Сквозь музыку этих пьес можно усмотреть три этапа восхождения духовной зрелости композитора, которые соответствуют названиям частей цикла.

«Первый год. Швейцария». Это цикл пьес, первый том цикла «Годы странствий» навеянный картинами природы Швейцарии. Об-

236

ращают внимание эпиграфы, которые сделал Лист к некоторым пьесам. Большинство из них заимствованы из поэмы Дж. Байрона «Чайлд Гарольд». Именно романтическая поэма Байрона послужила творческим импульсом для Листа: в первоначальной версии свой цикл композитор намеревался назвать «Годы паломничества». Приведём полное название пьес цикла «Годы странствий Листа:

1) «Часовня Вильгельма Телля» (в качестве эпиграфа - девиз Швейцарских повстанцев - «Один за всех, и все за одного»).

2) На Валленштадском озере (эпиграф из «Чайлд Гарольда» Байрона.

3) «Пастораль».

4) «У родника» (эпиграф из Шиллера «У шелестящей прохлады начинаются игры юной натуры»).

5) «Гроза» (эпиграф из «Чайлд Гарольда» Байрона - «Где ваш предел, о бури?/ Звучат порой в сердечной глубине? / Иль ваши, как орлов, жилища в вышине?»

6) Долина «Обермана» (эпиграф из романа французского писателя Сенанкура (1770-1846) «Оберман» - «Чего я хочу, Что я такое? Чего просить у природы? Все причины невидимы, всякий конец обманчив; Все формулы изменчивы, всякое время исчерпывается...»

7) Эклога («Чайлд Гарольд»).

8) Тоска по родине.

9) Женевские колокола.

Уже первый том «Годов странствий» (1855) показал, что Лист последовательно проводил мысль о синтезе искусств. Прогрессивная для своего времени идея программности музыки последовательно воплощалась Листом в поэтичных названиях каждой пьесы, а литературные и стихотворные эпиграфы уточняли смысл каждого произведения для исполнителя и слушателя. Примечательно было оформлено первое издание «Годов Странствий»: каждая пьеса содержала рисунок, выполненный художником Э. Кречмером (Миль-штейн Я. И. Ф. Лист. Т. II. М.: Музгиз, 1956. С.72, илл.).

Если пьесы первого тома навеяны, главным образом, картинами природы, то содержание второго тома («Второй том. Италия») -связано с впечатлениями от итальянского искусства - поэзии, живописи, скульптуры (Данте, Петрарка, Микеланджело). В письмах и статьях Листа есть восторженные строки, посвященные искусству великих итальянских мастеров, с которым он соприкоснулся путешествуя по Италии в 1837-1839 гг.: «Прекрасное, пользующееся в этой стране привилегией, предстало передо мной в своих чистейших, возвышеннейших формах. Моему изумленному взору явилось искусство во всем своем великолепии, я увидел его открытым во всей его универсальности, во всем его единстве» (Лист Ф. Избр. ст.

237

М.: Музгиз, 1953. С. 150]. Приведём название всех пьес цикла второго тома:

1) «Обручение». Эта пьеса - отклик на посещение Листом в Милане галереи Брера и впечатление от знаменитой картины Рафаэля с изображением бракосочетания девы Марии с Иосифом (1504). Её репродукция, по желанию Листа, была помещена на титульном листе первого издания.

2) «Мыслитель» - пьеса создана под впечатлением статуи Микеланджело «Ночь» в гробнице Медичи во Флоренции. Фортепианной пьесе Лист предпослал поэтический комментарий из сонета Микеланджело, высеченного на пьедестале скульптуры: «Отрадно спать - отрадней камнем быть/ О, в этот век, преступный и постыдный/ Не жить, не чувствовать - удел завидный»/ Прошу молчи - не смей меня будить».

3) «Канцонетта Сальватора Розы». Эта пьеса - дань восхищения Листом творчеством выдающегося поэта, художника и музыканта эпохи Возрождения Сальваторе Роза (1615-1673). Поэтический эпиграф взят Листом из канцонетты Сальваторе Розы: «Я часто меняю место/ Но я никогда не меняю своего желания/ Всё тот же огонь будет во мне/ И я всегда останусь тем же».

4) «Сонет Петрарки № 47 (Des-dur)»: «Благословляю день, минуту, доли/ Доли минуты, время года, месяц, год / И место и предел чудесный тот,/ Где светлый взгляд обрёк меня неволе ...»

5) Сонет Петрарки № 104 (E-dur): «Я мир утратил, тщетно жду раздора/ Страшусь, надеюсь, гасну , пламенею/ В тоске взлетая ввысь, снижаюсь скоро/ Во прах упав, рвусь снова к эмпирею.»

6) Сонет Петрарки № 123 (As-dur): «Звезда и небо - в безмятежном сне/ И зверь затих, и отдыхает птица/ И звёздная свершает колесница/ Объезд ночных владений в тишине...»/. Во многих изданиях, по желанию Листа, приводился итальянский текст этих сонетов Петрарки.

7) «После прочтения Данте (фантазия - соната)». Это масштабное произведение в сонатной форме, как указывает подзаголовок, соответствует выдающемуся памятнику мирового искусства -«Божественной комедии» Данте, из которой Лист в качестве эпиграфа к своему произведению взял следующие строфы: «Я высшей силой, полнотой всезнанья/ И первою любовью сотворён,/ Древней меня лишь вечные созданья / И с вечностью пребуду наравне/ Входящие, оставьте упованья...». В этом произведении Лист хотел воплотить средствами музыкального искусства общую поэтическую идею и ведущие образы Данте, которые присутствовали в последующих произведениях Листа: «Данте - симфония» (1854), «Мефис-то - вальс» №1, №2, №3.

238

Несколько позже Лист создал дополнение ко второму году странствий - «Венеция» и «Неаполь», сюда вошли три популярные пьесы, рисующие картины итальянской народной жизни: «Гондольера», «Канцона» и «Тарантелла», где Лист использовал темы подлинных итальянских народних мелодий. Образы итальянского Возрождения и итальянской жизни привлекали Листа не только эстетически, но и идейно-философски: гуманизмом, идеей торжества человеческой мысли, силой чувств. Важно, что именно в отмеченные годы в сознании композитора формировалась идея синтеза искусств, в частности, музыки и поэзии, что прекрасно подтверждается музыкальным содержанием «Годов странствий». Каждая музыкальная пьеса будит фантазию, рождает поэтические, живописные и литературные ассоциации и образы, опирается на активную работу духа.

«Третий год странствий» был написан позже двух первых (1877-1883). Сюда входят следующие произведения: «Ангелюс», «Кипарисы виллы д, Эсте», «Фонтаны виллы д, Эсте», «В венгерском стиле», «Похоронный марш», «Sursum corda (Ввысь сердца)». Эти произведения отличаются от предыдущих и по образам, и по средствам выражения - более тонким и изысканным. В музыке контрастно сопоставляются возвышенно-молитвенные настроения и чувства разочарования, мрачного скепсиса. Религиозная тематика становится доминирующей, что соответствовало общему изменению воззрений композитора. В 1865 г. он принял «малый постриг», стал аббатом, переехал в Рим. К этому периоду относится создание монументальных духовных произведений: оратории «Легенда о Святой Елизавете», «Христос», «Виа Круцис» (Крёстный путь), Реквием, Четыре псалма, Венгерская коронационная месса. Как отмечали многие его современники, религиозность Листа была весьма субъективна и либеральна, но на существенное изменение вектора духовной составляющей в творчестве Листа повлияли именно эти последние масштабные произведения религиозного содержания. Таким образом, три тома грандиозного фортепианного цикла «Годы странствий» становятся символами трёх стадий духовного восхождения художника, куда входят Природа - Искусство - Религия. В европейской музыке это был первый опыт такого рода, который дал начало творческого развития последующим композиторам XIX в.

Отметим то новое, что привнёс Лист в философскоэстетические воззрения своей эпохи. В своих статьях и письмах Лист неоднократно подчёркивал, что наряду с «освобождением индивидуального содержания от схематизма», необходимо «обновление музыки путём её внутренней связи с поэзией» (Мильштейн, с.227). От этого обновления ждал он «свободного развития музыкального искусства», в нём видел он путь «к великому слову музыки

239

будущего». По мнению Листа, программная музыка прежде всего предполагает наличие «объявленной программы» или как он предполагал «изложенного общедоступным языком предисловия» к сочинению. С помощью словесного предуведомления композитор

1) разъясняет слушателю содержание музыки, обращая внимание «не только на музыкальную ткань, но и на идеи», заложенные в ней,

2) дополняет это содержание поэтическим отображением тех сторон действительности, которые сравнительно менее доступны музыке,

3) направляет внимание публики по определённому руслу, стремясь «предохранить своих слушателей от произвольного истолкования и наперёд указать поэтическую идею целого, навести на её главнейшие моменты», 4) заставляет воспринимать музыку в единстве с другими искусствами, то есть приобщает слушателя к высотам художественной культуры, «просвещает его, обогащает его духовный мир» (Мильштейн, с. 228). Концепция программности Листа в корне противостояла формальной музыкальной логике (Ганслик) и поколебала представление о музыке, как о « чистом абсолютном искусстве звуков» (Гегель). Идеи Листа оказали большое влияние на русскую композиторскую школу, в частности, на композиторов «Могучей кучки», со многими из них он состоял в переписке (А. Рубинштейн. А. Зилоти, А. Бородин). Как-то А.П. Бородин заметил: «Собственно, у всякого композитора существует только одна основная музыкальная тема, и всё его творчество представляет ряд вариаций на эту тему» (Мильштейн, 245). Это высказывание можно соотнести и с творчеством Листа. В гигантском композиторском наследии Листа можно проследить одну выразительную тему - это человек с его богатым духовным миром, прекрасный мир природы и искусства, с которым творец находился в постоянной рефлексии, возвышая себя и очищая.

Г. В. Григорьева

Интервальный слух в курсе современного сольфеджио

В современном музыкальном искусстве с его колебаниями от «новой простоты» к «новой сложности», с его палитрой, вобравшей все мыслимые представления о характере звучания, не только сохраняется, но и усиливается значение первоэлементов музыки. Тон, интервал, попевка зачастую являются главными композиционными частицами или, по крайней мере, остаются для нашего слуха распознаваемыми и желанными.

Композиторы, создавая новую звуковую материю, для ее теоретического обоснования так или иначе опираются на понятие интер-

240

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.