Научная статья на тему 'Философско-антропологический подход в оценке здоровья и образа жизни населения'

Философско-антропологический подход в оценке здоровья и образа жизни населения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
556
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фёдорова Т. Н.

При философско-антропологическом подходе здоровье и образ жизни принимают следующее оценочное и нормативное значение: здоровье это гармоничное состояние полной физической, душевной, социальной адаптации человека, характеризующееся отсутствием болезненных явлений и каких-либо ограничений в жизнедеятельности организма. В свою очередь, здоровый образ жизни сознательная деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья для формирования личностно-ориентированных гуманистических ценностей других сторон и аспектов жизни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The philosophical and anthropological ways in estimation of mens health and style of life

According to the philosophical and anthropological ways health and style of life harmony of physical, emotional states and social adaptation of men, which is characterized by the absent of unhealthy symptoms. In its turn the healthy mode of life is the conscious activity of men to keep their health and form human values for other aspects of mens lives.

Текст научной работы на тему «Философско-антропологический подход в оценке здоровья и образа жизни населения»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 3167 Т. Н. Ф>ДОРОВА

Тобольский индустриальный институт-филиал Тюменского государственного нефтегазового университета

ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ ЗДОРОВЬЯ И ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ_____________________________________

При философско-антропологическом подходе здоровье и образ жизни принимают следующее оценочное и нормативное значение: здоровье — это гармоничное состояние полной физической, душевной, социальной адаптации человека, характеризующееся отсутствием болезненных явлений и каких-либо ограничений в жизнедеятельности организма. В свою очередь, здоровый образ жизни — сознательная деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья для формирования личностно-ориентированных гуманистических ценностей других сторон и аспектов жизни человека.

Быть здоровым — естественное стремление каждого человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовольствие в процессе своей жизнедеятельности, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. «Надо стремиться к тому, чтобы в здоровом теле был здоровый дух» — говорил еще в античные времена Ювенал [2]. По данным различных исследований, только около 10 % молодежи имеют нормальный уровень физического состояния здоровья, продолжительность жиз-

ни сократилась на 7 — 9 лет, в результате снижается производительный потенциал общества. Однако само понятие «здоровье» расценивается по-разному. «Здоровье населения» — широко используемое понятие в различных дискуссиях. О попытках определить здоровье и его место в процессе жизнедеятельности известно с самых ранних этапов развития философии и медицины. С медико-биологической точки зрения, норма здоровья — это весьма сложное диалектическое общего и частного, количества и качества, гармоничное воздействие элементов организма, его

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (63) 2008

постоянное соответствие меняющимся условиям внешней среды. Норма для каждого организма индивидуальна. Опыт поколений дал возможность сопоставить показатели функций органов тканей и клеток в норме и патологии. Существует много примеров отклонений от нормы, но это далеко не всегда говорит о болезни, это часто результат воздействия вреда внешних факторов, прежде всего географических и климатических, образа жизни, особенностей питания, наличие хронических заболеваний, которые напрямую не всегда приводят человека к летальному исходу. Р. Рихтер, философ-мыслитель Нового времени считал, что о мудрости своего организма и о собственной глупости люди начинают вспоминать толь-ко во время болезни. И был абсолютно прав.

В основу оценки здоровья, по данным Всемирной организации здравоохранения, входит «...состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни.». Исследования последних лет позволяют классифицировать состояние здоровья людей, отличающихся по ряду таких кардинальных признаков, как показатели уровня рождаемости, частота заболеваемости, расчет средней и ожидаемой продолжительности жизни при рождении, состояние физического здоровья, весу новорожденных, сумме человеко-часов активной жизни с учетом коэффициента воспроизводства и т.д. Однако необходимо учитывать, что эти параметры на разных территориях и у разных популяций различны. В свою очередь, комплексная их оценка весьма сложна, влияние климатических, географических, производственных и бытовых факторов столь многообразно, что до настоящего времени исследователи выбирают для сопоставления лишь некоторые из этих показателей. Но и тут важно, чтобы сравниваемые группы были бы в одинаковых условиях на равных географических зонах. Оценка здоровья населения чрезвычайно важна, и в этом большую роль может сыграть всеобщая диспансеризация населения, но при этом следует учесть необходимость регионального подхода. Медицинская география наглядно показала, что структура болезней и уровень здоровья в отдельных географических зонах весьма разнородны. При многих специальных научных исследованиях получаются данные, которые наглядно показывают, что здоровье на разных территориях различается, если оценивать его по критериям лабораторных и клинических исследований.

При рассмотрении здоровья используются различные содержательные характеристики. Функциональный подход заключается в способности индивида осуществлять присущие ему биологические и социальные функции, в частности, выполнять общественно полезную, трудовую, производственную деятельность. Их утрата является наиболее распространенным и наиболее значимым для человека, семьи, общества социальным последствием болезней человека. В связи с функциональным подходом к здоровью возникло понятие «практически здоровый человек», поскольку возможны патологические изменения, которые существенно не сказываются на самочувствии и работоспособности человека. Однако при этом чаще всего не учитывается, какую цену организм платит за сохранение работоспособности. В ряде случаев цена может быть настолько высокой, что грозит серьезными последствиями здоровью и работоспособности в будущем, поскольку изменения в организме до определенного уровня могут не сказываться на субъективных ощущениях и даже не отражаться на функции того или иного органа и системы. При

таком подходе качественные и количественные характеристики, как здоровья, так и болезни имеют довольно широкий диапазон толкования. Наиболее качественные характеристики могут использоваться при философско-антропологическом подходе. По степени выраженности здоровье определяется по многим признакам: уровню жизнеустойчивости организма, широте его адаптационных возможностей, биологической активности органов и систем, их способности к регенерации [1]. Итак, для философско-антропологического подхода при рассмотрения здоровья важно то, чтобы по мере возможности избегать поводов, провоцирующих болезни, и в то же время закалять свой организм, приучать его приспосабливаться к внешним влияниям, чтобы снизить чувствительность к действию неблагоприятных факторов. В этом отношении заслуживает внимание то, что здоровье определяет процесс адаптации. Это не результат инстинкта, а автономная реакция на социально созданную реальность, которая создает возможность адаптироваться к изменяющейся среде, к росту и старению, к лечению при нарушениях, к страданиям. Способность организма адекватно изменять свои функциональные показатели и сохранять оптимальность в различных условиях, адаптироваться к ним — наиболее характерный критерий нормы здоровья.

Развитие учения о здоровье показало тесную связь и содержательную близость понятий «образ жизни» и «здоровье». При отсутствии единого универсального определения здоровья понятие «образ жизни» является еще менее разработанным. «Подобно тому, как, бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни» — говорил античный философ Демокрит [3]. В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни, это связано с озабоченностью общества по поводу собственного здоровья, роста заболеваемости, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом. Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности человека, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом. Здоровый образ жизни создает для личности такую социокультурную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется процесс ее самосовершенствования. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у личности как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении к жизни. Содержание здорового образа жизни отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного.

Выделим основные составляющие здорового образа жизни:

— режим труда и отдыха;

— организация сна и режим питания: в питании, прежде всего, необходимо учитывать доброкачественность продуктов, химический состав и сбалансированность. Античный философ Пифагор говорил: «Садись за жизненный пир, но не облокачивайся на него». «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить» — вторил Сократ (античность) [3];

— организация процесса физического совершенствования. Вот что говорили философы различного времени по поводу этого: «Нет злейшего страдания, как ничего не делать» — А. И. Герцен (отечественная философия). «Тела неотделимы от движения: их формы и виды можно познавать только в деле. Лишь в движении тело обнаруживает, что оно есть» — Ф. Энгельс (немецкая классическая философия). «Как суконщики чистят сукно, выбивая его от пыли, так гимнастика очищает организм» — Гиппократ (античность). «Суть человеческого естества — в движении. Полный покой означает смерть» — Паскаль (Просвещение) [2]. Тесная связь состояния здоровья с активным образом жизни доказана многочисленными исследованиями — Н. А. Агаджанян, Н. М. Амосов, Г. Л. Апанасенко, В. К. Бальсевич, Э. Г. Булич, И. И. Брех-ман, А. А. Виру, Л. П. Матвеев, Р. Е. Мотылянская, И. В. Муравов, Л. Я. Иващенко, Ав1;гап^ Л. N. ШДшот, которые убедительно свидетельствуют о том, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в преодолении «коронарной эпидемии», предупреждением многих заболеваний и увеличение продолжительности жизни;

— выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания: принцип оздоровительной направленности — один из главенствующих, основных принципов массовой физкультурной деятельности, вытекающий из потребностей в обществе;

— профилактика вредных привычек: непоправимый вред здоровью наносят курение, алкоголь, наркотики. Вот только несколько высказываний фи-лософов-мыслителей: «Мы пьем за здоровье друг друга и портим собственное здоровье» — Монтень (Возрождение). «Человечество могло бы достигнуть невероятных успехов, если бы оно было более трезвым» — Гете (Просвещение) [3];

— психофизическая регуляция организма: психологическими исследованиями установлено, что в ходе физического совершенствования личности формируются и совершенствуются сами психологические процессы, на основе которых человек управляет собственными движениями. Основу этой регуляции составляет совершенствование психических процессов, начиная от относительно простых, на уровне психомоторики, и заканчивая наиболее сложными, интеллектуальными, на уровне мышления и воображения — целеустремлённость, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание и т.п.;

— культура межличностного общения и сексуального поведения: любое поведение следует оценивать как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата. При таком подходе критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а практическое увеличение количества здоровья.

Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные компоненты. Эти характе-

ристики здорового образа жизни устойчивы по отношению к постоянно меняющимся, многочисленным воздействиям окружения человека. Они образуют своего рода барьеры, ограждающие его от необходимости все время реагировать на многообразие существующих вокруг суждений, мнений, оценок, требований. Внутри этих границ индивид волен регулировать свои действия, опробовать новые образцы поведения. С одной стороны, устойчивые и повторяющиеся компоненты жизнедеятельности обращены к личности, связаны с ее индивидуальными предпочтениями, с другой — они не являются ее изобретением, а складываются и приобретают культурное значение в процессе общения людей, в ходе их повседневной практики. Здоровый образ жизни характеризуется направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что он дает для развития самой личности. Между реальным образом жизни и порождаемой им системой субъективных отношений возникают противоречия, в процессе разрешения которых происходит перестройка, развитие и совершенствование образа жизни, система отношений в нем.

Важно не только то, как человек живет, но и то, ради чего он живет, чем гордится и против чего борется. Так, здоровый образ жизни приобретает оценочное и нормативное понятие. Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентации индивида, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются им как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Так, в процессе накопления личностью социального опыта возможна дисгармония познавательных, психологических, социально-психологических, функциональных процессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности. Поэтому в жизни необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентаций, способных обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию ее поведения и деятельности. Для человека с высоким уровнем развития личности характерно не только стремление познать себя, но желание и умение изменять себя, микросреду, в которой он находится. Путем активного самоизменения и формируется личностью ее образ жизни. Самосознание, вбирая в себя опыт достижений личности в различных видах деятельности, проверяя физические и психические качества через внешние виды деятельности, общение, формирует полное представление его о себе. Одновременно с этим в структуру самосознания включаются идеалы, нормы и ценности, общественные по своей сути. Они присваиваются личностью, становятся ее собственными идеалами, ценностями, нормами, частью ядра личности — ее самосознания [4].

При изучении образа жизни в характеристике здоровья целесообразно обращать внимание не столько на негативные стороны, сколько на тенденции, факторы и условия образа жизни, являющиеся позитивными для сохранения и улучшения здоровья. Сохранение и улучшение здоровья невозможно без анализа факторов и условий, оказывающих наибольшее влияние на показатели здоровья. Наиболее значимыми в характеристике здоровья являются факторы образа жизни, поэтому необходимо способство-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008

вать изменению образа жизни, что может быть достигнуто не только изучением теоретических основ здоровья, но и овладением комплексом навыков, умений по оценке состояния своего здоровья и здорового образа жизни, что позволит обеспечить формирование умений, навыков, предполагающего психологопедагогическую и медико-биологическую оценку обучения и личностно-ориентированное образование для формирования гуманистических ценностей. Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека. В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, собранности, хорошей коммуникабельности, ощущении своей физической и психоэмоциональной привлекательности, оптимистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности. В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивости, способности успешно переносить последствия психических стрессов, в хорошо выраженной волевой организации, уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности. В функциональном про-

явлении более высокое качество здоровья, улучшение адаптационных процессов, повышение работоспособности и тренированности, снижение заболеваемости и болезненных ощущений, более быстрое и полноценное течение процессов восстановления после физической и умственной деятельности, усиление иммунных механизмов защиты организма, активность обменных процессов в организме, усиление половой потенции, нормализация соотношения массы тела и роста, хорошая осанка и легкость походки.

Библиографический список

1. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова: Алгоритм здоровья. — М.: Донецк: «Сталкер», 2002. — 464 с.

2. Антология мировой мысли. Т. 3. — М.: «Мысль», 1971. — 378 с.

3. Антология мировой философии: В 4 т., Т. 1, ч.1. — М.: «Мысль», 1969. — 265 стр.

4. Давиденко Д.Н., Димова А.Л. Социально-биологические основы физической культуры. — М., 2003. — 342 с.

ФЁДОРОВА Татьяна Николаевна, аспирант кафедры гуманитарных дисциплин.

Статья поступила в редакцию 08.11.07 г.

© Т. Н. Фёдорова

УДК 1302 Н. С. ПРИГОДА

Омский государственный технический университет

КУЛЬТУРНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ:

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ______________________________

Статья акцентирует внимание на проблеме культурного плюрализма как одной из глобальных проблем современного общества. Автор проводит детальный терминологический анализ понятия культурный плюрализм, характеризует его основные признаки. В частности, рассматривается Россия как многонациональная страна, где наблюдается постоянное взаимодействие различных национальных культур.

В XXI веке глобализация, растущая миграция населения выдвинули проблему развития культурного разнообразия на первый план, по-новому зазвучали проблемы терпимости, этнического и культурного плюрализма.

В частности, Россия является многонациональной страной, где наблюдается постоянное взаимодействие различных культур, языков, национальных обычаев и традиций, и потому проблемы межкультурного общения оказываются не менее важными, чем политические и экономические. Особенно это заметно при взаимодействии со странами ближнего зарубежья, утверждающими свою культурную самобытность, государственный язык и т. п. В основе государственной культурной политики России лежат ориентиры и ценности гражданского общества. Важнейшие ее принципы — это равноправие и свобода в условиях этнического, культурного и языкового разнообразия, обновление национально-культурной жизни народов России. Сохранение целостности и укрепление многонационального государства — вот основные задачи построения культурного плюрализма в России.

Проблему культурного плюрализма можно отнести к одной из глобальных проблем современного общества. Прежде чем обозначить собственное видение данного вопроса, необходимо выяснить, что вообще понимать под культурным плюрализмом.

Сам термин «плюрализм» (от лат. ИигаИв — множественный) [1] понимаемый как: «принцип устройства правового общества, утверждающий необходимость многообразия субъектов экономической, политической и культурной жизни общества» вошел в философскую литературу в 1712 году и просуществовав без малого три века, уже прочно закрепился в словарях и энциклопедиях. Это философское направление, предложенное Христианом Вольфом (1677 — 1754), утверждало, что мир состоит из множества принципиально различных, независимых и несводимых друг к другу субстанций, первоначал, первосущ-ностей [2]. Однако задолго до появления этого термина соответствующая позиция уже имела место в концепциях отдельных авторов. Это относится, прежде всего, к Н. Макиавелли, который «вопреки самому себе, — пишет И. Берлин, — является одним из твор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.