Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЙ ПРАКТИКУМ ДУШИ'

ФИЛОСОФСКИЙ ПРАКТИКУМ ДУШИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATION / PHILOSOPHY / CIRCLE / AKNOWLEDGE / THINKING / FREEDOM / ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛОСОФИЯ / КРУЖОК / ПОЗНАНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / СВОБОДА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Маслова Анастасия Владиленовна

Статья посвящена анализу феномена философского научного кружка и его роли в университете на примере кружка «Sapere aude», который был создан в 2017 г. на базе кафедры философских наук Московского лингвистического университета (МГЛУ). Цель данного кружка состоит в развитии у студентов критического мышления через изучение философских проблем, а также в тренировке выступлений перед аудиторией. Современное образование в эпоху цифровизации нуждается в подпитке гуманитарной мысли для создания необходимого баланса между цифрой и живым сознанием человека, между учителем и учеником, преподавателем и студентом. Организация научных кружков является такой подпиткой, потому что их работа происходит в иммунной системе государства, в университетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL PRACTICUM OF SOUL

This article is devoted analysis of phenomenon of philosophical workshop in University by the example of work the philosophical workshop «Sapere aude» is created in 2017 year by department of philosophy MSLU. Developing of critique thinking through a study philosophy problems and coaching of a public reports there are all the aim of this workshop. Modern education in the digital epoch is needed to humanity thought for creation a balance between digit and alive human consciousness, theacher and pupil, professor and student. The organisation this workshop plays very important role, because it works in the immune system of a state, in university.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЙ ПРАКТИКУМ ДУШИ»

УДК 378.184:101.1

DOI 10.25688/2078-9238.2020.34.2.10

А.В. Маслова

Философский практикум души

Статья посвящена анализу феномена философского научного кружка и его роли в университете на примере кружка «Sapere aude», который был создан в 2017 г. на базе кафедры философских наук Московского лингвистического университета (МГЛУ). Цель данного кружка состоит в развитии у студентов критического мышления через изучение философских проблем, а также в тренировке выступлений перед аудиторией. Современное образование в эпоху цифровизации нуждается в подпитке гуманитарной мысли для создания необходимого баланса между цифрой и живым сознанием человека, между учителем и учеником, преподавателем и студентом. Организация научных кружков является такой подпиткой, потому что их работа происходит в иммунной системе государства, в университетах.

Ключевые слова: образование; философия; кружок; познание; мышление; свобода.

Введение

Феномен философского кружка достаточно древний и в качестве альтернативной формы образования имеет более долгую историю, чем институциональная форма. Кружки под названием «Пифагорейский союз», «Академия», «Ликей» и т. д. — все это были философские школы, пропагандирующие особые взгляды на мир, формирующие мировоззрение учеников. Обычно философские кружки объединены какой-либо идеей или личностью, например кружок Щедровицкого.

Наш философский кружок выполняет функции аккумулирования гуманитарного знания, объединяя между собой разных людей, потенциально носителей различных мировоззрений. Такое объединение дает возможность раскрепостить мышление и почувствовать истинную свободу, которая только возможна. Совершенно разные темы поднимаются на нашем кружке, от проблем сознания и времени до социальных и культурологических проблем.

Sapere aude в переводе с латинского означает «имей мужество мыслить», «имей мужество пользоваться собственным разумом», как перевел эту крылатую фразу Иммануил Кант в своей работе «Что такое Просвещение» [3, с. 29].

Сегодня эта работа особенно актуальна, потому что современное общество направлено на репликацию клипового и зомбического мышления с помощью производства симулякров. Философский кружок призван дать ориентиры

© Маслова А.В., 2020

молодому поколению в нелегком, но интересном деле обретения самостоятельного и свободного мышления.

Проблемы смысла, жизненного пути и самопознания лежат в пространстве гуманитарных наук, которые призваны определять духовные ориентиры и создавать ценностно направленную образовательную систему, развивающую самостоятельно мыслящую личность. В данной работе мы проведем сравнительный анализ занятий кружка в целях выявления наибольшего интереса к определенным темам.

Феномен философского кружка

Развитие свободного мышления — это сверхзадача университета, которая перманентно присутствует за кулисами образовательного процесса. Нехватка времени для передачи бесценного знания молодому поколению становится практически невыносимой и для преподавателя, и для студента, ум которого требует новой пищи и нового озарения пониманием.

В такой критической ситуации приходят на помощь факультативы и научные кружки, позволяющие не только освоить дополнительный материал, но и создать дружественную, свободную атмосферу для раскрепощения учащихся. В данном случае происходит восполнение понимания философии, ее проблем, которые превращаются из отвлеченных абстрактных понятий в живое биение мысли hic et nunc1. Посещение философского кружка — это всегда добровольный выбор студента, ведомого желанием удовлетворить природное любопытство, прикоснуться к тайнам метафизического знания.

Хосе Ортега-и-Гассет в работе «Миссия университета» пишет, что «человечество столкнулось с насущной, неотложной проблемой: нужно изобрести технологию адекватного обращения с той горой знаний, которая у него сегодня есть. Если он не придумает, как совладать с этим неудержимым разрастанием знаний, он будет раздавлен» [5, с. 111]. С этой проблемой сталкивается дисциплина философия в университете, разросшаяся история философии с порожденными ею проблемами становится чем-то пугающим для неискушенного в абстрактном мышлении человека. Усвоение материала кажется невозможным, но задача образования, миссия университета заключается в том, в чем заключалась задача философии в Античности: «Она нацелена больше на формирование, чем на информацию» [1, с. 94]. Недостаток организации образовательного процесса состоит сегодня именно в перевыполнении плана по информированию, а формирование остается на ответственности самообразования, которому никто не учит.

На занятиях нашего кружка мы изучаем методы автодидактики, разработанные неординарным педагогом В.А. Куринским. Он определял смысл

1 Здесь и сейчас (лат.).

образования в самообучении во внутреннем действии, которое «только тогда представляет ценность для нас, когда оно связано с внутренним действием, когда мы можем его внутренне прожить. А иначе будет просто говорение, формальное говорение, или риторика» [4, с. 5]. Необходимость самому учащемуся осваивать и в дальнейшем исследовать различные дисциплины делает объективной потребность в усвоении навыков самообразования.

Кружок призван разбудить внутренний стимул к саморазвитию через удивление, через философию, которая, по словам современного теоретика гуманитарных наук М. Эпштейна, «как область универсального, не сводится к мышлению, но охватывает человека в его целостности» [9, с. 53]. Вот эту целостность человек достраивает посредством своей широты сознания, таким образом, самодостраивая самого себя.

Однако без понимания того, что такое самопознание и какие психологические аспекты оно в себя включает, наши попытки усвоить философские практики будут безуспешными и большинство теоретических знаний будут мертвым грузом покоиться в храме науки. Чтобы сделать философию живой, показать ее практическую возможность и силу преобразования личности, мы проводим психологические практикумы, даем тесты и задания, направленные исключительно на познание самого себя. Философия и психология превращаются в единое целое, когда мысль перестает быть застывшим памятником прошлого, а рождается в свободном парении собственного духа.

В этом ключе уместно вспомнить слова выдающегося психолога и педагога В.П. Зинченко, который посвятил проблеме становления личности и вопросам сознания немалую часть своей жизни, об образовании он писал, что «действительным и недостижимым идеалом могла бы стать "школа равновесия души и глагола" (М. Цветаева), школа живого личностного знания, школа поступающего мышления» [2, с. 8]. Более того, вне этой сверхзадачи образование не является ничем большим, как поставщиком разной информации, и его можно легко свести к цифровому, дистанционному и другого рода киберобразованию.

В XX в. наука перестала считаться исключительно рациональным ремеслом, манипулирующим заданными алгоритмами, теперь это творческая, наполненная вдохновением и интуицией работа. С образованием произошел кардинально противоположный процесс, из греческой пайдейи (ла1^а) оно превратилось в набор программ, обязательных для усвоения, тренируя рациональную часть души учащегося. «На знание повсюду начинают смотреть не просто как на самоценность или средство создания широкого гуманитарного направления в целом, а как просто на составляющую часть технического мастерства» [6, с. 101]. Поэтому в такой форме дополнительных занятий, как философский кружок, возможно восполнение духовной составляющей образовательного процесса. Роль философии здесь состоит в открытии многообразных перспектив и концепций видения мира.

Роль личного интереса

Мотивация инкорпорирована в процесс самообразования, потому что без актуализированного интереса приобретение знаний становится скучной обязанностью, непонятно кем придуманной. Удержание самого себя в моменте актуализированного интереса есть обязательное условие научения. Однако для реализации такого удержания необходимы условия, при которых можно было бы научиться учиться и делать выбор собственного мировоззрения.

Философия, подобно стихии, захватывает сознание с целью поднять его над обыденным восприятием и показать множество возможных альтернатив, где ни одна не является доминирующей. Чтобы при этом не погрузиться в глубину метафизики, нужен проводник. Его роль выполняет ведущий каждого занятия.

Первые встречи направлены на демонстрацию творческого потенциала философских дисциплин, таких как онтология, гносеология, этика, которые со своего ракурса ставят вопрос о том, что есть реальность, сознание, добро и свобода. Как правило, философские проблемы пересекаются с конкретными научными дисциплинами: физикой, психологией.

Например, вопрос о том, что такое время, перестает быть праздным, как только попадает в поле философского дискурса, история которого начинается с Древней Греции. Углубляясь в проблематику, мы начинаем осознавать, что понимание ощущения времени не изменилось с Августина Блаженного (V в. н. э.) и результаты экспериментов квантовой физики показывают парадоксальность самой попытки дать физическое определение времени.

Проблеме самопознания уделяется особое внимание на занятиях кружка, это действительно центральная тема, интенция практически каждой встречи. На примере различных теорий личности мы совершаем критический анализ каждой из них и в то же время приходим к пониманию, что в человеке синтезированы все теории личности как сложноорганизованные конструкты внутри единого механизма, обладающего свободой. Психология в данном случае рассматривается как продолжение экзистенциальной философии, начало которой положил С. Къеркегор, создав новый способ философствования через личные переживания [8].

Тема самопознания превращается из дискуссии в способ жизни, который олицетворял собой Сократ, сформулировав центральный лозунг философии «Познай самого себя». Это познание подобно двуликому Янусу: с одной стороны, метод неудобного вопрошания, а с другой — строгая дисциплина ума.

Через поиск первоначала психологии мы определяем точку, где имплицитно содержатся в сжатом виде последующие темы психологической науки. Эта точка находится в моменте поворота философской рефлексии к внутренней драме человека и поиску его границ.

Одно из главных правил самообучения — «никогда не прерывать самонаблюдения, всегда отдавать себе отчет, что происходит с тобой, когда ты занимаешься тем или иным предметом, когда читаешь тот или иной текст, выполняешь

то или иное задание» [4, с. 50]. Это слова основателя оригинальной концепции автодидактики В.А. Куринского, которую мы осваиваем на протяжении нескольких занятий, а потом применяем во время подготовки к дискуссиям. Автодидактика — это самотворение в каждый момент жизни, потому что жизнь является ничем иным, как познанием, постоянным стремлением узнать, «Жить, думать, чувствовать, любить / Свершать открытья»2 (Б. Пастернак).

Такие приемы самодидактики, как удержание актуализированного интереса, мыслечувство, самонаблюдение, мгновенное применение полученных знаний и т. д., методологически определяют форму занятий [4].

Во время наших встреч мы обсуждаем, в чем смысл путешествий и какую роль они играют в самопознании человека. Экзистенциальный аспект феномена путешествия раскрывается каждым из участников кружка через свой собственный опыт. Обыденные стороны жизни становятся наполненными смыслом, спрятанным за привычными стереотипами мышления.

Рефреном через все темы проходит проблематика языка и мышления, способы воспринимать мир и его описывать. Рассматривая различные толкования времени, мы вступаем в область логики языка, который повелевает нам мыслить определенным способом время, в нашем случае по-русски. На примере идиом, поговорок и, безусловно, грамматического ядра языка мы выявляем когнитивную составляющую, определяющую способ восприятия мира.

Подобная ситуация происходит и с восприятием цвета. Наш глаз способен воспринимать до 7 миллионов оттенков [7, с. 269], однако мы можем назвать не более нескольких десятков различных оттенков, в чем помогают нам художники, наполняя наш цветовой тезаурус. Словарь, таким образом, определяет светочувствительность не самого глаза как физиологического органа, который у всех здоровых людей на планете работает одинаково, а нашу мозговую обработку и когнитивную оценку поступающей от глаз информации.

Причины такого поистине вавилонского раскола в истории человечества проследить невозможно в связи с проблемой глоттогенеза, выявлением временной границы, когда возник праязык человека.

Следующей большой темой наших встреч является проблема социальных трансформаций и влияние их на природу человека, его мышление и сознание. Феномен клипового мышления обозначает состояние заброшенности человека в беспорядочный поток информационного шума, справиться с которым становится все труднее. Применяя методы самонаблюдения и обретая навыки отсеивания и фильтрации информации, возможно избежать заражения клиповым и, даже более того, СМС-мышлением. Массовое сознание, его одномерность и, как следствие консьюмеристской парадигмы, одноразовость человека приводит к антропологическому кризису, выход из которого могут наметить гуманитарные дисциплины.

2 Во всем мне хочется дойти... URL: https://rustih.ru/boris-pastemak-vo-vsem-mne-xochet-sya-dojti/ (дата обращения: 22.04.2020).

Разбираясь в идеях Хосе Ортеги-и-Гассета, Г. Маркузе, З. Баумана, мы открываем для себя эволюцию философской мысли относительно социальных изменений в западно-европейском обществе. В данном контексте наша задача состоит в усвоении проницательных идей философов XX в. и сравнении их с веком нынешним. Мы стараемся провести параллели и сделать важный вывод о том, что без постоянного внутреннего духовного труда крайне сложно не стать одномерным носителем запрограммированных паттернов. Свобода становится опасным качеством, так как информационный шквал, наполненный симулякрами, притягивая эмоционально, лишает возможности совершать выбор. Этот выбор уже сделан за вас, осталось только принять его и ждать нового впечатления, клипа, образца.

Кроме трансформации, деградации мышления, происходит параллельный с ним процесс трансгуманизации человеческой природы. Может ли человек оставаться человеком, если он будет жить вечно? Что произойдет с образом человека через 20-30 лет? Какие риски для человека чувствующего представляет человек-киборг? Действительно, будущее сегодня во многом зависит от новых технологий, базирующихся на естественных науках, но когда дело касается человека, то в силу вступают конвергентные технологии совместно с гуманитарными науками. С одной стороны, человек способен в своей творческой мощи создать нечто выше себя и при этом остаться собой. С другой — это своего рода преодоление самого себя с риском утратить истинно человеческие черты, такие как любовь, забота, верность, вера, надежда.

В этой связи нельзя не сказать о гуманологии, науке о человеке, по словам создателя этого оригинального термина М. Эпштейна, «...преступающем свои видовые границы, [это] наука о трансформациях человеческого в процессе создания искусственных форм жизни и разума, потенциально превосходящих биологический вид homo sapiens» [9, с. 103]. Из чего вытекает следующая фундаментальная проблема философии: что такое человеческое сознание и каковы его уже не границы, а возможности, ибо трансцендирование самого себя возможно благодаря сознанию, природа которого до сих пор остается неизведанной. Проблему сознания, его сложной организации мы рассматриваем с разных ракурсов в контексте истории философии, различных картин мира и даже языков. Пожалуй, наибольший интерес вызывает проблема соотношения бессознательного и осознания реальности. Отталкиваясь от понятия индийской Майи, мы изучаем современные концепции реальности и сознания, применяя метод философского вопрошания.

Эпилог

В данной работе изложены некоторые идеи относительно роли и важности организации в университете такой дополнительной формы образовательной деятельности, как философский кружок. На примере работы кружка «^ареге aude» проведен анализ тем и методов организации встреч с его участниками. В качестве итога можно выделить характеристики философского кружка:

- создание атмосферы свободного диспута;

- постоянное чтение современных философских текстов;

- синтетическое изучение философских проблем;

- применение новейших материалов современной философии и науки;

- практика выступлений перед аудиторией;

- развитие творческого неординарного мышления.

Это минимум, который должен воплощаться на каждом занятии философского кружка. К сожалению, в рамках статьи невозможно осветить все темы, которые мы обсуждаем. Задача данной публикации состоит в презентации деятельности и основных акцентов, а также методов в работе философского кружка «Sapere aude». На основании нашего обзора можно сделать вывод о неоспоримой пользе для развития мышления студентов работы философских кружков, где каждый участник может развить навык свободного мыслетворчества и почувствовать себя создателем новых смыслов.

Литература

1. Адо Пьер. Философия как способ жить: беседы с Жанни Карлие и Арнольдом И. Дэвидсоном. М.; СПб.: Степной вечер; Коло, 2005. 288 с.

2. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995. 64 с.

3. Кант И. Соч.: в 8 т. М.: Чоро, 1994. Т. 8. 718 с.

4. Куринский В.А. Когда нет гувернантки: Автодидактика для детей и взрослых. М.: Автодидакт, 1997. 237 с.

5. Ортега-и-ГассетХ. Миссия университета. М.: ГУ ВШЭ, 2010. 144 с.

6. Рассел Б. Искусство мыслить. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 240 с.

7. Физиология человека: в 3 т. / пер. с англ.; под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1996. Т. 1. 323 с.

8. Чеснокова М.Г. Методологическое значение идей С. Къеркегора в контексте развития психологической науки // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 120-135.

9. ЭпштейнМ. Будущее гуманитарных наук. М.: Рипол классик / Панглосс, 2019. 239 с.

Literatura

1. Ado P'er. Filosofiya kak sposob zhit': besedy' s Zhanni Karlie i Arnoldom I. De'vidsonom. M.; SPb.: Stepnoj vecher; Kolo, 2005. 288 s.

2. Zinchenko V.P. Affekt i intellekt v obrazovanii. M.: Trivola, 1995. 64 s.

3. Kant I. Soch.: v 8 t. M.: Choro, 1994. T. 8. 718 s.

4. Kurinskij V.A. Kogda net guvernantki: Avtodidaktika dlya detej i vzrosly'x. M.: Avtodidakt, 1997. 237 s.

5. Ortega-i-GassetX. Missiya universiteta. M.: GU VShE', 2010. 144 s.

6. RasselB. Iskusstvo my'slit'. M.: Dom intellektualnoj knigi, 1999. 240 s.

7. Fiziologiya cheloveka: v 3 t. / per. s angl.; pod red. R. Shmidta i G. Tevsa. M.: Mir, 1996. T. 1. 323 s.

8. Chesnokova M.G. Metodologicheskoe znachenie idej S. K''erkegora v kontekste razvitiya psixologicheskoj nauki // Psixologiya. Zhurnal Vy'sshej shkoly' e'konomiki. 2014. T. 11. № 2. S. 120-135.

9. E'pshtejnM. Budushhee gumanitarny'x nauk. M.: Ripol klassik / Pangloss, 2019. 239 s.

A.V. Maslova

Philosophical Practicum of Soul

This article is devoted analysis of phenomenon of philosophical workshop in University by the example of work the philosophical workshop «Sapere aude» is created in 2017 year by department of philosophy MSLU. Developing of critique thinking through a study philosophy problems and coaching of a public reports there are all the aim of this workshop. Modern education in the digital epoch is needed to humanity thought for creation a balance between digit and alive human consciousness, theacher and pupil, professor and student. The organisation this workshop plays very important role, because it works in the immune system of a state, in university.

Keywords: education; philosophy; circle; aknowledge; thinking; freedom.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.