Научная статья на тему 'Особенности развития критического мышления на уроках физики'

Особенности развития критического мышления на уроках физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ОЦЕНКА / АНАЛИЗ / CRITICAL THINKING / DEVELOPMENT / PHYSICS / AN ESTIMATION / THE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варлакова М. Л.

Рассматривается проблема развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла, условия адаптации разработанной методики по освоению физики, так как именно при изучении физики как науки экспериментальной и исследовательской эффективнее развивать критическое мышление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of development of critical thinking at physics lessons

The summary: Now many teachers and psychologists are engaged in a problem of development of critical thinking. It is pos-sible to find many works, on development of critical thinking at lessons of a humanitarian cycle. Novelty of our work consists in adapting the given technique for physics lessons, as at studying to the physicist as a science experimental and research, more effectively to develop critical thinking.

Текст научной работы на тему «Особенности развития критического мышления на уроках физики»

Вырученные средства были переданы в общество защиты животных «Потеряшка» г. Челябинска.

Результатом работы над проектом стало создание группы «Давайте Жить Дружно» в социальной сети «Вконтакте», посвященной бездомным животным. Заинтересованные ребята продолжают сочинять стихи, рассказы, рисуют и фотографируют бездомных кошек и собак, теперь уже помещая всё на своей страничке в интернете. Они стараются привлечь в свою группу как можно больше неравнодушных людей.

С психологической точки зрения, итогом нашей проектной деятельности стало сплочение детского коллектива. Выявлены хорошие показатели по социометрическому методу: отверженные дети стали принятыми одноклассниками, у большинства детей проявились лидерские качества. Раскрылись творческие способности, а так же повысилась ответственность, самостоятельность учеников младших классов. Кроме того, дети стали более восприимчивыми и отзывчивыми к чужому страданию, стали бережнее относиться к окружающему миру.

Библиографический список

1. Вербицкий А.А. Метод проектов как компонент контекстного обучения // Школьные технологии. 2006. № 5.

2. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1973. -С. 66-97.

3. Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь. - Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 2000. - 176 с.

4. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб.: Питер, 2012. - 368 с.

5. Сергеев С.В. Проектирование обучающих сред // Школьные технологии. 2006. № 3.

6. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 368 с.

7. Швейцер А. «Гуманность» (1966г) // [Электронный ресурс]: http://www. gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/ Schweitzer/Gumann.php

УДК 372.8 ББК 74.262.23

М.Л. Варлакова

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Рассматривается проблема развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла, условия адаптации разработанной методики по освоению физики, так как именно при изучении физики как науки экспериментальной и исследовательской эффективнее развивать критическое мышление.

Ключевые слова: критическое мышление, развитие, оценка, анализ.

Согласно Государственному образовательному стандарту по физике, «...изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей [1, с. 4]:

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения эксперимен-

о а.

го ш

о ^

го ^

го со

тальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами; • воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры». Добиться положительных результатов в достижении поставленных целей могут помочь особенности предмета «Физика».

Одна из задач физики - формирование научного мировоззрения, без наличия которого не будет качественного развития критического мышления. Содержание курса физики способствует данному развитию.

«В содержании учебного предмета наука отражается не только как система знаний, но и как деятельность. В частности, наука физика как деятельность включается в содержание учебного предмета в качестве его элемента через систему методологических знаний; через поисковую деятельность учащихся, соответствующую этапам и логике научной деятельности; через приемы обучения, соответствующие методам науки; через определенную организацию познавательной деятельности учащихся, которая соответствует переходу от явления к его сущности и от сущности к явлению» [2, с. 83].

Материал курса физики базируется на фундаментальных физических теориях, в соответствии с которыми названы разделы курса: механика, молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика. Структура изучения материала определяется уровнем основных знаний, умений, заданных программой.

Выделенный уровень знаний требует коррекции целей и задач урока, дидактического материала, а также сомой

структуры урока. Такая корректировка происходит с учетом индивидуальных особенностей учащихся. В соответствии с поставленной задачей учебная деятельность на уроке может быть организована по-разному.

Место физики в базисном учебном плане определено предшествующей подготовкой школьников к изучению этого предмета. Первоначальные физические знания и некоторые умения школьники получают в начальной школе при изучении таких предметов, как «Окружающий мир» и «Естествознание». В связи с тем, что образовательные учреждения могут работать по собственному плану и сами выбирать программу, в настоящее время сложилось несколько структур системы физического образования. Поэтому важно выбрать программу таким образом, чтобы к моменту окончания школы учащиеся получили подготовку, соответствующую требованиям стандарта.

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен [1, с. 6 ]: 1. знать/понимать:

• смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;

• смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

• смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

• вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

2. уметь:

• описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

• отличать гипотезы от научных теорий;

• делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

• приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

• воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

а) обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

б) оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

в) рационального природопользования и охраны окружающей среды. Для эффективного развития критического мышления, в первую очередь,

необходимо определить основную идею данного раздела, которая вытекает из поставленных целей и задач, и, в соответствии с ней, спланировать учебную деятельность.

Результат развития критического мышления будет зависеть не только от целей и содержания образования, но и от методов обучения.

Метод обучения «представляет собой систему целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержания образования и, тем самым, достижение целей обучения» [4, с. 127].

Методы обучения определяются в зависимости от способа усвоения видов содержания образования. В дидактике различают репродуктивные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный), при которых ученик усваивает знания и воспроизводит уже известные ему способы деятельности, и продуктивные методы (эвристический и исследовательский), в рамках которых ученик самостоятельно добывает знания с частичной помощью учителя. Существует еще промежуточный метод - проблемное изложение.

Мы считаем, что для развития критического мышления целесообразнее использовать продуктивные методы обучения и проблемное изложение.

Для более эффективного развития критического мышления школьников на уроках физики необходимо включать элементы его развития на каждом уроке. При этом не обязательно урок должен проходить в рамках какой-либо конкретной технологии. Важно, чтобы на уроке использовались основные приемы и методы, позволяющие развить критическое мышление.

Развитие критического мышления на уроках физики должно проходить в тесной взаимосвязи учителя и учащихся. Учитель, который организует образовательный процесс, вступает с учащимися в рефлексивное взаимодействие.

о

а.

>

о О

И учитель, и ученик выступают в качестве партнеров по рефлексивному взаимодействию.

Для эффективной организации процесса обучения физике, способствующего развитию критического мышления школьников, необходим анализ специ-фики содержания учебного материала по физике.

Для более полного изучения проблемы проведем анализ учебно-методических комплексов по физике для основной школы. Анализ проводится на предмет наличия в учебниках и рабочих тетрадях заданий, направленных на развитие критического мышления учащихся. Результаты представлены в таблице.

Таблица. Анализ учебников и рабочих тетрадей по физике

го со

о ^

го &.

го со

№ Автор Название учебника Материалы, направленные на развитие критического мышления учащихся

1 Громов С.В., Родина Н.А. Физика 7 класс Физика 8 класс (М.: Просвещение, 1999-2002) Задания по работе с рисунками

2 Мартынова Н.К., Бовин ИТ., Коротаев Е.А. и др. Рабочая тетрадь по физике 7, 8 классов к учебнику Громов С.В., Родина Н.А. (М.: Просвещение,1999-2002) Составить план действий по проведению опыта

3 Перышкин А.В. Физика 7 класс Физика 8 класс (М.: Дрофа, 1999-2002) Экспериментальные задания на оценку теории, проверку истинности. Задания на сравнение, выявление зависимостей

4 Минькова Р.Д. Рабочая тетрадь по физике 7, 8 классов к учебнику Перышкин А.В. (М.: Просвещение, 2007) Различные виды задач (выявление лишних данных, анализ, оценка полученного результата)

5 Под ред. Пинского А.А., Разумовского В.Г. Физика 7 класс Физика 8 класс (М.: Просвещение, 2000-2002) Графические задания: анализ и сопоставление графиков, выявление взаимосвязи, построение одного графика по данному

6 Гуревич А.Е. Физика 7 класс Физика 8 класс (М.: Дрофа, 2001-2002) Задания на выявление и анализ зависимостей между физическими величинами

7 Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика 7 класс (М.: Дрофа, 2001) Физика 8 класс (М.: Дрофа, 2002) Задания на сравнения. Экспериментальные задания, связанные с оценкой и анализом

8 Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Рабочая тетрадь по физике 7, 8 классов к учебнику Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. (М.: Дрофа, 2003) Оформление описания физической величины в виде таблицы, что способствует рефлексивному анализу. Заполнение пропусков в тексте (критический анализ)

Окончание табл.

№ Автор Название учебника Материалы, направленные на развитие критического мышления учащихся

9 Разумовский В.Г. Орлов В.А. Дик Ю.В. и др Физика 7 класс Физика 8 класс (М.: Владос. 2002-2005) Работа с графическими зависимостями на выявление аналогий.

10 Степанова Г.Н. Физика 7 класс Физика 8 класс (СПб.: Валерии СПД, 2001) Экспериментальные задания на проверку истинности гипотез. Задания, побуждающие обращаться к дополнительной литературе, проводить самостоятельное исследование. Задания на извлечение информации из текста, графика, рисунка, таблицы

11 Степанова Г.Н. Рабочие тетради по физике 7, 8 классов (СПб.: Валерии СПД, 2002) Вставить пропущенные в тексте слова; выделить признаки; сделать вывод из опыта; указать неверные суждения

Данные таблицы показывают, что все учебники и рабочие тетради содержат ряд заданий на развитие критического мышления учащихся: задания на работу с текстом, рисунками, схемами, таблицами; разные виды задач и экспериментальных заданий. Заметим, что в рабочих тетрадях содержатся более интересные и разносторонние задания.

Однако нужно заметить, что в учебниках и тетрадях нет единой системы заданий, которые способствуют развитию критического мышления. Нет заданий, направленных на работу с текстом параграфа, его осмысления, выделения структуры и т. д. Почти нигде нет заданий, которые побуждают учащихся к работе с дополнительной литературой.

Изучение имеющихся в настоящее время в школах г. Кургана учебно-методических комплексов по физике показало, что в них содержатся разрозненные задания, направленные на развитие критического мышления, однако системы заданий нет.

Анализ показывает, что методика развития критического мышления учащихся на уроках физики основной школы недостаточно разработана, т. е. данная проблема является в настоящее время актуальной.

В процессе развития критического мышления на уроках физики развиваются следующие способности учащихся:

• формируются умения анализировать информацию с позиций логики;

• умения ставить новые вопросы;

• принимать независимые продуманные решения;

• принимать обоснованные оценки;

• применять полученные результаты к стандартным к нестандартным ситуациям;

• умения занять собственную позицию по обсуждаемому вопросу и обосновать ее;

• выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.

о

.

о О

Мы считаем, что развитие критического мышления - процесс циклический и непрерывный. Критическое мышление можно развивать не только в средней школе, но и в высшей, и в течение всей жизни.

Библиографический список

1. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / под ред. М.Н. Скаткина. - М., 1982.

2. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.

3. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / под ред. С.Е. Каменецкого, Н.С. Пурышевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с.

УДК 372.8 ББК 74.262.21

Е.А. Калабугина

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ТЕЛ ВРАЩЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассматриваются современный подход к преподаванию темы «Тела вращения: цилиндр, конус, шар». В курсе геометрии приведены примеры программ, которые могут быть использованы учителем при изучении учащимися данной темы.

Ключевые слова: интерактивная доска, тела вращения, цилиндр, конус, шар, геометрия, пространственное мышление.

Ю

ГО Ц

ГО ^

< ш

Школьники в курсе геометрии изучают фигуры вращения. Рассматривая простейшие тела вращения (шар, круговой цилиндр, прямой круговой конус) решают задачи на вычисление объемов и площади поверхности этих тел. Материалу, непосредственно связанному с телами вращения, отводится мало времени в школьной программе по геометрии. Хотя стоит заметить, что данный материал играет важную роль при решении школьниками многих геометрических задач.

Изучение данной темы определяется потребностью в разработке методического подхода к изучению тел вращения в пространстве с помощью интерактивной доски, т. к. необходимо добиться заинтересованности учащихся в усвоении материала. Изучение тел вращения способствует развитию у учащихся пространственного воображения и абстрактного мышления.

Изучением так называемых круглых тел: цилиндра, конуса, усечённого конуса, шара - завершается школьный курс геометрии в учебниках Л.С. Атанасяна и др. [2] и А.В. Погорелова [6]. В учебнике геометрии А.Д. Александрова [1] эта тема в курсе геометрии изучается первой в 11 классе.

Эти тела имеют большое значение и для изучения других дисциплин, и в практической жизни. Однако приходится сожалеть о двух вещах, препятствующих более тщательному рассмотрению в школе их теории и их приложений: появление этой темы в самом конце курса геометрии и небольшое число часов, отведённое на нее программой (20 часов).

Цель изучения данной темы: выработка у учащихся систематических сведений об основных видах тел вращения.

Изучение круглых тел (цилиндра, конуса, шара) завершает изучение систе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.