Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ГЕНИАЛЬНОСТИ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА'

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ГЕНИАЛЬНОСТИ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
87
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС / ГЕНИАЛЬНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ВЗАИМОСВЯЗЬ ГЕНИАЛЬНОСТИ И ВКУСА / AESTHETIC TASTE / GENIUS / SOCIO-CULTURAL FACTORS / TRAINING / EDUCATION / THE RELATIONSHIP OF GENIUS AND TASTE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Верховцева Юлия Александровна

В данной статье автор обращается к проблеме категорий гениальности и эстетического вкуса. Цель статьи - рассмотрение взаимосвязи названных феноменов в рамках философского дискурса. В первую очередь, обозначены подходы к пониманию гениальности и эстетического вкуса по отдельности. Далее в статье показаны моменты, отражающие взаимосвязь, существующую между гениальностью и вкусом, показаны спорные теории и концепции в избранной области исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical analysis of the relationship of genius and aesthetic taste

In this article, the author addresses the problem of the categories of genius and aesthetic taste. The purpose of the article is to consider the relationship of these phenomena within the framework of philosophical discourse. First of all, approaches to understanding genius and aesthetic taste separately are outlined. Further in the article, moments are shown that reflect the relationship that exists between genius and taste, the controversial theory and concept in a chosen field of research are shown.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ГЕНИАЛЬНОСТИ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА»

3. Воробьева M.B. Понятие менталитета в культурологических исследованиях. [Электронный ресурс] URL: https://doc4web.ru/mkh/ponyatie-mentaliteta-v-kultorologicheskih-issledovaniyah.html (дата обращения: 20.10.2019 г.)

4. Достоевский Ф.М. Дневник писателя // Собр. соч.: в 15 т. - СПб.: Наука, 1876. - Т. 13. - 542 с.

5. Духу 3.3. Ментальность как объект изучения в языковом пространстве URL: https:// cyberleninka.ru/a rticle/n/mentalnost-kak-obekt-izucheniya-v-yazykovom-prostranstve (дата обращения: 27.11.2019 г.).

6. Копосов Н.Е. Как думают историки. - М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 326 с.

7. Кошкарова Ю.А., Пеструилов A.C. Подходы к исследован и ю ме нта л ьн ости в трудах за рубежи ых у че н ых. КиберЛенинка [Электронный ресурс] URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-issledovaniyu-fenomena-mentalnosti-v-trudah-zarubezhnyh-uchenyh (дата обращения: 25.11.2019 г.)

8. Ломов Б.Ф. Психологическая регуляция деятельности. Избранные труды. - М : Институт психологии РАН, 2006. - 624 с.

9. Любчак В.П. Исследование менталитета: двухуровневая структура // Молодой ученый. - 2012. -№6. - С. 211-214. - URL https://moluch.ru/archive/ 41/5006/(дата обращения: 08.12.2019).

10. Полежаев Д.В. Феномен менталитета общества: сущность и понимание // Знание. Понимание. Умение. - 2010. - № 4. - С. 117-121.

PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE RELA TIONSHIP OF GENIUS AND AESTHETIC TASTE

Verkhovtseva Julia Aleksandrovna, Postgraduate student, Department of Philosophy, of Science Cultural Studies and Sociology, Orenburg State University, Orenburg

in this article, the author addresses the problem of the categories of genius and aesthetic taste. The purpose of the article is to consider the relationship of these phenomena within the framework of philosophical discourse. First of all, approaches to understanding genius and aesthetic taste separately are outlined. Further in the article, moments are shown that reflect the relationship that exists between genius and taste, the controversial theory and concept in a chosen field of research are shown.

Keywords: aesthetic taste; genius; sociocuiturai factors; training; education; the relationship of genius and taste.

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ГЕНИАЛЬНОСТИ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА

В данной статье автор обращается к проблеме категорий гениальности и эстетического вкуса. Цель статьи - рассмотрение взаимосвязи названных феноменов в рамках философского дискурса. В первую очередь, обозначены подходы к пониманию гениальности и эстетического вкуса по отдельности. Далее в статье показаны моменты, отражающие взаимосвязь, существующую между гениальностью и вкусом, показаны спорные теории и концепции в избранной области исследований.

Ключевые слова: эстетический вкус; гениальность; социокультурные факторы; обучение; воспитание; взаимосвязь гениальности и вкуса.

Гениальным людям посвящены тысячи трудов, объем которых во много раз превышает их собственное творческое и научное наследие. В бесконечных исследованиях можно обнаружить новые, оригинальные концепции природы человеческого гения. Учитывая это, в философской мысли, касающейся аспекта гениальности, сложи-

11. Семенов В.Е. Художественное творчество и полиментальность // Современные проблемы российской ментальности/ Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.Е. Семенов. - СПб., 2005.

12. Собольников В.В. Менталитет, ментальность и этнопсихологические особенности китайцев: монография. - М. : Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2018.-160 с.

13. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет // Институт социологии -М.: Наука, 1994-560 с.

14. Спешнев H.A. Китайцы: особенности национальной психологии. - СПб. : КАРО, 2014. - 336 с.

15. Февр Л. Бои за историю / пер. с франц. без указания переводчика, М. : Наука, 1991. - 312 с.

16. Фулье А. Психология французского народа / пер. с франц. без указания переводчика. - СПб. : Ф. Павленкова, 1899. - 564 с.

17. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. - М. : Современник, 1989. - 240 с.

18. Шкуратов В.А. Историческая психология. Введение в историческую психологию. - 3-е расширенное издание. - М. : КРЕДО, 2015. - 244 с.

19. Ralph Waldo Emerson. The Works of Ralph Waldo Emerson, vol. 5 (English Traits), 1909. - 292 p.

20. Giovambattista Vico. Principj di ScienzaNuova -copertinadel I'edizione, 1744. - 353 p.

21. Johann Gottfried Herder. Ideenzur Philosophie der Geschichte der Menschheit, 1977. - 704 p.

УДК 7.01 ВАК РФ 09.00.04

© Верховцева Ю.А., 2020

ВЕРХОВЦЕВА Юлия Александровна, аспирант, кафедра Философии, культурологии и социологии, Оренбургский государственный университет, Оренбург

лось множество противоречии, гипотез и открытий, в связи с чем не иссякает интерес к поиску истины в этом направлении.

На наш взгляд, малоизученным вопросом является взаимосвязь, существующая между гениальностью и вкусом. В связи с этим анализ взаимоотношения данных категорий представляется особенно актуальным. Для того, чтобы увидеть взаимосвязь, существующую между феноменами гениальности и эстетического вкуса, в первую очередь необходимо раскрыть суть этих понятий по отдельности. Задачи нашего исследования заключаются в проведении анализа таких категорий, как гениальность, эстетический вкус, а также в рассмотрении их межкомпонентного соединения и противоречивых теорий, существующих в данной области философского знания.

Этимологически природа гениальности восходит к понятию "гений". В римской мифологической традиции гений - это ангел-хранитель, божество, дух, которому на протяжении всей жизни поклонялся и обладал каждый представитель мужского рода. У женского пола аналогичным божеством являлась Юнона.

В дальнейшем каждая эпоха характеризовалась своим пониманием феномена гениальности. Еще с архаичных времен известные философы задумывались о сущности и природе выдающихся творческих способностей, присущих отдельным людям. Не обошли они вниманием и необыкновенные интеллектуальнее способности.

В то время возникла концепция, согласно которой между гениальностью и сумасшествием существует тесная взаимосвязь. Так, одно считалось следствием или причиной другого. При этом и нарушения психики, и гениальные способности воспринимались как послание богов.

В Античной философии под гениальной личностью понимался индивид, наделенный сверхъестественной творческой мощью и особой божественной сущностью. Из этого следует, что воззрения на природу гениальности были обусловлены не только творческим процессом, но и неким "иррациональным вдохновением" [9, с. 87].

В современной трактовке под гениальностью понимают наивысшую степень проявления творческих сил, сознания и ума человека. Благодаря гениальности могут создаваться качественно новые творения, оказывающие непреходящее и определяющее влияние не только на творческое развитие рода челове-

ка, но и духовное преображение индивидов [10, с. 31].

Также можно сказать, что человеческий гений - это система таких духовных признаков (личностных атрибутов), как творческий дар, воля к гениальности, назначение гения. Гениальная личность может воссоздавать нечто принципиально новое, формировать универсальные идеи, наделенные признаками абсолютной новизны; производить продукты творческой деятельности, которые с течением времени наделяются значением идеала, способствуют преображению и становлению человека в эстетическом смысле [10, с. 32].

Для нашего исследования важным представляется перейти к эстетической составляющей гениальности - вкусу. Вкус - это способность индивида к участию в эстетическом действии, в эстетическом опыте восприятия природы, творческих актов и произведений; искусства. Кроме того, вкус называют главной категорией эстетики.

Как и человеческий гений, существование категории вкуса было отмечено еще в Античности. Однако, в отличие от гениальности, наличие эстетического вкуса у человека терминологически было закреплено только в середине XVII в. До этого момента понятие вкуса употреблялось лишь в качестве внешнего чувства, локализованного в ротовой полости [2, с. 123].

По утверждению М.Р. Спишера,"... вкус стал основным понятием в эстетике. Эта эстетическая категория за небольшой промежуток времени стала настолько выраженной, что может показаться, будто вкус как эстетическая идея развился из ничего в XVII в. Однако корни теорий вкуса уходят, как и многие вещи, к мыслителям античности. Например, говоря о человеческой душе, Аристотель подчеркивал роль, которую органы чувств играют в получении знаний и вынесении суждений. Таким образом, идея о том, что вкус можно использовать для вынесения суждений, возникла на ранней стадии как "зародышевая" идея для более надежных теорий вкуса" [17, с. 10].

Аналогично с тем, как вкусовые рецепторы могут различать соленое, горькое и сладкое, эстетический вкус выявляет и чувствует различия между настоящими произведениями искусства и низкопробными подделками, определяет прекрасное, воспринимает высокую степень художественности искусства [2, с. 123]. Можно даже сказать, что эстетический вкус -это авторитетный способ познания, эстетический измеритель, способный формировать со-

О си о си

I—

О-<

=г со

сдмт С Ё

129

циальные и культурные исторические традиции [16, с. 5].

По замечанию Т.Г. Марселлы, хоть эстетический вкус и был выделен в отдельную категорию сравнительно недавно, эстетическое чувство зародилось одновременно с искусством [15, с. 3].

Анализируя существование взаимосвязи между гениальностью и эстетическим вкусом, в первую очередь хотелось бы указать на то, что гений, опираясь на принцип подражания природе прекрасного, руководствуется вкусом как эстетической оценкой произведения искусства. Это значит, что гений, творя нечто новое, подражает прекрасной природе, а вкус, производящий оценкутворчества гения, будет удовлетворен лишь высокой степенью подражания прекрасной природе [2, с. 124].

Рассматривая гениальность и вкус как взаимосвязанные категории, целесообразным будет обращение к немецкой классической философии, в частности, к И. Канту (1724-1804). По мнению мыслителя, гений должен быть наделен вкусом, который и воспитывает его, и наделяет способностью к созданию прекрасного. Вместе с тем, И. Кант полагал, что вкус может "подрезать крылья" гению. Однако без наличия вкуса гений способен лишь к порождению "нелепости". И здесь вступает в силу диалектический закон, т.к. вкус - это нечто субъективное и свободное.

Одновременно с этим, именно эстетический вкус наделен всеобщей сообщаемостью и субъективной всеобщностью, что способствует созданию интерсубъективного коммуникационного пространства между людьми [12, с. 120]. Таким образом, эстетический вкус объединяет людей.

И.П. Никитина, напротив, полагает, что вкус нельзя считать субъективным, поскольку он подразумевает способность к дистанции не только от групповых пристрастий, но и от самого себя. Она пишет: "Вкус по самой сокровенной своей сущности не есть нечто приватное; это общественный феномен первого ранга. Он в состоянии даже выступать против частной склонности отдельного лица подобно судебной инстанции по имени "всеобщность", которую он представляет, и мнение которой он выражает. Можно отдавать чему-то предпочтение, несмотря на неприятие этого собственным вкусом" [7, с. 75].

Существует точка зрения, что гениальность может быть реализована лишь в конкретных, наиболее благоприятных для процветания творческих способностей исторических и со-

циокультурных условий. Так, Г.Г. Коломиец пишет, что гении появляются как своеобразные "вспышки" в те исторические и социокультурные периоды, в которых присутствуют наиболее выгодные условия для реализации и развития потенциальных творческих способностей. Причем "вспышки" вызваны стимулирующей средой.

В качестве примера Г.Г. Коломиец приводит музыку гениев Древней Греции, которая не дошла до нас по причине того, что на тот момент в большом почете были драматурги, политики, ораторы, скульпторы и философы. Музыка же в Античную эпоху почиталась, скорее, как музыкальная теория, т.е. наука, стоящая в одном ряду с астрономией и геометрий. [4, с. 7]. Таким образом, гении были выделены обществом благодаря господствующему эстетическому вкусу конкретной эпохи.

Так, в эпоху Ренессанса, после широкого провозглашения гуманизма, центральное место в этико-эстетической мысли заняло человеческое достоинство, заключающееся в его возможной досотворенности самого себя, что позволяло индивиду открыть путь к знанию, науке и искусству. В связи с этим возник массовый спрос на музыку и живопись как науку, музыку с подражательными и изобразительными аффектами и эффектами, основанную на мысленном эксперименте, эмпирическом опыте и научном знании.

Можно привести и другой интересный пример. Вена всегда славилась одаренными музыкальными личностями. Изобретатели же и технические гении не были столь востребованы. В итоге преобладающий эстетический вкус австрийцев в итоге сложных социокультурных процессов превратил Вену в музыкальную мировую столицу [4, с. 8].

Развивая данную мысль, М.П. Матюшова также замечает взаимосвязь между феноменами признанной гениальности и господствующим эстетическим вкусом конкретной эпохи. По ее мнению, у всех гениальных людей, вне зависимости от их исторического времени, имелся особый эстетический дух, роднящий их в разных временных рамках [6, с. 60].

Однако закономерность, в соответствии с которой господствующий эстетический вкус влияет на феномен гениальности, на наш взгляд, является не совсем верной. Мы можем объяснить это тем, что многие гении перешагнули за пределы своей эпохи. И это несмотря на то, что вкус в обществе подвергался значительным трансформациям.

Подобной точки зрения придерживался и О. Вейнингер. Согласно точке зрения исследователя, о"вневременности гения"стоит говорить в трех аспектах:

1. Для гениальных людей будет свойственна "универсальная апперцепция", при помощи которой он наделяет все свои переживания ценностным значением, тем самым лишая их преходящего, временного характера.

2. Как это принято думать, гений - это не продукт определенного времени. Скорее, наоборот, гений сам определяет не только характер и направленность, но и значение в человеческой истории той эпохи, которая отмечена его творческим наследием [3, с. 105].

3. Гениальные произведения живут вечно. Они ни в коей мере не связаны со временем: ни с тем временем, которое совпадает с его существованием, ни с тем, которое предшествовало или следует за этим временем [3, с. 167].

Эту же точку зрения, следуя которой господствующий эстетический вкус не может повлиять на личный эстетический вкус гения, доказывают тезисы Д.А. Беляева:

1. Эстетический вкус гения отличает индивидуальная исключительность. Гениальность - это всегда нечто уникальное, немассовое. И, напротив, чаще всего человеческий гений противопоставлен широким массам.

2. Созидательная сила гения направлена на установление принципиально новых правил, законов и канонов. В таком смысле гений будет тождественен, например, христианскому или ницшеанскому сверхчеловеку, который является создателем новых ценностных матриц.

3. Творя новое, используя свой эстетический вкус, гений бунтует против традиций, выступая тем самым нигилистом по отношению к ним. Гений,являющийся сверхчеловеком, производит радикальные перемены в оценке ценностей.

4. Часто гений находится в пространстве социокультурного неприятия и непонимания, что объясняется принципиально новым результатом творческой деятельности [1, с. 335].

По уверению C.B. Чернова, автора многочисленных трудов, посвященных категории гениальности, творчество гениальных людей, в большинстве случаев, не востребовано прижизненно. В полной мере оно может быть осознано лишь потомками. И, более того, не современники, а именно потомки, иногда через века, становятся продолжателями гениальных людей [11, с. 70].

Таким образом, господствующий эстетический вкус через призму историзма не всегда оказывает решающее влияние на гениальность. Скорее, это гениальность воздействуют на эстетический вкус конкретной эпохи.

Но будет ли эстетический вкус врожденным у гения? Или потенциальному гению можно привить его? На этот счет существует две основные точки зрения.

Следуя первому мнению, все качества гения, в том числе и эстетический вкус, даны ему от природы. При этом такой природный задаток нельзя приобрести, но можно развить. Однако всегда существует опасность его утраты [6, с. 64]. Такая точка зрения берет свое начала с Платона, который полагал, что способности являются биологически обусловленными, а их проявление зависимо только от унаследованного фонда. Воспитание и обучение могут лишь изменить скорость, с которой способности про-г являются, но они обязательно проявятся тем или иным образом.

В ка честве доказател ьств этой ги потезы указывается на факты индивидуальных различий, которые проявляются еще в детском возрасте, в котором воздействие воспитания и обучения, казалось, еще не могло быть определяющим.

Например, талант Гайдна, с присущим развитым эстетическим вкусом, был обнаружен уже в 4 года, Моцарта - в три года. Тонкий эстетический вкус в скульптуре и живописи у гениев проявлялся несколько позднее: у Дюрера - в 15 лет, у Ван-Дейка - в 10, а у Рафаэля - в 10 [7, с. 218]. Также в пользу данной гипотезы свидетельствуют многочисленные династии артистов, художников, певцов и т.д. Однако, по мнению А.О. Слепцовой, следует говорить о социальной, а не о биологической наследственности.

Другая точка зрения гласит, что гениальность может быть привита обучением и воспитанием. В качестве доказательства сторонники этой концепции выдвигают идею о том, что дети самых примитивных и отсталых племен, получив необходимое обучение, ничем не отличаются об образованных европейцев. Конечным итогом концепции является положение о том, что у каждого человека могут сформироваться любые, даже гениальные способности. В том числе, индивиду может быть привит эстетический вкус, благодаря которому гений создает бессмертные шедевры [8, с. 219].

Таким образом, несмотря на произвольность вкусового суждения, оно может нахо-

О си о си

I—

Q-<

=г со

сдмт С

s

131

диться под воздействием воспитательных процессов. Однако парадокс вкуса, по утверждению В.В. Прозерского, заключается в том, что правило вкусу дается гением также, как гению правило и границу диктует вкус [12, с. 121 ].

Отдельно хотелось бы выделить теорию В.П. Эфроимсона, посвятившего изучению гениальности основательный труд. Он утверждает, что гениями рождаются. "Однако только ничтожно малая доля народившихся потенциальных гениев - в гениях развиваются. И из подлинных, несомненных гениев лишь ничтожная доля реализуется" [13, с. 21]. Из этого следует, что ученому удалось совместить две концепции. В его теории признаются как врожденные качества гения, к которым относится и эстетический вкус, так и подчеркивается заслуга обучения и воспитания, в социальных факторах.

Еще более широкое понимание взаимосвязи гениальности и эстетической составляющей предложил Г.Г. Коломиец. По ее мнению, реализация природной гениальности в творческих процессах может быть осуществлена благодаря стечению многих факторов, к которым относятся биологические, биосоциальные, со-циобиологические. Также исследовательница не отрицает влияния на гениальность стохастики (современная молекулярная генетика), действия фантосмогорической роли случайности. В аспекте эстетического вкуса это подразумевает энтропийной силы случайности, которая вторгается в красоту, порядок и гармонию, тем самымуничтожая устойчивую форму для создания вариабельных возможностей непредсказуемых, новых форм творческого бытия. В том числе, это касается стохастического появления гениев, их изобретений, открытий, произведений [5, с. 28].

Эстетический элемент раскрывается в выражении эстетического под видом ценностного отношения к миру, основанного на чувственной восприимчивости, эмоций и интеллекта гения, в исключительно высокоинтеллектуальной игре воображения и рассудка, простимулированной различными факторами, в устремленности к совершенству в создании наиболее выразительных форм и величайших достижений в гениальном творчестве.

Эстетическое как ценностное, прекрасное, совершенное, гармоничное отношение к миру в гениальности характеризуется связью с этическим компонентом, с волей, с началом. Г.Г. Коломиец утверждает, что для того, чтобы реализовать генетическую предзаданность, необходимы субъективные качества волевыхуси-

лий, целеустремленность, труд, благорасположенные интерсубъективные факторы [4, с. 12].

Однако, в отличие от философских традиций прошлого, некоторые современные специалисты стремятся отделить понятие гениальности от эстетического вкуса. По утверждению М. Ям-польского, сегодня гениальность начинает оцениваться как несоответствие эстетическому вкусу. Именно отсюда возникает проблема пустующих залов престижных галерей. По этой причине современный массовый зритель утрачивает интерес к искусству. Так, Ван Гог, как предполагает М. Ямпольский, был последним художником, которому удалось примирить свою гениальность со вкусом, т.е. индивидуальное с общим.

На основании этого исследователь приходит к выводу, что вкус и гениальность в современном обществе находятся на враждебных полюсах. Такое странное противостояние является губительным и для одной, и для другой категории. Оппозиция вкуса и гения сегодня является столь абсолютной, что любые попытки совмещения "подлинного" с "приятным" обречены на провал.

Вещи, сделанные по "правилам" современного вкуса, т.е. усредненности, редко по-настоящему притягивают. И здесь возникает очередной парадокс: "Это значит, что люди "любят" то, что в действительности им не интересно, то, что по существу они не любят!" [14, с. 5].

Современное искусство, характеризующееся кризисными состояниями, по замечанию М. Ямпольского, во многих моментах связано с историей кантовского противопоставления гения и вкуса. Сфера эстетического вкуса сегодня представляется огромным рынком искусства, цель которого - "обыватели". Такая область полностью игнорируется со стороны экспертов, а предметы, создаваемые в сфере вкуса, не имеют практически никаких шансов попасть в музей [14, с. 3].

В заключение можно прийти к выводу, что между категориями гениальности и эстетического вкуса существует тесная взаимосвязь. Вкус - это одна из наиболее важных характеристик гениальности, условие ее формирования и становления. Личность, обладающая крайне развитым эстетическим вкусом, отличается богатым внутренним миром, характерным для гения, что ставит его в более возвышенное, чем у других людей, положение. При этом в вопросе взаимосвязи гениальности и эстетического вкуса существует достаточно много противоречий. Прежде всего, это касается того, влияет ли господствующий вкус конкретной истори-

ческой эпохи на формирование творчества гения, или, напротив, развитое эстетическое начало гения влияет на эстетику эпохи. Еще один спорный вопрос - является ли развитый эстетический вкус наследственным, или его можно сформировать в условиях грамотного образования и воспитания. В связи с этим подтверждается актуальность исследуемой темы, в которой до сих пор существуют крайне противоположные точки зрения.

Литература:

1. Беляев Д.А. Осмысление феномена гениальности как инварианта сверхчеловеческого сознания // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №3. - С. 331-337.

2. Бычков В. Вкус//Философская антропология. -2018,-№1,-С. 122-139.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Вейнингер О. Пол и характер: Принципиальное исследование / О. Вейнингер. - М. : Латард, 1997.-357 с.

4. Коломиец Г.Г. Эстетический аспект генетики гениальности // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - №7(182). -С. 3-12.

5. Коломиец Г. Г. Гениальность: природа и творчество или еще раз о том, что гениями рождаются // Философская школа. - 2019. - № 9. - С. 22-29.

6. Матюшова М.П. Гений как эстетическая категория // Вестник российского университета дружбы народов. - 2012. - №2. - С. 56-66.

7. Никитина И.П. Философия искусства в 2 ч. Часть 2: учебник для бакалавриата и магистра-

туры / И. П. Никитина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2019. - 231 с.

8. Слепцова А.О. Феномен талантливой личности как полифункциональное проявление дарований//Аналитика культурологии.-2010. - №1 (16). -С. 218-224.

9. Хомченкова Е.А. Феномен гениальности: иррациональный аспект// Омский научный вестник. -2007,-№4(58).-С.87-90.

10. Чернов С.В. История гениальности в России. Книга первая: Университет всея Руси: монография / С.В. Чернов. - М. : Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2017.-422 с.

11. Чернов С.В. Триадическая диалектика гениальности //Философская школа. - 2018. - №6. - С. 61 -73.

12. Эстетика: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. В. Прозерский [и др.]; под редакцией В. В. Прозерского. - М.: ЮРАЙТ, 2018. - 394 с.

13. Эфроимсон В.П. Генетика гениальности / В.П. Эфроимсон. - М.: Тайдекс Ко, 2004. - 376 с.

14. Ямпольский М. Вкус и гений [Электронный ресурс] // Стенгазета URL: https://stengazeta.net/,, ?р=10001467 (дата обращения 19.02.2020). "

15. Marcella T.G. The future of art: an aesthetics of the new and the sublime / T.G. Marcella. - Albany: Published by State University of New York Press, 1999.- 151 p.

16. Michalski D. The dialectic of taste /D. Michalski. -Basingstoke: Palgrave macmillan, 2015. - 114 p.

17. Spicher M.R. Aesthetic Taste [Электронный ресурс] // Internet Encyclopedia of Philosophy URL: https://www.iep.utm.edu/a-taste/(дата обращения 19.02.2020).

О си о си

ь-

0. <

=г со

сдмт С

S

133

NOTHING AS A PHENOMENON OF MIND IN THE DOCTRINE OF A. BERGSON ABOUT NON-DISCRETE REALITY AND

DISCRETENESS OF COMPREHENSION

VorobevDmitry Valerievich, DSc in Philosophy, Professor

Spiridonov Aleksy Leonidovich, Postgraduate student

Department ofPhilosophy and SocialSciences, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod

in this article the character of the origin of the "nothing" as idea in the human mind is researched. There is a point of view about the cause of the idea "nothing" according to which reality does not contains absence of anything and so nothingness does not exist in reality. According to this point of view, "nothing" exists only as mental construction (construction of the intellect) that has not anything analogues among the objects of reality and that is result of the discrete comprehension of non-discrete reality.

Keywords: reality; being; nothing (nothingness); human mind; mental construction.

НИЧТО КАК ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ В СВЕТЕ УЧЕНИЯ А. БЕРГСОНА О НЕДИСКРЕТНОЙ РЕАЛЬНОСТИ И ДИСКРЕТНОСТИ ПОСТИЖЕНИЯ

Данная статья посвящена исследованию природы возникновения идеи ничто (ничто как идеи) в сознании человека. Рассматривается точка зрения, согласно которой действительность не сдержите себе никакого отсутствия (чего-либо), а ничто, таким образом, не существует в действительности. Согласно такой точке зрения, ничто существует лишь в форме умственного построения, которое не имеет никаких аналогов среди объектов действительности, и является результатом дискретного постижения недискретной действительности. Ключевые слова: действительность; бытие; ничто; сознание человека;умственное построение.

УДК 1(091) ВАК РФ 09.00.03

© ВоробьевД.В., 2020 @ Спиридонова./!., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.