УДК 398 Научная статья
ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ
Мамедова С. А.
Азербайджанский Технологический Университет
(г. Гянджа, Азербайджан)
Аннотация. Всемирно известная героико-романтическая поэзия Низами на протяжении последующих веков продолжала оказывать влияние на весь мир и вдохновляла пытавшихся подражать ему молодык мыслителей, писателей, поэтов и драматургов на протяжении многих последующих веков не только в самой Персии, но и по всему региону, включая культуры таких современник стран, как Азербайджан, Афганистан, Грузия, Индия, Иран и т. д.
Ключевые слова: общество, спор, исследование, уважение, тема.
Для цитирования: Мамедова С.А. Философские взгляды Низами Гянджеви // Наука и реальность. 2024. № 1 (17). С. 108-111.
PHILOSOPHICAL VIEWS OF NIZAMI GANJEVI
Mamedova S. A.
Azerbaijan Technological University (Ganja, Azerbaijan)
Abstract. From the information from the prefaces to Nizami's works, we learn that he also knew ancient languages such as Pahlavi, Nestorian, and Yiddish. He explained that he obtained the materials he collected for his autopoems not from ordinary and widespread simple sources, but from sources in the mentioned ancient languages through accurate research. What Nizami explained about religion is also very important. During his time, the Islamic society was shaken by the struggle between the Shia and Sunni sects on the one hand, and the disputes between Sufis and Shariatists on the other.
Keywords: topic, respect, investigation, society, argument.
For citation: Mamedova S.A. Philosophical views of Nizami Ganjavi // Science and Reality. 2024. no. 1 (17), pp. 108-111. (in Russia).
Низами больше интересовал тот факт, что земля - наша обитель. Вращение планет и небес вокруг Земли мыслитель интерпретировал как их поклонение земле. Он писал, что все на земле - будь то ячмень или черные деньги - состоит из четырех элементов. Низами считал землю превосходящей остальные три элемента (огонь, воздух и воду): «Держись земли, не думай об опасности. Держи землю больше, чем три других драгоценныгх камня. Все драгоценные камни и сияют, самая драгоценная из них — земля. Земля проявляется из всех трех из них, и ни одного из трех нельзя увидеть на земле».
Поскольку Низами знал существование в ограниченном пространстве, он называл конец Вселенной ее вершиной. При вращениях по одному и тому же радиусу нет разницы
между восхождением к вершине и спуском к горизонту: «Сколько бы небесная сфера (небесная сфера) ни вращалась с семью волнами, она все равно находится на вершине, на горизонте или на вершине, куда бы он ни пошел, его лицо обращено к высоте. Вселенная — его пространство для прогулок. Его высота — его конец».
Категории времени и пространства не рассматриваются в отношениях бытия с Богом. Низами писал, что на пути к присутствию Бога нет времени. Те, кому удалось заглянуть за Его завесу, нашли путь к Нему без всякого аспекта. Это наводит на мысль о неизмеримости Бога во времени и пространстве. Хотя Низами знал, что его существование появилось, он проигнорировал это: «Хотя век мира прошел, ни один волос не вырос из его головы».
Низами заявил, что все в мире постоянно меняется и стабилизируется. На уничтожение обречены лишь отдельные материальные сущности, переходящие из одной формы в другую. В этом смысле: «Всякая земля — лицо свободного [героя], каждый шаг делается на голову князя».
Таким образом, Низами Еянджеви глубоко освоил религиозные и светские науки, существующие учения и в высокой поэтической форме выразил на этой идеологической основе свои мысли о существовании. Все это соединено с мыслями о человеке и обществе.
Низами Еянджеви рассматривал человека и общество как уникальную составляющую общего существования, Вселенной, и постоянно контролировал отношения между ними. Вдумчивый поэт оценивал события, происходящие в природе и обществе, с точки зрения интересов человека. В восточной религиозно-философской мысли человек характеризуется как самое совершенное существо на земле. «Аят Корана «Мы создали человека прекраснейшим образом» свидетельствует о его превосходстве над другими существами. Поэт говорит в этом смысле: «3 сын Адама, я выше ангелов. За исключением одного стиха, все сущее показано склонившимся перед человеком. Во многих религиозных сектах, в том числе шиитских, а также пантеистическом суфизме, человек обожествляется и возводится в ранг Бога. Восточные перипатетики, ишраги, считали человека выше других живых существ благодаря его интеллекту и познавательным способностям. Низами, сказавший человеку: «Кончиком этой нарисованной ручки они очень красиво нарисовали твою картину», написал в своем стихотворении «Сокровище тайн»: «О человек, который флиртует, как небо на земле, и небо, и небо флиртуют с тобой. Человек знает все тайны мироздания, и из обоих миров возвышается образ, отраженный в овхи-мафузе: «Если ты хочешь искать буквы вселенной, они все у тебя в груди, ты вы находитесь на этой доске».
В произведениях Низами пророк - это человеческий образ (Адам, Мухаммед, Хизир и др.). Справедливый король, человек трудолюбивый, обычно показанный в личности Человека, предпочитаемого творением. Человек восходит на высшую ступень в образе Мухаммеда: во время Мираджа он достигает конца существования над троном, «кольцо двух миров становится его покорным», Мыслитель Мухаммед описывается как ярчайшая точка Вселенной, Бог зажёг свечу в своём сердце, и хоть он и неграмотен, но читал урок Вечности, пока Вечность не сделала. Мистическое описание Низами вознесения Мухаммеда к Богу соответствует содержанию, наблюдаемому в религиозной литературе: ничье соединение с Богом не считается допустимым. Поэт возвышает его над материальным миром, говоря «Твой круг за кругом, твоя ценность больше двух миров» не только пророку, но и человеку вообще. еджнун говорит отцу: «О небо величия, ты выше неба».
По мнению Низами, поскольку он родился благородным, он должен быть богат духовно и лидером великих дел.В глазах поэта человек - хозяин земли со своими умениями и способностями. Все в мире к его услугам.Будь человек царем или рядовым подданным, ряд личных качеств в жизни умный, знающий, обходительный, трудолюбивый, правдивый и т. д. выбран за его замечательные качества. Низами считал необходимым совместить
личный интерес и общественный интерес в жизни: "Нужно петь голосом мира. Мир принадлежит тем, кто к миру привык". Талантливый поэт знал великодушие, когда брал на себя народный труд: «Ищи для себя тяжелого труда, а для друзей утешения». Ради других и украшайте мир своими добрыми делами.
Следует сказать: несомненно, он видел Бога и Бога надо видеть». Поскольку Бог нематериален, «Нет пространства и времени, чтобы увидеть Его, потому что Он далек от времени и пространства». Он видел не другими глазами, но глазами понимания». Елаз понимания - это глаз сердца, который противоположен чувствам и эмоциям: «Держись подальше от эмоциональных препятствий, только твое сердце знает твой путь, знай сердце!».
Понимание Бога косвенно, по мнению Низами, происходит через понимание человека разумом или существованием. В первом случае от имени Пророка цитируется известный хадис: «Кто понимает себя, тот понимает своего Еоспода». Низами писал об этом хадисе: «Пойми Бога, потому что у людей проницательности завеса творения очень тонка. Пойми себя, если ты поймешь себя через смыслы, ты поймешь и Бога». «Тот, кто понимает себя, понимает своего Еоспода» и перенес хадис в суфизм.
Те, кто утверждает, что Низами таким образом находился под влиянием суфизма, ошибаются. Не следует забывать, что хадисы и их интерпретации существовали еще до суфизма.
Другой способ понять Бога — это понять существование. Восточные периматетики соответственно говорили, что Первопричина познается по ее следствию, существование причины изучается по существованию следствия. Вместо причины и следствия Низами принял связь творения с Творцом. Он писал: «Когда вы встретите какой-нибудь художественный (красивый) образец, подумайте о его создателе». Все, что имело место, указывает на существование Бога. «Семь прекрасных также обращены к Богу: «Ты чист перед людьми прозрения». Здесь понятие «люди прозрения» не означает мистических мистиков-суфиев. Низами показывает, что Бог ясен не образом, а созданными Им образами (миром существующих вещей). Более ярко эта идея выражена в стихотворении «Искандарнаме»: «Каждая созданная вещь показывает своего создателя тому, кто имеет возможность видеть». Когда Низами говорит: «3 вижу Тебя во всех созданных вещах, потому что Ты творец, они созданы», он думает о Творце, исходя из творения. «Что может быть критерием понимания Бога, кроме доказательства или сравнения. Сравнение разума может работать до тех пор, пока не будет обнаружено доказательство о Творце».
Резюме
Из информации предисловий к произведениям Низами мы узнаем, что он знал также такие древние языки, как пехлеви, несторианский и идиш. Он пояснил, что материалы, собранные им для своих автопоэм, он получил не из обычных и распространенных простых источников, а из источников на упомянутых древних языках путем точных исследований.
То, что Низами объяснил о религии, также очень важно. В его время исламское общество потрясло борьба между шиитскими и суннитскими сектами, с одной стороны, и споры между суфиями и шариатистами, с другой.
Список источников
1. Эпоха и жизнь Низамина.- Баку: Эльм, 2021.- 224 с. Рзасой, Сейфеддин ... Том VII: еч и перо: Исторический роман о жизни и временах Низами.
2. Мирза Мамед Ахундзаде «Шейх Низами», 1909, Еянджа.
3. Матанат Ибрагимова "Низами Еянджеви" Баку 2002г.
4. Еумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985.
5. Основы философии. Москва, 1988
6. Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. 1988.
References
1. Nizamin's era and life.- Baku: Elm, 2021.- 224 p. Rzasoy, Seyfeddin ... Volume VII: The Sword and the Pen: A historical novel about Nizami's life and times
2. Mirza Mammad Akhundzade "Sheikh Nizami", 1909, Ganja
3. Matanat Ibrahimova "Nizami Ganjavi" Baku 2002
4. Humboldt V. Language and philosophy of culture. M.: Progress, 1985.
5. Fundamentals of philosophy. Moscow, 1988
6. Ethical thought. Scientific and journalistic readings, 1988.
Мамедова Сусанбар Асад кызы, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Азербайджанский Технологический Университет (г. Гянджа, Азербайджан).
Mamedova Susanbar Asad kyzy, candidate of philosophical sciences, associate professor of the department of philosophy, Azerbaijan Technological University (Ganja, Azerbaijan).
J: ulviyab@list.ru
Дата поступления: 04.02.2024
© Мамедова С.А., 2024