Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ МИФОВ И ТРАДИЦИЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ'

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ МИФОВ И ТРАДИЦИЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
977
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ / ОБЩЕСТВО / ЧЕЛОВЕК / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ФИЛОСОФИЯ / НАУКА / КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ПОЗНАНИЕ / ИДЕОЛОГИЯ / ПОЛИТИКА / РЕЛИГИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / MYTH / SOCIO-CULTURAL / HUMAN SOCIETY / WORLDVIEW / PHILOSOPHY / SCIENCE / CULTURE / PUBLIC CONSCIOUSNESS / COGNITION / IDEOLOGY / POLITICS / RELIGION / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Золотарев Сергей Петрович

Проведен социально - философский анализ социокультурной трансформации мифа на общественное сознание. Определены направления трансформации мифа в современном обществе посредством науки и философии. Выявлены важные задачи, которые необходимо решить для философского и научного понимания места и роли мифов в современном общественном сознании. Исследованы научные парадигмы известных западно - европейских философов (З. Фрейд и К. Юнг), проводивших анализ мифа с точки зрения психоаналитического анализа и представленного в виде «коллективного бессознательного». Выявлены основные причины жизнеспособности и эффективности мифов. Сделан вывод, что философское изучение мифа в современном мире обозначает изменение культуры и традиций, посредством соединения мифа и мифологизации социального мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF MYTHS AND TRADITIONS IN MODERN CONDITIONS

A socio - philosophical analysis of the socio - cultural transformation of the myth into public consciousness is carried out. The directions of transformation of the myth into modern society through science and philosophy are defined. The necessary tasks that need to be solved for the philosophical and scientific understanding of the place and role of myths in the modern public consciousness are identified. The scientific paradigms of the famous Western European philosophers Zh. Freud and K. Jung analyzed the myth from the point of view of psychoanalytic analysis and presented in the form of the "collective unconscious ". The main reasons for the viability and effectiveness of myths are identified. It is concluded that the philosophical study of myth in the modern world indicates a change in culture and traditions, through the connection of myth and the mythologization of the social worldview, in modern society.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ МИФОВ И ТРАДИЦИЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ»

УДК 1(091):316.75. ББК 87

С.П. Золотарев

Ставропольский государственный аграрный университет

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ МИФОВ И ТРАДИЦИЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

Проведен социально-философский анализ социокультурной трансформации мифа на общественное сознание. Определены направления трансформации мифа в современном обществе посредством науки и философии. Выявлены важные задачи, которые необходимо решить для философского и научного понимания места и роли мифов в современном общественном сознании. Исследованы научные парадигмы известных западно-европейских философов (З. Фрейд и К. Юнг), проводивших анализ мифа с точки зрения психоаналитического анализа и представленного в виде «коллективного бессознательного». Выявлены основные причины жизнеспособности и эффективности мифов. Сделан вывод, что философское изучение мифа в современном мире обозначает изменение культуры и традиций, посредством соединения мифа и мифологизации социального мировоззрения.

Ключевые слова: миф, социокультурный, общество, человек, мировоззрение, философия, наука, культура, общественное сознание, познание, идеология, политика, религия, глобализация.

S.P. Zolotarev

Stavropol state agrarian University

PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF MYTHS AND TRADITIONS IN MODERN CONDITIONS

A socio-philosophical analysis of the socio-cultural transformation of the myth into public consciousness is carried out. The directions of transformation of the myth into modern society through science and philosophy are defined. The necessary tasks that need to be solved for the philosophical and scientific understanding of the place and role of myths in the modern public consciousness are identified. The scientific paradigms of the famous Western European philosophers Zh. Freud and K. Jung analyzed the myth from the point of view of psychoanalytic analysis and presented in the form of the "collective unconscious ". The main reasons for the viability and effectiveness of myths are identified. It is concluded that the philosophical study of myth in the modern world indicates a change in culture and traditions, through the connection of myth and the mythologization of the social worldview, in modern society.

Key words: myth, socio-cultural, human society, worldview, philosophy, science, culture, public consciousness, cognition, ideology, politics, religion, globalization.

Современные общества переживают социокультурные трансформации, основанные на мифах и обычаях, формирующих коллективное миропонимание, которое формирует в мире как положительные, так и отрицательные факторы, что образовывает предпосылки для его философского осмысления. Представители науки «истории философии» утверждают, что одно из первых видов мировоззрений было основано на мифологии. Философы Древней Греции и Рима использовали имеющуюся мифологию для объяснения существования космоса, природы и самого человека. Мифы о богах и героях Древней Эллады создавали картину мира на уровне эмоций, типов, вымыслов.

Посредством мифов философы объясняли устройство общества и роль человека в нем. В традициях древних мыслителей мифы формировали мировоззрение целых народов и государств посредством религиозных и мистических представлений о мироздании, природе, обществе, о деяниях богов, героев и т.п. [2, с.287].

Влияние мифов на разум современного человека призывает философов проявить особый подход в постижении и уяснении мифологии. Актуальность настоящей статьи определена применением мифов современным человеком и обществом в их поведении и мировоззренческой ориентации. Кроме того, бытующая заинтересованность современных ученых и философов в решении вопроса о мифологизации общества и человека обусловлена состоянием классической науки и классической рациональности и направляет их на решение существующих проблем:

1. Выяснить существо и особенность мифологизации человека и общества;

2. Выявить систему и процесс влияния мифов на общество;

3. Исследовать позитивное и негативное воздействие мифа на современную культуру;

4. Представить общее и различное в науке и мифологии;

5. Постигнуть вероятный вектор действия мифов на перспективное развитие социума.

С позиции науки миф рассматривается как универсальный феномен и изучается с точки зрения обыденного и философского познания [4, с.138].

Ученые и философы ХХ века подвергли анализу миф как наиболее существенное явление в формировании общества, образованного на коллективном сознании, содержащем в себе такие сферы деятельности в государстве, как политика, религия, наука, философия и т.п. По мнению С. А. Храпова, коллективное сознание модифицируется необычным способом, основанным на взаимодействии «мифологического» и «современного» как в обществе, так и в культуре [15, с.57].

Одним из главных источников формирования мифов в коллективном мировоззрении являются СМИ, интернет, телевидение и т.п. На наш взгляд, имеются востребованные технологические процессы по образованию мифов, которые формируют мировоззрение общества:

1. Убеждения субъекта, создающего миф;

2. Содержание самого мифа и его влияние на объект.

Одним из распространенных способов распространения мифа является обращение к самому человеку с его общественными и субъективными потребностями. Эта «обращенность» непосредственно связана с различными субъектами воздействия на человека, к ним относится социальная среда, историческая эпоха, в которой находится человек, уровень мировоззрения человека, материальная обеспеченность и т.п. Эти внешние условия, влияющие на восприятие человеком мифов, естественным образом изменяются, что является следствием остаточного явления исторической памяти мифа, его восприятия конкретным человеком и обществом в целом.

Новые условия постепенно формируют новые мифы или переформатируют прежние, «адаптируюсь» к новым мифологическим и, как правило, идеологическим конструкциям. Происходит латентное проникновение мифов в различные политические и социальные структуры, тем самым принимая мифы как «узаконенную» реальность.

Кроме того, политические партии и общественные организации принимают в свою идеологию мифы, но в соответствии со своими формами организации и сложившейся идеологией трансформируют данные мифы по своему усмотрению. Все эти изменения оказывают существенное влияние на государственные структуры и дальнейшее формирование внешней и внутренней политики.

На наш взгляд, мифы формируются по следующему вектору своего развития, а именно:

1. Миф оказывает устойчивое влияние на обыденное сознание человека на его психологическом уровне;

2. Субъект, на который воздействует миф, проходит стадию осмысления и на подсознательном уровне, что, в конечном счете, деформирует (в положительном или отрицательном направлении) идеологию личности.

Наиболее существенное влияние миф в период его изменения оказывает на политику государства и социальную сферу общества. Таким образом, главную роль мифа можно определить по его этимологическому значению, которое воспринимается субъектами его воздействия. По мнению А. Д. Васильева, «чрезвычайно эффективным приемом подобного мифотворчества выступает целенаправленное использование прецедентных вербальных знаков: имен исторических деятелей, литературных персонажей, хроно-топонимов-символов (например, названий военных сражений, приуроченных к месту событий) и т. п., как правило, широко известных конкретному этносоциуму и активно участвующих в формировании исторической памяти, которая прочно связывает разные его поколения» [4, с. 10].

Наряду с этим, в обществе развивается ремифологизация социального сознания, определив вектор современной культуры в двух назначениях: конструктивного или деструктивного. С точки зрения Р. Барта, современное общество становится «привилегированной областью мифических значений» [2, с. 264].

В научном мире сложились две основные точки зрения по данной проблеме:

1. По мнению Ж. Сореля, миф в обществе играет положительную роль, посредством которого общество создается на конструктивной и системной основе, фундаментом которой является мифология, исторически сложившаяся в общественном мировоззрении.

2. С точки зрения Р. Барта, миф способен кардинально изменить культурные и нравственные направления общественного мировоззрения.

В настоящий период времени в развитых государствах сформировалась редкая обстановка, в соответствии с которой мифология и социальное мифотворчество оказывают непосредственное влияние на сознание людей по многим аспектам их взаимодействия.

Существующие новые информационные и цифровые технологии в экономической, политической и социальной среде в большей степени коррелируют мировоззрение человека и общества при помощи интернета, телевидения, сотовых телефонов и т.п. средств коммуникаций. Результатом этих воздействий является создание вредоносных мифов, деформирующих поведение и сознание личности.

В современной фазе развития научно-технического прогресса наука и миф взаимообусловливают друг друга. Это проявляется в том, что «... источником мифов в науке и о науке находится мифотворческая идея единства и взаимосвязи всех явлений, связь между наукой и мистицизмом, наукой и древними представлениями Востока, а также переход науки от классического этапа к неклассическому» [7, с.193].

Позиция другого ученого Е. В. Галаниной заключается в том, что миф - это связь «мифоса» и «логоса» [4, с. 38]. Необходимо понимать, что современная культура очень тесно связана с культурной парадигмой мифов.

Первоначально под деконструируемой культурой уяснялось ее мифологическое единство, которое предлагал А.Ф. Лосев «как первичную онтологическую целостность бытия-сознания-переживания», где всякий этап жизни человека акси-ологически загружен [6, с.357]. Новая аксиология свободы западно-европейской

культуры провозгласила о конце христианства и наступлении нового постхристианского миропорядка. Однако мировоззрение современного человека, воспитанного на христианских культурных ценностях, не приемлет подобную будущность развития общества.

В данном случае необходимо рассмотреть вопрос о будущем развитии российского общества, воспитанного на мифологических христианских догматах.

XX век начался с глобальной деформации европейской культуры, в то время как русская культура развивалась по пути неклассического типа культуры. Это отразилось в двух направлениях:

1. В виде мифологического сознания и мировоззрения части русской интеллигенции;

2. В форме политического и социального мифа о построении коммунистического общества, созданного большевиками во главе с В.И. Лениным.

Культура конца XX - начала XXI вв., уничтожив предыдущую типологизацию мифа, предложила собственную модель в виде «рационального» мифа, основанного на прагматическом сознании. Однако новый тип рациональной мифологии развивается в некоторых обществах по иррациональному пути. Формируемое мировоззрение большинства населения перешло в область виртуального миропонимания.

Предложенная советскими идеологами новая форма бытия постепенно переросла за границы обозначенного коммунистами бытия человека, за границы культуры и исторической памяти русского народа.

Таким образом, смысл мифа обнаруживается в каждой исторической эпохе при взаимодействии с наукой. Современные философы полагают, что мифологическое сознание не только продолжает воздействовать на культуру и быт человека, но с каждой эпохой благодаря научным открытиям прогрессирует вместе с ней. Реальная социальная действительность и культура «пронизаны» мифами, как один из способов познания реального мира посредством вненаучной формы познания. Особенность мифа не только обнаруживается в конфигурации подлинного познания, но и выступает главным объектом веры. Современное общество постоянно видоизменяет существующие мифы и создает новые в соответствии с запросами людей. Это связано с тем, что современная наука стремится избавиться от зависимости классической рациональности и пытается перейти в сферу неклассической рациональности. Современный человек, в своем сознании применяя существующую мифологию, пытается перейти от обыденного миропонимания к общественному, основанному на научных открытиях, философских теориях, существующих политических идеологиях и т.п. [5, с. 103].

По нашему мнению, мифология имеет универсальный характер, не зависящий от конкретной исторической эпохи, и не является подменой бытия личности. Мифология присутствует во всех сферах общественной жизни и находит свое достойное место в политике, мировоззрении общества и человека, науке, философии и т.п. Кроме того, исследователи, занимающиеся проблемой мифологизации общественной жизни, отмечают, что современный интерес к адаптации мифов в современное общество востребован с точки зрения их влияния на развитие науки, философии, сознание человека, познание окружающего мира и т.п.

Особенность современных обществ заключается в том, что существует широкий спектр мифологического применения в политике, науке, идеологии, религии, средствах массовой информации - это является неиссякаемым источником возникновения новых мифов в различных его формах. Мифологизация современного общества не имеет конкретной формы, она постоянно изменяется и дифференцируется в различных сферах общественной жизни, что является одной из проблем по ее системному исследованию и распределению по отдельным типам и уровням.

Исследование современной мифологии проходит в области наблюдений множества существующих мифов и различных мифологий, как правило, имеющих краткосрочный характер. Кроме того, большинство мифов имеет внутренний противоречивый характер, что приводит к их исчезновению или переформатированию в другой миф. Вытеснение одного мифа другим в социокультурной среде, на примере Германии 30-х годов прошлого века, отмечает ведущий представитель отечественной германистики О.Ю. Пленков. Он утверждает, что «в разных культурах и разных ситуациях миф всегда был для людей терапевтическим средством от паники и депрессии, строгой конструкцией, организующей беспорядок в систему и дающей опору человеку» [10, с. 17].

Глобализационные процессы, происходящие в настоящий период, затронули не только политику, экономику и социальную сферу, но и саму основу возникновения и внедрения мифов во все сферы общественной жизни.

Одним из мифов о герое, позволяющим заметить необычность распространения «глобального» социального мифа в современном российском обществе, является миф о И.В. Сталине. В последние десятилетия появилось много различных мифов о бывшем руководителе СССР И.В. Сталине. Наибольшими адептами мифологизации образа Сталина являются некоторые политические партии «левого» направления. Они пытаются привлечь на свою сторону часть электората на основе образа сильного руководителя государства в лице И.В. Сталина, который успешно в свое время искоренил коррупцию и выиграл вторую мировую войну как военный и политический гений.

Данный миф укоренился у некоторой части современной молодежи и отдельной части населения: именно Сталин стал ключевой фигурой в победе в Великой Отечественной войне. Мифологизация образа Сталина может стать аксиологически позитивно окрашенной. Мифы в существующей реальности, понемногу лишаясь связи с традицией и проникая в структуру современного общества, могут иметь коммерческий характер, что подтверждает быстро формирующаяся индустрия памяти.

Сущность глобальных перемен в государстве не всегда поддается анализу, что представляет некоторую проблему по изучению происходящих трансформаций в изменяющемся обществе [1, с. 80]. Существующая проблема о том, что историческое время, на которое миф может иметь позитивный характер, не учитывает его идеологическую и политическую деструктивную направленность.

Подводя итоги краткому исследованию влияния мифов на миропонимание человеком окружающей реальности, следует отметить, что востребованность мифов актуализируется при смене политической элиты или государственной формы правления. Это происходит благодаря тому, что представители «новой» власти начинают широко использовать существующие мифы и создавать новые на пути к завладению политической власти. Тем самым миф является одним из важных инструментов в политической борьбе между претендентами за власть в государстве. Эффективное применение мифов зависит от отношения общества к «старой» власти и верованию в «новую» власть как избавлению от существующих политических, экономических и социальных проблем (ярким примером служат массовые беспорядки в Бейруте, которые начались после взрыва в порту 4 августа 2020 года).

В кризисной ситуации миф является одним из действенных инструментов в борьбе за политическую власть, обретая в основном примитивные формы или шаблоны, понятные для большинства граждан. По мере того, как «новая» политическая элита обретает поддержку населения страны, мифы начинают взаимодействовать с мифогенными факторами посредством средств массовой информации. Результатом этих действий является растущее доверие людей к пришедшей к власти «новой» политической элиты.

Новая власть применяет выгодные для нее мифы в привычных его формах и шаблонах. По прошествии определенного времени нерешенность политических, экономических и социальных проблем вновь создает соперничество мифов и элит (причем не всегда можно понять, чья конкуренция усугубляется раньше). Результатом этого общественного события является факт зарождения «новых» политических элит, предлагающих собственные мифы.

Таким образом, философское познание мифа в современном общественном развитии обозначает глобальные социальные изменения, связанные с мифологией и мировоззрением человека. Современные мифы оказывают существенное влияние на формирование бытия человека и общества. Происходит исторический переход от примитивного мифа эпохи Древнего мира в реальный мир. Современная мифология оказывает значительное влияние на развитие современной науки, философии и культуры, направляя общество для решения появляющихся глобальных проблем современного бытия.

Список литературы

1. Aliyeva N. Z., Zayats Z. V Paradigm Foundations ofModern Science: Self-Organization, Evolution // Integrity Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. № 3 (S4). -Pp. 79-102.

2. Барт Р. Мифологии / Барт Ролан; перевод с французского, вступительная статья, комментарии С.Зенкина. - М.: Академический проект, 2008. - 351 с.

3. Бурдье П. Социология социального пространства [Электронный ресурс] / П. Бурдье; перевод с французского общая редакция перевода Н. А. Шматко; Институт экспериментальной социологии. - Электрон. текстовые дан. (1 файл : 11,4 Мб). -Санкт-Петербург: Алетейя, 2007. - 288 с.

4. Васильев А. Д. Современное мифотворчество и российская телевизионная словесность. - М.: ЛЕНАНД, 2014. - 240 с.

5. Галанина Е. В. Миф как реальность и реальность как миф: мифологические основания современной культуры. - М.: Академия естествознания, 2013. - 130 с.

6. Лосев А.Ф. Диалектика мифа /сост., подг. текста, общ. ред, А. А. Тахо-Годи, В .П. Троицкого. - М.: Мысль, 2001. - С. 558.

7. Коршунов Г. П. Место и роль социальной мифологии в структуре массового сознания. - Минск: Беларус. навука, 2009. - 208 с.

8. Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М.: Юрист, 1994. - 700 с.

9. Мединский В. Р. Война. Мифы СССР. 1939 - 1945. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. - 704 с.

10. Осипов Г. В. Социология и социальное мифотворчество. - М.: Норма-Инфра-М,

2002. - 616 с.

11. Пленков О. Ю. Триумф мифа над разумом (немецкая история и катастрофа 1933 года). - СПб.: Издательство «Владимир Даль», 2011. - 608 с.

12. Режабек Е. Я. Мифомышление: Когнитивный анализ. - М.: Едиториал УРСС,

2003. - 302 с.

13. Смирнов М. Ю. Российское общество между мифом и религией: Историко-социологический очерк. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 228 с.

14. Сорель Ж. Размышления о насилии. - М.: КРАСАНД, 2011. - 168 с.

15. Фритьоф Капра Дао физики. Общие корни современной физики и восточного мистицизма. - М.:, К.: София 2008. - 416 с.

16. Храпов С. А. Трансформация сознания российского общества в контексте социально-экономической динамики потребления // Власть. - 2010. - № 2. - С. 56-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.