Научная статья на тему 'Философские идеи Жоржа Сореля. Миф как основа революционного движения'

Философские идеи Жоржа Сореля. Миф как основа революционного движения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
609
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Ключевые слова
АНАРХО-СИНДИКАЛИЗМ / ЖОРЖ СОРЕЛЬ / МИФ / ИДЕОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ерёмин Г. К.

В статье рассматриваются философско-политические взгляды французского публициста Жоржа Сореля, а также рассматривается его идея о мифе как основе революционного движения. Объясняется миф о всеобщей стачке и его влияние на идеи анархо-синдикализма. Рассматриваются взгляды философа на миф как совокупность общественных образов, влияющих на развитие общества. Даётся описание таких понятий Сореля, как «сила» и «насилие», а также влияние мифа на становление данных факторов в обществе, и их влияние на дальнейшее становление общественного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL IDEAS OF GEORGES SOREL. MYTH AS THE BASIS OF THE REVOLUTIONARY MOVEMENT

The article discusses the philosophical and political views of the French publicist Georges Sorel and considers his idea of the myth as the basis of the revolutionary movement. The article discusses significance of the myth of the general strike and its influence on the ideas of anarcho-syndicalism. There is a Sorel's explanation of the myth as a set of social images that affect the development of society. A description of such concepts of Sorel as “force” and “violence” is given, as well as the influence of myth on the formation of these factors in society, and their influence on the further development of social thinking

Текст научной работы на тему «Философские идеи Жоржа Сореля. Миф как основа революционного движения»

PHILOSOPHICAL SCIENCES

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ЖОРЖА СОРЕЛЯ. МИФ КАК ОСНОВА РЕВОЛЮЦИОННОГО

ДВИЖЕНИЯ

Ерёмин Г.К.

Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова,

Магнитогорск, Россия

PHILOSOPHICAL IDEAS OF GEORGES SOREL. MYTH AS THE BASIS OF THE REVOLUTIONARY MOVEMENT

Eryomin G.K.

Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются философско-политические взгляды французского публициста Жоржа Со-реля, а также рассматривается его идея о мифе как основе революционного движения. Объясняется миф о всеобщей стачке и его влияние на идеи анархо-синдикализма. Рассматриваются взгляды философа на миф как совокупность общественных образов, влияющих на развитие общества. Даётся описание таких понятий Сореля, как «сила» и «насилие», а также влияние мифа на становление данных факторов в обществе, и их влияние на дальнейшее становление общественного мышления.

ABSTRACT

The article discusses the philosophical and political views of the French publicist Georges Sorel and considers his idea of the myth as the basis of the revolutionary movement. The article discusses significance of the myth of the general strike and its influence on the ideas of anarcho-syndicalism. There is a Sorel's explanation of the myth as a set of social images that affect the development of society. A description of such concepts of Sorel as "force" and "violence" is given, as well as the influence of myth on the formation of these factors in society, and their influence on the further development of social thinking

Ключевые слова: анархо-синдикализм, Жорж Сорель, миф, идеология.

Keywords: anarcho-syndicalism, Georges Sorel, myth, ideology.

Введение. Анархические течения наибольший пик своей популярности переживали во второй половине XIX века. Леворадикальные идеологии в европейском обществе в то время были общеизвестны, однако на сегодняшний день данные воззрения принято связывать с работами К. Маркса и Ф. Энгельса, относящимися к научному коммунизму и диктатуре рабочего класса. Вместе с тем анархистские течения резко противопоставлялись марксизму, выступали за упрощение государства, расформирование армии и бюрократического аппарата. В начале XX века появилось огромное количество течений анархизма, одно из которых - революционный синдикализм.

Одним из теоретиков революционного синдикализма считается французский публицист и философ Жорж Сорель (1847-1922). В данной статье рассматриваются рассуждения Сореля о мифе как двигателе социалистической революции.

Объектом исследования в данном случае являются политэкономические работы философа -«Введение в изучение современного хозяйства» (1903), «Размышления о насилии» (1906), «Социальные очерки современной экономики. Дегенерация капитализма и дегенерация социализма» (1907). В данных произведениях сформулировано видение автором социального строя, его отношение к тем или иным аспектам анархо-синдикализма, а также философские рассуждения о социальной ре-

волюции и влиянии революционного мифа на общество. Целью данная статья ставит объяснение со-релевского мифа, его влияния на революционную деятельность рабочего класса. Для этого необходимо изучить перечисленные выше политические и социологические идеи Сореля.

Вместе с тем в ходе исследования рассматривается научная работа советского историка В.Я. Ягова «Современный анархо-синдикализм» (1928), выступающего с резкой критикой данного идеологического течения.

Предметом исследования является миф о всеобщей стачке, который Жорж Сорель считал ключевым при изменении социального строя государства.

Жорж Эжен Сорель (1847-1922) - французский философ, теоретик леворадикального движения, повлиявший на развитие идеологии анархо-синдикализма. Он объясняет данную социалистическую доктрину как власть профсоюзов над государством, при котором средства производства должны принадлежать добровольным общественно-экономическим организациям - синдикатам. Анархо-синдикализм включает такие положения общественного строя, как анти-авторитаризм, эгалитаризм, интернационализм и аполитичность рабочего класса [4, с. 22]. Борьба пролетариата, по его мнению, должна выражаться как всеобщая стачка рабочих. Данное философское течение оказало существенное влияние на профсоюзные движения европейских стран

в начале XX века, а также повлияло на итальянскую революцию и последующее красное двухлетие 1919-1920 гг., что в дальнейшем привело к появлению итальянского фашизма.

По мнению Сореля, одно из решающих значений для успешной классовой борьбы и дальнейшего построения общества отведено мифу. Миф, согласно философу, есть совокупность образов и идей, их выражение в ментальности народных масс. Рабочий класс под влиянием мифов начинает революционную борьбу, что в дальнейшем определит направление всего общественного развития [2, с. 50].

Философские воззрения, ставшие основой современных законов, христианские учения о морали, различные легенды, порожденные войнами и революциями - есть мифы, которые оказали историческое значение на развитие цивилизации Европы [3, с. 84]. Так же и идея всеобщей стачки является мифом анархо-синдикализма, который должен повлиять на дальнейшие действия революционно настроенных слоев общества [2, с. 44].

Всеобщая стачка есть массовая отказ рабочих выполнять свои трудовые обязанности. Подобная забастовка, согласно положениям анархо-синдикализма, опасна своей глобальностью - чем больше рабочих страны примут участие в всеобщей стачке, тем больший экономический урон будет нанесен государству, что должно нанести непоправимый вред капиталистическому правительству и в будущем создать новое рабочее государство.

Вместе с тем, Сорель не приравнивает миф к идеологии. Данную концепцию он рассматривает как элемент воздействия на общество, мобилизующее коллективное представление [1, с. 55]. Так, миф о всеобщей стачке должен, по его мнению, пробудить мысль о борьбе буржуазии и пролетариата, вдохновить революционные элементы общества. При этом сама идея о всеобщей стачке принадлежит не ему, она появилась во французских левых антиавторитарных течениях в 1880-х годах [2, с. 14].

В.Я. Ягов в научной работе «Современный анархо-синдикализм» заявляет о несостоятельности всеобщей стачки как основного элемента революционной борьбы, в пример ставит неудавшуюся забастовку рабочих Великобритании 1926 года [4, с. 39]. Тогда владельцы шахт заявили о сокращении зарплат шахтерам и увеличении рабочего дня с 7 до 8 часов. Переговоры с британскими профсоюзами и выделения субсидий от государства к урегулированию ситуации не привели, в случае несогласия работников на новые условия владельцы обещали объявить локаут (временную остановку работы предприятия без выплаты зарплат с целью давления на бастующих). В ответ на это 4 мая 1926 г. объединением профсоюзов была организована общенациональная забастовка с участием работников производственных отраслей. За весь период забастовки (с 4 по 13 мая) в стране приняли участие более 4 миллионов человек, что сделало данную стачку крупнейшей в истории Великобритании.

Однако, власти объявили о незаконности забастовки и сумели подавить очаги сопротивления. Шахтерам не удалось добиться сохранения качества труда, и они были вынуждены согласиться на требования владельцев. Ягов, таким образом, указывает на неэффективность подобной борьбы в сравнении с классовой борьбой Карла Маркса. Миф о рабочей стачке хоть и смог проявиться как ментальное выражение несогласия общества перед государством, но привести к конкретным результатам в данном случае не смог.

Жорж Сорель прямо связывает миф с понятиями «сила» и «насилие». «Сила» есть акт власти по отношению к народу, а «насилие» - акты бунта народа по отношению к власти. Таким образом, насилие является попыткой обозначить разделение общества на классы и выразить недовольство большинства по данному поводу [2, с. 15].

Так, в своей работе «Социальные очерки современной экономики: дегенерация капитализма и дегенерация социализма» Сорель выступает против благотворительности в пользу насилия, так как насилие является более действенным средством для последующего улучшения качества жизни рабочих [3, с. 49].

Миф о всеобщей стачке должен привести к двум результатам - либо власть меньшинства испугается давления и пойдет на социально-экономические уступки большинству, либо начнет активно защищать текущий строй и, как следствие, вызовет усиленное сопротивление рабочих и последующую революцию [2, с. 17].

Однако, Сорель выступает против соглашения на уступки - по его мнению, уступки являются лишь временной мерой, необходимой для успокоения бунтующих рабочих, чтобы затем вновь вернуть старый эксплуатирующий уклад. В «размышлениях о насилии» заявляется, что агрессивное сопротивление государства наоборот необходимо, так как оно должно вызвать последующую реакцию бунтующих и лишь усугубить ситуацию. Чем агрессивнее проявляется «сила», тем агрессивнее проявляется и «насилие», что рано или поздно приведет к полному изменению режима.

Стоит также заметить, что Сорель осуждает социал-демократов как оппортунистов, и практически во всех выше приведенных политэкономиче-ских работах высмеивает их за несостоятельность и неспособность добиться конкретных результатов в обществе. Социальная демократия является лишь популистской структурой и перестает быть социальной тогда, когда добивается власти [3, с. 32]. Подтверждает свои рассуждения философ тем фактом, что социал-демократы боятся всеобщей стачки и революции также, как и правящий класс. То есть насилие есть как реакция общества, так и способ социалистической революции. Миф, в данном случае, является ментальным проявлением общественной воли.

Таким образом, сорелевский миф - есть умственное выражение конкретной идеи в обществе. Миф необходим для начала движения народных

масс, он оказывает решающее значение на все дальнейшее историческое развитие общества. Так, например, идея всеобщей стачки должна оказать решающее влияние на рабочую революцию в Европе. Миф напрямую связан с «силой» (давлением государства на общество) и «насилием» (давлением общества на государство). В своем произведении «Размышления о насилии» Ж. Сорель оправдывает насилие как необходимость для дальнейшего реформирования общества.

Литература

1. Сорель Ж. Введение в изучение современного хозяйства / Ж. Сорель - М. : КРАСАНД, 2011. - 272 с.

2. Сорель, Ж. Размышления о насилии / Ж. Сорель - М. : Фаланстер, 2013. - 293 с.

3. Сорель Ж. Социальные очерки современной экономики. Дегенерация капитализма и дегенерация социализма / Ж. Сорель - М. : КРАСАНД, 2011. - 376 с.

4. Ягов, В.Я. Современный анархо-синдикализм / В.Я. Ягов - Государственное издательство, 1928. - 167 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.