3 Ситковский Е. П. Философская энциклопедия Гегеля //Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. / редкол.: Е. П. Ситковский (отв. ред.). - М. : Мысль, 1975. -Т. 1. Наука логики / вступ. ст. Е. П. Ситковского.
4 Красиков В. И. Конструирование онтологий. Эфемериды. Ego во времени и другие эссе. - М. : Водолей Publishers, 2007. - С.13
5 Гейзенберг В. Картина природы в современной физике // Гейзенберг В. Шаги за горизонт / пер. с нем.; сост.
А. В. Ахутин; общ. ред. и вступ. ст. Н. Ф. Овчинникова. - М.: Прогресс, 1987. С. 301.
6 Мартишина Н. И. Реальность и ее конструирование / Сибирский гос.ун-т путей сообщения. - Новосибирск, 2009. -С. 139
7 Кант И. Критика чистого разума. - СПб. : ИКА «Тайм-аут», 1993.
8 Келли Дж. Теория личности: психология личностных конструктов. - СПб. : Речь, 2000.
9 Осипов Г. В., Москвичев Л. Н. Социологический энциклопедический словарь. - М. : Изд-во НОРМА, 2008.
10 Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. -СПб. : Наука, 1993.
11 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М. : Медиум, 1995.
12 Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах: противоположность материалистического и идеалистического воззрений (1 глава «Немецкой идеологии») // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения: в 3 т. - М. : Политиздат, 1983. - Т.1.
13 Нугаев Р. М. Смена базисных парадигм: концепция коммуникативной рациональности // Вопросы философии. 2001. - № 1.
УДК 061.1/.2
В.И. Красиков
Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Министерства юстиции РФ),
г. Москва
философско-академическая корпорация в современном российском философском сообществе1
Аннотация. Статья имеет своей целью раскрытие структуры сообщества академических философов в России. Автор описывает устройство и персональный состав отделения общественных наук Академии наук России. Также он дает описание трех академических институтов философии: московского, екатеринбургского и новосибирского. Наконец, автор
предпринимает анализ значения и роли этих академических институций в российском философском сообществе.
Ключевые слова: философско-академическая корпорация, академические институты философии, специфика философской академической деятельности.
V.I. Krasikov
The Russian Law Academy of the Ministry of Justice of
the Russian Federation
PHILOSOPHICAL-ACADEMIC CORPORATION IN MODERN RUSSIAN PHILOSOPHICAL SOCIETY
Annotation. This article aims to disclose the structure of the community of academic philosophers in Russia. The author describes the device and composition of the Department of Social Sciences of the Academy of Sciences of Russia. It also gives a description of the three academic institutions philosophy in Moscow, Yekaterinburg and Novosibirsk. Finally, the author takes the analysis of the importance and role of academic institutions in the Russian philosophical community.
Keywords: philosophical-academic corporation, academic institutions of philosophy, specifics of philosophical academic activities
Введение
Хотя первая легендарная Академия основана еще Платоном и была, как бы сказали сегодня, «научной школой» великого философа и ученого, академии как крупные национальные центры управления и координации научной деятельностью появляются в Европе лишь в XVII в. Одной из главных отличительных черт подобных академий, несмотря на то, что все они в той или иной форме существовали на средства государства, были высокая репутация, пожизненность членства2, автономность и самоуправляемость. Насколько в настоящее время подобное консервативное образование, представляющее собой объединение очень возрастных, пусть и выдающихся ученых, способно быть мобильным и эффективным - вопрос дискуссионный. Наша задача здесь более скромная - рассмотреть особенности положения академических институций в общем строе российского философского сообщества. Весь эмпирический материал (сведения об учреждениях, составе, биографиях и пр.) был взят из открытых интернет-источников соответствующих официальных сайтов.
Слово «корпорация», применяемое здесь для обозначения философско-академической структуры, ориентировано на выражение следующих смыслов: самообособление, самозамкнутость, складывание особого группового самосознания, этоса превосходства и амбициозности перед находящимися вне «своего» круга, тщательно скрываемого политкорректностью мерто-новской научной этики. Корпорация академическая, как и всякая другая, зиждется на строгом контроле группы лидеров, которые обладают всей полнотой и административной, и интеллектуальной власти. Важнейшее
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке и в рамках выколнения гракта РГНФ, проект № 1К-03-0008 К .
2 Если принять во внимание, что средняя продолжительность жизни с XVII в. увеличилась более чем на 20 лет, то становится понятным прежняя «пожизненность» - она вполне укладывалась в рамки сохранения креативности в 50-60 лет.
системообразующее отличие академической корпорации, по крайней мере у нас в России, в том, что лидеры пожизненны и, как правило, преклонного возраста. Вполне естественно для них консервативное сознание, которое свойственно этому периоду человеческого существования. Входит ли оно в противоречие со стремительностью, мобильностью, революционностью молодежи и ее конкурентоспособностью, которая столь раздражает людей, уже более стремящихся предаваться отдыху и сладким воспоминаниям о былых славных делах? Вопрос риторический.
Не случайно первым возражением на попытки реформировать нашу сегодняшнюю академию был резон о некомпетентности чиновников в научных материях. Однако главный повод сопротивления дипломатично был поставлен на второе место. Ведь замахнулись на святое: пожизненный статус академиков - «кадровый состав. Согласно документам, бюрократический орган-заказчик, представляющий государство, будет раз в пять лет набирать ведущих учёных на основе сугубо формальных, наукометрических критериев, которые не имеют отношения ни к сохранению научных школ, ни к созданию точек роста и прорывных направлений в науке» [1].
1 Вершина академической пирамиды
Наши философские небожители - академики и члены-корреспонденты РАН - входят в состав «отделения общественных наук», кое состоит из двух секций: «экономики» и «философии, политологии, социологии, психологии и права». Руководит последней философ, что показывает все же сохранившийся именно в незападной стране пиетет перед довольно абстрактной и подрастерявшей свое влияние дисциплиной.
Небожителей одиннадцать человек, и большинство из них - это карьерные, статусные чиновники философских институций. Это не новость и не какая-то философская или же российская особенность, подобная практика существует повсеместно. Наибольшую известность, влиятельность и культурный капитал обретают высшие администраторы соответствующих институций, по своему положению выполняющие функции «диспетчеров коммуникации», находящиеся в фокусе искательного внимания, приписывающего его носителю почти сакральные добродетели. Итак, состав «бессмертных».
Венчает философскую академическую структуру 4 академика:
- руководитель секции Степин Вячеслав Семенович, 81 год (стал членом-корреспондентом в 1987 г как директор Института истории естествознания и техники АН СССР), в 1992-2006 гг. - директор ИФ РАН;
- Гуссейнов Абдусалам Абдулкеримович, 76 лет (член-корреспондент с 1997 г), с 1994 г. - заместитель, а с 2006 - директор ИФ РАН;
- Лекторский Владислав Александрович, 83 года (член-корреспондент с 1997 г.), председатель экспертного совета по философии и социологии ВАК (19881998 гг.), главный редактор главного философского журнала страны «Вопросы философии» (1987-2009 гг.);
- легенда отечественной философии Ойзерман Теодор Ильич, 101 год (член-корреспондент с 1966 г.).
Философов членов-корреспондентов РАН 7 человек:
- Гайденко Пиама Павловна, 81 год (член-корреспондент с 2000 г.), академический философ-исследователь;
- Касавин Илья Теодорович, 60 лет (член-корреспондент с 2003 г., стал им в 48 лет), сын Т.И.
74____________________________________________
Ойзермана, академический философ-исследователь;
- Лапин Николай Иванович, 84 года (член-корреспондент с 1987 г.), директор ИФ РАН (1986-1988 гг );
- Миронов Владимир Василевич, 62 года (член-корреспондент с 2008 г.), с 1998 г. - по настоящее время декан философского факультета МГУ. В 2005-2013 годах был председателем Экспертного совета ВАК РФ по философии, социологии и культурологии;
- Смирнов Андрей Вадимович, 57 лет (член-корреспондент с 2006 г.)1, академический философ-исследователь;
- Шульц Владимир Леопольдович, 67 лет (член-корреспондент с 2008 г.), генерал-полковник ФСБ, замдиректора ФСБ (2000-2003 гг.);
- Юдин Борис Григорьевич, 72 года (член-корреспондент с 2000 г.), 1999-2004 гг. - директор Института человека РАН.
Пять иностранных членов-философов также есть сочетание международных философских чиновников и исследователей, хотя зачастую первое не противоречит второму:
- Агацци Эвандро, 80 лет, крупный чиновник международных философских структур (типа Международной Академии философии науки, почётный президент Международной Федерации Философских Сообществ и Международного Института Философии);
- Нгуен Зуй Куни, 83 года, член ЦК Компартии Вьетнама (1991-2001 гг.), депутат Национальной ассамблеи (1992-2002 гг.), президент Национального центра общественных и гуманитарных наук Вьетнама, директор Центра подготовки преподавателей марксизма-ленинизма;
- Ленк Ханс, 80 лет, бывший вице-президент Европейской Академии наук и философии права, бывший президент, а ныне почетный президент Всемирной Академии философии Международного института философии в Париже;
- Хабермас Юрген, 86 лет, философ-исследователь;
- Хинтикка Яакко, 86 лет (умер 12.08.2015 г.), философ-исследователь.
Таким образом, из шестнадцати академических философов (иностранные члены - фигуры в общем-то декоративные) десяти за 80, и лишь трое находятся в возрасте около 60 лет, вполне продуктивного времени по философским меркам.
В чем они способны влиять на философско-ака-демическую корпорацию? Практически во многом - под контролем Институт философии РАН, с которым аффилированы благодаря обоюдному совместительству большинство более или менее видных и влиятельных руководителей философских кафедр, школ, отделений крупных гуманитарных московских вузов, философский факультет МГУ, экспертный совет ВАК по философии и, разумеется, главные философские журналы, возглавляемые теми же лицами [2]. По сути, и философ-ско-образовательную вертикаль можно считать пристяжью философско-академической корпорации.
1 В то время РАН проводила недолговременную, как показали последующие события, кампанию по «решительному» омоложению своего состава, суть которой заключалась в выделении порядка десятка с лишним вакансий членов-корреспондентов, главным условием для кандидатов был возрастной ценз до 50 лет. Ирония заключалась в том, что «старцы» прокатили почти всех, в итоге выбрали лишь где-то треть от заявленной квоты. Потом все это дело тихо нь ко спустили н а тормоз ах.
Вестник КГУ, 2015. № 5
2 сердцевина философско-академической корпорации
Крупнейшая философско-академическая институция страны - Институт философии РАН. В последние годы здесь работает свыше 250 научных сотрудников, в числе которых 4 академика, 6 членов-корреспондентов РАН, 120 докторов и 106 кандидатов наук. Высшей руководящей инстанцией Института является Ученый совет, в который с 2010 г. входят 45 человек, избираемых тайным голосованием на пять лет.
В структуру Института входит 27 секторов, центр изучения социокультурных изменений, кафедра ЮНЕСКО по философии «Философия в диалоге культур» и отдельно кафедра истории и философии науки - головное учреждение по преподаванию истории и философии науки для аспирантов и соискателей в системе РАН.
Вполне понятно, что четверть тысячи специалистов высшей квалификации дают существенную часть интеллектуального продукта страны в области философии, тем более, что эти показатели, в отличие от вузовских преподавателей философии, являются для них основными для оправдывания бюджетного финансирования. Так, ежегодно издается более 120 (136 в 2015 г.) книг и более 1000 (1405 в 2015 г.) статей. Действует 37 регулярных институтских теоретических семинаров, с десяток регулярных научных конференций (под почти гарантированный гранты) и за сотню - текущих [3].
Институт философии РАН - не только академическое учреждение, это довольно мощная образовательная структура. Резоны здесь очевидны: заниматься только наукой, т.е. реально сидеть по домам и только писать статьи-книжки, собираясь изредка на теоретические семинары или же заседания кафедр, такому количеству профессуры не вполне рационально - по соображениям дефицита общения и, что конечно важнее, по экономическому интересу. Профессиональный философ в нашей стране - это также имманентно и преподаватель, даром в графе «квалификация» дипломов о высшем образовании по специальности «Философия» указывается две: «Философ», «Преподаватель философии». Не секрет, что академические гонорары, за исключением «небожителей», довольно скудны, и на одну зарплату не проживешь, нужна как минимум еще одна ставка. Спрашивается, зачем искать где-то подработки и ездить по всей Москве в поисках работы, когда можно обратить в практически-образовательную пользу подобное, самое масштабное по стране скопление докторов и профессоров? И как только помягчела административная система при переходе к демократии и капитализму, была создана солидная образовательная структура при Институте.
В 1994 г. появился государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН) с двумя факультетами: философии, политологии - и отделением востоковедения.
Факультет философии имеет 7 выпускающих кафедр. Кадровое обеспечение здесь имеет свою специфику: основной профессорско-преподавательский состав сложился из ученых отделов и секторов Института -21 доктор и 17 кандидатов наук (всего 38). Имеется аспирантура, докторантура и 5 диссоветов. Обилие авторитетных имен - людей, имеющих высокую репутацию - в области философской деятельности, отличает данную кузницу отечественных любомудров. Трудно сказать, как обстоят дела на самом деле, но рискну предположить, что именно здесь должна быть наиболее качественная - по параметрам культивирования
философской рефлексии - подготовка молодых людей, ибо здесь находимы наиболее продуктивные российские философы и переплетение основных линий коммуникаций в сообществе [4].
3 Два младших брата
Кроме московского Института философии другой философско-академической организацией, находящейся в категории «учреждений под научно-методическим руководством» отделения общественных наук, является екатеринбургский Институт философии и права. Примечательно, что третий академический институт философии - в Новосибирске - не входит в эту категорию, подчиняясь своему региональному отделению, а через него - президиуму [5].
Институт философии и права Уральского отделения РАН создан в 1988 г., состоит из двух отделов: права и философии, причем право явно доминирует над философией - и в научно-концептуальном, и в научно-продуктивном отношениях. Исторические справки и отчеты о деятельности институции пестрят успехами и достижениями правоведов, но не философов. Соответственно и по кадровому составу число философов - где-то 1/3 от состава, скажем так, «немногочисленного» института. Количество философов здесь - 24 человека: 19 - в отделе философии и 5 - на кафедре философии, которая ведает приемом кандидатского экзамена по истории и философии науки, из них 12 докторов, среди которых достаточно симбиозных совместителей с философского факультета УрФУ, 9 кандидатов и 3 не остепененных [6]. Есть аспирантура и был до недавнего времени диссовет.
Институт философии и права Сибирского отделения (СО) РАН состоит из трех отделов: философии, социальных исследований, права - и кафедры философии СО РАН. Первые 2 отдела относимы к философским наукам и состоят, в свою очередь, из секторов.
Отдел философии состоит из:
- сектора истории и философии (6 чел.);
- сектора логики и теории познания (5 чел.);
- сектора философии науки (6 чел.).
Отдел социальных исследований состоит из:
- сектора этносоциальных исследований (9 чел.);
- сектора социологии науки и образования (7 чел.);
- сектора социально-философских исследований (4 чел.).
Кафедра философии СО РАН несмотря на столь звучное название меньше любого из 6 секторов (4 чел.), существует, вероятно, как компромисс местных интересов. Имеется аспирантура и диссовет.
Ситуация в новосибирском Институте диаметрально противоположна екатеринбургской. Здесь правят бал философы, даже по численности их в 10 (!) раз больше чем правоведов - 41 человек против 4 (!) в отделе права. И не в пример екатеринбургскому Институту, деятельность и имена академических новосибирских философов хорошо известны и уважаемы в российском философском сообществе.
Итак, эти три Института: московский, екатеринбургский, новосибирский - и составляют собой остов философско-академической структуры в России. Удивительно, но в весьма большом Санкт-Петербургском научном центре отсутствует Институт философии. Нет их и в других крупных региональных центрах, где по логике вещей можно было бы ожидать их наличие - ни в Дальневосточном отделении РАН, ни в Южном научном центре РАН (где имеет место быть Институт социально-экономических и гуманитарных исследований). Лишь в отдельных случаях проскальзыва-
ет упоминание о кафедрах философии как вспомогательных научно-образовательных учреждениях - по сдаче необходимого всем аспирантам экзамена по истории и философии науки, часто вкупе с таким же востребованным иностранным языком (к примеру, Дальневосточное отделение и Дагестанский научный центр).
Заключение
Московская философско-академическая агломерация - определяющий властный центр в российском сообществе философов-профессионалов. Агломерацией она названа потому, что присутствует не только в доме на Волхонке (сейчас на Гончарной), но и через симбиоз1 с иерархами философско-образователь-ной вертикали - она всеприсутствует в стольном граде
- везде там, где существует хоть какая-то синекура. И трудно их в этом порицать, собственно достигают они этого и интеллектом, и житейской рациональностью, и искусством минимизации усилий2 - в этом они лучшие и эффективные, потому и находимы там, где они есть.
Однако другие философско-академические институции, за исключением разве что светлого пятна - Новосибирска, пребывают в довольно плачевном состоянии. Более того, отсутствие философ-ско-академических учреждений, пусть хотя бы и небольшого, но элитного состава в таких признанных региональных центрах, где есть приличные философ-ско-образовательные институции, как Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Казань, Саратов, Томск [6;7], вызывает удивление. В этих городах есть много высококвалифицированных философов, много выпускников философских факультетов, т.е. необходимая среда для интенсивной интеллектуальной жизни философского свойства, как в Москве. Академические же структуры
- это своего рода элита интеллектуалов, необходимый завершающий мазок на культурной картине нации или же своеобразного регионального «духа местности». Последние же, самодостаточные крупные провинциальные культурные образования, получается, лишены этого, по сути лидерского начала, можно сказать «обезглавлены» - по крайней мере в отношении столь мировоззренчески важного стержня, основы самосознания, как философия.
Список литературы
1 Резолюция Ученого Совета института философии РАН от 12.05.2015 по итогам обсуждения проектов документов «О программе фундаментальных научных исследований...» ; «План структуризации научных организаций» ; «Об утверждении методических рекомендаций по распределению субсидий». URL: http://iph.ras.ru/12_05_2015.htm (дата обращения: 8.09.2015).
2 Российская философия продолжается: из XX века в XXI / под ред. Б. И. Пружинина. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 446 с.
3 Отчеты о научной деятельности Института и публикации за 2014 г. URL: http://iph.ras.ru/otchet_2014.htm (дата обращения: 09.09.2015).
4 Кто сегодня делает философию в России. T.III / авт.-сост. А. Нилогов. - М.: ООО «Сам Полиграфист», 2015. -736 с.
5 Организационная структура Российской академии наук. Российская академия наук. Уральское отделение.
1 Работы по совместительству в «теплых местечках», соприсутствия в редколлегиях, диссоветах, экспертных органах и пр.
2 «Бритва Оккама», «принцип экономии мышления», «скрывайся и таись» и другие поведенческие максимы, сформулированные выдающимися мыслителями, показывают, что многие философы были людьми, рачительно относящимися к сво е й жизн енн о й сам о ор г а низ а ци и.
76
Отдел философии. URL: http://www.ras.ru/win/db/browse_adm. asp?P=.oi-50.vi-.fi-.oi-1#1(дата обращения: 09.09.2015).
6 Институт философии и права. Со РАН. URL: http://ifp. uran.ru/lab/fil/sotr/ (дата обращения 10.09.2015).
7 Сыров В. Н. Введение в философию истории: своеобразие исторической мысли. - М. : Водолей Publishers, 2006. - 248 с.
8 Сыров В. Н. Философское образование: философская экспертиза: от метафоры к понятию // Философское образование. Вестник ассоциации философских факультетов. - 2013. - № 1 (4). - С. 126-137.
УДК 304.44
Т.Л. Пантюхина Курганский государственный университет
миф как реальность
Аннотация. Мифотворчество было ключевой линией в культуре ХХ века. Идеологические мифы создают образы альтернативной социальной реальности. Эти образы могут сохранять действительность, создавать привлекательный образ социального героя или мудрого правителя.
Ключевые слова: миф, мифология, идеологические мифы, мифологическое сознание.
T.L. Pantyukhina Kurgan State University
MYTH AS A REALITY
Annotation. Mythmaking was the integral line of шIture in the 20th century. Ideological myths сгeate images of an alternative sodal reality. These images can ^ver the reality, сгeate an attractive image of a sodal hero or a wise governor.
Keywords: myth, mythmaking, ideological myths, images, mythological consciousness
Зародившись на заре человечества, миф стал довольно устойчивым социокультурным феноменом, действующим во всех областях человеческой жизни: политической, экономической, культурной.
В ХХ веке мифотворчество стало весьма распространенным явлением, и в этом была своя закономерность. Мифологическое мышление, как специфическая особенность духовной культуры этого времени, нуждалось в новых мифах. Отсюда сознательное обращение к мифологии со стороны писателей, кинематографистов, художников. Мифологизация личностного и общественного сознания усиливалась в связи с по-
Вестник КГУ, 2015. № 5