Ю.В. БЛОХИНА
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: философия образования, глобализация.
Статья посвящена актуальной проблеме места образования в условиях глобализации. Глобализация образования рассматривается как новый виток его интеграции в мировое сообщество, который характеризуют массовость, появление технических средств, позволяющих «обмениваться учебными материалами миллионам пользователей», сближение народов и культур. Основным вопросом является влияние глобализации политики и экономики на образование, которое рассматривается как с положительной, так и с отрицательной сторон. Для предотвращения негативного влияния глобализации на образование, нивелирования ее острых углов предлагается обратиться к актуальной концепции поликультурного воспитания, которая успешно разрабатывается в современной философии образования.
Y.V.BLOKHINA
SOME PHILOSOPHICAL ASPECTS OF GLOBALIZATION OF EDUCATION
This article tackles upon the phenomenon of globalization of education, which is different from a previous integration, due to three reasons: school has become massive, technical development has brought bigger opportunities for international communications, whole nations and cultures have become closer to each other. The biggest issue here is how globalization of economics and politics have influenced globalization of education. There are both negative and positive effects. In order to minimize the negative ones, scientists should pay attention to multicultural concept of education, which is successfully being developed in the frames of a XXI century philosophy of education.
Общество переходного этапа всегда характеризуется кризисами, трансформациями и коренными преобразованиями. Войдя в XXI в., оно еще не нашло свою нишу, не сформировало новые подходы к разрешению вновь появившихся проблем, еще не выработало свою философию.
Процессом, оказывающим наиболее сильное влияние на все сферы общества, включая и образование, по признанию современных ученых, является глобализация. Эта же тема звучит во многих публикациях международных организаций по проблемам образования. В частности, в докладе ЮНЕСКО о состоянии образования в мире подчеркивается, что: «потребности в совершенствовании систем образования становятся все более неотложными по мере того, как в мире происходят громадные изменения, вызванные глобализацией и развитием информационных и коммуникационных технологий» [1]. Очевидно, что глобализация - это не просто интеграция образовательных систем, происходившая ранее. Это качественно новый этап интернационализации, отличительными признаками которого являются: единение мира на базе новейших информационных технологий, необходимость кооперации перед лицом угрозы глобальных проблем, сближение культур и народов.
Интеграция в доглобализационный период не могла носить всеобщий характер по нескольким причинам.
Во-первых, не все слои населения той или иной страны имели доступ к образованию, т.е. оно еще не было «всеобщим». Сегодня же в мире почти не осталось регионов, где высшее образование являлось бы уделом «элиты», т.е. его доля не превышала бы 15% соответствующих возрастных групп населения. Высшее образование стало «массовым». В конце шестидесятых годов XX в. в Западной Европе не было ни одной страны, где доля возрастной группы в высшем образовании (18-22 года) превышала бы 8%; сегодня там не осталось ни одной страны, в которой эта доля составляла бы менее 35%. Во всем мире число поступлений в вузы растет на 10-15% в год, в том числе в странах Азии, Африки и Латинской Америки со средними и низкими доходами на душу населения [5].
Во-вторых, отсутствие соответствующих технических средств ранее сдерживало развертывание глобальных процессов. Производительные силы общества в прошлом не достигали такого уровня развития, который бы перерастал национальные границы, а стало быть, и интернационализация не обретала всемирных масштабов. Однако по оценкам ученых уже в самом начале третьего тысячелетия до 60-70% занятого населения ведущих стран мира будут пользоваться электронным оборудованием, и школа должна быть готовой к этой ситуации. В развитых странах создаются общенациональные структуры информационных ресурсов, аудио- и видеосредств для учебных заведений. Возникают «планетарные электронные системы, позволяющие обмениваться учебными материалами миллионам пользователей» [3, с. 363].
В-третьих, ранее взаимодействие образовательных процессов шло как бы сверху. Теперь же сближение идет с обеих сторон, так как помимо внешних экономических и политических влияний, каждый индивидуальный человек может найти путь сближения со всем миром. В связи с этим в педагогических трудах утверждается новая концепция поликультурного воспитания, согласно которой Земля рассматривается как общий дом человечества и которая учитывает культурные и воспитательные интересы субкультур в пределах общего образовательного пространства.
Предпосылками глобализации образования стало формирование новой «глобальной экономики», а вслед за этим и глобализации мировой политики.
В отличие от прошлых веков сегодня налицо единое международное экономическое пространство. Произошел переход от мировой экономики, в которой процессы накопления капитала происходили во всем мире и которая, согласно учению Ф. Броделя и И. Валлерстайна, существовала, по меньшей мере, с XVI в., к глобальной экономике, в которой национальные экономики зависят от деятельности глобализированного ядра. Последнее включает в себя финансовые рынки, международную торговлю, транснациональное производство, в определенной степени науку и технологию, и соответствующие виды труда. М. Кастельс определяет глобальную экономику как «экономику, чьи основные компоненты обладают институциональной, организационной и технологической способностью действовать как общность (целостность) в реальном времени или в избранном времени в планетарном масштабе» [4].
Глобальная взаимозависимость финансовых рынков - результат действия нескольких факторов. Приведем те из них, которые, на наш взгляд, способствуют развитию экономической стороны глобализации образования.
Положительные общемировые сдвиги включают три важных фактора:
1) развитие технологической инфраструктуры, которая включает передовые телекоммуникации, интерактивные информационные системы, мощные компьютеры, способные осуществлять высокоскоростную обработку колоссальных потоков информации;
2) возрастающая роль знания, воплощённого в товарах и услугах. В новом международном разделении труда важнейшими источниками конкурентоспособности становятся технологические возможности и технологическая инфраструктура, доступ к знанию и высококвалифицированный человеческий капитал;
3) инвестиции в образование как жизненно важное условие будущего экономического роста любой страны. Без таких инвестиций, без стимулирования развития образования конкурентоспособность промышленно развитых стран может серьезно понизиться.
К отрицательному воздействию глобальной экономики можно отнести следующее:
1) новый статус знания, приводя в активное действие систему образования, одновременно превращает процесс образования в бизнес, одну из сфер экономических услуг, отчего теряется качество, а отношения ученик - учитель все больше напоминают отношения: поставщик услуг - получатель. Теряется духовная взаимосвязь между субъектами образовательного процесса, сводится на нет ценность образования как духовного диалога;
2) приобретая вследствие глобализации серьезные конкурентные преимущества, ТНК делают неконкурентоспособными целые национальные отрасли. Они ставят под вопрос существование мелких и средних предпринимателей. «Действовать глобально превратилось для многих предприятий в вопрос выживания... на все новые проблемы они отвечают продуктивно-техническими и организационно-структурными изменениями, которые имеют далеко идущие последствия для организации рабочих процессов» [7]. Для национальных институтов образования - это означает только то, что для своего выживания, повышения своей конкурентоспособности им необходимо «действовать глобально».
Затрагивающее образование ослабление национальных и усиление общемировых систем происходят не только в сфере экономики, как мы уже отмечали, но и в политике. Доказательством этого может стать появление структур международных систем регулирования отношений между народами в наиважнейших областях жизнедеятельности: система международного права, ООН, Европейский союз, Большая Восьмерка, ЮНЕСКО, Интерпол, международные программы в области науки , образования и искусства , программы в области освоения космоса, международные организации по охране международного наследия и т.д. Все они предпринимают реальные усилия по консолидации деятельности различных государств. Появление таких структур заслуживает положительной оценки. Прежде всего они способствуют развитию цивилизованных отношений между государствами, несмотря на существующие национальные, социальные, экономические и политические отличия. Эти структуры во многом нивелируют «острые углы» международных отношений, в том числе в образовании, благодаря чему разрешение глобальных проблем оказывается возможным.
Существуют, однако, специалисты, которые не в полной мере уверены в способности таких организаций разрешать созданные глобализацией проблемы. В частности, К.Х. Делакаров и Ф.Д. Демидов полагают, что «нивелирование» может произойти с пользой в сторону одного из государств и тогда глобализация может приобрести линейный характер. Так, например, произошло, по их мнению, с США, которые заняли лидирующие позиции и «пытаются различными способами внедрить линейную схему мирового развития, основанную на управлении сложной, нестабильной реальностью из одного центра» [2].
Таким образом, экономическая и политическая действительность сегодняшнего дня приводит к мысли, что глобализация является угрозой государственному суверенитету отдельных стран, а вслед за этим и национальным образовательным системам.
Проблема национального, в целом, стоит перед всеми сферами жизнедеятельности человека, затронутыми глобализацией. Это связано с самой сущностью этого процесса, при котором национальные границы утрачивают свое значение. Однако, обратив внимание на снижение роли национального образования, специалисты забили тревогу и всеми силами стараются восстановить значение историко-культурных традиций народов.
Являясь объективной тенденцией развития современного мира, глобализация создает реальные возможности для тесного соприкосновения, а иногда и грубого навязывания чуждых стандартов традиционным культурам этносов.
Решением данной проблемы, на наш взгляд, является воспитание с раннего возраста в человеке способности сопоставить свой образ мира с общепринятыми . Освоенный на этапе первичной социализации потенциал не исчезает, а преобразуется через процедуры согласования с новым социальным опытом в собственный ценностный мир человека, формируя его идентичность и адаптационные ориентиры [6]. Однако если такая способность в человеке отсутствует и налицо потеря культурной идентичности, то ему будет очень сложно сориентироваться в шумном потоке мультикультурализма. Тем более в ситуации, когда, как описывают некоторые исследователи, глобализация связана с новым витком «вестернизации» или «американизации», суть которой заключается в широком распространении западных ценностей и западного образа мысли по всем странам и регионам мира. Эти процессы вызывают серьезное беспокойство, прежде всего, у представителей слаборазвитых и развивающихся стран, которые полагают, что результатом глобализации является растворение их самобытных культур в новых экономических и торговых процессах, которые они по этой причине отвергают, считая их опасными для себя. Они видят в этом процессе «американизации культуры» средство трансформации и уничтожения традиционных ценностей, изменения привычного образа жизни и, как следствие, угрозу национальной идентичности и культурному разнообразию. Иначе говоря, поскольку глобализация осуществляется неравномерно, то большинство традиционно сформировавшихся обществ имеет против нее защитную реакцию в виде противодействия процессам интеграции, а также проведения политики локализации и всемерного поддержания локальных культур. Вопрос о культурном доминировании в рамках глобальной культуры - это вопрос о выживании многих культур и сообществ. Глобализация ставит под вопрос неотъемлемое право человека - его «право на собственную культуру». В контексте философии образования это право реализуется как ориентация на воспитание в лучших культурных традициях предков и как право обучения на родном языке.
В педагогике и образовании в связи с проблемой культурного доминирования особую актуальность приобрела необходимость учета культурных и воспитательных интересов субкультур в пределах общего образовательного пространства. Соответственно этому были сформулированы идеи поликультурного воспитания. Концепция поликультурности в философии образования в условиях глобализации означает признание необходимости в воспитании и образовании культурно разнообразного взаимодействия; учет в воспитании культурной принадлежности; усвоение знаний об иных культурах, осознание различий и сходств между культурами, традициями, образом жизни; формирование положительного отношения к многообразию культур и их представителям; рассмотрение культурного многообразия как позитивного условия воспитания; предоставление равных образовательных возможностей учащимся различных этнокультурных групп; вариативность педагогических методик приобщения воспитанников к культурному многообразию. Ведущей целью воспитания в условиях глобализации, таким образом, является устранение противоречия между системами и нормами воспитания, обучения доминирующих культур, с одной стороны, и малых культур - с другой. Соответственно ставятся две основные задачи: сохранение культурного многообразия и воспитание в духе национальной общности.
Поскольку появилась необходимость экономической, политической и культурой адаптации образования к объективным процессам глобализации,
рядом европейских стран было подписано Болонское соглашение. В связи с этим большинству стран мирового сообщества, чтобы остаться конкурентоспособными на рынке услуг, приходится решать проблемы образования с учетом приоритетных тенденций развития европейского образования. Основные из них: активная универсализация содержания образования, усиление диверсификации системы образования вместе с ее интернационализацией, обучение в течение всей жизни, потребность в квалифицированных специалистах, рост международной открытости национальных культур и национальных систем высшего образования. В каждой стране имеются специфические проблемы, что затрудняет процессы адаптации, вызывает противоречия, а иногда и конфликты. Урегулирование процесса глобализации образования, разрешения перечисленных выше проблем может происходить в рамках современной философии образования, которая призвана осмыслить вызовы современной «информационной» цивилизации, найти соответствующие новым условиям решения, сформировать новые ценности и новое содержание образования.
Литература
1. Всемирный доклад по образованию 2000: право на образование: на пути к образованию для всех в течение всей жизни. М.: Магистр, 2000. С. 5.
2. Делакаров К.Х. Глобализация и проблемы нелинейности цивилизационного развития / К.Х. Делакаров, Ф.Д. Демидов // Глобализация и перспективы современной цивилизации; отв. ред. К.Х Делакаров. М.: КМК, 2005. С. 16.
3. Джуринский А.Н. История педагогики: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / А.Н. Джуринский; под ред. Н.Д. Никандрова. М.: Гардарики, 2007. 413 с.
4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Глобальная экономика: происхождение, структура и динамика / М. Кастельс // Русский Гуманитарный Интернет-Университет http://www.vusnet.ru.
5. Хейнеман С.П. Глобальные проблемы высшего образования» / С.П. Хейнеман // http://www.almamater.md/ru.html.
6. Ценностные ориентации молодежи. Итоги социологического исследования. Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2007. С.117.
7. Altvater E. Grenzen der Globalisierung / E. Altvater, B. Mahnkopf. Munster, 1996. С. 283.
БЛОХИНА ЮЛИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА родилась в 1981 г. Окончила Нижегородский государственный лингвистический университет. Аспирант, ассистент кафедры философии и теории социальной коммуникации Нижегородского лингвистического университета. Область научных интересов - философия образования, глобализация, философия постмодерна. Автор 10 научных работ.