Научная статья на тему 'Философская теория рефлективной природы человеческого разума'

Философская теория рефлективной природы человеческого разума Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
187
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКТИВНОЕ ПОЗНАНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / REFLEX KNOWLEDGE / THINKING / CONSCIOUSNESS OF THE MASSES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Болдышев Игорь Викторович

Выделено значение критериальных характеристик рефлективной природы человеческого разума, предложен вариант философского исследования достоверности и объективности исторического знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical theory of the reflex nature of the human mind

This paper shows the significance of criterion characteristics of the reflex nature of the human mind. A variant of philosophical research of reliability and objectivity of historical knowledge is suggested.

Текст научной работы на тему «Философская теория рефлективной природы человеческого разума»

ФИЛОСОФИЯ

УДК 165 ББК 87.22 Б 79

И.В. Болдышев,

доктор философских наук, доцент, кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин Ессентукского института управления, бизнеса и права, Email s.n.k_08@bk.ru

Философская теори я рефлективной природы человеческого разума

(Рецензирована)

Аннотация . Выделено значение критериальных характеристик рефлективной природы человеческого разума, предложен вариант философского исследования достоверности и объективности исторического знания.

Ключевые слова: рефлективное познание, мышление, массовое сознание.

I.V.Boldyshev,

Doctor of Philosophy, Associate Professor of Department of the Humanities and Natural-Science Disciplines, Essentuksky Institute of Management, Business and Law. E-mail: s.n.k_08@bk.ru

Philosophical theory of the reflex nature of the human mind

Abstract. This paper shows the significance of criterion characteristics of the reflex nature of the human mind. A variant of philosophical research of reliability and objectivity of historical knowledge is suggested.

Keywords: reflex knowledge, thinking, consciousness of the masses.

Социальная философи я наряду с софии я вл я ется не знание всеобщего и

тем, что она выступает рефлективным целого о бытии мира, возможностях и

познанием, нацеленным на получение способах его осмыслени я, а знание все-

объективно-истинного знания об обще- общего о целостности общественного

стве, одновременно выступает и специфи- (коллективного, совместного) бытия,

ческой формой общественного сознани об услови х и факторах его развити . — ценностным знанием (отношением) Все это определ я ет и основную пробле-

людей к переживаемой и осмысливае- му социальной философии — вопрос

мой ими конкретной действительности о том, что есть общество, или, что то

своей жизнедея тельности. же самое, какова его природа (основа-

Раздел усто вшиес в современ- ни ) и закономерности существовани

ной науке представлени я, отметим, что и развити я. Мы не можем ограничить

объект социально-философского позна- свое познание рефлективным знанием

ния — это постоя нно изменяющая ся мира. Не будем забывать, что позна-

действительность общественной жизни ние есть отношение субъекта и объек-

в единстве и разнообразии всех отно- та, познающего человека и познавае-

шений людей, сложно переплетенных мого им внешнего и внутреннего мира,

случайных и закономерных причин- реалии которого много значат дл лю-

ных факторов и следствий. Соответ- дей. Так, не существует объективного

ственно и предметом социальной фило- и единообразного подхода к проблеме

периодизации истории: ведь выделение периодов в истории зависит от того кри-тери (или критериев), которые положены в основу периодизации. За основу периодизации истории брались, к примеру, оруди труда, рост народонаселения, географическая среда и т.д. [1].

Важной функцией опирающегося на рефлексию теоретического мышления я вляется функция экономии ресурсов и возможностей познающего разума. На данную функцию теории обращали внимание многие философы, начиная с Э. Маха. Теория позволя ет осуществл я ть «сжатие» неохватного дл индивидуального разума массива эмпирических описаний, фактов.

Логический анализ — это, прежде всего, конструирование искусственного (мета) я зыка, лингвистическая же фи-лософи — преимущественно критика языка. Критическая философия стремится не столько к созданию искусственных зыков, как то имеет место в чистом анализе, сколько к про снению смысла я зыка.

Критическа философи опираетс на ту или иную форму априоризма. Без некоторых правил и принципов критики, некоторых «аксиом» понимани я ни один критик не может обойтись, под угрозой трансцендентальной самопро-тиворечивости (какова присутствует, например, в протагоровском скептицизме и рел я тивизме), так это — наличие. Дл я критиков аналитического типа допустим лишь формальный априоризм, критика же с элементами спекул я ции необходимо содержит идею синтетического a priori. Критика опирается на некоторый содержательный априоризм. В то же время критический дискурс преп тствует онтологизации своего содержательного априоризма.

Критическа мета зыкова транс-ценденци не только не разрушает исходный коннотативный уровень, но и делает его более устойчивым. Наличие априорных оснований предохраняет, по-видимому, критическую философию от трансформации в скептицизм. Скептицизм оказываетс дефектом мета -зыка критики, его неполнотой, котора связана с отсутствием необходимых

семантических терминов — априорных категорий. Априорные основания — это отображение в метая зыке подвергаемых рефлексии коннотаций. Критическая философи я удовлетворя ет критерию самонепротиворечивости.

Критическа философи ориентируется не только на исследование науки, но и на такие явления культуры, как миф, литература, искусство, идеология, мораль и т.д. Сохран я я, в след за философским анализом, объективность и научность мета зыкового описани , критическа философи часто переносит его на новые области, далеко выход я щие за рамки философии науки. Характерной особенностью критической философии вл етс разграничение философии и науки (И. Кант, Л. Витгенштейн, М. Шлик и др.). Вероя тно, это объ сн етс тем, что критический архетип включает семиотики различного типа: и метая зык, и коннотацию. Они хоть и располагаются на различных зыковых уровн х, но провоцируют разделение между философской рефлексией и научным знанием. Критическая философия может отрицать саму возможность особого философского знани , отвод философии функцию проя снени я смысла. Поэтому аналитические усили критиков часто не за-вершаютс какими-то философскими заключени ми, выводами. Процесс философствовани самоценен и самодостаточен, он не завершаетс в какой-то философской теории, не приводит к упор доченной системе философских высказываний. Критики противопоставляют порождаемое внутренней потребностью человека философствование (И. Кант) «философии систем». У критиков возможны проблемы с институтом науки, его требованием разграничения между процессом получения результатов и самими научными «результатами». Так, философия истории всегда находилась во взаимообус-ловливающих отношения х с историческим сознанием. Само существование философии истории немыслимо вне контекста исторического сознани

(А.Н. Шуман). В то же время философское осмысление истории оказывало

во многом формирующее воздействие на историческое сознание и соответственно на саму социально-историческую жизнь [2].

Вопрос об особенност х социальнофилософского знани (предмете социальной философии) включает в себ также и вопрос о соотношении социальной философии с другими науками, исследующими общественную жизнь людей. В исследовани х р да авторов установлено, что наука может констатировать факт существовани человеческого общества, разъ снить те объективные механизмы, с помощью которых обеспечиваются цели выживания и развити я, и даже оценить эффективность средств, которые используются для достижени я этих целей (М. Хайдеггер, К. Ясперс). Но она не в состо нии верифицировать их как истинное или ложное, поскольку цели нашего существовани я лежат в сфере должного, а не в сфере сущего, подвластного науке. Теори познани тесно св зана с онтологией, диалектикой (учением о всеобщих законах раз-вити быти и познани ), с логикой и методологией. А поскольку субъектом познани вл етс человек, то гносео-

логи часто использует данные философской антропологии и других наук о человеке. При изучении личности познающего субъекта теори познани опирается на данные психологии, физиологии, медицины. Разнообразный материал дл обобщающих выводов ей поставл ют математика, кибернетика, естественные и гуманитарные науки.

Проблема познани вл етс одной из важнейших в философии. Современный период в развитии обществоз-нани знаменуетс крупными сдвигами. В частности, этот процесс находит свое выражение в том, что происходит дальнейша дифференциаци знани , в ходе которой возникают новые само-сто тельные направлени обществозна-ни . Вместе с тем идет процесс интеграции знаний об обществе, что находит свое выражение в появлении различных стыковых наук и общих теорий. В св зи с отпочкованием тех или иных областей знани происходит дальнейшая перестройка уже существующих

наук и уточнение их предмета. Все это делает актуальным вопрос о соотношении различных областей обществозна-ния. Но, пожалуй, в какой мере актуальна эта проблема, в такой же мере она и трудна дл своего разрешени . Эта трудность обусловлена не только сложностью самого вопроса, но также и тем, что о предмете социальной философии в научной литературе име-ютс самые различные точки зрени (И.А. Гобозов). Вся кое развивающееся знание, перед которым открываются новые горизонты, встает перед необходимостью уточн ть и конкретизировать свой предмет, глубже выявлять его специфику, точки соприкосновени и границы взаимодействи с предметами других пограничных наук [3].

Современна трактовка истины включает в себ следующие моменты характеристики:

1) Объективность, она в обуслов-

ленности реальной действительности, в которую входит, т. е. объективна реальность, субъективная р еальность, она определ етс предметно-чувственной

де тельностью человека, св зью с практикой;

2) Субъективность, поскольку истину познают люди, она субъективна;

3) Истина есть процесс, она не по-стигаетс сразу, целиком в полном объёме, а постепенно углубля ется и вместе с тем всегда неполна и неточна.

Для характеристики объективной истины как процесса примен ютс категории абсолютного (выражающего устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающего изменчивое, преход щее).

Диалектика абсолютной и относительной истин ставит вопрос о конкретности истины. Это означает, что любое истинное знание определяется: 1) характером объекта, к которому от-носитс ; 2) услови ми места, времени; 3) ситуацией, историческими рамками.

Распространение истинного зна-ни за пределами его действительной применимости превращает его в заблуждение. Соответственно, возникает необходимость дополнени практики инымикритери ми, которыенеотмен ют

или заменя ют его. Особо важен логический критерий истины, сочетающий и формально-логический и диалектический методы, а также аксиологический критерий.

В концептуальной представленности историческа наука имеет дело не с общим как таковым, не с закономерностями развития в их «чистом» виде, а с их конкретным про влением в определенном регионе, у определенного народа в тех или иных конкретновременных услови х. Именно поэтому общественна истори — это всегда наука о реализованном и о свершившем-с . Она всегда воспроизводит процесс общественного развити в его хронологической последовательности с учетом всех особенностей конкретных исторических событий, фактов, личностей.

Как отмечают современные авторы, повеству о последовательной св зи событий, историк отбирает из богатого фактического материала прошлого наиболее характерное и типичное (И.А. Гобозов, В.С. Грехнев). Но как бы совершенно ни были воспроизведены данные событи , за ними нельз видеть логики исторического процесса, если не определена обща лини развити человеческого общества. Именно поэтому исторические факты должны быть освещены плодотворной философской идеей. Без философско-исторической концепции, просматривающей общую логику общественного процесса, труд историка в значительной мере тер ет свою практическую и познавательную ценность. Состав исторической пам -ти во многом зависит от субъективных и эмоциональных аспектов: сообщество вольно или невольно обращаетс к прошлому как источнику информации. Массовое сознание воспринимает прошлое эмоционально, ищет в нем подтверждение собственных ожиданий и предпочтений, с легкостью стирает границы между достоверной и вымышленной картинами событий. Социальна пам ть указывает на неразрывную св зь поколений, дает примеры опыта, который может быть использован в настоящем. Научное историческое познание основано на признании раз-

личия между прошлым и настоящим, требование достоверности информации, на основании которой прошлое может быть восстановлено, посто нные сомнения относительно того, в какой степени исторические влени могут быть сопоставлены с фактами современной жизни. История как опыт социальной жизни, без которой современное общество не может осознать себя и определить пути развития, критически оцениваетс наукой с точки зрени способов и возможностей применения этого опыта (Л.П. Репина). Философия, социологи , психологи создают теории и пон яти я, которые историк может при-мен ть в своем исследовании, поставл им в свою очередь «обработанное сырье» дл обобщени и формулировки законов. Утверждение об эмпирическом характере истории имеет и более радикальные последстви : его логическим завершением считаетс констатаци того, что историка не должна интересовать задача осмысления исторических событий, его ремесло — устанавливать их истинность и достоверно описывать [4].

Подводя итог, необходимо отметить, что традиционная историческая наука направлена, прежде всего, на установление фактов, выявление их взаимосв зи и превращение в св зное повествование (исторический нарратив). Общий методологический тезис в данном пункте состоит в следующем: необходимо теоретическое обоснование и теоретическая направленность каждый раз, когда с помощью методов философской рефлексии пытаютс вы -вить не отдельный факт, а нечто общее относительно исторической динамики и социальной эволюции. Каждая историческая эпоха есть относительно целостное, хот и не замкнутое, образование. В ее границах люди поступают и действуют, руководствуя сь своими потребност ми и интересами, мотивами, ценност ми и идеалами, вплоть до мировоззренческих ориентаций. Поэтому принцип объективности в историческом познании требует ориентации на целостность исторического процесса. Содержание исторической памяти определяется не только способностью

человека и сообщества людей запоми- обществах. Представление о том, что

нать или забывать определенные собы- важно знать о прошлом, также измен я -

ти прошлого. Процесс запоминани лось в зависимости от задач и интере-

не вл етс механическим: хранитс в сов социальных групп. Сведени , пред-

пам ти и передаетс потомкам та ин- ставл вшие интерес дл сообщества

формация, которую считают важной и одного типа, могли восприниматься не

достоверной, а, как показывает изуче- заслуживающими внимания теми, кто

ние исторических сочинений, критерии обладал иной коллективной идентич-

достоверности были разными в разных ностью.

Примечания:

1. См. напр.: труды Анисимова С.Ф., Василенко В.А., Дробницкого О.Г., Каган М.С. и др.

2. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997.

3. Кислов Б.А. Гносеологические функции практики в оценочном познании //

Современные вопросы гносеологии. Иркутск, 2009. С. 69.

4. Котарбинский Т. Проблемы исследования научного творчества // Вопросы философии. 1998. 16. С. 49.

References:

1. See e.g.: the works by Anisimov S.F., Vasilenko V.A., Drobnitsky O.G., Kagan M.S.,

etc.

2. Kagan M.S. Philosophical theory of value. SPb.: Petropolis, 1997.

3. Kislov B.A. Gnoseological functions of practice in evaluative cognition // Modern

questions of gnoseology. Irkutsk, 2009. P. 69.

4. Kotarbinsky T. Problems of scientific creativity research // Philosophy Questions. 1998. No. 6. P. 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.