Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ'

ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
89
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подход / философия / физическая культура / теория обучения двигательным действиям / approach / philosophy / physical culture / theory of motor actions training

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Артегов Петр Дмитриевич

Анализируются научно-методические источники по проблеме влияния философских подходов на физическую культуру и спорт; выделяются основные психологические аспекты, влияющие на применение философских подходов в физической культуре и спорте; рассматриваются примеры использования философских подходов в различных видах спорта и двигательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL APPROACHES TO THE THEORY OF LEARNING MOTOR ACTIONS

The analysis of scientific and methodological sources on the problem of the influence of philosophical approaches on physical culture and sports is carried out; the main psychological aspects affecting the application of philosophical approaches to physical culture and sports are highlighted; examples of the use of philosophical approaches in various sports and motor activity are considered.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ»

УДК 147.7

DOI: 10.24412/2308-7196-2023-2-68-75

Артегов Петр Дмитриевич

преподаватель кафедры физического воспитания, аспирант

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», г. Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24

ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ

ДЕЙСТВИЯМ

Petr D. Artegov

Teacher of the Department of Physical Education

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education 'Perm State Humanitarian Pedagogical University' 614990, Russia, Perm, 24, Sibirskaya str.

PHILOSOPHICAL APPROACHES TO THE THEORY OF LEARNING

MOTOR ACTIONS

Аннотация. Анализируются научно-методические источники по проблеме влияния философских подходов на физическую культуру и спорт; выделяются основные психологические аспекты, влияющие на применение философских подходов в физической культуре и спорте; рассматриваются примеры использования философских подходов в различных видах спорта и двигательной активности.

Ключевые слова: подход, философия, физическая культура, теория обучения двигательным действиям.

Abstrac. The analysis of scientific and methodological sources on the problem of the influence of philosophical approaches on physical culture and sports is carried out; the main psychological aspects affecting the application of philosophical approaches to physical culture and sports are highlighted; examples of the use of philosophical approaches in various sports and motor activity are considered.

Keywords: approach, philosophy, physical culture, theory of motor actions training.

В современном мире физическое воспитание и развитие человека занимают важное место в обществе. Обучение двигательным действиям является неотъемлемой частью физического воспитания, играя ключевую роль в развитии личности. Однако эффективное обучение требует учета не только физических, но и культурных и философских особенностей общества.

© Артегов П.Д., 2023

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЫСТРАИВАНИЮ ЛИЧНОСТИО-ОРИЕНТИРОВАНИОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Таким образом, существуют общие принципы и закономерности обучения двигательным действиям, которые описываются в теории обучения двигательным действиям. Теория представляет собой совокупность научных знаний о процессах формирования и усвоения двигательных знаний, умений и навыков. Она включает в себя психологические, физиологические и биомеханические аспекты обучения движениям. Существуют три основные концепции теории обучения двигательным действиям: теория закрепления (повторение действия, которое сопровождается закреплением связей между нервными клетками), теория схемы (формируется общая схема движения), теория конструктивной практики (анализ ошибок) [5].

Вышеперечисленные концепции строятся на основе применения подходов к обучению двигательных действий. Такие подходы отражают физиологический, психологический и философский аспекты. На последний аспект идет больший акцент, поскольку от философии в целом будет зависеть связь учителя с учеником.

Подходы к теории обучения двигательным действиям представляют собой культурные и исторические ценности общества, включающие в себя различные методы обучения - культурно-исторический и философский. Философский подход к теории обучения двигательным действиям опирается, в частности, на культурно-исторический подход. Он предполагает, что обучение двигательным действиям должно основываться на культурных и исторических традициях общества, а также на социальных взаимодействиях людей [18].

В философском подходе субъектом обучения является человек, который осуществляет двигательные действия, объектом - предмет или задача, на которые направлены эти действия. Важным является учет социального контекста, в котором осуществляется обучение. Это означает, что обучение должно быть организовано таким образом, чтобы школьники могли учиться в реальной жизненной ситуации.

Обучение двигательным действиям - сложный и трудоемкий процесс. Если касаться этапа «начальное обучение» в спорте, или «разучивание» того или иного движения, упражнения, технического элемента, важно понимать то, как мы будем воздействовать на человека. Например, авторитарный вариант преподавания, когда преподаватель, учитель или тренер кричит на ученика, не будет эффективным, поскольку мы научим ребенка только бояться что-либо сделать. Поэтому нам важно рассмотреть гуманные механизмы воздействия на ученика, которые приведут нас к нужному результату. Исходя из этого обучение двигательным действиям будет являться одной из важнейших задач психологии, и для успешного формирования двигательных навыков необходимо понимать психологические механизмы, которые лежат в основе этого процесса.

Культура философского мышления необходима так же, как и физическая культура, для полноценного, гармоничного развития личности. Существует много исследований, посвященных культуре философского мышления. Кроме

того, физическое развитие и физическое здоровье - это безусловные ценности. Однако стоит отметить, что между физической и духовной составляющими личности существует взаимосвязь - как нравственное влияет на физическое, так и физическое будет влиять на нравственное. Поэтому особое значение приобретают педагогические концепции, основанные на философском постижении человека, в частности, ученого-педагога М.М. Рубинштейна, который говорит, что «прежде всего санкционируется его бытие, как животного, как естественной базы, и к педагогике предъявляется требование воспитать его жизнеспособность, иначе исчезнет и все остальное» [8].

Первое, что говорят ученые: для успешного формирования двигательных навыков необходимо их автоматизировать. Автоматизация формирования двигательных навыков будет являться одним из главных его механизмов. Автоматизация - это процесс переноса действий с сознательного уровня на более низкий, бессознательный уровень. В процессе обучения, когда ученик выполняет одно и то же движение многократно, он постепенно перестает задумываться о том, как правильно выполнить это движение. Он начинает выполнять его автоматически, без участия сознания. Это позволяет ускорить решение задачи и снизить затраты на него [11].

Одним из ключевых факторов успешного формирования двигательных навыков будет являться, конечно же, мотивация ученика. Мотивация - мотив, создающий план к действию, позволяющий поставить цель, распределить в правильной последовательности задачи по ее достижению. В процессе обучения ученик должен быть мотивирован достичь своей цели, чтобы успешно освоить двигательное действие. Учителя и тренеры должны помогать ученикам находить внутреннюю мотивацию, которая будет побуждать их к действию [4].

Существуют индивидуальные и дифференцированные различия в обучении детей, это является проблемой не только социально-психологической и философской, но и собственно педагогической. Индивидуальный подход к ученику определяется от исходного уровня владения знаниями, умениями и навыками и от наличия способностей, которые определяются процессом дифференциации [7].

Дифференциация является формой осуществления дифференцированного подхода. Е.С. Рабунский дифференцированный подход рассматривает как разделение процессов на составляющие части и разделение обучающихся на группы на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения; приспособление форм и методов работы к индивидуальным особенностям учащихся [13].

Индивидуальный подход - важный аспект формирования двигательных навыков. Учителя и тренеры должны учитывать его в работе с детьми, помогая им развить собственные стратегии и подходы к решению задач [7].

Индивидуальные и дифференцированные различия в процессе обучения двигательным действиям - одни из ключевых факторов, влияющих на эффективность обучения. А одним из факторов, влияющих на различия в процессе обучения двигательным действиям, является тип кинестетической

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЫСТРАИВАНИЮ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

чувствительности. Люди с высокой кинестетической чувствительностью могут быстрее и точнее выполнять движения, так как они лучше чувствуют свое тело и понимают, как оно должно двигаться [9].

Индивидуальные и дифференцированные различия в процессе обучения двигательным действиям могут быть связаны и с генетическими особенностями. Состав количества медленных и быстрых мышечных волокон будет прямо пропорционально влиять на то, какое двигательное действие вы хотели бы освоить, а точнее, какое физическое качество развить. Например, людям с преобладающим количеством медленных мышечных волокон будет легче развить выносливость и выполнять длительную монотонную работу, нежели поднимать большие веса, тем самым развивая силу. Также и наоборот, люди с огромным количеством быстрых волокон не смогут легко пробежать 10 км, но без особого усилия смогут подтянуться 20 раз с дополнительным весом. Важны также гибкость суставов и состав костной ткани, влияние наследственности и т. д. [7].

Э. Гуссерль и его последователи говорили: «Человек - это не только и не столько сознание, сколько целые "залежи" опыта, продолжающего определять взрослые чувства, поступки и проблемы. Поведение и мировоззрение лишь следствия тех или иных переживаний, почти ежедневно повторяющихся, поэтому оставляющих отчетливый след в развитии» [6].

Для достижения сознания необходимо избавиться от социальных стереотипов восприятия, этот процесс Э. Гуссерль назвал феноменологическим методом (подходом). В процессе феноменологии осуществляется поиск состояний сознания. Гуссерль выделяет «акт восприятия» (переживания, оценки) и объект (или явление), на который этот акт направлен [14].

Философская концепция этого подхода предполагает изучение явлений в их конкретном проявлении, а не в абстрактной форме. Базируется на идее восприятия мира через опыт, а не через априорные знания или теории. Важной его частью является понятие интенциональности: сознание всегда направлено на какой-то объект или явление. Интенциональность позволяет изучать явления с точки зрения их собственных свойств, а не с точки зрения наших представлений о них [15].

Критика феноменологии Э. Гуссерля основана на механизмах осознания и понимания объективной реальности. Внедрение феноменологического метода в практику отечественного спорта позволит в дальнейшем создать базу для интеграции восточных и западных подходов в тренировочном процессе и существенно облегчить возможность выявления и инициации внутрипсихических паттернов продуктивных функциональных состояний в спорте [16].

В обучении двигательным действиям феноменологический подход предполагает проведение детального анализа каждого движения, выделение его особенностей и нахождение способов улучшения техники выполнения. Этот подход позволяет ученикам лучше понимать свое тело и контролировать его движения, что в свою очередь повышает эффективность тренировок

и спортивных достижений. Применение феноменологического подхода в спорте помогает достигать лучших результатов, позволяет сформировать у ученика правильную технику выполнения движений и улучшать его спортивные результаты. Предполагается, что ученик будет осознавать свои движения и научится контролировать их выполнение [6].

Одним из примеров применения феноменологического подхода к обучению двигательным действиям является методика Body-Mind Centering (BMC). BMC - направление в телесно-ориентированной психотерапии, разработанное Бонни Бейнбридж Коен в 60-х гг. Это система, объединяющая движение, речь, восприятие с исследованием физиологических и психологических процессов, а также этапов развития. Данная методика может помочь человеку достичь баланса между внутренним и внешним опытом в контексте его среды. Бейнбридж Коэн сравнила взаимосвязь сознания и тела с ветром, поднимающим песок. Она говорила: «Сознание подобно ветру, а тело -песку. Если ты хочешь узнать, как дует ветер, посмотри на песок» [3].

Кроме феноменологии в современном обществе доминирует гармоничная модель гуманизма, в которой учитываются интересы общества и личности. В вузовском образовании гуманизм - это педагогическая теория, где личность является не столько объектом педагогических воздействий, сколько самодостаточной единицей. Е.В. Бондаревская утверждает, что меняется взгляд на образование в направлении более глубокого понимания его как культурного процесса; переосмысливается отношение к ученику как объекту педагогических воздействий; гуманистическая направленность образования во многом определяется тем, закладывает ли оно в личность механизмы самопознания, саморазвития, самоорганизации. В школьном и дошкольном образовании гуманизм - это теория, в которой осуществляется индивидуальный подход к ребенку, учитывая и «социальный интерес», и стремление к совершенству, где проявляются «уникальность личности и творческие свойства человеческого "я"» [2].

Однако не стоит рассматривать гуманизм в качестве определяющего для спортивной деятельности философского принципа. Принцип гуманизма не всегда может реализовываться в конкретной спортивной практике. Однако существует абстрактная спортивная деятельность. Здесь принцип и концепция гуманизма находит свое несомненное применение. Говорится, что «абстрактное - к абстрактному», «подобное - к подобному». Только на абстрактном уровне рассматривается связь спорта и гуманистического принципа. Исходя из этого, можно предположить, что по отношению к спортивному движению, соревновательной деятельности в спорте и спортивной организации общества принцип и теория гуманизма либо отсутствует вообще, либо имеется в искусственно абстрактной форме [10].

Культурно-исторический подход является одним из основных направлений в философии при исследовании человеческой деятельности. Он предполагает, что культура и история играют ключевую роль в формировании личности человека и определяют его способы взаимодействия

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЫСТРАИВАНИЮ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

с окружающим миром. Культурно-исторический подход возник в начале XX в. благодаря работам русских психологов Льва Выготского и Алексея Леонтьева [17].

Культурные факторы могут влиять на мотивацию и интерес учеников к обучению двигательным действиям. Например, если в культуре приветствуются активный образ жизни и занятия спортом, то ученики могут быть более мотивированными к обучению спортивным навыкам. При обучении двигательным действиям предполагается использование традиционных методов обучения, которые передаются из поколения в поколение. Например, дети учатся танцевать с раннего возраста, просто наблюдая за старшими.

Следующий важный подход - системный. Системный подход ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину [1].

В разработке и осуществлении системного подхода к преподаванию физической культуры и обучению двигательным действиям необходима методология. Приемлемой методологией будет являться материалистическая диалектика, или совокупность общих установок, исходных принципов и методов. Материалистическая диалектика в философии предполагает изучение явлений через анализ их материальных основ. В контексте обучения двигательным действиям этот подход позволяет учитывать физические и биологические особенности тела, которые влияют на процесс обучения и выполнение движений [1].

А.Ф. Лурия, Л.С. Выготский и А.Р. Лернер предложили новые методы и подходы к обучению, основанные на понимании того, что обучение является сложным процессом, включающим множество взаимосвязанных факторов. Вместе эти ученые создали основы системного подхода в обучении, учитывающего множество факторов, которые влияют на процесс обучения, и ориентированного на развитие ученика через его деятельность, использование его потенциала [15].

Основные принципы системного подхода к обучению двигательным действиям [12]:

1. Целостность системы обучения - разработка единой системы обучения, которая учитывала бы все аспекты процесса обучения и включала бы в себя все необходимые элементы, такие как программы обучения, методы и техники обучения, оценка результатов и т. д.

2. Индивидуальный подход к каждому ученику - учет индивидуальных особенностей каждого ученика, таких как возраст, пол, физическая подготовленность, мотивация и т. д. Это позволяет разработать индивидуальную программу обучения, которая бы максимально учитывала потребности каждого ученика.

3. Использование современных методов и технологий обучения, таких как компьютерные программы, виртуальные тренажеры, видеоанализ движений и т. д. Это позволяет существенно улучшить качество обучения и повысить производительность движений.

4. Систематический контроль и оценка результатов для возможности корректировать программу обучения и достигать максимальных результатов.

Проанализировав литературные источники, мы выяснили, что подходы, применяемые в физической культуре и спорте, являются основной составляющей теории обучения двигательным действиям. Они играют важную роль в формировании методов и стратегий обучения, помогают понять природу человека, его возможности и ограничения, а также определить цели и задачи обучения.

Важно отметить, что каждый из этих подходов имеет свои преимущества и недостатки, поэтому правильно структурированный педагогический (тренировочный) процесс будет зависеть от использования всех трех подходов. Не стоит акцентировать внимание только на одном подходе. Каждый подход будет отвечать только за определенное качество, а не за всю структуру обучения двигательного действия.

К сожалению, было найдено крайне мало литературных источников и научных трудов, исследующих взаимосвязь философских подходов с общей теорией обучения двигательным действиям среди взрослого контингента населения. Мы предполагаем: это связано с тем, что большую выборку участников эксперимента можно реализовать и длительно отслеживать только в общеобразовательных учреждениях.

Мы планируем реализовать экспериментальную работу в сфере оздоровительной работы в фитнес-центрах среди людей, которые хотели бы научиться технике плавания определенным способом. Результаты эксперимента войдут в научную диссертационную работу по теме «Педагогическая технология обучения оздоровительному плаванию женщин молодого возраста на основе дифференцированного подхода в условиях фитнес-клуба».

Список литературы

1. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. - М., 1997.

2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания : учебное пособие. - М.; Ростов н/Д, 1999. - 560 с.

3. Вольф Г. Осознанное движение: Путь к здоровью, гармонии и успеху. -М. : Альпина Паблишер, 2017.

4. Вульф Г. Принципы, выведенные из изучения простых навыков, не обобщаются на изучение сложных навыков // Журнал психономических исследований и обзоров. - 2002. - № 9(2). - С. 185-211.

5. Гуаданьоли М.А. Точка вызова: концептуальная модель влияния различных условий практики на обучение двигательным навыкам // Журнал моторного поведения. - 2004. - № 36(2). - С. 212-224.

6. Гуссерль Э. Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени. - М. : Канон+, 2019.

7. Зябкина Е.В. Проблема реализации индивидуального

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЫСТРАИВАНИЮ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

и дифференцированного подхода в рамках системно-деятельностного подхода в начальной школе // Проблемы и перспективы развития образования: Материалы VIII Международной научной конференции (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар : Новация, 2016. - С. 148-149. - URL: https://moluch.ru (дата обращения: 05.05.2023).

8. Клещенко А.А. Физическая культура и культура философского мышления в контексте современной философии образования // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2012. - № 2(121). - С. 262-266.

9. Лоуз К.Р. Как изменение фокуса внимания влияет на производительность, кинематику и электромиографию при метании дротика // Журнал движения человека. - 2010. - № 29(4). - С. 542-555.

10. Передельский А.А., Кормазева И.Б. Философия гуманизма и общая теория спорта // Личность. Культура. Общество. - 2016. - Т. 18, № 1-2(89-90). -С. 178-185.

11. Поликанова И.С. Психологические и психофизиологические механизмы обучения двигательным навыкам // СПЖ. - 2021. - № 82. -URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 05.05.2023).

12. Поляков А. А. Системный подход к обучению двигательным действиям в спорте. - М. : Физкультура и спорт, 2019.

13. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. - М. : Педагогика, 2005. - 140 с.

14. Улановский А.М. Феноменологический метод в психологии, психиатрии и психотерапии // Методология и история психологии. - 2007. -Т. 2. - Вып. 1. - С. 130-150.

15. Усманова Л.Т. Системно-деятельностный подход как основа интеллектуально-мотивирующего обучения философии // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 1. - С. 42-44.

16. Хало П.В. Феноменологическая редукция как метод выявления паттернов продуктивных функциональных состояний в спорте // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - Таганрог, 2014. - № 2. -URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 10.05.2023).

17. Хамитова Р.Р. Философские основы теории обучения двигательным действиям в контексте культурно-исторического подхода // Вестник Казанского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - Казань, 2018. -Т. 160, № 1. - С. 88-95.

18. Magill R., Anderson D. Motor Learning and Control: Concepts and Applications: Tenth Edition. McGraw-Hill Higher Education, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.