5. Камзеева Е. Е. «ОГЭ. Физика: типовые экзаменационные варианты». Москва: Изд. «Национальное образование», 2015. 128 с. (ОГЭ. ФИПИ).
6. Физика. 7-9 классы: рабочие программы / составитель Е. Н. Тихонова. М.: Дрофа, 2015. 400 с.
7. Ивашкина Д. А. «Деятельностный подход на уроках физики: организация учебного исследования. Пособие для учителей. М.: ИЛЕКСА, 2014. 304 с.
8. Рабочие программы по физике. 7-11 классы. Выпуск 2 / Под ред. М. Л. Корневич. М.: ИЛЕКСА, 2012. 380 с.
9. Пурышева Н. С. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. 2-изд., испр. М.: Дрофа, 2007. 208 с.
10. Пурышева Н. С. Физика. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. М.: Дрофа, 2002. 256 с.
11. Пурышева Н. С. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская, В. М. Чаругин. М.: Дрофа, 2006. 285 с.
12. Генденштейн Л. Э. Физика. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник для общеобразовательных организаций / Л. Э. Генденштейн, А. Б. Кайдалов; под ред. В. А. Орлова, И. И. Ройзена. 7-е изд., стер. М.: Мнемозина, 2014. 255 с.
13. Генденштейн Л. Э. Физика. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник для общеобразовательных организаций / Л. Э. Генденштейн, А. Б. Кайдалов; под ред. В. А. Орлова, И. И. Ройзена. 9-е изд., стер. М.: Мнемозина, 2015. 272 с.
14. Генденштейн Л. Э. Физика. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник для общеобразовательных организаций / Л. Э. Генденштейн, А. Б. Кайдалов; под ред. В. А. Орлова, И. И. Ройзена. 6-е изд., испр. М.: Мнемозина, 2013. 272 с.
15. Перышкин А. В. Физика 7 кл.: учебник / А. В. Перышкин. 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2015. 224 с.
16. Перышкин А. В. Физика 8 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений. 13-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010. 191 с.
17. Перышкин А. В. Физика 9 кл.: учебник / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. 14 изд., стереотип. М.: Дрофа, 2009. 300 с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Ислямова Э. И.
Ислямова Эльвина Ибраимовна / Ыуатоуа ЕЫпа 1Ьгатоупа - учитель истории и обществознания, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение, Новосельская средняя школа, п. Черноморское
Аннотация: в данной статье анализируются технологии критического мышления, с помощью которых у ребят формируется мыслительная деятельность на уроках истории. В современном мире, с развитием информационных технологий, мы не можем обойтись без внедрения инновационной деятельности на уроках, естественно, это интерактивные технологии, которые позволяют раскрыть тему в не традиционной форме, охватить за один урок большее количество обучающихся, научить ребят делать выводы, выделять главное, а главное интересно провести урок.
Ключевые слова: критическое мышление, интерактивное обучение, развитие.
Основной формой общения учителя и ученика был и остается школьный урок. Сделать урок интересным, суметь мотивировать учащегося на дальнейшую познавательную деятельность, вовлечь в работу как можно большее количество учеников, научить
учащегося анализировать и видеть причинно-следственные связи событий, развить в нем творческое мышление эти и многие другие задачи стояли перед педагогами всегда [1, с. 56].
В условиях развития современного общества предметно-информационная среда активно расширяется. Объем информации выходит далеко за пределы учебника истории и связано это не только с интенсивным развитием средств массовой информации, Интернет-ресурсов, но и с возникновением и расширением доступного туристического сервиса, благодаря которому для многих современных школьников сегодня стали «живыми» многие памятники всемирной истории. Люди престали быть «путешественниками в кресле». Именно поэтому педагоги часто в процессе обучения применяют интерактивные технологии. Само слово «интерактивные» происходит от англ. (inter - «между»; act — «действие») таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы - позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение - обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога [2, с. 90].
Самой часто применяемой интерактивной технологией являются технологии развития критического мышления, которые влияют на формирование мыслительной деятельности обучающихся. Необходимо отметить, что учебный процесс с применением критического мышления должен быть построен так, чтобы ученики:
1. Выражали собственные суждение, выделяли главное, делали выбор и сравнения, используя конкретные факты;
2. Проводили определенное исследование, изучая отдельную тему;
3. Отделяли правдивую информацию от неправдивой, факты от суждений, обращая особое внимание на аргументированность последних;
4. Самостоятельно задавали вопросы, формулировали проблему альтернативные пути их творческого решения.
Итак, технология критического мышления, в ней выделяют три основных этапа:
I. Вызов - пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.
II. Осмысления содержания (получение новой информации).
III. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания). Приемами технологии критического мышления могут быть:
Кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.
Синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический прием на этапе рефлексии. Толстые и тонкие вопросы. (Толстый вопрос начинается со слов Кто? Где? Когда? Что?. Тонкий вопрос начинается со слов Почему? Объясните...? Как вы думаете...?).
Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения.
(interactive интерактивная - noting размечающая - s- system система - effective для эффективного - reading and чтения - 1 - thinking размышления). Значки для маркировки текста:
«V»" - уже знал; «+»- новое; «-»- думал иначе; «?»- не понял, есть вопросы. Сводная таблица. Плюс-минус-интересно (ПМИ).
RAFT-технология. Суть данного метода. Название представляет собой сокращение:
где R (роль. От имени кого будет представлено сообщение?) - А (аудитория. Для кого?) -F (форма. В какой форме будет преподнесен материал сообщения?)- T (тема. О чем будет рассказано в сообщении?).
Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль (ученый, журналист, путешественник и т.д.), и пишет текст от лица выбранной роли.
Например:
1. R (роль) - журналист. A (аудитория) - учащиеся 6 класса. F (форма) - телепередача, очерк, статья. T (тема).
Понятийно-терминологическая карта. На доске выписываются понятия, термины в хаотичном порядке и надо все составить в логическую цепочку согласно теме [3, 123].
Один из главных принципов интерактивного обучения - учимся сообща, учимся общаясь. При интерактивном обучении традиционные знания становятся средством для формирования общеучебных умений и навыков. Это позволяет определить необходимый и достаточный объем учебного материала, предотвращая перегрузку учащихся [4, с. 55].
Таким образом, применение интерактивных технологий на уроках истории, позволяет охватить избыточный объем информации, помогает ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста, позволяет выявить причинно-следственные связи изучаемой темы, факта, помогает научить школьников излагать личное отношение к историческому событию или деятелю, подводить итоги размышления, тем самым формирует у обучающихся навыки классификации, оценивания, способность аналитически и критически мыслить, умение делать выводы, активизирует мышление, выбирать главное, отсеивать второстепенное, ранжировать информацию по степени новизны и значимости [5, с. 71].
Литература
1. Валькова И. П., Низовская И. А., Задорожная Н. П., Буйских Т. М. Как развивать критическое мышление (опыт педагогической рефлексии) / Под ред. И. А. Низовской. Бийск: ФПОИ, 2005.
2. Волков Е. В. Развитие критического мышления. М., 2004.
3. Заир-Бек С. И. Критическое мышление. М., 2002.
4. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004.
5. Ислямова Э. И. Нетрадиционные приёмы и методы обучения на уроках истории. Вопросы науки и образования. М., 2016.
ЧТО ТАКОЕ ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ?
Жиналиева С. Б.
Жиналиева Сайра Булатовна / Zhinalieva Бат БмШоупа - воспитатель I категории, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя образовательная школа № 11 Ахтубинского района, дошкольные группы, Астраханская область, поселок Верхний Баскунчак
Аннотация: в статье раскрыты вопросы трудового воспитания в дошкольном учреждении. Ведь методика развития умений и навыков трудовой деятельности детей до конца не раскрыта в программе ФГОС. На сегодняшний день этот вопрос остается спорным и до конца не изученным.
Ключевые слова: трудового воспитания, дошкольное образование, детский сад.
В дошкольном возрасте правильно организованный труд, особенно на воздухе: в саду, огороде, цветнике — влияет на развитие самостоятельности детей, укрепление физических сил и здоровья ребенка. Трудовое воспитание помогает решать разнообразные воспитательные задачи и является одним из важнейших средств всестороннего развития личности ребенка.
Разностороннее влияние на ребенка — характерная особенность трудового воспитания детей дошкольного возраста. Внутренний мир ребенка достаточно богат, но сам ребенок не знает тех сил, которые таятся в нем, которые спят, и сам он беспомощен. Воспитатель должен прийти ему на помощь, должен создать ему условия, при которых все эти спящие силы и способности могли бы пробудиться и свободно развиваться. Ведь труд - важнейшее средство воспитания начиная с дошкольного возраста; когда складываются коллективные взаимоотношения и формируется в процессе трудовой деятельности творческая личность ребенка [2, с. 226]. Творческий труд представляет собой большую педагогическую ценность
78