Список литературы латинскими символами / References in Roman script
1. Vinogradov V.A. Informacija kak global'naja problema sovremennosti [Information as global problem of the present]. -M.: Mir, 1981. - 185 s. [in Russian]
2. Vertjashev S.M. Intellekt sistemoobrazujushhij i nakoplenie informacii, dajushhee zhizn' intellektual'nym sistemam: vvedenie v izuchenie sistem, nevozmozhnyh dlja sushhestvovanija bez kontekstno-zavisimyh jazykov [Intelligence backbone and the accumulating of information giving life to intellectual systems: introduction in studying of systems, impossible for existence without context-dependent languages]. - Sankt-Peterburg: Nauka, 2009. - 270 s. [in Russian]
3. Lipickij V.A. Juridicheskaja otvetstvennost' [Legal responsibility]. Tol'jatti, 2002. - 480 s. [in Russian]
4. Luchin V.O. Konstitucionnye normy i pravootnoshenija [Constitutional regulations and legal relationship]. - M., 1997. -119 s. [in Russian]
DOI: 10.18454/IRJ.2016.52.054 Фомина Н.И.1, Тихомирова О.Б. 2
1ORCID: 0000-0003-4362-5206, Кандидат педагогических наук, доцент 2ORCID: 0000-0002-8653-6652, Кандидат педагогических наук, доцент ФГАОУ ВО Национальный исследовательский Нижегородский университет имени Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал) в г. Арзамас ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ УРЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЛИТЕРАТУРНОМ НАСЛЕДИИ Л.Н.ТОЛСТОГО
Аннотация
В статье раскрываются основные аспекты философской позиции урегулирования межнациональных отношений в литературном наследии Л.Н.Толстого. Отмечается ряд факторов, влияющих на развитие межнациональных отношений в современном российском обществе. Авторы статьи исследуют ряд художественных произведений, в которых наиболее ярко выражено отношение писателя к проблеме взаимоотношений людей различных национальностей. В статье обосновывается утверждение о том, что гуманистическая позиция Л.Н.Толстого не имеет временных ограничений, поэтому учение писателя образует концептуальную основу построения отношений между представителями разных национальностей.
Ключевые слова: литературное наследие Л.Н.Толстого, межнациональные отношения, гражданская идентичность, малые народности, нравственные ценности.
Fomina N.I.1, Tikhomirova O.B.2
1ORCID: 0000-0003-4362-5206, PhD in Pedagogy, Associate professor,
2ORCID: 0000-0002-8653-6652, PhD in Pedagogy, Associate professor Federal State Autonomous educational institution national research University of Nizhni Novgorod Named after N.I. Lobachevsky (Arzamas branch), in Arzamas PHILOSOPHICAL ASPECTS OF THE SETTLEMENT OF INTERETHNIC RELATIONS IN THE LITERARY
HERITAGE OF LEO TOLSTOY
Abstract
In article the main aspects of a philosophical position of settlement of the international relations in the literary heritage of L. N. Tolstoy reveal. A number of the factors influencing development of the international relations in modern Russian society is noted. Authors of article investigate a number of works of art in which the writer's relation to a problem of relationship of people of various nationalities is most brightly expressed. The statement that the humanistic position of L. N. Tolstoy has no temporary restrictions therefore the doctrine of the writer forms a conceptual basis of creation of the relations between representatives of different nationalities is proved in article.
Keywords: Leo Tolstoy's literary heritage, ethnic relations, civic identity, the small nation, moral values.
В настоящее время вопросам урегулирования отношений между народами уделяется большое внимание. На правительственном уровне определены законодательные документы, регламентирующие национальные отношения. Так в программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», реализация которой рассчитана на 2014-2020 годы, указывается на то, что в современном мире продолжает сохраняться негативное влияние на межнациональные отношения, дошедшие до нас со времен советской национальной политики.
Отмечаются факторы, которые ведут к нежелательным последствиям в развитии межнациональных отношений: непринятие, а, порой, неправильное истолкование традиций, нравственных ценностей народов России; не исполнение правовых норм, постановка личных интересов отдельных представителей власти выше долга перед обществом, перед возложенными обязательствами; внедрение политики во все сферы жизни общества; не достаточно должное внимание руководителей любого уровня вопросам формирования гражданского единства, а также изучению исторических аспектов культуры межнационального общения; растущее расслоение в обществе по имущественным показателям, по отданию привилегий одной сферы общественной деятельности другой, что ведёт к усилению социального неравенства, обеднению одних регионов и экономическому скачку других; распространённость негативных позиций в отношении людей другой национальности; не эффективность мер в отношении малых народностей в области социальной политики.
К основным проблемам, связанным с состоянием межнациональных отношений в современной России авторы программы относят [1]: не пропорциональность роста национального и религиозного самосознания по отношению к
общероссийскому гражданскому самосознанию; неудовлетворённость русского народа в реализации этнокультурных потребностей; экстремистские и националистические настроения отдельных этнических групп, опирающиеся на религиозные и политические основания; усиление межнациональной напряжённости вследствие внутренней миграции в субъектах российской Федерации. Перечисленные проблемы можно дополнить расхождением в содержании отдельных законодательных актов различных субъектов Российской Федерации, а также недооценкой, а порой и игнорированием исторического опыта, мировоззренческих концепций, отражённых в художественных произведениях классиков отечественной и мировой литературы и др.
На фоне всех событий, происходящих в мире, основной становиться цель укрепления гражданского и духовного единства российской нации. Для решения этой задачи необходимы радикальные меры, принятые со стороны государства. В данной ситуации необходимо принятие мер в области, как государственной межнациональной политики, так и общественных институтов, национально -культурных и религиозных организаций. В решении данного вопроса необходимо больше уделять внимания сохранению народных традиций, социализации мигрантов.
При этом общественное сознание должно учитывать исторический опыт и принимать в качестве мировоззренческих основ философские концепции, отражённые в произведениях классиков мировой литературы.
В творчестве Л.Н.Толстого вопросам межнациональных отношений уделяется большое внимание (повести «Хаджи-Мурат», «Ильяс», «Кавказский пленник», рассказ «Много ли человеку земли нужно», «Севастопольские рассказы» и др.). Л.Н. Толстой подчёркивает, что у каждого народа есть свои особенности не только в быту, религии, но и в чертах характера. Вражда и отчуждение народов могут проявляться именно в силу замкнутости своих национальных представлений и обычаев.
Обозначая цель своей жизни в самом начале своего творческого пути, Л.Н.Толстой говорит о том, что славы не хочет и презирает её [2, с.26]. Он желает принимать большое участие в делах, идущих на счастье и пользу людей. «Лермонтов и я - не литераторы» [2, с.28] говорит Л.Н.Толстой, так как видит свою задачу не в литературной славе, а в деятельности направленной на улучшение жизни всех людей, за состояние мира. В этом он видел свою личную нравственную ответственность.
Единение всех людей в любви - вот главная мысль Л.Н.Толстого. Истина - «единение в любви». Вопрос о межнациональных отношениях разных народов не раз рассматривался в литературных произведениях Л.Н.Толстого, среди которых особо следует отметить повесть «Хаджи-Мурат».
Как среди русского народа, так и народов Кавказа существуют положительные и отрицательные моменты, что прозорливо подметил Л.Н. Толстой. Порой, полярное разделение мнений в отношении характеристики событий во многом зависит от субъективных позиций той или иной стороны. Однако для конструктивного диалога необходима их объективная оценка. Поэтому необходимо, чтобы лучшие представители народов могли здраво оценить действия друг друга, побеждая собственные предрассудки, умели сопереживать друг другу, стремились к взаимопониманию. Позиция Л.Н.Толстого отражена в его высказывании о том, что «люди мирно живут между собой и согласно действуют только тогда, когда они соединены одним и тем же мировоззрением, то есть одинаково понимают цель и назначение своей деятельности» [2, с. 16].
В «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстой с огромной художественной силой изобразил ужасы и противоречия войны. Красной нитью в описании поля боя, где вперемежку лежат трупы русских, французов, англичан проходит мысль об античеловечности и противоестественности войны для людей любой национальности.
Неоднократно бывая в башкирских степях, общаясь с башкирами, оказывая в течение некоторого времени помощь им и самарским крестьянам в дни страшного голода, Л.Н. Толстой опубликовал «Письмо к издателям» [3, с. 7], что произвело большое впечатление: значительные денежные средства и десятки тысяч пудов хлеба были собраны в пользу голодающих.
Великий писатель и сам оказал большую материальную помощь. Для создания литературных произведений Л.Н.Толстому благоприятным материалом послужило указанное обстоятельство. Углублённое изучение истории башкирского народа позволило собрать нужный материал для создания художественного произведения. Л.Н.Толстой пришёл к выводу о многолетнем, бесконтрольном расхищении башкирских земель ловкими дельцами. Рассказ «Много ли человеку земли нужно» (1885 год) имел под собой основу, описанную ещё Геродотом. У скифов, как и у башкир, продажа и покупка земли происходила так: покупатель обычно с восхода до заката должен был обежать землю, которую он хочет купить. Часто человек погибал при осуществлении своих замыслов, так как не мог вовремя справиться со своими желаниями из-за жадности и страсти к богатству. Так героя одного из рассказов Пахома губит собственная жадность. Он мечтал о большом участке земли, который можно обойти только за день, но заплатить за эту землю небольшую плату. И даже сон, который не предвещал ничего хорошего, не может удержать героя от соблазна. В результате только три аршина земли и смерть. Полная противоположность содержания в рассказе «Ильяс» (1885). Когда-то богатый башкир вместе с женой находит подлинное счастье, освободившись от богатства, обнищав и став батраками другого бая.
Л.Н.Толстой указывает читателям, что как у русских, так и у башкир имеют место быть одни и те же основные духовные ценности. У тех и других имеются соблазны, которые преодолеваются сознанием истинных общечеловеческих благ, которые не измерить ни количеством захваченной земли, ни деньгами, ни властью.
Осознавая общечеловеческие ценности, творчество Л.Н.Толстого приводит к пониманию взаимосвязи и взаимозависимости всех людей и народов. Мир синкретичен во всех отношениях между людьми и государствами. Проводя аналогию с современной политикой на Северном Кавказе и теми событиями, которые происходили во времена Л.Н.Толстого в этом регионе, необходимо сделать соответствующие выводы. Несомненно, что реакционная политика того времени по отношению к народам Чечни вызвала справедливое и стойкое противление. Для урегулирования этого конфликта, скорее всего, было необходимо применение более гибкой политики со стороны царского правительства. Эти уроки истории должны быть учтены и в наше время. Литературное наследие Л.Н.Толстого велико. Гуманистическая позиция писателя не имеет временных ограничений. Весь мир ищет
нравственную, духовную, мировоззренческую основу для построения будущих межнациональных отношений. Учение Л.Н.Толстого сильно тем, что не даёт нам готовых рецептов, но указывает на основные направления и предупреждает нас о возможных ошибках на пути достижения целей гармонизации межнациональных отношений.
Список литературы / References
1. Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы). - [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/ 41d4862001 ad2a4e5359.pdf (дата обращения: 15.10.2015).
2. Маймин Е.А. Лев Толстой. - М.: Наука, 1978. - 192 с.
3. Толстой Л.Н. Повести и рассказы. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1979. - 336 с.
Список литературы латинскими символами / References in Roman script
1. Federal'naja celevaja programma «Ukreplenie edinstva rossijskoj nacii i jetnokul'turnoe razvitie narodov Rossii (20142020 gody) [ The federal target program "Strengthening the unity of the Russian nation and ethno-cultural development of the peoples of Russia (2014-2020)]. - [Electronic resource]. URL: http://government.ru/media/files/ 41d4862001 ad2a4e5359.pdf (data obrashhenija: 15.10.2015). [in Russian]
2. Majmin E.A. Lev Tolstoj [Lev Tolstoj] - M.: Nauka, 1978. - 192 s. [in Russian]
3. Tolstoj L.N. Povesti i rasskazy [Novels and Stories] - Ufa: Bashkirskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1979. - 336 s. [in Russian]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PEDAGOGY
DOI: 10.18454/IRJ.2016.52.051 Болгов В.Н.1, Камалов Н.К.2 ,Тагирова Н.П.3, Дробинина Н.В.4
1ORCID: 0000-0002-9450-7800,Кандидат педагогических наук, доцент, 20RCID:0000-0003-2070-602X, Старший преподаватель, 30RCID: 0000-0001-5748-8359, Кандидат педагогических наук, доцент, 40RCID: 0000-0002-1428-1734, Старший преподаватель, Набережночелнинский институт Казанского (Поволжского) федерального университета КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА «РЕАКЦИОМЕР» ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ
РЕАКЦИИ ЮНЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ
Аннотация
В статье рассмотрено быстрота реакции в спорте, в частности в фехтовании. Обычно о быстроте реагирования человека судят по времени его психических реакций. Время реакции является одним из самых удобных показателей при изучении динамики нервных процессов. Для изучения влияния различных факторов на быстроту реакции, выявления особенностей двигательных реакций юных фехтовальщиков группы тренера Н.К. Камалова, была подготовлена компьютерная программа «Реакциомер». Компьютерная программа может быть установлена на домашний компьютер спортсмена или ноутбук тренера, что позволит мобильно и автономно проводить тестирование в различных обстоятельствах: во время отдыха, тренировки, соревнований.
Ключевые слова: быстрота реакции, фехтовальщик, простая реакция, сложная реакция.
Bolgov V.N.1, Kamalov N.K.2,Tagirova N.P.3, Drobinina N.V.4
10RCID: 0000-0002-9450-7800, PhD in Pedagogy, Associate professor, 20RCID:0000-0003-2070-602X, Senior lecturer,
30RCID: 0000-0001-5748-8359, PhD in Pedagogy, Associate professor,
40RCID: 0000-0002-1428-1734, Senior lecturer, Naberezhnye Chelny Institute of Kazan (Volga region) Federal University THE COMPUTER PROGRAM «РЕАКЦИОМЕР» FOR RESEARCH OF IMPELLENT REACTION
OF YOUNG FENCERS
Abstract
In clause it is considered speed of reaction in sports, in particular in fencing. Usually speed of reaction of the person judge on time of its mental reactions. Time of reaction is one of the most convenient parameters at studying dynamics of nervous processes. For studying influence of various factors on speed of reaction, revealing offeatures of impellent reactions of young fencers of group of trainer N.K.Kamalova, the computer program «Реакциомер» has been prepared. The computer program can be established on a house computer of the sportsman or ноутбук the trainer that will allow to spend mobile and independently testing in various circumstances: during rest, training, competitions.
Keywords: speed of reaction, the fencer, simple reaction, complex reaction.
Быстрота реакции в спорте имеет большое значение. Зачастую исход спортивного состязания зависит от того, насколько своевременно и рационально спортсмен реагирует на изменения в спортивной ситуации. Фехтовальщик во время боя должен быстро ориентироваться в меняющейся обстановке и мгновенно находить наиболее целесообразное в данных условиях действие. Помимо отработки технических приемов и тактических действий тренеры по фехтованию обязаны уделять особое внимание развитию быстроты реакции, быстроты и точности зрительного восприятия.
Обычно о быстроте реагирования человека судят по времени его психических реакций. Все разновидности реакции имеют одну и ту же структуру: восприятие сигнала (предварительный период); осознание сигнала (основной период, латентный); ответное действие (исполнительный период)[1].