ФИЛОСОФСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ В
ПОЭМЕ «СОКРОВИЩНИЦА ТАЙН»
Кулиева Шаргия Ильяс кызы
канд. филос. наук, доцент кафедры Общественных наук Азербайджанской
Государственной Нефтяной Академии, Баку E-mail: mehriban-guliyeva@rambler.ru
PHILOSOPHICAL AND ETHICAL VIEWS OF NIZAMI GANJAVI IN THE POEM ’ THE TREASURE TROVE OF SECRETS ’
Guliyeva Shargiyya Ilyas
Candidate of philosopOhical sciences, assistant professor of the Public sciences
department of the Azerbaijan State Oil Academy, Baku
АННОТАЦИЯ
Низами Гянджеви — классик восточной поэзии, один из величайших творцов средневекового Востока, крупнейший поэт-романтик, привнесший в восточную эпическую поэзию разговорную речь и реалистический стиль. Низами Гянджеви открыл новое направление в произведениях стран Востока и внес неоценимый вклад в развитие гуманистических идей на Ближнем Востоке: «Я царем царей в державе мудрых мыслей стал. Повелителем пространства, шахом времени я стал...». И хотя поэт брал за основу творений проблемы своей эпохи, его произведения с точки зрения современности отражают и сегодняшнюю действительность.
ABSTRACT
Nizami Ganjavi is a classic of the Eastern poetry, one of the greatest creators of the medieval East, the largest romantic poet brought into the Eastern epic poetry speaking and realistic style. Nizami Ganjavi has opened a new direction in the works of the Eastern countries and made an invaluable contribution to the development of humanistic ideas in the Middle East: "I became the King of Kings in the empire of strong thoughts. The Lord of space, Shah of time I became ... ". Although the poet took the problems as the background of his era, his works in terms of modernity reflect today's reality too.
Ключевые слова: Низами; поэт; философия; любовь; мудрость.
Keywords: Nizami; poet; philosophy; love; wisdom.
Творческое наследие одного из корифеев мировой литературы, великого поэта и мыслителя азербайджанского народа Низами Гянджеви являлось бесценным вкладом в сокровищницу мировой художественной культуры.
Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви (1141 —
предположительно 1209) родился в древнем городе Гянджа во времена, когда Азербайджан становился одной из самых важных культурных и экономических областей Востока. Низами — творческий псевдоним поэта, и означает «упорядочитель слов». Его полное имя Ильяс ибн Юсуф. Поэт по всей вероятности рос и воспитывался в культурной и довольно знатной семье.
В те времена для продолжения учения юноши из состоятельных семей отправлялись в знаменитое училище «Низамийя» в Багдаде или в Дамаск, Мекку, Каир и другие города. Однако Низами никуда не ездил, он продолжал пополнять свое образование в родном городе. В середине XII века в Гянджу со всех стран стекались крупнейшие ученые, поэты, писатели, зодчие. Книги, которые читал поэт, то есть рукописные копии произведений в различных областях науки, написанные в самых отдаленных краях мусульманского мира, переводы, поэтические сборники арабо и персоязычных авторов украшали библиотеки Гянджи и были доступны поэту. Он изучил арифметику, алгебру, астрономию, геометрию, логику, историю, философию и т. д. Он хорошо знал историю античного мира, арабского халифата, доисламскую историю иранских народов, историю и этнографию многочисленных тюркских племен. Ему были известны «Государство», «Законы», «Тимей», Платона, труды Фалеса Милетского и т. д.
Низами пополнял свое образование и в результате тесного общения с представителями различных народов. Так, сведение о Руси он знал не только из книг, но и, без всякого сомнения, из бесед с русскими купцами, которые были основными поставщиками пушнины на гянджинский рынок. Приведенные в поэме «Искендер-наме» русские собственные имена «Чудра», «Ерема»,
«Купал», слово «князь», конечно, были подчеркнуты поэтом в живом общении. Ведь Гянджа издавна славилась как международный город. Еще в Х веке арабский географ и путешественник Ибн-Хаукал писал о ней: «Город Джанза
— красивый, богатый и населенный. Это поселение, заполненное людьми до тесноты, и жители его щедры, мягкого нрава, благорасположенные, ласковые и любящие иностранцев и ученых» [3, с. 50].
Громадное поэтическое дарование помогло Низами, совсем молодому, очень быстро завоевать популярность среди читателей. Его нежные лирические газели распевались во многих городах не только Азербайджана, но и средней Азии и в Иране. Перед поэтом открывалась блестящая возможность придворной карьеры, однако, по неизвестным нам причинам, он отказался от этой карьеры.
Приблизительно в конце 1169/70 года произошло важное событие в жизни Низами Гянджеви. Дербендский правитель Сейфаддин Музаффар послал ему в подарок рабыню по имени Афак. Низами сильно влюбился в Афак, вместо того, чтобы быть наложницей, она стала его законной женой. В 1174 году у них родился единственный сын по имени Мухаммад. Это были самые счастливые годы жизни поэта, наполненные любовью и семейным счастьем. Жена поэта гармонически соединила в себе любовь к свободе, внутреннее благородство, нежность, красоту, остроумие и преданность любимому человеку. Во второй половине 1176 года он приступил к созданию своей первой дидактической поэмы «Сокровищница тайн». Поэт завершил ее, как он сам указывает в конце сочинения, в 1177 году. В 1178 или 1179 году Афак умерла.
Потеряв Афак, поэт перенес всю свою любовь на сына Мухаммада, воспитанием которого он занимался лично. В большинстве своих поэм Низами посвящал сыну специальную главу под названием «Наставления моему сыну Мухаммаду». Эти наставления имеют важное значение для понимания педагогических взглядов поэта. Нравственные идеалы, которые Низами хотел привить своему сыну и всему подрастающему поколению, отличаются удивительной чистотой, благородством и общественной значимостью.
В 1180 году Низами приступил к написанию поэмы «Хосров и Ширин», а в 1188 году завершил свою другую поэму «Лейли и Меджнун». В 1197 году Низами закончил поэму «Бахрамнаме», вошедшую в литературу под названием «Семь красавиц».
Работа над «Искендер-наме», самой большой и самой монументальной поэмой, протекала в последние годы жизни поэта. В 1199 году первая ее часть
— «Книга о славе» («Шараф-наме») была готова, а в 1204 году была завершена и вторая часть — «Книга о счастье» («Икбал-наме»).
Философские и этические взгляды Низами Гянджеви, в основном, излагающиеся в первой его поэме «Сокровищница тайн», — «адами», «адамият» — еще до Низами употреблялись в персидском языке в смысле «человечность», «человечный». Однако в творчестве Низами они стали обозначать целостное и широко развитое гуманистическое учение.
Поэма «Сокровищница тайн» составлена из двадцати коротких поэтических глав или «речей», написанных, как и другие поэмы, в стиле маснави — «парнорифнующихся строк». Первая речь посвящена раскрытию сущности любви («Эшк»), которая является первопричиной бытия. Любовь была создана Богом до сотворения мира. Создав ее, творец тем самым заложил основу бытия. Любовь — величайшее преимущество человека, она возвышает его, наряду с разумом, над всеми творениями бога, даже над ангелами. Сердце
— вместилище этого божественного чувства, «без которого смерть иссушит мир», которое «заставляет янтарь притягивать к себе солому», «огнепоклонника обожать огонь», «мусульманина обращаться лицом к Каабе». Человек состоит из двух начал — духовного и телесного, его природа двойственна:
Он и чистый и мутный, хоть золото в нем засияло,
Он и камень для пробы, и он же — пытливый меняла
Духовным миром управляет разум и любовь. Телесный же мир противоположен духовному, ибо в нем безраздельно властвуют такие
«хищники, как желудок, печень, желчь, легкие, почки, селезенка и т. д.», назначение которых — поддерживать жизнь организма. Биологические инстинкты, которые Низами называет «низменными страстями», делают человека прожорливым, ненасытным и требовательным, но без удовлетворения их немыслима жизнь. Если полностью подавить чувство голода, холода, жажды, то наступит конец жизни, которая ведет вечно непрерывную борьбу со смертью.
Вместе с тем, непременное условие существования человека — совместный труд с себе подобными, жизнь в обществе. Однако вся трагедия человеческого общежития заключается в том, что люди не научились до сих пор управлять своими страстями и создать такое сотрудничество, при котором продукты совместного труда распределялись бы равномерно, а инстинкты всех индивидов, составляющих общество, удовлетворялись бы одинаково, в разумных пределах.
Низами утверждал, что причина всей неустроенности на земле, всех невзгод и бедствий — социальное неравенство, при котором одни члены общества вынуждены чрезмерно подавлять естественные потребности и желания, а другие, составляющие его меньшинство, за счет первых ненасытны в своих притязаниях. Следовательно, главная забота общества — воспитание инстинктов, разумное их ограничение и подавление ради сбережения духовного богатства.
Богатство и могущество, власть и роскошь, безудержное удовлетворение своих страстей, создание собственного превосходства над другими, все то, чем обольщается человек, не наделенный разумом, не может возвысить его над животными, приобщить его к счастливому чувству вечности.
Проповеди поэта обращены к власти имущих, к сильным, а не к тем, кто был лишен возможности даже минимально удовлетворить свои естественные потребности. Он поучал царей и правителей, что мирские блага — могущество, богатство и мнимое величие — ничто в сравнении с подлинным величием человека. Единственное, что может превратить человека в частицу божест-
венной субстанции и сделать его таким образом нетленным, это «адамият» — человечность, гуманность. Наделенный разумом человек должен тренировать свое тело, подавлять плотские страсти, и тогда он может стать настоящим человеком. Наиболее эффективным средством обуздать инстинкты поэт считал подвижный образ жизни, воздержанность во всем, переключение всей духовной энергии на созидательный труд, ибо основное назначение человека — созидание, общественно полезная деятельность [4].
На протяжении всего произведения поэт тиранам -правителям противопоставляет простых людей — землепашцев, городских тружеников, зодчих, ученых, искусных мастеров, кто создает все мирские блага.
Гармоничным общество будет лишь тогда, когда благотворная сознательность овладеет душами властеимущих, когда сердца их будут очищены от всякой телесной скверны — от низменных страстей, от алчности, зависти, властолюбия. В начале поэмы Низами создает образ своего сердца и повествует о том, как он вошел в божественный чертог этого сердца и увидел в нем чудесный мир прекрасных идеалов, лучезарной любви, где покорно сидели «семь красавиц», то есть семь телесных органов, порождающих те или иные биологические инстинкты. Выслушав напутствия сердца, поэт постиг одну истину, изложению которой он посвятил свою поэму. Истина эта сводится к тому, что великое счастье достижимо и на земле:
Коль человечен ты, послушай речь мою:
Не только в небесах, но ты и здесь — в раю.
Одна из интереснейших мыслей, во многом обуславливающих звучание поэмы — это мысль о глубоком родстве человека и природы. Взаимоотношение людей с окружающей средой интересовали мусульманских философов еще в VIII—IX веках. Впервые же эта тема получила свое художественное освещение в произведении Низами [2].
В «Сокровищнице тайн» он уделил ей целую главу. По мнению поэта, вся
природа — цельный, неделимый организм. Каждая часть этого организма выполняет свою, определенную ей Творцом функции. Повреждение любого звена в цепи повредит всему организму и в конечном счете пагубно отразится на судьбе человечества. В природе нет ни одного бесполезного существа, животные имеют так же, как и люди, тело и душу. Они четко схожи с людьми, хотя стоят на более низшей ступени развития. И поэтому человек должен заботиться о животных, растениях, о земле, о чистоте источников. Для иллюстрации этой мысли поэт приводит великолепный рассказ о легендарном царе Фаридуне и газелёнке. Фаридун на охоте азартно преследует красивого газеленка, но конь не может догнать его, стрела не может попасть в цель. Царь начинает ругать коня, ругать стрелу, и вдруг они, обретя дар речи, говорят ему, что нельзя уничтожать бессловесное божье существо, ибо истребляя его, человек истребляет природу, частью которой является сам, обедняя себя, он уничтожает в себе чувство красоты и свое духовное богатство.
Хамсе, пять поэм Низами на многие века определили развитие поэзии народов Востока. Каждый выдающийся поэт считал своим долгом написать подражания с «подобия» или «ответы» на сюжеты поэм Низами, сохраняя даже форму рифмовки. По неполным данным низамиведов по мотивом Лейли и Меджнун, написано более ста подражаний на фарси и тюркских языках. Лишь на языке фарси свыше сорока ответов. Среди поэтов, что прославились в мировой поэзии, создавших по мотивам Хамсе Низами свои знаменитые пятерицы, индийский поэт Амир Хосров Дехлеви (1253—1325), персотаджикский поэт Джами (1414—1492), узбекский поэт Алишер Навои (1444— 1501) [1].
Творчество Низами — вклад не только в литературу Востока, но и Запада. В. Гете считал Низами одним из семи гениальных поэтов всех времен и народов. 1991 год был объявлен ЮНЕСКО годом Низами Гянджеви в честь 850-летия поэта.
Список литературы:
1. Гаджиев А. Ренессанский мир «Хамсе» Низами Гянджеви. Б., 2000. — 296 c.
2. Короглы Х.Г. Низами Гянджеви. М., 1991, — 62 с.
3. Левиатов В.Н. Эпоха Низами. — «Низами. Сборник первый». 1945. — 79 с.
4. Christine van Ruymbeke, “Science and Poetry in Medieval Persia: The Botany of Nizami's Khamsa”, University of Cambridge Press, 2008, — 252 р.