И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
К. А. Оглоблин
(Уссурийск)
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ КАК ФИЛОСОФСКО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Выдвинута парадигма, которая определяет связь человека с природой, духовно-нравственным обществом и здоровьем. Главной задачей данной парадигмы является повышение и улучшение качества здоровья человека, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни и разработка новых подходов к их осуществлению
Стратегический уровень образовательной политики в современных условиях воплощен в новой парадигме образования, которую определяют как совокупность общих методологических и теоретических установок и представлений, ориентиров, принятых педагогическим сообществом. Это своего рода общая модель, эталон, которым руководствуются при постановке и решении педагогических проблем. Образовательная политика государства должна соответствовать принятой в мировом сообществе и признанной в России гуманистической, личностно и социально ориентированной, развивающей парадигме, которая воплощается на стратегическом уровне образовательной политики в основных целях и ориентирах, методологических установках развития образования, позволяющих выделить приоритеты, наметить траектории развития образования в целом, всех его уровней и типов. Конкретные методы и приемы принадлежат уже тактическому уровню реализации политики [1].
Специалистам в области классической
медицины оказалось не под силу решение проблемы формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся, так как это комплексная проблема, отражающая взаимосвязь физического, психического, социального и духовного в человеке. Социальный заказ на поиск путей сохранения и развитие здоровья нации, обеспечения трудовой эффективности и репродуктивной достаточности должен быть адресован субъектам образовательного процесса. В современном обществе все больше осознается ответственность за социальное, психологическое, экологическое благополучие - не только свое, но и новых поколений. Поэтому здоровье нации - в первую очередь педагогическая проблема. Однако в ее решении, связанном с повышением качества здоровья населения, должны участвовать не только педагоги, но и врачи, психологи, социологи и практические работники в сфере физической культуры.
Современная жизнь требует создания новой концепции «Образование в контексте укреплении здоровья нации».
Идея разработанной нами концепции заключается в том, что именно непрерывное образование на всех уровнях (дошкольное, школьное, среднее и высшее специальное, постдипломное) помогает сформировать культуру здоровья человека, его отношение к здоровому образу жизни, широко применять здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии, активно пропагандировать физическую культуру и спорт, санитарно-гигиеническое воспитание, создавать психологический комфорт и снижать стрессогенные факторы, духовно и нравственно воспитывать человека, тем самым положительно влиять на здоровье нации, особенно на подрастающее поколение.
На основе концепции выдвинута парадигма, которая определяет связь человека с природой, с социально ориентированным обществом и здоровьем. Главной задачей парадигмы является повышение и улучшение качества здоровья человека, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни и разработка новых подходов к их осуществлению.
В Философском энциклопедическом словаре (А. М. Прохоров) парадигма трактуется с нескольких позиций: 1) понятие, используемое в античные и средние века в философии для характеристики взаимоотношения духовного, религиозного и реального мира; 2) теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач.
В целях упорядочивания имеющихся в педагогике представлений о парадигме, целесообразно развести понятия научной и образовательной парадигмы. Учитывая исходное толкование парадигмы, а также вышеизложенное, предложим следующее их понимание.
Научная педагогическая парадигма -это онтологические и гносеологические представления об образовании и науке, определяющие характер, идеалы, нормы научно-педагогического исследования, а также служащие основанием методологии педагогики. Образовательная парадигма - это совокупность принятых в педагогическом сообществе мировоззренческих и теоретических предпосылок, определяющих кон-
кретные подходы к проектированию процесса образования и саму образовательную практику [3].
В педагогической антропологии поднимается достаточно широкий круг вопросов, традиционно относимых к философской антропологии, связанных с природой человека, его сущностью и существованием, его развитием и саморазвитием в процессе образования, смыслом его бытия и педагогическим идеалом. Именно антропологические аспекты философского знания дают педагогической антропологии обобщенные представления о человеке, которые лежат в основе педагогических воззрений на сущность, цели и задачи педагогики. Благодаря органическому единству этих антропологических дисциплин можно раскрыть реальные педагогические отношения, внутри которых происходит становление человеческого в человеке. Педагогическая антропология интерпретирует философско-антропологические идеи применительно к педагогике, раскрывая содержание разных концепций образования с точки зрения природы человека, его места в мире в целом и в структурах образования в частности. Она дает педагогике исходя из разных философско-антропологических представлений ответ на вопрос: кем является человек - целью или средством, выступает ли он объектом или субъектом педагогических отношений? При этом человек понимается или как личность (цель самой себя), существо, которое реализует себя в многообразном, свободном и созидательном общении с другими, или как атомизированный, автономный и обезличенный индивид.
Перед педагогической наукой встает задача парадигмальной классификации и систематизации на широкой философско-антропологической основе различных концепций образования, как западных, так и отечественных, с последующей разработкой на основе проведенной систематики концептуальной антропологической модели образовательного процесса.
Интегративная педагогическая антропологическая парадигма призвана объединить различные аспекты философского и педагогического человекознания в единую
предметную область. Она исходит из принципа целостности человека - как единства физического и психического, телесного и духовного, социального и индивидуального в нем, фиксирует направленность, ориентацию исследования и построения современной антропологической модели образования.
Парадигма культуры здоровья включает в себя следующие положения:
- опережающую гуманизацию, направленную на человека и все сферы его жизнедеятельности, утверждающую ценности общечеловеческого, общекультурного достояния и рассматривающую в первую очередь жизнь людей и их общественные отношения;
- вероятностную социологизацию, заключающуюся в повышении внимания к социальным аспектам развития (социальная экология, социальная инфраструктура и др.);
- ноосферную экологизацию, предполагающую рассмотрение человека в неразрывной связи со средой его обитания, условиями жизни. Экологизация процесса обучения характерна для всего междисциплинарного комплекса наук, который исследует взаимодействие общества, производства и окружающей среды или «экоразвитие»;
- прогностическую экономизацию -направление, которое также характерно для многих наук;
- валеологизацию - интегративное направление, которое формирует здоровье населения.
При рассмотрении предмета здоровья к нему необходим более общий подход с позиций философского и общенаучного знания, который бы составил второй полюс ва-леологического образования, а в сочетании с конкретными валеологическими знаниями и практическими дисциплинами (например, «Валеологическая работа в школе») обеспечил бы всестороннюю подготовку специалиста. Эта философско-образова-тельная часть проблемы здоровья стала бы необходимой составляющей современной философии образования, и в частности вузовской профессиональной подготовки учителей.
Философия здоровья рассматривается комплексно, как единство здоровья природы, здоровья общества и здоровья человека [4]. Такой подход совершенно необходим, поскольку, с одной стороны, как бы ни сохранял и ни улучшал свое здоровье отдельный человек, он не сможет добиться желаемых результатов, если будет жить в больном обществе, пронизанном противоречиями экономического, политического, духовного плана. Это объясняется тем, что отдельный человек есть элемент и субъект социальной системы - общества. Поэтому здоровье или нездоровье всей социальной системы, общества обязательно отражается и на элементах данной системы - на людях. С другой стороны, материнской средой существования и человека, и общества в целом является природная среда. Следовательно, человек и общество могут быть здоровы в том случае, если не нарушена и не разрушена материнская природа их существования, соответствующие биогеоценозы, природные ландшафты планеты. Таким образом, рассмотрение здоровья природы совершенно необходимо для комплексного понимания проблемы здоровья и для практического оздоровления населения. Тогда выделяются три основных блока философии здоровья: философия человека, или гомовалеология, философия общества, или социовалеология, и философия природы планеты - эковалеология.
Рассмотрение трех указанных блоков философии здоровья осуществляется на базе системно-философского подхода, что предполагает его всестороннее, комплексное изучение как целостной системы, выявление соответствующей структуры и функций ее частей, изменения структурно-функциональных организаций в онтогенезе, учета данных истории, филогенеза системы, а также раскрытия главных взаимодействий системы с окружающей средой. Чтобы акцентировать внимание на целостном, комплексном подходе к изучению проблемы, в отличие от ряда других возможных подходов (например, по отдельности -структурно-функционального, эволюционного и т.п.), обозначим системно-философский подход понятием «системный». Тогда
в философию здоровья войдут следующие блоки: системная гомовалеология, системная социовалеология и системная экова-леология.
Во всех блоках философии здоровья будет учитываться реальная сложность обменных процессов системы с окружающей средой, а также внутри системы, которая проявляется в наличии материального обмена не только веществами, но и энергиями. Так, применительно к человеку это означает необходимость рассмотрения в системной гомовалеологии не только вещественного (питание, дыхание и т.д.), но и особого энергетического обмена с окружающей средой посредством нервно-локомоторного комплекса. Слаженное гармоничное функционирование энергообмена у человека формирует его духовное здоровье, здоровую двигательную активность и трудовую деятельность. Таким образом, системная гомовалеология в качестве фундамента предполагает системное единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья. Применительно к здоровью общества комплексное рассмотрение обменных процессов предполагает соответствующее рассмотрение не только материально-экономических, но и духовных сфер его жизнедеятельности.
Несомненно, что здоровье принадлежит к главным общечеловеческим ценностям. Но в современном, насыщенном социальным драматизмом динамичном мире, когда остро встает вопрос о смысле самой жизни, проблема здоровья приобретает эстетическое, практическое и общефилософское значение. Культура человека берет свое начало от культуры тела, культуры здоровья.
По нашему мнению, здоровье можно определить следующим образом: здоровье
- нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций [2].
Человек являет собой отражение двух ипостасей - биологической и социальной. Они находятся в диалектическом единстве
и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое состояние зависит от социального, а социальное, в свою очередь, -от биологического. В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) в понятии «здоровье»:
Первый уровень - биологическое здоровье - связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Иными словами, это совершенство саморегуляции в организме и максимальная адаптация (в биологическом смысле) к окружающей среде. Здоровье на биологическом уровне имеет две компоненты:
- соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития;
- физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Второй уровень - психическое здоровье
- связано с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивацион-но-потребностной сфер личности, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье - это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое или душевное здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции). К компонентам психического здоровья относят нравственное здоровье - комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье определяет духовность человека.
Третий уровень - социальное здоровье
- связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от мес-
та и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье - мера социальной активности и прежде всего трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и отражает социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.
Под социальным здоровьем понимаются состояние личности в обществе, ее социальное благополучие, социальный комфорт, социальная безопасность, жизненная активность. Социальное здоровье обусловлено поведением человека, образом жизни и образом мыслей.
Если рассматривать социальное здоровье более детально, то можно выделить следующие его аспекты: интеллектуальный, эмоциональный, социальный, личностный и духовный.
Интеллектуальный аспект - это то, как учащиеся усваивают информацию, знают ли, где ее можно получить, и насколько умеют ею пользоваться.
Эмоциональный аспект означает понимание своих чувств и умение выражать их в
форме, понятной для других. Человек должен уверенно контролировать свои эмоции и знать, как их выражать в допустимой форме.
Социальный аспект подразумевает осознание себя в качестве личности мужского или женского пола, наличие такой социальной среды, которая соответствует желаниям и потребностям того или иного человека.
Личностный аспект - как учащиеся воспринимают себя, чего они стремятся достичь и что каждый понимает под успехом. Каждый человек самореализуется по-своему, и способ самореализации зависит от того, что каждый ценит и чего хочет добиться. Некоторые, например, находят способ самореализации в своей учебе или карьере, другие - в семье и отношениях с друзьями и т.д.
Духовный аспект - это уровень нашей культуры, наличие у нас моральных норм, ценностей, которые определяют целостность нашей личности.
Таким образом, парадигма здоровья трактует мировоззренческие и конкретные подходы к проектированию качества образования и качества жизнедеятельности человека.
Литература
1. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры и реальная политика развития образования // «Педагогика». - 2005. - №6. -С. 10-15.
2. Оглоблин К. А. Концепция опережающего непрерывного образования, ориентированного на здоровье нации в условиях современного социума : моногр. - Уссурийск: УГПИ, 2005. -С.35-36.
3. Суртаев П. Б. Соотношение императива и парадигм в аспекте исследования проблемы воспитания / / Человек и образование. - 2005. - №2. - С. 50-52.
4. Философский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. - М., 1989. - 869 с.