Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

ФИЛОСОФСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
26
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ / БИОЦЕНТРИЗМ / ПРОБЛЕМА КОЭВОЛЮЦИИ И ДИАЛЕКТИКА НООСФЕРЫ / КРИТЕРИИ / КОМПОНЕНТЫ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абдуазимова З.А.

Сосредоточивая внимание на сохранении естественного и человеческого существования как области науки, экологическая этика предлагает целостный подход к текущему кризису и предлагает различные подходы к решению конкретных глубин в области моральной культуры. Таким образом, понимание взаимосвязи человека и природы в противоречивых мировых тенденциях доказывает важность полностью естественных процессов в решении этой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL FEATURES OF THE CONCEPTUAL APPROACH TO THE FORMATION OF ENVIRONMENTAL ETHICS IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

By focusing on the preservation of natural and human existence as a field of science, environmental ethics offers a holistic approach to the current crisis and offers various approaches to addressing specific depths in the field of moral culture. Thus, understanding the relationship between man and nature in conflicting world trends proves the importance of completely natural processes in solving this problem.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

Абдуазимова З.А., доктор философии (PhD)

и.о доцента кафедра «Этика и эстетика» Национальный университет Узбекистана

Узбекистан

ФИЛОСОФСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В

УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация: Сосредоточивая внимание на сохранении естественного и человеческого существования как области науки, экологическая этика предлагает целостный подход к текущему кризису и предлагает различные подходы к решению конкретных глубин в области моральной культуры. Таким образом, понимание взаимосвязи человека и природы в противоречивых мировых тенденциях доказывает важность полностью естественных процессов в решении этой проблемы.

Ключевые слова: антропоцентризм, биоцентризм, проблема коэволюции и диалектика ноосферы, критерии, компоненты и основные принципы экологической этики.

Abduazimova Z.A., doctor of Philosophy (PhD)

acting associate professor Department of Ethics and Aesthetics National University of Uzbekistan

Uzbekistan

PHILOSOPHICAL FEATURES OF THE CONCEPTUAL APPROACH TO THE FORMATION OF ENVIRONMENTAL ETHICS IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

Annotation: By focusing on the preservation of natural and human existence as a field of science, environmental ethics offers a holistic approach to the current crisis and offers various approaches to addressing specific depths in the field of moral culture. Thus, understanding the relationship between man and nature in conflicting world trends proves the importance of completely natural processes in solving this problem.

Key words: anthropocentrism, biocentrism, the problem of coevolution and dialectics of the noosphere, criteria, components and basic principles of ecological ethics.

Островная проблема, ставшая сегодня одной из актуальных задач в Центральной Азии, определяет приоритетность вопросов, связанных с

формированием и развитием этических отношений. При последовательном изучении островной проблемы прежде всего установление и развитие основ эколого-этических отношений требует реализации в определенном смысле положительных черт этого вопроса. Развитие глобальных проблем в общем состоянии происходит на основе философии философии развития всеобщего и особенного. Сегодня определяется важность формирования и активизации экологической этики в предупреждении экологических кризисов, подходе к ним в научно-философском и социально-концептуальном ключе.

Большое значение имеет основной вид и структура эколого-этических отношений. В выражении отношений природы и общества на основе аксиологического и религиозного подходов выражаются формы и методы, нормы и принципы нравственного отношения человека к природе и окружающей среде. Этический принцип и приоритет принципов в отражении отношений природы и общества в настоящее время становятся необходимыми для определения их научного и практического значения при объяснении исторически сложившихся этапов этих процессов.

Сегодня техногенные и негативные экологические изменения, оказывающие негативное влияние на компоненты экосистемы, выражают роль и необходимость норм основных критериев и принципов экологической этики в определении техногенных факторов, вызывающих экологические проблемы. Например, антропоцентризм (греч. антропо-человек, центр-центр) рассматривает человека как высшую ценность, а природу как его собственность; к восприятию природы как объекта деятельности человека; По мнению А. Гусейнова, сегодня в установках мировоззрения доминирует мораль, согласно которой необходимо резко

13

противопоставлять человека и природу как цель средства.13

Экоцентризм - ориентация на экологию и отсутствие антагонизма между человеком и природой, при котором существует баланс между прагматическими и непрагматическими взаимодействиями человека и природы как равноправных объектов (пример такого подхода можно найти в восточных религиозных системах и теории, а в философии в средние века. Биоцентризм - признается, что все живые существа, независимо от уровня их организации, экологические системы, т. е. (отражающие жизненные цели лишенных сознания донных животных и растений, являющиеся субъектами целей через раскрытие интересов, их включают личные интересы). В условиях современного экологического кризиса отношение человечества ко всему живому, основанное на биоцентризме, может обеспечить дальнейшее исчезновение живых существ в экосистеме. Актуальность экологической этики обусловлена еще и классификацией

13 А. Гусейнов. Нравственная философия и этика: линия разграничения. Этическая мысль. 2019. Т. 19. No

2. С. 5-16 УДК 17.01 17.02 Ethical Thought. 2019, Vol. 19, No. 2, pp.

всех глобальных экологических проблем, разные взгляды и разные трактовки этих проблем служат раскрытию содержания этических подходов.

Коэволюция (ко в др. языках означает вместе, целостность; лат. еуаНйо - развиваться, развиваться) - взаимная оценка. В современной науке это понятие определяет взаимно адаптированный механизм изменения элементов, составляющих целую систему. Это понятие возникло в биологии и постепенно приобрело статус национальной категории. В философии это понятие используется в двух смыслах. В широком смысле он относится к развитию и изменению всех биосистем в процессе адаптации аспектов до уровня целостной биосферы. В узком смысле биосфера используется в системе «общество и природа» для понимания процесса совместного развития человеческого общества. Концепция коэволюции общества и природы является важным фактором, определяющим важность определения гармоничной связи между потребностями человека и биосферой в целом. Однако в этом есть два аспекта - желание человека господствовать над природой и проблема уклонения от повиновения природе. В ходе философского рассмотрения концепции теоцентризма выдвигается мысль о том, что причины и последствия экологического кризиса реализуются на основе богосовершенства. В теоцентризме Аллах объясняется как единственное, абсолютное совершенное, высшее существо, источник жизни.

Одним из основных критериев экологической этики являются гуманистические идеи. Можно признать, что подход человека к природе на основе гуманистических представлений обладает способностью формировать эталоны, различающие добро и зло в природной среде. Одной из главных задач в сердце человека является жизнь и общечеловеческие нормы морали. Большинство из нас понимает мораль как абстрактную, тысячелетнюю, неизменную «силу», которая должна регулировать все наши человеческие отношения, даже наши сугубо личные действия. Эта «сила» в основном есть совесть, она представлена законом Божиим или какой-то мифологической фигурой. Поскольку она абсолютна, неизменна, не признает времени и пространства, она выступает как первичный критерий оценки поведения человека в любой ситуации. Исходя из этой распространенной точки зрения, всякое изменение общественных отношений и ценностей оценивается либо порочно, либо безнравственно. Но нравственность есть духовное явление, определяющее уровень зрелости человека.

Мы отрицаем, что мораль абсолютна, неизменна и едина для всех времен и мест. Мы видим его как продукт существующих условий и потребностей, в свою очередь, как набор норм, влияющих на эти условия. Не имеет значения, являются ли правила рациональными, божественными

или просто принудительными.14 Главное - доказать, что нравственность -это совокупность норм, регулирующих взаимодействие людей в конкретном обществе и служащих обеспечению единства и стабильности в обществе. Основываясь на наших исследованиях, мы считаем, что мораль - это динамическое явление, которое изменяется во времени. Естественно задаться вопросом, на чем основана сама экологическая этика. Экологическая этика формировалась как норма, норма, возникшая в процессе формирования этических отношений. Экологическая этика - это теоретическая и практическая деятельность, направленная на защиту человечества и природы, в которой формы общественного сознания, охватывающие естественные стремления, основанные на человеческой психике, эмоциях и мировоззрении, выражают воплощение в рамках экологических целей и интересов. Основными факторами, формирующими экологическую этику, являются воспитание и образование. Сегодня внедрение и обоснование концепции «экологической этики» в жизни общества имеет большое значение в определении перспектив на будущее.

Использованные источники:

1. А. Гусейнов. Моральная философия и этика: демаркационная линия. Этическая мысль. 2019. Т. 19. № 2. С. 5-16 УДК 17.01 17.02 Этическая мысль. 2019, Том. 19, нет. 2, с.

2. Мишаткина. Т. В. Барковская А. В. Богданчик. Н.П. «Экологическая этика и экология человека»; Минск. Изд-во: МГЭУ им А. Д. Сахарова 2008. -43. с.

14 Мишаткина. Т. В. Барковская А. В. Богданчик. Н.П. «Экологическая этика и экология человека»; Минск. Изд-во: МГЭУ им А. Д. Сахарова 2008. -43. с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.