УДК 378.01
О. В. Ковбасюк
ФИЛОСОФСКИЕ СМЫСЛЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ
Способность личности выстраивать собственную стратегию жизни, наполнять ее культурным и ценностно-смысловым содержанием, брать на себя ответственность за способ “личностного проживания” в мире становится определяющим фактором самоосмысления и самоизменения мира, реализующим надежду на его спасение. Мы рассматриваем развитие у личности ценностно-смыслового отношения к собственной жизненной стратегии как важнейшую задачу педагогики, потому что осознанный, наполненный культурными и духовными смыслами, характеризующийся ценностным мироот-ношением, творческой ответственностью способ “личностного проживания в мире” каждого воспитуемого ведет к качественному росту социальных связей, усилению духовного начала в личности и обществе, не позволяет манипулировать сознанием людей, противостоит “омассовлению”.
Ценностно-смысловое отношение личности к собственной жизненной стратегии может быть рассмотрено как сложное интегративное личностное свойство, если будут выявлены общие методологические подходы к его анализу.
Для выявления сущности и особенностей процесса развития у личности ценностно-смыслового отношения к собственной жизненной стратегии, определения истоков ее осуществления как самомотивированного и само-ответственного процесса, нам представляется важным рассмотреть философские и психологические подходы к осмыслению понятий “ценность”, “смысл” “ценностно-смысловое отношение”, “личностная ценность”, “жизненная стратегия”.
Понятие “ценность” в современной философской литературе рассматривается двояко: как единство субъективных и объективных факторов и как воплощение преимущества фактора субъективности в отношении к предмету, его значимости. Существует три варианта определения сущностных характеристик ценности: значимость предмета и явления действительности, их способности удовлетворить материальные и духовные потребности (сведение к полезности), этическая ценность - высшие общественные идеалы, значимость и идеал одновременно. Личностные ценности отражаются в сознании субъекта в форме ценностных ориентаций. Таким образом, ценностные ориентации - отношение субъекта к условиям своего бытия, отношение, в
котором проявляются результаты свободного оценочного выбора социально значимых предметов или явлений.
Понятия ценность и ценностные ориентации в психологической трактовке тождественны некоторым компонентам психологических явлений, которые, будучи различно обозначаемые терминологически, семантически являются однопорядковыми. Так, С. Л. Рубинштейн называет их значимостью [10], А. Н. Леонтьев - личностным смыслом [6], В.Франкл выделяет созидательные ценности, ценности переживания, ценности отношений [12]. Согласно концепции А. А. Бодалева, личностная ценность, отраженная в сознании и переживаниях человека как субъективно предельно-значимая для него и превратившаяся в главный регулятор его поведения, может стать смыслом его жизни. Смысл жизни определяет отношения личности с собой и другими, выделяет их в образе мира и воплощает в личностных структурах, регулирующих жизнедеятельность, а духовность насыщает смысл жизни общечеловеческими ценностями [3]. Соответственно, смысл жизни может быть детерминирован общечеловеческими духовно-нравственными ценностями. Так, С. Л. Рубинштейн видит смысл человеческой жизни в том, чтобы “...быть источником света и тепла для других людей. Быть сознанием Вселенной и совестью человечества” [10,С.85]. Смысл, по Д. А. Леонтьеву, является интегративной основой личности, структурным элементом сознания и деятельности [7]. Таким образом, ценностно- осмысленное отношение личности к явлению или предмету характеризует включение данного явления или предмета в структуру сознания и деятельности личности. Принимая во внимание то, что онтологический аспект смысла заключается в осуществлении смысла в контексте жизненных отношений, феноменологический - во внутренней жизни и индивидуальном бытие личности, регуляторный - в его деятельности, мы рассматриваем ценностно-смысловое отношение личности в единстве онтологического, феноменологического и деятельностного аспектов.
Педагогический аспект исследования ценностного-смыслового отношения личности к собственной жизни заключается в том, чтобы широкий круг общественных ценностей сделать предметом осознания и переживания как особых потребностей создания, освоения и реализации этих ценностей в процессе самоосуществления. При этом ценностно-смысловое отношение включает: знание-осознание личной ценности, переживание этой ценности как потребности, мотивация поведения и прогнозирование будущего в соответствии с этой ценностью. Следовательно, модель ценностно-смыслового отношения как интегративного образования включает три структурных компонента: когнитивный (информационно-фиксирующая, обобщающая и систематизирующая функции), эмоциональный (оценивающая, регулирующая, корректирующая функции), поведенческий (мотивирующая и программирующая функции). Данная модель является значимой для выявления
сущностных характеристик любой ценностной ориентации, включая отношение к собственной жизни или жизненной стратегии.
Стратегия жизни, в нашем понимании, - это внутренее философско-психологическое новообразование созревающей личности, которое образуется как некий динамический результат воспитания и развития, при этом обладает силой обратного влияния на процесс развития личности через саморазвитие, то есть играет роль актуального внутреннего регулятора. Идея собственного будущего, образующая стержень жизненной стратегии, обладает силой обобщения, “собирания” личности вокруг себя, вокруг главного смысла жизни, тем самым придает целостность самой личности, ее жизненности. Стратегия жизни способна постоянно обогащаться под влиянием новых событий, людей, отношений, возникающих в связи с этим чувств и мыслей, составляющих ценностную основу мироотношения личности.
Современное образование в целом недостаточно обеспечено аксиологическим содержанием, несмотря на его высокий гуманистический потенциал, поэтому мы считаем особенно важным в контексте нашего исследования обратиться к философскому пониманию духовности как фундаментальному, основополагающему качеству человека, его родовой личностнообразующей характеристике, образующей ценностную основу осмысленного само-осуществления личности (В. С. Барулин, Л. П. Буева, М. Ф. Калашников, Г. В. Осипов, Г. В. Платонов, А.Д Косичев, В. Д. Шадриков, др.). Духовное бытие человека в их понимании созвучно с воплощением его собственной возможности быть свободным и владеющим собой. Духовность в экзистенциальной философии выступает как “транссубьективное”, как идеальный комплекс духовных ценностей, раскрывающих сушность отношения человека к миру. “Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними” [8, с. 334].
Укорененность человеческого духа, признаваемая философами-экзистен-циалистами Н. А. Бердяевым, М. Хайдеггером, К. Ясперсом, М. Бубером, является для нас значимой, т.к подтверждает онтологическое основание духовности, способность разрывать непрерывность казуальных серий мира и в этом зазоре трансцендирования, свободы - посредством собственного проекта своего способа быть в мире - самоопределяться, “давая себе факты” и беря их “на себя” [14]. Принципиально важной для нашего исследования является мысль А. Н. Бердяева о том, что свобода не может быть никем и ничем определена, она абсолютна и является категорией “духовной и этической” [2]. Однако свобода выбора и осуществление себя может вылиться в полный произвол, если она не сочетается с ответственным и нравственным к ней отношением. Осмысливая свободу как условие полноты личностного самоосуществления, Кант приходит к выводу о взаимодополнительности
свободы и нравственности человека, утверждает принцип “завоевания свободы” через установление нравственных отношений между людьми [5]. Свобода - это ответственность, вот почему ее так боятся, писал Э. Фромм, без свободы и ответственности невозможно достижение аутентичного существования и самоосуществления личности [13]. Именно духовность, свобода и ответственность детерминируют аутентичное самоосуществление личности и составляют аксиологическое основание нашего исследования.
Важнейшим условием ценностного самоосуществления личности в философии и психологии признается его активная позиция в строительстве себя и собственной жизни, внутренняя потенция к развитию и саморазвитию, способность к самоосуществлению и самовосхождению, способность человека создавать самого себя, способность “ быть тем, что он есть”, а не “просто быть”, найти в себе силы преодолеть “страх и трепет” (С. Кьеркегор) перед враждебным миром, постоянно выступать вовне, в мир, стать выше его и больше в самореализации феноменального предназначения своего существования, как несовпадения с самим собой, как “беспрерывной неустойчивости” движения к собственной аутентичности (М. М. Бахтин, Н. О. Лос-ский, Ж. Г1. Сартр, А.Камю, М.Хайдеггер и др.).
Решая проблему жизнедеятельности человека, С. Л. Рубинштейн впервые вводит понятие “субьект жизненного пути”, через которое рассматривается соотношение внешней и внутренней обусловленности активности человека. Эта внутренняя обусловленность, через котроую преломляются внешние воздействия, на наш взгляд, и является ключом е пониманию самоосуществления. “Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. В деятельности человека, в его делах, практических и теоретических, психических, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершенствуется. В этом ключ к пониманию личности - того, как она формируется, совершая свой жизненный путь. Ее психические способности не толко предпосылка, но и результат ее поступков и деяний” [10, с. 1.34]. Рассматривая активность личности в контексте жизненного пути, К. А. Абульханова-Славская пишет, что “личность не только изменяется на протяжении жизненного пути, ... она выступает как ее (жизни-О.К.) организатор”[1, с. 211]. При этом под организацией жизни понимается способность так связать и осуществлять дела, ситуации, чтобы они подчинялись единому замыслу. Соединение и осмысление всех видов собственной деятельности через идею создания и осуществления собственной стратегии жизни является, на наш взгляд, одним из признаков ценностного к ней отношения.
Ценностное отношение личности к себе и собственной жизни, по Абуль-хановой-Славской, проявляется в мотиве успеть воплотить себя в жизни, расширить границы своего индивидуального бытия, объективировать себя в формах, неподвластных течению времени, сделать свою жизнь более
интенсивной в настоящем [1]. Оно включает сознательность, как нравственно-психологическую характеристику действий личности, которая основывается на осознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей. Сознательность, в нашем понимании, характеризуется тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности, нести ответственность за свои поступки, превращая жизнь в “подлинное бытие”, ибо отсутствие осознания оставляет ее всего лишь существованием” [4, с. 35]. Осознание себя социальным субъектом проявляется в социально-нравственной самооценке, осознании им целей своей жизнедеятельности, своей общественной ценности, в ориентации личности на общечеловеческие ценности (И. С. Кон, И. А. Ильенков, В. С. Мерлин, С. Л. Рубинштейн).
Следовательно, осознание себя социальным субъектом, т. е. осознание человеком требований общества к личности, своего общественного долга и смысла жизни является следующим важным признаком ценностно-смыслового отношения личности к собственному жизненному пути.
Анализ сущности жизненного пути человека дополняется обращением к традициям отечественной философии, в которой сложилась совокупность взглядов на интегративность, особенность ментальности россиянина, позволяющую увидеть сущность ценностно-смыслового отношения к осуществлению собственного жизненного пути во взаимосвязи с идеей всеединства, определяющей, с одной стороны его целостность, с другой, творческую индивидуальность (И. А. Ильин, Н. О. Лосский, В. В. Розанов, С. Н. Трубецкой, Л. И. Шестов, Г. Г. Шпет, П. Д. Юркевич, Б. П. Вышеславцев, В. С. Соловьев).
Так, В. С. Соловьев отводит Человеку, личности ведущее место в реализации своего предназначения, причем личности обязательно творческой, проявляющей свою индивидуальность [11]. В. В. Розанов отмечает, что человек творит не общим, но индивидуальным, тем, что у него есть личного, а именно этим человек привносит новое в мир [9]. Понятие индивидуальности в философии отражается в признании его уникальности, неповторимости. Тайна личности, по Бердяеву, в ее абсолютной незаменимости, единичности, несравнимости. Личность, ее жизненный путь, по Франку, также выражаются в их безусловной единственности, неповторимости.
Стремление человека найти свой уникальный личностный смысл и творчески реализовать его как свое предназначение, как “задачу” его жизненного пути актуализирует ценностно-смысловое к нему отношение, укрепляя его потребности личностного продвижения к вершинам, пикам индивидуального, личностного и профессионального развития и саморазвития.
В философской литературе осмысление личностью ценности самоосу-ществления тесно связано с личностным саморазвитием, которое в отечественной философской традиции понимается как целенаправленный
процесс духовно-практического, творческого самопреобразования себя с целью полноты индивидуального самовыражения и социального служения (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк и др.), как деятельность “чело-векообразовывания” (М. К. Мамардашвили), когда через превозмогание, самопреодоление себя сегодняшнего человек восходит к себе-лучшему, к самореализации в своем человеческом предназначении, предуготованности, к достижению человеком своей гипотетической целостности. Саморазвитие личности направлено на осознание и понимание своего состояния и положения в контексте социальных обстоятельств, выявление противоречий между ее наличными возможностями продуктивного их освоения и желаемым уровнем их развития, на основании чего личностью и принимается решение о самообогащении и самоукреплении, “самодостраивании” сообразно стратегии собственной жизни, а затем такая деятельность осуществляется до каждой новой актуализации своей связи со средой и нового самоизмене-ния (Л. Н. Куликова).
Таким образом, философские и психологические исследования о человеке и его жизненном пути признают ведущую роль активного личностного начала в осуществлении себя, собственной жизни, выделяя при этом такие истоки потребности человека в ценностно-личностном выстраивании собственного жизненного пути, как духовность, свобода выбора в сочетании с ответственностью за него, уникальность и творчество при осуществлении своего жизненного пути. Исходя из этого, ценностно-смысловое отношение к собственной жизненной стратегии предстает как интегративная характеристика личности, определяющая иерархию ее ценностей и регулирующая поведение человека в условиях социального взаимодействия. Ценностное самоосуществление включает потребность и способность личности строить свою жизнь в соответствии со своей индивидуальностью, обладая при этом достаточной свободой выбора, духовной зрелостью и нравственной ответственностью перед собой и окружающим миром. Важнейшим условием ценностно-смыслового жизнеосуществления личности признается активная позиция в строительстве себя и собственной жизни, внутренняя потенция к развитию и саморазвитию.
Мы видим роль образования в том, чтобы поддержать развитие способности личности выстраивать ценностно-смысловую стратегию собственной жизни, и осуществление образования как обращение непосредственных его участников друг к другу в поисках смысла, когда оно получает свое завершение не в каком то итоговом знании, но в той открытости миру и готовности стать автором своей судьбы, которые возникают благодаря самому образованию.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни. - М.: МысльД991. - 299 с.
ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ-ПОДРОСТКОВ К БРАКОРАЗВОДНОЙ СИТУАЦИИ...
2. Бердяев, Н. А. Человек, его свобода и духовность / Избр.пр-я. -М.:Флинта,1999. - 310 с.
3. Бодалев, А. А. Смысл жизни и жизнь смысла в становлении и развитии личности // Мир психологии. - 2001. - № 5.
4. Зинченко, В. П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. - 1991. - № 2.
5. Кант, И. Критика чистого разума. - СПб.: Наука, 1993. - 591 с.
6. Леонтьев, А. Н. Деятельность.Сознание.Личность. - М.:Политиздат, 1975. - 304 с.
7. Леонтьев, Д. А. Психология смысла. - М.:Смысл, 1999. - 444 с.
8. Мамардашвили, М. К. Необходимость себя. - М.:Лабиринт, 1996. - 430 с.
9. Розанов, В. В. Сумерки просвещения / Сост. В. Н. Щербаков. - М.:Педагогика, 1999.-620 с.
10. Рубинштейн, С. Л. Избранные философско-психологические труды. -М.:Наука, 1997. -670 с.
11. Соловьев, В. С. Оправдание добра. Нравственная философия. -М.:МысльД996. -478 с.
12. Франкл, В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ.; Общ. ред. Л. Я. Газмана, Д. А. Леонтьева. - М.:Прогресс, 1999. - 366 с.
13. Фромм, Э. Бегство от свободы / Пер с англ.; Общ.ред. П. С. Гуревича.-М.:Прогресс,1990. - 251 с.
14. Хайдеггер, М. Разговор на проселочной дороге. - М.:Мысль, 1993. - 190 с.
УДК 159.9
М. М. Шубович
ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ-ПОДРОСТКОВ К БРАКОРАЗВОДНОЙ СИТУАЦИИ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ (ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ)
В современном понимании развод - это способ прекращения брака при жизни супругов путем его юридического расторжения. С юридической точки зрения, развод есть «результат установления судом по требованию одного из супругов того факта, что брак нарушен в совокупности своих отношений, расстроен и потерял смысл как для самих супругов и их родителей, так и для общества».
Развод как явление существовало в человеческом обществе с момента его появления и функционирования. Первые сведения о фактах ухода мужа от жены или жены от мужа относятся к первобытнообщинному строю. Называются племена ирокезов, кондов и др., у которых в данный период право расторжения брака принадлежало исключительно жене. В Египте, например, в брачных договорах фиксировалось право жены расторгнуть брак, если она