Научная статья на тему 'САМООБУЧЕНИЕ КАК КРЕДО ОБРАЗОВАНИЯ: РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В УНИВЕРСИТЕТЕ'

САМООБУЧЕНИЕ КАК КРЕДО ОБРАЗОВАНИЯ: РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛОСОФИЯ / КРУЖОК / СВОБОДА / МЫШЛЕНИЕ / АВТО-ДИДАКТИКА / УНИВЕРСИТЕТ / PHILOSOPHY / STUDENT WORKSHOP / FREEDOM OF THINKING / AUTODIDACTICS / UNIVERSITY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маслова А. В.

Статья посвящена выяснению роли и функции философской дисциплины в системе университетского образования. На примере работы философского научного кружка «sapere aude» будет показана эффективность дополнительных занятий в образовательной деятельности студентов, где они развивают способность свободно мыслить, принимать решения и расширять горизонт познания, а также получают навыки самообучения. сегодня особенно важно осознавать, что учебный процесс происходит в течение всей жизни, необходимо лишь освоить навыки самообразования. В этом состоит ценность гуманитарного образования в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-STUDY AS A ROOT OF EDUCATION: THE ROLE OF PHILOSOPHY IN UNIVERSITY EDUCATION

The article is devoted to the role and function of philosophical discipline in the university education. the effectiveness of extra lessons would be shown by the work of philosophical workshop “sapere aude”. Being involved in the work of this workshop students improve abilities of creative thinking, making decisions, expending the scope of knowledge and develop self-study skills. the awareness of a life-long nature of the educational process is especially important today, when we have to master the skills of self-study. these practices make the value of humanitarian education.

Текст научной работы на тему «САМООБУЧЕНИЕ КАК КРЕДО ОБРАЗОВАНИЯ: РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В УНИВЕРСИТЕТЕ»

уДК 37.013

А. В. Маслова

кандидат философских наук, доцент кафедры философских наук,

Московский государственный лингвистический университет; е-таН: an_maslova@inbox.ru

самообучение КАК КРЕДО ОБРАЗОВАНИЯ: роль философии в университете

Статья посвящена выяснению роли и функции философской дисциплины в системе университетского образования. На примере работы философского научного кружка «Бареге aude» будет показана эффективность дополнительных занятий в образовательной деятельности студентов, где они развивают способность свободно мыслить, принимать решения и расширять горизонт познания, а также получают навыки самообучения. сегодня особенно важно осознавать, что учебный процесс происходит в течение всей жизни, необходимо лишь освоить навыки самообразования. В этом состоит ценность гуманитарного образования в университете.

Ключевые слова: образование; философия; кружок; свобода; мышление; автодидактика; университет.

A. V. Maslova

PhD of philosophy,

assistant professor of department of philosophy, Moscow State Linguistic University; e-mail: an_maslova@inbox.ru

SELF-STUDY AS A ROOT OF EDUCATION: THE ROLE OF PHILOSOPHY IN UNIVERSITY EDUCATION

The article is devoted to the role and function of philosophical discipline in the university education. The effectiveness of extra lessons would be shown by the work of philosophical workshop "Sapere aude". Being involved in the work of this workshop students improve abilities of creative thinking, making decisions, expending the scope of knowledge and develop self-study skills. The awareness of a life-long nature of the educational process is especially important today, when we have to master the skills of self-study. These practices make the value of humanitarian education.

Key words: philosophy; student workshop; freedom of thinking; autodidactics; university education.

Введение

Школа должна учить мыслить, в том числе мыслить о смысле...

В. П. Зинченко

Современное образование находится в весьма затруднительном положении, когда речь заходит о введении новых направлений и дисциплин гуманитарного толка, потому что якобы эти направления расходятся с принципом прагматизма современного мира. Отсюда проистекает дефицит внимания к ее задачам и проблемам, а это ни много, ни мало проблемы человека, его природы, сущности и смысла его существования. Не ответив на эти вопросы, или хотя бы не определив путь к решению этих гуманистических вопросов человек, закончивший университет оказывается скованным в своем выборе пути, не став свободным духовно. Акцент на практическую пользу вытесняет пользу духовную.

В данной работе речь пойдет о способе обогащения современной системы университетского образования через внедрение феномена философского кружка. Развитие способности мыслить - одна из приоритетных задач дополнительных занятий со студентами. Также будет разобран конкретный опыт проведения заседаний философского кружка МГЛУ «Sapere aude» в качестве case study анализа педагогических технологий в университете.

«Золотой век» образования сегодня

В китайской притче «Любители поправлять природу» описаны этапы отлучения человека от гармонии. Сначала появилось послушание, потом появилось государство, и люди отошли от Пути, отвернулись от природы и стали жить каждый по-своему, наживая внешние блага, забыв о том, что успех не есть обладание богатством, а «всего лишь невозможность добавить что-нибудь к своему счастью» [Чжуан-цзы 1995, с. 156]. Сегодня как никогда преподаватель находится в парадоксальной ситуации, одновременно он созерцает упадок высшего образования и создает новую образовательную парадигму. Студент при этом выступает в роли подопытного, где, с одной стороны, система хочет его подстроить под свои потребности, сделать идеальную социальную машину, с другой - преподаватель, который желает создать условия для развития полноценной личности.

Знания перестали носить сакральный характер, мир расколдован, а его основания доступны теперь каждому, кто имеет подключение к Интернету. Но является ли поток информации знанием, которое не освещено ареолом живого понимания? Информация не есть еще знание, но только сырой материал, который без пояснения умрет с момента его прочтения.

В Древней Греции образование называлось пайдэйа (лm5sía), что с древнегреческого переводится как воспитание, но имеется в виду не узкий смысл воспитания, которое обычно перекладывается на плечи первичной социализации, родителей, а широкий смысл, охватывающий путь становления полноценной личности, способной принимать решения в государстве, полисе.

Роль философии здесь заключена в том, что, как сказал Пьер Адо, известный специалист по Античности: «Она (философия) нацелена больше на формирование, чем на информирование» [Адо 2005, с. 94]. В формировании заключен смысл образования, греческого всестороннего воспитания. Это наука о жизни, способ жить, на который нанизываются словно бусины смысла в бейтах персидской поэзии. Философия возвращает мысли ее естественность и свободу, а также способность принимать решения.

Сегодня философия, как одна из федеральных дисциплин, является обязательной во многих вузах, но мало кто понимает ее истинный смысл, например в технических и естественно-научных университетах. Тем более с постоянными изменениями образовательных программ, философия превратилась в огромный ком различных знаний, состоящих из истории философии и проблемно-методологических тем. Усвоить большое количество материала на первом курсе студенту очень сложно, тем более, что сам предмет имеет развитую специфическую терминологию, которую необходимо разъяснять, без чего образовательный процесс превратился бы в профанацию. Но это не всё. Кроме большого объёма знания философия призвана учить мыслить самостоятельно, не прибегая к паттернам, закреплённым в массовом сознании.

XX век показал, что гиперрационализация привела человека к границам его собственного существа, за пределами которых его в качестве целокупности уже нет. Наблюдая за начавшимся антропологическим кризисом Хосе Ортега-и-Гассет написал: «Личность

человека опустошилась, в области чувств, сердца царило все большее бескультурье» [Ортега-и-Гассет 1997, с. 30]. Несмотря на видимость превосходства разума над природой, знание перестало быть самоценностью, озарённой ареолом благоговения. «На знание повсюду начинают смотреть не просто как на самоценность или средство создания широкого и гуманного мировоззрения в целом, а как просто на составную часть технического мастерства» [Рассел 1999, с.101].

Отчужденное знание стало итогом долгого процесса становления западноевропейской цивилизации, которое в своем ядре ценит знание само по себе. Греческая теория произошла от страстного стремления познать истину, но не в практических целях, а ради самой истины, в отличие от восточного прагматического мотива обретения знания.

В первых университетах основные факультеты базировались на науках, которые сейчас именуются гуманитарными, сегодня же гуманитарная наука пребывает в состоянии отдаленности от мэйнстрима истеблишмента, пытающегося выбраться из разного рода кризисов. В условиях сумеречного времени формируется философский кружок в МГЛУ «Бареге aude»1, место, где сходятся разные мнения, обсуждаются вопросы свободы, нравственности, веры, познания, любви и т. д. Поистине «сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек» [Гегель 1990, с. 56].

В этот момент рождается свобода мышления, дремлющая в оковах мнимой свободы выбора. Через практику дискуссии и спора можно только обрести орудие мысли, подобно тому, как в средневековом университете велись дискуссии, споры о существовании Бога, ангелов и всего того, что сегодня кажется бессмысленным; происходила тренировка осознанности и свободы мышления. Воссоздание условий свободного диспута, возрождение средневекового способа освоения знания оказывается продуктивным способом восприятия, усвоения и понимания знания. На философском кружке студентам предоставляется полная свобода самовыражения, задавая вопросы, они становятся открытыми новому знанию, оживляя его своим искренним пониманием. Таким образом, благодаря широкому диапазону тем на каждой встрече кружка реализуется одна из целей философии,

1 Бареге аМе - с латинского переводится как «имей мужество мыслить», или как точно определил суть просвещения И. Кант, «имей мужество пользоваться собственным рассудком».

которую выразил в одной из новых книг М. Н. Эпштейн: «Цель философии - не объяснять окончательно тот или иной предмет, а вести в глубь непознанного и непознаваемого, от тайны к тайне, от поверхностных чувств ко все более глубинным» [Эпштейн 2019, с. 44]. Умение задавать вопросы превращается в искусство мыслить, без предварительного чтения материала. Практика полной свободы мышления периодически проводится на наших заседаниях кружка, когда без чтения материала студенты погружаются в стихийный поток мышления, открывая для себя новые грани собственных мыслей и оригинальных идей. Каждый студент является неповторимым мыслителем, которой раскрывается на наших философских диспутах.

Философский кружок выполняет функцию практики самого себя, своебразную медитацию, уводящую субъективный ум далеко за пределы своего быта, подручного и удобного образа мышления. Воля выбирать свой путь не может возникнуть ex nihilo, для выбора необходимо основание, настолько прочное, что могло бы сопровождать человека всю его жизнь. Практическая функция философии - быть путеводной нитью самопознания.

Не менее важной чертой философии является ее открытость всему новому, она стоит на страже переднего края наук, чтобы осмыслить новую картину мира, объединяющую множество дисциплин.Особен-но такая образовательная практика актуальна сегодня, в период «образовательной турбулентности», сложившейся на протяжении реформирования и постоянного «обновления» образовательных программ. Педагогическая цель философского кружка заключается в формировании свободно мыслящей личности, способной адекватно оценить события жизни и принимать решения.

Темы, которые мы разбираем на кружке отвечают вызовам современного мира, в который «заброшен» студент и преподаватель. Кроме профессиональных знаний и навыков университет должен давать возможность юному человеку подготовиться к жизни в обществе риска, где массовое сознание модифицировалось в клиповое, а homo oeconomicus превращается в «одноразового» человека. Изменчивая социальная реальность не может оставаться без осмысления, иначе человек с помощью внедрения искусственного интеллекта утратит власть над собственной жизнью, он даже не сможет осмыслить своё предназначение.

Сегодня современная действительность претерпевает глобальные изменения, мир будет «перекраиваться» по новым лекалам, которых еще не применяло человечество, и только философская мысль способна на выведение человека из хаоса перемен. Оттачивание индивидуального мышления позволит воспитать свободно мыслящих личностей. На заседаниях кружка, посвященных проблеме свободы воли, мы даем простор для собственной рефлексии о свободе, применяя метод переноса и аналогий с собственной жизнью.

Атмосфера свободы особенно важна для психологического раскрепощения сознания студентов. В. П. Зинченко замечает, что «Золотой век» в образовании приходится на времена Античности, а именно, - связан с фигурой Сократа, который с помощью своего метода майевтики помогал ученикам самим как бы из глубины собственной души найти истину. Опуская онтологическое основание знания, данный метод направлен на «целостную человеческую душу со всеми ее атрибутами, т. е. на познание, чувство и волю» [Зинченко 1995, с.11]. «Самодостраивание» человека до своей целостности - путь, означающий постоянный процесс образования, который не заканчивается получением диплома. Для этого необходим выход за пределы изученного, воля знать больше, стремление преодоления ограничений.

Учитель, преподаватель, который ведет занятие философского кружка становится тренером, коучем и проводником для участников, указывающий ориентир для поиска ответа на внутренние вопросы. Здесь происходит синтез психологии и философии, который вызывает неподдельный интерес у студентов. Желание познать самого себя превращается из устойчивого nosce te ipsum Сократа в действие души здесь и сейчас.

В связи с этим особое место занимают темы самопознания и философии психологии, где разбираются экзистенциальные истоки психологии как самостоятельной дисциплины. Работы С. Кьеркегора, В. Дильтея, К. Ясперса, М. Хайдеггера и др. оживают и более того, выполняют свою миссию - помогают лучше познать самого себя. Способы существования и мышления участники кружка примеряют на себя, а с помощью свободного диспута пытаются определить свой собственный modus vivendi.

Большое внимание уделяется способу саморазвития, это безусловно метод автодидактики (autos-сам, didasco-учу), который особенно

важен в МГЛУ, где студенты изучают сразу несколько языков. Создал концепцию автодидактики украинский педагог, полиглот В. А. Ку-ринский, который предложил метод одновременного освоения разных дисциплин, нескольких языков, освоения нескольких навыков. Феномены актуализированного интереса, мыслечувства, мантрового способа засыпания1 направлены на значительное повышение качества обучения. Таким образом, мы переходим от глобальной темы образования к организации обучения в пространстве субъекта. Суметь учиться - одна из сверхзадач образовательной системы, выходящая далеко за пределы педагогического факультета, где готовят специалистов педагогов. Каждый сам для себя является творцом и учителем себя. Первая стадия автодидактики - это тренировка осознанности. «Все время нужно наблюдать, как ты учишься, а не просто учиться. Тогда ты получишь от своего собственного опыта, от своих же занятий очень много наблюдений, которые тебе помогут сделаться талантливым» [Куринский 1997, с. 49]. Можно сказать, что автодидактика является тренировкой осознанности.

Следующий шаг состоит в научной организации себя, выработке режима самообучения. Это означает ни что иное, как умение читать книги, где ведущий кружка помогает выбрать необходимую литературу для усвоения. Сегодня это, пожалуй, входит в приоритетную задачу образования в связи с доступностью огромного количества недостоверной информации в интернете. Преподаватель дает студентам навигацию, навык различения «зёрен от плевел» в информационном потоке. Поэтому на нашем кружке применяются отобранные заранее авторитетные тексты - как классические труды по философии, так и современные исследования.

Третий этап становления автодидакта - это постоянное нахождение в состоянии актуализированного интереса, неутомимой жажды удовлетворить ментальную потребность познания. Понимание образования как всегда незавершенного увлекательного пути определяет и отношение к преподавателю (учителю), и к самому себе, как человеку, имеющему стремление жить и познавать.

1 Подробнее о феноменах автодидактики см. в книге: Куринский В. А. Автодидактика. СПб: НИИ Химии СПбГУ, 2001, 396 с. - изложены этапы внедрения методов автодидактики в процесс образования на любом его уровне. Эти методы актуальны как для детей школьного возраста, для студентов, так и для взрослых людей, ибо образование является постоянным процессом самосовершенства.

Заключение

В работе «Миссия университета» Хосе Ортега-и-Гассет пишет, что «в обучении - и в образовании в целом - есть три составляющие: то, чему можно научить, или знание; тот, кто учит, или учитель; и тот, кто учится, или ученик» [Ортега-и-Гассет 2010, с. 80]. Эти три элемента представляют собой ядро любого процесса образования, меняются лишь акценты. Гармоничное соотношение этих трех составляющих труднодостижимо, однако с помощью дополнительных мер можно создать баланс между ними.

Ценность дополнительных занятий в рамках философского кружка «Sapere aude» для студентов состоит в приобщении к знанию, ведущему преподавателю как проводнику в поиске гармонии в «информационном шуме» и, к самому себе, как субъекту познания и образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Адо Пьер. Философия как способ жить: беседы с Жанни Карлие и Арнольдом И. Дэвидсоном. М. ; СПб. : Степной вечер ; ИД «Коло», 2005. 288 с. Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. М. : Тривола, 1995. 64 с. Кант И. Сочинения : в 8 т. М. : Чоро, 1994. Т. 8. 718 с. Куринский В. А. Когда нет гувернантки: Автодидактика для детей и взрослых.

М. : Культурный учебно-издательский центр «Автодидакт», 1997. 237 с. Ортега-и-Гассет X Миссия университета. М. : Изд. дом гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. 144 с. Рассел Б. Искусство мыслить. М. : Дом интеллектуальной книги, 1999. 240 с.

Эпштейн М. Будущее гуманитарных наук. М. : Группа компаний «РИПОЛ

классик» / «Панглосс», 2019. 239 с. Чжуан-цзы. Ле-цзы / пер. с кит., вступ. ст. и прим. В. В. Малявина. М. : Мысль, 1995. 439 с.

REFERENCES

Ado P'er. Filosofija kak sposob zhit': besedy s Zhanni Karlie i Arnol'dom

I. Djevidsonom. M. ; SPb. : Stepnoj vecher ; ID «Kolo», 2005. 288 s. Zinchenko V. P. Affekt i intellekt v obrazovanii. M. : Trivola, 1995. 64 s. Kant I. Sochinenija : v 8 t. M. : Choro, 1994. T. 8. 718 s.

Kurinskij V. A. Kogda net guvernantki: Avtodidaktika dlja detej i vzroslyh. M. : Kul'turnyj uchebno-izdatel'skij centr «Avtodidakt», 1997. 237 s.

Ortega-i-GassetH. Missija universiteta. M. : Izd. dom gos. un-ta - Vysshej shkoly

jekonomiki, 2010. 144 s. Rassel B. Iskusstvo myslit'. M. : Dom intellektual'noj knigi, 1999. 240 s. Jepshtejn M. Budushhee gumanitarnyh nauk. M. : Gruppa kompanij «RIPOL

klassik» / «Pangloss», 2019. 239 s. Chzhuan-czy. Le-czy / per. s kit., vstup. st. i prim. V V. Maljavina. M. : Mysl', 1995. 439 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.