Научная статья на тему 'Философский смысл эклектики в архитектуре'

Философский смысл эклектики в архитектуре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
288
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эклектика / архитектурное мышление / архитектор / идея / смысл / eclectic / architectural thinking / architect / idea / meaning

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Виктория Геннадьевна Егоренкова

В статье раскрывается место эклектики в творческом сознании архитектора. Мышление автора всегда эклектично. Весь архитектурный опыт неизбежно влияет на процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Виктория Геннадьевна Егоренкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical Meaning of Eclecticism in Architecture

The article reveals the place of eclecticism in the creative mind of architect. The author»s thinking is always eclectic. The whole architectural experience inevitably affects the process.

Текст научной работы на тему «Философский смысл эклектики в архитектуре»

Social-humanitarian review

DOI 10.24411/2346-8408-2018-10024

Philosophical Meaning of Eclecticism in Architecture

Философский смысл эклектики в архитектуре

Victoria Gennadievna Egorenkova, Виктория Геннадьевна Егоренкова,

student of the Faculty of Architecture, студент 5-го курса архитектурного факультета

State University of Land Use Planning Государственного университета по землеустройству

E-mail: naymova8250@gmail.com E-mail: naymova8250@gmail.com

Научная специальность по публикуемому материалу: 07.03.01 —Архитектура

Научный руководитель: Л.В. Молодкина, кандидат философских наук, доцент кафедры социально-правовых и гуманитарных дисциплин ГУЗ, декан факультета по переподготовке специалистов с высшим образованием ГУЗ

Annotation. The article reveals the place of eclecticism in the crea- Аннотация. В статье раскрывается место эклектики в творче-tive mind of architect. The author»s thinking is always eclectic. The ском сознании архитектора. Мышление автора всегда эклек-whole architectural experience inevitably affects the process. тично. Весь архитектурный опыт неизбежно влияет на процесс.

Key words: eclectic, architectural thinking, architect, idea, mean- Ключевые слова: эклектика, архитектурное мышление, архи-ing тектор, идея, смысл

Традиционно архитектурная эклектика понимается как художественное направление, ориентированное на использование в одном сооружении разнообразных, порой диаметрально противоположных конструктивных форм и стилистических композиций. Однако следует заметить, что помимо этого существуют и другие дефиниции этого понятия, подвергающие сомнению понимание эклектики как архитектурного стиля.

Но хотелось бы сконцентрировать внимание на понимании эклектики несколько в другом ключе, в ином ракурсе, а именно: как она отражается в потоке творческого архитектурного сознания, в архитектурном мышлении твор-ца-зодчего. Творческий процесс всегда эклектичен! Он сложен, порой болезнен, так сказать, духовно зигзагообразен. Потому что всегда идет поиск необходимых методов и проективных способов, выражающих те или иные архитектурные идеи, которые в совокупности представляют замысел, постепенно реализуемый в творческой деятельности, что, несомненно, ведет к истинному пониманию архитектурных целей и задач. Творческая процессуальность в архитектуре — это многообразное столкновение различных авторских идей и мыслей, которые зачастую эклектически противоречат друг другу. И архитектор-автор или принимает их, видоизменяет или порой отказывается от них.

Архитектурная идея не может родиться из ничего. Она образуется на основе овладения и рефлексии достижений предшествующих эпох и соседних культур. Образ создается в результате сознательной творческой работы художника, работы, основанной на глубоком знании природы и истории архитектуры, на живом восприятии окружающей действительности и ее запросов, на чувстве нового. Идет обработка огромнейшего потока информации.

В настоящее время опыт предшествующих поколений настолько колоссален и многообразен, что это никак не может не влиять на творческий процесс архитектора. «Сложная семантическая структура архитектурного творчества представляется как синтез различных архитектурно-природных компонентов, насыщенных многообразием духовных смыслов и утилитарных значений, которые составляют основу творческого замысла автора-архитектора (конструирующего субъекта) и наличествуют уже в его архитектурном проекте» [2, с. 285]. Технические возможности коммуникации в современном архитектурном пространстве играют важнейшую роль. В итоге противоположное слияние разных архитектурных идей, мыслей составляет единый замысел, воплощающийся в творении зодчего. В подтверждение нашим рассуждениям приведем ряд симптоматичных примеров.

108

№3/2018

Социально-гуманитарное обозрение

Антонио Гауди — архитектор, творивший вне устоявшихся стилей, этот каталонский архитектор, оригинальный и загадочный одновременно, который почти не работал с чертежами. Он пользовался лишь набросками зданий — одни только общие очертания, форма, но никакой детализации, никаких конструктивных элементов. Главным его инструментом были воображение, интуиция и вычисления в уме. «Интен-циональная предметность Саграда Фамилия настолько многолика в смысловом наполнении, что индивидуально-персональное конституирование значений и смыслов в сознании современного интерпретатора-автора и интерпретатора зрителя-туриста происходит бесконечно, порождая интерсубъективную смысловую взаимоперекличку сознаний ... «Я» и «Другой» [2, с. 298].

Приведем еще пример, который выражает современный архитектурный текст, творчески созданный на основе эклектики. Исторический военный музей в Дрездене. Изначально здание было построено в 1876 в неоклассическом стиле. Использовалось оно в различных целях, для хранения вооружения, а также в качестве музея. В 2011 году американский архитектор польского происхождения Даниель Либескинд сооружает пристройку в форме клина. Это — архитектурное сооружение, в котором основная философская идея выражается благодаря эклектике мощного смыслового потока. Идея Либескинда заключалась в том, чтобы создать контраст между жестким, суровым арсеналом и новым расширением, которое вклинилось в прозрачную форму, асимметрично проникло в историческое непрозрачное здание, чтобы преобразовать его навсегда, как функционально, так и символически, а также отметить разницу между

старым авторитаризмом и современной демократией в Германии.

Именно взаимодействие между этими перспективами формирует характер нового Военно-исторического музея, в функционировании которого звучит вечный диалог между прошлым и настоящим. Кончик клина указывает на место, в которое в ночь на 13 февраля 1945 года была сброшена первая бомба на Дрезден во время авиационного налета союзников. И все здание в целом заставляет задуматься о бессмысленности войны, насилия, разрушения и ненависти. Автор-архитектор — Даниель Либескинд — в явно эклектической архитектурнозначимой форме пытается найти компромисс, а значит, истинный вариант, для воплощения своего архитектурного замысла в реальность, создавая сооружение с высоким философско-идеоло-гическим смыслом.

Таким образом, архитектурное мышление зодчего представляется как эклектический поток творческого сознания, как эмоциональ-но-психологическя «игра», цель которой создание архитектурного произведения с явно выраженным философско-идейным смыслом.

Список литературы

1. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. М.: Гардарики, 2004.

2. Молодкина ЛВ. К вопросу о феноменологии творчества в архитектуре. Статья первая // Философия творчества. Когнитивные и социально-культурные измерения. Ежегодн. 2. М.: ИИнтеЛЛ, 2016.

3. Новые идеи нового века. Т. 1. Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2016.

4. Згурская М.П., Лавриненко Н.Е. Архитектурные стили. М.: Фолио, 2013.

5. Жолтовский И. О некоторых принципах зодчества. М.: Строительная газета, 1940.

№3/2018

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.