Научная статья на тему 'Философский анализ телесно-физической и половой организации человека, возможности и границы ее трансформации'

Философский анализ телесно-физической и половой организации человека, возможности и границы ее трансформации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
182
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философия / человек / природа человека / телесно-физическая организация человека / половая организация человека / телесно-физическая культура личности / тело / телесность / пол / секс / семья / брак / телесно-половое отчуждение / постмодернизм / евгеника / генная инженерия / агрессия человека / трансгуманизм / philosophy / man / human nature / bodily and physical organization of a person / sexual organization of of a person / bodily and physical culture of personality / body / physicality / gender / sex / family / marriage / bodily and sexual alienation / postmodernism / eugenics / genetic engineering / human aggression / transhumanism

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Орешников Игорь Михайлович

В статье осуществлен философский, концептуально-рефлексивный, системно-интегральный и аксиологический анализ телесно-физической и половой организации человека, возможности и границы ее трансформации, определены и охарактеризованы основные направления этого сложного, противоречивого и опасного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Орешников Игорь Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE BODILY-PHYSICAL AND SEXUAL ORGANIZATION OF A PERSON, THE POSSIBILITIES AND LIMITS OF ITS TRANSFORMATION

The article provides a philosophical, conceptual-reflexive, system-integral and axiological analysis of the bodily-physical and sexual organization of a person, the possibilities and boundaries of its transformation, defines and characterizes the main directions of this complex, contradictory and dangerous process.

Текст научной работы на тему «Философский анализ телесно-физической и половой организации человека, возможности и границы ее трансформации»

УДК 614.253:572

https://doi.org/10.24412/2226-2296-2021-3-4-5-12

I

Философский анализ телесно-физической и половой организации человека, возможности и границы ее трансформации

И.М. Орешников

ООО «ОБРАКАДЕМНАУКА», 119313, Москва, Россия E-mail: andrewkobzev97@gmail.com

Резюме: В статье осуществлен философский, концептуально-рефлексивный, системно-интегральный и аксиологический анализ телесно-физической и половой организации человека, возможности и границы ее трансформации, определены и охарактеризованы основные направления этого сложного, противоречивого и опасного процесса.

Ключевые слова: философия, человек, природа человека, телесно-физическая организация человека, половая организация человека, телесно-физическая культура личности, тело, телесность, пол, секс, семья, брак, телесно-половое отчуждение, постмодернизм, евгеника, генная инженерия, агрессия человека, трансгуманизм.

Для цитирования: Орешников И.М. Философский анализ телесно-физической и половой организации человека, возможности и границы ее трансформации // История и педагогика естествознания. 2021. № 3-4. С. 5-12. D0l:10.24412/2226-2296-2021-3-4-5-12

PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE BODILY-PHYSICAL AND SEXUAL ORGANIZATION OF A PERSON, THE POSSIBILITIES AND LIMITS OF ITS TRANSFORMATION Igor M. Oreshnikov

Publishing House Ltd OBRAKADEMNAUKA, 119313, Moscow, Russia E-mail: andrewkobzev97@gmail.com

Abstract: The article provides a philosophical, conceptual-reflexive, system-integral and axiological analysis of the bodily-physical and sexual organization of a person, the possibilities and boundaries of its transformation, defines and characterizes the main directions of this complex, contradictory and dangerous process.

Keywords: philosophy, man, human nature, bodily and physical organization of a person, sexual organization of of a person, bodily and physical culture of personality, body, physicality, gender, sex, family, marriage, bodily and sexual alienation, postmodernism, eugenics, genetic engineering, human aggression, transhumanism.

For citation: Oreshnikov I.M. PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE BODILY-PHYSICAL AND SEXUAL ORGANIZATION OF A PERSON, THE POSSIBILITIES AND LIMITS OF ITS TRANSFORMATION. History and Pedagogy of Natural Science. 2021, no. 3-4, pp. 5-12. DOI:10.24412/2226-2296-2021-3-4-5-12

Человек - это драматическое существо, для которого собственная жизнь является проблемой.

Э. Фромм

Тело - живой лик души, неотъемлемая стихия личности.

А.Ф. Лосев

Половая жизнь■ цивилизации.

важнейшая тема всей нашей

В.В. Розанов

3-4 • 2021

В современной техногенной цивилизации, в постиндустриальном, информационно-технологическом обществе, в постмодернистской культуре крайне обострились и актуализировались проблемы природы и сущности человека, его здоровья, пола, сексуальной идентичности, гендерных и семейно-брачных отношений. Данные проблемы ныне стали по-настоящему глобальными, жизненными и судьбоносными. От их философского осмысления, междисциплинарных научных исследований и практических решений напрямую зависит

История и педагогика естествознания

само существование человека как представителя вида Homo Sapiens, мирового сообщества и человеческого рода. В частности, сегодня исключительно актуален и значим философский анализ проблемы телесно-физической и половой организации человека, перспектив, возможностей и границ ее трансформации. Это обусловлено следующими основными обстоятельствами. Во-первых, современная техногенная цивилизация переживает глубокий гуманитарный кризис. Идет экспансия искусственного мира - техносреды, компьютерной

виртуальной и цифровой реальности и искусственного интеллекта. Усиливаются технико-технологическое отчуждение, нервно-психическая, эмоциональная и инновационная перегрузка, процессы технологизации и роботизации, «расчеловечивание» человека, его дегуманизация и деградация. Существуют опасные антропологические тренды, проекты в деле улучшения природы человека, происходит рост сердечно-сосудистых, онкологических и других заболеваний, алкоголизма и наркомании. Учащаются различные техногенные и экологические катастрофы. Существует угроза термоядерной войны.

Таким образом, главная проблема современности - сохранение самого существования человека, мирового сообщества и человеческого рода, которая нуждается в своем философском осмыслении.

Во-вторых, гигантские и беспрецендентные успехи и достижения современной науки, техники и технологии, особенно генетики, генно-инженерной практики, нейронауки и нейрохирургии, биотехнологии, успешная пересадка органов, ткани и стволовых клеток, разработка и использование различных видов протезов, применение эффективных лекарственных и психотерапевтических средств - главные причины порождения весьма опасных соблазнов и антропологических трендов в деле улучшения природы человека, его интеллектуальной, телесно-физической и половой организации. Человек становится объектом экспериментирования по самым невероятным замыслам, например создания тела без пола и пола без тела. Сейчас порой говорится о гибридной, технобиологической эволюции человека, популярны идеи и идеалы трансгуманизма, ориентированного на создание сверхчеловека и обещающего ему бессмертие в будущем. Имеются работы, в которых прямо говорится об уходе человека с исторической сцены и замене его новым существом - киборгом, биороботом, мутантом, новым гуманоидом, транс- или постчеловеком. Другими словами, нам грозит эра конца Homo Sapiens, наступление постантропологической эпохи, в которой будут жить постлюди и техно-люди, не являющиеся уже людьми.

Таким образом, становится очевидным конкретный путь сохранения человека, его природы, интеллектуальной, телесно-физической и половой организации, в реализации которого ведущая роль принадлежит научно-техническим специалистам, ученым и инженерам. Но для этого они должны обладать гуманитарным профессиональным мышлением, ставить перед собой гуманистические цели и задачи, стремиться освободиться от утилитарно-прагматического, сциентистского и технократического мышления, которое носит асоциальный и дегуманизированный характер. Им необходимо понимать границы своего участия в деле улучшения и трансформации природы человека. В своей деятельности они должны соблюдать нормы и правила биоэтики, главным из которых является известный принцип «не навреди».

Следовательно, проблема сохранения природы человека является исключительно актуальной и важной, глобальной и нуждается не только в своем философском осмыслении, но и в междисциплинарных научных исследованиях.

В-третьих, в постмодернистской культуре, основанной на абсолютном релятивизме, плюрализме и либерализме, на игре и антинормативности, на идеях сексуальной революции, радикально меняются взгляды людей на тело, пол, секс, семью и брак, на супружеские измены, однополые браки, поливалентную сексуальность, искусственное оплодотворение, суррогатное материнство, аборты и пр. Причем то, что раньше считалось недопустимым, постыдным, ненормальным, извращенным, греховным и даже преступным, сейчас оценивается как необходимое, нормальное и

даже как престижное. Кроме того, сторонники радикального феминизма призывают женщин жить без мужей и детей. В результате всего сказанного существенным образом нарушается процесс естественного и нормального воспроизводства народонаселения. Главным недостатком здесь является низкий уровень рождаемости. Ряду наций Европы грозит не просто резкое сокращение в составе населения страны, а, откровенно говоря, вырождение. Поэтому многие философы, богословы, ученые и политики критически оценивают нетрадиционные и постмодернистские, крайне либеральные и демократические взгляды, говорят и пишут о необходимости и ценности консервативных, традиционных взглядов на сексуальную и семейно-брачную жизнь людей.

Следовательно, проблема телесно-половой и сексуальной организации человека, будучи исключительно актуальной, важной и дискуссионной, нуждается в своем философском, научном и демографическом осмыслении.

Итак, как видим, философский анализ телесно-физической и половой организации человека, возможности и границы ее трансформации является важным делом, его идеи, выводы и рекомендации имеют большое мировоззренческое, теоретико-методологическое, аксиологическое и практическое значение.

Главная цель данной статьи - осуществить философский, концептуально-рефлексивный, системно-интегральный и аксиологический анализ телесно-физической и половой организации человека, возможности и границы ее трансформации, определить и охарактеризовать основные направления этого сложного, противоречивого и опасного процесса, оценить традиционные и нетрадиционные постмодернистские взгляды на тело, пол, секс, на гендерные се-мейно-брачные отношения, рассмотреть проблемы евгеники, генной инженерии, агрессии человека, трансгуманизма и телесно-физической культуры личности.

Анализ многочисленной зарубежной и отечественной литературы свидетельствует о том, что в ней пока преобладают работы, в которых рассматриваются естественно-научные, биологические, генетические и психологические вопросы тела, пола и секса человека. Что же касается собственно философских работ, то их не так много. Здесь в первую очередь бросаются в глаза труды философов-модернистов (Р. Барт, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида, Ж. Ба-дрийяр и др.). Они высказывают весьма оригинальные и интересные нетрадиционные взгляды на тело, телесность, пол, секс, гендерные отношения и пр. Они отказываются от бивалентной традиции, согласно которой в качестве пола выделяются мужской и женский, указывают на то, что в обществе на самом деле существуют множество полов и поливалентная сексуальность человека. В частности, ими выделяются третий пол (гомо- и бисексуалы), четвертый пол (мизогинисты) и др. В их работах в основном рассматриваются социокультурные признаки телесно-половой и сексуальной организации человека, которым придается знаковый, символический и игровой характер, определенный смысл социокультурных меток. В этой связи Л.В. Жаров справедливо пишет: «В сущности три основных феномена жизни человека - любовь, сексуальность и брак - оказались не просто разделенными в пространстве и времени личной и социальной реальности, но обрели символически знаковый характер культуральных меток. Они уже утратили значение императивов развития западной цивилизции, превратившись в символическую игру человека как особого продукта в стоимостном измерении. Следствие этой ситуации - своеобразный неонарциссизм: технология манипулирования телом как воплощенной рыночной ценностью, завораживающей возможностью перевоплощения» [1].

История и педагогика естествознания 3-4 ■ 2021

Поливалентная сексуальность человека - одна из центральных тем феминизма (Симона де Бовуар, Дж. Баллер, Дж. Хубер и др. Его представители в своих работах доказывают, что природа мужчин и женщин равна, что женская природа и психология так же (если не более) ценны, как и мужская. Они выступают против дискриминации женщин в обществе. Некоторые из них выдвигают идеал андро-гинности. Напомним, что андрогин - это существо, содержащее в себе женщину и мужчину, что отрицает пол как таковой.

Важно заметить, что в нашей стране долгое время философы вообще не исследовали тело, пол и секс человека, считая их сугубо земными, будничными, интимными и даже неудобными для исследования, весьма далекими от их академических интересов. Кстати, в СССР распространенное понятие «советский человек» игнорировало его тело и пол. Он был, «без крови и плоти», бесполым существом, ни мужчиной, ни женщиной.

За последние 30-40 лет ситуация в корне изменилась, уже сейчас существует обширная литература, в которой освещаются телесно-половые и сексуальные проблемы. Здесь можно назвать хотя бы таких авторов, как И.С. Кон, А.Ф. Лосев, М.С. Каган, Р.В. Маслов, Г.К. Сойкина, С.В. Фролова, Л.В. Жаров, В.Л. Круткин, Б.Г. Юдин, Б.Г. Акчурин, О.Б. Хакимова.

В настоящее время, если верить статистике, свыше 800 научных дисциплин исследуют феномен человека. Однако ни одна из них не схватывает его целиком. Эти дисциплины раскрывают лишь отдельные, частные его аспекты и характеристики. Только философия, будучи особым видом мировоззрения, метафизическим и абстрактно-всеобщим пониманием мира, стремится постичь природу и сущность человека, дать о нем целостное, системно-интегральное знание. Таким образом, философия для науки имеет важное мировоззренческое, теоретико-методологическое, аксиологическое и даже эвристическое значение.

Проблема природы и сущности человека является вечной философской, одновременно старой и новой проблемой, так как мыслители каждой исторической эпохи вносят свой посильный вклад в ее решение, выдвигают новые идеи и концепции.

Природа человека является его важнейшей характеристикой, представляет собой совокупность общих, фундаментальных, сущностных, базовых и относительно устойчивых признаков, свойств и качеств, которые характеризуют его как представителя вида Homo Sapiens и отличают от всех других живых существ.

Человек - это существо уникальное, одушевленное, биосоциокультурное, разумное, волевое, духовно-нравственное, активно-деятельностное, свободное, самореализующееся, творческое, телесно-физическое, половое и смертное.

Человек не имеет раз и навсегда данной, вечной и неизменной природы, она изменяется, эволюционирует и носит общественно- исторический характер. Правда, не все с этим согласятся. В оценке перспектив биологической эволюции человека существуют различные позиции. В широких кругах научной общественности преобладает позиция, согласно которой биологическая эволюция человека завершилась около 40 тыс. лет назад. Другая же позиция состоит в том, что эта эволюция продолжается в новой гибридной технобиологической форме, используя для этого нано-, ин-фро-, био-, а также когнитивные и социокультурные технологии [2].

Старая проблема сущности человека и сегодня является исключительно сложной и дискуссионной. Существуют религиозные, идеалистические, биологизаторские, психоа-

налитические, социологизаторские, прагматические, экзи-стенционалистские и другие концепции человека, которые по-своему трактуют его сущность. В отечественной литературе явно господствует марксистская, в значительной мере социологизаторская концепция человека, сводящая его сущность к совокупности (ансамблю) общественных отношений. Здесь верно подчеркивается, что человек является прежде всего социальным существом, что определенный тип общества формирует соответствующий тип личности. Между тем в данном случае абсолютизируется роль общественных отношений и социальной среды в формировании и развитии человеческого индивида, игнорируются его при-родно-биологические, генетические и телесно-физические начала, а главное - его духовная сущность. В результате чего человек превращается в своеобразный социальный атом, сгусток общественных отношений, а фактически рассматривается «без крови и плоти», то есть как бестелесное, бесполое и деиндивидуализированное образование.

Вроде бы очевидно, что сущность человека - это нечто внутреннее, глубинное и главное в нем, а не нечто внешнее, существующее вне его, которое он должен сделать внутренним. Однако, несмотря на указанные недостатки марксистской концепции человека и понимания его сущности, она до сих пор господствует в нашей энциклопедической, справочной, учебной и даже академической литературе. Так, в одной из монографий с весьма выразительным названием «Сущность человека» его сущность понимается как совокупность отношений собственности и управления [3]. В данном случае налицо марксистская концепция человека, только в усеченном и худшем варианте, так как здесь представлена не вся совокупность общественных отношений.

На наш взгляд, человек обладает родовой духовной, духовно-нравственной сущностью.

Понятно, что такое понимание сущности человека представлено главным образом в религиозной литературе. Однако такая позиция сейчас встречается и в светской литературе. В защиту такого понимания сущности человека можно сослаться на идеи Сократа, И. Канта, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, М. Шелера, А. Швейцера, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева и А. Меня. В частности, Н.А. Бердяев относительно этого писал: «Завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни» [4]. А. Мень резонно замечал: «Если развитие человеческого рода перестанет питаться духовными ценностями, то это будет не развитие, а тяжелая деградация» [5].

Философия, будучи особым видом мировоззрения, в первую очередь ставит вопрос: как мир дан человеку? Однако правомерен другой вопрос: как человек дан миру? Он дан миру, другим людям и самому себе как тело. Быть собственно человеком - это изначально быть телесным. Тело - это не часть человека, а весь человек, необходимый способ его бытия в мире, обществе и культуре. В этой связи А.Ф. Лосев резонно замечает, что тело - это «живой лик души», а не мертвая механика каких-то атомов, необъемле-мая стихия личности [6]. В этом плане интересно суждение И.В. Ильенкова: «Таким образом, «тело» человека, выступающего как личность, - это его органическое тело вместе с теми искусственными органами, которые он создает из вещества внешней природы, «удлиняя» и многократно усиливая естественные органы своего тела и тем самым усложняя и многообразя свои взаимные отношения с другими индивидами, свою «сущность» [7].

Если сказать точнее, то человек дан миру не просто как телесное, а как телесно-физическое и половое существо. Телесно-физическая и половая организация человека - это интегральная характеристика его предметного, материального, физического и пространственно-временного бытия в

мире, обществе и культуре, телесно-половых и сексуальных особенностей организма, представляет собой единство органического и неорганического, совокупность физических, морфологических, соматических, контрастирующих, генеративных и физиологических признаков, а также некоторых биологических и социокультурных особенностей человеческого тела.

Безусловно, большую роль в естественно-научном познании человека, его телесно-физической и половой организации играет биология.

Биология человека - это важнейшее направление исследования биологической науки. Ее можно охарактеризовать как биологическую антропологию. Она исследует человека как родовое природно-биологическое существо, его организм и жизнь. Она изучает человека как сложную органическую систему, исследует его анатомию, физиологию, морфологию, генетику, телесно-физическую и половую организацию. В этой связи исследуются многие биофизические, биохимические и электрохимические процессы, молекулярный и тканевый уровни жизни. Предметами изучения биологии человека являются также системы кровообращения, дыхания и пищеварения, лимфатическая, иммунная и нервная системы, железы внутренней секреции, кора больших полушарий мозга и нервно-мозговые процессы, обмен человеческого организма веществом и энергией с окружающей средой и др.

Конечно, важнейшей, интересной и крайне перспективной областью исследования является генетика человека, характеризующая его наследственность и раскрывающая его генетический код.

Биология относит человека к виду Homo Sapiens, отряду приматов, классу млекопитающих и типу хордовых. Она рассматривает жизнь человека, как и вообще любую жизнь, как специфический способ существования биополимеров, белков и нуклеиновых кислот - ДНК и РНК.

Человеческое тело - это сложное образование. В нем в самом общем плане можно выделить голову, шею, туловище, половые органы, верхние и нижние конечности. Оно состоит из колоссального количества клеток, нейронов, множества костей и тканей, содержит в себе воду, железо, фосфор и другие химические элементы, в нем происходят различные биофизические, биохимические, электромагнитные процессы, функционируют системы кровообращения, дыхания, питания, выделения и др., о чем уже говорилось ранее.

Важно заметить, что в постмодернистской литературе широко используется понятие «телесность человека», которое, однако, не имеет однозначного и общепринятого определения. Что же касается отечественной литературы, то в ней это понятие вообще встречается крайне редко. По нашему мнению, телесность - это философско-антрополо-гическое понятие, которое обозначает и характеризует прежде всего не природно-биологические, а социокультурные особенности, признаки и свойства тела человека, и которое есть самоощущение и самовосприятие им своего Я, определенная телесно-душевно-духовная целостность. Человеческая телесность на самом деле имеет в ряде случаев знаковый, символический и игровой характер, смысл определенных социокультурных меток.

Понятно, что тело отдельного человека индивидуально, имеет свои физические размеры, биологические, расовые, национально-этнические и даже религиозные особенности. В Книге рекордов Гиннеса приводятся интересные данные о своеобразных телесных рекордах человека. Так, пакистанец Мухаммед Чанна имел рост 257 см, а доминиканец Нельсон де ла Роса - всего 71 см. Вальтер Хадвон

из Нью-Йорка весил более 540 кг, а его соотечественница Роза Карненолла - 386 кг.

Однако, что довольно очевидно, человек не только телесное, но и половое существо. Понятие «пол» имеет два значения: биологическое и социокультурное. Традиционно биологический пол понимается как совокупность физических, морфологических, соматических, физиологических, контрастирующих и генеративных признаков организма, обеспечивающих процесс размножения, суть которого в конечном счете заключается в сексуальном акте и оплодотворении [8, 9].

Социокультурный пол (гендер) индивида характеризует, что следует из самого его названия, не биологические, физические, морфологические и другие признаки человеческого организма и тела, а именно социальные, культурологические, психологические и телесно-душевно-духовные признаки, которые выражаются в поведении индивида, его манерах, позах, жестах, одежде и пр.

Важными характеристиками телесно-физической и половой организации человека являются такие понятия, как «половая идентичность» и «сексуальная идентичность». Половая идентичность - единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли. Сексуальная идентичность индивида характеризует его принадлежность к представителям традиционной и нетрадиционной ориентации, желание быть среди них своим, сексуальное влечение его к другому индивиду, стремление телесно и физически сблизиться с ним.

Одним из наиболее известных видов нетрадиционной сексуальной ориентации является гомосексуализм. Слово «гомосексуализм» происходит от греческого слова «гомо», что означает «такой же» и латинского «сексус» - пол. Мужчин-гомосексуалистов в быту называют «голубыми» и «геями». Женский гомосексуализм называется лесбиянством (лесбийская любовь) или сафизмом по имени древнегреческой поэтессы Сафо, жившей на острове Лесбос и одержимой этим влечением. По данным ученых США, около 4% мужчин и 3% женщин являются гомосексуалистами. Кроме того, определенная часть мужчин и женщин имеет одинаковое влечение к лицам того и другого пола, их называют бисексуалами.

Известно, что есть страны, в которых гомосексуализм запрещен и преследуется, в других же он считается нормальным и имеет правовую защиту. Сейчас часто говорится о транссексуальности человека. В данном случае речь идет об игре знаками формы, жестов, манер и одежды. Будь то хирургические (пересадка и изменение органов) или семиургические (перекодировка знаков в процессе моды) операции, речь идет о протезах [10].

В постмодернистской культуре радикально меняются не только взгляды людей на тело, пол и секс, но самым существенным образом изменяются сами гендерные и семей-но-брачные отношения, принимая нетрадиционный характер. Ныне существуют такие нетрадиционные виды брака, как гражданский (сожительство), однополый, групповой (шведская семья) временный, гостевой и др. Правда, в данном случае слово «брак» имеет не привычный, а договорной и условный смысл.

Традиционная семья - это малая социальная группа, основанная на кровном родстве, браке и усыновлении, представляет собой добровольный союз мужчины и женщины, здесь заключение о регистрации брака считается юридическим и официальным оформлением семьи. Идеал традиционной семьи - один брак на всю жизнь, мужчина - глава семьи и кормилец, женщина - хранительница очага, домашнего уюта и воспитательница детей. Социальное предназна-

История и педагогика естествознания 3-4 ■ 2021

чение данной семьи - воспроизводство народонаселения и рождение детей, их социализация и воспитание. А в идеале - воспроизводство здорового интеллектуально развитого и духовно-нравственного молодого поколения.

Современная традиционная семья переживает серьезный кризис. Существуют неполные, некрепкие, неблагополучные семьи, низкий уровень рождаемости, множество разводов, дискриминация женщин и семейное насилие.

В рыночном обществе и постмодернистской культуре усиливается телесно-половое отчуждение, которое выражается в том, что тело и пол человека превращаются в «вещь», в потребный «товар», становятся предметом купли-продажи в реальном и виртуальном плане, теперь можно купить сексуальные услуги на дому, взять напрокат мужа или жену, купить детей и др. Следует выделить еще телесное отчуждение индивида, при котором крайне больное его тело, приносящее ему только одни мучения и страдания, становится для него чуждым, заставляет его постоянно принимать эффективные обезболивающие лекарства, в результате чего у индивида может возникнуть мысль об эвтаназии, а порой даже желание прибегнуть к ней.

Теперь вкратце рассмотрим проблемы евгеники, генной инженерии, агрессии человека, трансгуманизма.

Термин «евгеника» происходит от от греческого eugenes, что значит «благородный». Его предложил в 1883 году английский антрополог Ф. Гальтон для обозначения науки об «улучшении человеческой расы путем более совершенного скрещивания». По его мнению, евгеника призвана разработать методы социального контроля, которые помогут улучшить различные физические и интеллектуальные качества будущих поколений. Гальтон считал, что по наследству передаются все характеристики человека, включая моральные качества личности, что в идеале можно вывести желательные «темперамент, характер и способности», выделив для этого желательный признак, как это делается с собаками, а тем самым избавить человечество от разных нежелательных признаков, таких как стремление к преступности, стремление к пьянству, праздность и др. Гальтон верил, что можно улучшить природу человека с помощью успешного скрещивания и селекции, создать высшую человеческую расу.

Однако, по мнению некоторых сторонников евгеники, общество за счет развития науки и медицины, социальной поддержки слабых, крайне больных и инвалидов, существенного улучшения условий качества жизни нарушает естественный отбор, и возникает опасность вырождения нации. Ныне выделяют негативную и позитивную евгенику.

В 1907 году в США в штате Индиана был принят закон о принудительной стерилизации, которой подлежали преступники, осужденные за половые преступления, проститутки, хронические алкоголики, круглые сироты и бродяги.

В фашистской Германии реализовывался проект создания высшей, чистой арийской расы, а в силу этого преследовались и даже высылались из страны евреи, цыгане, гомосексуалисты и др.

Позитивная евгеника ставит перед собой гуманные цели и задачи - освободить человечество от плохой, вредной наследственности, от всевозможных заболеваний, определить условия, при которых рождается здоровое потомство, улучшенное по своим физическим, интеллектуальным и даже духовным признакам. Однако в этом плане евгенике мало что удалось сделать. В этом деле больших успехов достигли генетика и генная инженерия.

В настоящее время в научной и популярной литературе, в СМИ часто говорится об очередных успехах генетики, генной инженерии и биотехнологий. В них говорится об открытии генов, ответственных за серьезные заболевания,

новых способах лечения болезней, которые раньше считались неизлечимыми, об изобретении вакцин, трансплантации органов и тканей и пр. Поэтому XXI век начинают называть веком биологии, молекулярным веком. В литературе даже начали говорить о «генетизации» общества, о необходимости генетической экспертизы и диагностики, генном тестировании и консультировании [11-13]. По некоторым данным, ныне в США насчитывается более тысячи банков клеток и тканей человека. Более 300 банков специализируются на хранении половых клеток, более 200 банков - на хранении эмбриональных клеток.

В наши дни многие философы, богословы, ученые, юристы и политики оживленно обсуждают проблему человеческой агрессивности и преступности, пытаются выявить причины их существования и средства борьбы с ними. Однако само понятие «агрессия человека», как и любое сложное понятие, не имеет четкого, однозначного и общепринятого определения. На наш взгляд, агрессия человека как негативный социальный феномен - это его целенаправленные, преднамеренные насильственные, враждебные, деструктивные и разрушительные действия и поступки, противоречащие ценностям гуманитарной культуры, моральным нормам человеческого общежития и юридическим законам. Она характеризуется тем, что приносит людям социальный, физический и психологический вред и ущерб, приносит физические увечья и психологические травмы, стрессы, порождает чувство страха, боязни, унижения, оскорбления личного достоинства и пр. Чаще всего называют такие виды агрессии человека, как прямая и косвенная, вербальная и невербальная, физическая, инструментальная, защитная, злокачественная и доброкачественная. Конечно, данная типология человеческой агрессии носит далеко не полный характер. Допустим, можно назвать еще социальную, психологическую, сексуальную, расовую, национально-этническую, религиозную агрессию. Крайними видами человеческой агрессии являются преступления против человека и человечности, главным из которых является убийство.

Агрессивность индивида - это черта его характера, типичное для него поведение, которое выражается в его враждебных, насильственных действиях и поступках, приносит всякий вред и ущерб другим, в зле, садизме, демонстрации физической силы, в драке, оскорблениях, злословии и пр. Важно подчеркнуть, что человеческая агрессивность проявляется не только в общении с людьми, что вполне естественно, но также в отношениях к животным, вещам, ценностям материальной культуры, в вандализме. Кроме того, человеческая агрессивность может быть ответной, защитной и оправданной, быть полезной в различных видах состязаний, спорте.

В литературе называют природно-биологические, даже генетические, психологические, социальные, экономические, политические, образовательно-педагогические причины человеческой агрессивности и преступности. Кроме того, еще говорят о недостаточной борьбе с преступностью и коррупцией, о необъективной и предвзятой работе правоохранительных органов и юристов, при которой заслуживающие наказания лица зачастую уходят от наказания.

Понятно, что проблема агрессивности и преступности человека ныне является глобальной, недостаточно исследованной и разработанной проблемой, для решения которой требуется комплексный подход к ней, усилия всего мирового сообщества, всех социальных институтов, осуществление гуманитарно-правовой государственной политики.

Австрийский биолог К. Лоренц называет человека «массовым убийцей», редким существом, которое убивает себе подобных, что носит врожденный характер и обусловлено его вечной и низменной природой.

Абсолютное большинство философов, ученых, юристов и политиков справедливо считают, что в принципе невозможно полностью ликвидировать человеческую агрессивность и преступность. Поэтому в данном случае необходимо их минимизировать.

Современное мировое сообщество характеризуется наличием большой преступности, терроризма, экстремизма, расистской, национально-этничекой и религиозной неприязни и агрессивности, ксенофобии, мигрантофобии, большого количества убийств.

Итак, как видим, уменьшение человеческой агрессивности и преступности является глобальной проблемой, которая носит по-настоящему жизненный и судьбоносный характер.

Вот уже лет 50-60 по Европе, да и, пожалуй, по всему миру бродит дух трансгуманизма. Трансгуманизм - это философско-мировоззренческая концепция, а ныне и международное движение, сторонники которого считают, что человек не достиг пока своего высшего этапа развития, он способен постоянно эволюционировать. Они надеются на то, что с помощью развития современной науки, техники и технологии можно существенно улучшить природу человека, значительно увеличить продолжительность его жизни, а в далеком будущем обеспечить ему бессмертие. Обычно начало трансгуманизма связывают с выходом в свет в 1957 году эссе «Трансгуманизм» Дж. Хаксли, однако это не совсем так, ибо идеи трансгуманизма возникли гораздо раньше. Так, уже Ф. Ницше предложил проект создания сверхчеловека, который утратит в себе все сугубо человеческое. Русский мыслитель Н.Ф. Федоров в труде «Философия общего дела» разработал научно-фантастическую концепцию, которая объявляет «смерть смерти», он надеялся даже на всеобщее воскрешение. Немецкие философы М. Шелер, Г. Плесснер и А. Гелен считали, что человек не есть венец природы, а является ее «халтурой и ошибкой», существом слабым, несовершенным и недоделанным, что с помощью науки предстоит постоянно изменять природу человека. Дж. Хаксли считал, что человеческий род может, если только захочет, превзойти самого себя, существенно улучшить свою природу, осуществить переход к новой форме своего существования. Многие представители современного трансгуманизма (М. Мор, Р. Хэнсон, М. Портер) объявили свою доктрину философией нашего времени и даже философией жизни, они считают, что благодаря всеобщему внедрению новых технологий наше будущее потомство уже не будет людьми. Критики трансгуманизма убедительно показывают, что он не является реальным гуманизмом, а только его симуляцией, он носит нереальный, утопический характер, а радикальная трансформация телесно-половой организации человека несет угрозу его нормальному существованию.

Нынешняя пандемия коронавируса лишний раз подтверждает справедливость слов Б. Паскаля: «Человек - это мыслящий тростник, то есть существо слабое, хрупкое, ранимое и смертное».

В современной науке и светской философии выделяются следующие виды бессмертия человека.

Первый вид бессмертия - в генах потомства, близок большинству людей, кроме принципиальных противников брака и рождения детей.

Второй вид бессмертия - мумификация тела с расчетом на вечное его сохранение.

Третий вид бессмертия - упование на «растворение» тела и духа умершего во Вселенной, схождение их в космическое «тело», в вечный кругооборот материи.

Четвертый путь в бессмертие связан с результатом жизненного творчества человека, стремлением оставить свое

имя в научных открытиях, изобретениях, талантливых произведениях искусства, в литературе, музыке и т.д.

Пятый путь в бессмертие связан с достижением различных состояний, которые наука называет «измененные состояния сознания», которое предполагает использование психотренинга, медитации.

Теперь выделим и охарактеризуем основные направления трансформации природы человека, его интеллектуальной, телесно-физической и половой организации:

1) трансплантация, пересадка органов (сердца, почек, печени и др.) и различных видов тканей;

2) пересадка стволовых клеток; предметом острых дискуссий стало использование их в исследовательских и терапевтических целях, особенно эмбриональных стволовых клеток, изымаемых у эмбрионов (с одной стороны, с точки зрения исследователей, применение таких клеток особенно удобно и перспективно, с другой - для их получения приходится умерщвлять жизнеспособные эмбрионы человека);

3) трансформация, изменение телесно-физической организации человека, пластическая и сексуальная хирургия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) генно-инженерное направление с целью улучшения наследственности, устранения генетических дефектов и лечения генетических заболеваний, например болезни Аль-цгеймера, синдрома Дауна, наследственных онкологических заболеваний и др.;

5) разработка и использование эффективных лекарственных средств с целью лечения различных заболеваний, таких как сердечно-сосудистые, болезни эндокринной системы, легких, а также онкологические заболевания, СПИД, наркомания, алкоголизм и т.д.;

6) применение психотерапии, которая представляет собой комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на психику, на ее сознательные и бессознательные компоненты, на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических расстройствах;

7) разработка и использование различных видов протезов: коленных, тазобедренных, слуховых аппаратов, искусственного хрусталика и др., что особенно важно для лиц с ограниченными возможностями;

8) производство искусственной пищи, искусственных продуктов питания, в том числе генномодифицированных, что оценивается исследователями довольно противоречиво, как положительно, так и отрицательно;

9) использование новых биотехнологий и различных медицинских средств в деле воспроизводства человеческого рода, включая искусственное оплодотворение и суррогатную беременность;

10) этические и правовые проблемы абортов, суицида, смертной казни, эвтаназии, клонирования и трансгуманизма, которые оживленно обсуждаются многими философами, богословами, юристами, учеными и политиками;

11) создание искусственного интеллекта - важнейшее и интересное направление науки, прежде всего кибернетики, информатики и цифровой технологии (на наш взгляд, понятие «искусственный интеллект» метафорично, ибо он не обладает творческим, инновационным, эвристическим, рефлексивным, критическим и аксиологическим мышлением, словом, он не способен заменить естественный интеллект человека);

12) модификация сознания и поведения человека, а также манипулирование ими посредством чипов, вживляемых в отдельные части человеческого тела, при этом появляются «чипированные» люди, лишенные самостоятельного критического, творческого мышления; воздействие отдельных СМИ изменяет нормальное поведение и сознание че-

История и педагогика естествознания

3-4 ■ 2021

ловека и формирует примитивного, «зомбированного» человека.

В этой связи крайне актуализируются проблемы биоэтики. Однако возникает такой вопрос: а существует ли вообще глобальная, общечеловеческая биоэтика? Анализ многочисленной литературы свидетельствует о том, что большинство исследователей признают ее существование, отмечая универсальный характер ее норм и предписаний. Но есть такие авторы, которые отрицают наличие глобальной биоэтики в мире. В частности, Х.Т. Энгельгардт говорит даже о невозможности ее создания, обращая внимание на моральный плюрализм, считая его вызовом XXI века [14].

Современный человек все больше становится техноло-гизированным, массовым и деидеологизированным, он во многом уже отчужден от социума и самого себя, для него теперь важнее и дороже не духовные ценности, а материальные, ему грозит «атрофия души». В этой связи многие исследователи (Ф. Фукуяма, Дж. Баррат, Б.В. Марков, В.А. Кутерев, П.С. Гуревич, В.А. Лекторский, С.А. Смирнов) говорят о том, что трансформация природы человека, его биосоциальных, одушевленных, разумных и творческих характеристик, интеллектуальной, телесно-физической и половой организации грозит ему превращением в постчеловека, что ведет к концу эры Homo Sapiens, к возникновению постчеловеческой, постантропологической эпохи. Чтобы не быть голословными, приведем на этот счет наиболее яркие суждения некоторых авторов. Например, Ф. Фукуяма видит в новых технологиях, в отличие от других научных достижений, «вкрадчивое зло» [15], В.А. Лекторский резонно замечает: «Словом, исчезновение смерти означает исчезновение смысла человеческой жизни. Переход к «постчеловеку» - это не ликвидация смерти, а, наоборот, коллективное самоубийство человечества, ибо «постчеловек» и есть убийца человека» [16], а С.А. Смирнов крайне пессимистично оценивает ситуацию человека: «Привычный образ человека скоро придется записывать в Красную книгу и создавать Музей человека» [17]. Поэтому можно согласиться с мнением И.В. Черниковой, которая характеризует сохранение природы человека как глобальную проблему человека [18].

Конечно, решающая роль в сохранении природы человека принадлежит научно-техническим специалистам, ученым и инженерам, которым необходимо отказаться от утилитарно-прагматического, сциентистского и технократического мышления, имеющего асоциальный и дегуманизированный характер, они должны обладать гуманитарным профессиональным сознанием и мышлением, хорошо понимать границы своего участия и вмешательства в сложный противоречивый и опасный характер процесса трансформации человеческой природы. Поэтому им необходимо иметь знания из области биоэтики. Напомним, что биоэтика - это междисциплинарная, трансдисциплинарная и комплексная область исследования, рассматривающая отношение к живой природе в свете нравственных ценностей и этические проблемы, возникающие на современном этапе развития науки, прежде всего биологии и медицины.

Для реализации этого гуманистического назначения биоэтики можно назвать следующие основополагающие положения, которыми должны руководствоваться современные научно-технические специалисты, ученые и инженеры:

- принятие тезиса о единстве когнитивного и ценностного в науке, биологии и медицине, отказ от концепции «чистой», ценностно-нейтральной науки;

- признание наличия общечеловеческих ценностей гуманитарной культуры и глобальной биоэтики;

- «благоговение перед жизнью», признание ее самоценностью, понимание человека как высшей ценности и цели

общественного развития, а не как «трудового ресурса», «рабочей силы», «человеческого фактора» и «человеческого капитала», то есть использовать гуманистический, а не только утилитарно-прагматический подход к человеку;

- использование принципа «не навреди» в деле улучшения природы человека и его телесно-физической и половой организации с помощью новых биотехнологий, генно-инженерной практики и пр.;

- осуществление биомедицинских исследований, исходя из гуманистических целей и ценностей, с учетом прав человека, соблюдая при этом не только моральные, но и юридические нормы;

- запрет на экспериментирование над человеком без согласия испытуемого;

- осуществление в научной и практической деятельности специалиста по биоэтике генетической, социогумани-тарной диагностики и экспертизы;

- этическое и правовое регулирование в биоэтике как в пределах отдельного государства, так и в международном масштабе.

В заключение необходимо подчеркнуть, что важнейшим компонентом гуманитарной культуры, большой индивидуальной и социальной ценностью является телесно-физическая культура личности, которая характеризует меру зрелости и развитости ее физической и телесно-половой организации, реализации ее собственных сущностных, физических сил и способностей в соответствии с определенными культурными, этическими, эстетическими и медицинскими ценностями, нормами и эталонами. Она представляет собой определенное телесно-душевно-духовное состояние личности, а в первую очередь ее здоровье. Согласно материалам ВОЗ, здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Обычно выделяют физическое, психическое и духовное здоровье. Понятно, что нас в данном случае интересует именно физическое здоровье, которое, как правило, связывают с биологическим (функциональным) возрастом, то есть с функциональной зрелостью организма. Критерии биологического возраста меняются в зависимости от периода развития и включают:

- морфологические критерии (скелетная и зубная зрелость, зрелость форм тела, его пропорций и первичных половых признаков);

- функциональные критерии (зрелость центральной и вегетативной нервной системы и опорно-двигательного аппарата);

- биохимические критерии (ферментивные, гормональные и цитохимические показатели) [19].

Основными показателями высокоразвитой телесно-физической культуры индивида являются: крепкое здоровье, физическая развитость, большая физическая и сексуальная сила, зрелость центральной вегетативной нервной системы, развитый опорно-двигательный аппарат, большая физическая и психическая выносливость, сила воли, стрессоустойчивость, активность и энергичность, зрелость форм тела и его пропорций, броская внешность, красивая спортивная фигура, красивые манеры, жесты и позы, рациональный и здоровый образ жизни, регулярные занятия физической культурой, стремление к телесно-физическому самосовершенствованию с учетом самоконтроля.

Безусловно, решающую роль в формировании и развитии телесно-физической культуры у молодежи играет физическое воспитание, осуществляемое в средней и высшей школе и, призванное укреплять здоровье, способствовать нормальному физическому развитию личности. В результате этого у молодого человека формируются и развивают-

ся не только собственно телесно-физические, но и духовно-нравственные и морально-волевые качества: сильный характер, сила воли, мужество, смелость, решительность, инициативность, энергичность, находчивость, чувство дружбы, товарищества и коллективизма, навыки и умения работать в команде, в коллективе, сознательная дисциплина, социальная и личная ответственность и пр.

Телесно-физическое образование студентов представляет собой единство обучения и воспитания, имеет не только практическую, но и теоретическую направленность. Кафедры физического воспитания вуза используют на своих занятиях сложные физические упражнения, а также спортивные игры, танцы, аэробику и пр. Преподаватели этих кафедр дают студентам определенные теоретические знания в области здорового образа жизни, личной гигиены, полового просвещения, рационального питания и диеты. Заметим, что научная и учебная дисциплина, преподаваемая в

высшей школе в странах мира, имеет разные названия: в России это теория физической культуры, во Франции - теория физического воспитания, в Германии - спортивная педагогика, в Японии - теория здоровья и физического образования, в Хорватии - системная кинезиология, в США -теория моторики на паритетных началах с теорией физической активности, физического воспитания и спорта и др. Здесь хочется указать на материалы VII научно-методической конференции «Физическая культура и спорт в системе высшего и среднего профессионального образования», в которых приведен серьезный положительный опыт преподавателей физического воспитания в деле формирования и развития физической культуры у молодежи [20].

Данная статья, конечно, не претендует на исчерпывающее освещение всех затронутых в ней вопросов. Мы хотели привлечь внимание читателей к столь актуальной, сложной, дискуссионной и недостаточно разработанной проблеме.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жаров Л.В. Третий пол // Человек. 2003. № 4. С. 130-131.

2. Алексеева И.Ю., Аршинов В.И., Чеклецов В.В. «Технолюди» против «постлюдей»: НБИКС-революция и будущее человека // Вопросы философии. 2013. № 3. С. 13-21.

3. Бугера В.Е. Сущность человека. М.: Наука, 2003. С. 131-185

4. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. С. 320.

5. Мень А. Радостная весть. Лекции. Вып. 1 / Подгот. А. Андреева [Предисл. Ж. Ванье.] М.: Вита-Центр, 1991. С. 55.

6. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. С. 461.

7. Ильенков И.В. Что же такое личность? М.: Политиздат. 1979. С. 194.

8. Кон И.В. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989. С. 42.

9. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л.А.Карпенко, под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. С. 264.

10.Марков Б.В. Философия: учеб. пособие СПб.: Бельведер, 2003. С. 161.

11.Киященко Л.П., Гребенщикова Е.Г. Молекулярный век - «окраина вечности»? // Человек. 2014. № 3. С. 127-137.

12.Гребенщикова Е.Г. Проекты улучшения человека и тезис технологической неизбежности // Человек. 2016. № 5. С. 30-39.

13.Богомягкова Е.С. «Генетизация» общества: технологии и интересы // Человек. 2016. № 6. С. 45-57. 14.Энгельгардт Х.Т. Почему не существует глобальной биоэтики? // Человек. 2008. № 1. С. 74-82.

15.Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции. М.: АСТ, 2008. С. 19.

16.Лекторский В.А. Философия, общество знания и перспективы человека // Вопросы философии. 2010. № 8. С. 34.

17.Смирнов А.А. Антропология номадизма // Человек. 2014. № 3. С. 5.

18.Черникова И.В. Сохранение природы человека как глобальная проблема современности // Вопросы философии. 2015. № 9. С. 36-43.

19.Урбанович А.А. Психология управления: учеб. пособие. Минск: Харвест. 2002. С. 352-353.

20.Мат. VII Межд. науч.-метод. конф., пос. 100-летнему юбилею Республики Башкортостан «Физическая культура и спорт в системе высшего и среднего професси

REFERENCES

1. Zharov L.V. Third gender. Chelovek, 2003, no. 4, pp.130-131 (In Russian).

2. Alekseyeva I.YU., Arshinov V.I., Chekletsov V.V. "Techno-people" against "post-people": NBIKS-revolution and the future of man. Voprosyfilosofii, 2013, no. 3, pp. 13-21 (In Russian).

3. Bugera V.YE. Sushchnost' cheloveka [The essence of a human]. Moscow, Nauka Publ., 2003. pp. 131-185.

4. Berdyayev N.A. Onaznacheniicheloveka [On the purpose of a person]. Moscow, Respublika Publ., 1993. р. 320.

5. Men' A. Radostnaya vest'. Lektsii [Good tidings. Lectures]. Moscow, Vita-Tsentr Publ., 1991. р. 55.

6. Losev A.F. Dialektika mifa. Iz rannikh proizvedeniy [Dialectics of myth. From early works]. Moscow, Pravda Publ., 1990.

7. Il'yenkov I.V. Chto zhe takoye lichnost'? [What is personality?]. Moscow, Politizdat Publ., 1979. p. 194.

8. Kon I.V. Vvedeniye vseksologiyu [Introduction to Sexology]. Moscow, Meditsina Publ., 1989. p. 42

9. Kratkiypsikhologicheskiyslovar [Brief psychological dictionary]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 1998. p. 264

10. Markov B.V. Filosofiya [Philosophy]. St. Petersburg, Bel'veder Publ., 2003. p. 161.

11. Kiyashchenko L.P., Grebenshchikova YE.G. The molecular age - "The edge of eternity"? Chelovek, 2014, no. 3, pp. 127-137 (In Russian).

12. Grebenshchikova YE.G. Projects for human improvement and the thesis of technological inevitability. Chelovek, 2016, no. 5, pp. 30-39 (In Russian).

13. Bogomyagkova YE.S. "Genetisation" of society: technologies and interests. Chelovek, 2016, no. 6, pp. 45-57 (In Russian).

14. Engel'gardt KH.T. Why is there no global bioethics? Chelovek, 2008, no. 1, pp. 74-82 (In Russian).

15. Fukuyama F. Nashe postchelovecheskoye budushcheye: posledstviya biotekhnologicheskoy revolyutsii [Our posthuman future: the consequences of the biotechnological revolution]. Moscow, AST Publ., 2008. p. 19.

16. Lektorskiy V.A. Philosophy, knowledge society and human perspectives. Voprosy filosofii, 2010, no. 8, pp. 34 (In Russian).

17. Smirnov A.A. Anthropology of nomadism. Chelovek, 2014, no. 3, p. 5 (In Russian).

18. Chernikova I.V. Conservation of human nature as a global problem of our time. Voprosy filosofii, 2015, no. 9, pp. 36-43 (In Russian).

19. Urbanovich A.A. Psikhologiya upravleniya [Management Psychology. Minsk, Kharvest Publ., 2002. рр. 352-353.

20. Mater. VII Mezhd. nauch.-metod. konf., posvyashchennoy 100-letnemu yubileyu Respubliki Bashkortostan «Fizicheskaya kul'tura i sport v sisteme vysshego i srednego professional'nogo obrazovaniya» [Proc. of VII Int. scientific method. Conf., dedicated to the 100th anniversary of the Republic of Bashkortostan "Physical culture and sports in the system of higher and secondary vocational education"]. Ufa, UGNTU Publ., 2019. 337 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

р. 461.

Орешников Игорь Михайлович, д.ф.н., проф., научный консультант, ООО «ОБРАКАДЕМНАУКА».

Igor M. Oreshnikov, Dr. Sci. (Ph.), Prof., Scientific Advisor, Publishing House Ltd OBRAKADEMNAUKA.

(B

История и педагогика естествознания

3-4 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.