Научная статья на тему 'Понятийно-терминологический аппарат автодидактики как одного из важнейших методов обучения в сфере социально-культурной деятельности'

Понятийно-терминологический аппарат автодидактики как одного из важнейших методов обучения в сфере социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
661
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОДИДАКТИКА / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / АВТОНОМНОСТЬ / САМОАНАЛИЗ / САМОНАБЛЮДЕНИЕ / САМООЦЕНКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / AUTONOMY / INTROSPECTION / SELF-RATING / PEDAGOGICAL PRINCIPLE / METHODOLOGICAL APPROACH / AUTODIDACTIC / SELF-SUPPORT / SELF-ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худяков Виктор Никитевич

Рассматриваются основные положения понятийно-терминологического аппарата автодидактики, ее основополагающие характеристики, педагогические принципы эффективной реализации метода автодидактики, рассмотрен ряд методологических подходов, в том числе индивидуальный стиль деятельности учащихся. Статья может быть использована молодыми и начинающими исследователями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худяков Виктор Никитевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTODIDACTIC CONCEPTUAL TERMS AS ONE OF THE MOST IMPORTANT TEACHING METHODS IN THE FIELD OF SOCIAL-CULTURAL ACTIVITIES

The article deals with the basic notions of autodidactic. The authors give the definition of autodidactic, characterize autodidactic, speak about pedagogical principles of effective realization of autodidactic method and dwell upon several methodological approaches such as individual style of students’ activity. Young and beginning researchers can use the article.

Текст научной работы на тему «Понятийно-терминологический аппарат автодидактики как одного из важнейших методов обучения в сфере социально-культурной деятельности»

УДК 37

В. Н. Худяков

ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ АВТОДИДАКТИКИ КАК ОДНОГО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматриваются основные положения понятийно-терминологического аппарата автодидактики, ее основополагающие характеристики, педагогические принципы эффективной реализации метода автодидактики, рассмотрен ряд методологических подходов, в том числе индивидуальный стиль деятельности учащихся. Статья может быть использована молодыми и начинающими исследователями.

Ключевые слова: автодидактика, самостоятельность, автономность, самоанализ, самонаблюдение, самооценка, педагогический принцип, методологический подход

Известно, что становление любой области научного знания связано с развитием понятийно-терминологического аппарата, который, с одной стороны, указывает на вполне определенный класс существенно единых явлений, а с другой - конструируют предмет данной науки или одну из важнейших его сторон.

На современном этапе реформ образования одним из важнейших условий эффективности профессиональной деятельности является профессиональная готовность и профессиональная компетентность специалиста. Известный советский психолог К. К. Платонов отмечал, что профессиональная готовность специалиста - это субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее успешно выполнять [5]. Профессиональная готовность специалиста является производной от содержания образования, но определение данного понятия принадлежит к числу не теряющих своей актуальности проблем учебных дисциплин, что детерминировано непрерывным развитием человеческого опыта, сменой социально-экономических условий жизни общества, духовно-нравственных приоритетов и т. д. Под содержанием в философии понимается единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, существующее и выражаемое в форме и неотделимое от нее, т. е. в содержание входят отношения, связи, процессы, тенденции развития, все части системы [12; 14].

В педагогике, в теории социально-культурной деятельности под содержанием образования

и воспитания понимается система научных знаний и умений, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду [2; 6]. Педагоги справедливо полагают, что источником содержания образования и воспитания служит все многообразие культуры. В некоторых частных методиках под содержанием обучения понимаются, как правило, два компонента: знания, с одной стороны, навыки и умения - с другой [1; 7].

В современных условиях, когда на нас лавинообразно обрушиваются информационные потоки и появляются все более сложные транс- и междисциплинарные комплексы знаний и умений, возникает насущная задача ориентации в данных условиях и адаптации личности, поддержания ее собственной идентичности, постоянного создания самого себя, т. е. обучающийся на современном этапе развития общества является активным конструктором себя и своего окружения. Универсализм личности состоит в овладении общей системой ориентации в бурном потоке информации, в создании жестких личностных фильтров, т. е. четких способов отбора ценной и необходимой информации, в формировании умения постоянно пополнять и достраивать свою личностную систему знаний и умений. Главное знать - где и как найти, как быстро добывать требуемые знания, информацию [3; 7].

Самообразование - важнейший синергети-ческий метод образования. Самоорганизация -

125

одно из ключевых понятий синергетики, а в аспекте образования это означает самообразование, и при этом необходимо понять, что лучшее управление - это самоуправление [5; 10].

Вместе с тем самообразование (особенно в сфере социально-культурной деятельности) не самоцель, оно диктуется объективной необходимостью постоянного сбора, творческой обработки, использования, хранения информации и представляет собой процесс, способствующий становлению и развитию личности, ее общей культуры, социальной зрелости, профессиональной мобильности. Самообразование - это овладение знаниями, компетенциями по инициативе самой личности в отношении предмета занятий, объема и источников познания, установления продолжительности и времени проведения занятий, выбора формы удовлетворения своих познавательных и профессиональных потребностей и интересов. Следовательно, самообразование -необходимое качество творческой личности, готовой после окончания вуза активно включиться в социально-экономическую жизнь страны, целенаправленная, свободная и самостоятельная познавательная деятельность.

Говоря о самостоятельном овладении информацией (самообучении), необходимо отметить, что одним из наиболее действенных способов его осуществления является метод автодидактики.

Автодидактика (от греч. autos - 'сам' и didaktos - 'обученный') - это целенаправленная, систематичная, автономная деятельность субъекта по приобретению, усвоению знаний, развитию представлений, формулировке понятий и категорий, выработке умений и навыков, система индивидуальных технологий учебной деятельности обучаемого [7; 9].

Имеются и несколько другие определения, в частности:

- автодидактика - это совокупность освоенных приемов обучения, используемая субъектом учебной деятельности (учащимся) главным образом в процессе самообразования [4];

- автодидактика - это универсальная система самообразования и саморазвития личности и др. [9].

Автодидактикой издавна называют метод самообучения. Как отмечает В. А. Куринский, «никому из нас не удается ее избежать - всем приходится доходить до чего-то самостоятельно, рассчитывая на свои собственные силы. В конечном счете, у каких бы учителей мы ни учились, мы прежде всего ученики самих себя» [8].

Важнейшими понятиями автодидактики являются самостоятельность и автономность. Дадим им краткую характеристику.

Самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и задачи, добиваться их достижения собственными силами [8; 13; 16].

Но самостоятельность - это и ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в различных ситуациях, принимать нетрадиционные решения. А его самостоятельная работа - это работа, совершаемая собственными силами, без чьей-либо помощи, без постороннего вмешательства, умение, необходимая мотивация, определенная сила воли, рефлексивная деятельность, состоящая из умений: самонаблюдения (позволяет замечать свои ошибки), самоанализа (способствует определению причины и природы своих ошибок), самоконтроля и саморегуляции (помогают делать выводы на основе своих ошибок и контролировать себя), самооценки (как рефлексивного умения).

Автономность мы рассматриваем как индивидуальную позицию человека, его независимость в выборе мотивов, целей, устойчивость к внешним влияниям, способность личности в осознанном выборе своего места в системе социальных отношений занять собственную достаточно независимую позицию в структуре профессиональных, информационных и прочих связей и отношений с другими людьми, а также способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке. Кратко их охарактеризуем:

- самоанализ - процесс и результат рефлексии собственной учебной деятельности с целью ее улучшения;

- самонаблюдение - метод самопознания, при котором объектом наблюдения являются действия самого наблюдающего человека;

126

- самооценка - оценка самого себя, своих достижений и недостатков [5; 7; 15].

Автономия обучаемого есть высокая степень развития самостоятельности учащегося в учении, выражающаяся в его умении самостоятельно ставить цели, планировать и осуществлять учебную деятельность, оценивать результаты своего труда, организовывать свое обучение, соблюдать «культуру» учения, причем под последней понимается самонаблюдение, самоконтроль, самокоррекция и самооценка, а также обучение рациональным приемам умственной профессиональной деятельности [3; 11].

Мы считаем, что только при наличии самостоятельности и автономности осуществляется процесс самообучения, который является процессуальной частью самообразования, связанной с получением, переработкой, усвоением, хранением информации и дальнейшим ее использованием в профессиональной социально-культурной деятельности.

Известно, что наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми знаниями, фактами, но для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Последние обнаруживают свою зависимость от совокупности теоретических принципов, называемых в науковедении методологическими, а в конкретных науках, например в педагогике, - педагогическими, и т. д. В нашем случае остановимся на педагогических принципах, реализуемых в процессе социально-культурной деятельности.

Важными при рассмотрении нашей проблемы являются следующие педагогические принципы, способствующие качеству и эффективности реализации метода автодидактики:

- принцип активности - предусматривает активное участие обучаемых в учебном процессе и активное усвоение знаний;

- принцип доступности - соблюдается соответствие содержания объема изучаемого материала, методов и организационных форм решения обучения возрастным и индивидуальным возможностям учащихся, имеющимся у них знаниям и представлениям, условиям обучения;

- принцип научности - ориентирует на усвоение конкретного, преимущественно через обобщенные теоретические знания;

- принцип прочности - его результатом является образование у учащихся устойчивых структур знаний, компетенций, отражающих объективную реальность, когда учащиеся умеют актуализировать и использовать полученные знания, компетенции;

- принцип самостоятельности - ограничение зависимости учащегося от педагога, когда учитываются все проявления естественных склонностей учащихся к самостоятельной деятельности, а также сознательное создание оптимальных условий для развития самостоятельности в деятельности и мышлении учащихся;

- принцип связи теории с практикой -требует гармоничной связи научных знаний с практикой повседневной жизни;

- принцип систематичности и последовательности - соблюдение логических связей в процессе обучения, что обеспечивает усвоение учебного материала в большем объеме и более прочно;

- принцип системности - упорядочение знаний, компетенций учащихся, что относится не только к содержанию обучения, но и к самому ходу обучения, его процессуальной стороне;

- принцип сознательности - дидактический принцип, предполагающий основательное знание фактов, определений, законов, глубокое осмысление выводов и обобщений в сочетании с умением самостоятельно пользоваться ими на практике;

- принцип эффективности - обозначает связь между целями и результатами обучения [3; 5; 8; 15].

Все это направлено на эффективное саморазвитие индивида. Ход саморазвития и его результаты определяются двумя факторами (от лат. factor - 'делающий, производящий'):

1) способностью индивида (учащегося) к деятельности «со знанием дела», т. е. с качеством и уровнем его образования;

2) характером и мерой воплощения социально-культурного опыта в реалиях, с которыми имеет дело субъект деятельности, яв-

127

ляющейся основой, средством и решающим условием развития личности [16].

В процессе использования метода автодидактики педагог выступает в роли не только инструктора, советника, помощника, партнера, но и педагога-фасилитатора, поскольку способствует развитию понимания учащимися себя самих, дает возможность почувствовать себя увереннее, безопаснее, поднимает самооценку. Педагог является источником информации, руководителем межличностных отношений, образцом нравственности, этико-правовых норм поведения, организатором психологического климата в группе.

Важную роль при рассматриваемом методе играет методическое мастерство педагога, под которым следует понимать психическое новообразование личности, проявляющееся в результате интеграции элементов сформированной методической культуры и свойств его индивидуальности. Педагог осуществляет также и тьюторское сопровождение, основанное на взаимодействии обучаемого и тьютора, в ходе которого учащийся осознает и реализует собственные образовательные цели и задачи.

Известно, что в мировой психолого-педагогической науке и практике выделяют три основных индивидуальных стиля деятельности учащихся, в основу ее градации положены способы восприятия информации:

- аудиальный - восприятие информации на слух;

- визуальный - зрительное восприятие;

- кинестетический - деятельное восприятие.

Причем каждый из этих стилей, учитывая особенности познавательной деятельности, можно разбить и на подстили. На основе индивидуального стиля обучающихся способы повышения эффективности планирования к осуществлению учебного процесса применяются поэтапно, т. е. на каждом этапе учебной деятельности:

- первый этап - целеполагание - предполагает: для аудиалов - устную постановку цели; для визуалов - письменную; для кинесте-тов - выделение цели из созданной проблемной ситуации;

- второй этап - новые знания: для аудиалов наиболее продуктивен традиционный план подачи материала (объяснение нового материала педагогом, закрепление его с помощью учебника или дополнительной литературы); для визуалов -знакомство с новым материалом с помощью учебника, затем объяснение, в ходе которого рекомендуется использовать записи на доске с большими печатными буквами (опорный конспект или план), для достижения концентрации внимания учащихся; кинестетам дают возможность экспериментально получить результат (включение в активную деятельность), сделать самостоятельно выводы, затем прочитать материал учебника и выяснить у учителя непонятые или интересующие их вопросы;

- третий этап - закрепление: аудиалы, обладающие быстрой реакцией, обычно устно решают задачи, и педагог может выявить и предотвратить часто встречающиеся ошибки; визуалы основное внимание уделяют письменному решению задач, давая себе при этом время для обдумывания полученной информации; кинестетам предлагаются практические и лабораторные работы.

Другой подход к педагогической диагностике индивидуальных особенностей обучения учащихся заключается в определении:

- отношения обучающегося к изучению как к самостоятельной учебной деятельности (пассивное - активное);

- соотношения процессов самоопределения и самореализации;

- ориентации учащегося на «значимого другого» (одноклассник, учитель, родитель);

- степени уверенности в собственных силах [8].

Через педагогическую диагностику компетентный педагог может определить средний стиль класса (учебной группы) и на этой полученной основе строить свою индивидуальную работу с учащимися.

В отечественной практике важнейшим методологическим принципом является личностно ориентированный (личностно-деятельностный) подход, который позволяет вести учет индивидуальных особенностей учащегося: это и устрем-

128

ленность деятельности педагога на сознание учащегося, его уникальность и неповторимость, подход, который строится как субъективно ориентированная организация и управление учебной деятельностью.

Не менее важным методологическим аспектом в рассматриваемом случае является и компе-тентностный подход, которому посвящено очень много научных работ и статей, поэтому мы дадим его краткую характеристику с точки зрения ряда отечественных исследователей, используя, в частности, следующие их определения.

Компетентностный подход - подход, отражающий требования не только к содержанию образования (что должен знать, уметь и какими навыками владеть выпускник), но и к поведенческой составляющей (способности применять знания, навыки и умения на практике) (Е. А. Сорокумова).

Компетентностный подход - это приоритетная ориентация на цели - векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминацию), самоактуализацию и развитие индивидуальности. В формировании компетенций существенную роль играет опыт: чтобы научиться общению, нужно общаться; чтобы пользоваться компьютером, необходимо выполнять на нем определенные действия и т. д. (Э. Ф. Зеер, П. П. Терехов).

Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов (А. В. Хуторской).

Компетентностный подход - подход, означающий постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно-насыщенного пространства (Г. К. Селевко).

Компетентностный подход в образовании - развитие и оценка различных компе-тентностей через решение субъектом соответствующих задач (В. А. Козырев).

Компетентностный подход к профессиональному образованию - это подход, который формирует результаты образования не в терминах знаний-умений-навыков (квалификационный подход), а как готовность выпускника и степень этой готовности осуществлять профессиональную деятельность [12; 15].

Исследователи весьма неоднозначно определяют и структурные компоненты компетентности. Одни (Н. В. Кузьмина, В. Н. Худяков и др.) подразумевают под ними определенную иерархию знаний и умений; другие (А. К. Маркова, В. И. Слободчиков и др.) -ряд специальных способностей, предполагающих профессиональное мастерство; совокупность профессиональных свойств (Л. И. Ан-цыферова, П. И. Костенок, Н. В. Назаров и др.); способность реализовать на определенном уровне профессионально-должностные требования (Е. М. Павлютенков, Е. И. Сему-шина и др.); степень владения системой знаний, умений, способами деятельности, качествами, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности (А. А. Вербицкий, Г. М. Морозова); сумму ресурсов личности руководителя и профессиональной деятельности (В. М. Денисов, Б. С. Сафаралиев), т. е. каждый исследователь пытается найти свое достаточно интересное определение компетентности и ее структуры, что можно отнести к научной новизне исследования.

Таким образом, в статье мы попытались дать основные определения понятийно-терминологического аппарата при использовании метода автодидактики в изучении социально-культурной деятельности, которому в последние годы не уделялось должного и заслуженного внимания. Выражаем надежду, что материал окажется полезным, особенно молодым и начинающим исследователям, в реализации данного метода в практике научных исследований, преимущественно в сфере социально-культурной деятельности.

129

1. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. - Москва, 2010.

2. Большой энциклопедический словарь: в 2 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. - Москва, 1991. - Т. 1.

3. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: словарь: ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. - Москва: НМЦ СПО, 1999.

4. Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А. С. Воронин. - Москва, 2006.

5. Жаркова, Т. И. Тематический словарь методических терминов по иностранному языку / Т. И. Жаркова, Г. В. Сороковых. - Москва: ФЛИНТА: Наука, 2014.

6. Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь / А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова. -Москва, 2005.

7. Куринский, В. А. Автодидактика / В. А. Куринский. - Санкт-Петербург, 2001.

8. Куринский, В. А. Постпсихологическая автодидактика / В. А. Куринский. - Изд. 4-е, доп. - Киев, 2006.

9. Левитес, Д. Г. Автодидактика: теория и практика конструирования собственных технологий обучения / Д. Г. Левитес. - Москва; Воронеж, 2003.

10. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Москва, 2007.

11. Пассов, Е. И. Сорок лет спустя, или Сто и одна методическая идея / Е. И. Пассов. - Москва, 1988.

12. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бимбад. - Москва, 2003.

13. Педагогика: конспект лекций / сост. М. Б. Кановская. - Москва, 2011.

14. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - Москва, 1991.

15. Худяков, В. Н. Теоретико-методические аспекты системного анализа: моногр. / В. Н. Худяков, Н. В. Назаров. - Челябинск: ЮУГИИ, 2011.

16. Чернявский, Д. В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие для вузов / Д. В. Чернявский, А. В. Морозов. - Москва, 2001. Сдано 1.09.2014

V. Khudyakov

AUTODIDACTIC CONCEPTUAL TERMS AS ONE OF THE MOST IMPORTANT TEACHING METHODS IN THE FIELD OF SOCIAL-CULTURAL ACTIVITIES

Abstract. The article deals with the basic notions of autodidactic. The authors give the definition of autodidac-tic, characterize autodidactic, speak about pedagogical principles of effective realization of autodidactic method and dwell upon several methodological approaches such as individual style of students' activity. Young and beginning researchers can use the article.

Keywords: autodidactic, self-support, autonomy, self-analysis, introspection, self-rating, pedagogical principle, methodological approach

References

1. Akhmanova, O. S. Slovar' lingvisticheskikh terminov [Linguistic Terms Dictionary] / O. S. Akhmanova. -Moscow, 2010.

2. Bol'shoy entsiklopedicheskiy slovar' [Big Encyclopedia Dictionary]: in 2 vol. / chief edit. A. M. Prokhorov. -Moscow, 1991. - Vol. 1.

3. Vishnyakova, S. M. Professional'noe obrazovanie: slovar': klyuchevye ponyatiya, terminy, aktual'naya leksika [Professional training: dictionary: key notions, terms, actual vocabulary] / S. M. Vishnyakova. - Moscow: NMZ SPO, 1999.

4. Voronin, A. S. Slovar' terminov po obshchey i sotsial'noy pedagogike [General and Social Pedagogic Terms Dictionary] / A. S. Voronin. - Moscow, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Zharkova, T. I. Tematicheskiy slovar' metodicheskikh terminov po inostrannomu yazyku [Foreign Language Thematic Dictionary of Methodological Terms] / T. I. Zharkova, G. V. Sorokovykh. - Moscow: FLINTA: Nauka, 2014.

6. Kodzhaspirov, A. Yu. Pedagogicheskiy slovar' [Pedagogical Dictionary] / A. Yu. Kodzhaspirov, G. M. Kodz-haspirova. - Moscow, 2005.

7. Kurinsky, V. A. Avtodidaktika [Autodidactic] / V. A. Kurinsky. - Saint-Petersburg, 2001.

8. Kurinsky, V. A. Postpsikhologicheskaya avtodidaktika [Post-psychological Autodidactic] / V. A. Kurinsky. -4th edit., suppl. - Kiev, 2006.

9. Levites, D. G. Avtodidaktika: teoriya i praktika konstruirovaniya sobstvennykh tekhnologiy obucheniya [Autodidactic: theory and practice of personal teaching technology constructing] / D. G. Levites. - Moscow; Voronezh, 2003.

10. Ozhegov, S. I. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka [Russian Language Thesaurus] / S. I. Ozhegov, N. Yu. Shve-dova. - Moscow, 2007.

11. Passov, E. I. Sorok let spustya, ili Sto i odna metodicheskaya ideya [Forty years later or one hundred and one methodological dreams] / E. I. Passov. - Moscow, 1988.

12. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Pedagogical encyclopedia dictionary] / chief edit. B. M. Bimbad. -Moscow, 1988.

13. Pedagogika [Pedagogic] / comp. by M. B. Kanovskaya. - Moscow, 2011.

14. Filosofskiy slovar' [Philosophical Dictionary] / ed. by I. T. Frolova. - Moscow, 1991.

15. Khudyakov, V. N. Teoretiko-metodicheskie aspekty sistemnogo analiza [Theoretical-methodological aspects of systemic analysis] / V. N. Khudyakov, N. V. Nazarov. - Chelyabinsk: YuUGII, 2011.

16. Chernyavsky, D. V. Kreativnaya pedagogika i psikhologiya [Creative pedagogic and psychology] / D. V. Cher-navsky, A. V. Morozov. - Moscow, 2001. Received 1.09.2014

130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.