Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ'

ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЗИКА / КРИТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ / АНАЛИЗ / СИНТЕЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арынгазин Канапия Мубаракович, Мусенова Эльмира Куанаровна, Сейсембекова Тогжан Ерболовна, Утепова Айнур Сериковна

В статье рассматриваются современные методы построения и изложения физических теорий на основе критического стиля мышления, как особого подхода к формированию физической картины мира. Раскрывается сущность подхода с точки зрения философских и психолого-педагогических аспектов преподавания теоретической физики. Эффективность метода подтверждается демонстрацией практических приемов при отборе содержания предмета, а также показывается его преимущество по сравнению с традиционными подходами. Критический стиль мышления рассматривается как базирующийся не на отрицании явлений, а на анализе проблем в преподавании физики, в частности теоретической физики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арынгазин Канапия Мубаракович, Мусенова Эльмира Куанаровна, Сейсембекова Тогжан Ерболовна, Утепова Айнур Сериковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHILOSOPHICAL AND PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF TEACHING OF PHYSICS

The modern methods on the base of critical style of thinking for construction and statement of physical theories are considered in the article as a special approach to formation of the physical world picture. The essence of the approach is revealed with relation to philosophic and psychology pedagogic aspects of theoretical physics teaching. Effectiveness of the methodology is confirmed by the demonstration of the practical methods for selection of discipline content. Also advantage of the approach is showed in comparison with traditional ones. The critical style of thinking is considered as based not on the negation of facts but on the problem analysis of physics teaching and of theoretical physics as a partial case.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ

Арынгазин Канапия Мубаракович

доктор педагог.наук, профессор, Карагандинский Государственный университет, г.Караганда

Мусенова Эльмира Куанаровна

кандидат физ.-мат.наук, доцент, Карагандинский Государственный университет, г.Караганда

Сейсембекова Тогжан Ерболовна, Утепова Айнур Сериковна

магистры физики, преподаватели, Карагандинский Государственный, университет, г.Караганда

THE PHILOSOPHICAL AND PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF TEACHING OF PHYSICS Aryngazin Kanapiya, Doctor of Pedagogical Sciences, professor, Karaganda State University, c. Karaganda Mussenova Elmira, Candidate of Physico-mathematical Sciences, Docent, Karaganda State University, c. Karaganda Utepova Ainur, Master of Physics, Teacher, Karaganda State University, c. Karaganda Seisembekova Togzhan, Master of Physics, Teacher, Karaganda State University, c. Karaganda

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются современные методы построения и изложения физических теорий на основе критического стиля мышления, как особого подхода к формированию физической картины мира. Раскрывается сущность подхода с точки зрения философских и психолого-педагогических аспектов преподавания теоретической физики. Эффективность метода подтверждается демонстрацией практических приемов при отборе содержания предмета, а также показывается его преимущество по сравнению с традиционными подходами. Критический стиль мышления рассматривается как базирующийся не на отрицании явлений, а на анализе проблем в преподавании физики, в частности теоретической физики.

ABSTRACT

The modern methods on the base of critical style of thinking for construction and statement of physical theories are considered in the article as a special approach to formation of the physical world picture. The essence of the approach is re vealed with relation to philosophic and psychology pedagogic aspects of theoretical physics teaching. Effectiveness of the methodology is confirmed by the demonstration of the practical methods for selection of discipline content. Also advantage of the approach is showed in comparison with traditional ones. The critical style of thinking is considered as based not on the negation of facts but on the problem analysis of physics teaching and of theoretical physics as a partial case.

Ключевые слова: кредитная технология, теоретическая физика, критический стиль, анализ, синтез.

Keywords: credit technology, theoretical Physics, critical style, analysis, synthesis.

Развитие фундаментальных основ многих наук, в частности физики (применение компьютерной технологии, нанотехнологии, теории черных дыр, обнаружение темной энергии, темной материи, применение калибровочных теорий в великом объединении и др.) и инновационно-индустриальное изменение мировой экономики поставили перед отечественным высшим образованием новые задачи и иного подхода к определению его содержания. Это обусловлено еще с выдвижением, новой концепции высшего образования, в основе которой лежит идея раскрытия сущности наук и на его основе освоение предмета, науки и повышение качества подготовки специалистов. А это требует принципиальное изменение педагогических и методологических подходов к процессу обучения. Как показывает опыт знание может быть продуктивным при включении в процесс его усвоения механизмов, раскрывающих его смысл для личности и формирующих мотивации студентов к ним. Только на этой основе возможно гармоническое развитие личности будущих специалистов на современном уровне.

Как ориентир в реализации этих задач в Стратегии «Казахстан 2050» отмечено, что: «Нам предстоит произвести модернизацию методик преподавания и активно развивать онлайн-системы образования, создавая региональные школьные центры. Мы должны интенсивно внедрять инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему образования. Необходимо избавиться от устаревших, либо невостребованных научных и образовательных дисциплин, изменить направленность и акценты учебных планов среднего и высшего образования, включив туда программы по обучению практическим навыкам и получению практической квалификации» [1].

Следовательно, данный вопрос на сегоднешний день является самой актуальной педагогической проблемой вузов. Она обусловлена еще тем, что по кредитной технологии идет тенденция сокращения аудиторных, увеличение самостоятельных работ студентов. Это посуще-ству очень хорошая идея, если к такой форме обучения

студенты были бы подготовлены из школы. Проверка знаний не проводилась бы через губительное тестирование. И эта технология была бы обеспечена обоснованной методикой.

Все это ставит сложную проблему перед вузами. «Окончательный уровень показателей ЕНТ абитурентов, поступающих сегодня в высшие учебные заведения нашей Республики, как показывает опыт, на порядок ниже уровня знаний абитурентов начала 90-х годов. Данные показатели ставит перед преподавателями высшей школы более сложные масштабные задачи, которые надо решать. Для этого необходимо создание и использование таких методов и технологий обучения, которая предусматривала бы возможность развития у вчерашних школьников элементарной общеметодологической культуры и научного мировоззрения, и доведения его до уровня, максимально необходимого для обучения в вузе» - пишут Бутенко А.В. И Ходос Е.А. [2].

Практика показывает, что отсутствие обоснованной методики выбора содержания предмета по определенной логике, реальное уменьшение количества часов на освоение фундаментальных курсов, слабая эффективность механизмов повышения учебной и профессиональной мотивации студентов привели к слабому качественному росту результатов педагогического образования. Более того, фундаментальная подготовка специалистов в основном, осуществляется в отрыве от ориентиров профессионального стандарта педагогической деятельности и потребности экономики и, как следствие, отсутствуют достаточные методологические основания для отбора содержания, методов, форм и средств профессионально-предметной подготовки будущего специалиста, в частности учителя. Данная проблема решается как бы различными способами: увеличением числа курсов, включением спецкурсов, факультативов, ранних педагогических практик, применением компьютерных и других форм обучения, при этом забывая о том, что никакая техника не заменит живое общение преподавателя и студента. Эти меры пока не дают желательных результатов. При этом мы забываем, что главной же задачей обучения и воспитания студентов является научить их мыслить, а компьютер мыслить не может. Все это ставит перед вузами новые задачи в преподавании предмета, в частности физики, теоретической физики.

На наш взгляд, одним из путей решения этих проблем в подготовке будущих высоко квалифицированных физиков может стать особый подход к изложению самого предмета, т.е. раскрытию его логики построения, структуры, смысла и содержания, и на их основе разработка новых методов преподавания физики. А оно должна начинаться с выдвижения фундаментальных идей, вытекающих из самой науки и из ее логики в построении и изложении предмета, с применения метода критического мышления преподавателя в вузе. Это должно происходить в контексте отбора содержания учебного материала, выбора форм и методов организации учебно-познавательной деятельности студентов. А это представяет единство двух подходов, взаимодополняющих друг друга - философских и психолого-педагогических принципов к преподаванию предмета.

Что касается применения фундаментальных идей, в частности геометрических в построении и изложении теоретической физики, как логика и принцип рассмотрено

во многих статьях, монографиях у нас и зарубежом. Оно широко обсуждается в наших и российских изданиях. И мы для знания их сути рекомендуем познакомиться со статьями [3-7], особенно со статьей в журнале «Физическое образование в вузах», Москва, Т. 18. 2012. №3 - С. 315 и монографией Арынгазина К.М. «Геометрические идеи в теоретической физике».

По их отзывам можно заключить, что применение геометрических идей как метода построения и изложения теоретической физики в научном, содержательном и процессуальном аспектах имеет огромное преимущество перед традиционным методом преподавания теоретической физики. Во- первых, метод придает стройности, последовательности, логичности, принципиальности, системности изложения разделов теоретической физики; во-вторых, помогает отбору содержания учебного материала, отбрасывать, избавляться от устаревших тем, законов, уравнений и др.; в-третьих, приводит к рациональному выбору форм, способов организации учебно-позно-вательной деятельности студентов; в-четвертых, раскрывает сущность физических явлений, законов, принципов, тем самым развивая профессиональные мотивации студентов и т.д. Главное достоинство данного метода в том, что он значительно сокращает путь достижения к истине, не говоря о других преимуществах. И подкреплен философскими и психолого-педагогическими законами преподавания физики. Он может стать мощной методологией построения и обучения физике.

Теперь более подробно остановимся на методе критического мышления. «Мыслить критически» - это значит уметь анализировать информацию с позиций логики, принципов, идей и применять их, уметь выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам, - пишет Е.В. Волков [8].

Раскрывая смысл критического мышления, профессор Д.У. Кусаинов, пишет - «Критическое мышление означает не негативность суждений и критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов, с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Данная категория «критическое» в этом контексте означает «аналитическое и синтетическое». Самокритическое мышление - это своего рода направленное мышление, поскольку оно нацелено на получение желаемого результата, которое дает нам истинное знание о реалиях» [9].

И это означает, что в построении и изучении предмета, конкретных тем преподаватели вуза обычно подвергают каждое новое явление критическому анализу. И благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает систематичность, становится непрерывным, осмысленным, продуктивным и результативным. Следовательно, критический стиль мышления требует обращения особого внимания к себе, поскольку представленный учебный материал учебниками, пособиями при критическом мышлении подвергается к существенной переработке, принимая новое содержание.

На наш взгляд для правильного отбора содержания учебного материала, выбора методов и форм учебно-познавательной деятельности студентов необходимо не только формировать у преподавателя вуза критическое мышление к переработанному материалу, также и разработать методы реализации критического стиля мышле-

ния. Построения и технологии его развития. И здесь наступает самый сложный, но в тоже время очень интересный момент данного философского и психолого-педагогического аспекта преподавания физики, в частности теоретической физики. Преподаватель приступает к реализации метода критического мышления применением логики, принципов и идей к предмету, которая должна привести к формированию правильной научной картины мира. В частности, физической картины мира, которая составит основу формирования мировоззрения специалиста. Критическое мышление не только социальное, индивидуальное, самостоятельное, но также и естественнонаучное, экономическое направление теории познания. А основу экономики и построения картины мира составляет совокупность многих наук.

«Мотивация и потребность в знании - основан на том, что отправным пунктом мыслительной деятельности вообще, и проявление критичности ума в особенности является рефлексия, которая возможна при условии, если человек мотивирован на то, чтобы узнать, понять, осмыслить, установить истину или получить положительный результат; научности, достоверности и доступности информации - способности и умения определить ценность информации, необходимой для формирования критического мышления» - пишет Р. Бустром [10].

Аналогично как в исследованиях [2,8,9] по формированиям критического мышления можно выделить четыре этапа реализации критического стиля мышления преподавателя и студента вуза. Здесь мы включаем и студентов как участников реализации в этой мыслительной деятельности в учебном процессе. Рассмотрим эти этапы. Их четыре.

1) Логика построения теорий; 2) вытекающие из этих логик принципы построения разделов науки, в частности теоретической физики; 3) применение геометрических идей для построения научной картины мира, в частности физической картины мира; 4) обобщение результатов, полученных от анализа и синтеза экспериментальных фактов и теоретических исследований.

Первый этап реализации методов критического мышления - это логика построения теорий. Он предполагает, что физика, в частности теоретическая физика, построена на основе трех философских логик: 1) Логика-пространства - это математическая модель, воображаемое представление, знак, обозначение, эталон, образец, мера, некоторая функция действия, система отсчета и т.д. Она хотя метафизична, фиксирована, неизменна, как вместилище и т.д., но эта логика, остается началом всех начал. Она правда, не может раскрывать всю сущность физических явлений. Нужна следующая логика, - диалектическая. 2) Это логика - логика движения, которая утверждает, что все изменяется, движется, развивается. Следовательно, логику пространства надо привести в движение.

Если логику пространства обозначить через г, то логика движения - это изменение положения, состояния по времени, т.е. включение ^ как особая форма существования физического мира. Но и они не могут раскрыть всю сущность физических явлений и построить физическую картину мира. Для построения физической картины мира нужна третья логика. 3) Логика - материя, материальность мира, материалистическая логика. Материалистическая логика отвечает вопросу где, когда, что движется, почему движется в пространстве-времени, какова связь между

ними. Это логика факт существования материального мира, обладающая единым свойством вещества и поля (электромагнитное, сильное, слабое и гравитационное).

Эти три логики в единстве раскрывают сущность физических явлений, демонстрируя их динамичность и статистичность. Позволяют построить физические теории как начало создания физической картины мира. Пространство и время - это форма существования материи, а материя форма проявления существующих пространств и времени. И где материя, там пространство и время. Где нет материи там нет пространство и время. И наоборот.

Преподаватель, раскрыв сущность этих трех логик, студенты, освоив, их роль в познании окружающей действительности могут переходить ко второму этапу реализации метода критического мышления. Кто думает, что зачем нужно критическое мышление в преподавании предмета, тот грубо ошибается. Оно основа методики, методологии преподавания, обучения. Оно основа философии, педагогики, психологии, теории познания науки, природы, окружающей действительности. Без мышления нет познания. Оно сокращает путь к познанию истины, раскрывая сущность физических явлений. Здесь необходимо показать, что время обладает однородностью, но не изотропна, пространство - однородно и изотропно, из которых вытекают три фундаментальные законы физики. Соответственно законы сохранения энергии, импульса и момента импульса.

Второй этап реализации методов критического мышления - это вытекающие из диалектических логик -три фундаментальные принципы физики: 1) абсолютность пространства, времени и массы; 2) их относительность; 3) их квантованность. Принцип квантованности является основным свойством физической природы (г'т' -1 ). Это -единство свойства вещественности и полей (

£ = Но), £ = тс*,$ = йА") Абсолютность и отно--» .

сительность (г-с'т ) являются частным случаем квантованности мира.

Например, если преобладает свойства вещественности материи, и макроскопичность пространство-времени, то для построения физических теорий применяется -» .

принцип абсолютности (г-г-), а если преобладает полевые свойства материи и микроскопичность пространство-времени, то применяется принцип относительности, постоянство скорости света, релятивичность и нереляти-

вичность движения материи. Принцип абсолютности ( -» .

) представляет основу построения классической механики (механики Ньютона, Лагранжа, Гамильтона), а принцип относительности Эйнштейна - электродинамики, теории относительности (механика Эйнштейна). Принцип их единства на совершенно новом представлении составляет основу построения квантовой механики (Шредин-гера, Гейзенберга, Дирака), которая при определенных условиях может переходить к классической механике или электродинамике (теории относительности релятивиче-ской, нерелятивической квантовой теории и т.д.), к динамической или статистической (вероятностной) физике (статистической физике, термодинамике и другим разделам физики), в зависимости от фундаментальных свойств пространства, времени и материи в определенном процессе. Например, однородность и изотропность пространства, однородность и не изотропность времени и единство корпускулярных и волновых свойств материи.

Из этих трех фундаментальных принципов вытекают несколько дополнительных принципов: принцип Паули, суперпозиции, неопределенности Гейзенберга и т.д. Их применение вплотную приводит к переходу третьему этапу реализации методов критического мышления в теоретической физике и построению физической картины мира (ФКМ), методам геометрических идей.

Третий этап реализация метода критического мышления. Роль геометрических идей в построении физической картины мира. Математика, в том числе геометрия не только первая логика по созданию физической картины мира, главным образом являются языком и письменами физики, т.е. аппаратом построения физических теорий. «Философия природы, которая написана в величайшей книге всегда открыта перед нашими глазами, - я разумею Вселенную, но понять ее сможет лишь тот, кто сначала выучит язык и постигнет письмена, которыми она написана. А написана эта книга на языке математики, и письмена ее -... геометрические фигуры, без коих нельзя понять по-человечески ее слова: без них - тщетное кружение в темном лабиринте», - писал Галилей. Знаки математики, геометрические фигуры удивительное творение человечества. Именно они сокращают путь к постижению истины и экономит во всем.

Например, Ньютон и Лейбниц вводя знаки и правила применения дифференциала и интеграла в физику открыли нам удивительный мир языка математики и письмена геометрии в науке. Благодаря их, мы познали микромир, комтьютерную технологию, космическую даль, нанотехнологию и природу черных дыр. И сколько открытий ждет нас в переди никому пока не известно. Но они придут новыми идеями. Лейбниц писал, что «Если обозначения удобны для открытий, то поразительно сокращается путь к истине». А «одной из основных задач теоретического исследования в любой области знания является установление такой точки зрения, с которой объект исследования проявляется с наибольшой простотой» - писал Гиббс. И продолжая эту мысль Эйнштейн писал, что «Теория производит тем большее впечатление, чем проще ее предпосылки, чем разнообразнее предметы, которые она связывает, и чем шире область ее применения...».

Например, применение фазового пространства, его геометрии в физике стало вершиной классической Га-мильтоновской механики, а механики Лагранжа и Ньютона, и геометрии конфигурационного и Евклидова пространств частными случаями более общего фазового пространства. Аналогично и другие разделы теоретической физики, по принципу от общего к частному, и может иметь место обратное, что мы делаем сегодня в физике, от частного к всеобщему.

Все это доказывает, что существует глубокая, неразрывная связь между двумя способами описания реального мира - физическим и математическим. «Физическое знание как источник плодотворных математических идей» (И.М. Гельфанд) и «о непостижимой эффективности математики в физических науках» (Ю. Вигнер), мы знаем хорошо.

«Все развития теоретической физики убедительно показало, что только последовательная геометризация делает обозримым все многообразие наблюдаемых явлений. Достижения Ньютона и Гамильтона, Маквелла и Гиб-бса, Эйнштейна и Дирака, Фейнмана и Янга доставляют многочисленные и хорошо известные примеры плодотворности геометрических концепций в физике. Сегодня, однако мы стали свидетелями обратного процесса...Фи-

зики оказались способными предсказывать глубокие математические факты в топологии и алгебре, в теории чисел и алгебраической геометрии» - пишет крупнейший Российский математик В.И. Арнольд [11].

И продолжая мысль в книге [12] он пишет, что «... Симплектическая геометрия упрощает и делает обозримым устрашающий формальный аппарат гамильтонов-ской динамики...».

Эти связи позволили предложить новые геометрии, такие как контактная, спектральная, информационная, дифференциальная, мнимая, и т.д.

Основная мысль, которую мы проводим в данной статье, состоит в том, что для успешного построения и изложения разделов физики необходим адекватный математический язык, и этот язык оказывается геометрическим. И это позволяет сделать изложение физической теории не зависящим от конкретного выбора независимых переменных. Геометрический подход открывает путь к единообразному изложению не только феноменологической, но и квантовой, конкретной, статистической физической теории.

«Всегда приятно посмотреть на уже известные вещи с неожиданной стороны» - пишет Фейнман. Стоит добавить, что двойне приятно существенно сократить при этом путь к получению результатов, а заодно почувствовать под ногами твердую математическую почву.

Главное достоинство применения геометрических идей - это построение, создание физической картины мира. Это механическая, электромагнитная, квантовая (вероятностная, статистическая) и современная картина мира. Они подкупают всех поразительной простотой, строгостью, последовательностью, системностью, наглядностью и фундаментальностью, надежным математическим обоснованием.

Механическая картина мира - это вещественность,

макроскопичность, медленность движения материи, аб--» .

солютность г-т в фазовом пространстве, с частными случаями применения. Электромагнитная картина мира -это полевое, микроскопическое свойство материи, относительность г- г-т в пространствах Минковского (СТО) и Лобачевского, Римана (ОТО). Квантовая, вероятная, статистическая картина мира - это единое, вещественно-полевое, дискретное свойство материи в гильбертовом про-старнстве и т.д. Геометрический подход поразительно сокращает материал физики, отбрасывая устаревшие, не существенные и невостребованные темы, законы, уравнения и др.

4. Четвертый этап реализации критического стиля мышления. Обобщение полученных результатов и дока-зательсво достоверности, и их строгости и наглядности. «Тяжкий жребий - писать в наши дни математические книги... Если не соблюдать надлежащей строгости в формулировках теорий, пояснениях, доказательствах и следствиях, то книгу нельзя считать математической. Если неукоснительно соблюдать все требования строгости, то чтение книги становится затруднительным» - писал Кеплер.

«... для Гауссовской строгости у нас нет времени» (Якоби), «... результат должен быть не строгим, а верным» (Колмогоров) и «будет большой ошибкой думать, что строгость в доказательтве есть враг простоты;... иногда строгое наиболее доступно» (Гильберт): - писали выдающиеся математики. В этом споре геометрия всегда побеждает, доказывая, что строгость и наглядность единое свой-

ство содержательности теории. Они должны присутсто-вать в любых доказательствах, теориях, идеях. В этом отношении геометрия является образцом строгости и наглядности науки. И применение геометрических идей в критическом мышлении становится необходимым условием построения, изложения и преподавания физики, обобщением теоретического восприятия проблемы. Это следует понимать, как обладание и преподавателями, и студентами обобщенной структуры критического мышления, критического осмысления, а процедуры реализации как результат в этом этапе. А результаты, полученные в предыдущих этапах конкретизируются, системно-моде-лируются как физические картины мира и как формирование критического стиля мышления и у преподавателя, и у студентов.

Резюмируя все это можно сказать, что для применения метода критического мышления в построении, изложении и преподавании теоретической физики необходимо во-первых, выдвижение логик, принципов и фундаментальных идей вытекающих из самой природы предмета, науки, подтвержденные практикой, теоретическим обоснованием; во-вторых, эти идеи должны отвечать научной строгости и методической наглядности, практической обоснованности и фактической верности; в-третьих, в результате применения этих идей, предмет принимал форму системности, последовательности, структурности и простоты для восприятия, раскрывая сущность и смысл явлений; в-четвертых, способствовали мотивации преподавателя и студента к самостоятельной работе. Главное эти идеи приводили к критическому стилю мышления и преподавателя, и студентов, т.е. овладению новым видом деятельности.

Многолетний опыт показывает, что применение метода преподавания предмета критическим стилем мышления позволяет сократить путь к достижению цели до двух раз за счет современного применения математического языка и геометрических письмена, с использованием диалектической логик и принципов, идей и наглядности.

Данный процесс реализации критического мышления у преподавателя и у студентов вуза должен являться неотъемлемой составной частью их непрерывного образования.

Такой подход изложения позволяет выдвинуть новое направление в преподавании физики - метод критического стиля мышления, математическим подходом к

построению и изложению физики, в котором важная роль принадлежат внутренним движущим силам, геометрическим идеям, выступающим как системообразующий фактор.

Список литературы

1. Послание Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012г.

2. Бутенко А.В. И Ходос Е.А. Критические мышления: метод, теория, практика: учебно-методическое пособие. М.: МИРОС, 2012. - 176 с.

3. Арынгазин К.М. Геометрические идеи в теоретической физике. //Алматы: Рауан. 1994. - 360с.

4. Арынгазин К.М., Васильева И.Ф. Геометрические идеи как метод построения и изучения теоретической физики. «Физическое образование в вузах». -М.: Т.18. № 3. - 2012. - С.3-15.

5. Арынгазин К.М., Васильева И.Ф. Методологические и мировоззренческие проблемы познания физики и роль мышления в них // Вестник АПН Казахстана. - Алматы. - 2011, № 5. - С. 8-20.

6. Арынгазин К.М., Мусенова Э.К., Сейсембекова Т.Е. Роль геометрических идей в нанотехнологии. Вестник КарГУ - №2(70) - 2013. - С. 70-74.

7. Арынгазин К.М., Мусенова Э.К. Дидактические проблемы преподавания теоретической физики. // Инновации в образовании: ориентиры и тенденции: Сб. докл V междунар. науч.-методической конф. (26-27 апреля 2013 г.) - Алматы. 2013. - С.185-187.

8. Волков В.Е. Развитие критического мышления: Опыт неспортивного, но здорового и полезного ориентирования в реальности и в себе // Тренинг, 2005. - М.: Республика. 2004. - 447 с.

9. Кусаинов Д.У. Некоторые вопросы совершенствования критического мышления преподавания современной высшей школы. //Высшая школа Казахстана. Алматы. 2013. - С. 236-241.

10. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: Изд-во н-та «Открытое общество». 2000. - 141 с.

11. Арнольд В.И.. Предисловие к книге М. Атья. Геометрия и физика узлов. М.: Мир, 1995.

12. Арнольд В.И., Гивенталь А.Б. Симплектическая геометрия. 2 изд. М. - Ижевск: ИКИ РХД. 2000.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ РАЗРАБОТКЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА БАКАЛАВРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА»

Афанасьева Светлана Геннадьевна

Канд. пед. наук, доцент кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания

Гришаева Ольга Сергеевна

Студент 3 курса факультета Прикладная информатика, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г. Самара

RESEARCH WORK ON DEVELOPMENT THE BACHELORS COURSEWORK SPECIALIZED IN INFORMATION SCIENCE. АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается педагогическая проблема разработки курсового проекта по дисциплине «Компьютерное и имитационное моделирование» как фактора формирования исследовательских навыков современного школьного образования с одной стороны, и недостаточной разработанностью методики моделирования дисци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.