Научная статья на тему 'К вопросу об исторических аспектах исследования гендерной проблемы в «Хамсе»'

К вопросу об исторических аспектах исследования гендерной проблемы в «Хамсе» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
98
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАМСЕ / АЗЕРБАЙДЖАН / ГЯНДЖА / НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ / ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМА / ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / KHAMSA / AZERBAIJAN / GANJA / NIZAMI GANJAVI / GENDER / HISTORICAL-LITERARY RESEARCH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гасанов Э.Л.

В данной научной работе на основе разных историко-литературных источников и материалов впервые была исследована проблема изучения гендерного вопроса в произведениях великого Азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE RESEARCH OF HISTORICAL ASPECTS OF STUDIES OF GENDER ISSUES IN «KHAMSA»

In this scientific work on the basis of various historical and literary sources and materials for the first time were investigated the problem of studying the issue of gender in the works of the great Azerbaijani poet and philosopher Nizami Ganjavi.

Текст научной работы на тему «К вопросу об исторических аспектах исследования гендерной проблемы в «Хамсе»»



ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК 39

Э.Л. Гасанов

PhD (кандидат исторических наук), главный специалист,

Гянджинское отделение Национальной академии наук Азербайджана, г. Гянджа, Азербайджан

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ПРОБЛЕМЫ В «ХАМСЕ»

Аннотация. В данной научной работе на основе разных историко-литературных источников и материалов впервые была исследована проблема изучения гендерного вопроса в произведениях великого Азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви.

Ключевые слова: Хамсе, Азербайджан, Гянджа, Низами Гянджеви, гендерная проблема, историко-литературное исследование.

E.L. Hasanov, Ganja department of ANAS, Ganja, Azerbaijan

ON THE RESEARCH OF HISTORICAL ASPECTS OF STUDIES OF GENDER ISSUES IN «KHAMSA»

Abstract. In this scientific work on the basis of various historical and literary sources and materials for the first time were investigated the problem of studying the issue of gender in the works of the great Azerbaijani poet and philosopher Nizami Ganjavi.

Keywords: Khamsa, Azerbaijan, Ganja, Nizami Ganjavi, gender, historical-literary research.

По охвату глобальных проблем, среди которых смысл мироздания и человеческая жизнь, возможность гармонии между власть держащими и народом, связь между обществом и природой, миссия и назначение индивида на земле, придаёт поэмам Низами из «Пятерицы» характер многоплановости и многоценности. Четвёртая поэма из этого цикла «Семь красавиц», явилась прогрессивной вехой как в истории художественной и эстетической мысли Востока, так и в освещении вопросов гендерного равновесия между полами. Поэт-мыслитель не случайно отводит в произведении большое место женским образам, символизирующим как основные части света, так и преимущественную их мудрость в сравнении с мужскими образами поэмы.

Помимо царственных наложниц Бахрам-гура, автор особо выделяет образ одной из рабынь, посвятив ей отдельную часть «Бахрам и рабыня». Идейно-художественный анализ свидетельствует о том, что в сопоставлении с другими женскими образами, способность рабыни Фитны сеять смуту в мыслях своего владыки, «идти против течения» ставит безвольную по статусу женщину на ступеньку выше дворцовых вельмож и наложниц.

Кто же такая Фитна? С заметной симпатией поэт описывает любимую рабыню шаха:

При глубоком прочтении этой части поэмы, не ускользает от внимания приём художественной контрастности, используемый автором. Антитеза содержится уже в самом названии и содержании: шаха в положение мат поставила рабыня. На первый взгляд может показаться, что здесь повествуется о раболепной, безмолвной и простой рабыни. Веками установленные правила поведения обязывали невольницу именно к этому.

Как следует из строк, в имени женщины есть намёк на необузданность энергии, смелость в речах и поступках.

В отличие от прочих «жительниц» дворца, «прихотливая» Фитна обладала природным даром влиять на самозабвенно любящего себя шаха, побуждать его к спору и отстаиванию

Введение

Вся - соблазн, имя - Смута, иначе - Фитна, Весела, очарованьем истинным полна [1, а 19].

своей правоты.

Будучи превосходным охотником, каждого пронзённого стрелой онагра Бахрам считал чуть ли не повергнутым противником. Поэтому, упиваясь этим, он требовал от окружающих ликования, хоть и нарочитого. Когда же Фитна весьма хладнокровно отозвалась о его очередной «победе» над несчастным животным, привыкший к подобострастию Бахрам превратился в разъярённого тигра.

Видя её равнодушие даже после того «как он» копытце онагра с тонким ухом «сшил», шах решил проучить рабыню. Стойкая Фитна не дрогнула и перед уничижительной тирадой вскипевшего от злобы Бахрама, который не стеснялся в высказываниях в её адрес: «узкоглазая татарка; не видит глаз твой узкий больше ничего?» и т.д. Антропологические данные женщины указывают на восточный генотип описанного образа. Низами Гянджеви, новатор и философ, предвидел, что Восток для человечества - колыбель новых идей, научных открытий и сокровищ художественного творчества.

А Фитна продолжала «играть с судьбой» и подтрунивать над ним: Ремесло тому нетрудно, кто постиг его. Тут нужна одна сноровка - только и всего [2, с. 21].

С точки зрения гендерного равноправия мужчин и женщин, созданная литературным замыслом Низами, сюжетная коллизия оказывается отправной точкой, что изменяет ход событий в пользу идейной насыщенности поэмы. Подтекст данной части демонстрирует стремление автора видеть превалирующую роль женщины в социуме, так как она источник новой жизни.

Возникает противоречивый вопрос: почему расчётливая женщина в открытую конфликтует с Бахрам-гуром? Ответ на него кроется в авторской цели по созданию образа рабыни. Он выводит его за рамки будничного восприятия, расширяя понятие «прихотливая» [3, с. 44].

В широком смысле, Фитна-рабыня восстаёт против бесправия женщин и тех устоев общества, которые не обеспечивают не только равноправия, но и гармонии в социальных взаимоотношениях полов.

Развернувшиеся далее события представляют этот образ как человека будущего, способного к самоутверждению и активной деятельности в различных областях общественной жизни. Своей несговорчивостью, нежеланием потакать капризам господина Фитна поплатилась многим на целых шесть лет.

На фоне таких качеств характера приложение «рабыня» к её имени звучит диссонансно. На примере Фитни автор иллюстрирует типичность подобной линии судьбы для восточной женщины: готовность к самопожертвованию и лишениям во имя истины.

По жизни рабыня Фитна реализовала заключённый в имени смысл: посеяв смятение в другом, сама прошла через смуту и беспокойства.

Бахрам-гура она поставила в затруднительное положение: казнить или помиловать ту, которой «сладостный напев пронзает сердце»? С кем быть ему? На чью сторону склониться? Неокрепшая душа вечного любовника приняла сторону тёмных сил. И за это шаху ещё придётся поплатиться.

Позже Бахрам-гур осознаёт бессмысленность своей жизни, но печальная концовка неминуема. Он понял, что жизнь «сгорела», все чувства и желания пеплом разлетелись в безбрежных небесах. Поэт ясно даёт понять, что если властитель не отвечает своему основному предназначению, то грош ему цена.

Когда-то купающаяся в лучах счастья и любви женщина в трудной ситуации не сдалась, не пала духом. Тонкий ум и природное чутьё подсказали ей шахматный ход, достойный игры шахов: продолжать жить и совершенствоваться, чтобы доказать мучителю опрометчивость его решений. Она сделала всё, найдя в себе духовные и физические силы, чтобы приблизить встречу с ветреным шахом.

Прожив с Бахрамом немало времени, Фитна отлично знала особенности его характера. Ещё в начале размолвки женщина почувствовала бурлящее в сердце шаха смятение, что говорило о скором раскаянии. Недаром говорят, что «в здоровом теле - здоровый дух», т.е. сильная воля и трезвые решения. Это видно из обращения его к полководцу: Дерзкую в живых оставлю - не найду покоя. А убить - женоубийство дело не мужское.

Ещё, видно, не всё потеряно. Понятие чести в данном случае берёт верх над инстинктами. Он перепоручает «чёрное» дело другому, что также обнадёживало несчастную. Теплящееся в глубине души шаха чувство души к ней и приводит Фитна в качестве одного из доводов, уговаривая старика:

Избранный и за душевный я Бахрамов друг, Всех рабынь милее я и всех супруг [1, с. 20].

Убеждая старого вояку воздержаться от обязанности лишить её жизни, она оперирует святыми на Востоке понятиями, например: «...не хочешь горя дому своему; беды не твори; на себя крови не бери; не казни меня» и т.д.

Фитна, проявив минутную слабость, пожалела себя, сказав: «Див толкнул меня на слабость.». Но благородность конечной цели придаёт ей неиссякаемую энергию, физические и духовные. Фитна верит, что Бахрам поймёт, примет решение, изменит свою жизнь, а самое главное, повернётся лицом к многострадальному народу.

«Прихотливая» Фитна находит заветный ключик к сердцу и уму нового вершителя её судьбы. Обратите внимание, как ей удаётся постепенное установление доверительных отношений с ним. Совершенствуясь физически, Фитна в тоже время не забывала о моральной мишени: дождаться покаяния Бахрама. Недаром говорят, что «в здоровом теле - здоровый дух», т.е. сильная воля и трезвые решения.

Выводы:

1. Если основным аргументом в предстоящей дружбе было мздоимство полководца, то потом между ними возникли взаимоотношения отца и дочери. Видно, он тоже осознал цепкость ума и глубину рассудительности рабыни:

Тайный договор скрепили, жизнью поклялись; Он от зла, она от ранней гибели спаслись.

2. Его также восхищала редкая целеустремлённость и трудолюбие Фитны. Ни на минуту не оставляя заботы о своём спасителе, она ежедневно тренировалась:

Женщина молодая, хоть и с малой силой, Каждый день тельца на кровлю на себе носила.

А Фитна продолжала «играть с судьбой» и подтрунивать над ним: Ремесло тому нетрудно, кто постиг его. Тут нужна одна сноровка - только и всего.

3. Как видим, Фитна сильна не одними «сладостными напевами». Женщина эта умела манипулировать самолюбием и моральной неустойчивостью Бахрама. Хотя и в ущерб личного благополучия, тёплому месту под солнцем, рабыня в очередной раз пытается перечить шаху. С точки зрения гендерного равноправия мужчин и женщин, созданная литературным замыслом Низами сюжетная коллизия оказывается отправной точкой, что изменяет ход событий в пользу идейной насыщенности поэмы.

4. Подтекст данной части демонстрирует стремление автора видеть превалирующую роль женщины в социуме, так как она источник новой жизни.

Позже Бахрам-гур осознаёт бессмысленность своей жизни, но печальная концовка неминуема. Он понял, что жизнь «сгорела», все чувства и желания пеплом разлетелись в безбрежных небесах. Поэт ясно даёт понять, что если властитель не отвечает своему основному

предназначению, то грош ему цена. О грехе, подобно сильному онагру, бумерангом вернулась к кровожадному ловцу. Образ Бахрама, как негативного примера прожигателя жизни, в этом плане несёт определённую воспитательную роль. Катализатором событий, которые завершились ожидаемой развязкой, стало «железная» рабыня.

5. Когда-то купающаяся в лучах счастья и любви женщина в трудной ситуации не сдалась, не пала духом. Тонкий ум и природное чутьё подсказали ей шахматный ход, достойный игры шахов: продолжать жить и совершенствоваться, чтобы доказать мучителю опрометчивость его решений. Она сделала всё, найдя в себе духовные и физические силы, чтобы приблизить встречу с ветреным шахом.

Список литературы:

1. Бертельс Е.Э. Избранные труды / Е.Э. Бертельс. - М., 1999. - 340 с.

2. Гянджеви Н. Семь красавиц / Низами Гянджеви. - Баку, Язычы, 1983. - 289 с.

3. ХХ век. Женщины Азербайджана. - Баку, 2003. - 478 с.

4. Акунова Л.Ф. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий: учебное пособие / Л.Ф. Акунова, С.З. Приблуда. - М.: Высшая школа, 1979. -216 с.

5. Hasanov E.L. About fundamental studies on local cultural traditions of Ganja / E.L. Hasa-nov // European Journal of Natural History. - 2013. - № 3. - P. 65-68.

6. Taylor P.M., Hasanov E.L. Ethnological features of cultural heritage of Ganja (On the basis of Mahsati GanjaviDs creation) / Taylor P.M., Hasanov E.L. // International scientific journal Theoretical & Applied Science. - 2013. - № 12 (8). - P. 41-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.