Научная статья на тему 'Философские истоки мистической литературы'

Философские истоки мистической литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
216
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философские истоки мистической литературы»

ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ МИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Самошкина А.Ю. ©

Аспирант, ГПК ГГТУ

Первые попытки рационального переосмысления мифологического материала предпринимались еще в античности. Так, у софистов, стоиков, пифагорейцев преобладало аллегорическое истолкование мифологии. Софисты, несмотря на ее отрицание и критику, часто использовали миф как форму утверждения той или иной морали и рассматривали его как необходимый вид творчества (Протагор, Филострат, Антифонт, Горгий, Продик, Критий) [3, 27-29].

Божественная картина стоиков антропоцентрична: мир сотворен для людей. Боги для стоиков - аллегории стихий, являющихся проявлением огненного Логоса, «душа, скрывающаяся в материи» [3, 202]. Эта душа творит мир для людей и богов, наиболее совершенных и разумных воплощений первоогня, она одновременно материальна и «содержит в себе черты разумения, даже промысла...» [3, 181]. Пифагор считал языческую мифологию примитивной, однако не отрицал богов, а, напротив, рассматривал их как часть космического порядка. В культах Диониса и Аполлона он увидел не произвол стихии, а отражение вселенского закона. Человеческий дух, по мнению Пифагора, также содержит в себе гармонию этого закона. В его учении олимпийская традиция выступила как манифестация «человеческого» разумного начала в лице богов [4, т. 4].

Интерпретация мифов, предложенная известным древнегреческим ученым-философом Платоном, является философско-символической: «Это заставляет нас считать их [мифы в изложении Платона], скорее, весьма глубокими символами, которые иной раз даже трудно отделить от объективно-онтологического рассуждения» [3, 665]. Герои и сюжеты мифов не являются у Платона аллегориями, а воспринимаются практически как реальные. Создавая собственные мифы и используя традиционные, он с их помощью излагал свое виденье космического и земного мироустройства. Платон рассматривал богов или как высших представителей космического пространства, или как символы планет [5, т. 3].

Однако само мифологическое мировосприятие, хоть и заменяясь постепенно религиозным, не исчезло полностью, а сохранилось, частично трансформировавшись. Так, А.Г. Иванов отмечает, что христианство ассимилировало некоторые базовые установки данного типа сознания, в народном сознании оно оставалось господствующим, а создание новых мифов подтверждало неиссякаемое стремление народа к мифотворчеству. Важные черты мифологического сознания продолжали проявляться в мировоззрении человека: «части пространства различались по степени своей сакральности, символ замещал реальность, духовному приписывались материальные свойства, а часть могла представлять целое» [2, 29].

Я. Гримм одним из первых предложил лингвистическую теорию мифа. По его мнению, слова возникли как отражения впечатлений о предметах и обладали мифологической образностью [2, 34]. Ф. Шлегель рассматривал мифологию как источник вдохновения для художественного творчества [2, 34]. Ф. Кройцлер рассматривал мифологических богов как символы бесконечного. По его мнению, дошедшая до нас мифология - это знания, переданные жрецами народу в упрощенной символической форме [2, 39]. Ф. Гегель считал миф простейшей по сравнению с высшими чувственной формой постижения истины через символы, «продуктом фантазии, но не продуктом произвола [1, 133].

Наиболее интересная теория мифов этого периода представлена у Ф. Шеллинга. Для него боги - это идеи философии, в мифологии - символика идей. Мифологию, по мнению Ф. Шеллинга, следует воспринимать целостно, не пытаясь выделить частности, форму и

© Самошкина А.Ю., 2016 г.

содержание. История смены богов, которую он назвал сукцессивным политеизмом, отраженная в мифологии - результат развития творческого мифологического сознания человека [7]. В целом в период романтизма наблюдалась тенденция к идеализации древнего прошлого народов, к созданию поэтическо-философского мировоззрения, опирающегося именно на мифологическое мировоззрение. Наиболее значимым для изучения мифологии в данный период стала замена аллегорического истолкования символическим.

Таким образом, миф является важным инструментом познания и восприятия мира с древнейших времен. Господство мифологического мировоззрения сменилось периодом виденья мира через религию, а затем через науку. Однако оно не исчезало полностью, всегда выполняя свою важную роль в объяснении человеком действительности и в реализации его потребности в поиске трансцендентного. Современной науке и философии требуются новые способы познания мира. Не исключено, что часть ответов на стоящие перед ними задачи может дать именно исследование мифа. Интерес к мифу возрождается и популярность художественных сакрально-мистических текстов (главным образом, текстов фэнтези) также об этом свидетельствуют. Их изучение позволяет установить роль мифологического мировоззрения в цельном виденье мира современного человека, а также охарактеризовать его стремление к трансцендентному.

Литература

1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. - СПб.: Наука, 1993. - Кн.1. - 350 с.;

2. Иванов А.Г. Архаическое и современное мифологическое сознание: социально-философский аспект: дис. ... канд. философ. наук. - Воронеж, 2006. - 201 с.;

3. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. - М.: Академический Проект, 2008. - 303 с.;

4. Мень А.В. Дионис, Логос, Судьба: Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра // История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. - М.: СП «Слово», 1992. -Т.4. - 271 с.;

5. Платон. Сочинения. - М.: АСТ, 2000. - 846 с.;

6. Платон. Тимей: собрание сочинений. - М.: Мысль, 1994. - Т.3. - 654 с.;

7. Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. - М.: Мысль, 1966. - 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.