Новое время - это новый стиль успешных людей. «Сегодня <успешный> «стиль» определяет качество жизни, моду, жанровую направленность сценических постановок и эстрадных представлений» [3, с. 165]. Успешный дирижер амбициозен и хочет многого (больше других) добиться и сделать, любя и превознося себя. Воплощать мечту способна сильная личность. Стремления человека ориентированного на успех сотканы из множества компонентов - от костюма определенной марки, от выбора дорогого (дороже, чем у других) автомобиля до приверженности к правильному питанию и наличию абонемента в эксклюзивный, закрытый фитнес клуб. Всегда можно было, при определенных затратах денег и времени, стать модно одетым. В настоящее время модно стало следить за своим здоровьем, и быть не только образованным и стильно одетым, но человеком, которому не чужды впечатления прекрасного. В этой индустрии приходится сейчас творчески работать дирижеру, создавая вдохновенное и одновременно успешно продаваемое искусство.
Иногда «имя» дирижера имеет большее значение для публики, чем программа концерта. Часто оно является залогом аншлага спектакля или концерта. Только благодаря сгустку таланов: природному дарованию и высокой профес-
сиональной культуре, искусности выразительного жеста, своей коммуникативности, организационно-менеджерским качествам дирижер может создать культурный консенсус между автором и аудиторией на концерте, объединяя сугубо личные, житейские эмоции и чувства слушателей с всеобщими, гуманистическими идеями и чувствами великих композиторов. Таким образом, харизма дирижера очень сильно определяет и формирует успех оркестра и театра, хора или музыкальной учебно-концертной организации.
Литература
1. Казачков С.А. От урока к концерту. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. - 343 с.
2. Каюков В.А. Дирижерская деятельность: условия успеха // Вопросы культурологии. - 2010. - № 5. - С. 113118.
3. Крапивка Л.Ф. Стиль в эволюции понятий и в современных определениях // Вопросы философии. - 2010. -№ 5. - С. 164-172.
4. Мирзоян В.А. Управление как предмет философского анализа // Вопросы философии. - 2010. - № 4. - С. 35-47.
5. http
6. http 7. http
//ru.wikipedia.org.
//www.furtwangler.net.
//www.leonardbernstein.com.
http://www.svetlanov-evgeny.com.
Каюков Валерий Анатольевич - аспирант кафедры культурологии и философии Казанского государственного университета культуры и искусств, г. Казань,e-mail: [email protected].
Kayukov Valeriy Anatolyevich - the post graduate student of cultural science faculty Kazan State University of Culture and Arts, Kazan,e-mail: [email protected].
УДК 7.01:78
Б.В. Ламаева
ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ РАСКРЫТИЯ СУЩНОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Данная статья посвящена философским аспектам музыкального искусства и его роли в воспитании психологической культуры человека.
Ключевые слова.'музыкальное искусство, эмоциональная сфера, звуковое пространство, синтез искусств.
B.V. Lamaeva
PHILOCOPHICAL ASPECT OF OPENING MUSICAL TALENT
This article devote to philosophical aspects of musical art and its role in the education of psychological culture of person.
Keywords: musical art, emotion sphere, sound space.
Издревле человечество пыталось постичь тайны музыкального искусства и, прежде всего, его специфическое воздействие на духовное формирование человека, что и породило разнообразие философско-эстетических концепций в определении сущности и роли музыкального
искусства в духовной жизни человека.
Взаимосвязь философии и музыки имеет два аспекта: детерминированность тенденциями
развития философских идей на музыку и способность музыки своими собственными средствами выражать философские концепции. Как
2011/6
правильно подчеркивает Н.Т. Шахназаров, «воздействие философии на музыку связано с рассмотрением роли философских идей в становлении и эволюции музыкально-теоретической и музыкально-эстетической мысли, и в воздействии философских идей той или иной эпохи на формирование мировоззренческих концепций композиторов» [7].
Начиная с эпохи античности, подчеркивалась специфика музыкального искусства как наиболее чувственного среди других видов искусств. Основанием подобной интерпретации являются особые свойства искусства звуков. Было замечено, что такие специфические компоненты музыки, как мелодия и ритм, способны влиять не только на психоэмоциональное состояние человека, но и перестраивать его внутренний мир. Аристотель объяснял это тем, что в основе музыки лежат как бы зародыши нравственных состояний. Мелодия содержит движение: «движения эти — деятельные, а действия суть знаки этических свойств» [1].
Современные исследователи отмечают, что в трудах древнегреческих философов музыка воспринималась как «мимезис», отражение человеческой жизни и космической гармонии. «Древнегреческая идея музыки сопрягает объективный космически-структурный смысл и человеческую чувственность, коммуникации между микро и макрокосмосом, между человеком и универсумом» [2]. Определяя природу музыкального воздействия на человека по-разному: как «этос», как «аффект», как «волю» и др., древнегреческие мыслители признавали общее свойство музыкального искусства, способного формировать духовный облик человека.
Созвучны этому и мысли восточных мудрецов, которые в рассуждениях о музыке и ее свойствах подчеркивали ее значимость не только в формировании духовных, нравственных качеств личности, но и ее специфическую функциональность в управлении государством.
В более поздний период также имели место гипотезы и научные догадки со стороны многих мыслителей, которые пытались объяснить общественно-значимую роль музыки в духовном и эстетическом воспитании личности. Г. Лейбниц определял музыку как скрытое арифметическое упражнение для духа. По А.Шопенгауэру, музыка есть «тайное метафизическое упражнение души, непосредственный образ бессознательной воли, музыка чужда познанию видимого мира, поскольку независима от него». О.Шпенглер, напротив, считал музыку высшей формой человеческого познания. В.Р. Одоевский отмечал,
что музыка выражает внутреннее чувство человека, А.Толстой называл музыку стенограммой состояния души [3].
Прогресс цивилизации зависит исключительно от способных и творческих людей с богатством внутренних переживаний, их тонкостью и глубиной. И сегодня на первый план выдвигается задача воспитания творческой личности, развития её эмоциональной сферы, музыкальноэстетического сознания. Одним из показателей становления личности является развитие музыкальных способностей
Музыкальные способности являются важнейшим условием гармонического развития личности. В музыке, как части жизни, содержится генетический код человечества, его интеллектуальный, волевой, художественный заряд, вобравший в себя всю палитру духовной и материальной культуры народов, все разнообразие облика человечества. Исполнение музыки в разнообразных видах музыкальной деятельности способствует развитию в ребенке творческого начала, образного мышления (неординарность, пластичность, фантазия, ассоциации).
В современной научной литературе музыку расшифровывают как искусство, отражающее реальную действительность в эмоциональных образах и идеях, выражаемых через звуки особого рода. Способность музыки выражать “дух” своего времени, его ритм, эмоциональный тонус, отмечает А.Сохор. Иначе говоря, музыкальное искусство — это художественнообразное отражение действительности, особый способ мышления в образах [7]. Следовательно, музыкальное искусство отражает действительность, а значит, социально функционирует во всех сферах человеческой жизнедеятельности, эстетически перерабатывая, пересоздавая жизненное содержание, выражая этим избирательное человеческое отношение к действительности.
Звуковое творчество, проявляющееся в выражении своих эмоционально-душевных состояний через движение мелодии, ритма и гармонии, не является особенностью исключительно человеческой натуры. Известно, что не всякий звук признается музыкальным — таковыми не считаются шумы, скрежеты, стуки. Звуковое пространство, осваиваемое в художественной практике, структурируется по особым законам — законам гармонии. Любопытно, что звуковые соотношения, рассматриваемые в человеческой культуре как гармоничные, обнаруживаются и в мире природы.
В психологических учениях Б.М. Теплова музыкальные способности являют собой одну из
вершин связи человека и космоса. Композитор через услышанное (а истинная музыка - она не пишется, ее слышат) передает нам ту меру гармонии или хаоса, которая имеет место в макрокосмосе в то самое время и в том самом месте, где живет и пишет этот композитор. В философии музыка отражает объективное состояние внутренних скрытых уровней Вселенной как в нас самих, так и в окружающем обществе, где взаимодействуют люди, каждый из которых претерпевает индивидуальную эволюцию в рамках общего процесса. Большая часть композиторов отражает сиюминутное состояние космоса, некоторые из них в мировую гармонию проникают гораздо глубже и отражают ее в целом или какие-то ее части, замкнутые или не замкнутые. В качестве таких композиторов-философов можно привести примеры Себастьяна Баха и Эдварда Грига, Людвига Бетховена и др. Это люди, глубоко проникающие в основы нашей жизни, занимающиеся причинностью явлений, и, в той или иной мере передающие свои знания другим. Они могут публично сообщить свои знания, просто записать, или передать одному-двум ученикам.
Связь традиционного искусства с философией столь неразрывна, что следовало бы говорить об органическом синтезе искусств с метафизикой на Востоке. Музыкальные системы строились как отражение всеобщего порядка. Пяти основным тонам в Китае соответствовали пять постоянств, присущих изначально совершенной природе человека, пять первоэлементов, пять планет, пять явлений природы, пять времен года, пять органов тела.
По существу музыка играла роль своеобразного языка, на котором передавалось совершенно определенное содержание. Например, в Индии число ладо-метрических построений (звукосимвольных комбинаций) теоретически бесконечно, а практически ограничено.
Несмотря на различие философских подходов, современные исследователи едины в признании музыки как воплощения цельности человека, единства в нем природы и духа. Эта целостность, как и единство, сконцентрирована в музыкальном звуке. Музыка имеет свойство воздействовать на человека с помощью особым образом организованных звуковых комплексов. Музыка — искусство звуков, которых в природе не существует и носит временной характер [2]. Такое понимание музыкального феномена А.Ф. Лосев объясняет тем, что музыка, в отличие от других видов искусства, рисует человеку не образ, а само происхождение этого образа, его возникновение и тут же его исчезновение. Та-
ким образом, по философии А.Ф. Лосева, феномен музыки мы понимаем как саму процессу-альность жизни. Действительно, по своей природе музыка динамична. «Она не только звуки особого рода, но и движение этих звуков, их поток, текущий во времени и выражающий всю бесконечную гамму человеческих переживаний» [5]. Музыка как искусство звуко-изобразительное, существенные процессы жизни человека выражает именно в звуковых образах. В основе движения музыкальных звуков лежит эмоционально насыщенная интонация человеческой речи, которая словно соткана из палитры человеческих чувств и переживаний. Значит, в музыке смысл и ценность коренятся в звуковой структуре, а мера ее совершенства измеряется эстетическими критериями. Но сейчас, пока музыка с нами, ее выразительность позволяет проникать в самые сокровенные глубины Бытия.
Итак, музыкальное выражение обладает познавательной ценностью. Ценность эта, как это видится Лосеву, двоякого рода.
Во-первых, музыка «открывает глубочайшую и захватывающую сущность там, где раньше, казалось, царила все та же прискучившая всем и монотонная обыденность». Если, по Ницше, герой появляется тогда, когда змея превращается в дракона, то, по Лосеву, «при свете музыки» наша любовь, такая мелкая и эгоистичная, оказывается коренящейся в сокровенных глубинах нашего существа; наша ненависть, злая и некрасивая, вдруг оказывается таящей в себе адские возможности, только в музыке мы осознаем свою глубинную связь с мировой Душой, бьющейся в каждой маленькой человеческой личности.
Во-вторых, само существование познавательного музыкального мироощущения связано, по Лосеву, с существованием автономной человеческой индивидуальности. Музыка не всегда была и не всегда останется наиболее глубокой познавательной активностью человека. Она не была таковой до Возрождения и перестанет быть, как только закончится возрожденческая культура с ее культом человеческой личности: «Музыка живет только за счет уединившегося, изолированного субъекта, только в условии такого абсолютизирования этого субъекта, при котором все объективное - безлично и механично, а все субъективное - бездонно и глубоко и неисчерпаемо».
Областью человеческого творчества, которая превосходила бы музыку со всем ее бездонным содержанием, Лосев считает практику и молитвенное состояние аскета, узкий путь, доступный немногим, переносящий всю значимость человеческого субъекта на внеличную стихию, на
2011/6
«живую вечность»: «Тут уже нет никаких отдельных человеческих способностей, нет даже противопоставления себя себе или чему бы то ни было иному; здесь уже схвачено умом все иное, и потому ум уже не отличается ни от чего, слит со всем, пребывает в некоем священнотаинственном безмолвии» [5].
Литература
1. Борев Ю. Эстетика. Учебное пособие. — М., 1988. С.298.
2. Гуревич П.С. Философия культуры. — М., 1995.
С.201
3. №6.
4.
5.
Герасимова И.А. Вопросы философии.— 1995.—
Лосев А.Ф. Имя.- СПб.: Алетейя, 1997.
Лосев А.Ф. Форма - Стиль - Выражение. - М.: Мысль, 1995.
6. Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей. В Кн. Склонности и способности. - Л.: 1962. - 123 с.
7. Сохор А. Вопросы социологии музыки. — Л., 1980. - С.207.
8. Смирнов М. А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990. - 450 с.
9. Фарбштейн А. Музыка и эстетика. — М., 1976. С.31.
Ламаева Баярма Васильевна - ст. преподаватель кафедры МПГД, соискатель кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].
Lamaeva Bayarma Vasil’evna - senior teacher of chair of MPGD, seeker of chair of pedagogical at the Buryat State University, e-mail: [email protected].
УДК 316.37
В.Д. Спасов
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СТАТУС РИМСКОГО ИМПЕРАТОРА КАК «ОТЦА ОТЧИЗНЫ»
В статье анализируется образ правителя-отца в древнеримской культуре. Выявлено, что титул императоров — «отец отчизны» — может указывать на роли: основателя государства, спасителя народа от внешних врагов, государственного жреца, благодетеля своих подданных.
Ключевые слова: образ отца, социокультурный статус, древнеримская культура, «отец отчизны».
V.D. Spasov
SOCIOCULTURAL STATUS OF THE ROMAN EMPEROR AS "FATHER OF THE FATHERLAND"
The image of a father-ruler in the Ancient Roman culture is analyzed in the article. It is revealed that the title of the emperors — "father of the fatherland" — can refer to the functions of a founder of the state, saviour of his people from external enemies, state priest, benefactor of his subjects.
words: father image, sociocultural status, Ancient Roman culture, "father of the fatherland".
Античный мыслитель Аристотель писал в «Политике»: «Власть же отца над детьми может быть уподоблена власти царя: родитель властвует над детьми в силу своей любви к ним и вследствие того, что он старше их, а такой вид власти и есть именно царская власть. Поэтому прекрасно выразился Гомер, назвав Зевса «отцом людей и богов», как царя всех. Царь по природе должен отличаться от подданных, но быть одного с ними рода. И так же относится старший к младшим и родитель к ребенку» [1]. Примечательный пример уподобления политической фигуры греко-римского мира родителю -именование отцом императора - рассматривается в данной работе.
Как свидетельствуют древняя литература и археологические памятники, одним из титулов римских императоров был pater patriae («отец отчизны»). Время происхождения этого имено-
вания, отражающего роль правителя как отца нации, с точностью установить нельзя; еще задолго до периода принципата были военные и политические фигуры, которых могли почетно именовать «отцами».
Появление этого титула связывалось с самим легендарным основателем и первым царем Рима Ромулом, которого называли «parens urbis Romanae» («родитель города Рима»): в данном случае его «отцовская» позиция отражала активную, творческую роль в создании города [5]. В современных европейских языках по-прежнему творцов чего-либо именуют «родителями»: например, в русском языке создатель новых идей, вещей может быть назван «отцом-основателем», в английском - founding father.
В истории одного из политических и военных лидеров времен республики - Марка Фурия Камилла - можно видеть развитие образа лидера-