Научная статья на тему 'Философская система и метод Н. А. Бердяева'

Философская система и метод Н. А. Бердяева Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1035
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА / ФИЛОСОФСКИЙ МЕТОД / МЕТАФИЗИКА / ДИАЛЕКТИКА / ЭКЛЕКТИКА / СООТВЕТСТВИЕ / НЕСООТВЕТСТВИЕ / СООТНОШЕНИЕ / PHILOSOPHICAL SYSTEM / PHILOSOPHICAL METHOD / METAPHYSICS / DIALECTICS / ECLECTICISM / CONFORMITY / INCOMPATIBILITY / CORRELATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Григоренко Екатерина Владимировна

В статье анализируется вопрос соотношения философской системы и философского метода, приводятся основные принципы этого соотношения. В работе представлен анализ двух сочинений Н.А. Бердяева с позиции соответствия системы ее методу. Доказывается идея о том, что мыслитель использует в своей философской системе две разных методологии: метафизическую и диалектическую, совмещение которых приводит к полному несоответствию системы и метода, а кроме того, к трудностям в понимании и использовании человеком философской системы в познании и практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL SYSTEM AND METHOD OF N.A. BERDYAEV

The article deals with the question of correlation between a philosophical system and a philosophical method, and considers the main principles of this correlation. Also the author analyses the two works of N.A. Berdyaev in the context of conformity of its system and method. It is substantiated, that the thinker uses in his philosophical system two different methodologies: metaphysical and dialectical, the combination of which leads to a complete discrepancy of the system and the method, and also to difficulties in understanding and using of the philosophical system in cognition and practical activity.

Текст научной работы на тему «Философская система и метод Н. А. Бердяева»

УДК 168

Григоренко Екатерина Владимировна

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Сибирского федерального университета

ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА И МЕТОД Н.А. БЕРДЯЕВА

Grigorenko Ekaterina Vladimirovna

PhD, Assistant Professor, Philosophy Department, Siberian Federal University

PHILOSOPHICAL SYSTEM AND METHOD OF N.A. BERDYAEV

Аннотация:

В статье анализируется вопрос соотношения философской системы и философского метода, приводятся основные принципы этого соотношения. В работе представлен анализ двух сочинений Н.А. Бердяева с позиции соответствия системы ее методу. Доказывается идея о том, что мыслитель использует в своей философской системе две разных методологии: метафизическую и диалектическую, совмещение которых приводит к полному несоответствию системы и метода, а кроме того, к трудностям в понимании и использовании человеком философской системы в познании и практической деятельности.

Ключевые слова:

философская система, философский метод, метафизика, диалектика, эклектика, соответствие, несоответствие, соотношение.

Summary:

The article deals with the question of correlation between a philosophical system and a philosophical method, and considers the main principles of this correlation. Also the author analyses the two works of N.A. Berdyaev in the context of conformity of its system and method. It is substantiated, that the thinker uses in his philosophical system two different methodologies: metaphysical and dialectical, the combination of which leads to a complete discrepancy of the system and the method, and also to difficulties in understanding and using of the philosophical system in cognition and practical activity.

Keywords:

philosophical system, philosophical method, metaphysics, dialectics, eclecticism, conformity, incompatibility, correlation.

Вопрос о специфике философской системы и метода обсуждался в философии всегда. Он связан с проблемой теоретической строгости (теоретической дисциплины): с четким, строгим соотношением между философской системой и философским методом. Данное соотношение характеризуется выражением идей мыслителя в рамках одной из методологий: метафизической либо диалектической, а также тем, что философской системе необходимо выражаться в методе, а методу в системе.

Специфику соотношения философской системы и философского метода в философии и науке изучали Ф.В.Й. Шеллинг, И.Г. Фихте, К.С. Бакрадзе, К.И. Гулиан, Н.А. Князев, С.Ю. Пискор-ская, Н.М. Чуринов. Исследователи полагают, что теоретическая строгость выражается четким соотношением системы и метода (содержания и формы, материи и формы), а также построением философской системы в рамках определенной методологической традиции. Ученые также отмечают, что нарушение данных правил может привести к разрушению философской системы и невозможности ее использования человеком в познавательной и практической деятельности.

Метафизическая методология характеризуется идеями свободы, индивидуализма, репрезентации, а диалектическая выражает идеи отражения, совершенствования, развития, единства мира, гармонии.

Н.А. Бердяев является в основном философом метафизической системы теоретизирования, хотя при этом он нередко освещает содержание действительности, включая положения, адекватные диалектической методологической традиции, особенно в работах «Философия свободы», «Я и мир объектов».

Мыслитель в работе «Философия свободы» показывает в большей степени метафизическую методологию. Рассуждая о соотношении религии и философии, автор полагает, что философия должна всегда зависеть от религии, она дает философии темы для обсуждения.

Н.А. Бердяев говорит о соотношении знания и веры в философии. Он устанавливает, что знание никогда не является копированием действительности, ее отражением, дублированием бытия. Субъект выступает живым деятелем в бытии, создателем ценностей бытия. «Знание ни в каком смысле не есть отражение, копирование, дублирование бытия и ни в каком смысле не есть создание, конструирование бытия. Познающий субъект не есть пассивный отражатель бытия и не есть активный его создатель, он живой деятель в бытии, развиватель бытия, повышающий творческую энергию бытия, создатель ценностей бытия» [1, с. 96]. Познающий субъект, по

- зо -

Н.А. Бердяеву, формируется в обществе и всецело зависит от него, и только творчество позволяет ему быть свободным и обнаруживает те степени свободы, в которых он может реализоваться как свободный человек.

Здесь философ представляет неономиналистскую версию метафизики, в которой ценности, создаваемые субъектом, выступают репрезентацией действительности, которая является репрезентантом.

Н.А. Бердяев, будучи по своей философской специализации философом экзистенциалистской школы, полагает, что переживание выступает как способ приобщения человека к любым видам деятельности и как путь познания действительности, поскольку, как он полагает, переживание мы находим не только в душе человека, но и в душе мира, в истории, в культуре. «Вся культура есть объективирование мистических «переживаний». Вся культура развивается из культа, это исторически и научно установлено; культ же есть объективирование религиозной мистики, и в нем нет никакой рационализации. Объективирование, изречение, воплощение в актах не есть рационализация, не есть умерщвление; это - продолжение творения мира, творчество совместное с Богом» [2, с. 109]. Переживание раскрывает неономиналистскую версию метафизики, в которой оно выступает метафизическим методом, создающим культуру. При этом культура выступает репрезентацией действительности, которая является ее репрезентантом.

Несмотря на разработанную Н.А. Бердяевым версию экзистенциализма, он остается не вполне последовательным сторонником данного западного направления философского теоретизирования. В его философской системе недостаточно раскрывается та сторона теоретической строгости, согласно которой есть необходимость придерживаться требования соответствия философской системы ее методу.

В связи с этим необходимо упомянуть о диалектике человека и Бога. Все существа, по утверждению Н.А. Бердяева, творятся Божеством; все живое пребывает в божественном плане космоса, до времени и до мира совершается в идеальном процессе божественной диалектики. Таким образом автор выражает диалектическую методологическую традицию, где Божество есть прообраз всего мира, который является Его образом.

Мыслитель рассуждает о свободе, которую автор представляет как свободный выбор человеком своего пути, свободное избрание, свободный путь к церкви, к духовному образованию, совершенствованию, а также посредством свободного принятия человеком решений, что подтверждает стандарт естественности метафизической методологии.

По мнению философа, церковь должна восприниматься обществом как целостный соборный организм, который является духовной и материальной основой всего сущего. По утверждению Н.А. Бердяева, церковь является богочеловеческим организмом, характеризующимся духовным совершенствованием человека. «Церковь есть богочеловеческий организм и богочеловеческий процесс. Свободная активность человеческой воли органически входит в тело Церкви, является одной из сторон церковной жизни. Благодатные дары Св. Духа не зависят ни от чего человеческого, они изливаются свыше и составляют незыблемую святыню церкви. Но врастание человечества в божественную жизнь есть процесс творческого и свободного волевого устремления. Это процесс не человеческий и не Божеский, а богочеловеческий, то есть церковный. Церковная жизнь и есть таинственное соединение Божеского и человеческого, активности и свободы человеческой и благодатной помощи Божьей» [3, с. 262]. Анализируя специфику церкви как богочеловеческого организма, являющегося соборным организмом, который включает в себя жизнь и деятельность человека, деятельность церкви, необходимо сказать о том, что она выступает диалектическим элементом, так как выражает идеи соборности. Эта идея представляет стандарт социальности диалектической методологии.

Н.А. Бердяев в работе «Философия свободы» представляет метафизическую методологию, но при этом автор использует и диалектические идеи. Это противоречит теоретической дисциплине и препятствует формированию и реализации философской системы человеком в процессе индивидуального познания и совершенствования.

В работе «Я и мир объектов» Н.А. Бердяев анализирует существование человека в рамках метафизической методологии, представленной идеями свободы, индивидуализма, творческого опыта, а также характеризует становление личности с позиции стандартов диалектической методологии: совершенствования, формирования и развития личности (образа) в процессе познания прообраза (Бога).

Помимо использования Н.А. Бердяевым метафизической методологической традиции в изучении человека, необходимо сказать об исследовании мыслителем человека как социального существа, который выражает свое становление только посредством познания общества и анализируется в рамках диалектической методологии. «Познание есть выход из состояния замкну-

тости, из погруженности в себя. Через познание преодолевается разрыв мира, связанный с пространством и временем. В условиях нашего мира именно в познании я переношусь в далекое прошлое и на противоположный конец мира. Познание устанавливает связи между тем, что разорвано и отчуждено. И есть разные ступени этой связи и этой преодоленности разрыва, устанавливаемые познанием. То, что называют общеобязательностью (АПдететдиШдкеИ) познания, имеет социальную природу. И самая логика, через которую устанавливается сообщение в мышлении и познании, носит социальный характер. Логизация мышления, подчинение его логическим законам, есть вместе с тем и социализация его» [4, с. 274].

По мнению философа, важным моментом в жизни каждого человека является становление его как личности, возможное только с помощью познания «я» через «ты», которое осуществляется через общение. «Но остается проблема приобщения «я» к «я», личности к личности, как преодоление одиночества. Это есть проблема любви, любви эротической и любви-дружбы, ибо любовь неразрывно связана с личностью и есть выход «я» в другое «я», а не выход в безличность, в коллективное «оно». Но «я» не есть еще личность. «Я» должно стать личностью. И общение между «я», «ты» и «мы» помогает «я» стать личностью. Личность укрепляется в общении, в выходе из себя в другого» [5, с. 303]. Познание личности самой себя через общение выражает диалектическую методологию, характеризующуюся изучением своей сущности на основе взаимосвязи, взаимодействия с другим человеком, изучения и осмысливания его идей.

Одним из главных методов становления личности у Н.А. Бердяева, помимо творчества, является созерцание, основанное на индивидуальном познании, оно является метафизическим методом. «Созерцание так же необходимо для претворения «я» в личность, как и творческая активность. Существование моего «я» есть движение и изменение, активность и создание нового, не бывшего. Но оно есть также созерцание, углубление, сосредоточение, выход из времени, погружение в мгновение» [6, с. 331].

Н.А. Бердяев характеризует личность еще и в рамках диалектической методологии, выражающейся пониманием человека как образа Бога и характеристикой личности как духовно-душевнотелесного существа. «Личность может быть определена как единство в многообразии, единство сложное, духовно-душевно-телесное. Отвлеченное духовное единство без сложного многообразия не есть личность. Личность целостна, в нее входит и дух, и душа, и тело» [7, с. 342].

Анализируя специфику личности, философ акцентирует внимание на ее самоценности, утверждая, что «личность не может быть частью в отношении к какому-либо целому, космическому или социальному, она обладает самоценностью, она не может быть обращена в средство» [8, с. 343]. Данная идея выражает метафизическую методологию, поскольку характеризует личность, акцентируя внимание только на ее самоценности и необходимости.

Важно сказать о том, что в работе Н.А. Бердяева «Я и мир объектов» философская система и метод не выражены в рамках определенной методологии, это нарушает теоретическую строгость и препятствует процессу познания и формирования личности.

На основе вышеизложенного отметим следующее: диалектика необходимости и свободы, диалектика образа и прообраза и общие метафизические установки Н. А. Бердяева свидетельствуют о том, что он не в полной мере придерживался требования соответствия философской системы ее методу. Это, безусловно, сказалось на качестве его философской системы и обнаруживает ее недостатки, относящиеся к стандартам теоретической строгости.

Ссылки:

1. Бердяев Н.А. Философия свободы. М., 2004. 333 с.

2. Там же. С. 109.

3. Там же. С. 262.

4. Бердяев Н.А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. М., 2007. 387, [3] с.

5. Там же. С. 303.

6. Там же. С. 331.

7. Там же. С. 342.

8. Там же. С. 343.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.