Научная статья на тему 'Образование как жизненная стратегия сельской молодежи4'

Образование как жизненная стратегия сельской молодежи4 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
121
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / RURAL YOUTH / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / VITAL STRATEGY / ПРОФЕССИЯ / PROFESSION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Заседателева Евгения Игоревна

Статья посвящена роли образования в формировании жизненных стратегий сельской молодежи. В последние годы растет роль образования в обществе, однако причины получения образования изменяются. Переход к рыночным отношениям в условиях реформирующегося и реформируемого общества увеличивает количество студентов, но ухудшает качество подготовки специалистов. Ценность образования снижается. В условиях села роль образования иная, нежели в городе, и состоит в том, что получение образования может стать отправной точкой для переезда в город. Большинство студентов из сельской местности поступают в городские учебные заведения для того, чтобы получить специальность и работать по ней в городе, однако их специальность позволяет им работать и на селе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education as vital strategy of rural youth

The paper is devoted to a role of education in the vital strategy of rural youth. In recent years, the role of education in the society increases, however, reasons for getting education change. Transition to the market relations in the reformed society increases the number of students, but worsens quality of training of experts. The value of education decreases. In the rural locality, the role of education is quite different compared to the city. For rural youth, education can become a starting point for moving to the city. Most of students of the rural zone enter the city educational institutions to receive specialty and to work then in the city, in spite of the fact that their specialty allows them to work also in the village.

Текст научной работы на тему «Образование как жизненная стратегия сельской молодежи4»

УДК 316.346.32-053.6:37 ББК 60.561.23 З 36

Е.И. Заседателева,

соискатель Отдела социальных и правовых исследований Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, г. Новосибирск, тел.: +79137181738, e-mail: e.zasedatel@mail.ru

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ1

(Рецензирована)

Аннотация. Статья посвящена роли образования в формировании жизненных стратегий сельской молодежи. В последние годы растет роль образования в обществе, однако причины получения образования изменяются. Переход к рыночным отношениям в условиях реформирующегося и реформируемого общества увеличивает количество студентов, но ухудшает качество подготовки специалистов. Ценность образования снижается. В условиях села роль образования иная, нежели в городе, и состоит в том, что получение образования может стать отправной точкой для переезда в город. Большинство студентов из сельской местности поступают в городские учебные заведения для того, чтобы получить специальность и работать по ней в городе, однако их специальность позволяет им работать и на селе.

Ключевые слова: сельская молодежь, образование, жизненная стратегия, образование, профессия.

E.I. Zasedateleva,

Applicant of Candidate's Degree of Department of Social and Legal Researches, Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science, Novosibirsk, ph.: +79137181738, e-mail: e.zasedatel@mail.ru

EDUCATION AS VITAL STRATEGY OF RURAL YOUTH

Abstract. The paper is devoted to a role of education in the vital strategy of rural youth. In recent years, the role of education in the society increases, however, reasons for getting education change. Transition to the market relations in the reformed society increases the number of students, but worsens quality of training of experts. The value of education decreases. In the rural locality, the role of education is quite different compared to the city. For rural youth, education can become a starting point for moving to the city. Most of students of the rural zone enter the city educational institutions to receive specialty and to work then in the city, in spite of the fact that their specialty allows them to work also in the village.

Keywords: rural youth, education, vital strategy, education, profession.

Образование является важной сферой жизнедеятельности людей. В настоящее время наблюдается возрастание роли образования в

обществе. Зачастую молодые люди получают образование «за компанию» или «потому что так принято». Переход к рыночным отношениям

1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ №16-03-00309.

приводит к увеличению абитуриентов, желающих продолжить свое образование, и повышению спроса на образовательные услуги. Однако, с другой стороны, это снижает общий уровень подготовленности специалистов, выпускающихся из университета и, фактически, обесценивает роль образования. Изменяется понимание места, роли и ценности образования, которое происходит именно в сознании молодежи.

В связи с повышением роли образования в общемировом процессе и возрастанием роли образования именно в России, упор делается на образование как на фактор, который сыграл бы немаловажную роль в возрождении российского общества, так как система образования напрямую участвует в процессе поддержания и сохранения человеческого общества и цивилизации.

В настоящее время происходит рост общественных потребностей в осмыслении функции образовании как фактора, влияющего на определение перспектив и содержания жизненных стратегий молодежи, что является критерием, обеспечивающим актуальность данной работы.

Молодые люди, формируя свою жизненную стратегию, зачастую включают в нее получение высшего образования в качестве одного из основных элементов. При этом дальнейшая работа по специальности может не входить в стратегию молодежи. Диплом теряет свою ценность и становится только проводником в мир профессий, в квалификационные требования которых входит наличие высшего образования. В условиях села данный фактор может видоизменяться, молодые люди могут получать высшее образование для того, чтобы сменить место жительства и переехать в город.

Цель исследования - проанализировать образование как жизненную стратегию сельской молодежи.

Объект исследования - жизненные стратегии сельской молодежи.

В качестве методологии исследования предполагается использовать методы анкетного опроса и индивидуального полуформализованного интервью.

Выявление жизненных страте -гий современной молодежи невозможно без учета внешних факторов, влияющих на изменение жизнедеятельности молодежи, и внутренних, представляющихся в виде жизненных планов и ценностных ориента-ций. Поэтому в настоящее время в условиях, диктуемых современным обществом, появляется необходимость постоянного создания свежих идей, посвященных саморазвитию, возникновению новых замыслов. Жизненная стратегия определяет сохранение и развитие страны и общества в глобальном мире.

В настоящее время на положение молодежи оказывают влияние глубокие перемены, происходящие в наши дни. В условиях реформирующегося и реформируемого общества возникают новые социально-экономические и политические условия. Все это конструирует радикально новые формы поведения молодежи. Стремясь к самореализации, молодые люди должны не упускать из виду инновационную динамику общества, которая порождается рыночными механизмами производительного потребления.

В качестве критерия успешной самореализации молодежи выделают ее конкурентоспособность. Современное общество - это общество, в котором выживание человека зависит от конструктивного решения глобальных проблем, воздействующих на образование позитивной направленности социокультурных установок молодёжи [1; 74]. Благодаря переходу от плановой экономики к рыночной у молодежи появились не только преимущества, но и трудности. На сегодняшний день считается важнейшим преимуществом обладание теми знаниями и умениями, которые высоко ценятся на современном рынке труда.

Таким образом, можно сделать вывод, что переход к рыночным отношениям не только увеличил спрос и стал мотивировать молодых людей к получению высшего образования, но и кардинально изменил понимание его роли и ценности. С одной стороны, статусная функция высшего образования обусловлена ориентацией молодёжи на жизненный успех, который они соотносят с престижным высшим образованием. Однако высшее образование обесценилось вследствие массовости его получения и не стало гарантировать получение высокооплачиваемой и престижной работы. Множество молодых людей получает высшее образование «для галочки», «за компанию», «потому что так принято» или потому, что не хотят идти работать в сферу рабочих профессий, получив на руки аттестат зрелости. Более того, нередки случаи, когда вчерашний студент, получив диплом о высшем образовании благодаря именно такой мотивации, идет работать туда, где можно получить более легкие и быстрые деньги, к примеру, мастером маникюра или монтажником пластиковых окон, забывая о том, что для этой работы ему вполне хватило бы среднего образования и время и, в некоторых случаях, деньги, потраченные им или родителями на его обучение, можно было бы сэкономить.

Таким образом, молодое поколение желает добиться независимости от общества с помощью получения престижного образования и материального достатка, зачастую забывая о том, что на начальной ступени своей карьеры работа по специальности не может обеспечить материально так, как хотелось бы. В XX в. высшее образование было необходимо, прежде всего, для более успешной интеграции индивида в общество. На сегодняшний день роль образования значительно изменилась, и далеко не всегда диплом о высшем образовании стал обеспечивать человека денежной, престижной профессией.

Жизненная стратегия трактуется либо как система перспективных представлений и ориентаций, либо как система целей, планов и ценностных ориентаций [2; 106]. Жизненная стратегия индивида предопределяет его жизненный путь, связывает с будущим, выдвигает цели и способи их достижения, ориентируясь на прошлые события и опыт. Жизненная стратегия регулирует целостность жизнедеятельности конкретной личности. Жизненные стратегии как особая характеристика личности скорее влияет на направленность и содержание социальной активности, нежели чем предопределяет мотивацию поведения молодого человека и ориентацию его общественной позиции. Важным аспектом жизненных стратегий являются ценности и ценностные ориентации, обеспечивающие человека необходимыми целями.

Не следует также забывать о том, что образование нередко играет роль так называемого социального лифта, т.е. повышение уровня образования позволяет индивиду перемещаться на более высокие позиции в системе социальной иерархии, повысить свой социальный статус, «вес» в глазах окружающих, приобрести новые значимые привилегии, соответствующие достигнутому социальному статусу. А это, в свою очередь, является важной причиной для характерных изменений молодыми людьми своих жизненных приоритетов (в частности, для постановки и реализации, прежде всего, карьерных планов).

Следовательно, жизненная стратегия большинства молодого поколения строится в большей степени исходя из материального благополучия и успеха. Если раньше в обществе господствовали идеи интеграции и солидарности, участие в общем деле, то сегодня каждый стремится к свободе от общества и достижению личного успеха.

При изучении жизненных стратегий молодых людей нужно помнить,

что рассматриваемая социальная группа не является однородной по своему составу. Для ее представителей характерны все возможные наборы социальных статусов, функций и ролей, которые соответствуют этапам взросления и становления личности. На этапе ранней юности основная цель и задачи молодежи

- накопление и развитие человеческого потенциала, получение образования, выбор учебного заведения и профессии. Именно на этом этапе происходит определение дальнейшего жизненного пути. На временном отрезке от 17 до 23 лет происходит процесс физиологического созревания и социального формирования молодого человека как личности. Образование на этом этапе развития является профессиональным. В этот период он получает материальную независимость от родителей, обзаводится семьей. Основным видом становится трудовая деятельность. Происходит смена жизненных планов под влиянием внешних условий. Дифференциация социального положения предполагает разнообразие жизненных траекторий и целей молодых людей [3; 266].

Формирование системы ценностных ориентаций подростка определяет дальнейший путь профессионального самоопределения личности, посредством которого она становится полноправным членом общества. Следует отметить, что для жизненных ценностей характерна высокая осознанность, они служат важным фактором социальной регуляции поведения индивида.

Различия в возможностях самоопределения, имеющиеся среди городской и сельской молодёжи, крупных и малых городов, отображаются в представлениях молодых людей о том, как они собираются преодолеть трудности, которые возникают в процессе реализации жизненных стратегий. Инфраструктура, рынок труда, информационное обеспечение, материальные условия жизни

- все это существенно различается в

поселениях разного уровня урбанизации, поэтому вероятность реализации молодежью своих возможностей, предоставляемых обществом, и осуществления своих профессиональных планов определяется и уровнем урбанизации населения. Сельская местность как тип поселения также, несмотря на достаточно высокий уровень урбанизации российского общества, удерживает свои функции организации социума. От сохранения сельской молодёжью образовательного, интеллектуального, трудового потенциала в большой степени находится в зависимости воспроизводство социальных традиций в обществе, а значит и устойчивость его реализации [4; 219].

Несмотря на то, что существенные перемены в общественном строе раскрыли новые возможности для экономической активности, сельской молодёжи становится сложнее реализовать себя в традиционных областях жизни: продолжить образовательный процесс, приобрести профессию, найти работу. Разумеется, что наибольшие возможности имеет молодёжь, проживающая в больших городах, по сравнению с сельской молодёжью. Городская молодежь нацелена на инновационную деятельность в области образования, формируя социальную субъективность благодаря инерции социальной сферы, обеспечивающей молодым людям уже готовые условия социального продвижения. Молодёжь, проживающая в сельской местности, характеризуется в основном традиционным поведением в области образования. Она совершенствует свою социальную субъективность, испытывая зависимость от инерции такой социальной сферы, которая дает условия, несоответствующие условиям современного образования и рынка труда.

Сравнивая сельскую и городскую молодёжь, можно заметить, что ценностные ориентации сельской и городской учащейся молодёжи в большинстве своём совпадают.

Это проявляется, например, в отношении к здоровью, семье, к материальному благополучию и способах его добывания. Богатство, как и профессиональная карьера, входят в число ведущих ценностей молодого поколения. Богатство принимается им как условия большой свободы, выбора, удовлетворения разнообразных потребностей и личностных благ. Однако сельская молодёжь в большей степени, чем их городские сверстники, отдает предпочтение таким жизненным ориентирам, как стабильность в обществе, любовь к своей малой родине, патриотизм, милосердие и религия [5; 36].

Исследование, проведенное в учреждениях высшего профессионального образования (НГУ, НГМУ, НГПУ, СибУПК) с выборочной совокупностью 600 человек, показало следующие результаты.

Больше половины респондентов (51,17%) поступили в университет, чтобы получить специальность, на втором месте - вариант ответа «потому что так положено» (25,33%). Варианты «нравится учиться, для себя», «по желанию родителей», «оттянуть момент вступления «во взрослую жизнь»» выбрали наименьшее количество респондентов.

Выбором специальности скорее довольны 46,5% опрошенных, не довольны специальностью 24,17% респондентов, варианты ответа «да доволен(льна)» и «скорее не доволен(льна)» заняли последние места по популярности.

33,83% респондентов скорее планируют работать по специальности, затрудняются ответить 29,17% опрошенных. Чуть меньшее количество респондентов планируют или скорее не планируют работать по специальности.

40,17% респондентов считают, что по их специальности можно работать и в городе, и на селе, специальность, по которой можно работать только в городе, выбрали 31,5% опрошенных. Из них 54,63% респондентов хотели поступить именно на

эту специальность, а 34,03% пожелали остаться в городе после окончания обучения.

После окончания обучения остаться в городе планируют большинство молодых людей - 61,83%. Встречаются и такие варианты ответа, как: «планирую переехать в более крупный город», «планирую вернуться в поселок», «планирую ездить на работу в город, а жить в поселке».

В глубинных интервью респонденты говорили о том, что они поступили в университет, чтобы освоить специальность, которая им нравилась по предварительно полученной информации. В качестве дополнительных мотивов один респондент отметил, что «хотелось пожить в городе», а двое респондентов хотели «вырваться из-под родительского контроля».

Из пяти респондентов четверо довольны выбором специальности. Респондент № 5 увидел в реальности полностью то, что представлял, однако имел довольно полную информацию от сестры, которая училась в этом же университете, респондент № 4 ожидал немного другого, но доволен выбором специальности, респондент № 3 доволен выбором специальности, респондент № 2 доволен выбором специальности, но не ожидал такой сильной учебной нагрузки, респондент № 1 считает, что катастрофически ошибся в выборе специальности, представлял ее совершенно иначе, пытался сдать вступительные экзамены снова, однако не смог поступить на ту специальность, которая ему была близка, на бюджетной основе, поэтому остался учиться дальше.

По специальности планируют работать все респонденты, однако, респондент № 1 говорит, что вынужден работать по специальности, так как обучается на целевой форме обучения, а платить по окончанию учебы, чтобы не ехать по распределению, у него нет возможности.

Работать по выбранной специальности на селе есть возможность

у всех респондентов, причем специальность респондента № 1 предполагает работу на селе, специальность респондента № 4 позволяет работать и в деревне, и в городе, однако более логична для города, специальности остальных респондентов позволяют работать и в городе, и на селе.

Респондент № 3 поступил на специальность, по которой логичнее работать в городе, потому что ездить из поселка в город недалеко и потому что ему нравилась эта специальность.

После окончания обучения респондент № 1 планирует возвращаться на село и работать там по распределению, респонденты №№ 2 и 5 планируют вернуться на село, респондент № 3 планирует жить в селе, но ездить на работу в город, респондент № 4 планирует остаться работать в городе.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство молодых людей поступили в университет, чтобы освоить специальность. Большинство из них скорее довольны

выбором специальности. На втором месте по популярности расположился вариант «не доволен(льна)» выбором специальности.

Скорее всего, планируют работать по специальности около трети респондентов, чуть меньше трети респондентов затрудняются ответить на этот вопрос.

Большая часть респондентов обучается по специальности, по которой можно работать и в городе, и на селе; по специальности, по которой можно работать только в городе, обучается чуть меньшее число респондентов.

В качестве причины, которая побудила их получить именно эту профессию, чуть больше половины респондентов назвали желание поступить именно на эту специальность, около трети респондентов планируют остаться в городе после окончания обучения, поэтому выбрали именно эту специальность.

После окончания обучения большинство респондентов планируют остаться в городе.

Примечания:

1. Осипова Л.Б., Энвери Л.А. Жизненные стратегии современной молодежи // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. № 4, т. 4. С. 106-107.

2. Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. 2002. № 4. С. 74.

3. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб, 2000. С. 266-267.

4. Садыков Р.М. Занятость молодежи в сельской местности: проблемы и пути решения. // Вестник Башкирского университета. 2011. № 1, т. 16. 219 с.

5. Лунина Ю.В. Жизненные стратегии молодежи: основные направления социальной поддержки // Вестник Оренбургского государственного университета. 2008. № 1. 36 с.

References:

1. Osipova L.B., Envery L.A. Life strategies of modern youth // Bulletin of Vyatka State Humanitarian University. 2012. No. 4, Vol. 4. P. 106-107.

2. Vasilyeva O.S., Demchenko E.A. Study of the main characteristics of a person's life strategy // Problems of psychology. 2002. No. 4. P. 74.

3. Golovakha E.I. Life perspective and value orientations of the individual // Psychology of personality in the works of domestic psychologists. SPb., 2000. P. 266-267.

4. Sadykov R.M. Employment of youth in rural areas: problems and solutions // Bulletin of Bashkir University. 2011. No. 1, Vol. 16. 219 pp.

5. Lunina Yu.V. Life strategies of youth: the main directions of social support // Bulletin of Orenburg State University. 2008. No. 1. 36 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.