УДК 159.9.01
ЕМ. уколова КАТЕГОРИЯ ЛИЧНОСТИ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ
АНАЛИЗЕ И ЛОГОТЕРАПИИ В. ФРАНКЛА
Аннотация. В статье рассматривается системообразующее значение категории «личность» для концепции В. Франкла. Приводится категориальный и сравнительно-сопоставительный анализ представлений о личности в философской антропологии М. Шелера и в экзистенциальном анализе В. Франкла. Обосновывается вывод о преемственной связи психологической концепции В. Франкла и персоналистических идей М. Шелера. Ключевые слова: личность, антропология, экзистенция, смысл, ценности.
Elena Ukok)va THE CATEGORY OF THE PERSON IN EXISTENTIAL
ANALYSIS AND LOGOTHERAPY BY V. FRANKL
Annotation. The article deals with significance of the notion of the person for the concept of V. Frankl. It is provided categorial and comparative analysis of ideas of the person in philosophical anthropology of M. Sheler and in existential analysis of V. Frankl. It shows the continuity of the psychological concept of V. Frankl andpersonalistic ideas of M. Scheler. Keywords: person, antropology, existence, meaning, values.
С введением категории «личность» и развитием психологии личности связывались надежды на интеграцию психологического знания и построение общей теории психологии, поскольку понимание сущности феномена личности полагалось для психологии центральным (Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн). Несмотря на это пути к построению общей теории личности пока не найдены. В начале XXI в. в психологии существует более двух десятков общепризнанных теорий личности, а количество направлений психотерапии, в основе практики которых лежат не всегда в достаточной степени отрефлексированные представления о личности, превысило две сотни. Авторы каждой концепции определяют личность через конкретные понятия, которые считают релевантными для описания человека и человеческого поведения.
Содержание категории «личность» в современной психологии чрезвычайно объемно: это и наблюдаемые извне проявления индивидуальности человека, и его мотивационно-потребностная сфера, и строение психического аппарата, и совокупность психофизических систем, и ансамбль общественных отношений, и проявления человека как субъекта деятельности, общения, познания. Как следствие, предметно-тематическая область психологи личности оказывается неопределенной: это направление психологии либо вбирает в себя едва ли не все психологическое знание, либо растворяется в предметных областях других направлений психологии - общей психологии, социальной психологии, консультативной психологии. В этих условиях актуальным представляется обращение к истории психологии, к авторским концепциям, новое прочтение которых может способствовать лучшему осмыслению современного состояния психологии личности, позволит дополнить и обогатить понимание феномена личности и предложить идеи, которые могли бы дать новый импульс для развития психологии личности как области научного знания. С нашей точки зрения, такой концепцией является экзистенциальный анализ и логотерапия В. Франкла, персоналистический потенциал которой недостаточно раскрыт и отрефлексирован [1].
Несмотря на то, что концепция В. Франкла достаточно хорошо известна психологам и психотерапевтам, относительно понимания ее теоретико-методологических оснований их мнения расходятся. Ряд авторов (A. Batthyany, R. Deckart, M. Marshall, A. Noyon, C. Riedel) утверждают, что В. Франкл разрабатывал свое учение на базисе психоанализа З. Фрейда и индивидуальной психологии А. Адлера. Другие исследователи (А. Лэнгле, С.В. Кривцова, W. Henkmann, B. Wicki) полагают,
© Уколова Е.М., 2015
что в основе концепции В. Франкла находится философское учение М. Шелера. Сам В. Франкл называл М. Шелера «своим великим учителем, с которым он, однако, никогда не встречался лично» [4, р. 48]. Вместе с тем В. Франкл нечасто упоминает М. Шелера в своих книгах и не указывает, чему он учился у своего учителя. Известно, что М. Шелер в своих трудах специально не разрабатывал проблематику смысла, тогда как В. Франкл в психологической и психотерапевтической концепции использовал категорию «смысл» в качестве центральной [6].
В творческом наследии В. Франкл не оставил систематического изложения своей теории, при этом во время чтения его работ иногда складывается впечатление, что внутренняя связь отдельных положений не является вполне очевидной. Так, В. Франкл постулирует, что экзистенциальный анализ и логотерапия основываются на трех фундаментальных допущениях: 1) свобода воли, 2) воля к смыслу, 3) смысл жизни [2]. И появляются вопросы, на которые не удается найти ясный ответ. Какая антропологическая модель лежит в основе аксиомы, что человек обладает «свободой воли»? Почему из свободы воли следует воля именно к смыслу, а не воля к власти или к получению удовольствия?
Мы полагаем, что существует некоторое «недостающее звено», которое, с одной стороны, связывало бы психологическую и психотерапевтическую концепцию В. Франкла с философией М. Шелера, а, с другой стороны, обеспечивало внутреннюю согласованность и непротиворечивость самого учения В. Франкла. Наша цель состоит в обосновании того, что таким недостающим звеном является концепт «личность», или «духовная личность», который лежит в основе философской антропологии М. Шелера.
Анализ представлений немецкого философа о личности позволяет выделить ее основные характеристики:
- человек - это существо, представляющее собой диалектическое единство жизни и духа. «Жизнь» представлена в человеке психофизическим организмом, «дух» - сверхвитальное начало, не выводимое из жизни и не сводимое к ней. «Личность» - «деятельный центр, в котором дух является внутри конечных сфер бытия» [3, с. 53];
- личность как динамический центр духовного бытия человека инициирует и осуществляет духовные акты. Личность не субстанциональна и не пространственна; бытие личности не обладает временной непрерывностью - под натиском влечений человек может утрачивать бытие личностью или вообще вести существование, полностью пребывая во власти своих чувственных порывов. Поэтому как деятельный центр, личность существует - или появляется и проявляется -лишь в самоустановлении и самоосуществлении;
- личность характеризуется экзистенциальной самостоятельностью, которая выражается в свободе, независимости от принуждения и давления как со стороны внешних, так и со стороны внутренних факторов. Личность принципиально не обусловлена какими-либо физическими, психическими или социологическими законами, но эти законы задают границы свободы личности;
- человек как личность способен объективировать собственное психофизическое бытие и окружающий мир и выйти на духовную дистанцию по отношению к самому себе и к миру. Благодаря способности дистанцироваться от наличной действительности окружающего мира и самого себя, человек надстраивает над ними идеальное - сферу мыслей, смыслов и ценностей;
- личность находится в динамическом взаимодействии с психофизическим бытием человека: действуя через психофизическое и посредством психофизического, личность благодаря воле координирует витальные импульсы организма и направляет их на воплощение ценностей;
- человек может пережить самого себя личностью через «самососредоточение», целью которого является чувствование самого себя центром духовных актов;
- благодаря способности личности освобождаться от давления и принуждения со стороны психофизического, человек становится духовно «открыт миру» в его содержательной и
ценностной сущности. Личность обладает способностью феноменологического восприятия - «сущностного видения» как эссенциальной структуры мира, так и иерархии ценностей, задающей человеку основания для оценок и поведения;
- ценности есть онтологические феномены, существующие объективно и независимо от человека и обладающие априорной иерархической структурой. Личность принадлежит к наивысшей ступени априорной иерархии ценностей;
- каждое человеческое сообщество и каждый отдельный человек имеет собственную, исторически изменчивую, структуру восприятия и переживания ценностей, которая задает личности правила предпочтения ценностей и определяет мировоззрение человека. Индивидуально-действенные ценности, являющиеся мотивами действий конкретного человека, распознаются им благодаря совести;
- актуализируя свое личностное начало, человек обретает свободу и способность формировать самого себя и свою жизнь усилиями собственного духа.
В качестве базиса своих персоналистических представлений В. Франкл использовал положения М. Шелера о личности как центре и исполнителе духовных актов и о способности человека как личности духовно дистанцироваться от самого себя и от окружающего мира. Используя категорию «личность» в качестве центральной, мы проводим реконструкцию концепции В. Франкла. В работе «Десять тезисов о личности» (1951 г.) австрийский мыслитель постулирует уникальность, единство и целостность личности, невозможность разложения личности на отдельные элементы, противопоставляет духовность личности психофизическому организму человека, подчеркивает, что личность - это «свободное в человеке», а бытие человека как личности - это «решающее бытие», наделенное ответственностью [5]. В. Франкл говорит о несубстанциональности и об отсутствии временной непрерывности бытия личности, об «открытости личности миру» и ее направленности на «логос» - мир ценностей и смысла. В. Франкл отталкивается от понимания личности, представленного в философской антропологии М. Шелера и развивает его: вводит понятия духовного бессознательного, а также самодистанцирования и самотрансценденции как основных духовных актов личности в процессе поиска и воплощения смысла. Таким образом, мы можем сказать, что в «Десяти тезисах о личности» в сжатом виде изложен методологический базис концепции В. Франкла, развернутой им в многочисленных научных трудах по проблематике смысла и логотерапии.
В «димензиональной антропологии и онтологии» В. Франкл предложил рассматривать человека и его бытие как единство трех ортогональных измерений - телесного, психического и духовного. Духовное измерение человеческого бытия объемлет мир ценностей и смыслов, свободы и ответственности человека. К этому измерению относятся духовные акты личности: самодистанцирование, самотрансценденция, чувствование ценностей, принятие решений, воля, а также феномены совести, творчества, любви-агапэ, религиозности. Мотивация человека как личности - это стремление к смыслу. В жизни человека как целостного существа присутствует сложная динамика взаимодействия телесно-психического и духовного. Соотношение телесного и психического измерений В. Франкл описывает как психофизический параллелилизм. В противоположность этому, между свободным духовным измерением и детерминированной плоскостью психофизического существует фундаментальное различие - психоноэтический антагонизм, основу которого образует внутренняя дистанция, которую личность приобретает по отношению к телесно-психическому в духовном акте самодистанцирования. Таким образом, предложенное В. Франклом в димензиональной антропологии выделение в нематериальном в человеке психического и духовного позволило дифференцировать во внутреннем мире человека пассивно-реактивную и активно-деятельностную составляющие и локализовать их в разных измерениях. Человек как психическое существо реагирует на внешние ситуации и внутренние состояния в соответствии с результирующим вектором потребностей и влечений. Человек как лич-
ность - активный субъект принятия решений и действий в пространстве ценностно-смысловых возможностей ситуации.
В. Франкл ввел понятие «самотрансценденция», которое отражает антропологическое представление о том, что духовная личность представляет собой не замкнутую монаду, но по своей сути всегда интенциональна, т.е. направлена на что-то Иное, на что-то, «что не есть она сама». Базисом для самотрансценденции является акт самодистанцирования, в котором личность духовно освобождается от психофизического бытия человека и становится открытой для поиска и осуществления смысла. Рассматривая самотрансценденцию в процессуальном аспекте, мы выделяем рецептивную (восприятие ценностей и обнаружение смысла) и активно-деятельностную (принятие решения и его осуществление) стороны. Ценности, полагает В. Франкл, даны человеку априори и представляют собой содержания, или «объекты», на которые в своей интенциональности направлена духовная личность. Воспринимаемые личностью ценности, или «смысловые универсалии», представляют собой субъективные основания для действия и возможности для обнаружения смысла. Выбор наилучшей возможности осуществляется совестью - функцией аксиологической интуиции личности. После обнаружения личностью смысла она принимает решение по его воплощению, которое осуществляет в конкретных поступках, направляемых волей. Воплощение смысла, таким образом, направляется диалектикой бытия и долженствования как экзистенциальным напряжением, в котором происходит становление человека как личности и формирование им себя и своей жизни. В контексте концепции В. Франкла можно определить «экзистенцию» как «актуализацию бытия личностью». Основной акцент в описании осуществления экзистенции В. Франкл ставит на принятии человеком, как личностью, решений: экзистенция предполагает самодетерминацию, самотворчество человека.
В основе предложенной В. Франклом логотерапии - психотерапии, ориентированной на исцеление посредством нахождения смысла - лежит представление о том, что причина психических нарушений вызвана неспособностью человека проживать свое личностное начало. Соответственно, цель логотерапии состоит в том, чтобы восстановить и укрепить бытие пациента свободной, принимающей ответственные решения личностью, и тем самым возродить его способность находить и воплощать смысл. Разработанные В. Франклом логотерапевтические методы - дерефлексия, парадоксальная интенция и изменение установки по отношению к страданию - направлены на актуализацию и раскрытие персональных способностей личности как духовной сущности человека.
Сравнительно-сопоставительный анализ персоналистических представлений М. Шелера и В. Франкла позволяет сделать вывод о том, что именно философия М. Шелера является методологическим базисом экзистенциального анализа и логотерапии В. Франкла. Обобщая влияние персонализма М. Шелера на концепцию В. Франкла, можно отметить следующее:
В. Франкл, в соответствии со своими целями и задачами, переструктурировал, расставил новые акценты, развил, а отчасти упростил те положения о личности, которые сформулированы в антропологии и аксиологии М. Шелера;
многие идеи о личности, которые у М. Шелера сформулированы абстрактно и носят самый общий характер, В. Франкл операционализировал, сделав их применимыми к индивидуальной жизни конкретного человека и к практике психотерапии;
на основе категории личность и представлениях о бытии личности как восприятии ценностей, поиске и осуществлении смысла, В. Франкл разработал концепцию мотивации, согласно которой самым глубинным мотивом человеческого бытия является стремление человека как духовной личности к поиску смысла.
Категория «личность», таким образом, является в концепции В. Франкла конститутивной для понимания человека, ориентированного на смысл - и в теории, и в практике психотерапии. Представ-
ление о личности как о свободном духовном начале человека - свободном как недетерминированном природной и социальной необходимостью - парадоксальным образом приводит к пониманию того, что свобода тоже оборачивается своеобразным принуждением: а именно, свобода обязывает личность делать выбор. Личность стремится выбрать наилучшее: наилучшее для конкретного человека, находящегося в конкретной жизненной ситуации. Именно такую возможность - наилучшую для конкретного человека в конкретном контексте - вслед за понятием М. Шелера «ценность ситуации» В. Франкл назвал «смыслом». Категория «личность» обеспечивает внутреннюю согласованность концепции В. Франкла, связывая воедино антропологию и онтологию: посредством этой категории перебрасывается мостик к анализу феноменов человеческого бытия, который проводит австрийский мыслитель. Онтологическая категория «свобода» опирается на антропологическое основание: человек свободен благодаря способности личности к самодистанцированию; онтологическая категория «ответственность» основана на антропологической способности духовной личности к самотрансцен-денции.
Следует отметить сходство представлений М. Шелера и В. Франкла о генезе личности. Духовная личность, изначально пребывающая вне пространственной и временной реальности, включается в пространственно-временной и историко-культурный контекст благодаря соединению с конкретным психофизическим организмом человека, появляющимся на свет в определенное время и в определенном месте. Личность, связанная с психофизическим телом, одновременно существует и в трансцендентной реальности - мире ценностей - и нуждается в том, чтобы ее бытие было осмысленным. С нашей точки зрения, религиозные коннотации такого понимания личности очевидны.
Мы полагаем, что именно поэтому В. Франкл выбрал для своей концепции в качестве центральной категорию «смысл», а не категорию «личность», и не оставил систематического изложения своей теории. Австрийский мыслитель ясно понимал опасность обвинений в религиозности и в своих работах четко разграничивал научную психологию и религию, с одной стороны, и психотерапию и деятельность священника, с другой. Кроме того, и с точки зрения духовной ситуации времени, связанной с распадом системы смысловых универсалий европейской культуры, и с точки зрения практики психотерапии, которая должна была быть построена на базисе науки, а не религии, более релевантной выступала категория «смысл», понятная каждому человеку. Как врача и психотерапевта В. Франкла в первую очередь интересовала не концептуальная стройность теоретической системы, а такое описание процесса поиска смысла, которое можно было бы использовать в конкретной помощи людям в практике психологического консультирования и психотерапии.
На основании проведенного нами анализа можно сформулировать следующие выводы:
- при разработке «психотерапии в духовных терминах» В. Франкл стремился поставить проблематику поиска смысла на прочный антропологический фундамент. Таким фундаментом стало философское учение М. Шелера. Стремление к смыслу, постулируемое В. Франклом в качестве основной мотивационной силы человека, стало непосредственным развитием представлений М. Шеле-ра о личности как о «деятельном центре» человеческого бытия;
- В. Франклу удалось осуществить переход от философской категории личность, как она представлена в работах М. Шелера, к личности как психологической категории и раскрыть ее через систему понятий, которые были операционализированы в методах логотерапии;
- категория «личность» обеспечивает внутреннюю согласованность концепции В. Франкла, связывая воедино антропологию и онтологию, теоретико-психологический и конкретно-операциональный уровень практики консультирования и психотерапии.
Таким образом, система персоналистических идей в концепции В. Франкла тесно связана с философской традицией понимания сущности человека в европейской культуре и является попыткой трансформации представлений о личности как «деятельном центре» человеческого бытия в операционально-действенные психологические понятия.
Библиографический список
1. Уколова, Е. М. Макс Шелер и Виктор Франкл : от антропологии к онтологии духовной личности / Е. М. Уколова, В. Б. Шумский // Экзистенциальный анализ. - 2013. - № 5. - C. 7-26.
2. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М. : Прогресс, 1990. - 368 с.
3. Шелер, М. Положение человека в космосе / М. Шелер // Проблема человека в западной философии : сборник статей / Сост. П. С. Гуревич. - М. : Прогресс, 1988. - С. 31-95.
4. Frankl, V. E., Kreuzer, F. Im Anfang war der Sinn. Von der Psychoanalyse zur Logotherapie. Ein Gespräch / V. E. Frankl, F. Kreuzer. - München : Piper, 1986.
5. Frankl, V. E. Logos und Existenz. Drei Vortrage / V. Frankl. - Wien : Amandus-Verlag, 1951. - 70 s.
6. Frankl, V. E. Man's Search for Ultimate Meaning / V. Frankl. - New York : Perseus Book Publishing, 2000. -191 p.