Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
222
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
просвещение / система образования / культура / философские концепции эпохи Просвещения / enlightenment / education system / culture / philosophical concepts of the Enlightenment era

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Колышкина Вера Андреевна

В силу неоднозначности понятия «просвещение» можно поразному оценивать его роль в образовании. Важно учитывать и исторический контекст, который многие исследователи вкладывают в характеристику роли просвещения, говоря, прежде всего, о периоде эпохи Просвещения, который кардинально поменял представление людей о системе ценностей и традиционных философских понятий. Представлен анализ понятия просвещения, его характеристики в различные периоды развития философской мысли, а также обозначены место и взаимосвязь просвещения и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE ROLE OF ENLIGHTENMENT IN THE SYSTEM OF MODERN EDUCATION

Due to the ambiguity of the concept of ‘enlightenment’, its role in education can be assessed differently. It is also important to take into account the historical context that many researchers put into characterizing the role of education, speaking, first of all, about the period of the Age of Enlightenment, which radically changed people's perceptions of a system of values and traditional philosophical concepts. The article presents an analysis of the concept of enlightenment, its characteristics in different periods of the development of philosophical thought, as well as the place and relationship between enlightenment and education.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЫСТРАИВАНИЮ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

УДК: 131.5

DOI: 10.24412/2308-7196-2023-2-42-53

Колышкина Вера Андреевна

ассистент кафедры правовых дисциплин и методики преподавания права, аспирант 1-го года обучения по направлению подготовки 5.8.7 «Методология и технология профессионального образования»

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», г. Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: kolyshkina_va@pspu.ru

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Vera A. Kolyshkina

assistant of the Department of Legal Disciplines and Methods of Teaching Law 1st year postgraduate student in the field of study 5.8.7 Methodology and technology

of vocational education

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education 'Perm State Humanitarian Pedagogical University'

614990, Russia, Perm, 24, Sibirskaya str., e-mail: kolyshkina_va@pspu.ru

PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE ROLE OF ENLIGHTENMENT IN THE SYSTEM OF MODERN EDUCATION

Аннотация. В силу неоднозначности понятия «просвещение» можно по-разному оценивать его роль в образовании. Важно учитывать и исторический контекст, который многие исследователи вкладывают в характеристику роли просвещения, говоря, прежде всего, о периоде эпохи Просвещения, который кардинально поменял представление людей о системе ценностей и традиционных философских понятий. Представлен анализ понятия просвещения, его характеристики в различные периоды развития философской мысли, а также обозначены место и взаимосвязь просвещения и образования.

Ключевые слова: просвещение, система образования, культура, философские концепции эпохи Просвещения.

© Колышкина В.А., 2023

Abstract. Due to the ambiguity of the concept of 'enlightenment', its role in education can be assessed differently. It is also important to take into account the historical context that many researchers put into characterizing the role of education, speaking, first of all, about the period of the Age of Enlightenment, which radically changed people's perceptions of a system of values and traditional philosophical concepts. The article presents an analysis of the concept of enlightenment, its characteristics in different periods of the development of philosophical thought, as well as the place and relationship between enlightenment and education.

Keywords: enlightenment, education system, culture, philosophical concepts of the Enlightenment era.

Просвещение как термин, как концепция возникло в XVIII в. и со временем приобрело широкое употребление. Обращаясь к различным энциклопедическим словарям, отметим, что большинство из них сходится во мнении, что просвещение - это ключевое понятие, которое характеризует целый комплекс процессов европейского и американского общества XVIII в. Новая философская энциклопедия определяет просвещение как «особый тип мировоззрения и философии, характеризующий культурную жизнь Европы и Америки в XVIII в.» [12]; в свою очередь, Большая советская энциклопедия дает следующее представление о просвещении: «идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма» [1].

Анализ научных публикаций разных авторов позволяет согласиться с указанными определениями, поскольку именно в контексте исторического подхода к характеристике понятия просвещение следует рассматривать как определенную систему ценностей, взглядов и идей, которые пришли на смену действующей феодальной, теологической концепции общества и государства. Новая парадигма стала активно проникать в разные области жизни мирового сообщества с середины XVIII в., а отдельные ее концепции прослеживались уже в конце XVII в. Ключевой мыслью стало активное стремление к познанию, «жажда» самостоятельного, глубокого размышления над проблемами бытия, общества и мира. Считается, что идеология просвещения - это антифеодальные, буржуазные концепции, складывающиеся под влиянием не только социально-экономических процессов, но и более глобальных -формирования наций, менталитета различных народов. Родоначальниками просветительских идей считаются Р. Декарт, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк. Однако наиболее четкую характеристику просвещение получает в статье И. Канта «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» 1784 г. Базовым принципом просвещения И. Кант определил «умение пользоваться собственным умом, позволяющее человечеству выйти из «состояния несовершеннолетия, в котором оно до сих пор находилось по собственной вине» [10]. Просвещение И. Кант рассматривал прежде всего как «необходимую историческую эпоху развития человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации

социального прогресса». «Имей мужество пользоваться собственным умом!» -цитата из труда И. Канта, ставшая впоследствии своеобразным девизом эпохи Просвещения.

Важным является и тот момент, что И. Кант противопоставил два, казалось бы, идентичных понятия - «просвещение» и «просветительство», отмечая, что первое понятие - это процесс активный, подразумевающий под собой самостоятельность мышления, в то время как второе понятие (просветительство) - это пассивное восприятие уже готовых мыслей, готовой идеологии. Данное положение вызывает споры и в настоящий момент.

Несмотря на активно развивающиеся сферы культуры, образования, экономики, политики, И. Кант подчеркивал, что его современники живут в эпоху только начинающегося процесса просвещения [4].

Другой представитель классического периода философии, Г. Гегель, аналогично позиции И. Канта отмечал, что ключевой идеей Просвещения является использование рационального мышления, разума человека во всех сферах жизни общества. Также отмечается, что о Просвещении Г. Гегель говорил как о «времени торжества ясных, убедительных истин человеческого здравого смысла».

Помимо указанных ранее к числу выдающихся мыслителей эпохи Просвещения относятся Ш. Монтескье, Вольтер, Д. Юм, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Беркли, Д. Дидро и др. Весомый вклад в развитие идей просвещения внесли мыслители Франции и Великобритании. Ключевой в трудах философов стало осмысление тех процессов, которые происходили и происходят в обществе, государстве. С позиции влияния философии просвещения в социально-политической сфере стоит подчеркнуть существенное влияние буржуазных принципов, прежде всего принципа свободы и равенства прав. Представители английского Просвещения Т. Гоббс и Дж. Локк во главу угла своих трудов ставили проблему государственного устройства, гражданской самостоятельности человека.

Исследователи отмечают, что английское просвещение было максимально близким к потребностям обычных граждан, простого народа и позволяло отвечать на различные вопросы граждан. Идеи философов, политиков, экономистов в СМИ транслировались на максимально простом языке, доступном широкому кругу читателей. Огромное влияние на процветание идей Просвещения имело развитие системы образования, повышение грамотности населения. Религиозный аспект просвещения в Англии также имел уникальные черты, обеспечивая идеи веротерпимости в сочетании с верностью религиозным традициям. Еще одной отличительной чертой английского просвещения стала нацеленность «не на революционные преобразования, а на развитие и защиту сложившегося общественного устройства».

Отмечая особенности французского просвещения, в первую очередь обратим внимание на то, что на развитие идей существенное влияние оказывали политические процессы, конфликты между различными структурами общества. Именно французское просвещение сопровождалось острыми

столкновениями идей, подходов и концепций. Французские просветители Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро и другие отмечали необходимость обеспечения гуманного отношения к человеку, уважения его прав, четкого разграничения религиозности и материализма и роли человека в этих позициях.

Просвещение во Франции столкнулось с одним из существенных препятствий - аристократической культурой, которая во многом способствовала теоретизации просвещения и ее «оторванности» от экономической сферы. С позиции взаимодействия просвещения и религии отметим, что именно французское просвещение столкнулось с резким конфликтом с католической церковью, поэтому характер просвещения был во многом политизированным. Стремление к нравственному идеалу, нравственное возрождение через кардинальное преодоление социально-политического неравенства - одна из ключевых идей французского просвещения конца XVIII в.

Политическое и религиозное противостояние в Германии ощущалось еще острее, чем во Франции, поэтому и просвещение происходит позднее, чем в других странах - с 60-х гг. XVIII в. Отмечается, что в основном Просвещение осуществлялось в рамках университетов, лютеранской церкви и культуры (преимущественно французской). Просвещение в Германии осуществлялось «сверху». Ярким представителем немецкого просвещения был И. Кант, который указал на основную черту данного явления - теоретический характер просвещения. Взгляды немецких просветителей были ориентированы на сферу образования, а именно доступности образования для любого человека любого социального положения [11].

Обратим внимание еще на один историко-философский термин -«просвещенный абсолютизм». Вторая половина XVIII в. характеризуется как «эпоха просвещенного абсолютизма» [2], а именно тот период, когда идеи просветителей активно транслируются в интересах правящей элиты. Правители стали четко осознавать необходимость модернизации своего государства, перестроения подходов к управлению. Именно в этот период в разных государствах мира начинается активная череда реформ, результаты которых были весьма противоречивыми. Тем не менее в период расцвета просвещенного абсолютизма происходит смена идей государственного правления, смена правящего класса.

Отметим, что понимание просвещения классического периода - это прежде всего осмысление тех концепций, которые сформировались в XVII-XVIII вв. в Европе и Америке в самых разных сферах человеческой деятельности (истории, философии, литературе, культуре, экономике, юриспруденции и др.).

Главными идеями, позволяющими понять сущность просвещения как категории, стали, во-первых, культ науки, во-вторых, отрицание метафизики и приоритет рационализма, в-третьих, разум человека как высшая сила и двигатель любых социально-политических, общественных процессов, в-

четвертых, необходимость избавления от буржуазных устоев и обеспечения справедливости, прав каждого, равенства перед законом, приоритет права как такового, в-пятых, просвещение как определенный процесс пропаганды учений, мнений, идей, а также определенный способ выработки человеком собственных мыслей и идей по отношению к социально-политическим процессам.

Таким образом, концепция просвещения классического периода - это нечто большее, чем определенный исторический этап развития мира, это прежде всего широкое идейно-культурное движение, в основу которого положены принципы мышления и защиты свободной мысли.

Далее остановимся на характеристике просвещения неклассического периода развития философской мысли. Под неклассической философией принято понимать совокупность философских течений Западной Европы XIX-XX вв. В рамках нового типа философствования мыслители предпринимали попытки отойти от традиционного рационалистического миропонимания, воззрений классической немецкой философии. Являясь по своей сути противоречивым этапом философской мысли, неклассическая философия позволяет подчеркнуть некоторые основополагающие концепции.

Находясь в кризисе рационализма, философская мысль позволяет по-новому оценить роль и статус разума человека, переосмыслить роль познающего субъекта и структуры самого познавательного процесса. Расширение поля философской рефлексии приводит к появлению новой формы осмысления - иррационализма. Сторонники иррационализма отмечали, что разум уже не является таким безграничным, всеобъемлющим и неспособен охватить все многообразие мира. Возможны и иные формы проявления человека, такие как воля, инстинкт, интуиция, вера и т. п.

Одним из ярких представителей иррационализма является А. Шопенгауэр. Являясь последователем идей И. Канта, А. Шопенгауэр в основу познания, мышления включает «бессознательную Мировую волю» [6, с. 46]. Именно с позиции воли и ее проявления представляется возможным оценить всю сущность вещей.

Несколько иной представляется позиция Ф. Ницше, который точно так же рассматривает бытие с позиции воли, однако вкладывает в нее совершенно иной смысл - социально-нравственный характер. Позиция Ф. Ницше носит более оптимистичный характер, поскольку мировая воля фактически отождествляется с самим пониманием жизни, а также «нормальности» всех процессов, происходящих в ней. Человек рассматривается как творец своей жизни, творец ценностей и добродетели.

Проблема антропоцентризма - одна из ключевых в неклассической философии, но объектом исследования является человек как существо «переживающее, сомневающееся, чувствующее, самосозидающее» [6, с. 47-50]. Критическое отношение к рационализму, являющееся характерной чертой классического периода философской мысли, порождает новые течения, принципы и границы понимания рационального.

Понимание процессов просвещения в период развития неклассической философии также претерпевает существенные изменения. Так, например,

философия позитивизма, классическими представителями которого стали О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль, была ориентирована на исключение эмпирических наук из принципов метафизики. О. Конт как основатель позитивизма акцентировал внимание на том, что в своем познании разум, используя разные методы мышления, проходит три исторические стадии развития знания - теологическую, метафизическую, позитивную. Важным посылом позитивизма является приоритет научного разума, ориентир на конкретные (или частные) науки.

Э. Мах, основатель теории критики опыта (эмпириокритицизма), выдвигал идеи «чисто описательной» науки и экономии мышления. Ощущениям Э. Мах отдавал предпочтение как способу познания и приобретения подлинного опыта.

Приверженцы неопозитивизма понимание научного познания давали через логические конструкции на основе чувственных данных, а ключевые знания о мире дают только конкретные науки.

Еще одним важным течением неклассической философии является экзистенциализм, получивший активное развитие в 50-60-х гг. ХХ в. Ключевая идея данного направления - исследование бытия человека, анализ проблемы мироощущения человека в обществе. Важно подчеркнуть новое в исследованиях экзистенциалистов: человеческое бытие рассматривается сквозь призму духовно-психической составляющей сознания индивида. Яркий представитель экзистенциализма - Ж.-П. Сартр исследовал не просто бытие человека, а проблему человеческого существования. Два ключевых аспекта можно проследить в философии Сартра - это смысл существования человека (проблема выбора) и обреченность на свободу выбора. Другой исследователь -А. Камю, в качестве ключевой идеи философии экзистенциализма обозначил абсурдность человеческого существования. Причем абсурдность эта заключается прежде всего в том, что человек самостоятельно принимает решения, вне зависимости от запретов Бога, религии или закона. Отрицание религии фактически означает свободу человеческого выбора, но не вседозволенность. Человек сам определяет, как ему поступать, какую модель поведения выбрать. Способность жить в состоянии и понимании абсурдности своего бытия, находиться в состоянии бунта - главная задача жизни человека. «Я бунтую, следовательно, мы существуем».

Отдельно стоит рассмотреть особенности русской философии, исторический пик которой пришелся на конец XIX - начало ХХ вв. Именно в этот период происходит активное проникновение мировой философской мысли в русскую философию. Традиционно период ХК - ХХ вв. именуется «русским религиозно-философским ренессансом», поскольку сочетает в себе традиции русской православной мысли, творчество русских романтиков-мыслителей, а также социально-политические события того периода. Русская философская мысль помимо своей самобытности испытывает существенное влияние со стороны различных течений западной философии, поэтому именно в этот период можно встретить различные течения, подходы и разнообразные философские темы.

Ключевой проблемой, которую пытались обосновать русские философы, стало понимание самоидентификации российского государства, определение его места и роли в мировом историческом процессе. Так, например, декабристская философия (П. Пестель, Н. Муравьев, И. Якушкин) раскрывала указанную проблему в аспекте роста самосознания. Ключевыми идеями этого направления стали приоритет естественного права на фоне отмены крепостного права, необходимость формирования правового строя государства и ограничение политической самодержавной власти, приоритет личности и ее прав.

Уникальность русского философствования, как отмечает В.И. Красиков, заключается в том, что для России XVШ-XX вв. характерен «регионально-цивилизационный формат мышления, или универсализующий национализм», т. е. на первый план выходит «региональный партикуляризм» [7, с. 17-21]. Задачу создания самобытного философствования обозначили И. Киреевский и А. Хомяков. Идея славянофильской традиции фактически основывалась на признании уникальности исторического прошлого Российского государства и православии. Весомый вклад в оформление концепции «русская религиозная философия» внес В. Соловьев, добавив к уже имеющимся идеям концептуальные положения. Так, например, им были обозначены идеи «богочеловечества», «активного христианства», «всеединства» и т. п.

На расцвет русской философской мысли также в значительной мере повлияли труды великих писателей С. Булгакова, Н. Бердяева, П. Флоренского, В. Белинского, А. Герцена и др. Каждый из них транслировал философские идеи с учетом множества факторов - это и влияние западноевропейских мыслителей, и принадлежность, отношение к православной культуре, и отношение к власти, управлению, и в целом беспокойство о миссии Российского государства и его месте в мире.

Исследуя феномен просвещения в русской философии, отметим, что для исторического развития русской философской мысли нехарактерен отдельный четко выраженный период просвещения, однако проблемы просвещения активно транслировались философами и писателями. Например, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский рассматривают концепцию просвещения «в противовес рассудочности западного воспитания и образования». Авторы считают, что европейские мыслители в просвещении видят лишь одну сторону, один аспект и слишком большие «ставки» делают на роль и возможности человеческого познания. А.С. Хомяков отмечает, что «истинное просвещение заключается не в изучении законов, общественных и юридических, а в исправлении нравственном, духовном, без которого человека и не бывает» [3, с. 939-945].

А.И. Герцен в свою очередь просвещение характеризует как близкое к понятию «образование», а точнее, говорит о прямой зависимости просвещения от организованности образования и воспитания.

Отвечая на вопрос «Что такое просвещение?», один из авторитетных отечественных философов дает интересное и близкое к нашему исследованию определение: «Просвещение в наше время - это не что иное, как гуманистическое образование».

Итак, ключевыми характеристиками просвещения неклассического периода философской мысли стали:

- во-первых, обращение к ценностям, мыслям и чувствам человека как основе познания и просвещения;

- во-вторых, интенсивное развитие науки и техники и, как следствие, усиление роли «научного просвещения»;

- в-третьих, трансляция идей и принципов современного общества;

- в-четвертых, формирование ключевых концепций человеческой цивилизации с учетом исторических особенностей и требований нового времени.

Философское понимание просвещения на современном этапе претерпело существенное изменение по сравнению с первоначальными смыслами. Современную модель просвещения и ее соотношение с образованием целесообразнее раскрыть с позиции философского принципа системности, который позволяет оценить как «внутренние» составляющие просвещения и их взаимосвязь, так и место просвещения в другой системе - системе образования.

Просвещение и образование всегда рассматривались как нечто идентичное и способное развивать человека, давать ему необходимые знания и навыки. Характеристика образования очень четко обозначена как с научно-педагогической, так и с правовой точки зрения. Легальное определение образования зафиксировано в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»: «Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [16, ст. 2].

Определение понятия «просвещение» законодательно не обозначено, поэтому его применение в разных сферах жизни общества различно. Однако стоит сразу же отметить, что современное содержание просвещения несколько отличается от его исторического контекста, зародившегося в XVIII в.

Обращаясь к одному из авторитетных толковых словарей, приведем пример современного трактования просвещения: «знания, образованность, их распространенность». Еще одно близкое понятие - «просвещенный» определено как «образованный, с высоким уровнем развития, культуры» [13]. В свою очередь, толковый словарь Д.Н. Ушакова просвещение характеризует через другой термин - «просветить», т. е. «сообщить кому-нибудь знания, распространить среди кого-нибудь какие-нибудь знания, культуру» [15]. Таким образом, из указанных определений очевиден вывод, что просвещение сегодня -это процесс трансляции знаний и культуры. По большей части просвещение изучается и рассматривается в ракурсе образования, поэтому зачастую оба этих понятия определяются как идентичные.

Интересной интерпретацией миссии современного просвещения является статья В. Кувакина «Новое просвещение - парадигма XXI века» 2005 г. Автор отмечает, что современное просвещение - это новая сущность, значительно отличающаяся от классического Просвещения. Прежде всего, просвещение носит характер иррационального, постмодернистского, «бьющего» в основном на эмоционально-чувственную сферу человеческого восприятия. Просвещению начала XXI в. присущи такие черты, как политизация, агитация-манипуляция. Однако автор отмечает, что просвещение в образовании, науке - это нечто иное, более традиционное, классическое, обеспечивающее «социальное здоровье страны», но содержащее все же новые парадигмы. Главной задачей «постпросвещения» [8] является освещение, обогащение человека не «сверху», а изнутри, т. е. сам человек, сама личность, обладая необходимыми инструментами, техниками просвещения, может самостоятельно просвещаться, нести и создавать благо для себя и для общества. В этом видится и путь к демократизации, и уважение прав и свобод человека, приобщение человека к правовому полю, разумной, осознанной включенности в жизнь государства и мирового сообщества.

В диссертации Н.А. Стефановской описаны различные модели и смыслы просвещения с акцентом на духовную составляющую жизни общества, так, например, классическая модель Д. Лихачева целью просвещения в рамках данной модели определяет «включение в общемировую культуру, создание в обществе высокой культурной осведомленности, культурной среды, владеющей не только национальными культурными ценностями, но и ценностями, принадлежащими всему человечеству». Основой просвещения выступают гуманитарная культура, духовность, гуманизм, творчество и, что самое важное, толерантное отношение к иным культурам, нациям, религиям и т. п. А в рамках теологической модели просвещение ориентировано на усиление духовно-нравственных начал, усиление роли религии в обществе. На первом месте в «религиозном просвещении» оказывается «поиск смыслообразующих представлений, на втором - этап формирования представлений о социальных и межличностных отношениях и на последнем - формирование знаний о мире» [14].

Каждая из обозначенных характеристик дает комплексное представление о просвещении. Несмотря на то что сегодня нет единой модели или концепции просвещения, одно можно сказать точно: просвещение и образование - две категории, которые исторически тесно связаны друг с другом, обусловливают друг друга, и поэтому целесообразно рассмотрение их в едином контексте.

Говоря о современной характеристике просвещения, можно рассматривать различные историко-философские аспекты. Для данного исследования интерес представляет модель просвещения в системе образования.

Формирование и трансляция современной системы образования - это сложный, многоплановый процесс, деятельность множества субъектов, прежде всего органов государственной власти, определяющих приоритетные цели и направления образования. Образование реализуется посредством не просто

трансляции «добытых» знаний, а выстраивания планомерного, поэтапного вхождения в знание, получение необходимых навыков и умений.

Определяя место просвещения в системе образования, стоит обратить внимание на то, что изначально фундаментальная цель просвещения заключалась в «царстве разума», необходимости познания всего вокруг посредствам научных методов и способов. Именно это позволило отдать образованию первое, главное место в системе общественных благ. Сегодня образование также играет существенную роль в жизни человека и общества, оставаясь все тем же благом, а также основной обязанностью человека [5, ст. 43]. О просвещении сегодня нельзя сказать однозначно: это благо, это право, обязанность, обязательный или добровольный процесс и т. п. Поскольку отсутствует четкое определение исследуемого понятия, на основе анализа различных подходов можно сделать вывод, что просвещение - это процесс трансляции, популяризации идей, ценностей и знаний в различных областях жизни общества. Следовательно, образование является субъектом, позволяющим реализовывать идеи просвещения, а также тем полем, где формируются и распространяются те самые идеи и ценности. То есть просвещение и образование - это две крупные системы, которые имеют точки соприкосновения, общие сферы или поля, в которых транслируются общие идеи, концепции и ценности.

Обращаясь к законодательству как правовой основе системы образования, напомним, что федеральный закон «Об образовании в РФ» не содержит определения понятия «просвещение». Но в 2021 г. в закон внесены дополнения, в частности, обозначено понятие «просветительская деятельность», характеризуемое как «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» [16, ст. 2]. Кроме этого, определены общие требования к осуществлению просветительской деятельности (ст. 12. 2 ФЗ № 273) и правила ее реализации (постановление Правительства РФ от 01.07.2022 № 1195 «Об утверждении правил осуществления просветительской деятельности»).

В свою очередь, в модельном законе «О просветительской деятельности» 2002 г., принятом Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ, просвещение определено как «целенаправленный процесс информирования населения об имеющемся социально-культурном опыте, рассчитанный на большую, обычно не расчлененную на устойчивые группы аудиторию и не предполагающий каких-либо формализованных процедур контроля за успешностью освоения сообщаемых сведений», а просветительская деятельность характеризуется как разновидность неформального образования [9].

На основании указанных ранее характеристик можно однозначно заключить: просветительская и образовательная деятельность - это фактически две параллельные истории, реализуемые разными субъектами и направленные на разные показатели. Однако говорить об отсутствии взаимодействия этих систем преждевременно. Просвещение, просветительская деятельность в образовании сегодня занимает весомое место.

Просвещение в постиндустриальном, цифровом образовании претерпевает существенные трансформации, поскольку возникают новые каналы информирования, новые технологии взаимодействия, появляются и развиваются новые ценности, идеалы, принципы - фактически можно говорить о формировании новой философии цифрового общества и нового типа мировоззрения.

Таким образом, говоря о целях и задачах современного просвещения в системе образования, стоит отметить их неоднозначность и неопределенность. Однако наметившаяся тенденция на активное включение и реализацию просвещения посредствам системы образования - это важнейший шаг российского общества. Тем не менее подчеркнем приоритетную цель просвещения сегодня - это трансляция идей и достижений образования, науки, общества, приобщение к ценностям и традициям истории государства, базовым ценностям человека.

Активное внедрение достижений науки и техники в образовательный процесс, усиление роли интернет-технологий, социальных сетей и иных цифровых ресурсов неоднозначно сказываются на результатах таких процессов, как обучение, воспитание и просвещение. Говорить однозначно о негативном влиянии современности на формирование личности, ее ценностных установок и в целом мировоззрения нельзя. Да, доступность любых видов знания и информации, возможность манипулирования мнением и трансляции «фейковых» данных - это существенные угрозы и вызовы современного общества, требующие пристального внимания. Но в то же время открытость и доступность, возможность безграничного использования своих мыслей, идей - это, безусловно, новый этап развития личности, новые формы «добывания» знания, формирования нового человека.

Список литературы

1. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gufo.me (дата обращения: 28.03.2023).

2. Васягина Т.Н. Идеологическая модернизация: Россия и Европа. От Просвещения к технократической модели // Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. - 2019. - № 3 (5). - С. 57-72.

3. Калугин А.С., Терехова Г.Л. Проблема просвещения в русской философии и литературе // Вестник ТГТУ. - 2013. - № 4. - С. 939-945.

4. Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвещение? // Образовательная политика. - 2012. - № 3 (59). - С. 116-120.

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 05.04.2023).

6. Кочеров С.Н., Сидорова Л.П. Философия: учебное пособие / НИУ РАНХиГС. - Н. Новгород, 2015. - 150 с.

7. Красиков В.И. Русская философия XIX - начала XX в.: формирование двух стратегий развития // Вестник Курганского государственного университета. - 2009. - № 2 (16).

8. Кувакин В. Новое просвещение - парадигма XXI в. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://razumru.ru/humanism/journal/35/kuvakin.htm?ysclid=lh9de1rfql79029213 (дата обращения: 06.04.2023).

9. Модельный закон «О просветительской деятельности» // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств -участников СНГ. - 2003. - № 30. - Ч. 2.

10. Николаев П.А. Просвещение - что такое, определение, представители // Рукопись [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://litpr.ru/prosveshhenie/?ysclid=lg7nz76bj5544420179 (дата обращения: 06.04.2023).

11. Новая и новейшая история: лекции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sites.google.com/site/contemphist/studentam/novaa-istoria-stran-zapada/lekcii (дата обращения: 03.04.2023).

12. Новая философская энциклопедия: интернет-версия издания. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about (дата обращения: 05.04.2023).

13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gufo.me (дата обращения: 10.04.2023).

14. Стефановская Н.А. Просвещение как традиция духовной жизни: дис ... канд. социол. наук: 22.00.06. - Тамбов, 2001. - С. 3-5, 10-15.

15. Ушаков Д.Н. Толковый словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ushakovdictionary.ru (дата обращения: 10.04.2023).

16. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) // Российская газета. - 2012. - 31 дек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.