Научная статья на тему 'Философский закон перехода количества в качество в аспекте адаптационных направлений развития архитектуры вузов'

Философский закон перехода количества в качество в аспекте адаптационных направлений развития архитектуры вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
закон перехода количества в качество / архитектура вузов / адаптация / коммуникационные пространства / планировочная гибкость / объемно-пространственные резервы / the law of the transformation of quantity into quality / architecture of higher education institutions / adaptation / communication spaces / planning flexibility / spatial reserves

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лариса Владимировна Петрова, Ольга Андреевна Шульгинова

Закон перехода количества в качество, считаясь философским по своему происхождению, является всеобщим для всех сфер знаний и деятельности и весьма значимым в методологии исследований, в том числе — при анализе эволюции явлений. В рассматриваемом аспекте адаптационных направлений развития вузов этот факт доказательно устанавливается на основе результатов анализа исторического развития учебных зданий вузов и авторских натурных обследований. Особое внимание уделяется коммуникационным пространствам, исследуется их развитие от роли транзитных путей движения между помещениями до многофункциональных коммуникационно-рекреационных пространств, имеющих значение объемно-пространственных резервов при адаптации учебного здания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лариса Владимировна Петрова, Ольга Андреевна Шульгинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical Law of the Transition of Quantity to Quality in the Aspect of Adaptive Directions in the Development of Architecture of Higher Educational Institutions

The law of the transformation of quantity into quality, being considered philosophical by origin, is universal for all spheres of knowledge and activity and very significant in the methodology of research, including analysis of the evolution of phenomena. In the aspect of the adaptation directions of the development of higher education institutions, this fact is established on the basis of the analysis of the historical development of university educational buildings and author»s on-site surveys. Particular attention is paid to communication spaces. Their development from transit routes between rooms to multifunctional communication and recreational spaces that serve as reserves for adaption of the educational building is investigated.

Текст научной работы на тему «Философский закон перехода количества в качество в аспекте адаптационных направлений развития архитектуры вузов»

Social-humanitarian review

DOI 10.24411 /2346-8408-2018-10010

Philosophical Law of the Transition of Quantity to Quality in the Aspect of Adaptive Directions in the Development of Architecture of Higher Educational Institutions

Философский закон перехода количества в качество в аспекте адаптационных направлений развития архитектуры вузов

Larisa Vladimirovna Petrova,

candidate of archeology, professor, State University of Land Use Planning E-mail: gap1929@yandex.ru

Olga Andreevna Shulginova,

MSc, post-graduate student, State University

of Land Use Planning

E-mail: oshulginova@gmail.com

Научная специальность по публикуемому материалу — 05.: архитектурной деятельности

Лариса Владимировна Петрова,

кандидат архитектуры, профессор Государственного университета по землеустройству E-mail: gap1929@yandex.ru

Ольга Андреевна Шульгинова,

архитектор, аспирант Государственного университета по землеустройству E-mail: oshulginova@gmail.com

>.21 Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции

Annotation. The law of the transformation of quantity into quality, being considered philosophical by origin, is universal for all spheres of knowledge and activity and very significant in the methodology of research, including analysis of the evolution of phenomena. In the aspect of the adaptation directions of the development of higher education institutions, this fact is established on the basis of the analysis of the historical development of university educational buildings and author»s on-site surveys. Particular attention is paid to communication spaces. Their development from transit routes between rooms to multifunctional communication and recreational spaces that serve as reserves for adaption of the educational building is investigated.

Key words: the law of the transformation of quantity into quality, architecture of higher education institutions, adaptation, communication spaces, planning flexibility, spatial reserves

Аннотация. Закон перехода количества в качество, считаясь философским по своему происхождению, является всеобщим для всех сфер знаний и деятельности и весьма значимым в методологии исследований, в том числе — при анализе эволюции явлений. В рассматриваемом аспекте адаптационных направлений развития вузов этот факт доказательно устанавливается на основе результатов анализа исторического развития учебных зданий вузов и авторских натурных обследований. Особое внимание уделяется коммуникационным пространствам, исследуется их развитие от роли транзитных путей движения между помещениями до многофункциональных коммуникационно-рекреационных пространств, имеющих значение объемно-пространственных резервов при адаптации учебного здания.

Ключевые слова: закон перехода количества в качество, архитектура вузов, адаптация, коммуникационные пространства, планировочная гибкость, объемно-пространственные резервы

Методика анализа адаптации архитектуры вузов к современным условиям обучения привлекает в своей аналитической части философские подходы. Изучение данного вопроса доказывает, что на эволюцию архитектуры вузов распространяется закон философии — закон перехода количественных изменений в качественные. Данный закон «выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения (для учебных зданий вузов это — количество учащихся, площадь здания, массовость строительства — авт.) на определенном этапе приводят к качественным (планировочное

и объемно-пространственное решение здания, система проектирования — индивидуальные или типовые проекты — авт.), а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений» [1]. В данном законе единство количественных и качественных изменений описывается категорией меры, а выход за их пределы (в учебном здании это — потребность в увеличении площадей, в изменении функционального назначения помещений или совершенствовании коммуникационного сообщения между помещениями) вызывает переход к другой мере, другому качеству (адаптация архитектуры учебного здания). Переход к новому

52

№3/2018

Социально-гуманитарное обозрение

качественному состоянию соотносится с понятием «скачка», заимствованным из философских терминов.

В историческом развитии архитектуры учебных зданий вузов нашли отражение, кроме массово доступного высшего образования, также принципы образования, особенности процесса обучения, технологии предоставления знаний и образа жизни, в сочетанном виде разнохарактерные для различных временных этапов [2]. Так, на протяжении практически всей истории развития учебных зданий использование внеаудиторных помещений, в частности горизонтальных и вертикальных коммуникаций, было монофункциональным (коммуникации выполняли только функцию связи между помещениями, рекреациями служили дворы или специальные помещения). Исключение представляют случаи совмещения функций в помещениях (качественные изменения, затрагивающие отдельные планировочные элементы): двойное функциональное назначение крупных помещений (столовой, зала, библиотеки); расширение функционального использования коммуникаций за счет смежных пространств (музея, библиотеки, двора, зала); транзитные зоны в помещениях при анфиладной планировке.

Необходимо принимать во внимание, что объемно-пространственные композиции исторических зданий вузов и ныне служат принципиальными схемами современных планировочных решений. Однако, анализ современного зарубежного и отечественного опыта проектирования учебных зданий вузов показывает, что в настоящее время в них наблюдается тенденция более свободного решения пространства и многофункционального насыщения внеаудиторных помещений. Для коммуникационных пространств в большей степени становятся характерны коммуникативно-рекреационная роль и, как следствие, художественная трактовка их решения. Например, во вновь возводимых зданиях к коммуникационным относятся не только специальные пространства для перемещения людей, но часто и пути-направления, включающие транзитные траектории проходов между функциональными зонами (самостоятельных занятий, библиотеки, рекреации, питания или общения), а именно: атриумы, лестницы-

амфитеатры, лестницы-атриумы, коммуникации пульсирующего контура, расширенные комму-

никации с нетранзитными (боковыми, островными или антресольными) зонами дополнительных функций. В ряде случаев подобные коммуникационно-рекреационные пространства способны играть роль внутренних резервов для адаптации учебного здания, увеличивая его планировочную гибкость и отдаляя необходимость его «эволюционных»/ «революционных» преобразований. Кроме того, многофункциональность, трансформация и компактность пространств осуществляются за счет дизайнерских средств, которые в настоящее время также позволяют улучшить адаптационные качества пространств.

Проведенные натурные обследования существующих учебных зданий вузов позволяют выявить основные действия по адаптации внутри зданий: оборудование выставок, мест для самостоятельных занятий, рекреации и питания в коммуникациях; создание лестницы-амфитеатра; устройство подъемников и пандусов для маломобильных групп населения (МГН), модернизация библиотеки и столовой, обустройство мансарды, интеграция двора. При этом, было выявлено достаточно свободное перераспределение функциональных зон (обучения, библиотечной, питания, рекреации и общения, музейной и выставочной) во внеаудиторных пространствах и их рассредоточение в коммуникационные пространства (в виде островных или боковых зон в коридорах, пространств около подоконников на площадках лестниц, зон в холлах и фойе) [3]. Коммуникации в учебных заведениях используются достаточно активно; они выступают в качестве резервных пространств для расширения функциональных зон.

Авторами, исходя из обозначенной тенденции, усматривается необходимость при изучении адаптации учебного здания к современным условиям обучения установить «пороговые значения» (количественные или качественные) для последующего «скачка» по формированию архитектуры учебных зданий, а именно: уровень использования резервов коммуникационных пространств и включения в них дополнительных функций, потребности в реконструкции отдельных помещений, перепланировке, расширении площади за счет освоения чердачного пространства и интеграции элементов внешней среды (террас, дворов) как зон различного фун-

№3/2018

53

Social-humanitarian review

кционального назначения, локальной реконструкции с увеличением контура здания. Так, адаптация при потребности в дополнительных вертикальных коммуникациях может представлять локальную реконструкцию с пристройкой к зданию их объемов, имеющих коммуникативное значение: как дополнительных зон отдыха, общения, индивидуальных и групповых занятий студентов.

Упоминавшееся понятие скачка-перехода к новому качеству может обозначать и восстановление каких-либо утраченных объектов. К нему, например, относится активно проявляющееся с 1990-х годов возрождение домовых храмов вузов, а также и восстановление первоначального облика памятников и избавление от различных искажений при реставрации [4].

Итак, можно констатировать, что коммуникации в современных проектах учебных зданий вузов получают значение коммуникационнорекреационных пространств, имеющих новое качество в функциональном и образном, архитектурном аспектах по сравнению с коммуникациями как горизонтальными и вертикальными транзитными путями движения. Для адаптации существующих учебных зданий были выделены «пороговые значения» мер адаптации, при которых значительно изменяется архитектурно-дизайнерское решение, а именно: использование резервов коммуникаций и насыщение их дополнительной коммуникативно-рекреационной функцией, создание ступенчатых структур для рекреации и задействования в обучении, устройство подъемников и пандусов для МГН,

модернизация библиотеки и столовой, восстановление домового храма, обустройство мансарды, интеграция элементов внешней среды (террас, двора) как зон различного функционального назначения, пристройка объемов вертикальных коммуникаций с коммуникативной функцией. В целом, исследование показало рациональность применения философского закона перехода количества в качество как методического подхода при анализе особенностей адаптации архитектуры вузов по привходящим факторам происходящих изменений в современной теории и практике инновационных способов обучения.

Список литературы

1. Краткий философский словарь / [подгот. А.П. Алексеев и др.]; отв. ред. А.П. Алексеев. 2-е изд. М.: Проспект, 2008. 491 с.

2. Петрова Л.В., Шулъгинова О.А. Архитектурно-планировочные особенности учебных зданий. Исторический опыт// Землеустроительная наука и образование в России и за рубежом. Материалы междун. землеустроительного форума. М. : ГУЗ, 2015. С. 307-312.

3. Петрова Л.В., Шулъгинова О.А. Результаты натурных обследований архитектурных пространств учебных заведений в условиях адаптации к новым формам обучения // Актуальные проблемы, перспективы и задачи землеустроительного образования, архитектуры и дизайна. М.: ГУЗ, 2017. С. 195-200.

4. Илъвицкая С.В., Петрова Л.В., Булгакова Е.А. Домовые храмы ВУЗов России — духовный катализатор храмотворческой деятельности// Архитектура и строительство России. 2016. № 1-2. С. 88-95.

54

№3/2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.