Научная статья на тему 'Философские основания древнекитайской парадигмы образования'

Философские основания древнекитайской парадигмы образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
204
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА / КОНФУЦИАНСТВО / ВСЕОБЩЕЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА / EDUCATION / ANCIENT CHINESE PHILOSOPHY / IDEOLOGICAL BASIS / CONFUCIANISM / UNIVERSAL UNIFICATION / HUMAN NATURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ли Ваньли

В настоящее время высшее образование в Китае столкнулось с проблемой: как в условиях современных социокультурных процессов сформировать гуманитарно-развитую личность. В статье рассматриваются философские основания, применяемые правительством КНР в процессе реформирования системы образования. Верность традициям, отсутствие стремления перечеркнуть неудачные страницы истории в угоду современным веяниям обусловливают сохранение культурной идентичности Китая, духовную зрелость нации, уникальность и успешность пути развития сферы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHILOSOPHICAL FOUNDATIONS OF THE ANCIENT CHINESE PARADIGM OF EDUCATION

Currently, higher education in China is faced with a problem: how to form a personality advanced in the humanities under the conditions of modern socio-cultural processes. The article examines the philosophical grounds applied by the Chinese government in the process of reforming the education system. Adherence to traditions, the lack of desire to cross out the unfortunate pages of history in favor of modern trends determine the preservation of China’s cultural identity, the spiritual maturity of the nation, the uniqueness and success of the way of the education sphere development.

Текст научной работы на тему «Философские основания древнекитайской парадигмы образования»

Ли Ваньли

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время высшее образование в Китае столкнулось с проблемой: как в условиях современных социокультурных процессов сформировать гуманитарно-развитую личность. В статье рассматриваются философские основания, применяемые правительством КНР в процессе реформирования системы образования. Верность традициям, отсутствие стремления перечеркнуть неудачные страницы истории в угоду современным веяниям обусловливают сохранение культурной идентичности Китая, духовную зрелость нации, уникальность и успешность пути развития сферы образования. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/12-4724.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 4. C. 93-96. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

со второй половины 60-х годов. В первую очередь, это соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве от 27 июня 1963 года, соглашение о сотрудничестве в строительстве промышленных и других объектов в Иране и предоставлении на эти цели кредита от 13 января 1966 года, соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве от 22 июня 1968 года. По своему содержанию эти документы имели важное юридическое и практическое значение для дальнейшего расширения взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами. В них подчеркивается, что экономическое и техническое сотрудничество между Советским Союзом и Ираном основывается на принципах равенства, невмешательства во внутренние дела и полного уважения национального суверенитета договаривающихся сторон [2, с. 236].

Основными объектами советско-иранского экономического и технического сотрудничества стали металлургический завод близ Исфахана, машиностроительный завод в Араке, то есть такие предприятия, которые имели важное значение для создания и дальнейшего развития различных отраслей промышленности и индустрии как основы развития экономики Ирана.

Список источников

1. Алиев С. М. История Ирана: XX век. М.: ИВ РАН; Крафт+, 2004. 649 с.

2. Вахрамеев А. В., Кулешов С. Г. Очерки истории советской внешней политики (1917-1991 гг.). М.: Вузовская книга, 2007. 332 с.

3. Гошев В. Ю. СССР и страны Персидского залива. М.: Международные отношения, 1988. 180 с.

4. Мамедов Р. Ф. Правовое регулирование советско-иранских отношений в области рыболовства в Каспийском море // Международно-правовые формы сотрудничества социалистических и развивающихся стран. Баку: Азерб. госуниверситет, 1987. С. 30-38.

5. Полвека мирного сотрудничества: к пятидесятилетию договоров Советского государства с Афганистаном, Ираном, Турцией / отв. ред. Н. А. Кузнецов. М.: Наука, 1973. 239 с.

6. Реза Годс М. Иран в XX веке. Политическая история. М.: Наука, 1994. 353 с.

7. Советско-иранский договор о дружбе 16 февраля 1921 года // Советско-иранские отношения в договорах, конвенциях и соглашениях / сост. С. И. Сычев, В. К. Волков. М.: Изд-во МИД СССР, 1946. С. 75-85.

8. Тузмухамедов Р. А. Советско-иранские отношения (1917-1921). М.: Изд-во ИМО, 1960. 95 с.

9. Хейфиц А. Н. Советская Россия и сопредельные страны Востока. М.: Наука, 1964. 471 с.

LEGISLATIVE BASES OF THE ESTABLISHMENT AND DEVELOPMENT OF THE DIPLOMATIC RELATIONS OF THE SOVIET UNION AND IRAN

Kulakov Vladimir Olegovich, Ph. D. in History Astrakhan State University jahondor@mail. ru

The article analyzes the key positions of the fundamental treaties and agreements establishing interstate relations of the Soviet Union and Iran (Persia until 1935) in the most important spheres: diplomatic, trade-economic, border-line ones. It is shown that, signed in the 20s of the XX century, treaties were based on the principles of equality and mutual respect, which significantly differentiated them from the agreements of tsarist Russia and Persia. In addition, the importance of certain positions of these documents is identified for the solution of the relevant problems of the Caspian region at the present stage, the main of which is the development of a new legal status of the Caspian Sea, which until now continues to be determined by the treaties of 1921 and 1940.

Key words and phrases: diplomatic relations; Soviet-Iranian treaties; sovereignty; territorial inviolability; border.

УДК 323(510) Философские науки

В настоящее время высшее образование в Китае столкнулось с проблемой: как в условиях современных социокультурных процессов сформировать гуманитарно-развитую личность. В статье рассматриваются философские основания, применяемые правительством КНР в процессе реформирования системы образования. Верность традициям, отсутствие стремления перечеркнуть неудачные страницы истории в угоду современным веяниям обусловливают сохранение культурной идентичности Китая, духовную зрелость нации, уникальность и успешность пути развития сферы образования.

Ключевые слова и фразы: образование; древнекитайская философия; идеологическая основа; конфуцианство; всеобщее объединение; человеческая природа.

Ли Ваньли

Забайкальский государственный университет, г. Чита 9144596000@mail.ru

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Введение

На протяжении последних десятилетий Китай во многих сферах демонстрирует высокие темпы развития. Понимая важность воспитания и обучения талантливой молодежи, руководство страны уделяет большое

внимание развитию образования. На сегодняшний день Китай занимает первое место в мире по темпам роста вложения средств в науку и образование, и это уже приносит свои плоды: так, в рейтинге лучших 100 вузов мира по версии Times появляются Пекинский университет, университет Цинхуа и Китайский университет Гонконга.

Программа модернизации образования в Китае разработана на основе богатого исторического и культурного опыта с учетом современных тенденций. Необходимо отметить, что на протяжении всей истории важное влияние на образование в Китае оказывала философия, она была идеологической основой образования. Успешность модернизации обусловлена продуманным использованием современных средств и приемов на основе актуализированной конфуцианской идеологии. Китай сохраняет свои традиции и культуру и старается приспособить их к веяниям времени. Современный подход к воспитанию личности и образованию в Китае вобрал в себя идеи древнекитайской философии, поэтому исследование ее влияния на образование представляет особый интерес.

Ряд существенных черт, свойственных традиции конфуцианства, определяет современную систему образования, науки и культуры китайского общества: предпочтение ненасильственных методов, силы убеждения; следование моральным принципам и нормам; покорность власти - родителям, старшим, высшим по положению; уважение к прошлому; уважение к учителю; благоразумие, осторожность и умеренность. В статье рассматриваются основные идеи древнекитайской философии и их влияние на образование в историческом процессе.

1. Теория об изначальности человеческой природы в конфуцианстве и образование

Древняя китайская философия и образование тесно связаны между собой. Философия указывает путь, влияет на образование, а образование, в свою очередь, оказывает ответное действие на философию. Анализируя человеческую сущность, древние китайские философы оказали огромное влияние на сферу образования. Классический труд, в котором нашли отражение педагогические взгляды Конфуция, величайшего педагога, -это трактат «Беседы и суждения» (Лунь юй), где воспроизведены беседы философа с учениками.

Конфуций считал, что «природа (людей) между собой близка, привычки удаляют взаимно (людей друг от друга)» [6, c. 131]. То есть изначально разница в предрасположенностях у людей невелика, а приобретенные под воздействием окружающей среды, опыта, образования привычки создают большую разницу в природе людей. Исходя из этого, каждый человек с помощью образования может стать высоконравственным и эрудированным. Это подтверждает возможность получения образования разными людьми и признает равные условия для получения образования, создает теоретическую основу концепции Конфуция о том, что «в обучении не должно делать различий в зависимости от положения учеников».

Изначальная природа людей близка, но неодинакова. Тем самым признаются индивидуальные различия в натурах людей. Человек не начинает сразу после рождения почитать кого-то своим Учителем и получать образование. Сначала он живет в семье и его учат родители. Семей существует великое множество, поэтому до того, как начать получать образование и считать кого-то своим Учителем, люди уже получают набор различных вредных привычек, в результате чего различия между людьми уже увеличиваются. Кто-то силен в добродетели, кто-то искусно владеет языком, кто-то разбирается в политике и управлении, а кто-то в литературе. Конфуций разделял своих учеников на эти 4 категории, что говорит о том, что он понимал разницу в особенностях мышления учеников. Понимание различий нужно для дифференцированного подхода в обучении в зависимости от ситуации. Чжу Си говорил: «Конфуций учит исходя из данных учеников» [13, p. 24]. Последователи расширили это утверждение до «обучения учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями».

Когда условия материальной жизни в целом гарантированы, то, по мнению Конфуция, образование становится безотлагательным делом. Конфуций не говорил, какая опасность может подстерегать людей, если после обретения богатства не получить образование, он рассматривал этот вопрос только с положительной стороны. Мэн-цзы же подчеркнул это явление с отрицательной стороны. Он говорил: «Человечеству нужны правила и нормы. Если у людей удовлетворены потребности в еде, одежде, но жизнь при этом праздная и без образования, то люди ничем не отличаются от животных» [Ibidem, p. 25]. Чжу Си резюмирует слова Мэн-цзы следующим образом: «В богатстве и без образования человек близок к животному» [Ibidem].

Теория об изначальности человеческой природы Конфуция заложила основу системы образования в Китае. Впоследствии она трансформировалась, актуализировалась под влиянием времени, получала новые прочтения и смыслы, но в целом основа остается неизменной по сей день.

2. Развитие теории об изначальности человеческой природы и образование.

Всеобщее объединение

Конфуций развил свою теорию о человеческой сущности в цельную идеологическую систему образования. После этого Мэн-цзы в IV в. до н.э. выдвинул «учение о природной склонности к добру», в котором были соответствующие способы обучения: «воспитание справедливости в восприятии мира», «быть требовательным к себе», «забота о воспитании моральных качеств на основе уменьшения жажды к материальному», «следование воле неба». Одним словом, образованные люди должны сохранять свое стремление к добру, усиливать стремление к нему, предотвращать пагубное влияние соблазнов внешнего материального мира.

Сюнь-цзы выдвинул учение о природной склонности ко злу, в результате чего появилась соответствующая теория, заключающаяся в том, что изменять натуру человека следует с помощью этикета и музыки, составленных совершенными мудрецами. Впоследствии его ученик Хань Фэй развил эту теорию и осуществлял обучение с использованием наказаний. «Обучение на основе законов», «учиться на примерах истории» - это в высшей степени отражение учения о природной склонности ко злу в образовании в эпоху династии Цинь.

В период Хань и Тан широкую популярность приобрело «учение о трех видах человеческой природы». Хань Юй в своих трудах системно изложил это: «Существует три вида человеческой природы: высшая, средняя и низшая. Высшая категория - это добрые люди, средняя - это люди, которые могут перейти в высшую или низшую категории, а низшая - это злые люди» [11, p. 25]. Человеческая природа делится на три вида: добрую (высшую), злую (низшую) и среднюю - т.е. природу с возможностью перехода в высшую или низшую. Люди высшей природы учатся и в результате становятся чище и светлее, люди низшей природы боятся и соблюдают осторожность, поэтому люди высшей природы могут обучаться, а людей низшей природы необходимо укрощать. Отсюда следует, что обучаемыми являются только люди высшей и средней категорий, а люди низшей категории не могут получать образование. Только с помощью серьезных мер наказания можно укротить их, чтобы, опасаясь силы, они не совершали преступлений.

В эпоху Сун и Мин неоконфуцианцы обсуждали связь духовного и материального начал применительно к природе людей. Характерной чертой была дуалистическая теория природы человека: «природа неба и земли» и «природа характера». Они полагали, что «природа неба и земли» в основе своей добрая, а «природа характера» - очень злая. Обучение должно «изменять характер», делать его добрее. «Природу неба и земли» называют также «природой судьбы», «врожденным (природным) характером», но в любом случае акцент делается на естественное начало. Природа характера - это человеческие страсти. Неоконфуцианцы развили связь материального и духовного до дуалистической теории природы человека, а также пришли к выводу о необходимости «сохранять природное начало и тушить огонь страстей». Это стало целью образования и создало базу для всей теории просвещения.

Конфуцианский философ Дун Чжуншу, успешно прошедший государственные экзамены, представив поразившие всех развернутые ответы на поставленные вопросы, был назначен министром Цзянду. В эпоху Западной Хань он сделал «всеобщее объединение» неким общим принципом. В соответствии с этим принципом с идеологической точки зрения требовалась систематизация конфуцианского учения, что и сделал Дун Чжуншу: он систематизировал учение Конфуция и Мэн-цзы, благодаря чему в ханьскую эпоху конфуцианство получило статус официальной идеологии.

Философская идея «всеобщего объединения» в идеологическом аспекте выражалась в «едином почитании конфуцианства». Конфуцианские труды И цзин (Книга перемен), Ши цзин (Книга песен), Шу цзин (Книга истории), Ли цзи (Правила благопристойности), Юэ цзин (Книга музыки) и Чунь цю (книга «Весны и осени») были закреплены в качестве основных канонов образования. Ханьское правительство определило утверждения из этих источников в качестве критериев определения истины, сделало их ведущей идеологией.

Таким образом, идеи других мудрецов более не занимали равного положения с идеями конфуцианства и не могли использоваться для приведения фактов и выявления истины в научных дискуссиях. Идеи конфуцианства были поставлены выше и стали своеобразным воплощением истины. В случае расхождения с утверждениями конфуцианских канонов идеи других мудрецов считались ошибочными. Конечно, это оказало огромное влияние на ситуацию: образовательная среда из оживленного соперничества ста школ превратилась в среду с господством конфуцианской идеологии.

Древнекитайские философы уделяли большое внимание человеческой природе, необходимости воспитания и образования. В зависимости от понимания человеческой природы они излагали основополагающие принципы обучения и взгляды на организацию процесса обучения для разных категорий людей. В той или иной мере они стали теоретической базой системы образования. Наибольшее значение, бесспорно, имеет конфуцианство. Идеи почитания образования и этики из конфуцианства глубоко вошли в сердца людей, поспособствовали нравственному преобразованию общества и формированию уникальных традиций китайской нации.

3. «Учение о принципе» и «учение о сердце»

В период династий Сун и Мин конфуцианство было представлено главным образом двумя течениями: «учением о принципе» (ли сюэ) и «учением о сердце» (синь сюэ), основателями которых являются соответственно Чжу Си и Лу Цзююань. Между этими направлениями есть немалые отличия.

Приверженцы учения о принципе считали принцип наиболее важным, основной основ. Только овладев принципом ли (Ш), человек может обрести свободу и стать культурным. Сторонники «учения о сердце» полагали, что все самое важное заключается в сердце, нужно только обратиться к себе и стать искренним, поддерживать врожденные качества и воспитывать в себе доброту, в результате чего можно стать истинным благородным мужем. Эти расхождения отчетливо проявляются в том, как воспитывать людей, и находят свое отражение в направлении образовательной деятельности.

Чжу Си считал, что у множества всех вещей и явлений есть свои принципы ли, а обобщает множество принципов ли некий общий принцип ли. Человек не может сразу осознать общий принцип ли. Сначала он должен осознать конкретные частные принципы ли: сегодня один принцип, завтра другой. С течением времени он будет узнавать все больше принципов ли и в определенный момент постигнет общий принцип ли. Познание принципа ли нужно для духовного совершенствования, повышения нравственного уровня и одновременно для того, чтобы обучать других людей. Образование, за которое выступал Чжу Си, представляет собой длительный процесс усердных исследований, тяжелого преобразования.

В «учении сердца» Лу Цзююаня сказано: «Вселенная - это мое сердце, а мое сердце - это вселенная», а также: «Все люди имеют сердце, а все сердца наполнены принципом ли» [Ibidem, p. 24]. Если в сердце любого человека есть все принципы ли вселенной, то зачем тогда занимающиеся наукой люди повсюду ищут истину? Ее нужно искать в своих сердцах. Для того чтобы найти истину в своем сердце, необходимо поставить твердую

цель. Когда цель верна, то все поступки и слова будут верными. Если же цель ошибочна, то первая ошибка повлечет за собой другие. Если, не утвердив цель, зарыться в книги и учиться, то это сродни помощи врагам (поставлять разбойникам бойцов и провиант, увеличивая их мощь, и невольно стать орудием врага). Сначала следует поставить перед собой цель, а потом приступать к обучению. А что делать, если есть «душевное загрязнение»? Лу Цзююань говорил, что нужно просто избавиться от него. «Если сердце не здорово, то нужно это искоренить, в результате чего происходит обретение чистоты и ясности. После этого каждый раз необходимо отсеивать ненужное до тех пор, пока сердце не станет полностью чистым и ясным» [Ibidem]. Идеи обучения Лу Цзююаня кажутся очень простыми, поэтому он говорил: «Мое учение легко для изучения и следования» [Ibidem]. В обучении Лу Цзююань ставит цель, намерение на первое место.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что приверженцы разных течений господствовавшей в то время идеологии конфуцианства уделяли большое внимание вопросу принципов организации процесса обучения, методологических подходов.

Влияние древнекитайской философии в целом и конфуцианства в частности на образование в Китае трудно переоценить. В историческом процессе появлялись новые течения ранее созданных философских школ, новые методы обучения, но основа при этом оставалась незыблемой. Верность традициям, отсутствие стремления перечеркнуть неудачные страницы истории в угоду современным веяниям обусловливают сохранение культурной идентичности Китая, духовную зрелость нации, уникальность и успешность пути развития сферы образования.

Список источников

1. Базарова А. Н. Роль конфуцианства в развитии традиционного китайского образования // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 8. С. 169-172.

2. Боревская Н. Е. Педагогическая мысль в контексте китайской культуры // Проблемы дальнего Востока. 2004. № 4. С. 142-148.

3. Боревская Н. Е. Система образования с китайской спецификой // Народное образование. 2003. № 7. С. 38-45.

4. Ван Жуйшэн. Конфуцианские идеи и модернизация Восточной Азии // Китайская философия. 1996. № 12. С. 125-130.

5. Иващенко В. И., Капранов Г. А. Влияние конфуцианства на современное образование в Китае [Электронный ресурс]. URL: http://modern-j.ru/domains_data/files/6/Ivashenko- 1.pdf (дата обращения: 19.07.2017).

6. Переломов Л. С. Конфуций. Лунь Юй. М.: Восточная литература, 2001. 588 с.

7. Фэн Юлань. Краткая история китайской философии / пер. на рус. Р. В. Котенко. СПб.: Евразия, 1998. 376 с.

8. Хэ Чуаньци. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010) / пер. с англ.; под общ. ред. Н. И. Лапина. М.: Весь Мир, 2011. 255 с.

9. Ци Миньянь. Ценностная парадигма современного китайского образования // Актуальные проблемы развития КНР в процессе ее регионализации и глобализации: материалы III международной научно-практической конференции. Чита, 2011. С. 266-268.

10. Ifii^flft. 1999. #22 (4). 36-42^ (Ян Цзефу, Чэнь Жуйкай, Тан Лицзюнь. Материальный мир и антиматериальный мир // Вестник Хунаньского педагогического университета. 1999. № 22 (4). С. 36-42).

11. Lu Youzhi. Where can I ask for the active living water come // Scientific bulletin of Jilin Normal University. 2005. Vol. 6. № 3. P. 24-26.

12. Meng Wanjin. Sixty Years of Splendid Special Education // Education. 2010. Vol. 1. № 2. P. 14-19.

13. Zhou Guidian. The Influence of Ancient Chinese Philosophy on Education // Scientific bulletin of Beijing Normal University. 2007. Vol. 4. P. 24-26.

THE PHILOSOPHICAL FOUNDATIONS OF THE ANCIENT CHINESE PARADIGM OF EDUCATION

Li Wanli

Transbaikal State University, Chita 9144596000@mail.ru

Currently, higher education in China is faced with a problem: how to form a personality advanced in the humanities under the conditions of modern socio-cultural processes. The article examines the philosophical grounds applied by the Chinese government in the process of reforming the education system. Adherence to traditions, the lack of desire to cross out the unfortunate pages of history in favor of modern trends determine the preservation of China's cultural identity, the spiritual maturity of the nation, the uniqueness and success of the way of the education sphere development.

Key words and phrases: education; Ancient Chinese philosophy; ideological basis; Confucianism; universal unification; human nature.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.