Научная статья на тему 'Философско-антропологический анализ миграционных процессов как жизненной стратегии сельской молодежи'

Философско-антропологический анализ миграционных процессов как жизненной стратегии сельской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
105
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПЕРЕУСТРОЙСТВО ОБЩЕСТВА / НИВЕЛИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Заседателева Е. И.

Статья раскрывает факторы, влияющие на становление жизненных стратегий сельской молодежи, исследует особенности миграционных процессов, выявляет специфику самосознания сельских жителей. Даны концептуальные оценки роли и места образования в жизни современной сельской молодежи как наиболее сложного субъекта переходного периода трансформации социальной системы. Практическая значимость статьи заключается в возможности использования полученных данных в учебном процессе в институтах высшего образования в ходе разработки специальных и факультативных курсов, посвященных проблеме жизненных стратегий молодежи и образования как одной из жизненных стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PHILOSOPHIC ANALYSIS OF MIGRATION PROCESSES AS A VITAL STRATEGY FOR RURAL YOUTH

The article reveals the prerequisites of formation and the factors that influence the formation of the life strategies of rural youth. Conceptual assessments of the role and place of education in the life of modern rural youth as the most complex subject of the transition period of social system transformation are given. The practical importance of the article is determined by the goal, which made it possible to analyze the life strategies of modern youth and to identify the place of education in them. Conclusions and results can be applied in the educational process in higher education institutions during the development of special and elective courses on the life strategies of youth and education as one of life strategies.

Текст научной работы на тему «Философско-антропологический анализ миграционных процессов как жизненной стратегии сельской молодежи»

УДК 316.477 Науч. спец.: 09.00.13

ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ КАК ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ*

Статья раскрывает факторы, влияющие на становление жизненных стратегий сельской молодежи, исследует особенности миграционных процессов, выявляет специфику самосознания сельских жителей. Даны концептуальные оценки роли и места образования в жизни современной сельской молодежи как наиболее сложного субъекта переходного периода трансформации социальной системы. Практическая значимость статьи заключается в возможности использования полученных данных в учебном процессе в институтах высшего образования в ходе разработки специальных и факультативных курсов, посвященных проблеме жизненных стратегий молодежи и образования как одной из жизненных стратегий.

Ключевые слова: сельская молодежь, жизненные стратегии, социально-экономические изменения, политическое переустройство общества, нивелирование базовых ценностей.

В большинстве случаев образ жизни на селе отличается от городского. К основным отличиям можно отнести особенности труда, быта, социальных коммуникаций. Для сельской местности характерна нехватка рабочих мест, поэтому жители вынуждены вести личное подсобное хозяйство. Возможности заработка также бывают сезонны, представители ряда профессий, таких как тракторист, полевой рабочий, могут трудиться только летом. Так как сельское поселение может быть немногочисленно, жизнь человека проходит на виду у всех жителей деревни, поэтому возможность анонимного существования или двойной жизни маловероятна или невозможна. Чем меньше численность населения в населенном пункте, тем больше жизнь человека становится известна окружающим.

Антропологическая проблематика занимает центральное место в системе философских знаний о социальных процессах и явлениях, в которых человек выступает либо как индивид, либо как член социальной группы, поэтому верное понимание философско-антропологической проблематики позволяет наиболее точно оценить миграционные процессы как жизненную стратегию сельской молодежи. В связи с этим возникает ряд особенностей в самосознании сельского жителя, которые отличают их от жителей городов.

Из авторов, которые рассматривали жизненные стратегии молодежи, можно выделить В. Н. Дружинина, К. А. Абульханову-Славскую, Т. Кассера и Р. Райна, так как в их работах значительное место уделяется молодежной проблематике. В работе В. Н. Дружинина «Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии» рассматриваются

E. M. 3acedameneea E. I. Zasedateleva

SOCIAL-PHILOSOPHIC ANALYSIS OF MIGRATION PROCESSES AS A VITAL STRATEGY FOR RURAL YOUTH*

The article reveals the prerequisites of formation and the factors that influence the formation of the life strategies of rural youth. Conceptual assessments of the role and place of education in the life of modern rural youth as the most complex subject of the transition period of social system transformation are given.

The practical importance of the article is determined by the goal, which made it possible to analyze the life strategies of modern youth and to identify the place of education in them. Conclusions and results can be applied in the educational process in higher education institutions during the development of special and elective courses on the life strategies of youth and education as one of life strategies.

Keywords: rural youth, life strategies, socio-economic changes, political reorganization of society, leveling of basic values.

проблемы человеческой жизни с точки зрения психологии и типологии личности, у К. А. Абульхановой-Славской в труде «Стратегии жизни» исследуется жизненный путь и жизненные стратегии личности, в работе Т. Кассера и Р. Райна «Последующее изучение американской мечты: дифференциальная корреляция внутренних и внешних целей» показывается связь внешних и внутренних целей с тенденциями роста и самоактуализацией.

Жизненная стратегия - это индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни в соответствии с ценностями данной личности и ее индивидуальной направленностью. Жизненная стратегия - это выбор, определение и реализация ценностей жизни [1, с. 67].

Согласно гипотезе В. Н. Дружинина, существуют независимые от индивида, изобретенные человечеством и воспроизводящиеся во времени жизни ее варианты. Конкретные обстоятельства влияют на человека, и индивид в зависимости от них выбирает какую-либо жизненно-стратегическую разновидность, однако нельзя говорить, что эта разновидность может быть ему навязана [2, с. 42].

А. Адлер считал, что у каждого человека формируется индивидуальная жизненная стратегия или «жизненный план личности» и вся судьба человека складывается в первые годы его жизни [3, с. 235]. По мнению А. Адлера, у ребенка к шести годам складывается единый паттерн поведения, свой собственный стиль решения проблем, представление о том, чего ждать от мира и от себя. Стиль жизни складывается у ребенка навсегда и оказывает на него влияние всю жизнь.

* Работа выполнена при поддержке РФФИ (Отделение гуманитарных и общественных наук), проект № 16-03-00309.

* The research has been carried out with the financial support provided by RFBR (Department of Humanities and Social Sciences), project No. 16-03-00309.

Т. Кайсер и Р. Райн выделяют такие группы жизненных стратегий, как внешние стремления и внутренние стремления. К внешним стремлениям авторы относят материальное благополучие, позитивную оценку индивида окружающими и физическую привлекательность. К внутренним стремлениям - ценности личностного роста, здоровье, любовь, служение обществу.

По мнению К. Г. Юнга, жизненные стратегии делятся на четыре группы:

- жизненная стратегия количественного накопления,

- жизненная стратегия эмоционального накопления,

- жизненная стратегия доминирования,

- жизненная стратегия новизны [4, с. 302].

В зависимости от условий, в которых проживал молодой человек в детском возрасте, будет определяться, какая стратегия превалирует именно в его случае. Также, в связи с тем в рамках какой стратегии действует человек, им будет принято решение о выборе профессии или дальнейшего жизненного пути. К примеру, человек, который действует по стратегии количественного накопления, с большей долей вероятности выберет такую профессию и пойдет работать по такой специальности, чтобы поддерживать свой положительный баланс количественных приобретений. Вполне возможно, что этот человек выберет ту работу, которая будет приносить ему больший доход, возможно, этот человек выберет переезд в город для того, чтобы состояться там в профессиональном плане.

Индивид, выбравший стратегию эмоционального накопления, скорее всего, предпочтет ту работу, которая будет приносить в большей степени положительные эмоции, а размер оплаты труда или карьерный рост будут не так важны для этого человека. Вполне возможно, что этот человек не будет переезжать в город, потому что это может пошатнуть его баланс положительных эмоций и нарушить привычный ритм жизни.

Человек, который предпочел стратегию доминирования, с большей долей вероятности выберет ту профессию, где он будет сам себе начальником или руководителем некоторой группы. Работа, связанная с фрилансом или частным предпринимательством, возможна как на селе, так и в городе.

Для личности, которая выбрала жизненную стратегию новизны, наиболее возможен как переезд в город, который принесет массу новых впечатлений, так и открытие какого-то небанального дела в сельской местности, такого как разведение цесарок или страусов вместо обычных птиц, использующихся в сельском хозяйстве, какого-то необычного типа предпринимательства.

Э. Берн также полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы [5, с. 190]. Он считает, что жизненная стратегия - это план жизни, намеченный на ближайшие годы либо десятилетия. Данный сценарий не статичен, может изменяться с течением времени и корректироваться в зависимости от обстоятельств, которые индивиду пришлось пережить, изменяющегося мировоззрения человека, его состояния здоровья и окружения.Таким образом, можно сделать вывод, что именно в детские годы ребенок пусть и неосознанно формирует свою жизненную стратегию. В ситуации с сельской молодежью получается, что жизненная стратегия молодого

человека будет зависеть от того, что он видел в начале своей жизни, какую оценку сделал сам, возможно, неосознанно, и как оценивали эту ситуацию родители.

Если еще в детстве человек видел, что жизнь в деревне - это ряд неразрешимых бытовых неудобств, то неудивительно, что, повзрослев, человек захочет навсегда покинуть деревню. Если у него в детстве в голове была заложена мысль, что жизнь на селе не является чем-то ужасным, а, наоборот, имеет ряд преимуществ, то высока вероятность того, что после окончания учебы в городе молодой специалист вернется на село и будет работать там. Но не стоит отрицать или преуменьшать роль того, насколько сильно изменятся представления человека к сознательному возрасту и какое впечатление произведет на него город. Кроме того, важным аспектом является то, какие отношения сложились у молодого человека с родителями, насколько сильны родственные связи, каков их характер. Все это влияет на то, будет ли возвращаться выпускник в село или останется в городе.

Большинство людей, проживающих в деревне, ведут личное подсобное хозяйство с более-менее стандартным и устоявшимся набором растений и животных. Если какое-то семейное хозяйство в условиях Сибири решит выращивать персики или разводить цесарок, практически наверняка это отклонение от общепринятой нормы не будет вызывать общественное осуждение. Однако если в каком-либо домохозяйстве будет принято решение об открытии платного подобия кинотеатра, то это может повлечь общественное порицание, так как подобный способ заработка может не совпадать с мировоззрением остальных жителей и их представлениями о соседстве, взаимовыручке и возможностями получения выгоды.

Уклад деревенской жизни зачастую определен строгими рамками, и человек вынужден либо принимать неписаные правила поведения, либо отстаивать свою позицию. В случае отступления от общепринятого образа жизни возможно обсуждение индивида и его поведения. Если варианты отступления от нормы хоть и необычны, но не противоречат нормам морали, это может не вызывать общественного осуждения или даже одобряться обществом, но если отступление от общепринятой нормы противоречит нормам морали, возможны конфликты на этой почве.

Жизненные стратегии сельских жителей определяются такими факторами, как моноотраслевой характер экономики села, затянувшийся кризис аграрного сектора, что является препятствием для развития сельскохозяйственного производства и негативно влияет на занятость сельских жителей и, соответственно, на их доходы. Впоследствии это влияет на уровень потребления, невозможность или затруднительность в обращении к платной медицинской помощи или образованию, что, в свою очередь, является индикатором, определяющим уровень формирования и реализации жизненных стратегий индивидов. Для сельской молодежи характерны сложные социальные трансформации, изменение поведенческих моделей и социальных систем. Для жизненных стратегий сельской молодежи характерно стремление достичь успеха и лучшего устройства своей жизни, что зачастую проявляется в стремлении уехать в город или более крупное село.

16

Гуманитарные исследования • 2019 • № 1 (22)

Особенностью жизненных стратегий сельской молодежи является то, что она зачастую испытывает большее желание состояться профессионально и, возможно, для этого переехать в город, в то время как у городских жителей такая возможность уже есть с рождения, и они не должны никуда переезжать. При выборе пути в жизни молодой человек из села должен интегрировать личностные ценности, которые присущи только ему, смысл жизни и инструментальные стратегии их достижения.

Согласно международной классификации, молодежь - это лица младше 35 лет, следовательно, по состоянию на сегодняшний день молодежь - это люди, родившиеся в 1982 году и позже. Соответственно, на влияние этих людей оказало сильнейшее влияние социально-экономическое и политическое переустройство общества и распад СССР в 1991 г., для лиц, родившихся позже - нестабильность переходного периода 1990-х гг. Переход от плановой экономики к рыночной, глобальные трансформационные процессы общества, произошедшие в тот период, несомненно, повлекшие и духовное изменение общества, и ценностные ориентации россиян, оказали значительное влияние на развитие жизненных целей и стратегий. Высокая дифференциация доходов, значительные изменения в системе образования, которые начались в тот период и продолжаются до сих пор, привели к изменению статуса молодежи в обществе. Усложнилась и ограничилась перспектива ее социального роста и самореализации, это проявилось в росте бедности и увеличении безработицы, в том числе и среди молодежи.

В наиболее тяжелой ситуации оказалось сельское население в силу моноотраслевого характера экономики села. Продолжительный и затянувшийся кризис в аграрном секторе оказал негативное влияние на занятость населения, заработную плату и доходы сельского населения, уровень жизни, доступность медицинской и образовательной среды общества. Сельскохозяйственное производство пребывало в упадке, ухудшение социально-экономических условий жизни привело к тому, что молодежь как наиболее мобильная часть общества массово начала пытаться улучшить условия жизни с помощью переезда в город. Этот отток населения привел к социально-психологической напряженности в селе, кризису института семьи и брака, снижению количества трудовых ресурсов. Все это может привести и приводит к глобальным социальным и экономическим последствиям и разрушению некоторых деревень.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. на селе идет процесс нивелирования базовых ценностей, исторически присущих российскому деревенскому образу жизни, таких как семья и дети. Многие черты традиционного сельского образа жизни, характерные для XX в. и более раннего времени, постепенно стираются [6, с. 47].

На формирование жизненных стратегий сельской молодежи влияет не только школа, учителя и родители, как в случае с их городскими сверстниками, но и фактор местности. Сельская школа формирует жизненные стратегии, направленные на самореализацию, которая может происходить в сельской местности или городе. Так как возможности претворения своих целей в жизнь на селе могут быть ограничены, некоторые молодые люди предпочли бы переехать в город для максимально полного раскрытия своего потенциала, в то время как городская молодежь

может раскрыть свои возможности и воплотить в жизнь цели, не переезжая на другое место жительства.

Кроме того, для сельской молодежи характерна маятниковая миграция. Исследование, проведенное автором на базе учреждений высшего профессионального образования Новосибирска показало, что 30,5 % респондентов, приехавших для обучения в Новосибирск из сельской местности, ездят домой каждые выходные, 35,67 % студентов приезжают домой на каникулы после окончания семестра. Раз в месяц ездит домой 21,17 % респондентов, несколько раз за семестр - 10,83 % опрошенных. В глубинном интервью респондент № 1 рассказал, что ездит домой каждые выходные, так как его поселок расположен примерно в сорока километрах от Новосибирска, респондент № 2 также ездит домой каждые выходные, несмотря на то, что его поселок располагается в примерно в двадцати километрах от Новосибирска, более частым поездкам мешает сильная занятость на учебе. Респондент № 3 ездит домой два-три раза в неделю, так как живет в семнадцати километрах от Новосибирска, предпочитает жить дома и место в общежитии ему не так уж и нужно. Респондент № 4 живет более, чем в ста километрах от города и ездит домой примерно раз в месяц. Респондент № 5 живет более, чем в 350 километрах от Новосибирска и ездит домой только на каникулах либо по каким-то очень значительным поводам, например свадьба сестры. Отсюда следует вывод, что для сельской молодежи характерна маятниковая миграция, причем чем ближе студент обучается от места проживания, тем чаще он ездит домой.

Подводя итог исследованию, можно сделать вывод, что, стремясь обеспечить себе лучшую жизнь, сельская молодежь пытается решить данную проблему путем переезда в более крупный населенный пункт. Молодые люди могут стремиться уехать в город не только ради того, чтобы получить образование и освоить профессию, но и ради того, чтобы пожить в более свободных условиях, почувствовать себя независимым.

Философско-антропологический анализ миграционных процессов как жизненной стратегии сельской молодежи позволяет прийти к выводу, что именно информация, полученная в детстве, закладывает фундамент для формирования жизненных стратегий. И само решение о необходимости или ненужности миграции во многом зависит от детских впечатлений индивида, на основе которых будет складываться его личность и мировоззрение.

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991. 160 с.

2. Дружинин В. Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. М. : ПЕР СЕ; СПб. : ИМАТОН-М, 2000. 79 с.

3. Адлер А. Наука жить. Киев : Port-Royal, 1997. 288 с.

4. Юнг К. Г. Психологические типы / пер. С. Лорие (под ред. В. Зеленского). СПб. : Азбука, 2001. URL: http://lib.ru/ PSIHO/JUNG/psytyps.txt (дата обращения: 20.02.2019).

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Екатеринбург : ЛИТУР, 2002. 576 с.

6. Силласте Г. Г. Сельская школа и село России в начале XX. М. : Центр образоват. лит., 2003. 502 с.

© Заседателева Е. И., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.