XXXIII ХАРАКСКИЙ ФОРУМ «ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО И СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ: ДИАЛОГ ЭПОХ И ЦЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ»
Габриелян А.М.
аспирант кафедры политологии и международных отношений Таврической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ
Аннотация: объективно протекающий процесс глобализации породил ряд вызовов и задач системе высшего образования, как на национальном, так и на общемировом уровне. Сегодня помимо государства в процессе принятия решений в этой сфере уже активно участвуют бизнес, гражданское общество, международные организации и союзы.
Однако на рубеже второго десятилетия XXI в. актуализируется научный и общественный дискурс, касающийся жизнеспособности глобализационных проектов. Знаковым является ряд политических событий последних лет. В статье исследована теория «конца глобализации» Б. Эммотта, С. Кинга, Ф. Ливеси. Автор приходит к выводу, что, амбивалентность, нелинейность процесса глобализации является ее качественным свойством. Сама глобализация порождает своего ограничителя и регулятора и трансформируется в глокализацию.
Несмотря на наличие разных подходов к пониманию современных мировых процессов, система высшего образования должна найти достойные ответы на порождаемые вызовы. От адекватного внедрения в образование составляющих элементов глобализации зависит сама модель будущей системы высшего образования.
Ключевые слова: высшее образование, образовательная политика, глобализация, теория «конца глобализации».
Процесс всемирного последовательного пространственно-временного развертывания социальной формы бытия Человека - глобализация - один из важных атрибутов исторического процесса1. М. Кастельс определил глобальную экономику как такую, «чьи основные компоненты обладают институциональной, организационной и технологической способностью действовать как общность (целостность) в реальном времени или в избранном времени в планетарном масштабе»2. Именно в этом качественное отличие глобальной экономики от той мировой экономики, которая существовала до середины ХХ в. Глобальная экономика породила глобальную политику. Началась активная миграция трудовых и производственных ресурсов, принявшая к настоящему времени масштабы переселения народов. Возникла потребность в унификации законодательства. Производственные и технологические процессы становятся все более стандартизированными. Очевидно, что столь глобальные и существенные трансформации не могли не затронуть социальную сферу, в частности, образование и культуру в широком смысле. Для высшего образования глобализация стала серьезным испытанием, так как в центре внимания оказалась подготовка кадров для глобальной экономики. Образование в эпоху
1 Филатов А.С. Культура глобализации// Толерантность в России: вопросы истории и ответы современности: II Всероссийская научно-практическая конференция «Толерантность в России: вопросы истории и ответы современности», 20 ноября 2008 г.: [материалы] / составитель и общая редакция А.Н. Долгенко. - Волгоград: Издательство ФГОУ ВПО ВАГС, 2009. - 224 с. - С. 111-114.
2 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура/ Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.
глобализации стало своего рода центральным узлом, той точкой, где сходятся преимущества и противоречия, порождаемые современной эпохой, той областью, которая, по сути, формирует мир XXI в. и принципиально отличается от мир классического капитализма.
Заметной тенденцией современных мировых процессов стали интеграционные союзы, как государств, так и других субъектов международных отношений1. В этом, безусловно, есть свои плюсы. Возникают новые возможности по преодолению проблем, решение которых уже не под силу даже самым богатым и развитым государствам.
На глобальном уровне на сегодня наиболее масштабным механизмом координации процессов взаимодействия национальных систем образования является ООН. Она осуществляет эту координацию посредством такой своей структуры как ЮНЕСКО. При ней функционирует ряд международных организаций, в частности, Институт планирования образования, региональные центры по образованию и др. Итоги их деятельности подводятся по десятилетиям на конференциях. Важно и то, что на таких конференциях намечается стратегия на следующую декаду. В промежутках между всемирными ежедекадными конференциями проводятся региональные конференции, роль которых трудно переоценить. Они осуществляют мониторинг реальных процессов, происходящих в сфере образования по всему миру2.
Вхождение в международные ассоциации, союзы, объединения не дань некоей моде, а настоятельная потребность. Это своеобразный механизм «самонастройки» через приобщение к референтной группе университетов. Перечислим только некоторые из них, чтобы видеть картину хотя бы в общих чертах: Международная ассоциация университетов (создана в 1950 г. при содействии ЮНЕСКО); Евразийская ассоциация университетов (создана в 1989 г.); Европейская ассоциация по гарантии качества высшего образования; Азиатско-тихоокеанская сеть аккредитационных агентств APQN и др.
Международные институты все активнее включаются в управление современным университетом, посредством формирования глобальных стандартов и рейтингов. Наиболее яркой формой такого воздействия является Болонский процесс. К 2010 г. было запланировано и практически в целом создано общее европейское образовательное пространство, выходящее даже за пределы собственно Европейского Союза3.
Университет также все активнее вовлекается в сетевую структуру гражданского общества. Площадка университета все активнее используется не только как экспертная, но и социальнозначимая. Все чаще политики используют ее для своих выступлений, так как обратная связь с профессорско-преподавательским составом и со студенческой молодежью позволяет не только рекрутировать своих сторонников, но и проводить своеобразный мониторинг общественных настроений в наиболее продвинутой части общества.
Институт образования претерпевает также изменения, связанные с сетевой формой коммуникации людей. Возникает network society - сетевое общество, по М. Кастельсу. По сути, появляется глобальный кампус, где происходит процесс обучения не иерархически -вертикально, но и сетевым образом - горизонтально. Объективные обстоятельства все настойчивее требуют от университета включение в активные партнерские отношения не только с другими университетами как внутри страны, так и за ее пределами, но и сотрудничество с бизнесом, вплоть до ситуации, когда создаются соответствующие его интересам кафедры.
В то же время, следует учесть, что доминирующие геополитические и геоэкономические
1 Новикова И.В. Глобализация, государство и рынок: ретроспектива и перспектива взаимодействия: [монография]. -Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Институт государственного управления, 2009. - 218 с.
2 Конференции ЮНЕСКО, посвященные образованию. URL: http://www.unesco.org/new/ru/worid-conference-on-ecce/unesco-education-conferences/ (дата обращения: 15.10.2017).
3 Ивановский 3.В. Высшее образование в условиях глобализации// Знание. Понимание. Умение, 2006. № 1. С. 109-114.
субъекты, прежде всего, страны «золотого миллиарда» во главе с США, чьи компании первыми трансформировались в транснациональные, навязывают свой проект глобализации, в том числе и в отношении высшего образования. Главный идеологический посыл этого проекта сохранить, обеспечить, навязать миру на перспективу свое доминирующее положение. По сути, постмодернистскому миру с его сетевой природой и нелинейным характером развития, навязывается линейная форма управления из одного центра1. На наш взгляд, здесь заложено главное противоречие современной эпохи.
Поэтому, для определения приоритетов образовательной политики целесообразно различать объективные вызовы глобализации и идеологические аспекты навязываемого западного проекта глобализации, чтобы не оказаться в ситуации колониальной страны, утратившей свою культурную самобытность, в том числе и в образовании2.
Современный опыт научных исследований процессов глобализации свидетельствует о том, что они порождают одновременно объективно действующие механизмы регуляции. Поэтому сегодня становится очевидным, что глобализация начинает уравновешиваться регионализацией. Все чаще речь идет о глокализации, как более точном обозначении тех процессов, которые происходят в мире.
В подтверждение данного тезиса, на рубеже второго десятилетия XXI в., актуализируется научный и общественный дискурс, касающийся жизнеспособности глобализационных проектов. Ряд событий - охват Европы кризисом беженцев; Брексит (выход Великобритании из Европейского союза); избрание Д. Трампа на пост президента США (обвиняемого в стремлении уничтожить роль Америки в качестве геополитического гегемона и якоря мировой экономики) -свидетельствует о том, что глобализация мировой экономики и, в более широком смысле, международного либерального порядка, находится в отчаянном отступлении. Западный проект глобализации оказался быть с серьезными изъянами.
Теория «конца глобализации», понимаемого скорее, как конец глобализации по Западному образцу только в течение последнего года (2017), получила свое отражение в ряде работ таких авторов как Б. Эммотт, Стивен Д. Кинг, Ф. Ливеси и др.
Безусловно, общий тезис «конца глобализации», заключается в том, что система экономической и политической открытости, полученная после окончания второй мировой войны и продленная с момента распада Советского Союза, теперь находится под беспрецедентной угрозой. Кризис уверенности в сложившихся политических движениях, вызванный глобальным финансовым кризисом и усугубленным экономическим неравенством, привел к росту популизма и отказу от либеральных ценностей, лежащих в основе западного проекта глобализации.
Стивен Д. Кинг и Билл Эммотт подчеркивают, что главенствующая мировая роль США оспаривается как минимум такими государствами, как Китай и Россия. В книге «Судьба Запада: битва за спасение самой успешной политической идеи в мире» (The Fate of the West: The Battle to Save the World's Most Successful Political Idea, 2017)3. Б. Эммотт отмечает, что Запад все чаще рассматривается как «деморализованный, декадентский, демографически оспариваемый, разделенный, дезинтегрирующийся, дисфункциональный, снижающийся». Или, как заключает экономический советник Палаты общин парламента Великобритании Стивен Д. Кинг в работе -«Конец глобализации, возвращение истории» (Grave New World: The End of Globalization, the Return of History, 2017): «Для тех из нас, кто живет на Западе - мы слишком торопливо
1 Делакаров К.Х. Глобализация и проблемы нелинейности цивилизационного развития. - М.: КМК, 2005. С. 16.
2 Гринин Л.Е. Глобализация и национальный суверенитет. История и современность// Век глобализации, 2005. N° 1. С. 6-31.
3 EmmottB. The Fate of the West: The Battle to Save the World's Most Successful Political Idea// Profile Books, 2017.
утверждаем, что наша собственная удача будет продолжаться и что со временем она неизбежно распространится повсюду. Пришло время пробудиться и окунуться в реальность»1.
В подтверждение этих мыслей, В.Б. Кондратьев, отмечает, что «наряду со сдвигами в глобальном управлении - переходом от G7 к G20, происходит процесс децентрализации финансовых и других институтов, а также подрыв общих правил игры. В частности, режим свободной торговли, определяемый Всемирной торговой организацией, начинает меняться с развитием региональных и субрегиональных соглашений, таких как Транстихоокеанское партнерство (ТТП) и Региональное всестороннее экономическое партнерство (RCEP) и многие
другие»2.
Сместив акцент предполагаемой смерти глобализации с политического на технологический, доктор политических наук Кембриджского университета Ф. Ливеси в книге «От глобального к местному: создание вещей и конец глобализации» (From Global to Local: The Making of Things and the End of Globalization, 2017), дает свое представление о конце глобализации вследствие развития «безличных» технологий3.
За последние 30 лет глобализация производства, особенно в отношении Китая, была обусловлена трудоемкой продукцией с минимальной заработной платой. Рост поставок «Фабрики Азии» для электроники в 1990-х гг. был эффективным в рамках снижения импортных тарифов на товары и для улучшения связи. Теперь, когда роботы становятся все дешевле и эффективнее, и как утверждает автор, могут заменять даже дешевых рабочих, производство может «приблизиться» к местам, где эти продукты будут потребляться, в страны с развитой экономикой. Таким образом, мировая экономика будет деглобализироваться4.
В свою очередь, критики теории «конца глобализации» называют такой прогноз поспешным, ведь торговля промышленными товарами является лишь одной из форм глобализации. Трансграничные перемещения информации и услуг также приобретают все большее значение, совершенствование технологий на данный момент в большей степени продвигается в сторону внешней торговли, а робототехника не развита еще на столько, чтобы полностью заменить человеческий ресурс.
Сторонники опровержения всех форм антиглобализации и упадка либерализма, не видят перспектив развития этих тенденций в ближайшем будущем. Они ссылаются на то, что упадок рыночной экономики и демократии предсказывался уже много раз, но прошел испытание двух мировых войн и Великой депрессией, и все же они продолжают свое существование5.
Тем не менее, теоретический аргумент в сторону деглобализации, очевидно, все же остается справедлив в теории.
Учитывая ранее обозначенный нами объективный характер глобализационных процессов, протекающий наряду с уравновешивающими ее процессами, такими как, регионализация, а также нарастание актуальности антиглобализационных теорий, мы приходим к выводу (и в этом плане разделяем мнение Кондратьева В.Б.), что, по всей видимости, «сегодня правильнее говорить не о конце глобализации, а о совершенно новой ее стадии,
1 King Stephen D. Grave New World: The End of Globalization, the Return of History// Yale University Press, 2017. - 290 p.
2 Кондратьев В.Б. «Конец глобализации, или к новому капитализму»// «Перспективы. Электронный журнал», 2017. № 2(10). С. 5-23. URL: http://perspektivy.info/upload/iblock/541/2_2017_2.pdf (дата обращения: 15.10.2017).
3 Livesey F. From Global to Local: The Making of Things and the End of Globalization// Knopf Doubleday Publishing Group, 2017. - 224 p.
4 Livesey F. From Global to Local: The Making of Things and the End of Globalization// Knopf Doubleday Publishing Group, 2017. - 224 p.
5 Beattie A. The end of globalization? Don't be so sure// Financial Times, 2017. URL: https://www.ft.com (дата обращения: 15.10.2017).
характеризующейся переформатированием всех сложившихся ранее пропорций. Результатом может стать более фрагментированный, местный, «провинциальный» тип капитализма - вполне вероятно, менее эффективный, однако с более широкой общественной поддержкой. И страстное увлечение глобальными компаниями и глобализацией будет рассматриваться скорее, как преходящий эпизод в развитии»1.
Все отмеченное имеет непосредственное отношение к политике высшего образования, так как определяет направления развития этой сферы.
Очевидно, что от адекватного внедрения в образование составляющих элементов глобализации зависит сама модель будущей системы образования, в частности, уровень квалификации трудовых ресурсов и их мировоззрение2. Последнему, как правило, не уделяется должного внимания, но нам представляется, что это важнейший аспект образования, который в настоящее время испытывает колоссальное давление.
Все отмеченное еще раз свидетельствует о сложности мирополитического процесса, в котором высшему образованию уготована роль связующего звена интеграции и объективно протекающих в мире процессов.
Подводя итоги, отметим следующее: проведенный анализ современных теорий глобализирующегося мира свидетельствует о том, что в последние годы возникло несколько базовых идей, которые обсуждаются в контексте изменений мировых процессов. Признание существования такого феномена как глобализация, несмотря на наличие различных подходов к ее определению и периодизации, говорит о том, что система высшего образования должна найти на них адекватные ответы. Сегодня ни одна страна не может обеспечить высокий уровень своего развития и существования, свою политическую и экономическую независимость без отлаженной системы образования. По этой причине все страны заинтересованы в процессах построения адекватных национальных систем высшего образования.
В рамках общей тенденции глобализации и интеграции в развитии национальных систем образования как бы взаимодействуют два процесса. С одной стороны, государства учитывают объективные требования императивного характера к реформам образования. С другой стороны, каждая из стран выделяет собственные тактические направления, приоритеты образовательной политики, которые базируются на специфических социально-экономических, политических, культурных условиях собственного цивилизационного развития. Так, происходит внешнее и внутреннее воздействие на университет. Преодолеть это противоречие возможно только в новой парадигме. Которая вооружает лоцией, позволяющей избежать крайности идеализации прошлого опыта и самоуверенности введения новых не апробированных даже на пилотном уровне нововведений.
Попытки «навязывания эталона» сужают возможности мирового развития, обедняют его. Это отнюдь не отвергает возможности использования западной (больше американской, чем европейской) модели университета, но оставляет возможность вносить серьезные дополнения, которыми отмечены другие системы и различные университеты. Уже стало очевидным, что процесс глобализации с необходимостью сопровождается процессом локализации. Все эти процессы носят нелинейный характер.
1 Кондратьев В.Б. «Конец глобализации, или к новому капитализму»// «Перспективы. Электронный журнал», 2017. № 2(10). С. 5-23. URL: http://perspektivy.info/upload/iblock/541/2_2017_2.pdf (дата обращения: 15.10.2017).
2 Зима Н.А. Инновационные тенденции модернизации в образовании в условиях глобализации// Фундаментальные исследования, 2006. № 7. С. 78-80.
Литература:
1. Гринин Л.Е. Глобализация и национальный суверенитет. История и современность// Век глобализации, 2005. № 1. С. 6-31.
2. Делакаров К.Х. Глобализация и проблемы нелинейности цивилизационного развития. -М.: КМК, 2005. С. 16.
3. Дергачев В.А. Глобалистика. Учебное издание. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 304 с.
4. Зима Н.А. Инновационные тенденции модернизации в образовании в условиях глобализации// Фундаментальные исследования, 2006. № 7. С. 78-80.
5. Ивановский 3.В. Высшее образование в условиях глобализации// Знание. Понимание. Умение, 2006. № 1. С. 109-114.
6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура/ Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.
7. Кондратьев В.Б. «Конец глобализации, или к новому капитализму»// «Перспективы. Электронный журнал», 2017. № 2(10). С. 5-23. URL: http://perspektivy.info/upload/iblock/541/2_2017_2.pdf (дата обращения: 15.10.2017).
8. Конференции ЮНЕСКО, посвященные образованию. URL: http://www.unesco.org/new/ru/world-conference-on-ecce/unesco-education-conferences/ (дата обращения: 15.10.2017).
9. Новикова И.В. Глобализация, государство и рынок: ретроспектива и перспектива взаимодействия: [монография]. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Институт государственного управления, 2009. - 218 с.
10. Филатов А.С. Культура глобализации// Толерантность в России: вопросы истории и ответы современности: II Всероссийская научно-практическая конференция «Толерантность в России: вопросы истории и ответы современности», 20 ноября 2008 г.: [материалы] / составитель и общая редакция А.Н. Долгенко. - Волгоград: Издательство ФГОУ ВПО ВАГС, 2009. - 224 с. - С. 111-114.
11. Beattie A. The end of globalization? Don't be so sure// Financial Times, 2017. URL: https://www.ft.com (дата обращения: 15.10.2017).
12. Emmott B. The Fate of the West: The Battle to Save the World's Most Successful Political Idea// Profile Books, 2017.
13. King Stephen D. Grave New World: The End of Globalization, the Return of History// Yale University Press, 2017. - 290 p.
14. Livesey F. From Global to Local: The Making of Things and the End of Globalization// Knopf Doubleday Publishing Group, 2017. - 224 p.
References:
1. Grinin L.E. Globalizatsiia i natsional'nyi suverenitet. Istoriia i sovremennost'// Vek globalizatsii, 2005. № 1. S. 6-31.
2. Delakarov K.Kh. Globalizatsiia i problemy nelineinosti tsivilizatsionnogo razvitiia. - M.: KMK, 2005. S. 16.
3. Dergachev V.A. Globalistika. Uchebnoe izdanie. - M.: IuNITI-DANA, 2005. — 304 s.
4. Zima N.A. Innovatsionnye tendentsii modernizatsii v obrazovanii v usloviiakh globalizatsii// Fundamental'nye issledovaniia, 2006. № 7. S. 78-80.
5. Ivanovskii 3.V. Vysshee obrazovanie v usloviiakh globalizatsii// Znanie. Ponimanie. Umenie, 2006. № 1. S. 109-114.
6. Kastel'sM. Informatsionnaia epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura/ Per. s angl. pod nauch. red. O.I. Shkaratana. - M.: GU VShE, 2000.
7. Kondrat'ev V.B. «Konets globalizatsii, ili k novomu kapitalizmu»// «Perspektivy. Elektronnyi zhurnal», 2017. N 2(10). S. 5-23. URL: http://perspektivy.info/upload/iblock/541/2_2017_2.pdf (data obrashcheniia: 15.10.2017).
8. Konferentsii IuNESKO, posviashchennye obrazovaniiu. URL: http://www.unesco.org/new/ru/world-conference-on-ecce/unesco-education-conferences/ (data obrashcheniia: 15.10.2017).
9. Novikova I.V. Globalizatsiia, gosudarstvo i rynok: retrospektiva i perspektiva vzaimodeistviia: [monografiia]. - Minsk: Akademiia upravleniia pri Prezidente Respubliki Belarus', Institut gosudarstvennogo upravleniia, 2009. - 218 s.
10. Filatov A.S. Kul'tura globalizatsii// Tolerantnost' v Rossii: voprosy istorii i otvety sovremennosti: II Vserossiiskaia nauchno-prakticheskaia konferentsiia «Tolerantnost' v Rossii: voprosy istorii i otvety sovremennosti», 20 noiabria 2008 g.: [materialy] / sostavitel' i obshchaia redaktsiia A.N. Dolgenko. - Volgograd: Izdatel'stvo FGOU VPO VAGS, 2009. - 224 s. - S. 111-114.
11. Beattie A. The end of globalization? Don't be so sure// Financial Times, 2017. URL: https://www.ft.com (data obrashcheniia: 15.10.2017).
12. Emmott B. The Fate of the West: The Battle to Save the World's Most Successful Political Idea// Profile Books, 2017.
13. King Stephen D. Grave New World: The End of Globalization, the Return of History// Yale University Press, 2017. - 290 p.
14. Livesey F. From Global to Local: The Making of Things and the End of Globalization// Knopf Doubleday Publishing Group, 2017. - 224 p.
HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF MODERN GLOBALIZATION PROCESSES
Gabrielian A.M.
Department of Political Science and International Relations Vernadsky Crimean Federal University
Annotation: The objective process of globalization has given rise to a number of challenges for higher education, both at the national and global levels. Today, in addition to the state, business, civil society, international organizations and unions are already actively involved in the decision-making process in this sphere.
However, at the turn of the second decade of the 21st century, the scientific and public discourse on the viability of globalization projects is being updated. The political events of recent years are significant. The article studies the theory of "the end of globalization" of Emmott B., King Stephen D., Livesey F. The author comes to the conclusion that, the ambivalence, nonlinearity of the process of globalization is its qualitative property. Globalization itself generates its own limiter and regulator and is transformed into glocalization.
Despite the existence of different approaches to understanding modern world processes, the system of higher education needs to find worthy answers to the challenges that arise.
Key words: higher education, educational policy, globalization, the theory of the "end of globalization".
Для цитирования: Габриелян А.М. Высшее образование в контексте современных глобализационных процессов// Архонт, 2018. N 1(4). С. 36-42.