Научная статья на тему 'Философские концепции естественного языка'

Философские концепции естественного языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
623
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК / ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК / РЕЧЬ / ЯЗЫКОВОЙ МЕХАНИЗМ / ПРАВИЛО / ЗНАЧЕНИЕ / ДИАЛОГ / ЯЗЫКОВАЯ ИГРА / LANGUAGE / NATURAL LANGUAGE / SPEECH / LANGUAGE MECHANISM / RULE / MEANING / DIALOG / LANGUAGE GAME

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Григоренко Екатерина Владимировна

В статье анализируется понятие естественного языка в современной философии, представлены его основные характеристики. Концепт «естественный язык» исследуется в философии Л. Витгенштейна, Г.-Г. Гадамера, И.Г. Гердера, В. фон Гумбольдта, Л. Ельмслева, Ф. де Соссюра, М. Хайдеггера, Г.Г. Шпета. Утверждается, что естественный язык является основой для развития речи каждого человека. Данный вид языка формируется людьми в процессе коммуникации, выступает основой для развития любого вида знания и имеет социальный характер (общие схемы понимания и выражения значения). Цели статьи анализ современных концепций естественного языка и актуализация идеи о том, что данный вид языка может являться методологией гуманитарного знания, исследуя вопросы коммуникации, формирования и реализации языковых выражений. В работе решались следующие задачи: исследованы концепции, связанные со спецификой формирования естественного языка, актуализирована модель естественного языка для современного научного знания. Полученные результаты могут быть использованы в учебных курсах по истории философии, философии языка и философии культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical Concepts of Natural Language

The paper deals with the concept of natural language in modern philosophy and presents its main characteristics. This term is studied in the philosophy of L. Wittgenstein, H.-G. Gadamer, J.G. Herder, W. von Humboldt, L. Hjelmslev, F. de Saussure, M. Heidegger, and G.G. Shpet. It is argued that natural language is the basis for the development of each person’s speech. This type of language is formed by people during communication. Besides, it helps develop any kind of knowledge and is of a social nature (it has general schemes for understanding and expressing meanings). The purpose of the study is to analyze the modern concepts of natural language and update the idea that this type of language can be a methodology of humanitarian knowledge when studying the issues of communication, creation and usage of language phrases. The paper examines the concepts related to the generation of natural language and updates the natural language model for modern scientific knowledge. The research findings may be useful within the syllabus of history, philosophy, philosophy of language, and philosophy of culture.

Текст научной работы на тему «Философские концепции естественного языка»

УДК 165.0:811.1/.8

https://doi.org/10.24158/fik.2019.7.4

Григоренко Екатерина Владимировна

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии Гуманитарного института Сибирского федерального университета

ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА

Grigorenko Ekaterina Vladimirovna

PhD, Associate Professor, Philosophy Department, Institute of Humanities, Siberian Federal University

PHILOSOPHICAL CONCEPTS OF NATURAL LANGUAGE

Аннотация:

В статье анализируется понятие естественного языка в современной философии, представлены его основные характеристики. Концепт «естественный язык» исследуется в философии Л. Витгенштейна, Г.-Г. Гадамера, И.Г. Гердера, В. фон Гумбольдта, Л. Ельмслева, Ф. де Соссюра, М. Хайдег-гера, Г.Г. Шпета. Утверждается, что естественный язык является основой для развития речи каждого человека. Данный вид языка формируется людьми в процессе коммуникации, выступает основой для развития любого вида знания и имеет социальный характер (общие схемы понимания и выражения значения). Цели статьи - анализ современных концепций естественного языка и актуализация идеи о том, что данный вид языка может являться методологией гуманитарного знания, исследуя вопросы коммуникации, формирования и реализации языковых выражений. В работе решались следующие задачи: исследованы концепции, связанные со спецификой формирования естественного языка, актуализирована модель естественного языка для современного научного знания. Полученные результаты могут быть использованы в учебных курсах по истории философии, философии языка и философии культуры.

Ключевые слова:

язык, естественный язык, речь, языковой механизм, правило, значение, диалог, языковая игра.

Summary:

The paper deals with the concept of natural language in modern philosophy and presents its main characteristics. This term is studied in the philosophy of L. Wittgenstein, H.-G. Gadamer, J.G. Herder, W. von Humboldt, L. Hjelmslev, F. de Saussure, M. Heidegger, and G.G. Shpet. It is argued that natural language is the basis for the development of each person's speech. This type of language is formed by people during communication. Besides, it helps develop any kind of knowledge and is of a social nature (it has general schemes for understanding and expressing meanings). The purpose of the study is to analyze the modern concepts of natural language and update the idea that this type of language can be a methodology of humanitarian knowledge when studying the issues of communication, creation and usage of language phrases. The paper examines the concepts related to the generation of natural language and updates the natural language model for modern scientific knowledge. The research findings may be useful within the syllabus of history, philosophy, philosophy of language, and philosophy of culture.

Keywords:

language, natural language, speech, language mechanism, rule, meaning, dialog, language game.

Понятие «естественный язык», анализируемое в статье с позиций современной философии, как правило, противопоставляется понятию «речь» и является синонимом языка.

И.Г. Гердер в «Трактате о происхождении языка» анализирует особенности его происхождения, указывая на то, что язык формируется людьми и начинается с чувств, звуков, потом появляются слово и разные виды деятельности, которые выражают общие характеристики народа. «...Язык мог быть изобретен людьми. С внутренней стороны доказывается особенностями души человека, а с внешней - организацией языка, а также аналогичными особенностями всех языков у всех народов - как в отношении их составных элементов, так и во всем великом поступательном развитии языка в связи с развитием разума» [1].

Таким образом, язык в концепции И.Г. Гердера формируется посредством похожих особенностей у всех народов, которыми являются душа (чувства человека) и разум.

Характеристику роли естественного языка в формировании народа, нации представляет Г.Г. Шпет в работе «Введение в этническую психологию». Одним из предметов изучения этнической психологии является язык. Анализируя его, философ вводит понятие «дух», определяемое как коллективный субъект, который представлен в мифах, языке.

По утверждению философа, именно этническая психология является основой для изучения и понимания языка. Особенностью этой науки является исследование смены представлений и чувств, которые связаны со словом и его значением. Эта смена осуществляется в процессе смены поколений и обозначается как изменение значения. В связи с этим язык из частного предмета становится образцом.

Важно заключить: в концепции исследования языка Г.Г. Шпета язык приобретает статус естественного, обозначающий уровень формирования и употребления выражений определенной нации, народа, общества. Именно тогда язык становится образцом для развития речи каждого индивида.

Философ отмечает, что народ выступает основой формирования каждого индивида, включая и его язык. «Духовный уклад индивида и есть дух его народа. Мы определяем конкретный дух, собирая типические черты одного "воображаемого" репрезентанта, и этот последний уже служит "нормою" для определения принадлежности каждого эмпирического индивида к данному коллективному типу, а равно и для определения меры его уклонения от него. Определяющие источники всякого конкретного переживания лежат в духовном укладе, который предопределяет действия и переживания не только индивида, но всякой группы» [2, с. 153-154].

В концепции Г.Г. Шпета язык, формирующийся в определенном обществе, среде, представляет основу для развития и совершенствования речи любого человека.

Согласно концепции Ф. де Соссюра, язык характеризуется социальным моментом, выражающим коллективное сознание, речь является индивидуальным принципом формирования и представления сознания отдельного субъекта. «...Язык - только определенная часть - правда, важнейшая часть - речевой деятельности. Он является социальным продуктом, совокупностью необходимых условностей, принятых коллективом, чтобы обеспечить реализацию, функционирование способности к речевой деятельности, существующей у каждого носителя языка. Взятая в целом, речевая деятельность многообразна и разнородна; протекая одновременно в ряде областей, будучи одновременно физической, физиологической и психической, она, помимо того, относится и к сфере индивидуального, и к сфере социального; ее нельзя отнести определенно ни к одной категории явлений человеческой жизни, так как неизвестно, каким образом всему этому можно сообщить единство» [3, с. 16-17].

Язык Ф. де Соссюр представляет как целостность, которая является отправным началом классификации.

Философ подчеркивает, что естественной для человека является не речевая деятельность, а способность создавать язык как систему дифференцированных знаков, которые соответствуют дифференцированным понятиям.

По утверждению Ф. де Соссюра, язык - это готовый продукт, пассивно регистрируемый говорящим, он не предполагает преднамеренности, а также в нем сознательно проводится классифицирующая деятельность. Речь является индивидуальным актом воли и разума. В этом акте различаются комбинации, в которых говорящий использует код языка с целью выражения своей мысли, и психофизический механизм, позволяющий объективировать эти комбинации [4, с. 20-21].

На основе вышеизложенного мыслитель представляет основные свойства языка.

1. Язык можно рассмотреть в определенном речевом акте, а именно так, где слуховой образ ассоциируется с понятием. Язык выражает социальный аспект речи, он является внешним по отношению к индивиду; человек не может ни создавать язык, ни изменять его. Язык может существовать только в рамках определенного договора, созданного коллективом. Человек, который не может говорить, все равно способен понимать язык, поскольку он понимает слышимые им языковые знаки.

2. Язык доступен самостоятельному изучению. Люди способны овладеть языковым механизмом и тем самым изучить и понять язык.

3. Язык представляет собой систему знаков, в которой главным является соединение смысла и акустического образа.

4. Язык по своей природе конкретен, и поэтому его возможно исследовать. Языковые знаки психичны, они представляют собой ассоциации, сформированные коллективом, они являются языком и выражают реальности, отражающиеся в мозгу. Знаки языка осязаемы: в рамках письменной деятельности они могут быть зафиксированы с помощью условных написаний, акты речи невозможно каким-то образом зафиксировать. В языке существует только акустический образ, который может быть передан с помощью определенного зрительного образа. Именно возможность фиксировать явления языка позволяет сделать словарь и грамматику верным изображением его [5, с. 21-22].

По утверждению философа, язык необходим для того, чтобы речь была понятна и эффективна; речь необходима для формирования языка; исторически факт речи всегда предшествует языку.

В концепции Ф. де Соссюра язык представляет собой социальное явление и существует благодаря договору. Основываясь на данном факторе, язык приобретает статус естественного языка, обладающего определенными идеями и правилами.

Луи Ельмслев, последователь структуралистской традиции, в частности Ф. де Соссюра, рассуждая о специфике естественного языка, анализирует его особенности.

Язык, как отмечает философ, выступает основой для развития личности, семьи и нации. «Язык, рассматриваемый как знаковая система и как устойчивое образование, используется как ключ к системе человеческой мысли, к природе человеческой психики. Рассматриваемый как надындивидуальное социальное учреждение, язык служит для характеристики нации. Рассматриваемый как колеблющееся и изменяющееся явление, он может открыть дорогу как к пониманию стиля личности, так и к событиям жизни прошедших поколений» [6, с. 30].

Анализируя язык, Л. Ельмслев отмечает, что он должен быть адекватным, удобным в обращении, а также практичным в своем употреблении.

Естественный язык в концепции Л. Ельмслева приобретает статус практического, он является основой для формирования и развития семиотики как теории значения. «Практически язык является семиотикой, в которую могут быть переведены все другие семиотики - как все другие языки, так и все другие мыслимые семиотические структуры» [7, с. 129]. Именно естественный язык формирует правила для формирования значения языка и способствует созданию и развитию других языков.

Л. Ельмслев отмечает пять основных черт, входящих в основную структуру каждого языка:

«1. Язык состоит из содержания и выражения.

2. Язык состоит из последовательного ряда (или текста) и системы.

3. Содержание и выражение взаимно связаны в силу коммутации.

4. Имеются определенные соотношения в тексте и в системе.

5. Соответствие между содержанием и выражением не является прямым соответствием между определенным элементом одного плана и определенным элементом другого, но языковые знаки могут разлагаться на более мелкие компоненты. Такими компонентами знаков являются, например, так называемые фонемы, которые я предпочел бы назвать таксемами выражения и которые сами по себе не имеют содержания, но могут слагаться в единицы, имеющие содержание, например в слова» [8, с. 164].

Философ определяет язык трояко: как схему, где язык является чистой формой; как норму, в которой язык выступает материальной формой; как узус, где язык является совокупностью навыков.

Л. Ельмслев акцентирует внимание на определении языка как схемы, объясняя это тем, что именно в данной трактовке отражаются основные моменты значения. Мыслитель обращается к определению языка А. Сеше, который определяет его как алгебраическую схему, в которой главным моментом выступает изображение элементов языка с сохранением их индивидуальности. Делая вывод, философ полагает, что лучше всего охарактеризовать язык как знаковую систему. Язык-схему Л. Ельмслев определяет как игру, отмечая, что он имеет возможность на свое развитие и совершенствование.

На основе вышеизложенного можно заключить: естественный язык характеризуется Л. Ель-мслевым как схема, выражающая личность отдельного человека, а также и социальную общность определенной нации. Естественному языку необходимо выступать основой для развития других языков, поскольку именно в нем формируются главные значения языковых выражений.

Один из современных философов, характеризующий язык как общую систему для развития общества и речи, - Г.-Г. Гадамер. По утверждению мыслителя, язык есть то, что несет в себе и обеспечивает общность мировоззрения людей в обществе.

Философ отмечает, что в основе развития языка (естественного языка) - разговор, диалог людей, в котором достигается межчеловеческая общность, за ней следует «молчание понятности и самопонятности».

Формирование нового языка вносит помехи во взаимопонимание, которые можно устранить только в процессе коммуникации.

Г.-Г. Гадамер полагает, что язык автономен тогда, когда он, как естественный язык, обретает действительность в качестве аспекта мира, раскрываемого различными культурами. Способ бытия языка - это речь, а говорящими выступают все люди.

Характеризуя основу языка, мыслитель отмечает, что она имеет способность быть неоднозначной. «Основу языка, похоже, образует способность слов, вопреки определенности своих значений, быть неоднозначными, т. е. способность любого слова располагать гибким веером значений, и в этой именно гибкости проявляется своеобразная дерзость такого предприятия, как речь» [9, с. 58]. Именно в языке формируется речь со всей своей многозначностью и многообразностью значений слов и выражений.

В концепции Г.-Г. Гадамера естественный язык формируется и развивается в процессе диалога. Только в общении возможно достижение общечеловеческой общности идей. Естественный язык представляет собой обыденный язык, характеризующийся единством мыслей для каждого из нас.

Важный вклад в формирование модели естественного языка внес Л. Витгенштейн. Создание данного вида языка философ выражает посредством учения о значении. Его формирование мыслитель соотносит с концепцией употребления в языке. В связи с этим значение имени объясняют, основываясь на его носителе.

Естественный язык формируется только в рамках языковой игры. «Спрашивать вне конкретной игры: "Является ли данный объект составным?" - это уподобиться мальчику, получившему задание определить, в активной или пассивной форме употребляются глаголы в данных ему примерах, и ломавшему голову над тем, означает ли, например, глагол "спать" нечто актив-

ное или пассивное» [10]. Значение слова полностью зависит от того, как каждый из нас его трактует и понимает. Формирование, интерпретацию и употребление значения языкового выражения представляет каждый человек в процессе развития естественного языка.

Л. Витгенштейн отмечает, что иногда услышанное слово может вызывать один и тот же образ в сознании человека, а его применение может быть разным. Таким образом, одно и то же слово в разных ситуациях имеет разное значение.

Естественный язык, в рамках которого формируется его значение, философ соотносит с персональным языком. Этот язык понимает только тот, кто сформировал и является его носителем и ярким представителем.

В концепции Л. Витгенштейна естественный язык создается народом. «Наблюдая, как взрослые, называя какой-нибудь предмет, поворачивались в его сторону, я постигал, что предмет обозначается произносимыми ими звуками, поскольку они указывали на него. А вывод этот я делал из их жестов, этого естественного языка всех народов, языка, который мимикой, движениями глаз, членов тела, звучанием голоса выражает состояние души, когда чего-то просят, получают, отвергают, чуждаются» [11]. Естественный язык формируется в процессе общения людей, обмена опытом, и в связи с этим каждый из нас интерпретирует и употребляет в определенной системе конкретные значения языка.

На основе анализа концепции естественного языка Л. Витгенштейна можно сделать вывод: естественный язык формируется народом, учитывая его чувства, стремления и традиции; естественный язык формируется каждым человеком, основываясь на его восприятии, чувствах, переживаниях и мыслях. Значение языкового выражения создается в рамках теории употребления в конкретной языковой игре. Значение слова в определенной языковой игре формируется по определенным правилам, меняется языковая игра, происходят изменения в реализации значения. Специфика естественного языка выражается в изменении правил, и тогда слово приобретает совершенно другое значение или вообще его теряет, но в таком случае можно изменить и само слово.

Необходимо отметить рассуждения Н. Хомского, одного из ярких представителей современной аналитической философии, исследующего развитие грамматики как основы для развития естественного языка. Согласно концепции мыслителя, стремления человека могут выражаться в рамках грамматики, которая выступает как система правил, устанавливающих соответствия между значениями мысли и тем, как они выражены посредством звукосочетаний. «Очевидным образом эти правила действуют в бесконечных пределах. Как только человек овладел этими правилами (конечно, бессознательно), он в принципе способен использовать их для приписывания семантических интерпретаций сигналам вполне независимо от того, поступают они к нему целиком или их части, в том случае, если они состоят из элементарных единиц, которые он знает и которые объединяются по правилам, которые он усвоил» [12]. Таким образом, формирование естественного языка зависит от понятий, характеризующихся определенными значениями.

В.А. Ладов, анализируя особенность грамматического учения Н. Хомского, отмечает полную взаимосвязь грамматики и естественного языка, где грамматика дает основу для развития и реализации данного вида языка. «Натуралистический ответ Хомского хорошо известен. Он предполагает существование врожденного, генетически наследственного знания о формальных грамматических структурах, проявляющихся во всех возможных естественных языках, использование которого дает способность человеку генерировать неограниченное число новых лингвистических последовательностей и однозначно интерпретировать их. Задача генеративной грамматики заключается в открытии этих фундаментальных структур и демонстрации того, как осуществляется их трансформация с глубинного на поверхностные уровни естественных языков» [13, с. 40].

На основе вышеизложенного необходимо заключить: естественный язык формируется обществом, народом, включая в себя стремления, переживания и знания общества; естественный язык выступает основой для формирования и развития языков любого типа; естественный язык -основа для развития речи; естественный язык представляет собой механизм формирования и развития знания, психический уровень восприятия обществом мира; естественный язык формирует определенный вид деятельности и значение языка; естественный язык, его значения формируются собеседниками в процессе диалога; естественный язык основывается на определенной грамматике, это дает человеку возможность определять значения в естественном языке.

Важным моментом в исследовании данного вида языка является идея о том, что именно естественный язык может выступать основой для развития гуманитарного знания, а именно являться методологией гуманитарной науки, при этом решая вопросы о формировании значения языка, его употреблении, интерпретации и понимании. Исследование этих вопросов способствует развитию коммуникации и речевого общения, что ведет к формированию определенных методов и теорий, которые стимулируют развитие гуманитарных наук - филологии, лингвистики, культурологии, социологии, истории и права.

Ссылки:

1. Гердер И.Г. Трактат о происхождении языка / пер. с нем. Г.Ю. Бергельсона. Изд. 2-е. М., 2007. 88 с.

2. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. СПб., 1996. 160 с.

3. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики / пер. с фр. А. Сухотина ; под общ. ред. М.Э. Рут. Екатеринбург, 1999. 432 с.

4. Там же. С. 20-21.

5. Там же. С. 21-22.

6. Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка : пер. с англ. / сост. В.Д. Мазо. М., 2006. 248 с.

7. Там же. С. 129.

8. Там же. С. 164.

9. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного : пер. с нем. М., 1991. 366 с.

10. Витгенштейн Л. Философские исследования / пер. с нем. Д. Добросельского. М., 2010. 349 с.

11. Там же.

12. Хомский Н. Современные исследования по теории врожденных идей // Философия языка : пер. с англ. / ред.-сост. Дж.Р. Серл. М., 2004. С. 167-177.

13. Ладов В.А. Формальный реализм. Томск, 2011. 132 с.

References:

Chomsky, N 2004, 'Recent Contributions to the Theory of Innate Ideas', in JR Searle (ed., comp.), The Philosophy of Language, Moscow, pp. 167-177, (in Russian).

Gadamer, H-G 1991, The Relevance of the Beautiful, Moscow, 366 p., (in Russian).

Herder, JG & Bergelson, GYu (trans.) 2007, Essay on the Origin of Language, 2nd ed., Moscow, 88 p., (in Russian). Hjelmslev, L & Mazo, VD (comp.) 2006, Prolegomena to a Theory of Language, Moscow, 248 p., (in Russian). Ladov, VA 2011, Formal Realism, Tomsk, 132 p., (in Russian).

Saussure, F de, Sukhotin, A (trans.) & Rut, ME (ed.) 1999, Course in General Linguistics, Ekaterinburg, 432 p., (in Russian).

Shpet, GG 1996, Introduction to Ethnic Psychology, St. Petersburg, 160 p., (in Russian).

Wittgenstein, L & Dobroselskij, L (trans.) 2010, Philosophical Investigations, Moscow, 349 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.