УДК 316.74:1
Халтурин Анатолий Николаевич
кандидат философских наук, доцент кафедры философии Института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета им. МБ. Ломоносова [email protected]
Anatolii N. Khalturin
candidate of philosophy, docent. Institute of Socio-Humanities and Political Science of the Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov [email protected]
Философские аспекты Philosophical aspects of
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА MULTICULTURALISM
Аннотация. Статья посвящена исследованию мультикультурализма как многогранного явления в социальной жизни современных обществ. Муль-тикультурализм предстает в нескольких ипостасях, каждая из которых требует своего объяснения и философского комментария. В качестве важнейших концептов автор предлагает рассматривать философские начала мультикультурализма через призму теории локальных цивилизаций и социально-философского анализаэтни-ческого сознания. В качестве семиотической модели взаимодействия этнических меньшинств с окружающим этническим миром автор предлагает систему «Мы» - «He-мы», что объясняет интенцию этнического сознания на рефлективный уровень.
Ключевые слова: мультикультурализм, постмодернизм, принцип множественности, деконструкция, этническое сознание, политическая философия, теории локальных цивилизаций, социально-философский анализ, семиотическая модель, оппозиция «Мы» - «Не-мы».
Annotation. The article investigates the multicul-turalism as a multifaceted phenomenon in the social life of modem societies. Multiculturalism appears in several guises, each of which requires its own explanation and philosophical commen-tary.As the most important concepts the author proposes to consider the philosophical beginning of multiculturalism through the lens of the theory of local civilizations and socio-philosophical analysis of ethnic consciousness.As a semiotic model of interaction with the surrounding ethnic minority ethnic world the author proposes a system of «We» - «Not-we», which explains the intention of ethnic consciousness on the reflective level.
Keywords: multiculturalism, postmodernism,the principle of plurality, deconstruction, ethnic consciousness, political philosophy, theory of local civilizations, social and philosophical analysis,semiotic model, the opposition «We» - «Not-we».
История выработала различные модели этнокультурного взаимодействия народов -коммунитаристские, либеральные, имперские и пр. Одной из таких моделейпризнается сегодня мультикультурализм. В научной литературе проблемам мультикультурализмапосвящено огромное количество публикаций.
Это объясняется, на наш взгляд, тем, что мультикультурализм представляет собой новую социальную парадигму не столько современного, сколько будущего общественного устройства. Сегодня ста-новитсявполне очевидным, что развитие глобальной экономики детерминирует глобальные миграционные потоки населения, перемещающегося огромными массами в страны Северной Америки, Европы и Азии. Миллионные мигрантские диаспо-рыстановятся мощной социальной силой, заставляющей принимающее общество считаться с этнокультурными интересами.
В этой ситуации представляет интерес ряд философских концепций, объясняющих философские основы этого социального феномена.
Экономической основой мультикультурализма следует считать ярко выраженную потребность развивающегося общественного производства в трудовых ресурсах. Экономические факторы усиливаются глубокими демографическими проблемами, связанными со снижением рождаемости, увеличением продолжительности жизни, уменьшением численности трудоспособного населения. В качестве иллюстрации приведем мнение Президента Германской торгово-промышленной палаты Ханса ХайнрихаДрифтмана, который предупреждает, что «экономике не хватает 400 тыс. инженеров, мастеров и хорошо подготовленных рабочих, из-за чего ВВП Германии теряет в год до 25 миллиардов евро» [1]. Аналогичные процессы происходят во многих европейских экономических системах.
Согласно данным Пресс-релиза ООН в 2013 году число международных мигрантов составило 232 миллиона человек, из них доля трудоспособного населения в возрасте от 20 до 64 лет составляет 74 %.
39
В 2013 году половина всехмеждународных мигрантов приходилась на 10 стран, из которых на первом месте США (45,8 млн), на втором - Российская Федерация (11 млн), затем Германия (9,8 млн), Саудовская Аравия (9,1 млн), Объединенные Арабские Эмираты (7,8 млн), Соединенное Королевство (7,8 млн), Франция (7,4 млн), Канада (7,3 млн), Австралия (6,5 млн) и Испания (6, 5 млн) [2].
Таким образом, движущей силой миграционных потоков следует считать, прежде всего, экономические факторыв сочетании с демографическими проблемами западноевропейской цивилизации.
Правовой основой мультикультурализма выступает концепция прав человека, включающая идею равенства людей независимо от их принадлежности к конкретному государству, этносу, нации, религиозной или социальной общности и т.д.
В. Зорькин, например, полагает, что ключом к выработке правовой конструкции глобального мироустройства является «выработка на уровне отдельного государства правовой модели решения проблем, порожденных этнонациональным многообразием» [3]. Причем либеральные модели правовых государство развитыми демократическими системами оказались не способными принять «иноэтническое» население в его этнокультурном многообразии.
Философские основы мультикультурализма трактуются научным сообществом в различных дискурсах.
Некоторые исследователи видят философские основы теории мультикультурного общества в идеях философов постмодерна и вполитической философии либерализма. Постмодернистские мотивы просматриваются в неприятии любой универсальности как тоталитарности. Политическая философия либерализма как источник теории мультикультурализма считает приоритетом интересы и права отдельной личности, что предполагает свободу выбора культурных приоритетов [4, с.18-20].
Важнейшим элементомпостмодернистской картины мира выступает принцип множественности, когда «многое рассматривается как субстантив». Мир утратил свой стержень. Мир стал хаосом. «Да здравствует множественное!» - восклицают Жиль Делез и Феликс Гваттари. Но это и неудивительно для ситуации, когда деконструкция разрушает классические основы миропонимания. Гораздо удивительнее для постмодернизма является его активное начало - «Множественное нужно создать!..» [5, с. 11-14]. На обломках классических концепций мироустройства постмодернизм призывает создавать, строить, конструировать субстантивную множественность. Разрабатывая категорию множественности, французская философия постмодернизма, тем самым, пытается уловить в своих философских опытахтенденцию размывания границ социальной стабильности, определенности и предсказуемости, когда социальные ячейки клонируют себе подобных во имя множественности вне законов социального развития, когда нивелируется
объективно - материальное и фетишизируется субъективно-идеал истическое.
Таким образом, постмодернистская множественность становится теоретическим принципом построения всего мирового порядка, деконструируя классические социальные модели общественного устройства.
В специальной литературе высказывались предложения рассматривать мультикультурализм в русле концепций Другого в философских размышлениях М. Бубера, Э. Гуссерля, Э. Левина-са, Г. Марселя, Ж.-П. Сартра. Восприятие Другого как субъекта общения, необходимость признания другой культуры в современном обществе порождает философию диалога культур, а мультикультурализм воспринимается как путь преодоления «инаковости»[6, с. 84-88].
Здесь следует добавить небольшую ремарку о том, что сущность мультикультурализма состоит как раз в равенстве этнических меньшинств в культурной среде доминирующего большинства. Более того, в силу предоставления этническим меньшинствам определенной совокупности специальных прав, мультикультурализм не преодолевает инаковость, а провозглашает ее, поднимая этнические, языковые и конфессиональные меньшинства надбольшинством.
Представляется, что философские начала мультикультурализма следует искать в трех направлениях, исходя из понятийной триады самого явления. Мультикультурализм в социальных науках рассматривается как 1) демографическое явление, связанное синтеграцией мигрантов в принимающее сообщество, 2) как идеология и 3) как политика, предполагающая практическое решение вопросов политического и культурного равноправиянационального меньшинства и большинства [7, с. 55]. Отсюда и философские основания мультикультурализма могут приобретать различные философские интерпретации.
В первом случае, когда речь идет о мультикульту-рализме каксоциальном явлении, на первый план исследований выходит философское представление об этносе, нации как социальной общности.
Рассматривая мультикультурализм в качестве политики, философия власти исследует политические средства и политическую деятельность, направленную на организацию интеграции и адаптации миграционных меньшинств в принимающее сообщество. Отсюда философскую природумультикультурализма следует искать в методологии политической науки.
Наиболее обширным философским основанием выступает социально-философский анализ мультикультурализма, который также распадается на несколько направлений.
Важнейшим компонентом социально-философского анализа мультикультурализма мы бы определили теории локальных цивилизаций (локальных культур) Н.Я Данилевского, А. Тойнби,
О. Шпенглера и др., положивших начало исследованиям в цивилизационной парадигме этниче-
40
ской культуры как самостоятельного и уникального явления.
Второе направление предполагает философское исследование мультикультурализма через категории общественного бытия и общественного сознания. Ядром социально-философской парадигмы мультикультурализма становится категория общественного сознания, а точнее, экстраполяция его свойств на национальное (этническое) сознание. Социально-философская традиция отделяетнациональное сознание от этнического. «Национальное сознание связано с производством, распространением, обменом и потреблением всего спектра тех явлений, которые составляют духовную сферу жизнедеятельности конкретного этносоциального объединения людей». Отличительной же чертой этнического сознания является самосознание, т.е. осознание каждым членом этноса сопричастности к своему объединению [8, с. 15-20].
В философских работах этническое самосознание предлагается рассматривать в трех аспектах: 1) как рефлексивный уровень сознания, 2) как осознание человеком самого себя в качестве представителя социального сообщества, 3) как осознание принадлежности к народу [9, с. 9-13].
Таким образом, социально-философской основой мультикультурализма можно обозначить диалектику противоречий между общественным бытием и общественным сознанием, предстающиев форме этнического бытия и этнического сознания. В дальнейшем национальное и этническое в нашей работе предлагаем считать синонимами, поскольку их существенные различия не являются для наших целей принципиально актуальными.
Этническое бытие в существующих условиях усложняется тем, чтосознанию как признаку этно-сапридается сегодня гипертрофированное значение в механизме конструирования этнических сообществ. Отчасти эта тенденция нашла отражение в нормах международного права относительно коренных народов, для признания которым необходим всего лишь субъективный признак «самоосознания» этнической группы в качестве такового. Здесь мы можем наблюдатькорреляционные связи либеральнойтеории прав человека и гражданина с правами этнического коллектива.
Важнейшим гносеологическим свойством этнического сознанияменьшинства предстает определение своего места в «иноэтническом» окружении. Для более ясного и понятного представ-
Литература:
1. Гоигорьев Е. В Германии не прижилась мультикультура // «Независимая газета», 18 октября 2010 г.
2. Пресс-релиз ООН. URL:http://www.un.org/ru/-ga/68/meetings/migration/pdf/internationalmigrantsworl dwide_totals2013.pdf (дата обращения: 20.02.2015)
3. Зорькин В. Как сохранить государство в эпоху этносоциального многообразия // Российская газета. № 5579 от 13 сентября 2011 г.
пения сравним интенциональность сознания национальных меньшинств и коренных народов. Этническое сознание коренных народов развивается в оппозиции «Мы-Они». Коренной народ, издавна проживающий на территориях своих предков, противопоставляет себя другому коренному или иному пограничному народу, существующему на сопредельных пространствах.
«Они» в представлении коренного народа есть конкретный народ, а этническое сознание в системе «Мы-Они» направлено в сторону противоположного субъекта культурного диалога, в котором «Мы» и «Они» равноправны, равнозначны, равновелики.
Этническое сознание национальных меньшинств в идеологии мультикультурализмаориентирова-но не на внешний мир, авовнутрь своей «этнической самости». Этническое сознание предстает этническим самосознанием, которое конструирует систему «Мы - He-мы». Оппозиционный член «He-мы» обозначает семиотическую модель всего «иноэтнического» мира, окружающего национальное меньшинство. Важнейшее значение в этой ситуации приобретает не столько этнический состав «окружения», сколько сам факт этого «окружения».
Задача субъекта «Мы» - противодействоватьас-симиляционному влиянию, сохранить этнические корни - язык, культуру, обычаи. Поэтому «Мы» обладает в этой системе высшей степенью этноцентризма. «Мы» и «He-мы» неравны в своем противостоянии, поскольку «He-мы» - это весь этнический мир, в котором «Мы» представляет лишь небольшую группу этнического организма.
Таким образом, этническое сознание становится этно-сохраняющимпризнаком групп, находящихся в ситуации этнического меньшинства. Более того, мы полагаем, что задачи мультикультурализма как политики направлены именно на трансформацию этнического сознания национальных меньшинств из этноцентрической «замкнутости» и этнокультурной «изолированности» в направлении общегражданской идентичности.
Философские начала мультикультурализма мно-гоаспектныкак, собственно, и само социальное явление. Во избежание тектонических потрясений, общество должно найти наиболее приемлемые модели этнокультурного взаимодействия народов, при этом философский дискурс может предложить эффективные направления в развитии мул ьти куп ьту р н ого сод ружества.
Literature:
1. Grigor’ev E. Multiculturalism in Germany did not root // Nezavisimaya Gazeta, October 18, 2010.
2. UN Press Release. URL: http: //www.un.org/ru/-ga/68/meetings/migration/pdf/internationalmigrantsworl dwide_totals2013.pdf (date accessed: 20/02/2015).
3. Zor’kin B. How to keep the state in the era of ethno-social diversity // Rossiiskaya Gazeta. № 5579 on September 13, 2011.
41
4. Короткий ГА. Мультикультурализм как социально-культурная парадигмаэпохи глобализации. Автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. философ. наук. М., 2012. С. 18-20.
5. Дел ез Ж. Тысяч а плато: Капитализм и шизофрения / Жиль Делез, Феликс ГваттариЕкатерин-бург. У-Фаетория. М. : Астрель, 2010. С. 11-14.
6. Волкова Т.П. Философская концепция Другого в контексте формирования мультикультурного общества. Вестник МГТУ, том 11, № 1, 2008 г. С. 84-88.
7. Куропятник AM. Мультикультурализм: идеология и политика социальной стабильности полиэтнических обществ. Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т. III. № 2. С. 55.
8. Бабаков ВТ. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы) / В.Г. Бабаков, В.М. Семенов М., Институт философии РАН. 1996. С. 15-20.
9. Хотинеи, В.Ю. Этническое самосознание. СПб. : Апетейя, 2000. С. 9-13.
4. Korotkii G.A .Multiculturalism as a socio-cultural paradigm of the globalization era. Abstract diss. ... cand. philos. Sciences. M., 2012. P. 18-20.
5. Deleuze G. A Thousand Plateaus: Capitalism and Schizophrenia / Gilles Deleuze, Felix Guattari. Ekaterinburg: U-factors; M. : Product, 2010. P. 11-14.
6. Volkova T.P. Another philosophical concept in the context of the formation of a multicultural society // Bulletin of MSTU, Vol. 11. № 1. 2008. P. 84-88.
7. Kuropyatnik A.I. Multiculturalism: the ideology and politics of social stability of multiethnic societies // Journal of Sociology and Social Anthropology. 2000. V. III. № 2. P. 55.
8. Babakov V.G. National consciousness and national culture (methodological issues) / V.G. Babakov, V.M. Semenov. M., Institute of Philosophy RAS, 1996. P. 15-20.
9. Khotinets V.Yu. Ethnic identity. SPb. : Aletheia, 2000. P. 9-13.
42
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕИ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ
НАУКИ