17. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. — Екатеринбург: 2004. — 328 с.
18. Cry^al D. Language and the Internet. - Cambridge: Cambridge University Press, 2001. - 342 р.
19. Курбатов В.И. Сетевые сообщества Интернета: виртуальные фантомы, новые типы социальности или социаль-
ные конструкты // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки России, 2012, № 5.; Курбатов В.И., Крупенникова Л.Ш. Net- мышление: сетевой психотип и Интернет-фобии // Инженерный Вестник, 2014, № 4.
ЧЕЛОВЕК НА ПУТИ К ТЕЛЕСНОМУ СОВЕРШЕНСТВУ С ПОЗИЦИЙ
ФИЛОСОФИИ ЗДОРОВЬЯ
Семенова Ю.А.
Харьковская государственная академия физической культуры
MAN ON THE PATH TO BODILY PERFECTION FROM THE STANDPOINT OF THE PHILOSOPHY OF HEALTH Semenova J.A., Kharkiv State Academy of Physical Culture
АННОТАЦИЯ
Стремление к самосовершенствованию неотъемлемо от человека. Но современная цивилизация, предоставляя множество возможностей, в частности, для телесных трансформаций, ставит человека перед сложным выбором, результаты которого непредсказуемы. Автор рассматривает философско-антропологические основания выбора путей к идеалу через призму интересов философии здоровья.
ABSTRACT
The desire for self-improvement is inseparable from the person. But modern civilization, providing plenty of opportunities, in particular, for bodily transformations, puts man in front of a difficult choice, the results of which are unpredictable. The author examines the philosophical and anthropological grounds of ways of selecting the ideal through the prism of the intere^s of the philosophy of health.
Ключевые слова: самосовершенствование, телесные трансформации, здоровье человека, система ценностей, биотехнологии, спорт, физическая культура.
Keywords: self-improvement, bodily transformations, human health, corporeal self-identification, self-determination , values, biotechnology, sports, physical culture.
Человек ощущает себя несовершенным. Его недовольство собой, своим духовным, эмоциональным и физическим состоянием становится мощным стимулом к поискам путей и средств достичь желаемого идеала. Современная цивилизация открывает человеку неизвестные и нереальные ранее возможности, которые порождают искушение стать творцом себя, превратить самого себя в объект и предмет преобразования. Подобное стремление, в первую очередь, касается собственного тела. Зависимость от многих внешних факторов: генетической предрасположенности, окружающей среды. образа жизни, социокультурных требований и ожиданий, фактора времени и т.д., постоянно напоминает нам о собственной несвободе. И, как следствие, подстегивает желание восстановить гармонию.
Проблемы телесности стали предметом активных философских дискуссий со второй половины ХХ века и получили развернутое рассмотрение в работах, как зарубежных авторов (М.Фуко, М.Мерло-Понти, Ж.Батай, Р.Барт, Ж.Бодрий-яр, Ж.Делез и пр.), так и российских и украинских ученых (И.Кон, В.Круткин, В.Подорога, П.Тищенко, В.Табачков-ский, Л.М.Газнюк и пр.). Но, хотя исследования проблем телесности и являются на сегодня популярными в различных философских течениях, вопросов перед исследователями встает все больше.
Современная антропологическая мысль все больше склоняется к обоснованному еще стоиками принципу органического сочетания таких составляющих человеческой активности, как «забота о мире» и «забота о себе». Именно последняя, по убедительными свидетельствами одноименных соображений Фуко [1], является указателем человекотвор-ческого потенциала определенного типа культуры и циви-
лизации. Проявлением такой заботы (о своем теле, душа, мысли и поведение) являются определенные процедуры, предлагаемые индивидам для фиксации их идентичности, ее сохранения или определенной трансформации, самосовершенствования.
Однако на пути к телесному самосовершенствованию человек сталкивается со множеством препятствий. В первую очередь, это касается проблемы сохранения целостности здоровья и самой природы человека в погоне за социокультурными стандартами и идеалами. Поэтому в данной статье мы хотим рассмотреть некоторые аспекты телесных трансформаций с позиции философии здоровья. В частности, раскрыть вопрос, как соотносятся в системе ценностей современной культуры стремление достичь телесного идеала и проблема сохранения здоровья.
Мало сказать, что человек не тождественен самому себе. Следует добавить: это тождество он воспринимает как недостаток. Он движим желанием быть другим, но это состояние вечного становления он не может принять как норму, и в то же время желает освободиться от желания быть другим. Человек занимает в космосе срединное положение, и по определению является незавершенным существом. Стремление к завершению, которое может быть названо одновременно и стремлением к совершенству - это отличающая особенность человека. Замкнутость на идеале, совершенстве выражается в том, что в человеческих мотивах и соответствующих им действиях есть слой, который не может получить эмпирически доказанного объяснения, не умещается в пределы закона причинности и принципа полезности.
Человек - существо несовершенное, и поэтому всегда недовольное собой. Он включен в жизненный процесс, и
в то же время поднимается над ним. Он не отождествляет себя со своей жизнедеятельностью, он судит, оценивает ее с некой другой, более высокой, чем сама жизнедеятельность, позиции. Сознательное стремление подняться над самим собой, завершить свое бытие, является видовым признаком человека, отличающим его от других существ. Человек как бы не завершен, он есть непрерывное становление. Свобода человека делает его отношения с миром и с самим собой исключительно сложными, подвижными, изменчивыми. Самосозидание является качеством, присущим именно и только человеку. Животное в этом отношении принципиально отличается от человека. Оно живет по законам природы, по законам своего вида, воспроизводя заложенную в нем генетико-биологическую программу. Конечно, любое животное видоизменяется и развивается, в особых условиях оно может демонстрировать огромные преобразовательные, адаптационные ресурсы. Но все же за пределы своей родовидовой программы животное не выходит, и, самое главное, что оно не является для самого себя предметом преобразования, тем более воспроизведения. Человек же не просто живет согласно своей генетико-естественной программы. Он живет тем, что всей своей жизнедеятельностью сам себя целенаправленно превращает, перерабатывает, совершенствует, развивает. То есть человек - это единственный субъект в мире, который сам себя создает. Этот импульс самосозидания лежит, как считает В.С.Барулин [2], в самой основе человеческой природы, в основе самой человеческой духовности. Определяя творческое самоутверждение человека в качестве первого основоположения человека, следует особо сказать о проблеме человеческого Я. «В каком-то особом смысле, который трудно выразить, человек на каком-то особом уровне, который трудно указать, но который является исключительно важным, на некоторой особенно значимой глубине всегда остается именно тем, кем всегда был, есть и будет до самой смерти, то есть до смерти своего Я, если, конечно, таковая состоится. Человеческое Я - неизменность в меняющемся мире. Внутренний мир человека способен радикально трансформироваться, превратиться, исчезнуть в мгновение, пелена с глаз человека может быть сброшенной, и свет окажется другим. Но его Я будет все же таким в корне своем, по своей сути «[3, с.58]. Творческое самоутверждения человека имеет в своей основе некоторое ядро человека, некоторое Я, что ощущается и воспринимается человеком. Именно это Я, как некий своеобразный центр самоидентификации человека и выступает в качестве той, скажем, антропологической субстанции, которая приобретает, создает, воспринимает все богатство своей жизнедеятельности. Следует подчеркнуть, что человеческое Я выступает как некая перманентная константа всей человеческой жизни. На этом Я как на своеобразном стержне как бы нанизаны все акты человеческой жизнедеятельности, они как бы вокруг него располагаются и вращаются.
Самосозидание человека отчетливо проявляется в самых разнообразных гранях его жизнедеятельности. Конечно, прежде всего, оно проявляется в самом сохранении, воспроизводстве собственно человеческой жизни, в развертывании и реализации всех потенций жизни. Человек создает себя, сохраняя, защищая свою жизнь, создавая все условия для нее. Причем в данном случае под сохранением жизни мы понимаем не просто инстинкт жизни, присущий всему живому, а всю совокупность целей, идей, ценностей, установок и т.д., направленных на защиту жизни.
Человек как человек обретает собственную идентичность и может быть понят в мышлении лишь в качестве субъекта, осуществляющего культурную деятельность на основе правил и норм, установленных культурой. Одним из основных философско-антропологических принципов является то, что человек должен познать себя не на пути непосредственного самонаблюдения, но благодаря своей практической социально-культурной объективации. Человеческий индивидуум может быть понят не в чисто изолированном культурном существовании, но сквозь призму привнесенных, созданных им самим культурных образов, идей и вещей, благодаря его собственной предметной деятельности и социальной коммуникации. Вступая во взаимодействие с другими, человек действует на основании и в рамках культурных норм, создавая культурную предметность. Общей целью базовых методологических принципов современной философской антропологии, таким образом, является понимание человека как культурного существа [4].
Самоидентификация занимает фундаментальное место в любой культуре, поскольку она является тем процессом, в котором индивид становится культурным, становится человеком.
Образ телесного Я - это база для развития личности человека, энергоинформационное обеспечение его психического здоровья и активного образа жизни. И невозможно не согласиться с тем, что «наличие тела - это критерий истинности утверждения» я существую «, и главный измерительный прибор, который люди используют в процессе усвоения физического пространства» [5, с.36]. Именно поэтому так остро на сегодняшний день для человека встают вопросы построения своего телесного образа, потому что впечатляющая разнообразие образцов и способов телесной самоидентификации, которая постоянно растет, требует от человека очень ответственного отношения. Любое решение по этому поводу ограничивается не только внутренними факторами, то есть не только самодетерминацией, но и такими внешними факторами, как позиция общества и государства, которые корректируют процесс телесной самоидентификации человека. И здесь встает вопрос, как определить ту грань, за которой заканчивается легальная возможность внешнего вмешательства в право человека на владение и распоряжение собственным телом?
Человек в современном обществе более телесный, чем когда-либо ранее, то есть за телом признается большая значимость для человека. Телесная самоидентификация, с одной стороны становится все более детерминированной жесткими стандартами, которые выдвигает окружающая социальная среда, с другой стороны приобретает большую свободу и разнообразие в выборе образцов, эталонов. Но на пути к собственному телесному совершенствования человек непременно встает перед выбором средств и путей реализации своих желаний. Общество ограничивает диапазон возможных вариантов. Условно все возможности, средства и методы телесной самореализации, которые существуют и могут быть применены, условно можно разделить на три группы: одобряемые обществом (их одобряют, предлагают при определенных обстоятельствах или допускают всегда), ограничено допускаемые (к которым относятся нейтрально или допускают при определенных обстоятельствах), запрещаемые (их осуждают или запрещают и наказывают). Но, при более глубоком анализе оказывается, что любая телесная практика может принимать опасные формы, и, соглас-
но вышеуказанной логике, применяемой общество в регулировании соматических прав человека, запрещенным может стать любой метод телесной самореализации. Например, стремление как можно дольше сохранить молодость тела (или хотя бы создать впечатление) является исконным желанием человека. Это стремление можно реализовать многими способами. Но в общественном сознании и государственном регулировании в них разное отношение. Обществом одобряются и поощряются разнообразные косметические процедуры, применение достижений фармацевтической и косметологической промышленности, и даже медицинское вмешательство с целью достижения желаемого эстетического идеала. И здесь возникает проблема разумного соотношения ценности красоты и здоровья. Эти две философские категории в обыденном сознании воспринимаются как две стороны одного целого, основываясь на идеале человека, сформированном еще в античности, который в равной мере предполагает здоровое тело и здоровый дух, а оценка такого единства также синтезирует в себе эстетическое и этическое начало, калокагатию, прекрасное-доброе. Однако такая взаимосвязь зачастую выступает только как идеал. На самом деле, в погоне за все более жестким культом «молодости», который касается исключительно физического, телесного Я, ценность внешности становится чуть ли не самой приоритетной. Растущее изо дня в день количество информационного контента (телевизионные ток-шоу, интернет-порталы, психологические тренинги), посвященного проблемам внешности и питания, культивирует порой их избыточную ценность в сознании людей, особенно молодежи. Возрастание неудовлетворенности собственным телом объясняется тенденцией в массовой культуре, когда в любой формуле упрощенного пути к счастью, благополучию и душевному равновесию на первый план выходит телесное совершенствование: «Похудейте, и к вам вернется интерес представителей противоположного пола, вы станете более привлекательными, как деловой партнер, собеседник, сотрудник, вам станет приятнее смотреть на себя в зеркало «и так далее. Бесспорно, эти рекламные слоганы имеют рациональную составляющую, но вес тела и успех в жизни не является прямо пропорциональным. Однако в массовом сознании четко закрепилось это правило, что приводит к ежедневному увеличению количества людей, которые теряют психическое и физическое здоровье, а иногда даже жизнь в стремлении достичь идеального вида тела. Современное западное и, отчасти, украинское и российское общество переживают бум на услуги пластической хирургии и так называемого малоинвазивного вмешательства, гарантирующего 100% результат улучшения внешности. (Причем наблюдается и растущая частота неудовлетворенности своей внешностью и после пластических операций, что становится серьезной психологической проблемой). Ценность здоровья в данном случае резко снижается и зачастую вообще нивелируется. Дискурсивное пространство, в которое включен современный человек (особенно это касается женщин), неустанно транслирует, что недовольство некой частью своего тела, (которая не соответствует стандартам), следуя указаниям моды и (или) окружения, возможно (и должно!) улучшить или исправить. Сначала тело объективируется, разбираясь по частям, и лишь затем, доведенное до совершенства тело может примерять на себя те или иные образы. Тело в той или иной степени всегда являлось для нас объектом, тем не менее, такое тотальное дробление тела на части, тотальная
неудовлетворенность этими частями приводит к тому, что желание вновь собрать тело в иллюзорное единство материализуется во все новых объектах, столь же иллюзорных, как и само тело. Тело мысленно дробится на части, части сортируются по принципу: нравится - не нравится; то, что не нравится, должно быть исправлено (что возможно далеко не всегда), тело вновь собирается и, как следствие, происходит размывание границ тела.
Почти та же тенденция проявляется и в отношении физической активности. Это средство телесного самосовершенствования также может содержать угрозу для здоровья. Тело человека информационного общества в основном лишено тяжелых физических нагрузок, имеющих непосредственное целью защиту жизни, получение пищи, строительство жилья, выполнение тяжелой физической работы и т.п., то есть физическая сила почти теряет прикладное значение. Цивилизация и научно-технический прогресс все более упрощают условия жизни и сводят к минимуму физическую активность человека. Занятия физической культурой и спортом приобретают иной смысл и значение. Акценты смещаются: накачивать мышцы, регулировать массу тела, совершенствовать свои физические качества надо не для выполнения в дальнейшем некоторых физических действий, целью ставится телесное совершенствование, то есть следование одобренным обществом телесным стандартам, и эстетическая составляющая выходит на первый план, очень часто в ущерб здоровью и здравому смыслу. Эта функция физической культуры приобретает гипертрофированное значение. Предельного значения нивелирование ценности здоровья достигает в спорте высших достижений, где ради результата спортсмен готов подвергать себя изнуряющим тренировкам, получать травмы, принимать фармакологические препараты с непредсказуемыми последствиями, испытывать на себе всевозможные диеты и телесные ограничения, жертвуя подчас физическим и психическим здоровьем и даже жизнью.
Еще одним неоднозначным путем усовершенствования человеческого тела является применение достижений науки и технологии. Условно его можно разделить на три направления. Во-первых, это путь технологического изменения человеческого организма, так называемая кибергилизация, то есть замена живого на неживое, синтетическое. Это может касаться как отдельных органов, так и частей тела, и тоже неоднозначно в вопросе соотношения ценности здоровья и желания сделать «апгрейд». С одной стороны, безусловно связано с поддержанием определенного уровня здоровья и жизнедеятельности применение искусственных органов (сердца, почек и. т.д.) и протезов. Но развитие технологий уже сейчас предлагает имплантацию различных микрочипов, выполняющих разнообразные функции, от контроля за состоянием организма до усовершенствования его определенных функций, что напрямую может быть не связано со здоровьем, но является модной тенденцией. А самая ожидаемая часть нанотехнологий, несомненно, связана с возможностью применения нанороботов в области медицины, а в перспективе - для достижения биологического и телесного бессмертия. Множество научных лабораторий сегодня пытаются создать специальных нанороботов, которые могли бы разбивать тромбы в кровеносных сосудах, очищать холестерин со стенок, адресно доставлять необходимые препараты в заданный орган или область тела. И со временем реализовать мечту человека о телесном бессмертии. Тысячи крошечных нанороботов в организме человека будут следить за
его состоянием и исправлять любые неполадки и отклонения от нормы. Нанороботы смогут, по идее, восстанавливать поврежденные или старые клетки, собирая их заново. Таким же образом они смогут восстановить потерянные части тела
- собрать новую конечность или глаз. Предполагается, что человек с такими нанороботами внутри станет действительно биологически бессмертным и устойчивым к болезням и повреждениям.
Еще один путь к совершенству - биологическое вмешательство. Одна из самых перспективных наук в этой области
- генная инженерия. Излечение наследственных болезней, лечение онкологических и множества других заболеваний, а в перспективе - максимально возможное улучшение всех способностей и возможностей, заложенных в человеке на генном уровне. Генная инженерия дает широкое поле для изменения человека. Например, внесение генов животных в ДНК человека и создание зверолюдей или химер. Или программирование человека с заранее определенными характеристиками - как фенотипическими (цвет кожи и глаз), так и психофизиологическими (тип нервной системы, уровень интеллекта). Подобные перспективы ошеломляют, и высока вероятность, что желание человека на себе испробовать данную возможность победит любые опасения о сохранности здоровья и жизни.
Таким образом, можно резюмировать, что преобразование собственного внешнего облика, выполняя различные социально-психологические функции, позволяет человеку адаптироваться к жизни в обществе, удовлетворять существующим эстетическим или социальным нормам. Оно играет роль адаптационно-компенсаторного механизма, позволяет осуществлять регуляцию взаимоотношений личности и социума. Данный механизм проявляется в различных поведенческих стратегиях, т.к. преобразование физического Я сопровождает человека на протяжении всей жизни. Во-первых, каждый новый возрастной этап, новая социальная роль подразумевает определенные изменения во внешнем облике и овладение соответствующими новому облику социальными нормами и правилами поведения. Во-вторых, каждый исторический период выдает свои идеалы и эталоны физической привлекательности.
При философско-антропологическом подходе к осмыслению феномена здоровья отправным фактом является констатация того, что человек существует как телесное существо, которое относит себя исторически особым образом к своему телу. В факте отношение к телу человек как бы выделяет себя из себя как природно-телесного существа, сталкиваясь таким образом с реальностью своего существования как существа, не телесного, но духовного.
Существует несколько типов отношения человека к телу: эстезиологическое (я тело), кинематологическое (я имею тело) и объективно-научное (я рассматриваю себя как чужое, деперсонализированное тело). В первом варианте отношение человек просто осознает себя, переживая те или иные чувства, эмоции, состояния. Второй тип строится на владении телом, которое человек превращает в средство для реализации своих целей. Третий тип - это предельно отстра-
ненное отношение к телу как к внешнему объекту. И если в первых двух типах отношения граница между человеком и внешним миром совпадает с пределом его телесности, то в третьем случае она передвигается во внутренний план, и становится границей между душой и телом, как внешней реальностью. Именно с этим феноменом связано противоречие между осознанием значимости здоровья и пренебрежением к нему в практической жизни. Однако потребность в самотождественности является настолько жизненно важной и властной, что человек не может чувствовать себя здоровым, если он не найдет возможности ее удовлетворить [6].
Наиболее эффективным методологическим подходом к решению проблем, связанных с неоднозначностью и противоречивыми позициями человека и общества относительно права человека распоряжаться собственным телом и здоровьем, является, по нашему мнению, герменевтический метод, который является философским основанием междисциплинарного диалога, который применяется в биоэтике. Однозначное понимание проблем, связанных с соматическими правами человека, недопустимо и невозможно. Осмысление границ самоидентификации человека требует не ухода от проблемы по поводу возможной опасности. Процесс понимания должен постоянно переходит от целого к частичному и обратно к целому, чтобы диалог в области философии здоровья распространял единство понятого смысла. Необходимо использовать ситуационный анализ, когда проблема рассматривается поочередно в разных контекстах. Таким образом, создается пространство поиска истины как пространство выбора, так как одномерные конфликты не имеют решения. Выходы из тупиковых ситуаций находятся в других измерениях, чем конфликты, которые породили. И тогда противоречия перестает быть твердым, и получает возможности множества вариантов решения через приобретение новых смыслов и ценностей.
Литература
1. Фуко М. История сексуальности - III: Забота о себе. [Текст] - Киев: Дух и литера; Грунт: М.: Рефл-бук, 1998. -288 с.
2. Барулин В. С. Основы социально-философской антропологии. [Текст] - М.: ИКЦ «Академкнига», 2002. - 456 с.
3. Кочергин А.Н. Философия и глобальные проблемы. [Текст] - М., 1996. - 338 с.
4. Фшософська антрополопя: екзистенщальш про-блеми. (Пвд ред. В. Г. Табачковського) [Текст]. - К.: Педаго-пчна думка, 2000. - 287 с.
5. Газнюк Л.М. Фшософсьш етюди екзютенщаль-но-соматичного буття [Текст]. - К.: ПАРАПАН, 1998. - 368 с.
6. Фромм Э. Синдром распада // Кризис сознания: сборник работ по «философии кризиса» [Текст] . - М.:Алго-ритм, 2009. - С. 82-97.