Научная статья на тему 'Философский и прагматический аспекты формирования компетенций XXI века в рамках образовательного процесса высшего образования'

Философский и прагматический аспекты формирования компетенций XXI века в рамках образовательного процесса высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ 4K / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / THE 4C CONCEPT / COMPETENCY-BASED APPROACH / COMPETENCE / ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS / CREATIVITY / CREATIVE THINKING / КРЕАТИВНОСТЬ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ГРУПП / МЕТОДОЛОГИЯ ЭКСПЕРТНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА / COMMUNICATION / COLLABORATION / EXPERT GROUP METHOD / EXPERT TEXT ANALYSIS METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коренева Александра Юрьевна

В статье анализируется компетентностный подход и концепция «Компетенций XXI века» применительно к образовательному процессу и развитию у студентов четырех компетенций -коммуникационной компетенции, креативности, критического мышления и компетенции сотрудничества. В качестве примера в статье рассматривается преподавание дисциплины «Теория и практика связей с общественностью». Автор предлагает методы, формы и принципы формирования у студентов данной специальности четырех компетенций XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коренева Александра Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

21st century skills development in the process of higher education: philosophical and pragmatic aspects

The article analyzes the competency-based approach and the “21st century skills” concept in particular in the relation to the education process and development of 4 competences communicative competence, creativity, critical thinking and collaborative competence in students. By way of example, the article discusses the teaching of the “Theory and Practice of Public Relations” subject. The author suggests methods, forms and principles to develop four 21st century skills in the students majoring in this discipline.

Текст научной работы на тему «Философский и прагматический аспекты формирования компетенций XXI века в рамках образовательного процесса высшего образования»

УДК 101.1:316 ББК 87.6

ФИЛОСОФСКИЙ И ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ XXI ВЕКА В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

21st CENTURY SKILLS DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF HIGHER EDUCATION: PHILOSOPHICAL AND PRAGMATIC ASPECTS

Коренева Александра Юрьевна

Старший преподаватель департамента политологии и массовых коммуникаций Финансового Университета при Правительстве РФ E-mail: [email protected]

Ключевые слова: концепция 4К, компетентностный подход, компетенция, реклама и связи с общественностью,

Koreneva Alexandra Yu.

Senior Lecturer at the Department of Political Science and Mass Communications of the Financial University under the Government of the Russian Federation E-mail: [email protected]

Abstract. The article analyzes the competency-based approach and the "21st century skills" concept in particular in the relation to the education process and development of 4 competences - communicative competence, creativity, critical thinking and collaborative competence - in students. By way of example, the article discusses the teaching of the "Theory and Practice of Public Relations" subject. The author suggests methods, forms and principles to develop four 21st century skills in the students majoring in this discipline.

Keywords: the 4C concept, competency-based approach, competence, advertising and public relations, creativity, creative thinking,

Аннотация. В статье анализируется компетентностный подход и концепция «Компетенций XXI века» применительно к образовательному процессу и развитию у студентов четырех компетенций -коммуникационной компетенции, креативности, критического мышления и компетенции сотрудничества. В качестве примера в статье рассматривается преподавание дисциплины «Теория и практика связей с общественностью». Автор предлагает методы, формы и принципы формирования у студентов данной специальности четырех компетенций XXI века.

креативность, критическое мышление, коммуникация, сотрудничество, метод экспертных групп, методология экспертного анализа текста.

communication, collaboration, expert group method, Expert Text Analysis Methodology.

Введение

Общество в целом и государство в частности, являясь «заказчиком» специалистов любых направлений, учитывает как российский, так и мировой опыт требований работодателей на рынке труда. Востребованная специальность предполагает как обращение в преподавании к актуальным методам и технологиям, так и наличие современных требований к тому, что должны уметь и знать специалисты. Компетентностный подход становится отражением современных образовательных парадигм. Владение компетенциями (в частности, четырьмя компетенциями XXI века, выделенными специалистами по образованию в отдельную концепцию в начале 2010-х гг.) является мерилом успешного специалиста.

Компетентностный подход в образовании является ключевым во всем мире. Главным его отличием от знаниецентричного подхода является ориентация не только и не столько на получение знаний, сколько на формирование способности решать практические задачи с помощью конкретных навыков и умений. Определение компетентностного подхода было сформулировано в 1979 г. в США Г. Грантом: «Компетентностный подход - форма образования, в которой содержание основывается на анализе текущей или будущей деятельностной роли в современном обществе» [1, с. 19].

Компетентностный подход является частью концепции непрерывного образования, которое включает в себя образование на протяжении жизни, образование взрослых, а также непрерывное профессиональное образование. Идеи непрерывного образования встречаются еще в Античности, однако наиболее ярко проявились в известной работе Яна Амоса Коменского «Великая дидактика», где он говорит: «Все юношество... могло... в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни». Здесь прослеживается идея овладения необходимыми компетенциями и в целом компетентностный подход к образованию [2, с. 12].

Исторически и хронологически компетентностному подходу предшествовал зна-ниецентричный подход, ставящий в центр объем полученных знаний. Чем больше знал выпускник, тем успешнее он считался на выходе из вуза.

В России компетентностный подход постепенно замещает собой знаниецентричный. С. В. Иванова и И. М. Елкина отмечают отсутствие готовности нашей страны к внедрению в полной мере компетентностного подхода на всех уровнях образования. По мнению авторов, по-прежнему оцениваются знания, а не компетенции. Общество предъявляет все большие требования к специалистам, однако при этом подготовка специалистов принципиально не меняется, педагогические теории и их применение остаются прежними. Вместе с тем усиливается контроль за образованием, последствием чего и становятся новые стандарты [3, с. 116 . Несмотря на реалии системы российского высшего образования все

же можно судить о некоторых «шагах» в сторону обращения к компетентностному подходу. И в этой статье предлагается оптимистичный взгляд на перспективы развития компе-тентностного подхода.

Центральным в рамках данного подхода является понятие компетенции. Стоит отчетливо разделять понятия компетентности и компетенции. А. М. Новиков в работе «Педагогика. Словарь системы основных понятий» говорит о том, что компетентность развивается на основе компетенций (навыков, умений) [4, с. 20]. А. В. Хуторской дает следующее определение компетентности: «компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, подразумевающее его отношение к ней и предмету деятельности» [5, с. 86]. Г. В. Сорина судит о такой важной характеристике компетентности, как ее неотделимость от субъекта [6, с. 1173].

В документах ФГОС ВПО компетенция определяется как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» [7, с. 70]. Компетенция, согласно А. В. Хуторскому, - это «отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика» [8, с. 14]. Хуторской характеризует компетенцию как некий заказ общества к подготовке граждан. В целом можно сказать, что применение компетентностного подхода начинается в США во второй половине XX в. в связи с появлением инновационных методов в преподавании. Внедрение компетентностного подхода происходит в 1970-х гг. в США применительно к подготовке учителей начальных классов.

Современные дисциплины, появившиеся в российских университетах в XXI в., и заимствованные учебные дисциплины (пришедшие в нашу страну из западных стран) нуждаются в адекватных и релевантных критериях оценивания. Скорее всего, такую практически-ориентированную дисциплину эффективнее реализовывать в вузах в условиях компетентностного подхода, нежели знаниецентричного. Однако в связи с тем, что современная профессиональная деятельность почти всегда сопряжена с использованием информационных технологий, которые постоянно развиваются и сменяют друг друга, периодически происходит переоценка того, какими компетенциями должен владеть современный специалист.

Отчасти ввиду этой проблемы появляется новая концепция оценки специалистов -концепция Soft skills («мягких» или «гибких» умений) и Hard skills («жестких умений»). Впервые понятие гибких навыков появляется в документе CON Reg 350-100-1 Армии США в 1969 г. Этот документ был посвящен исследованию роли новых технологий в процессе обучения и подготовки солдат. Единый термин skills в англоязычной литературе переводится в русскоязычных источниках и как «навыки», и как «умения», хотя, безусловно, отечественные ученые разделяют эти понятия. В частности, А. М. Новиков определяет навык как «сформировавшийся при многократных повторениях компонент деятельности» [4, с. 120]. Умения же - «освоенные человеком способности выполнения действий, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков... сложные структурные образования личности, включающие чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные ее качества, обеспечивающие достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания» [4, с. 225-226].

Hard Skills подразумевают владение специалиста арсеналом технических средств, сопровождающих профессиональную деятельность. Hard skills конкретны, устойчивы, измеримы. Примером Hard Skills в деятельности специалиста по рекламе и связям с общественностью является навык создавать презентации в программе MS Power Point. Soft skills представляют собой универсальные навыки, необходимые для успешной работы специалиста любого направления. К мягким навыкам можно отнести умение осуществлять коммуникацию, способность предотвращения и нивелирования конфликтных ситуаций, адаптивность.

Ориентация на профессиональный образовательный стандарт в работе преподавателя обязательна. Необходимо развивать у студентов перечисленные во ФГОС компетенции. Тем не менее вызывает вопрос периодичности обновления навыков, умений и компетенций по причине быстрого развития технологической стороны профессиональной деятельности. Помимо компетенций, перечисленных во ФГОС, следовало бы стараться развивать у студентов некие универсальные профессиональные компетенции современного специалиста, а именно 4 компетенции: коммуникацию, критическое мышление, сотрудничество и креативность. В литературе они именуются «4K» и входят в концепцию «Компетенций XXI века» (21st century skills). В иностранных источниках она носит название "Framework P21".

Компетенции XXI века

Концепция «Компетенций XXI века» очень молода, она получила свое активное развитие после 2010-х гг. Основой для ее развития стали некоторые документы ведущих международных организаций. Например, документ Европейского Союза «Ключевые компетенции в непрерывном образовании» [9]. Разница в переводе англоязычного понятия skills негативным образом влияет на понимание этого термина. В отечественных источниках 21st century skills чаще всего переводятся как «навыки», хотя, опираясь на имеющиеся в отечественной литературе разграничения понятий «навык», «умение» и «компетенция», это не что иное, как компетенции. Например, креативность как компетенция включает в себя навык разработки творческих решений. Стоит рассмотреть каждую из компетенций в отдельности для понимания универсальности и применимости компетенций в профессиональной деятельности современного специалиста любой специальности.

Сотрудничество

Сотрудничество (в пер. collaboration) представляет собой способность к кооперации, умение работать в команде, группе людей. Эта компетенция включает в себя несколько навыков, в частности, умения поощрить других членов команды, распределить задания внутри группы, выслушать мнение остальных. В работе пиар-специалиста, как в работе с некоторым количеством людей и их мнений, данные умения оказываются необходимыми.

Креативность

Коллективная работа Т. Любарта, К. Миширу, С. Торджмана, Ф. Зенасни «Психология креативности» начинается так: «Сегодня становится все более очевидным, что современным и эффективным может быть только общество, основанное не просто на знаниях, но на интеллекте и творчестве людей» [10]. Распространенный термин «креативность» и не менее сложный и комплексный феномен креативности нуждаются в уточнении. В разное время к исследованию различных аспектов креативности обращались З. Фрейд [11], А. Бине [12], А. Маслоу [13] и К. Роджерс [14]. Маслоу и Роджерс выдвигали идею о том, что креативность является средством самореализации (самоактуализации) человека и связана с принятием человеком самого себя. Этот подход позволяет включить креативность в четыре главные компетенции XXI в.

Современные исследования феномена креативности опираются на когнитивный подход. В рамках этого подхода важным представляется анализ процессов переработки информации, таких как поиск аналогий, связей, синтез идей. Именно этому и стоит учить современных студентов, а не просто требовать от них «свежих идей». В рамках статьи креативность будет рассмотрена как комбинация навыков и умений.

Коммуникация

Как и в аспекте креативности, коммуникация предстает многозначным понятием. В целом коммуникацию можно охарактеризовать и как процесс, и как результат передачи информации. На сегодняшний момент существует более 700 различных определений коммуникации, в зависимости от подхода к определению понятия. Социологический подход делает коммуникацию двигателем создания человеческих отношений, а значит, и общества [15, р. 62]. В рамках философского подхода к понятию коммуникации, она рассматривается как формирование «Я» через отношение к «Другому» [16]. Психологический подход к коммуникации отожествляет коммуникацию с общением [17].

С. М. Андреева, рассуждая о коммуникативных способностях (умении начать разговор, например), имеет в виду вообще все способности, делающие возможным проявление личности в общении, таким образом, подводя к понятию социальных способностей или «социально-психологических способностей личности» [18, с. 269]. В рамках данной статьи коммуникация будет пониматься как способность человека проявить себя как личность.

Научить человека коммуникации с другими - значит научить его микронавыкам и умениям, входящим в понятие компетенции коммуникации: привить навык задавать правильные вопросы в нужный момент времени, показать, что проявление интереса к другим людям - признак человека внимательного, а значит, заслуживающего доверия. А это немаловажно для создания хорошей репутации. Все вышеперечисленное можно и необходимо развивать у студентов в рамках учебной деятельности.

Критическое мышление

В XXI в. мы ежедневно сталкиваемся с таким объемом информации, какой потреблял средневековый человек за всю свою жизнь. Одна из задач критического мышления -помочь человеку ориентироваться в мире информации. Другая задача - научить человека грамотно пользоваться нужной ему информацией в профессиональных целях.

Здесь потребуется пояснение. По Г. В. Сориной, критическое мышление - особый способ мышления, «направленный на выявление структурных особенностей рассуждения» [19, с. 195]. Сорина судит о том, что критически мыслящий человек умеет работать с суждениями, вопросами, способен к рефлексии над своей мыслительной деятельностью, владеет навыками аналитической работы [19, с. 196]. С одной стороны, может показаться, что любой взрослый человек способен, например, задавать вопросы. Постоянная рефлексия над собственной деятельностью есть залог принятия грамотных решений и, следовательно, грамотного управления. Все в совокупности представляет собой компетентность специалиста.

Приведем несколько других определений критического мышления. Так, например, Р. Поль называет критическим «самонаправленное, самодисциплинированное, самоконтролируемое и самокорректирующее мышление, влекущее эффективные способности общения и решения проблем» [20, р. 11]. «Критическое мышление есть мышление социальное и самостоятельное... Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить» [21, с. 7].

Интересным представляется действие критического мышления в развитии другой компетенции, которая не входит в «4К», но, тем не менее, является важной для данной профессии. А. В. Федоров размышляет о развитии «медиакомпетенции» у студентов ме-диаспециальностей. Под медиакомпетенцией автор понимает способность будущего профессионала в области коммуникаций ориентироваться в информационном пространстве, понимать, как формируется повестка дня, анализировать манипулятивные технологии медиа, медиаэффекты [22, с. 43. Американский исследователь Л. М. Симэли использует понятие «медиаграмотности» [23], которое связано с умением работать с медиатекстами. Анализ медиатекстов - это и анализ рекламы, и анализ телевизионного контента с учетом понимания «расстановки сил в современных СМИ», анализ контента социальных сетей.

В данной статье концепция «Компетенций XXI века "4К"» будет рассмотрена в контексте преподавания профильных предметов специальности «Реклама и связи с общественностью» и развития компетенций XXI века у студентов данной специальности в рамках образовательного процесса. Эта программа, реализуемая как на уровне бакалавриата, так и на уровне магистратуры, является одной из самых востребованных специальностей как в России, так и во всем мире. В нашей стране программа представлена более чем в 200 вузах и реализуется в соответствии с ФГОС ВО (направление подготовки «Реклама и связи с общественностью» 42.03.01 - бакалавриат и 42.04.01 - магистратура).

Помимо структуры, объема, содержания программы подготовки, федеральный стандарт содержит ключевые компетенции, которые должны быть сформированы у обучающихся в качестве результата образовательного процесса. Так, например, среди универсальных компетенций ФГОС по направлению подготовки 42.03.01 (бакалавриат «Рекламы и связей с общественностью»)

значится системное и критическое мышление, командная работа, коммуникация, межкультурное взаимодействие. А среди профессиональных компетенций этого же направления - способность учитывать направления развития общественных институтов, способность создания меди-атекстов, способность использовать в профессиональной деятельности технические средства [24].

В образовательном стандарте по специальности «Реклама и связи с общественностью» мягкие умения и навыки (например, способность осуществлять межкультурную коммуникацию) соседствуют с жесткими (умение создавать бизнес-план) [24]. Как уже было обозначено в начале статьи, в образовательном стандарте это носит название компетенций, а не навыков. Стоит развести терминологически эти понятия. Компетенция представляет собой результат приобретения навыков, умений и знаний. Таким образом, понятие компетенции включает в себя понятие навыка. Навык представляет собой действие, доведенное до автоматизма.

Связи с общественностью связаны с использованием новых информационных технологий в качестве ресурсов и инструментов работы. Технологии развиваются высокоскоростными темпами, каждый месяц можно наблюдать появление нового функционала привычных инструментов. Например, технология управления социальными сетями SMM - тот навык, которым в 2019 г. владеет эффективный пиар-специалист. В 2000 г. социальные сети еще не выступали в качестве площадок для ведения бизнеса, от соискателя не требовалось владение данным навыком. Это пример конкретного навыка. Теперь следует обратиться к компетенциям и посмотреть, как можно развивать универсальные компетенции (компетенции XXI века) у будущих специалистов по рекламе и связям с общественностью в рамках образовательного процесса.

Технологии формирования компетенций XXI века у студентов специальности «Реклама и Связи с общественностью»

Следует отметить, что работа по развитию у студентов компетенций XXI века может быть проведена с любым курсом и в рамках любой учебной дисциплины. В данной статье будет приведен пример студентов 2-го года обучения уровня «Бакалавриат» направления «Реклама и связи с общественностью», учебная дисциплина «Теория и практика связей с общественностью» в Финансовом Университете при Правительстве РФ.

В начале семестра мною был проведен письменный опрос студентов, где я просила их ответить на вопрос - «Чему бы вы хотели научиться за семестр?». Стоит обратить внимание, что в вопросе нет явной предпосылки того, что я говорю именно об умениях и компетенциях. Однако результаты таковы, что 97% студентов группы указывают конкретные навыки, умения и даже компетенции. Например, одна студентка пишет, что «хотела бы научиться преодолевать свой страх выступления перед большой аудиторией», что явно свидетельствует о желании и стремлении ее овладеть коммуникативной компетенцией.

Для развития коммуникативной компетенции, креативности, критического мышления и способности к сотрудничеству используются как постоянные (перманентные) педагогические методы, так и проектные (единоразовые). Какие-то методы развивают одновременно две-три компетенции из четырех указанных, есть и те, что закрепляют одну (специфическую) компетенцию.

Итак, для формирования компетенций XXI века в рамках курса «Теория и практика связей с общественностью» могут быть использованы следующие методы, формы, а также принципы организации учебного времени. К постоянным методам (используемым на каждом занятии, независимо от темы) можно отнести:

1. Использование проблемно-творческих домашних заданий.

В зависимости от темы это может быть: разработка собственного бренда; написание контента поста в социальной сети; написание пресс-релиза на заданную тему, но в свободной интерпретации; генерация рекламных слоганов на заданную тему, поиск уже существующей рекламы в рамках заданной темы.

2. Рефлексия в конце занятия.

В конце каждого занятия студентам задается вопрос о том, что им больше всего запомнилось из прошедшей лекции. Это помогает критически осмыслить занятие и сделать выводы.

Среди других методов:

1. Проектная работа.

Учебная группа из 28 человек разбивается на 5 команд, состоящих из 5 (или 6) человек. Разделение на команды происходит самостоятельно. Каждая команда в качестве домашнего задания работает над проектом. На следующем семинарском занятии команды презентуют свои работы и ведется открытое голосование, в ходе которого студенты голосуют за лучший проект.

К примеру, после прочтения лекции на тему «История развития РИ» студенты получили задание изобразить командами этапы развития пиар-деятельности. Каждая команда выбрала период (например, «Античность», «Древний Рим», «Средние века», «XX век») и путем графических средств студенты изобразили события и персоналии того или иного периода, опираясь на материалы лекции. Интересно то, как по-разному студенты увидели одну и ту же информацию. Одна из пяти команд изобразила пиар-деятельность как дерево с корнями, ветвями, на которых расположились те или иные вехи развития, а другая -в виде пути-дороги1. Это задание развивает сразу все компетенции. Во-первых, студенты работают над творческой задачей, им следует выбрать концепцию и впоследствии реализовать ее доступными способами в виде рисунков, печати, объемных изображений. Во-вторых, студенты работают друг с другом в команде. В-третьих, при разработке концепции они принимают решения, значит, критически осмысливают все возможные альтернативы. И наконец, студенты учатся выступать публично, представляя свои работы. Анализируя применение проектного метода в образовании, С. В. Иванова подчеркивает, что данный метод развивает несколько компетенций, в том числе коммуникативную, информационную, личностную, социально-трудовую, учебно-познавательную, общекультурную, ценностно-смысловую [25, с. 40].

2. Публичные выступления.

Формированию умения публичных выступлений посвящены лекция и несколько семинарских занятий, включающих практику составления публичной речи и ее

1 Проектная работа может быть реализована при отработке таких тем, как «Разработка бренда товара или услуги», «Разработка бренда территории» и др.

произнесение перед аудиторией коллег с последующим разбором со стороны преподавателя. Это также развивает коммуникативную компетенцию.

3. Деловые игры.

Как и практика публичных выступлений, формат деловой игры также работает на развитие компетенции «коммуникация». В рамках курса «Связи с общественностью» возникает необходимость в погружении в практическую деятельность. Частично это удается сделать за время прохождения производственной практики, но обычно это происходит на последних курсах обучения. Участие же студентов в деловых играх, организованных ими же, помогает хотя бы немного погрузиться в будни специалиста по рекламе и связям с общественностью вне зависимости от курса. Организация круглого стола, брифинга, пресс-конференции, постановка кризисной ситуации на предприятии, в компании - все это становится сценарием для отработки важных навыков и умений. Среди навыков можно назвать быструю реакцию на вызовы, вопросы, реплики; подготовку к круглому столу, заключающуюся в сборе информации по теме и ее обработке, формирование собственного отношения к проблеме, способность распределить ресурсы и ответственность в рамках игры.

Деловые игры способны развивать и коммуникационную компетенцию, и способность к сотрудничеству, и креативность в решении стоящих задач, и критическое мышление, которое задействовано при оценке существующей задачи студентом и нацеленностью на поиск возможных, а также оптимальных, с его точки зрения, решений.

4. Эссе.

Эффективным в развитии умения критически мыслить оказывается овладение жанром эссе. Эссе обладает специфической для этого жанра структурой, а именно начинается с вступления, далее последовательно подаются три тезиса автора, подкрепленные аргументами, и завершается заключением. Анализ поставленной проблемы, в том числе уже имеющийся объем информации по ней, формулировка собственной позиции по данному вопросу, подкрепление позиции аргументами - все это представляет собой некоторые процессы критического осмысления проблемы. По В. Н. Брюшинкину, критическое мышление - это «последовательность умственных действий, направленных на проверку высказываний или систем высказываний с целью выяснения их несоответствия принимаемым фактам, нормам или ценностям» [26, с. 30]. Критическая традиция одним из своих обязательных элементов имеет усвоение взглядов предшественников, а лишь затем проверку этих взглядов на непротиворечивость, далее явное указание противоречий, если они есть, и, наконец, формирование собственной концепции, исключающей выделенные противоречия [27, с. 103]. Обучение студентам написанию эссе правильной структуры есть инструмент для привития критического образа мышления.

5. Методология экспертного анализа текста (МЭАТ).

Важным представляется остановиться еще на одном методе развития у обучающихся критического мышления. Этот метод являет собой методологию экспертного анализа текста (МЭАТ), разработанную профессором Г. В. Сориной [28]. Эта методология находит отражение в проведении семинара по методу экспертных групп [19]. Суть метода экспертных групп заключается в проведении семинара как игры-тренинга, где бы ведущую роль играл не преподаватель, а эксперты (от 2 до 4 студентов), которые являются модераторами

коллективного обсуждения текста. При этом с текстом студенты знакомятся самостоятельно при подготовке к семинарскому занятию. Эксперты направляют ход дискуссии, задают вопросы группе, отвечают на них сами, если это необходимо. В конце семинара группа оценивает работу эксперта, а эксперт - группы. Эта рефлексия является неотъемлемой частью процесса развития уровня критического мышления.

Обратимся теперь непосредственно к МЭАТ как к методике работы с текстом, заданным в качестве домашнего задания студентам. Согласно методологии, любой профессионально-ориентированный текст может быть прочитан студентами через призму данной методологии. А именно по результатам прочтения текста каждый студент составляет аналитическую таблицу из 4 столбцов, где первый - это «Список основных понятий, представленных в тексте, и их важнейшие характеристики», второй - «Вопросы к тексту», третий - «Размышления и комментарии», четвертый - «Возможные ассоциации и аналогии, связанные с будущей профессией» [19, с. 203]. Обучающийся самостоятельно заполняет таблицу, и на семинаре группа обсуждает результаты. Умение выделить в любом профессиональном тексте основные понятия, а также умение задать самому себе вопросы к тексту, таким образом сформировав его «канву», уже есть немалая работа, предполагающая критическое осмысление. При подобной работе с текстом актуализируются и развиваются навыки принятия решений и рефлексии над собственной деятельностью. Интересно, что Г. В. Сорина выделяет отдельно понятие аналитической компетентности как способности субъекта к умению вступать в диалог с текстом через систему выстроенных вопросно-ответных процедур, к выстраиванию интерпретаций анализируемого текста, к выявлению структурных особенностей анализируемого текста [23].

Десятилетний опыт работы Н. Ф. Рахманкуловой по методу экспертных групп Со-риной показывает, что прочтение философских текстов в подобном ключе студентами разных специальностей способствует овладению навыками внимательного прочтения совершенно разных текстов, глубокому пониманию культурных особенностей эпохи, в которой создавался текст, выявлению культурологических и иных закономерностей и, главное, навыку диалогического общения [24].

Среди текстов, прочитанных студентами курса по теории и практике связей с общественностью, можно выделить следующие работы: М. Маклюэн «Понимание медиа: внешние расширения человека», В. Пропп «Морфология сказки», Дж. Лакофф и М. Джонсон «Метафоры, которыми мы живем». В качестве ответа на потенциальный вопрос о том, как именно прочтение философских текстов оказывается полезным будущему специалисту по рекламе и связям с общественностью, приведем слова Д. Халперн: «Трудно представить себе сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не нужна. Однако лишь немногим из нас когда-нибудь объясняли, как можно научиться мыслить более продуктивно» [25, с. 18].

Если говорить о формах работы со студентами, полезной оказывается электронная коммуникация с преподавателем. Практически вся домашняя работа присылается преподавателю по электронной почте, и на каждое выполненное задание студент получает обратную связь. Это развивает коммуникационную компетенцию.

Среди приоритетных принципов в развитии вышеуказанных компетенций следует выделить демократичность, которая заключается в самостоятельном выборе сюжетов со

стороны студентов (например, темы пресс-релиза в рамках большой заданной темы). Свобода выбора в рамках одной темы развивает как креативность, так и критическое мышление, так как предоставление выбора предполагает принятие самостоятельных решений. Здесь же стоит отметить и выбор студентами одной из двух альтернатив проведения семинарского занятия. Преподаватель может предоставлять выбор, что сделать сначала, а что потом («Мы сначала проведем «брифинг» или напишем небольшой тест?»). Это хорошо и для развития ответственного отношения к учебе.

Заключение

В завершение статьи хотелось бы отметить, что подобные виды активности не только формируют четыре компетенции и позволяют состояться желаемому обществом результату образовательного процесса, но и способствуют появлению у студентов «профессионального взгляда на окружающий мир». Смотреть на мир глазами специалиста по рекламе и связям с общественностью - значит подмечать коммуникационные стратегии вокруг, видеть ошибки в распространении того или иного послания. Следует делиться со студентами примерами из ежедневной рутины - листовками, упаковкой, примерами рекламы по радио и телевидению. Группа в ответ часто приводит свои примеры. Наличие профессионального взгляда на мир свидетельствует о компетентности специалиста.

Список литературы

1. Grant G. On Competence: A Critical Analysis of Competence-Based Reforms in Higher Education. San-Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1979. 592 p.

2. Коменский Я. А. Великая дидактика. СПб., 1875.

3. Иванова С. В., Елкина И. М. Постмодернизм и качество образования (постановка проблемы) // Ценности и смыслы. 2016. № 6 (46). С. 115-124.

4. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Изд. центр ИЭТ, 2013. 268 с.

5. Хуторской А. В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 85-91.

6. Sorina G. The Text and the Context in Informal Analytics // Proceedings of the 2nd International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities (ICCESSH 2017). Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. June 2017. P. 1172-1175. DOI: 10.2991/iccessh-17.2017.272.

7. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Высшего Профессионального Образования: законодательно-правовая база проектирования и реализации. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет УМО и НМС Высшей школы, 2009.

8. Хуторской А. В., Хуторская Л. Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и ор-

ганизация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: межвузовский сб. науч. тр. / под ред. А. А. Орлова. Тула: Изд-во Тульского гос. пед. унта им. Л. Н. Толстого, 2008. Вып. 1. С. 117-137.

9. Key competences for lifelong learning: council recommendation (2018/C 189/01). URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32018H060 4(01)&from=EN (дата обращения: 01.09.2019).

10. Психология креативности» / Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни. М.: Когито-Центр, 2009. 215 с.

11. Фрейд 3. Художник и фантазирование: пер. с нем. М.: Республика, 1995. 400 с.

12. Бине Альфред // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969.

13. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Питер, 2017. 448 с.

14. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 480 c.

15. Cooley Ch. H. Social Organization. A Study of the Larger Mind. N. Y., 1909.

16. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 169 с.

17. Леонтьев А. А. Психология общения. М.: Смысл, 1997.

18. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2002. 364 с.

19. Сорина Г. В. Критическое мышление и метод экспертных групп // Эпистемология & Философия науки. 2005. Т. 3, № 1. С. 194-204.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Paul R. W. Critical Thinking: What Every Person Needs to Survive in a Rapidly Changing World. Rohnert Park, CA: Center for Critical Thinking and Moral Critique, Sonoma State Univ., 1990. 575 p.

21. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Критическое мышление и новые виды грамотности. М.: ЦГЛ, 2005. С. 5-13.

22. Федоров А. В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия // Инновации в образовании. 2007. № 4. С. 30-47.

23. Semali L. M. Literacy in Multimedia America. New York - London: Falmer Press, 2000. 243 p.

24. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (уровень бакалавриата): Приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 № 997: [зарегистрировано в Минюсте РФ 26.06.2016 № 43414]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/420301.pdf (дата обращения: 02.07.2019).

25. Иванова С. В. Возможности использования проектного метода в образовании и работа с молодежью на современном этапе // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 6. С. 29-49.

26. Брюшинкин В. Н. Критическое мышление и аргументация // Критическое мышление, логика, аргументация / под ред. В. Н. Брюшинкина, В. И. Маркина. Калининград: Изд-во Калининградского гос. ун-та, 2003. С. 29-34.

27. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики / сост. Д. Г. Лахути, В. Н. Садовский, В. К. Финн. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 464 с.

28. Сорина Г. В. Экспертный анализ текста: методология и практика: учеб. пособие. М.: Изд. центр АНОО «ИЭТ», 2016. 182 с.

29. Рахманкулова Н. Ф. Осмысление философских текстов в поле диалога // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2015. Т. 10, вып. 1: Пространство и время текста. DOI: 2227-9490e-aprovr_e-ast10-1.2015.51.

30. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. 512 с.

31. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 42.04.01 Реклама и связи с общественностью (уровень магистратуры): Приказ Минобрнауки России от 08.04.2015 № 372: [зарегистрировано в Минюсте РФ 05.05.2015 № 37114]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/420401.pdf (дата обращения: 02.07.2019).

32. Харари Ю. Sapiens: Краткая история человечества. М.: Синдбад, 2016. 512 с.

References

1. Grant G. On Competence: A Critical Analysis of Competence-Based Reforms in Higher Education. San-Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1979. 592 p.

2. Komensky J. A. Velikaya didaktika. St. Petersburg, 1875. (in Russian)

3. Ivanova S. V., Elkina I. M. Postmodernizm i kachestvo obrazovaniya (postanovka problemy). Tsennosti i smysly. 2016, No. 6 (46), pp. 115-124.

4. Novikov A. M. Pedagogika: slovar sistemy osnovnykh ponyatiy. Moscow: Izd. tsentr IET, 2013. 268 p.

5. Khutorskoy A. V. Metodologicheskie osnovaniya primeneniya kompetentnostnogo podkhoda k proektirovaniyu obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017, No. 12 (218), pp. 85-91.

6. Sorina G. The Text and the Context in Informal Analytics. In: Proceedings of the 2nd International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities (ICCESSH 2017). Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. June 2017. Pp. 1172-1175. DOI: 10.2991/iccessh-17.2017.272.

7. Federalnye Gosudarstvennye Obrazovatelnye Standarty Vysshego Professionalnogo Obrazovaniya: zakonodatelno-pravovaya baza proektirovaniya i realizatsii. Moscow: Issled. tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, Koordinatsionnyy sovet UMO i NMS Vysshey shkoly, 2009.

8. Khutorskoy A. V., Khutorskaya L. N. Kompetentnost kak didakticheskoe ponyatie: soderzhanie, struktura i modeli konstruirovaniya. In: Orlov A. A. (ed.) Proektirovanie i organizatsiya samostoyatelnoy raboty studentov v kontekste kompetentnostnogo podkhoda. International coll. scient. works. Tula: Izd-vo Tulskogo gos. ped. unta im. L. N. Tolstogo, 2008. Iss. 1. Pp. 117-137.

9. Key competences for lifelong learning: council recommendation (2018/C 189/01). Available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:3201 8H0604(01)&from=EN (accessed: 01.09.2019).

10. Lubart T., Mouchiroud Ch., Tordjam S., Zenasni F. Psikhologiya kreativnosti. Moscow: Kogito-Tsentr, 2009. 215 p. (in Russian)

11. Freud S. Khudozhnik i fantazirovanie. Moscow: Respublika, 1995. 400 p.

12. Binet Alfred. In: Prokhorov A. M. (ed.) Bolshaya sovetskaya entsiklopediya: [in 30 vols.] /. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, 1969.

13. Maslow A. Dalnie predely chelovecheskoy psikhiki. St. Petersburg: Piter, 2017. 448 p. (in Russian)

14. Rogers C. R. Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovlenie cheloveka. Moscow: Progress, 1994. 480 p. (in Russian)

15. Cooley Ch. H. Social Organization. A Study of the Larger Mind. N. Y., 1909.

16. Jaspers K. Smysl i naznachenie istorii. Moscow: Politizdat, 1991. 169 p. (in Russian)

17. Leontiev A. A. Psikhologiya obshcheniya. Moscow: Smysl, 1997.

18. Andreeva G. M. Sotsialnaya psikhologiya. Moscow: Aspekt Press, 2002. 364 p.

19. Sorina G. V. Kriticheskoe myshlenie i metod ekspertnykh grupp. Epistemologiya & Filosofiya nauki. 2005, Vol. 3, No. 1, pp. 194-204.

20. Paul R. W. Critical Thinking: What Every Person Needs to Survive in a Rapidly Changing World. Rohnert Park, CA: Center for Critical Thinking and Moral Critique, Sonoma State Univ., 1990. 575 p.

21. Klooster D. Chto takoe kriticheskoe myshlenie? In: Kriticheskoe myshlenie i novye vidy gramotnosti. Moscow: TsGL, 2005. Pp. 5-13. (in Russian)

22. Fedorov A. V. Razvitie kriticheskogo myshleniya v mediaobrazovanii: osnovnye po-nyatiya. Innovatsii v obrazovanii. 2007, No. 4, pp. 30-47.

23. Semali L. M. Literacy in Multimedia America. New York - London: Falmer Press, 2000. 243 p.

24. Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta vys-shego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 42.03.01 Reklama i svyazi s ob-shchestvennostyu (uroven bakalavriata): Prikaz Minobrnauki Rossii ot 11.08.2016 № 997: [zaregistrirovano v Minyuste RF 26.06.2016 № 43414]. Available at: http://fgosvo. ru/uploadfiles/fgosvob/420301.pdf (accessed: 02.07.2019).

25. Ivanova S. V. Vozmozhnosti ispolzovaniya proektnogo metoda v obrazovanii i rabota s molodezhyu na sovremennom etape. Obrazovanie i nauka. 2018, Vol. 20, No. 6, pp. 29-49.

26. Bryushinkin V. N. Kriticheskoe myshlenie i argumentatsiya. In: Bryushinkin V. N., Markin V. I. (eds.) Kriticheskoe myshlenie, logika, argumentatsiya. Kaliningrad: Izd-vo Kaliningradskogo gos. un-ta, 2003. Pp. 29-34.

27. Lakhuti D. G., Sadovskiy V. N., Finn V. K. (comps.) Evolyutsionnaya epistemologiya i logika sotsialnykh nauk: Karl Popper i ego kritiki. Moscow: Editorial URSS, 2000. 464 p.

28. Sorina G. V. Ekspertnyy analiz teksta: metodologiya i praktika: ucheb. posobie. Moscow: Izd. tsentr ANOO "IET", 2016. 182 p.

29. Rakhmankulova N. F. Osmyslenie filosofskikh tekstov v pole dialoga. Elektronnoe nauchnoe izdanie Almanakh Prostranstvo i Vremya. 2015, Vol. 10, Iss. 1: Prostranstvo i vremya teksta. DOI: 2227-9490e-aprovr_e-ast10-1.2015.51.

30. Halpern D. Psikhologiya kriticheskogo myshleniya. St. Petersburg: Piter, 2000. 512 p.

31. Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 42.04.01 Reklama i svyazi s obshchest-vennostyu (uroven magistratury): Prikaz Minobrnauki Rossii ot 08.04.2015 № 372: [zaregistrirovano v Minyuste RF 05.05.2015 № 37114]. Available at: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgosvom/420401.pdf (accessed: 02.07.2019).

32. Harari Yu. Sapiens: Kratkaya istoriya chelovechestva. Moscow: Sindbad, 2016. 512 p. (in Russian)

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 6

Статья поступила в редакцию 12.09.2019 The article was received on 12.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.