Научная статья на тему 'Определение биологического возраста у студентов технических вузов, как один из способов к самокоррекции состояния систем и функций организма'

Определение биологического возраста у студентов технических вузов, как один из способов к самокоррекции состояния систем и функций организма Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / САМОКОРРЕКЦИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / BIOLOGICAL AGE / SELF-CORRECTION / PHYSICAL EXERCISES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тагирова Н. П., Болгов В. Н., Дробинина Н. В., Камалов Н. К.

В статье рассмотрено – что, определение и знание о сущности биологического возраста и механизмах преждевременного старения могут способствовать решению задач самосовершенствования студентов к построению и осуществлению здорового образа жизни, к самокоррекции состояния систем и функций организма. Многие методики для определения биологического возраста требуют специальной аппаратуры, так как тесты проводились во время семинарских занятий по «Физической культуре», использовались простые тесты, которые каждый может провести дома, но и они дают реальную оценку состояния организма и его реального биологического возраста. В то же время студенты высших учебных заведений имеют явно недостаточные представления о многоаспектной сущности здоровья человека, об оценке состояния собственного здоровья его соответствия биологическому возрасту. Выявленный биологический возраст студента может использоваться в качестве интегральной характеристики состояния его здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тагирова Н. П., Болгов В. Н., Дробинина Н. В., Камалов Н. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF BIOLOGICAL AGE AT STUDENTS OF TECHNICAL COLLEGES, AS ONE OF WAYS TO SELF-CORRECTION OF THE CONDITION OF SYSTEMS AND FUNCTIONS OF THE ORGANISM

In clause it is considered that, definition and knowledge of essence of biological age and mechanisms of presenilation can promote the decision of problems of self-improvement of students to construction and realization of a healthy way of life, to self-correction of a condition of systems and functions of an organism. Many techniques for definition of biological age demand the special equipment as tests were spent during seminar employment on "Physical training", simple tests which everyone can lead houses were used, but also they state a real estimation of a condition of an organism and its real biological age. At the same time students of higher educational institutions have obviously insufficient representations about multidimensional essence of health of the person, about an estimation of a condition of own health of its conformity to biological age. The revealed biological age of the student can be used as the integrated characteristic of a condition of its health.

Текст научной работы на тему «Определение биологического возраста у студентов технических вузов, как один из способов к самокоррекции состояния систем и функций организма»

Педагоги МАОУ СОШ № 2 разработали и передали на рассмотрение в БФ ПГНИУ программу дальнейшей совместной работы.

Взаимодействие высших учебных заведений и школ призвано осуществлять полноценное развитие учащихся, обеспечивать их самоопределение, стимулировать их интеллектуальную, творческую активность [2].

Литература

1. Краткий психологический словарь I Ред. A.B. Петровский, М.Г. Ярошевский; ред.-сост. Л.А. Карпенко. -Издание 2-е, расширенное, исправленное и дополненное. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 512 с. [Электронный ресурс] URL: http://psychology.academic.ru/284/

2. Обутова А.Д., Голиков А.И., Голиков А.И., Сапалова Д.У. Взаимодействие вуза и школы как условие сопровождения одарённых детей и подростков II Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6 [Электронный ресурс] URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7890

3. Таточенко Е.В. Особенности формирования профессиональной направленности в системе «школа-вуз» [Электронный ресурс] URL: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2788

4. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840с. [Электронный ресурс] URL: http://goo.gl/IWtJj1

References

1. Kratkij psikhologicheskij slovar'I Red. A.V. Petrovsky, M.G. Yaroshevsky; red.-sost. L.A. Karpenko. - Izdanie 2-e, rasshirennoe, ispravlennoe i dopolnennoe. - Rostov-na-Donu: Feniks. 1998. - 512 s. [Electronnij resurs] URL: http://psychology.academic.ru/284/

2. Obutova A.D., Golikov A.I., Sapalova D.U. Vzaimodejstvije vuza I shkoly kak uslovie soprovozhdenija odarennyh detej I podrostkov // Sovremennyje problemy nauki i obrazovanija. - 2012. - №6 [Electronnij resurs] URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7890

3. Tatochenko E.V. Osobennosty formirovanija professionalnoj napravlennosty v sisteme "shkola-vuz" [Electronnij resurs] URL: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2788

4. Filosofskij entciklopedicheskij slovar'IGl. Redaktsija: L.F. Ilijichev, P.N. Fedos-eev, S.M. Kovalev, V.G. Panov -M.:Sov. Entciklopedia, 1983. - 830s. [Elec-tronnij resurs] URL: http://goo.gl/IWtJj1

DOI: 10.18454/IRJ.2016.47.298 Тагирова Н.П.1, Болгов В.Н.2, Дробинина Н.В.3, Камалов Н.К.4

1ORCID: 0000-0001-5748-8359, Кандидат педагогических наук, доцент, 2ORCID: 0000-0002-9450-7800,Кандидат педагогических наук, доцент, 3ORCID: 0000-0002-1428-1734, Старший преподаватель, 4ORCID:0000-0003-2070-602X, Старший преподаватель, Набережночелнинский институт Казанского (Поволжского) федерального университета

ОПРЕДЕЛЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ К САМОКОРРЕКЦИИ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА

Аннотация

В статье рассмотрено - что, определение и знание о сущности биологического возраста и механизмах преждевременного старения могут способствовать решению задач самосовершенствования студентов к построению и осуществлению здорового образа жизни, к самокоррекции состояния систем и функций организма. Многие методики для определения биологического возраста требуют специальной аппаратуры, так как тесты проводились во время семинарских занятий по «Физической культуре», использовались простые тесты, которые каждый может провести дома, но и они дают реальную оценку состояния организма и его реального биологического возраста.

В то же время студенты высших учебных заведений имеют явно недостаточные представления о многоаспектной сущности здоровья человека, об оценке состояния собственного здоровья его соответствия биологическому возрасту. Выявленный биологический возраст студента может использоваться в качестве интегральной характеристики состояния его здоровья.

Ключевые слова: биологический возраст, самокоррекция, физические упражнения.

Tagirova N.P.1, Bolgov V.N.2, Drobinina N.V.3, Kamalov N.K.4

1ORCID: 0000-0001-5748-8359, PhD in Pedagogy, Associate professor,

2ORCID: 0000-0002-9450-7800, PhD in Pedagogy, Associate professor, 3ORCID: 0000-0002-1428-1734, Chief lecturer, 4ORCID:0000-0003-2070-602X, Chief lecturer, Naberezhnye Chelny Institute of Kazan (Volga region) Federal University

DEFINITION OF BIOLOGICAL AGE AT STUDENTS OF TECHNICAL COLLEGES, AS ONE OF WAYS TO SELF-CORRECTION OF THE CONDITION OF SYSTEMS AND FUNCTIONS OF THE ORGANISM

Abstract

In clause it is considered - that, definition and knowledge of essence of biological age and mechanisms of presenilation can promote the decision ofproblems of self-improvement of students to construction and realization of a healthy way of life, to self-correction of a condition of systems and functions of an organism. Many techniques for definition of biological age demand the special equipment as tests were spent during seminar employment on "Physical training", simple tests which everyone can lead houses were used, but also they state a real estimation of a condition of an organism and its real biological age.

At the same time students of higher educational institutions have obviously insufficient representations about multidimensional essence of health of the person, about an estimation of a condition of own health of its conformity to biological age. The revealed biological age of the student can be used as the integrated characteristic of a condition of its health.

Keywords: biological age, self-correction, physical exercises.

86

Современная научно-методическая литература содержит емкие, глубокие сведения о здоровье человека, с пособах оценки его состояния [2,4,6].. Исходя из цели преподавания физической культуры, занятий физическими упражнениями, заключающимися в формировании здоровья студента, весьма целесообразно создавать у обучающихся научно-практическое представление о многоаспектной сущности здоровья, его связи с паспортным и биологическим возрастом [5].

Различия между паспортным и биологическим возрастом определяется снижением функциональных возможностей организма, интенсивностью процесса старения систем и функций организма [3].

Знания о сущности биологического возраста и механизмах преждевременного старения могут способствовать решению задачи стимулирования студента к поддержанию активного образа жизни и физической формы, а также своевременного влияния на состояние своего здоровья. Это обусловлено известным постулатом о том, что только знания влекут появление осознанных мотивов, потребностей к действию в соответствии с целевой установкой [5].

Методы и организация исследования.

В исследовании принимали участие 136 человек, из них 33 девушки и 103 юноши в возрасте 17-19 лет, студенты НЧИ КФУ 1 курса.

Многие методики для определения биологического возраста требуют специальной аппаратуры, так как тесты проводились во время семинарских занятий по «Физической культуре», использовались простые тесты, которые каждый может провести дома, но и они дают реальную оценку состояния организма и его реального биологического возраста.

1. Контроль пульса до и после физической нагрузки. Сосчитать пульс за 60 с. Затем присесть 30 раз в быстром темпе. Опять замерить пульс за 60 с.

2. Тест на быстроту реакции. Держать линейку длиной 50 см на отметке «0» вертикально вниз на уровне вытянутой прямо перед собой руки. Отпустить линейку, а испытуемый должен поймать её как можно быстрее большим и указательным пальцами.

3. Определить состояние связок и сухожилий позвоночника (тест на подвижность). Стоя, наклон вперед, можно чуть согнуть ноги.

4. Координация (тест на балансирование). Закрыть глаза, встать на одну ногу. Другую ногу поднять примерно на 10 см от пола. Засечь время, в течение которого испытуемый сможет устоять на одной ноге.

5. Определить состояние кожи (тест на нажатие). Защипнуть кожу ладони большим и указательным пальцами другой руки на 5 секунд. Засечь: за сколько секунд складка расправится.

б.Определить состояние суставов (тест на гибкость). Завести обе руки за спину: одну снизу, вторую через плечо. Попытаться на уровне лопаток соединить пальцы рук.

После проведения всех тестов надо сложить все свои результаты и разделить на 6.

Все полученные данные тестирований были подвергнуты статистической обработке с привлечением следующих критериев:

• Определение числовых характеристик выборки

• Теснота связи между выборками определялась по парному коэффициенту корреляции Бравэ-Пирона.

Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимался

равным 0,05(а=0,05).

В работе использовались следующие символические обозначения: М — среднее арифметическое; т — стандартное отклонение; п — размер выборки; г - коэффициент корреляции Бравэ-Пирона.

Статистическая обработка проведена на компьютере с использованием статистического пакета 8Р88-17.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты математико-статистической обработки тестов:

Таблица коэффициентов корреляции (Пирсона) п = 131

Возрас т по паспор ту 1.Тест на пульс 2. Тест на быстрот у реакции 3. Тест на подвижн ость 4. Тест на балансир ование 5. Тест на нажат ие 6. Тест на гибкост ь

Возраст по паспорту 1

1. Тест на пульс 0,110 1,000

2. Тест на быстроту реакции -0,088 0,164 1,000

3. Тест на подвижность 0,069 -0,094 0,172 1,000

4. Тест на балансирование 0,289 0,066 0,217 0,161 1,000

5. Тест на нажатие 0,044 -0,333 -0,153 0,217 0,049 1,000

6. Тест на гибкость -0,253 -0,036 0,065 0,033 -0,117 0,055 1,000

Биологический возраст 0,286 0,382 0,274 0,505 0,749 0,085 0,112

Таблица статистического анализа данных показания лет в разных тестах (п=131)

Статистика Возраст по паспорт у (ВП) 1.Тест на пульс 2. Тест на быстр оту реакци и 3. Тест на подвижн ость 4. Тест на балансиро вание 5. Тест на нажати е 6. Тест на гибкость Биол огиче ский возра ст

M 18,1 44,9 22,7 33,5 32,6 29,5 22,0 30,9

m 0,8 12,8 6,4 10,3 16,0 5,9 5,3 4,6

Разность со средним ВП 26,8 4,6 15,4 14,5 11,4 3,9 12,8

% разности со средним ВП 148,0 25,3 84,9 80,1 62,8 21,5 70,5

М- среднее арифметическо е, т- стандартное отклонение

Биологический возраст больше, чем по паспорту (30,9 лет). Самые «старые» в тeсте на пульс (44,9 лет). Возможно, что на обязательных занятиях по учебной дисциплине «Элективные курсы по физической культуре» недостаточно используются системы физических упражнений, которые связаны с повышенной двигательной активностью. Есть и другие факторы, влияющие на здоровье студента - это психоэмоциональный стресс, невроз, синдром хронической усталости, авитаминоз.

Таблица коэффициентов корреляции (Пирсона)

Тесты Возраст по паспорт у 1.Тест на пульс 2.Тест на быстро ту реакци и 3.Тест на подвижн ость 4.Тест на баланс ирован ие 5.Тест на нажати е б.Тест на гибкос ть

Группа по биологическому воз расту 30 и менее лет (п = 102)

Возраст по паспорту 1,000

1.Тест на пульс -0,076 1,000

2.Тест на быстроту реакции 0,005 -0,111 1,000

3.Тест на подвижность -0,027 -0,087 0,301 1,000

4.Тест на балансирование -0,157 0,216 0,320 0,177 1,000

5.Тест на нажатие 0,173 0,259 -0,134 -0,204 -0,377 1,000

б.Тест на гибкость 0,116 -0,463 -0,199 -0,037 -0,181 0,056 1,000

Биологический возраст -0,048 0,273 0,566 0,706 0,681 -0,048 -0,139

Группа по биологическому возрасту 40 и более лет^ = 29)

Возраст по паспорту 1,000

1.Тест на пульс -0,056 1,000

2.Тест на быстроту реакции 0,165 -0,253 1,000

3.Тест на подвижность 0,103 -0,266 0,293 1,000

4.Тест на балансирование 0,041 0,038 0,331 0,091 1,000

5.Тест на нажатие 0,333 0,011 0,056 -0,167 0,197 1,000

б.Тест на гибкость -0,017 -0,085 -0,125 0,254 0,120 -0,134 1,000

Биологический возраст 0,171 0,140 0,495 0,440 0,813 0,320 0,324

У женщин средняя и выше те^ота cвязи между биoлoгическим возрастом и тестами прослеживалась в 4х тестах: тест на пульс, тест на быстроту реакции, тест на подвижность, тест на балансирование, а у мужчин все тесты дают связь, но самая большая связь с тестом на балансирование (г=0,815). По биологическим процессам, как считают геронтологи, женщины стареют медленнее и живут дольше на 6-8 лет. Большая жизнеспособность женщин сохраняется на протяжении всей жизни.

В группах по биологическому возрасту у 30 лет и менее только 3 теста связаны с биологическим возрастом: тест на подвижность (г=0,706), тест на балансирование (г=0,681) и тест на быстроту реакции (г=0,566).

В группе по биологическому возрасту 40 и более лет наибольшая связь отмечена между биологическим возрастом и тестом на балансирование (г= 0,813).

Тесная (высокая) связь биологического возраста с тестом на балансирование и не высокая - с тестом на пульс и в тоже время самые «старые» в тесте на пульс (44,9 лет, табл. 1) и не очень в тесте на баланс (32,6).

Выводы:

1. Исходя из полученных данных, выявленный биологический возраст студента можно использовать в качестве отправной точки для корректировки работы функций и систем организма.

2. Понимание динамики изменений биологического возраста и механизмов преждевременного старения может помочь в решении задач по привлечению студентов к здоровому образу жизни, к регулированию состояния своего организма средствами физической культуры.

3. В ходе реализации учебной программы по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре» в вузе обратить большее внимание на развитие чувства равновесия и координации (ходьба по уменьшенной опоре, кувырки, упражнения на вращение вокруг своей оси и т.п.). Увеличить использование систем физических упражнений, которые связаны с повышенной двигательной активностью.

Литература

1. Ананьев, В. А. Психология здоровья I В. А. Ананьев. - СПб.: Изд-во «Речь»,2006. - 384 с.

2. Войтенко, В. П. Биологический возраст I В. П. Войтенко II Биология старения.- Л. : Наука, 1982. - С. 102-115.

3. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина I В.А.Епифанов. - М. : ГЕОТАР-Медиа, 2007. - 368 с.

4. Кишкун, А. А. Биологический возраст и старение: возможности определения ипути коррекции : руководство для врачей I А. А. Кишкун. - М : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 976 с.

5. Курысь, В. Н. Концепция общего физкультурного образования I В. Н. Курысь II V международный конгресс «Человек, спорт, здоровье». 21-23 апреля г. Санкт-Петербург, Россия: материалы конгресса I под ред. В.А. Таймазова. - СПб.: Изд-во «Олимп - СПб», 2011. - C. 440.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Мандриков, В.Б. О проблемах оценки функционального состояния студентов специального учебного отделения / В.Б. Мандриков, Л.В. Салазникова, М.П. Мицулина ПСовременные научно-методические разработки в физическом воспитании студентов, имеющих отклонение в состоянии здоровья: сборник научно-практ. конф. - СПб., 2001. - С. 36-38.

References

1. Anan'ev, V. A. Psihologija zdorov'ja / V. A. Anan'ev. - SPb.: Izd-vo «Rech'»,2006. - 384 s.

2. Vojtenko, V. P. Biologicheskij vozrast / V. P. Vojtenko // Biologija starenija.- L. : Nauka, 1982. - S. 102-115.

3. Epifanov, V. A. Lechebnaja fizicheskaja kul'tura i sportivnaja medicina / V.A.Epifanov. - M. : GEOTAR-Media, 2007. - 368 s.

4. Kishkun, A. A. Biologicheskij vozrast i starenie: vozmozhnosti opredelenija iputi korrekcii : rukovodstvo dlja vrachej / A. A. Kishkun. - M : GJeOTAR-Media, 2008. - 976 s.

5. Kurys', V. N. Koncepcija obshhego fizkul'turnogo obrazovanija / V. N. Kurys' // V mezhdunarodnyj kongress «Chelovek, sport, zdorov'e». 21-23 aprelja g. Sankt-Peterburg, Rossija : materialy kongressa / pod red. V.A. Tajmazova. -SPb.: Izd-vo «Olimp - SPb», 2011. - C. 440.

6. Mandrikov, V.B. O problemah ocenki funkcional'nogo sostojanija studentov special'nogo uchebnogo otdelenija / V.B. Mandrikov, L.V. Salaznikova, M.P. Miculina //Sovremennye nauchno-metodicheskie razrabotki v fizicheskom vospitanii studentov, imejushhih otklonenie v sostojanii zdorov'ja: sbornik nauchno-prakt. konf. - SPb., 2001. - S. 36-38.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.47.061 Трефилова А.Ю. 1, Югова Н.Л. 2

1 ORCID: 0000-0001-6141-9655, Кандидат педагогических наук, 2 ORCID: 0000-0002-6311-3411, Кандидат педагогических наук, доцент, Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г.Короленко ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В статье предложено решение проблемы повышения уровня компетенции учителей, связанной с использованием дистанционных образовательных технологий в учебном процессе школы, путем организации курсов повышения квалификации.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, повышение квалификации учителей, школьное образование.

Trefilova A.Y.1 Yugova N.L.2

1ORCID: 0000-0001-6141-9655, PhD in Pedagogy , 2ORCID: 0000-0002-6311-3411, PhD in Pedagogy, Associate

Professor, Glazov State Pedagogical Institute PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS IN THE IMPLEMENTATION OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN THE MODERN SCHOOL

Abstract

There is the suggested problem solution of upgrading the competences of teachers, connected with the usage of distant educational technologies in the learning school process, by organizing the courses of qualification improvement. Keywords: distant educational technologies, qualification improvement of teachers, school education.

Внедрение дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в учебный процесс достигло российских школ. Еще в 2012 году путем внесения поправок к Закону РФ об образовании были определены электронное обучение (ЭО) и ДОТ как имеющие законную силу при организации образовательного процесса. Причем

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.