УДК 115:316
Петров Николай Валерьянович
автономная некоммерческая организация высшего образования «Академия технологии и управления» [email protected]
Философия мифологии античности
Nikolay V. Petrov
autonomous non-profit organization of the higher education
«Academy of technology and management» [email protected]
Philosophy of
MYTHOLOGY OF ANTIQUITY
Аннотация. В статье рассматривается роль и статус мифологии как социокультурного феномена, а также философия мифологии античности. Разнообразные представления философии мифологии античности оказывали существенное влияние на разработку многих значимых антропологических, онтологических, гносеологических, аксиологических проблем в последующем развитии философии. Автором выявляются основные подходы философов античности к пониманию феномена мифа и делается вывод о том, что в эпоху Средних веков начинаются гонения на мифологию античности, а также одновременно происходит расцвет новой библейской мифологии.
Ключевые слова: миф, античность, сознание, онтология, гносеология.
Annotation. The article examines the role and status of mythology as a sociocultural phenomenon, as well as the philosophy of the ancient mythology. A variety of presentation of philosophy of mythology of antiquity had a significant impact on the development of many important anthropological, ontological, epistemological, axiological problems in the subsequent development of philosophy. The author identifies the main approaches of philosophers of antiquity to understanding the phenomenon of myth and concluded that in the era of the Middle Ages started the persecution of ancient mythology, and the simultaneous flowering of a new biblical mythology.
Keywords: myth, antiquity, consciousness, ontology, epistemology.
Философское осмысление мифологии имеет достаточно давнюю традицию. Сама философия на ранних этапах своего становления имеет ярко выраженные черты мифологизма. Поэтому актуальным является философское понимание мифа, которое происходит в рамках рассмотрения проблемы мифологического сознания, так как является ключом к пониманию самой природы и сущности человеческого сознания. Разворачиваясь в русле различных философских представлений, философия мифологии рассматривает миф, прежде всего как своеобразный метод понимания сознанием действительности, как направленность на саму реальность. Но в то же время, миф является основой к пониманию работы самого бессознательного, по той причине, что там, где ставится проблема бессознательного, речь всегда идет и о мифе, так как связь мифологии и бессознательного не вызывает сомнения.
Философия мифологии зародилась в античной культуре в общем русле развития философского знания. И начиная с этого периода, а в последующем дальнейшего развития всей философии, разнообразные представления философии мифологии античности оказывали достаточно весомое влияние на вырабатывание значимых антропологических, онтологических, гносеологических, аксиологических и других проблем в последующем развитии философии.
Рассмотрение исторической эволюции основных идей и взглядов в области философии мифологии может позволить поставить вопрос об особой форме сознания, основная функция которого состоит в исключительном продуцировании и воспроизведении конкретно-чувственной образности. Особенность этой формы образности заключается в том, что оснований ее содержания к условиям ее генезиса и функционирования самом субъект рационально-понятийным образом в полной мере не открывает, она не охватывается его рефлексией. Они в основном переживаются сознанием, но не объясняется и не интерпретируется им. Подобная конкретно-чувственная образность несет в себе и явно выраженную заинтересованность субъекта в ней, на нее направлены его волевые интенции, она является объектом его волевого самоопределения. Первобытная мифология представляет собой исторически первую, но далеко не единственную форму проявления такой образной деятельности сознания.
На наш взгляд, предметом философии мифологии является мифотворчество как специфическая деятельность человеческого сознания, результатом которой выступает мифология. Сущность мифотворчества связана с наиболее глубинными закономерностями деятельности сознания, с его фундаментальными функциями. Мифологическое глубоко заложено в природе человека, в пластах его духовности. Поэтому
30
миф всегда был и остается весьма действенным фактором в общественном развитии, весомым духовным средством, которое может быть направлено как на гуманизацию, так и дегуманизацию общества.
На ранней стадии развития человеческого общества рациональное мышление отождествляются с мифологией, так как первые научные и философские опыты практически тождественны мифологии и осуществляются в рамках и по ее законам. Так, например, Анаксимандр, создавший первую карту, считал, что Земля представляет собой каменный цилиндр. Другие философско-научные положения также основывались не на эмпирических данных, а имели чисто умозрительный характер. Их начало можно увидеть в архаических верованиях и древних культах, в орфизме. В качестве первоначала мира Фалес видел воду, Анаксимен - воздух, Пифагор - число, Гераклит - огонь. Конечно, подобные взгляды представляют собой в большей степени мифологию, без которой не удалось бы обойтись первым философам и ученым (научными они могут называться условно). «Как это ни странно для нас, но эти борющиеся, похищающие и похищаемые герои представляют собой архаическую форму наших будущих абстракций, наших философий и гносеологий, систем наших восприятий мира ...» [5, с. 50].
Общепринятым фактом является превращение мифологических образов в понятия. Философы Древней Греции выступали с критикой мифа, хотя сами не могли обходиться без обращения к нему в своих натурфилософиях. Философия античности имеет своим истоком рефлексию над развитым мифологическим опытом.
Первыми, кто зафиксировал и воспроизвел в стихотворной форме древнегреческую мифологию, были певцы героического эпоса VIII-VII вв. до н.э., в это самое время началось разложение родового строя. Ими было написано более сотни книг, из которых сохранилась небольшая часть произведений, в частности, гомеровские «Илиада» и «Одиссея».
Вторым этапом в развитии эпоса был дидактический эпос VII в. до ню. В содержательном плане он был посвящен выявлению генеалогии различных греческих богов и героев. К этому можно отнести такое произведение, как «Теогония» Гесиода. Лирические поэты VII-VI вв. до ню. (^кей, Сапфо) занимались обработкой древних мифов, внося в них религиознонравственный смысл и свой индивидуальный подход. Совершенно новую жизнь обрела мифология в творчестве драматических поэтов V в. до ню., в знаменитых трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида. Мифологический сюжет в большей мере использовался ими для решения актуальных для общества проблем, решаемых в гуманистическом ключе. Трагедия стала вершиной в развитии литературы античности.
В то же время мифологией занимаются историки-генеалоги (греч. - родословная), который попытались систематизировать разнообразные
мифы. Их работы к сожалению не сохранились. В III в. до ню. над мифами работали александрийские ученые. Например, Аполлоний Родосский собирал малоизвестные мифы и поэтически перерабатывал их. Сведения об античных мифах дошли до нас из исторических (Геродот и Фукидид) и географических (Страбон) сочинений. Хранителями мифа выступают римские поэты (Вергилий и Овидий), а также христианские писатели первых веков нашей эры.
Наибольшей достоверностью отличаются пересказы мифов писателями эпохи эллинизма и первых веков христианства, целью которых была критика языческих верований и обрядов. Именно они обращались к ранним архаическим формам мифа. Объясняется это тем, что Климент Александрийский, Арнобий, Тертуллиан стремились показать нелицеприятную сторону языческих мифов, в которых описываются различные жестокие обряды и человеческие жертвоприношения.
Древним грекам принадлежали и такие представления мифов как: символическое, аллегорическое и эвгемерическое. Учитывая, что мифология постепенно переходила в разряд вымышленного повествования, утрачивала достоверность, была отнесена к области вымысла, а не реальности, то, начиная с VI-V вв. до ню., стало возможным интерпретировать ее как иносказание. Прежде всего, аллегорической интерпретации было подвергнуто литературное наследие Гомера, а его мифы пользовались большой популярностью и были признаны образцом словесного творчества.
Аллегорическое понимание мифов происходило в самом различном плане, как например природно-космологическом (например, Эмпедокл считал, что Зевс - аллегория огня, Гера - воздуха, Гадес - земли). Эстетическое понимание - мифы интерпретировались как моральные аллегории. В философском понимании - мифы интерпретировались как иллюстрации философских взглядов и концепций. Феаген из Регия (IV в. до ню.) считал, что мифы вобрали в себя всю народную мудрость и знания, но, чтобы понять их, нужно уметь правильно истолковывать мифы, поскольку знания даны в них в иносказательной форме. Он пытается понять логику построения образов богов в произведениях Гомера, связывая образы богов с природными стихиями (Например, Аполлон, Гелиос, Гефест - это аллегории огня, Посейдон - воды, Артемида -луны, Гера - воздуха), а также с качествами ума и души человека (Афина - аллегория ума, Арес - безрассудства, Афродита - страсти).
Понимание мифа как аллегории (греч. - иносказание) было особенно развито в эллинистическоиудейской и раннехристианской литературе. Его придерживались стоики, неоплатоники усматривали в мифах аллегорическое выражение концепции о переселении душ. Аллегорические истолкования, предпринимавшиеся в разное время, по сути, были обусловлены поиском скрытой сущности мифологических сказаний и образов на более поздней стадии развития человечества. Попытка установления одного единствен-
31
ного смысла того или иного мифа вело к его упрощению, искажению или разрушению из-за произвола интерпретатора.
Эвгемерические толкования возникли приблизительно в III в. до ню. и были так названы по имени грека Эвгемера, который усматривал в мифологических героях обожествление исторически существующих правителей. Его книга «Священная запись» продолжала собой развитие идей, высказанных еще Геродотом. Для него мифы предстают как своеобразные исторические памятники. Эвгемер стал основоположником рационалистической трактовки мифов. С возникновением такого представления можно говорить о том, что миф утрачивает былое сакральное значение о том, что миф превращался в обыкновенную историю, рассказ о далеком прошлом, и мифологическое восприятие мира безвозвратно потеряно. По его мнению, герои, прославленные своими подвигами, и мудрые цари обожествлялись людьми.
Символическая интерпретация мифа, встречающаяся у орфиков и пифагорейцев, связана с представлением о мифе как синтезе двух планов бытия: небесного и земного или, говоря философским языком, идеального и материального. Для них мифы были единственной достоверной реальностью, а не безыскусными и причудливыми образами. Мифы заключали в себе тайное знание, сокровенные смыслы бытия, природы, космоса, основы и принципы устройства потустороннего мира. В орфических табличках, найденных в гробницах, описываются, например, что должна делать бессмертная душа в загробном мире, чтобы достичь спасения:
Ты найдешь слева от дома Гадеса источник, Рядом с ним стоит белый кипарис.
К этому источнику близко не подходи.
Но ты найдешь другой около Озера Памяти, Холодные воды несущий, и пред ним стоит стража.
Скажи: «1 дитя земли и Звездного Неба,
Но род мой - только от неба.
Об этом вы знаете сами.
И вот я, жаждой томим, погибаю. Дайте скорее Холодной воды, текущей из Озера Памяти».
И сами они дадут тебе испить из святого источника,
И после этого среди других героев ты место получишь ...[3, с. 36]
Преобразователь орфического учения Пифагор выступал в русле символического понимания мифа, а характер его космогонических взглядов, его вера в переселение душ свидетельствовали о естественной принадлежности к мистической традиции.
Представитель элейской школы Ксенофан, был против антропоморфного понимания богов. Он критиковал Гомера и Гесиода за то, что они наделяли богов человеческими слабостями и пороками. Он был также против политеизма греческой религии. В «Насмешливой поэме» он писал:
Что среди смертных позором слывет и клеймится хулою -
То на богов возвести ваш Гомер с Гесиодом дерзнули.
Красть, и прелюбы творить, и друг друга обманывать хитро ...
Если бы руки имели быки, или львы, или кони, Если б писать, точно люди умели они что угодно, -Кони коням бы богов уподобили, образ бычачий Дали б бессмертным быки; их наружностью каждый сравнил бы
С тою породой, к какой он и сам на земле сопричислен [2, с. 84].
Если Гесиод считал вымысел в мифе положительным фактором, приближающим человека к истине, то Гераклит резко высказывался против получения знания из мифов, сочиненных поэтами. Гомер и Гесиод им осуждались: «Гомер заслуживает того, чтобы быть изгнанным из общественных мест и быть высеченным розгами ... Многознание не научает быть умным, иначе оно бы научило Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея» [4, с. 60].
Платон продолжил традицию досократиков, придерживающихся аллегорического толкования мифов. Спектр понимания мифа у Платона достаточно широк - это и обычное слово, мнение, речь, это и повествование о богах и героях, о прошлом человечества, это и басни Эзопа с их моральной сущностью. Поскольку главное для Платона в мифе - его воспитательная функция, то везде, где она не была выдержана последовательно, как у Гомера и Гесиода, миф считался неблагочестивым измышлением, вредным вымыслом. В своих воззрениях на миф Платон зачастую допускает, как и в других случаях, двусмысленные высказывания, которые можно трактовать по-разному. Мифологические и поэтические произведения есть подражание и выдумка, но в то же время они имеют непосредственное отношение к истине. Миф для Платона -выдумка, но и возвещенное оракулом священное слово, не подчинятся которому просто не возможно, оно принимает характер закона. Миф -это еще и нечто обольстительное, магическое, способное убедить в чем угодно. Но миф уступает логосу, как в философии воображение уступает размышлениям. С другой стороны, Платон почти отождествляет миф и логос, они заменяют друг друга и дополняют. Миф - это и некое подобие вечных идей, некая парадигма, образец образца. Соединение в мифе знания и вымысла делает миф могущественным по силе своего воздействия на людей, а раз это так, то Платон не мог не использовать мифы в своих произведениях. У Платона можно встретить отношение к мифам не только как к продуктам дорефлексивного сознания, но и как к тому, что философски может сконструировано, создано. В основном же, миф для Платона представляет собой область поэзии, а не научных фактов. С изучения мифов, считал Платон, необходимо начинать воспитание и образование юных граждан идеального государства.
32
Аристотель относил мифологию к поэтическому искусству, который являлся источником познания и удовольствия, считал, что мифология является подражательным искусством, который равноценен фабуле. Он признавал Гомера величайшим поэтом, а подражание лучшим людям считал характерным для его поэзии. От личности поэта зависит содержание поэзии: прекрасные деяния воспроизводятся людьми серьезными, а легкомысленные изображали жизнь людей «негодных». Аристотель ценил творческое воображение поэтов и советовал не ограничиваться старыми мифами, а творить новые фабулы.
Дальнейшее развитие представлений о мифе происходит в III-II в. до ню., в эпоху эллинизма, когда началось активное усвоение греческой культуры и мифологии Римом. Греческие боги, сливаясь с местными богами римлян, накладывают на последних «следы» собственного своеобразия и истории. Политически Рим завоевал Грецию, но в области культуры римляне оказались под сильным влиянием греческой культуры, которая признавалась образцом. Римские писатели во многом подражали греческим мастерам, что проявилось в творчестве Вергилия, Горация, Овидия. Миф не утратил своей привлекательности, но стал использоваться авторами для того, чтобы с его помощью запечатлеть историю и жизнь современников, свой жизненный опыт. Одни элементы мифа видоизменились, другие утратились целиком, заменились новыми. Порой в различных источниках один и тот же миф сохранял лишь имена героев. В центре мифов - частная жизнь, жанровые сцены, воспитание детей.
Философские школы эллинизма (школы стоиков, эпикурейцев) понимали миф в основном аллегорически, считая, что в нем запечатлены философские и религиозные истины. Эпикурейцы утверждали, что мифы служат для поддержки жрецов и правителей.
Литература:
1. Аверинцев С.С. Мифы // К.Л.Э. М., 1967. Т. 4. С. 97.
2. Ксенофан. Насмешливая поэма // Хрестоматия по античной литературе. М., 1965. С. 84.
3. Цит. по Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Т. 1. С. 36.
4. Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Т. 1. С. 60.
5. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978. С. 50.
Одновременно с греческой мифологией создавалась библейская мифология, вначале она была представлена ветхозаветными текстами, которые повествуют об истории еврейского народа. В библейской мифологии можно рассмотреть отголоски мифов Древнего Востока. Распространение христианской религии во многом было благодаря кризису культуры римского общества. Поэтому Христос вполне соотносится с умирающими и воскресающими божествами земледельческого культа, египетским Осирисом (богом плодородия), греческим Дионисом (богом плодоносящих сил земли). Христианский миф, в отличие от греческого, носит спиритуалистический характер. Ядром христианства является платонизм. Неоплатоники, особенно Плотин, оказали большое влияние на формирование теологии средних веков. Они хотели примирить мифологию Гомера с учением Платона. Так, Прокл утверждал, что Платон был почитателем божественного Гомера, хотя на самом деле Платон вел борьбу со старой мифологией. Неоплатоник Прокл разделил мифы на воспитательные (примером чего могут служить мифы Платона), и божественно-неистовые (примером чего могут служить мифы Гомера, Гесиода). С.С. Аверинцев, рассматривая это положение, отметил следующее: «...в перспективе тысячелетних путей европейской эстетической мысли эта классификация - не что иное, как первый набросок. концепции, которая приобретает четкость у Шеллинга. миф воспитательный - аллегория; миф «божественно-неистовый» - символ» [1, с. 97].
В эпоху средневековья начинаются с одной стороны гонения на мифологию античности (боги трактуются как нечистая сила и искушение дьявола), а с другой стороны происходит расцвет новой библейской мифологии.
Literature:
1. Averintsev S.S. Myths // K.L.E. M., 1967. T. 4. P. 97.
2. Ksenofan. Derisive poem // Anthology of antique literature. M., 1965. P. 84.
3. Tsit. on Russell B. History of the western philosophy. M, 1993. T. 1. P. 36.
4. Russell B. Istoriya of the western philosophy. M., 1993. T. 1. P. 60.
5. Freydenberg O.M. Myth and literature of antiquity. M., 1978. P. 50.
33