Social-humanitarian review
DOI 10.24411/2346-8408-2018-10024
Philosophical Meaning of Eclecticism in Architecture
Философский смысл эклектики в архитектуре
Victoria Gennadievna Egorenkova, Виктория Геннадьевна Егоренкова,
student of the Faculty of Architecture, студент 5-го курса архитектурного факультета
State University of Land Use Planning Государственного университета по землеустройству
E-mail: naymova8250@gmail.com E-mail: naymova8250@gmail.com
Научная специальность по публикуемому материалу: 07.03.01 —Архитектура
Научный руководитель: Л.В. Молодкина, кандидат философских наук, доцент кафедры социально-правовых и гуманитарных дисциплин ГУЗ, декан факультета по переподготовке специалистов с высшим образованием ГУЗ
Annotation. The article reveals the place of eclecticism in the crea- Аннотация. В статье раскрывается место эклектики в творче-tive mind of architect. The author»s thinking is always eclectic. The ском сознании архитектора. Мышление автора всегда эклек-whole architectural experience inevitably affects the process. тично. Весь архитектурный опыт неизбежно влияет на процесс.
Key words: eclectic, architectural thinking, architect, idea, mean- Ключевые слова: эклектика, архитектурное мышление, архи-ing тектор, идея, смысл
Традиционно архитектурная эклектика понимается как художественное направление, ориентированное на использование в одном сооружении разнообразных, порой диаметрально противоположных конструктивных форм и стилистических композиций. Однако следует заметить, что помимо этого существуют и другие дефиниции этого понятия, подвергающие сомнению понимание эклектики как архитектурного стиля.
Но хотелось бы сконцентрировать внимание на понимании эклектики несколько в другом ключе, в ином ракурсе, а именно: как она отражается в потоке творческого архитектурного сознания, в архитектурном мышлении твор-ца-зодчего. Творческий процесс всегда эклектичен! Он сложен, порой болезнен, так сказать, духовно зигзагообразен. Потому что всегда идет поиск необходимых методов и проективных способов, выражающих те или иные архитектурные идеи, которые в совокупности представляют замысел, постепенно реализуемый в творческой деятельности, что, несомненно, ведет к истинному пониманию архитектурных целей и задач. Творческая процессуальность в архитектуре — это многообразное столкновение различных авторских идей и мыслей, которые зачастую эклектически противоречат друг другу. И архитектор-автор или принимает их, видоизменяет или порой отказывается от них.
Архитектурная идея не может родиться из ничего. Она образуется на основе овладения и рефлексии достижений предшествующих эпох и соседних культур. Образ создается в результате сознательной творческой работы художника, работы, основанной на глубоком знании природы и истории архитектуры, на живом восприятии окружающей действительности и ее запросов, на чувстве нового. Идет обработка огромнейшего потока информации.
В настоящее время опыт предшествующих поколений настолько колоссален и многообразен, что это никак не может не влиять на творческий процесс архитектора. «Сложная семантическая структура архитектурного творчества представляется как синтез различных архитектурно-природных компонентов, насыщенных многообразием духовных смыслов и утилитарных значений, которые составляют основу творческого замысла автора-архитектора (конструирующего субъекта) и наличествуют уже в его архитектурном проекте» [2, с. 285]. Технические возможности коммуникации в современном архитектурном пространстве играют важнейшую роль. В итоге противоположное слияние разных архитектурных идей, мыслей составляет единый замысел, воплощающийся в творении зодчего. В подтверждение нашим рассуждениям приведем ряд симптоматичных примеров.
108
№3/2018
Социально-гуманитарное обозрение
Антонио Гауди — архитектор, творивший вне устоявшихся стилей, этот каталонский архитектор, оригинальный и загадочный одновременно, который почти не работал с чертежами. Он пользовался лишь набросками зданий — одни только общие очертания, форма, но никакой детализации, никаких конструктивных элементов. Главным его инструментом были воображение, интуиция и вычисления в уме. «Интен-циональная предметность Саграда Фамилия настолько многолика в смысловом наполнении, что индивидуально-персональное конституирование значений и смыслов в сознании современного интерпретатора-автора и интерпретатора зрителя-туриста происходит бесконечно, порождая интерсубъективную смысловую взаимоперекличку сознаний ... «Я» и «Другой» [2, с. 298].
Приведем еще пример, который выражает современный архитектурный текст, творчески созданный на основе эклектики. Исторический военный музей в Дрездене. Изначально здание было построено в 1876 в неоклассическом стиле. Использовалось оно в различных целях, для хранения вооружения, а также в качестве музея. В 2011 году американский архитектор польского происхождения Даниель Либескинд сооружает пристройку в форме клина. Это — архитектурное сооружение, в котором основная философская идея выражается благодаря эклектике мощного смыслового потока. Идея Либескинда заключалась в том, чтобы создать контраст между жестким, суровым арсеналом и новым расширением, которое вклинилось в прозрачную форму, асимметрично проникло в историческое непрозрачное здание, чтобы преобразовать его навсегда, как функционально, так и символически, а также отметить разницу между
старым авторитаризмом и современной демократией в Германии.
Именно взаимодействие между этими перспективами формирует характер нового Военно-исторического музея, в функционировании которого звучит вечный диалог между прошлым и настоящим. Кончик клина указывает на место, в которое в ночь на 13 февраля 1945 года была сброшена первая бомба на Дрезден во время авиационного налета союзников. И все здание в целом заставляет задуматься о бессмысленности войны, насилия, разрушения и ненависти. Автор-архитектор — Даниель Либескинд — в явно эклектической архитектурнозначимой форме пытается найти компромисс, а значит, истинный вариант, для воплощения своего архитектурного замысла в реальность, создавая сооружение с высоким философско-идеоло-гическим смыслом.
Таким образом, архитектурное мышление зодчего представляется как эклектический поток творческого сознания, как эмоциональ-но-психологическя «игра», цель которой создание архитектурного произведения с явно выраженным философско-идейным смыслом.
Список литературы
1. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. М.: Гардарики, 2004.
2. Молодкина ЛВ. К вопросу о феноменологии творчества в архитектуре. Статья первая // Философия творчества. Когнитивные и социально-культурные измерения. Ежегодн. 2. М.: ИИнтеЛЛ, 2016.
3. Новые идеи нового века. Т. 1. Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2016.
4. Згурская М.П., Лавриненко Н.Е. Архитектурные стили. М.: Фолио, 2013.
5. Жолтовский И. О некоторых принципах зодчества. М.: Строительная газета, 1940.
№3/2018
109