Научная статья на тему 'Образ человека будущего: социально-философские исследования'

Образ человека будущего: социально-философские исследования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
489
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — И В. Владленова

Рассмотрен образ человека будущего, который конструируется в двух моделях: в контексте восточной и западной философии. В первой модели допускается борьба с природой, с естественной основой человеческого существования, стремление изменить себя и окружающий мир. Эта модель нашла воплощение в исследованиях в области генной инженерии, искусственного интеллекта. Противоположная модель постулирует подчинение человека природе, гармоничное сосуществование трех компонент «человек-общество‑природа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of the man of the future: social-philosophic researches

The image of man of the future, which is constructed in two models: in the context of Eastern and Western philosophy. The first model allowed to fight with nature, the natural foundation of human existence, the desire to change yourself and the world. This model is embodied in research on genetic engineering, artificial intelligence. The opposing model posits subordination of human nature, the harmonious coexistence of the three components of the “man-society-nature.”

Текст научной работы на тему «Образ человека будущего: социально-философские исследования»

глава 8 образ человека будущего: социально-философские исследования

И. В. Владленова Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт» г. Харьков, Украина

Рассмотрен образ человека будущего, который конструируется в двух моделях: в контексте восточной и западной философии. В первой модели допускается борьба с природой, с естественной основой человеческого существования, стремление изменить себя и окружающий мир. Эта модель нашла воплощение в исследованиях в области генной инженерии, искусственного интеллекта. Противоположная модель постулирует подчинение человека природе, гармоничное сосуществование трех компонент «человек-общество-природа».

Прогнозированием будущего путём экстраполяции существующих научных, технологических, экономических или социальных тенденций занимается футурология. Термин «футурология» предложил социолог Осип Флехтхайм в 1943 году в письме к Ол-досу Хаксли, который принял его и ввел в широкий оборот. Среди философов, социологов можно выделить фундаментальные работы по футурологии. Это, прежде всего, работа Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования», Э. Тоффлер «Третья волна», Д. Нейсбитт «Мегатенден-ции», Ф. Фукуяма «Конец истории и последний человек». В целом, большинство социологов, философов говорят о новом этапе развития цивилизации, обозначая ее постбуржуазным обществом (Дж. Лихтхайм), посткапиталистическим (Р. Дарендорф), постмодернистским (А. Этциони), постцивилизованным (К. Боулдинг), постэкономическим (Г. Кан), постпротестантским (С. Алстром),

!

постисторическим (Р. Сейденберг), постнефтяным (Р. Барнет). Отечественная прогностика и футурологические исследования представлены в работах В. С. Лукьянца, Н. А. Агаджаняна, М. Делягина, Н. Н. Моисеева, А. Неклессы, С. Переслегина, С. Д. Хайтуна, В. Л. Иноземцева, В. А. Емелина и др. Зарубежная футурологи-ческая традиция представлена трудами Ж. Аттали, Д. Рисмана, З. Бжезинского, Дж. Гэлбрейта, А. Турена, Г. Маркузе, П. Вирильо и др.

Наибольший вклад в изучение человека новой эпохи внесли философы постмодернисты: М. Фуко, Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар, Р. Барт, Ж. Делез, Д. Деррида, М. Хайдеггер, Ф. Гваттари.

Получают распространение две противоположные модели: покорения, изменения природы и подчинения ей.

Первая модель своими истоками уходит корнями в восточную философию, вторая - западную. В первой модели развития отношений «человек-общество-природа» допускается борьба с природой, с естественной основой человеческого существования, стремление изменить себя и окружающий мир. Эта модель нашла воплощение в исследованиях в области генной инженерии, искусственного интеллекта. Идеологическое содержание эта модель черпает в работах Ф. Ницше, М. Фуко, Ж. Делеза, В. Соловьева, Л. Фишера и др. философов. Противоположная модель постулирует подчинение человека природе, гармоничное сосуществование трех компонент «человек-общество-природа». Такие представления характерны для восточной философии, к примеру, даосизму.

Понятие «образ будущего» в современной социологии и философии отражается в нескольких значениях:

1. Будущее как один из трех модусов времени сопряжено с аксиологическими переживаниями перспектив развития (модусы времени, и в том числе, образ будущего, определяются относительно друг друга через сравнение систем ценностей, норм).

2. Образ будущего как ментальный феномен определяется посредством следующих характеристик: субъективность, фрагментарность, неокончательность в целом (образ будущего формируется как в общественном, так и в индивидуальном сознании каждого конкретного индивида).

3. Образ будущего как субъективный феномен, который опирается на научный или социальный авторитет прогнозиста.

4. Образ будущего как явление, включающее динамично расширяющееся особое агиографическое пространство - киберреальность (виртуальную реальность цифровых коммуникаций).

5. Будущее как антиутопия [8].

Что же касается методологии исследования образа будущего, то тут можно выделить основные методы, которые можно разделить на четыре группы:

1. Методы, направленные на выявление общего мнения (опросы экспертов с помощью метода Дельфи или анкетирования).

2. Статистические методы (экстраполяция, вероятностный анализ, регрессионный и корреляционный анализ).

3. Поиск аналогий будущего с существующими системами и составление сценариев будущего.

4. Ролевые игры, симуляции, переговоры и другие методы групповой работы по планированию и прогнозированию будущего [11].

Человек будущего: две модели. Западная и восточная традиции.

Человек будущего, западная традиция: сверхчеловек

Выделим две модели, которые описывают человека будущего в западной и восточной традиции. Человек будущего в истории философии актуализируется в идее сверсущества. Эта идея существовала на всех этапах развития человечества. Она воплощалась в многочисленных мифах, легендах и преданиях. Идея сверхсущества (сверхчеловека), воплощенная в образе бога, полубога, рыцаря, витязя, богатыря, киборга или супермена, выступает стратегическим ориентиром, направляет устремления человека, вызывает чувство восхищения и подражания. А потому очень важно проанализировать истоки, фундамент, на котором разворачиваются представления о сверхспособностях человека, в какой форме они воплощаются в культуре. Понятие сверхчеловека можно рассматривать в роли метафорического концепта, который иллюстрирует образ человека, отличающегося от других людей определенными качествами, недоступными остальным.

В западной философской традиции идея сверхчеловека актуализировалась в философских работах Ф. Ницше. В его идее сверхчеловека воплотился бунт против несовершенства и слабости человека, бунт против Бога. Вкладывая в уста Заратустры слова: «Возможно ли это! Этот святой старец в своем лесу еще не слыхал о том, что Бог мертв», - Ф. Ницше постулирует отсутствие всяких моральных критериев, ограничивающих деятельность человека [5]. Какой смысл вкладывает философ в понятие «сверхчеловек»? «Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его?» [5]. Таким образом, согласно Ф. Ницше, сверхчеловек - это существо, победившее человеческую сущность (превзошел самого себя), снявшее оковы, надетые духовной природой и телесной организацией человека. Каким образом возможно достижение сверхчеловеческих способностей? «Час, когда вы говорите: «В чем мой разум! Добивается ли он знания, как лев своей пищи? Он - бедность и грязь и жалкое довольство собою!». Час, когда вы говорите: «В чем моя добродетель! Она еще не заставила меня безумствовать. Как устал я от добра моего и от зла моего! Все это бедность и грязь и жалкое довольство собою!» Час, когда вы говорите: «В чем моя справедливость! Я не вижу, чтобы был я пламенем и углем. А справедливый - это пламень и уголь!» Час, когда вы говорите: «В чем моя жалость! Разве жалость - не крест, к которому пригвождается каждый, кто любит людей? Но моя жалость не есть распятие». [5]. Согласно Ф. Ницше рассудочная деятельность, разум, моральные устои не смогут решить поставленные перед человеком задачи, а тем более, «превзойти» свою людскую природу.

Ф. Ницше восхваляет опасность, перед лицом которой актуализируются сверхспособности человека. Следовательно, поиски опасности - один из путей самоактуализации сверхчеловека. Все герои, которые выступают в массовой культуре в роли сверхчеловека в западной традиции, выбрали опасный модус своего существования. Это борьба с огнем, взрывами, большими скоростями и противниками, равными им по своей мощи.

Проанализируем сверхчеловеческую природу героев западного кинематографа, комиксов, мультфильмов, чьи имена стали нарицательными: Супермен, Бэтмен, Человек-Паук.

Супермен имеет инопланетное происхождение, а потому с точки зрения землян, имеет необычные способности. Однако он может лишиться своих дарований из-за криптонита - радиоактивного вещества с его планеты. Его враг - по сути дела, такой же сверхчеловек, но только показанный в комичном, гротескном и отталкивающем зрителя виде - Лекс Лютор воплощает образ человека с развитыми интеллектуальными способностями (ученый-злодей). Непосредственно Супермен получил свои сверхспособности как дар и не утруждал себя ни тяжелыми физическими тренировками, ни умственными занятиями. Следовательно, Супермен актуализирует свою физическую мощь без всяких усилий, более того, обладая средним уровнем интеллекта, не затрачивает особенно много усилий на мыслительную деятельность. С другой стороны, Лекс Лютер, - человек, который «работает умом», занимается наукой. В бинарной связке Супермен - Лекс Лютер производится манифестация прерогатив (Супермен всегда побеждает) физической мощи (доставшейся без всяких усилий) над интеллектом (развитие которого требует значительных затрат и времени на обучение!). Какие ценности вынесет из такого фильма зритель? Безусловно, то, что в жизни необходимо получить все сразу и без всяких усилий. Но такая установка рождает пассивного, не приспособленного человека, а вовсе не героя. Не удивительно, почему популярны быстродействующие средства, которые якобы помогают получить желаемое без усилий: таблетки для похудения, съев которые люди надеются похудеть быстро и без лишних затрат времени, стероиды, помогающие быстро наращивать мышцы, долгодействующие средства для поддержания потенции и т. д. Безусловно, что образ ученого, воплощенного в негативном персонаже, не популяризирует научную деятельность (все равно в проигрыше!).

Другой герой массового кинематографа - Бэтмен олицетворяет сверхчеловека техногенной цивилизации. Он использует костюм летучей мыши, как средство запугивания и угрозы по отношению к преступникам. В сюжете фильма «Бэтмен» рассказывается о том, что супергерой под покровительством Культа Десятиглазых проходил боевую подготовку. Существует некий намек на отношение героя к восточной традиции. Однако что взял он непосредственно

из восточной культуры? Прежде всего, боевые техники, результативные и деятельные. Однако в восточной философии любые физические практики представляют симбиоз материального и духовного (без которого Бэтмен прекрасно обходится). Какими же средствами он достиг сверхчеловеческих способностей? Благодаря внешним приспособлениям. В своей деятельности Бэтмен использует различного рода устройства, экипировку, оружие и иные средства (однако сам не участвует в научной разработке проектов). Бэтмен широко использует Батаранги (бумеранги, форма которых символизирует образ летучей мыши), взрывчатые устройства, капсулы со слезоточивым газом и дымом, пистолет-гарпун, резак, парализующий токсин и т. д. Бэтмен, имеющий человеческую природу, не умеет летать, поэтому для перемещения в пространстве использует транспортные средства: Бэтмобиль, Бэтплан, Бэтлодка и Бэтцикл. Совершенно не понятно вырисовывается его нечеловеческая сила, необъяснимая с точки зрения законов гравитации (когда он поднимает тяжести весом около полутонны, пробивает кирпичные стены, ломает стальные цепи и наручники, валит ударами деревья). «Больше разума в твоем теле, чем в твоей высшей мудрости. И кто знает, к чему нужна твоему телу твоя высшая мудрость?» - вкладывает риторический вопрос в уста Заратуштры Ф. Ницше [5]. Таким образом, Бэтмен олицетворяет мощь человека, обличенную в технике, которая восполняет пробел телесной человеческой слабости. В сюжетах про Бэтмана налицо прерогатива тела, экипированного техническими приспособлениями.

Как олицетворение безграничных возможностей человека, которые дает генная инженерия, выступает супергерой Человек-Паук: смесь паука и человека. Вначале сюжетной линии он представляется как одаренный в науке подросток-сирота, отличник. Но что дает ему в жизни прилежное учение и развитый интеллект? Ровным счетом, только насмешки сверстников, зовущих его «книжным червем». Зритель получает установку: будешь прилежно учиться, над тобой будут смеяться (а ведь сюжеты про Человека-Паука, как и про других супергероев, рассчитаны на подрастающее поколение!). Человек-паук получает свои способности после укуса радиоактивного паука. Зачем скорпеть над уроками, когда можно

подождать, когда тебя укусит радиоактивный паук, и получить все сразу и без усилий! Что умеет Человек-Паук? Прежде всего, передвигаться по стенам, имеет необыкновенную прыгучесть, обладает шестым чувством («паучье чутье»), которое предупреждает его об опасности, отличным чувством равновесия, невероятной скоростью и ловкостью.

Идея о гибриде человека и паука не случайна. Ученые действительно научились искусственно вставлять в организм чужеродные гены, которые придают этому организму новые свойства. К примеру, при генетической модификации растений (трансгенозе) происходит перенос генов, выделенных из одних организмов, в другие. Главное ее преимущество в том, что можно переносить отдельный ген, отвечающий за конкретный признак. Это исключает разрушение уже сложившегося и вполне удовлетворительного генотипа сорта. Универсальность генетического кода дает возможность использовать участки цепи ДНК, контролирующие проявление того или иного свойства, выделенные из любых организмов [12]. Образ Человека-Паука актуализирует и увеличивает желание человека получить желаемое без усилий, вмешиваясь в самое сокровенное -природу и эволюционный процесс. Казалось бы, это дает много преимуществ. В середине 80-х при помощи достижений генной инженерии удалось получить гормон роста в довольно больших объемах, и широкий круг спортсменов получил возможность использовать препарат для повышения спортивных результатов. В применении к спорту рост может означать увеличение мышечной массы, укрепление костей и связок, более быстрое восстановление после изнурительных тренировок [9]. Широко афишируемый образ героя, который таковым является по причине изменения его природной сущности, порождает стремление использовать всевозможные «техники вмешательства» в природу человека, желая получить результаты, на которые, к примеру, без использования той же генной инженерии, пришлось бы затрачивать много усилий и времени. Не удивительно, почему так актуальна проблема допинга в спорте. Однако кто будет задумываться над последствиями такого вмешательства? Если человек вмешивается на генетическом уровне, то он автоматически нарушает генетический баланс, то есть геном

того или иного организма, который адаптирован к определенным условиям существования. Существуют научные данные, показывающие, что вставка неродного гена не проходит бесследно, генетически модифицированные организмы (ГМО) после этого начинают вырождаться, что, в конце концов, влияет на физиологические процессы, на урожайность и прочее [7]. Итак, кроме всего прочего, образ сверхчеловека в западной культуре также актуализирует стратегию вмешательства в естественный ход вещей.

Идея сверхчеловека актуализирует направляющие факторы, которые лежат в основе человеческой деятельности. А. Маслоу отмечал, что «мы никогда не разберемся в человеке, если будем по-прежнему игнорировать его высшие устремления. Такие термины как «личностный рост», «самоактуализация», «стремление к здоровью», «поиск идентичности и автономии», «потребность в совершенстве» (и другие, обозначающие устремление человека «ввысь») следует принять и широко употреблять уже потому, что они описывают общие, а, быть может, даже универсальные человеческие тенденции) [4]. Все эти устремления реализуемы в образе супергероя. Не удивительно, почему хочется подражать и быть похожим на него. Тем более что супергерои - феномен массовый, культовый, вплетенный в ткань массовой культуры. Этот факт переводит его в разряд мощного средства воздействия, влияния на психику.

Современные технологии позволяют «конструировать массу», не собирая людей вместе (к примеру, на площади, на демонстрации, на митинги). Можно собрать большее количество людей перед экранами телевизора. З. Фрейд писал, что «масса чрезвычайно легко поддается внушению, она легковерна, она лишена критики, невероятное для нее не существует. Она мыслит картинами, которые вызывают одна другую так, как они появляются у индивида в состоянии свободного фантазирования. Они не могут быть измерены никакой разумной инстанцией по аналогии с действительностью» [10]. Массе не нужны сложные размышления, а также идеи и призывы к действию, она легко поддается на развлекательность, зре-лищность, примитивизм, яркие образы, рекламу стиля жизни. «Чувства массы всегда очень просты и чрезмерны. Итак, масса не знает ни сомнений, ни колебаний» [10].

В массе легко руководить бессознательными инстинктами. Тем более, когда речь идет об архитипическом образе, коим является образ героя. «Бессознательное, как совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых темных начал. Но не мертвым осадком, не брошенным полем развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действенным образом определяет индивидуальную жизнь. Однако это не просто какой-то гигантский исторический предрассудок, но источник инстинктов, поскольку архетипы ведь не что иное, как формы проявления инстинктов [13, с. 131].

Получается, что образ супергероя, манифестируемый СМИ, приобретает массовый характер и является мощным средством манипуляции, которое направляет желания и стремления современного человека. Образ героя, черпая материал из западных философских идей, трансформировался в современной культуре в понятие «трансчеловек», «постчеловек».

Трансчеловек - «переходный человек», первый шаг на пути эволюции в постчеловека. Трансчеловек - существо, которое признаёт возможность и желательность фундаментальных изменений в положении природы человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение человека и смерть и значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека Образ трансчеловека актуализировался в трансгуманистическом мировоззрении, отрицающем идею «возращения к природе». Трансчеловек поддерживает и использует разработки новых технологий: нанотехнологий, биотехнологий, информационных технологий, разработки в области искусственного интеллекта и т. д.

Постчеловек (Homo futuricus) - это образ будущего человека, который активно изменяет человеческую природу в результате внедрения передовых технологий. Это человек, который будет успешно бороться со старением, с возрастным ухудшением физических и когнитивных способностей, а также иметь повышенные защитные способности человеческого организма, будет устойчивым ко многим видам стресса, непрерывно самосовершенствоваться,

иметь повышенные интеллектуальные способности, творческие способности, способности к обучению, мгновенный доступ к нужной информации. Возможно также бессмертие постчеловека, которое будет достигаться тем, что мозг будет сканироваться атом за атомом.

Среди возможных «модификаций» постчеловека выделим следующие:

1. киберпанк;

2. робот;

3. андроид;

4. киборк;

5. ноосферный постчеловек

Киберпанк - это маргинал, который использует достижения новых технологий и не признает действующую идеологическую систему общества. Киберпанк - человек, который будет порожден бесправием и развитием общества ближайшего будущего. Существует также поняите «пост-киберпанк» - это человек будущего, который стремится улучшить социальные условия или, по крайней мере, не допустить деградации общества. Понятие родилось в результате осмысления отрицательного влияния технологии на человечество: возможно, в ближайшем будущем, технологии примут угрожающие размеры, что приведет к радикальным социальным изменениям, несправедливому перераспределению ресурсов, доступу к высоким технологиям ограниченной категории населения. Возможно также доминирование «технологических программ», которые приведут к маргинализации людей на периферии общества.

Робот - программируемая машина, выполняющая различные функции, полностью подчинённая своей программе и не обладающая искусственным интеллектом. Развитие нанотехнологий предполагает создание в будущем нанороботов - это роботы, размером сопоставимые с молекулой (менее 10 нм), обладающие функциями движения, обработки и передачи информации, исполнения программ. Нанороботы, способные к созданию своих копий, то есть самовоспроизводству, называются репликаторами. Предполагается, что нанороботы будут широко использоваться в медицине, будут обладать способностью передвижения по кровеносной системе чело-

века, иметь мощную навигационную систему, несколько типов различных сенсоров для мониторинга окружающей среды, навигации, коммуникации и работы с отдельными молекулами, мощную транспортную систему, наноробот должен обеспечить биосовместимость человека и большого количества наномашин, что, в конечном итоге, обеспечит человеку долгую жизнь. С понятием «робот» связывают понятие «дроид» - это работ, выполняющий строго определенную функцию, имеет низкоуровневую, простейшую программу и используется в различных областях, обычно малопрестижных или опасных для разумных существ.

Андроид - человекоподобный робот, в основном, состоящий из электроники и механических деталей, либо из биоорганических деталей (кровь, кожа, органы и т. п.), выведенных искусственно с помощью биоинженерии. Андроид имеет человеческую внешность.

Киборг - это робот или андроид, имеющий ЦНС и мозг человека, но с большим количеством протезов-инплантантов. Таким образом, киборг - это существо, которое стирает грань между биологическим и технологическим.

Ноосферный постчеловек (или планетарный постчеловек) - это разумная структура, включившая в себя некоторое количество людей и/или транслюдей, которые интегрировали в единое существо, обладающее самосознанием, самоидентификацией, памятью, желаниями, волей и иными качествами, приписываемыми человеческой личности. Ноосферный постчеловек имеет софт для синхронизации эмоций, чипы для обмена эмоциям, интерфейс мозга, различные сервисы для совместной работы и для совместного принятия решения, программы усиления искусственного интеллекта каждой единицы сообщества [6].

Человек будущего. Восточная традиция: совершенномудрый

Вернемся к сверхчеловеку в восточной традиции. Не воля к власти, стремление к разрушению и изменению всего на свете, а естественный ход вещей - стратегия восточного мудреца. По мнению даосов, мир таков, каков он есть, и попытки его изменить являются посягательством на его совершенство, обнаружить которое можно

лишь, находясь в состоянии естественного покоя, вот почему необходимо руководствоваться принципом увэй - принципом недеяния. Не допускается никакое вмешательство в природу человека! Человек с точки зрения восточной традиции, часть вселенной (восточной философии не свойственно проводить четкое разграничение между человеком и внешним материальным миром). Мыслящему человеку доступна во время медитации вся информация, которая есть во вселенной. Таким образом, истинная природа человека раскрывается по достижении единения с природой, космосом [1;2;3].

Согласно даосизму, чтобы гармонизировать свои отношения с окружающим миром необходимо стремиться к мудрости. Мудрый человек способен совершенствовать свое тело и дух, а значит, может обрести сверхспособности, бессмертие. Цель Совершенно-мудрого - следовать естественному ходу вещей. «Мудрый обретает покой в том, что дарит ему покой, и не ищет покоя там, где его нет. Заурядный человек ищет покоя в том, что не дает покой, и не имеет покоя там, где покой есть. Мудрый и необходимое не считает необходимостью, а потому обходится без оружия. Обыкновенный человек считает необходимостью даже не необходимое, а потому имеет много оружия. Привыкший к оружию всегда пользуется им, чтобы добиться желаемого. Но тот, кто уповает на силу оружия, гибнет сам» [1, с.160].

Мудрый человек умеет наслаждаться жизнью, жить в гармонии с самим собой и с другими людьми. «Мудрый, даже нуждаясь, заставляет домашних забыть о своей бедности. Он так возвышен, что в его присутствии цари и знатные люди забывают о чинах и наградах и превращаются в скромников. Он умеет наслаждаться вещами. А что касается людей, то он с теми, кто умеют наслаждаться жизнью, беречь себя. Поэтому он не говорит ни слова, а насыщает людей гармонией, всегда рядом с людьми и побуждает их быть самими собой» [1, с.158]. «Мудрый пребывает среди вещей, но не наносит вещам урона. Поскольку он не наносит урона вещам, вещи тоже не причиняют ему вреда. Только тот, кому ничего не вредит, способен воистину принимать и встречать» [1, с. 79].

Совершенномудрый не пользуется оружием и различными эки-пировками, он не ищет славы и популярности, живет в гармонии

с самим собой и окружающим миром, следует естественному ходу вещей, руководствуется принципом увэй; а достигает состояния качественно иного уровня естества особых духовных и физических практик. Он готов помогать другим людям советами и своими безграничными знаниями, однако, его помощь не «кричащая и не публичная». Основная его цель - научиться самому и научить других добродетели. Цель же западного сверхчеловека стать человеком публичным, никогда никого ничему не учить, а лишь удовлетворять свои растущие потребности.

В отличие от западного, восточный сверхчеловек совершенен не только по форме, но и по содержанию, это дает ему множество преимуществ - у него нет изъянов и нет слабых мест, так как он имеет совершенную природу, обладает физическим, духовным и интеллектуальным совершенством. Вот что пишет об этом Чжуан-цзы: «Далеко-далеко, на горе Гуишань, живут божественные люди. Кожа их бела и чиста, как заледенелый снег, телом они нежны, как юные девушки. Они не едят зерна, вдыхают ветер и пьют росу. Они ездят в облачных колесницах, запряженных драконами, и в странствиях своих уносятся за пределы четырех морей. Их дух покоен и холоден как лед, так что ничто живое не терпит урона, и земля родит в изобилии. ...В мире все едино, люди же любят вносить в мир путаницу и раздор - как же не погрязнуть им в суете? А тем божественным людям ничто не может причинить вред [1, с.22].

Образец западного сверхчеловека достаточно уязвим (например, криптонит может лишить Супермена его сверхспособностей, Бэт-мен - без своих технических приспособлений и костюма - обыкновенный человек, а Человек-Паук, с отнятыми «паучьими» способностями и вовсе вызывает насмешки окружающих. Эта уязвимость не случайна - свои сверхспособности эти люди получили внешним путем, без усилий а, не в результате внутреннего совершенствования. Западному сверхчеловеку присущи все человеческие слабости, переживания, вспышки гнева и т. д. Восточный мудрец, напротив, лишен этих недостатков, он пребывает «вне житейской суеты», его уникальные способности нельзя отнять. Знание, разум, совершенство природы - вот его основная жизненная стратегия.

Средства массовой информации поддерживают модель поведения западного сверхчеловека. Вряд ли в ближайшее время будут пестреть глянцевые журналы с изображением почтенных старцев, глаголящих истину. Не мудрость, а власть и деньги - вот прерогатива основной массы наших современников. Однако позиция изменения, вмешательства ведет к многочисленным, в том числе, экологическим проблемам, а безграничная свобода, вседозволенность и жажда к власти - к моральной деградации. Такое отношение к окружающему миру одностороннее, потребительское.

Итак, мы описали две стратегии западной и восточной культуры, которые актуализируются в образе сверхчеловека. Сегодня многие эксперты говорят о мировом кризисе, который затрагивает широкий круг проблем: от экологических до экономических и нравственных. Человечество, выбирая стратегию выживания, может либо решить эти проблемы, либо, наоборот, усугубить ситуацию.

Существуют две стратегии выживания, два модуса существования, актуализирующиеся в восточной и западной культуре. Западная стратегия манифестирует победу над человеческой сущностью, над духовной природой и телесной организацией человека. Цель стратегии: превзойти человеческую природу, обрести сверхспособности без усилий (благодаря технике, усилиям других людей, внешним приспособлениям). Манифестируется прерогатива физической мощи над интеллектом, развитие которого требует значительных затрат и времени на обучение. У западного сверхчеловека, несмотря на его суперспособности, существует множество изъянов, так как внешние факторы восполняют пробелы человеческого несовершенства и слабости.

Восточная стратегия манифестирует следование естественному ходу вещей. Цель стратегии: не допустимость вмешательства в природу человека, гармонизация отношений с окружающим миром. Манифестируется прерогатива мудрости, знания, стремление к совершенствованию тела и духа путем работы над собой в течение всей жизни. Восточный сверхчеловек совершенен не только по форме, но и по содержанию, это дает ему множество преимуществ - у него нет изъянов и слабых мест, его сверхспособности: результат постоянного самосовершенствования.

Нанотехнологическая революция: польза или вред для человека?

Никто не сможет остановить развитие нанотехнологий. Рассмотрим, как нанотехнологии повлияют на природу человека в будущем. Развитие нанотехнологий приводит к новой нанотех-нологической революции, требующей значительного пересмотра ценностей. Происходит становление нового типа мышления, основным критерием нового которого является готовность радикально изменить методы и системы ценностей, на которые опираются наука и технологии, междисциплинарные и проблемно ориентированные формы исследовательской деятельности. Происходит лавинообразное увеличение знания, которые потом трансформируются в технологии, которые приводят к новым видам производства и науки. Нанотехнологии - это первый надотраслевой фундамент для развития всех без исключения отраслей новой наукоемкой экономики постиндустриального общества. Основная черта нано-технологий - это их наддисциплинарность. В отличие от других научных революций нанотехнологическая революция развивается на основе синтеза и взаимного обогащения различных технологий, что вызывает к жизни множество новых открытий и концепций. Безусловно, как и всякая другая, нанотехнологическая революция - процесс весьма длительный, а смена одних технологий более современными, займет десятилетия. Принципиальная особенность нанотехнологической революции состоит в том, что в ее ходе происходит смена стратегии развития науки. Раньше наука двигалась в сторону миниатюризации создаваемых предметов: от большого к малому. Сейчас наоборот, происходит обратный процесс, начинающийся с уровня атомов, и позволяющий из них, как из кубиков, создавать нужные материалы и системы с заданными свойствами. Безусловно, влияние новых технологий на образ жизни и культуру очень велико и порождает целый ряд этических, экономических, правовых и социальных проблем. Поэтому необходимо иметь полное представление о внедряемых технологиях, чтобы иметь возможность анализировать весь комплекс процессов, которые может запустить их предполагаемое применение. Такое понимание про-

блемы позволит извлечь максимальную выгоду из использования нанотехнологий, избежать принятия поспешных решений, негативных последствий предпринятых шагов.

Социокультурное значение высоких технологий связано, не в последнюю очередь, с переосмыслением ценностей и мировоззренческих установок. В будущем возрастет именно ценностный аспект влияния нанотехнологий на миропонимание человека, что, возможно, приведет к трансформации представлений о смысле жизни, о жизненных целях человека, что актуализируется в антропологической проблематике. Не в последнюю очередь, это будет связано с увеличением продолжительности жизни человека и проблем с перестройкой человеческого тела с целью улучшения его физических и умственных способностей. Однако, как показывает практика, уход от принципа увэй (принцип невмешательства в даосизме, следование естественному ходу вещей) всегда приводит к катастрофическим последствиям. Вот почему важно проводить футуристические построения, основанные на всестороннем понимании воздействия нанотехнологий на общество. Можно выделить также следующие возможные перемены нанотехнологического общества. Способность информации выступать в качестве стратегического ресурса будет возрастать благодаря развитию нанотехнологических устройств, квантового компьютера, даст свои плоды нанооптика и наноэлектроника. Возможно, что больше не будет доступности и открытости информации в связи с большими рисками использования нанотехнологий в корыстных целях и на пользу терроризма. Не совсем ясно, какие социальные группы будут обладать приоритетным правом в овладении достижениями нанотехнологий. Велика вероятность, что нанотехнической революцией будет двигать погоня за прибылью, а не потребность в развитии человечества.

Ученым удалось достичь определенных успехов в применении нанотехнологий в оборонно-промышленном комплексе, в производстве современных вооружений, военной и специальной техники. Прогресс в этом направлении продолжается и связан с разработкой боевых нанороботов, системы микродатчиков, которые можно будет разбрасывать на территории противника, чтобы с их помощью в режиме реального времени получать всевозможную информацию

о происходящем на месте. И, безусловно, будут проводиться исследования, направленные на создание новых видов индивидуальной защиты военнослужащих. Технологии, позволяющие создавать легкие, дешевые и прочные материалы всегда имели стратегическое значение, так как такие материалы позволили бы в разы снизить расход топлива и увеличить маневренность бронетехники, сохранив ее непробиваемость. Поэтому одним из самых актуальных разработок будет разработка технологии "невидимости". Полезным изобретением будет разработка военной формы, представляющей собой индивидуальную биосистему, которая бы мгновенно реагировала на физическое состояние солдата.

Нанооружие - это оружие принципиально нового класса, которое реализовывает потенциал нанотехнологий в военном секторе, которое, по сути, предопределит структуру будущих военных конфликтов и сценарий геополитических отношений. Нанотехнология позволяет создавать легкие и гибкие конструктивные и строительные материалы, высокоэффективные фильтры для воздуха и воды, лекарства, действующие на более глубоком уровне и т. д.

Воплощение различных фантастических идей, которые смогут стать реальностью благодаря нанотехнологиям, приведет к переосмыслению таких понятий, как «сознание», «мышление», «интеллект», «телесность», «жизнь», «бессмертие», «смысл жизни». Нанотехнологии изначально нацелены на конструирование и производство различных типов «суррогатной» материи, в том числе, не существующей в природе. Ученые научились создавать «искусственные атомы» - квантовые точки. В квантовой точке движение ограничено в трех направлениях и энергетический спектр полностью дискретный, как в атоме. Поэтому квантовые точки называют еще искусственными атомами, хотя каждая такая точка состоит из тысяч или даже сотен тысяч настоящих атомов. Размеры квантовых точек (можно говорить также о квантовых ящиках) порядка нескольких нанометров. Подобно настоящему атому, квантовая точка может содержать один или несколько свободных электронов. Если один электрон, то это как бы искусственный атом водорода, если два - атом гелия и т. д. Изменение атомного числа фактически означает создание искусственного атома. Таким образом, можно

ввести понятие «программируемая материя». Процесс создания «искусственного» атома можно контролировать с помощью современной микроэлектроники, создавая материалы, которых в природе не существует. Развитие и воплощение в жизнь технологий, направленных на создание новой материи достаточно революционные и смогут обеспечить создание широкого спектра новых материалов, и такие устройства, которые мы пока не можем вообразить.

Создание нанотехнологического общества изменит наши представления о природе социальности, социального пространства, производительных сил и отношений. Нанотехнологическое общество откроет мир «невидимости». Эта «невидимость», обусловленная существованием иного мира за пределами возможного обнаружения данными нам природой органами чувств, поставит под сомнение факт социальной независимости, возможности к свободомыслию. С нанотехнологими мы никогда не сможем знать, когда мы находимся под наблюдением, а когда нет. Есть ли в нашем организме встроенный в мозг чип, или нет? Если современный человек подвержен политической манипуляции, которая имеет психологическую природу, и которой можно воспрепятствовать, то манипуляция, основанная на нанотехнологиях может работать безотказно, не оставляя место для выбора! Манипулирование человеком будет одной из самых актуальных тем в нанотехнологическом обществе. Манипуляция сможет принять чудовищные размеры, а лицо, осуществляющее манипулятивное воздействие, с помощью встроенных в мозг чипов будет производить контроль над тем, чтобы человек, являющийся объектом влияния, сам счел бы внушаемый ему поступок или образ жизни единственно правильным для себя. Так можно будет создавать идеальных воинов, беспрекословных рабочих. Такие понятия, как личность, духовный рост, самосо-вершентсвоание приобретут совершенно иное значение. А ведь личность формируется на базе самостоятельного выбора цели и средств деятельности, совершенствуя и развивая свои способности, изменяя и воспитывая себя. Человек развивается не только по заложенной в нем наследственной программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от складывающихся в его психике опыта, качеств, способностей. Безусловно, основой, определяющей интен-

сивность и направление развития личности, являются ее потребности, в которых выделяются высшие человеческие потребности: социальные, духовные, которые представляют собой источники самодвижения человека, потребности совершенствования. Однако купируя эти потребности, можно получить инертную массу, выполняющую данные ей указания. Возможно, что наркомания и алкоголизм примут не менее устрашающие формы, ведь будет возможным с помощью тех же чипов скрыто возбуждать у человека определенные настроения, не совпадающие с его актуальными желаниями, либо вызывающие радость и эйфорию, что приведет к появлению зависимых от чьей то воли людей. На фоне серой массы будут люди, наделенные сверхвозможностями, у которых нановолокна, вплетенные в мышечную ткань, придадут нам дополнительную силу, а микросхемы, встроенные в головной мозг, будут усиливать и убыстрять мыслительную деятельность. Они будут наделены суперпамятью, научатся слышать ультразвук и видеть в инфракрасном диапазоне и т. д. Безусловно, выдержать конкуренцию с такими сверхвоинами или сверхинтеллектуалами будет очень сложно (каков будет доступ к наноресурсам? Будет ли он доступен только богатым?). В таком случае кардинально изменятся наши представления о природе телесности. Человек разумный был одновременно и человеком телесным. Он был существом, наделенным телом, а вот с развитием технологий тело человека может значительно трансформироваться. Тело уже не будет средоточе-нием органов чувств человека, источником его непосредственных ощущений, когда предметом преобразующей активности человека становится его собственная природа.

Граница телесности станет очень подвижной и изменчивой. При движении границы телесности вовне, за пределы поверхности тела, в пространство телесности будут включаться объекты внешнего мира, субъективно становящиеся объектами мира внутреннего. В связке «социальное-природное» появится новая компанента «техническое», организующее новый феномен - нанокультуру, исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельно-

сти людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях, базирующихся на использовании возможностей на-нотехники.

Пессимистический сценарий описывает выход техники из-под контроля человека. Подобные настроения открывают широкие поля для развития технофобии. Решит ли нанонаука глобальные проблемы современности? Глобальные проблемы представляют собой единую, динамичную, постоянно изменяющую свое состояние во времени систему, которая является открытой, так как в нее могут входить вновь возникающие проблемы, а прежние - по мере их решения исчезать. И речь идет не только об экономических проблемах, но и проблем духовно-нравственных. Духовно-нравственной основой появления глобальных проблем современности является широкое распространение идеологии потребительства. Идея преобразования мира и подчинения - потребительского отношения человека к природе, была доминантой в культуре техногенной цивилизации. Произойдет ли смена идеологии? В каком направлении изменяться жизненные стратегии человечества? Что будет с традиционными обществами, которые характеризуются замедленными темпами социальных изменений. Как решить проблему сохранения человеческой личности в условиях растущих процессов отчуждения, ведущей к антропологическому кризису?

Безусловно, фантазия позволяет нам представить возможности, перспективы, открывающиеся с помощью нанонауки, возможности применения их в таких областях, как биология, медицина, физика или телекоммуникации. Но еще существует множество препятствий на пути к реализации поставленной перед нанонаукой цели. Необходимо преодолеть эти препятствия, которые не дают возможность реально создать предполагаемые объекты. Время, необходимое, чтобы перейти от концепции к реальности очень трудно поддается количественной оценке. Ограничивающим фактором для воплощения цели, поставленной в рамках нанонауки, может стать отсутствие должного финансирования, которое всегда наблюдается в «долгосрочных» проектах. Нанотехнология по-прежнему остается довольно дорогостоящим предприятием, требующим до-

рогостоящего оборудования. А потому есть время для выбора альтернативных сценариев развития будущего в рамках восточной или западной модели, а, возможно, и их сочетания.

литература:

1. Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая. - М.: Главная ред-ция вост. лит-ры, 1967. - 403 с.

2. Дао и даосизм в Китае: сб. ст. - М.: Наука, 1982. - 287 с.

3. Малявин В. В. Чжуанцзы/В. В. Малявин. - М.: Наука,1985. -308 с.

4. Маслоу А. Мотивация и личность [Электронный ресурс] / А. Мас-лоу. - Режим доступа: bookz.ru/authors/maslou-abraham.html.

5. Ницше Ф. Так говорил Заратуштра [Электронный ресурс]/Ф. Ницше. - Режим доступа: http://www.skrijali.ru.

6. Прайд В. Трансгуманизм [Электронный ресурс]/В. Прайд. -Режим доступа: http://transhumanism-russia.ru (русский).

7. Продукты генной инженерии: панацея или яд? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russia-today. ru/2003/no_12/12_national_security_1.htm

8. Тузовский И. Д. Образ будущего в современных социокультурных концепциях (на материале анализа футурологии и антиутопий).- автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. культурологи. - Специальность: 24.00.01. - теория и история культуры. - Челябинск, 2009. - 27 с.

9.Факторы роста (IGF) в бодибилдинге. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.helth.narod.ru/igf-1_st.htm.

10. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» [Электронный ресурс]/З. Фрейд. - Режим доступа: bookz. ru/authors/zigmund-freid/massovaa_989.html.

11. Футорология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/39/126/.

12. Харченко П. Н. Генная инженерия - эффективный инструмент защиты растений [Электронный ресурс]/П. Н. Харченко. -Режим доступа: http: //agromagazine.msau.ru / index.php/-2/2008-03-20-14-13-30/79-2008-03-22-13-22-37.html.

13. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени/Карл Густав Юнг. - СПб.; М.; Х.; Минск: Питер, 2002. - 352 с. - (Психология -классика). - ISBN: 5-318-00683-3.

14. Nanoscience and Nanotechnology for Chemical and Biological Defense (Acs Symposium Series)/R. Nagarajan, Walter Zukas, T. Alan Hatton, and Stephen Lee. - Oxford: Oxford University Press, USA, 2010.- 384 р. - ISBN- 10: 0841269815.- ISBN- 13: 978- 0841269811.

15. Narlikar A. V. Oxford Handbook of Nanoscience and Technology: Three- Volume Set (Oxford Handbooks)/A. V. Narlikar and Y. Y. Fu. - Oxford: Oxford University Press, USA, 2010. - 960 p. -ISBN- 10: 019957443 X.- ISBN- 13: 978- 0199574438.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.