Научная статья на тему 'Философско-антропологические аспекты учения Виктора Франкла'

Философско-антропологические аспекты учения Виктора Франкла Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1063
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. ФРАНКЛ / М. ШЕЛЕР / ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ДУХОВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / СОВЕСТЬ / V. FRANKL / M. SCHELER / PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY / THE SPIRITUAL UNCONSCIOUS / CONSCIENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Косинова Мария Аслановна, Карелин Владислав Михайлович

Цель исследования - выявить философско-антропологические аспекты теории Виктора Франкла. В статье антропологическая проблематика представлена в качестве философской основы понимания природы человека в концепции данного автора. Это обусловлено научным интересом Франкла к проблеме особого положения человека в мире в контексте антропологического поворота в философии XX века. Научная новизна состоит в выявлении значимости идей М. Шелера для антропологических представлений В. Франкла как в его философских воззрениях, так и в контексте его теории психотерапии. В результате показано, что философско-антропологическая концепция как учение о человеке, учитывающее его образ и мировоззрение в теории Франкла, играет фундаментальную роль в понимании статуса человека в онтологическом порядке, позволяющем интегрировать соответствующие представления в философски ориентированные терапевтические подходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL AND ANTHROPOLOGICAL ASPECTS OF VIKTOR FRANKL’S THEORY

The paper aims to reveal philosophical and anthropological aspects of Viktor Frankl’s theory. Anthropological problematic is considered as a philosophical basis for understanding human nature in Frankl’s doctrine. The tendency to accentuate anthropological aspects is explained by Frankl’s interest in the problem of the human’s special status in the world in the context of the anthropological turn in the XX-century philosophy. Scientific originality of the study involves identifying influence of M. Scheler’s conceptions on Frankl’s anthropology, both in the aspect of philosophy and in the aspect of his logotherapy. The research findings are as follows: the authors show that Frankl’s philosophical anthropology, focused on the human’s image and worldview, plays an essential role in understanding the human’s ontological status, which allows introducing appropriate conceptions into philosophically oriented therapeutic approaches.

Текст научной работы на тему «Философско-антропологические аспекты учения Виктора Франкла»

https://doi.Org/10.30853/manuscript.2020.9.14

Косинова Мария Аслановна, Карелин Владислав Михайлович Философско-антропологические аспекты учения Виктора Франкла

Цель исследования - выявить философско-антропологические аспекты теории Виктора Франкла. В статье антропологическая проблематика представлена в качестве философской основы понимания природы человека в концепции данного автора. Это обусловлено научным интересом Франкла к проблеме особого положения человека в мире в контексте антропологического поворота в философии XX века. Научная новизна состоит в выявлении значимости идей М. Шелера для антропологических представлений В. Франкла как в его философских воззрениях, так и в контексте его теории психотерапии. В результате показано, что философско-антропологическая концепция как учение о человеке, учитывающее его образ и мировоззрение в теории Франкла, играет фундаментальную роль в понимании статуса человека в онтологическом порядке, позволяющем интегрировать соответствующие представления в философски ориентированные терапевтические подходы. Адрес статьи: www.aramota.net/materials/9/2020/9/14.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 9. C. 76-79. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2020/9/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net

https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.9.14 Дата поступления рукописи: 12.08.2020

Цель исследования - выявить философско-антропологические аспекты теории Виктора Франкла. В статье антропологическая проблематика представлена в качестве философской основы понимания природы человека в концепции данного автора. Это обусловлено научным интересом Франкла к проблеме особого положения человека в мире в контексте антропологического поворота в философии XX века. Научная новизна состоит в выявлении значимости идей М. Шелера для антропологических представлений В. Франкла как в его философских воззрениях, так и в контексте его теории психотерапии. В результате показано, что философско-антропологическая концепция как учение о человеке, учитывающее его образ и мировоззрение в теории Франкла, играет фундаментальную роль в понимании статуса человека в онтологическом порядке, позволяющем интегрировать соответствующие представления в философски ориентированные терапевтические подходы.

Ключевые слова и фразы: В. Франкл; М. Шелер; философская антропология; духовное бессознательное; совесть.

Косинова Мария Аслановна

Государственный академический университет гуманитарных наук, г. Москва maria.cosinova2017@yandex.ru

Карелин Владислав Михайлович, к. филос. н., доц.

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва vlad. karelin@gmail. com

Философско-антропологические аспекты учения Виктора Франкла

Актуальность темы исследования обусловлена серьезным влиянием в современной академической среде учения австрийского психиатра, психолога и философа Виктора Франкла - основателя экзистенциального анализа и логотерапии. В основе психотерапии Франкла лежит, однако, не только психологическая, но и философско-антропологическая концепция, во многом сформированная интересом ученого к современным ему феноменам интеллектуальной культуры.

Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи: прояснить контекст развития франкловской логотерапии в связи с возросшим интересом ученых к проблеме человеческой природы в период антропологического поворота в философии XX века; рассмотреть философско-антропологическую концепцию В. Франкла как одну из теорий о природе человека; выявить влияние идей немецкого философа М. Шелера на нее.

Теоретической базой исследования, наряду с трудами В. Франкла, послужили работы М. Шелера, З. Фрейда, М. Бубера, а также современных исследователей А. И. Аверьянова, Л. В. Смоловой, Б. В. Маркова.

Методы исследования. При осмыслении и систематизации изученной литературы мы опирались, прежде всего, на методологические принципы историко-философского анализа; в частности, это нашло отражение в ходе установления связи концептуальных линий в творчестве М. Шелера и В. Франкла. Также были использованы сравнительный метод (в ходе сопоставления отдельных положений позиций упомянутых авторов), дедукция и абстрагирование в качестве общетеоретических философских методов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что некоторые положения философско-антропологической теории Франкла могут послужить источником развития новых идей в области ряда научных дисциплин: философии, психологии, психиатрии, антропологии и др.

В XX веке некоторые философы выступили с критикой естественно-научного подхода к человеческой природе, так как наука не учитывала специфику человека и его уникальное место в ряду других живых существ. Немецкий философ Макс Шелер ясно выразил эту критику, указав, что специальные науки, занимающиеся человеком и все возрастающие в своем числе, скорее скрывают сущность человека, чем раскрывают ее [7, c. 31]. Центральной темой в философии становится проблема человеческой природы, поиск ответа на вопрос: что есть человек? Отказ от идеи «естественного человека» с врожденным набором правил, обеспечивающих выживание и развитие, способствовал невозможности рассмотрения человека исключительно в биологической перспективе. Отчетливо выявлялась необходимость в разработке обширной систематической теории человека на основании частнонаучных определений. Поиски ответа на вопрос о том, что представляет собой человек и какое место занимает в мире, легли в основу так называемого антропологического поворота в философии.

В первую очередь антропологический поворот в философии связан с именами Макса Шелера, Хельмута Плесснера, Арнольда Гелена, Клода Леви-Стросса, Мартина Бубера и целого ряда других авторов [3]. Все эти мыслители были озадачены поиском характеристик исключительно «человеческого» в человеке. Оригинальную философско-антропологическую концепцию представил австрийский психиатр, психолог и философ Виктор Франкл - основатель экзистенциального анализа и логотерапии. Философско-антропологические основания В. Франкла строились под влиянием идей немецкого философа и социолога М. Шелера. Несмотря

на то обстоятельство, что Франкл редко упоминает Шелера в своих книгах, значение, которое придавал Шелер категории «Духа», отчетливо проявляется в теоретических построениях Франкла, являясь опорой всей его антропологической теории.

Шелер выделяет пять взаимосвязанных уровней психического существования в мире: чувственный порыв, инстинкт, ассоциативная память, практический интеллект и Дух - и последнему придает особое значение. Согласно взглядам философа, именно наличие Духа у человека существенно отличает его от других живых существ. «Духовным» философ называет существо, способное быть экзистенциально независимым от органического, свободным, отрешенным от принуждения и давления, иначе говоря, от жизни и всего, что к ней относится, в том числе от интеллекта. Такое существо Шелер называет «свободным от окружающего мира» и «открытым миру». Именно наличие Духа у человека отличает его от животного, неспособного к своеобразному дистанцированию и субстантивированию окружающего мира. «Царство Духа - это царство свободы: независимости от органической жизни, чувственных порывов и среды, в которую погружено живое существо» [7, с. 204].

Франкл вслед за Шелером идею наличия Духа у человека делает центральной в своей антропологии. Человеческая природа, по Франклу, состоит в единстве трех измерений: телесного, душевного и духовного. При этом человек представляет собой духовное существо, у которого ноэтическое измерение является главным измерением его экзистенции, следовательно, истинно человеческое в человеке появляется лишь тогда, когда мы переходим в область духовного.

В философии В. Франкла человеческая духовность разделяется на сознательную и бессознательную, где последняя оказывается основой для всего сознательного. Подобно тому, какую опасность несет в себе душевное содержание, если оно остается неосознанным (по З. Фрейду) [6], духовное содержание так же опасно, когда не переведено в область сознательного. Перевод неявного человеческого образа в область сознательного является главной задачей экзистенциального анализа, разработанного Виктором Франклом, как антропологического толкования личностной экзистенции. Франкл определяет экзистенцию как вид своеобразного человеческого бытия, своеобразие которого заключается в том, что оно рассматривается не как нечто завершенное, готовое, свершившееся, а допускает варианты. «Эк-зистировать» - значит выходить за свои пределы и противостоять себе: «эк-зистируя», человек выходит за пределы телесно-душевного и входит в плоскость духовного, а затем приходит к самому себе. Таким образом, происходит противостояние человека самому себе, когда его Дух противостоит психофизическому организму [5, с. 69]. Эта мысль означает то же, что и мысль Шелера, когда он пишет о человеке, способном (подавляя и вытесняя импульсы собственных влечений, отказывая им в питании образами восприятия и представлениями) относиться принципиально аскетически к своей жизни, вселяющей в него ужас.

Упрямство Духа не является необходимостью, а лишь возможностью. Человек не всегда нуждается в сопротивлении, не стоит постоянно сопротивляться наследственности, окружающей среде, влечениям и т.п. Человек не только часто нуждается в них, но и самоутверждается благодаря им не реже, чем вопреки. Эта мысль перекликается с идеей Шелера относительно бессмысленности прямого сопротивления Духа энергии инстинктов. Человеческий Дух обусловлен телом, но важно понимать, что тело ни на что не влияет, оно лишь обуславливает, и такая обусловленность заключается в неотделимости тела от Духа [9]. И все же человек представляет собой существо, всегда способное сказать «нет» своим влечениям [10].

Условия для реализации духовности в экзистенции

По Франклу, духовное и телесно-душевное в человеке разделяются, но нельзя заключить, что человек является суммой тела, души и Духа. Несмотря на все онтологические вариации телесного, душевного и духовного, антропологическое единство человека сохраняется. Только в единстве трех измерений человек гуманистический находится в гармонии со своей природой. Важно понимать, что в рамках духовного сущностными составляющими человека являются не рациональное и интеллектуальное, а эмоциональное и экзистенциальное. Три экзистенции - духовность, свобода и ответственность - не только характеризуют человеческое бытие-в-мире, но и формируют его. Человек начинает вести себя по-человечески, как только выходит из плоскости своей психофизической телесной фактичности и противопоставляет себя самому себе. Эту возможность Франкл и называет экзистенцией - возможностью все время немного преодолевать самого себя [5, с. 83].

Духовное в изучаемой перспективе можно определить как самосознание, находящееся «при» себе и в то же время «при» другой сущности, которую оно «осознает». Суть духовного бытия, по Франклу, проявляется в самой этой возможности духовной сущности «быть» «при» другой сущности. Более того, признание этого положения помогает нам решить проблему теории познания - как субъект получает доступ к объекту. Такое присутствие называется интенциональностью духовной сущности. Интенциональность лежит в основе духовного существования. Эти положения глубоко перекликаются с теорией Шелера о том, что социальность присутствует в каждом человеке, определяя не только порядок его культурного существования, но и возможности и специфику познания мира [8].

Итак, духовность человека реализуется в присутствии, которое является характерной возможностью духовного сущего. Духовное сущее может «присутствовать» как при другом сущем, так и при другом духовном сущем, как, например, человек «присутствует» при человеке. Такое присутствие Франкл называет «взаимоприсутствием» и указывает, что только при взаимоприсутствии двух духовных сущностей возможно полноценное присутствие. Для последнего необходимо еще одно условие: полноценное присутствие возможно лишь в процессе взаимно-преданного существования, то есть в процессе любви. Франкл дает следующее определение любви: «...возможность обращаться к кому-либо на "ты" и поэтому также иметь возможность сказать этому

человеку "да". Иными словами: постигать человека в его так-бытии, с его внутренней природой, в его уникальности и неповторимости, однако, не ограничиваясь его так-бытием и внутренней природой, но также в его ценности, долженствовании; да, это значит одобрять этого человека» [5, с. 86]. Тут тоже можно заметить влияние Шелера, по мысли которого именно соучастие в сущностно-социальных актах (в данном случае в акте любви), становится условием доступа одной Личности другой. Стоит подчеркнуть, что Франкл говорит не о страстной любви, что ослепляет человека, а о той, которая помогает ему увидеть в любимом ценность; любящий обнаруживает в любимом ценность, не являющуюся пока действительностью, а лишь возможность, иначе говоря, любящий видит то, чего пока не существует, но может и должно «засуществовать» в будущем.

Духовное и бессознательное в антропологической природе

В учении Франкла, как уже было отмечено, человеческая духовность разделяется на сознательную и бессознательную. Под «бессознательным» понимается принципиальная невозможность рефлексии. Бессознательная духовность оказывается основой для всего сознательного. Как пишет Франкл, «...мы знаем и признаем не только инстинктивное бессознательное, но и духовное бессознательное, и именно духовное бессознательное мы считаем несущим основанием для всей осознанной духовности. "Я" не оказывается под властью "Оно", но дух опирается на бессознательное» [Там же, с. 87].

Для ясности представления о бессознательной духовности Франкл использует феномен совести. Этот феномен коренится в бессознательном. Философ подчеркивает, что большие экзистенциально-истинные решения бытия-в-мире совершаются человеком без рефлексии. По Франклу, совесть иррациональна, он называет ее алогичной. Совесть является доморальным представлением о ценностях, предшествующим любой эксплицитной морали. Как и в случае с феноменом любви, совести открывается нечто, что только должно будет за-существовать. Такое духовное предвосхищение происходит на уровне интуиции, следовательно, совесть проявляется как интуитивное улавливание: чтобы предвосхитить нечто для его реализации, совести нужно интуитивно уловить это нечто.

Чувство совести, по Франклу, касается исключительно индивидуального бытия. Совесть высвечивает человеку то единственное, что нужно исключительно для него самого. В этом смысле совесть представляет собой абсолютно индивидуальный феномен, индивидуальное «долженствование бытия». Совесть, по Франклу, осуществляет соотношение моральных законов и личного поведения с образом конкретной ситуации и тем самым подталкивает человека к выбору [1]. «Жизнь с точки зрения совести, - пишет Франкл - это именно абсолютно личная жизнь, выражающаяся в виде абсолютно конкретной ситуации, той, которая может произойти в рамках неповторимого и уникального бытия-в-мире каждого из нас» [5, с. 89].

Рассматривая совесть как функциональный орган в философии Франкла, Л. В. Смолова заключает, что совесть является внутренним камертоном, сонастраивающим ежедневные конкретные действия человека с системой ценностей, высшими правилами его жизни на высший тон, осознавая их в контексте более высокого начала [4].

Заключение

Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Во-первых, мы выявили философско-антропологи-ческие предпосылки учения Виктора Франкла, зарождавшиеся под влиянием идей Макса Шелера - основоположника философской антропологии и центральной фигуры антропологического поворота в философии XX века. Именно в учении Шелера мы находим ключевую идею для дальнейших теоретических построений Франкла -идею о наличии у человека Духа. По Шелеру, Дух представляет собой предметность (Sachlikeit), определимость так-бытием самих вещей (Sachen) [7]. Дух дает человеку возможность находиться по ту сторону пространственно-временного мира, опредмечивать все, включая себя самого. Человек способен как бы противопоставить себя самого, следовательно, человека можно назвать таким существом, которое превосходит само себя и мир.

Во-вторых, мы показали значимость идеи о наличии Духа для антропологической концепции Франкла. Согласно взглядам Франкла, человек состоит в единстве трех измерений - телесного, душевного и духовного. Именно духовное измерение является важнейшим измерением человека, и только на этом уровне мы сможем увидеть человеческое как таковое. Вслед за Шелером Франкл считает, что личность представляет собой не отдельную субстанцию, а «онтологическую бытийность», чистую динамику, которая существует в исполнении духовных актов. Основной духовный акт для Франкла - способность личности к самодистанцированию, к возвышению над самим собой. Эта способность присуща только человеку, как духовному существу, животное же не в состоянии подняться над самим собой и отнестись к себе самому. Франкл развивает мысль Шелера о том, что «животное не может осуществить своеобразное дистанцирование и субстантивирование "окружающего мира" и превратить его в "мир"», поэтому «все, что животное может постигнуть и заметить из своего окружающего мира, заключено в надежных границах структуры окружающего мира» [Там же, с. 154]. Человек живет в открытом «мире» идеальной реальности - в духовном мире ценностей, значений и смыслов. Этот человеческий «Мир» образуется благодаря влиянию истории, культуры, социального окружения и конкретных событий биографии человека. Однако ведущая роль в создании этой идеальной реальности принадлежит конкретному человеку, который как личность создает свой человеческий «мир» собственными решениями и поступками.

В-третьих, мы выделили основные положения, составляющие суть философско-антропологической концепции: условия для реализации человеческой духовности и идею о духовном бессознательном. По Франклу, важным условием для возможности человеческой духовности является «взаимоприсутствие» двух сущностей,

иначе говоря, чтобы быть духовным существом, необходим другой человек. Для последнего необходимо еще одно условие: полноценное присутствие возможно лишь в процессе акта любви. Любовь в данном случае представляет собой экзистенциальное отношение «Я - Ты» [2], сформулированное философом М. Бубером, постижение человека в его так-бытии, уникальности и неповторимости, ценности и долженствовании. Относительно идеи о бессознательной духовности мы отметили следующее: «бессознательная» духовность означает принципиальную невозможность рефлексии. Именно духовное бессознательное является основанием для всей осознанной духовности. В глубинах духовного бессознательного, по Франклу, коренится феномен совести, отвечающий за принятие больших, экзистенциально значимых решений жизни человека. Совестью открывается нечто, что только должно будет «засуществовать». Такое духовное предвосхищение происходит на уровне интуиции, следовательно, совесть проявляется как интуитивное улавливание.

В-четвертых, проанализировав вышеизложенное, мы можем понять значимость философско-антропологи-ческих аспектов концепции Франкла для философски ориентированных психотерапевтических подходов. Будучи в первую очередь врачом психиатром, Франкл придает огромное значение антропологической теории для исцеления душевных травм. Франкл считает, что в основе психотерапии лежит ее антропологическая модель, так как психотерапия обязана учитывать реальный человеческий мир и мировоззрение. По мнению Франкла, даже тот психоаналитик, что воздерживается от каких-либо оценочных суждений, уже выбрал своим оценочным суждением само это воздержание [7, с. 68]. Опасность психотерапии Франкл видит в игнорировании ценностей, подобное случается, когда психотерапия бездуховна. Франкл утверждает, что такая «слепота к ценностям» может стать препятствием в борьбе за душевное здоровье либо выздоровление пациента. Таким образом, можно вооружить пациента нигилизмом, тем самым усугубив его невроз, можно сотворить из человека гомункула. Как пишет Франкл, «современный гомункул родится не в алхимических колбах и ретортах, а в той среде, где мы представим человека в качестве рефлекторного автомата или клубка импульсов, как игрушку реакций и влечений, как продукт влечений, наследственности и окружающей среды» [Там же].

Философско-антропологические воззрения В. Франкла представляют собой синтез идей экзистенциальной философии, психологии и философской антропологии. Логотерапия как разработанное Франклом направление в экзистенциальной психологии, основанное на анализе смыслов существования, активно развивается в современном мире и является доказательством применимости междисциплинарного знания на практике.

Список источников

1. Аверьянов А. И. Совесть как орган смысла: логотерапевтический подход [Электронный ресурс]. URL: http://www.viktorfranklcenter.ru/articles/sovest_kak_organ_smisla_logoterapevticheskiy_podhod (дата обращения: 06.02.2020).

2. Бубер М. Я и Ты. Два образа веры. М.: Республика, 1995. 464 с.

3. Марков Б. В. Философская антропология XX века [Электронный ресурс]. URL: http://anthropology.ru/ru/text/markov-bv/ filosofskaya-antropologiya-xx-veka (дата обращения: 02.03.2020).

4. Смолова Л. В. Совесть как функциональный орган: осмысление феномена «совесть» - важнейшей категории лого-терапии В. Франкла // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2019. № 2 (30). С. 135-144.

5. Франкл В. Логотерапия и экзистенциальный анализ. Статьи и лекции / пер. с нем. М.: Альпина нонфикшн, 2018. 342 с.

6. Фрейд З. «Я» и «Оно» / пер. Л. Голлербах, И. Ермаков. М.: Эксмо-Пресс, 2017. 160 с.

7. Шелер М. Положение человека в Космосе. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1991. 413 с.

8. Шелер М. Проблемы социологии знания / пер. А. Малинкина. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011. 320 с.

9. Frankl V. E. Der unbedingte Mensch. Metaklinische Vorlesungen. Wien: Franz Deuticke Verlag, 1949. 119 S.

10. Frankl V. E. Der unbewusste Gott. Wien: Amandus Verlag, 1948. 84 S.

Philosophical and Anthropological Aspects of Viktor Frankl's Theory

Kosinova Maria Aslanovna

State Academic University for Humanities, Moscow maria. cosinova2017@yandex. ru

Karelin Vladislav Mikhailovitch, PhD

Russian State University for the Humanities, Moscow vlad. karelin@gmail. com

The paper aims to reveal philosophical and anthropological aspects of Viktor Frankl's theory. Anthropological problematic is considered as a philosophical basis for understanding human nature in Frankl's doctrine. The tendency to accentuate anthropological aspects is explained by Frankl's interest in the problem of the human's special status in the world in the context of the anthropological turn in the XX-century philosophy. Scientific originality of the study involves identifying influence of M. Scheler's conceptions on Frankl's anthropology, both in the aspect of philosophy and in the aspect of his logotherapy. The research findings are as follows: the authors show that Frankl's philosophical anthropology, focused on the human's image and worldview, plays an essential role in understanding the human's ontological status, which allows introducing appropriate conceptions into philosophically oriented therapeutic approaches.

Key words and phrases: V. Frankl; M. Scheler; philosophical anthropology; the spiritual unconscious; conscience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.