УДК 316.477
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ*
Статья посвящена роли образования в жизненных стратегиях сельской молодежи. В последние годы растет роль образования в обществе, однако причины получения образования изменяются. Переход к рыночным отношениям в условиях реформирующегося и реформируемого общества увеличивает количество студентов, но ухудшает качество подготовки специалистов. Ценность образования снижается. В условиях села роль образования иная, нежели в городе, и состоит в том, что получение образования может стать отправной точкой для переезда в город. Большинство студентов из сельской местности поступают в городские учебные заведения для того, чтобы получить специальность и работать по ней в городе, однако их специальность позволяет им работать и на селе.
Ключевые слова: сельская молодежь, образование, жизненная стратегия, образование, профессия.
E. M. 3acedameneea E. I. Zasedateleva
EDUCATION AS THE LIFE STRATEGY OF RURAL YOUTH*
The article is devoted to the role of education in the life strategies of rural youth. In recent years, the role of education in society is growing, however, the reasons for obtaining education are changing. Transition to market relations in the conditions of a reformed and reformed society increases the number of students, but worsens the quality of training specialists. The value of education is reduced. In the conditions of the village, the role of education is different from that in the city, and that education can become a starting point for moving to the city. The majority of students from rural areas enter urban schools in order to obtain a speciality and work in the city, however, their speciality allows them to work in the countryside.
Keywords: rural youth, education, life strategy, education, profession.
Образование является важной сферой жизни людей. В настоящее время наблюдается рост роли образования в обществе, зачастую молодые люди получают образование «за компанию» или «потому что так принято». Переход к рыночным отношениям приводит к увеличению абитуриентов, желающих продолжить свое образование, и повышению спроса на образовательные услуги, однако, с другой стороны, это снижает общий уровень подготовленности специалистов, выпускаемых университетами, и фактически обесценивает роль образования. В сознании молодежи изменяется понимание места, роли и ценности образования.
В связи с повышением роли образования в общемировом процессе и возрастанием роли образования именно в России появляются тенденции возлагать надежду на образование как на фактор, который бы сыграл немаловажную роль в возрождении российского общества, так как образование напрямую участвует в процессе поддержания и сохранения человеческого общества и цивилизации.
В настоящее время уже сформировались общественные потребности в осмыслении функции образовании как фактора, влияющего на определение перспектив и содержания жизненных стратегий молодежи, что является критерием, обеспечивающим актуальность данной работы.
Молодые люди, формируя свою жизненную стратегию, зачастую включают в нее получение высшего образования в качестве одного из основных элементов, при этом дальнейшая работа по специальности может не входить в стратегию молодежи. Диплом теряет свою ценность и становится только проводником в мир профессий, в квалификационные требования которых входит наличие любого высшего образова-
ния. В условиях села данный фактор может видоизменяться, молодые люди могут получать высшее образование для того, чтобы сменить место жительства и переехать в город.
Выявление жизненных стратегий современной молодежи невозможно без учета внешних факторов, влияющих на изменение жизнедеятельности молодежи, и внутренних, представляющихся в виде жизненных планов и ценностных ориентаций. В условиях, диктуемых современным обществом, появляется необходимость постоянного создания свежих идей, посвященных саморазвитию, возникновению новых замыслов. Жизненная стратегия определяет сохранение и развитие страны и общества в глобальном мире.
В настоящее время на положение молодежи оказывают влияние глубокие перемены, происходящие в наши дни и предшествовавшие этому, в условиях реформируемого общества возникают новые социально-экономические и политические условия. Все это конструирует радикально новые формы поведения молодежи. Стремясь к самореализации, молодые люди должны не упускать из виду инновационную динамику общества, которая порождается рыночными механизмами производительного потребления.
В качестве критерия успешной самореализации молодежи выделают ее конкурентоспособность. Современное общество - это общество, в котором выживание человека зависит от конструктивного решения глобальных проблем, воздействующих на образование позитивной направленности социокультурных установок молодежи [1, с. 74]. Благодаря переходу от плановой экономики к рыночной у молодежи появились не только преимущества, но и трудности. На сегодняшний день считается важнейшим преимущест-
* Работа выполнена при поддержке РФФИ (Отделение гуманитарных и общественных наук), проект № 16-03-00309.
* The research has been carried out with the financial support provided by RFBR (Department of Humanities and Social Sciences), project No. 16-03-00309.
вом обладание теми знаниями и умениями, которые высоко ценятся на современном рынке труда. Таким образом, можно сделать вывод, что переход к рыночным отношениям не только увеличил спрос на высшее образование и стал мотивировать молодых людей к его получению, но и кардинально изменил понимание его роли и ценности. С одной стороны, статусная функция высшего образования обусловлена ориентацией молодежи на жизненный успех, который они соотносят с престижным высшим образованием. Однако благодаря таким тенденциям высшее образование обесценилось вследствие массовости его получения и не стало гарантировать получение высокооплачиваемой и престижной работы. Множество молодых людей получает высшее образование «для галочки», «за компанию», «потому что так принято» или потому что не хотят идти работать в сферу рабочих профессий, получив на руки аттестат зрелости. Более того, нередки случаи, когда вчерашний студент, получив диплом о высшем образовании благодаря именно такой мотивации, идет работать туда, где можно получить более легкие и быстрые деньги, к примеру, мастером маникюра или монтажником пластиковых окон, забывая о том, что для этой работы ему вполне хватило бы среднего образования и время и, в некоторых случаях, деньги, потраченные им или родителями на его обучение, можно было бы сэкономить.
Таким образом, молодое поколение желает добиться независимости от общества с помощью получения престижного образования и материального достатка, зачастую забывая о том, что на начальной ступени своей карьеры работа по специальности не может обеспечить их материально так, как им хотелось бы. В XX в. высшее образование было необходимо прежде всего для более успешной интеграции индивида в общество. На сегодняшний день роль образования значительно изменилась, и далеко не всегда диплом о высшем образовании стал обеспечивать человека денежной, престижной профессией.
Жизненная стратегия трактуется либо как система перспективных представлений и ориентаций, либо как система целей, планов и ценностных ориентаций [2, с. 106]. Жизненная стратегия индивида определяет его жизненный путь и связана с будущим выдвижением целей и способов их достижения, ориентирована на прошлые события и опыт. Жизненная стратегия регулирует целостность жизнедеятельности конкретной личности, а также определяет ее жизненный путь. Жизненные стратегии как особая характеристика личности влияет на направленность и содержание социальной активности, чем предопределяет мотивацию поведения молодого человека и ориентацию его общественной позиции. Важным аспектом жизненных стратегий являются ценности и ценностные ориентации, обеспечивающие человека необходимыми целями.
Не следует также забывать о том, что образование нередко играет роль так называемого социального лифта, т. е. повышение уровня образования позволяет индивиду перемещаться на более высокие позиции в системе социальной иерархии, повысить свой социальный статус, «вес» в глазах окружающих, приобрести новые значимые привилегии, соответствующие достигнутому социальному статусу. А это, в свою очередь, является важной причиной для
характерных изменений молодыми людьми своих жизненных приоритетов (в частности, для постановки и реализации прежде всего карьерных планов).
Следовательно, жизненная стратегия большей части молодого поколения строится в основном с ориентацией прежде всего на материальное благополучие и социальный статус. Если раньше в обществе господствовали идеи интеграции и солидарности, участия в общем деле, то сегодня каждый стремится к свободе от общества и достижению личного успеха.
При рассмотрении жизненных стратегий молодых людей нужно помнить, что рассматриваемая социальная группа не является однородной по своему составу. Для ее представителей характерны все возможные наборы социальных статусов, функций и ролей, которые соответствуют этапам взросления и становления личности. На этапе ранней юности основная цель и задачи молодежи - накопление и развитие человеческого потенциала, получение образования, выбор учебного заведения и профессии. Именно на этом этапе происходит определение дальнейшего жизненного пути. На временном отрезке от 17 до 23 лет происходит процесс физиологического созревания и социального формирования молодого человека как личности. Образование на этом этапе развития является профессиональным. В этот период молодые люди получают материальную независимость от родителей, обзаводятся своими семьями. Основным видом деятельности становится трудовая деятельность. Происходит смена жизненных планов под влиянием внешних условий. Дифференциация социального положения предполагает разнообразие жизненных траекторий и целей молодых людей [3, с. 266].
Формирование системы ценностных ориентаций подростка определяет дальнейший путь профессионального самоопределения личности, посредством которого она становится полноправным членом общества. Следует отметить, что для жизненных ценностей характерна высокая осознанность, они служат важным фактором социальной регуляции поведения индивида.
Различия в возможностях самоопределения, имеющиеся среди городской и сельской молодежи, жителей крупных и малых городов, отображаются в представлениях молодых людей о том, как они собираются преодолеть трудности, которые возникают в процессе реализации и жизненных стратегий. Инфраструктура, рынок труда, информационное обеспечение, материальные условия жизни - все это существенно различается в поселениях разного уровня урбанизации, поэтому вероятность реализации молодежью своих возможностей, предоставляемых обществом, и осуществления своих профессиональных планов определяется и уровнем урбанизации населения. Сельские местности как тип поселения также, несмотря на достаточно высокий уровень урбанизации российского общества, удерживают свои функции организации социума. От сохранения сельской молодежью образовательного, интеллектуального, трудового потенциала в большой степени зависит воспроизводство социальных традиций в обществе, а значит, и его устойчивость [4, с. 219].
Несмотря на то, что существенные перемены в общественном строе раскрыли новые возможности для
Гуманитарные исследования • 2018 • № 3 (20)
27
экономической активности, сельской молодежи становится сложнее реализовать себя в традиционных областях жизни: продолжить образовательный процесс, приобрести профессию, найти работу. Очевидно, что наибольшие возможности для личностной и профессиональной реализации имеет молодежь, проживающая в больших городах, нежели сельская молодежь. Городская молодежь нацелена на инновационную деятельность в области образования, формируя социальную субъектность благодаря инерции социальной сферы, обеспечивающей молодым людям уже готовые условия социального продвижения. Молодежь, проживающая в сельских местностях, характеризуется в основном традиционным поведением в области образования. Она совершенствует свою социальную субъектность, завися от инерции такой социальной сферы, которая дает условия, несоответствующие условиям современного образования и рынка труда.
При сравнении сельской и городской молодежи можно заметить, что ценностные ориентации сельских и городских учащихся в большинстве своем совпадают. Это проявляется, например, в отношении к здоровью, семье, к материальному благополучию и способах его приобретения. Богатство, как и профессиональная карьера, входит в число ведущих ценностей молодого поколения. Богатство принимается ими как условия большей свободы выбора, удовлетворения разнообразных потребностей и личностных благ. Однако сельская молодежь в большей степени, чем их городская, отдает предпочтение таким жизненным ориентирам, как стабильность в обществе, любовь к своей малой родине, патриотизм, милосердие и религия [5, с. 36].
Для исследования жизненных стратегий сельской молодежи был использован метод анкетного опроса и индивидуального полуформализованного интервью. Исследование, проведенное в учреждениях высшего профессионального образования (НГУ, НГМУ, НГПУ, СибУПК), с выборочной совокупностью в 600 человек, показало следующие результаты.
Больше половины респондентов (51,17 %) поступили в университет, чтобы получить специальность, на втором месте вариант ответа «потому что так положено» (25,33 %). Варианты «нравится учиться, для себя», «по желанию родителей», «оттянуть момент вступления «во взрослую жизнь»» выбрали наименьшее количество респондентов.
Выбором специальности скорее довольны 46,5 % опрошенных, недовольны специальностью 24,17 % респондентов, варианты ответа «да доволен(льна)» и «скорее недоволен(льна)» заняли последние места по популярности.
33,83 % респондентов скорее планируют работать по специальности, затрудняются ответить 29,17 % опрошенных. Чуть меньшее количество респондентов, скорее, не планируют работать по специальности.
40,17 % респондентов считают, что по их специальности можно работать и в городе, и на селе, специальность, по которой можно работать только в городе, выбрали 31,5 % опрошенных.
Из них 54,63 % респондентов хотели поступить именно на эту специальность, а 34,03 % хотели остаться в городе после окончания обучения.
После окончания обучения остаться в городе планирует большинство молодых людей - 61,83 %. Менее популярные
варианты ответа: «планирую переехать в более крупный город», «планирую вернуться в поселок», «планирую ездить на работу в город, а жить в поселке».
В глубинных интервью респонденты говорили о том, что они поступили в университет, чтобы освоить специальность, которая им нравилась по предварительно полученной информации, они возлагали надежды на получение образования. В качестве дополнительных мотивов один респондент сказал, что «хотелось пожить в городе» и двое респондентов хотели «вырваться из-под родительского контроля».
Итак, необходимо отметить, что большинство молодых людей поступили в университет, чтобы освоить специальность. Большинство из них скорее довольны выбором специальности, на втором месте по популярности вариант «не доволен(льна)» выбором специальности. Скорее всего, планирует работать по специальности около трети респондентов, чуть меньше трети респондентов затрудняются ответить на этот вопрос. Большая часть респондентов обучается по специальности, по которой можно работать и в городе, и на селе; по специальности, по которой можно работать только в городе обучается чуть меньшее число респондентов. В качестве причины, которая побудила их получить именно эту профессию, чуть больше половины респондентов назвали желание поступить именно на эту специальность, около трети респондентов планируют остаться в городе после окончания обучения, поэтому выбрали именно эту специальность. После окончания обучения большинство респондентов планируют остаться в городе.
Таким образом, можно сделать следующие выводы относительно системы перспективных представлений, целей, планов и ценностных ориентаций современной сельской молодежи:
- Молодые люди закладывают в свою жизненную стратегию получение образования, однако, работа по специальности далеко не всегда входит в планы обучающихся, что приводит к изменению роли образования в обществе.
- Ценность образования в обществе нивелируется, что связано с общедоступностью образования, по большей части платного, и тенденцией работать впоследствии не по специальности.
1. Васильева О. С., Демченко Е. А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 74-84.
2. Осипова Л. Б., Энвери Л. А. Жизненные стратегии современной молодежи // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. № 4. Т. 4. С. 106-109.
3. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб. : Питер, 2000. 480 с.
4. Садыков Р. М. Занятость молодежи в сельской местности: проблемы и пути решения // Вестник Башкирского университета. 2011. № 1. Т. 16. С. 218-222.
5. Лунина Ю. В. Жизненные стратегии молодежи: основные направления социальной поддержки // Вестник Оренбургского государственного университета. 2008. № 80. С. 34-38.
© Заседателева Е. И., 2018