Научная статья на тему 'Философская рефлексия на Актуальные темы'

Философская рефлексия на Актуальные темы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Адров Валерий Михайлович

Рецензии на книги: Проблемы преподавания философии при двухуровневой системе образования бакалавр-магистр: сб. научных статей / под ред. Б. М. Смитиенко, А. Н. Чумакова. М.: Финансовый университет, 2010. Мировой финансовый кризис: начало или конец? Философская рефлексия: сб. научных трудов / под ред. М. А. Федотовой, А. Н. Чумакова. М.: Финакадемия, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophy Reflection on Current Topics

Book review on Problems of teaching Philosophy with a two#tier education system: Bachelor and Master: coll. of scientific articles / ed. B. M. Smitienko, A. N. Chumakov. M.: Finance University, 2010. World financial crisis: Beginning or end? Philosophy reflection: coll. of scientific works / ed. M. A. Fedotova, A. N. Chumakov. M.: Finance University, 2010.

Текст научной работы на тему «Философская рефлексия на Актуальные темы»

Философская рефлексия на актуальные темы

Рецензии на книги: Проблемы преподавания философии при двухуровневой системе образования бакалавр-магистр: сб. научных статей / под ред. Б. М. Смитиенко, А. Н. Чумакова. М.: Финансовый университет, 2010. Мировой финансовый кризис: начало или конец? Философская рефлексия: сб. научных трудов / под ред. М. А. Федотовой, А. Н. Чумакова. М.: Финакадемия, 2010.

В. М. Адров*

Philosophy Reflection on Current Topics

Book review on Problems of teaching Philosophy with a two-tier education system: Bachelor and Master: coll. of scientific articles / ed. B. M. Smitienko, A. N. Chumakov. M.: Finance University, 2010. World financial crisis: Beginning or end? Philosophy reflection: coll. of scientific works / ed. M. A. Fedotova, A. N. Chumakov.

M.: Finance University, 2010.

V. M. Adrov

Среди наиболее интересных философских событий, состоявшихся в последнее время в Москве, заметными стали организованные кафедрой философии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации международный научно-методический семинар «Проблемы преподавания философии при двухуровневой системе образования бакалавр-магистр» и междисциплинарный «круглый стол» «Мировой финансовый кризис: начало или конец? Философская рефлексия». Итоги творческих дискуссий по столь актуальным темам нашли отражение в публикациях, содержание которых заслуживает особого внимания и специального анализа.

Двухуровневая система преподавания в современной российской высшей школе, нравится это кому-то или нет, становится, а точнее говоря, уже стала реальностью учебного процесса в наших вузах. Это обстоятельство не только не разрешило всех проблем преподавания философии в контексте этой реальности, но и обострило старые, можно сказать, вечные вопросы практики философского образования современных специалистов различных профилей. Это очень наглядно обозначилось в материалах, опубликованных по результатам работы упомянутого

международного семинара «Проблемы преподавания философии при двухуровневой системе образования бакалавр-магистр»1.

В сборник вошли тексты двадцати двух авторов из разных стран, более половины которых — доктора наук, профессора. Среди них можно встретить самых различных, так сказать, должностных лиц — от проректоров до аспирантов. Но всех их объединяет глубокая включенность в преобразования учебного процесса, неформальное стремление поднять его уровень. Темы, которые затрагиваются в различных статьях этого сборника, настолько разнообразны, что пытаться обозреть их в коротком резюме — задача неподъемная. Но можно с полной уверенностью утверждать, что в сборнике нет ни одной статьи, даже самой короткой, в которой читатель не найдет какой-либо интересной нетривиальной идеи, достойной самого внимательного обсуждения. Коснемся некоторых из них.

В ряде статей ставятся вопросы о роли преподавателя и, соответственно, студента в учебном процессе при изучении философии (и других дисциплин, связанных с философией, например этики, эстетики, социальной теории и др.). Сообщать ли студенту набор фактов, терминов или научить, вызвать жела-

* Адров Валерий Михайлович — кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой «Философия» Московского института государственного и корпоративного управления. E-mail: valadrov@inbox.ru.

1 См.: Проблемы преподавания философии при двухуровневой системе образования бакалавр-магистр»: сб. научных статей / под ред. Б. М. Смитиенко, А. Н. Чумакова. М.: Финансовый университет, 2010.

ние мыслить? Как должна проявляться позиция самого преподавателя в отношении к тем или иным философским теориям и т. д.? И как, кстати, эффективно организовать самостоятельную внеаудиторную работу студентов? Автору этих строк вспоминается далекий теперь уже 1968 г., когда ему довелось в составе небольшой студенческой делегации посетить в Германии (тогда еще «Западной») Ольденбургскую (Нижняя Саксония) высшую педагогическую школу. Особенно большой интерес вызвал у нас обычный учебный студенческий семинар по социальной теории под руководством преподавателя. Нам, воспитанникам советской высшей школы, привыкшим к тому, что преподаватель «общественных дисциплин» просто обязан подвести студентов к вполне определенным идеологическим выводам, было крайне интересно: а как этот момент решается в буржуазном обществе? И здесь мы узнали — чтобы ни в коем случае не навязывать студентам позицию преподавателя, но в то же время вызвать интерес к программному материалу, да еще добиться, чтобы студенты что-то запомнили из него, здесь была филигранно отработана сложная и тонкая методика подготовки преподавателя и студента (!) к каждому семинару. В этой высшей школе с немецкой тщательностью истово следили за тем, чтобы не «соскользнуть» с этой методики.

Мы пытались понять: какую же роль на семинаре все-таки играет преподаватель? Пользуясь современной терминологией, эту роль можно было бы обозначить термином «модератор». Похоже, мы в России теперь пришли к такому же решению. Не случайно в ряде статей данного сборника обсуждается именно вопрос о модерации как способе активизации работы студентов, приучения их к самостоятельным поискам знаний.

И еще одна проблема, так или иначе, впрямую или косвенно, но затрагивается в ряде статей сборника — понимания места, которое занимает современная философия в системе знания в широком смысле этого слова. Дело в том, что идеологема недалекого советского прошлого, в соответствии с которой «философия есть наука, изучающая наиболее общие законы природы, общества и мышления», продолжает, на наш взгляд, незримо, а иногда и вполне зримо витать в нашем менталитете — в учебниках, в непосредственной практике преподавания, особенно в средней школе. Попытки преодолеть эти упрощенные представления о философии обнаруживают смежную тему — о месте и роли науки в современном обществе. При всем уважении к науке как к фундаменту современного знания приходится констатировать непомерную гиперболизацию значения научного знания, доставшуюся нам, кстати, также от советского прошлого (вспомним:

научный коммунизм, научный атеизм и т. д.). Такое преувеличение роли науки совершенно оттесняет на обочину когнитивного процесса искусство, религию, этику и, наконец, философию. Получается, что для того, чтобы получить признание, философии надо непременно стать научной. Такие сциентистские замашки приводят к искажению отношений между философией и наукой, искажению представления о самой философии и ее возможностях. В этом отношении весьма актуальная тема «Философия и особенности ее преподавания» оказалась не только уместной и своевременной, но и получила серьезное обсуждение.

Следует особо отметить, что подготовка и выпуск данного сборника статей — это, безусловно, удача. Работу эту надо продолжить, чтобы уловить новые повороты сложного процесса совершенствования философской подготовки современных специалистов. Тем более что статья проректора Финуниверситета профессора В. Н. Сумарокова утверждает, что «философия — душа российского высшего образования». С этим трудно не согласиться.

Другое событие, состоявшееся в Финансовом университете, — междисциплинарный «круглый стол» «Мировой финансовый кризис: начало или конец? Философская рефлексия» также вызвал оживленное обсуждение и дискуссии, итоги которых нашли отражение в одноименном сборнике научных трудов2. Вопрос, вынесенный в заголовок этого издания, является, конечно, в значительной мере полемическим приемом. Вряд ли кто-то из заинтересованных наблюдателей и аналитиков сомневается в том, что кризис начался. Смысл вопроса состоит в том, насколько этот кризис близок к завершению? О завершении кризиса или даже о выходе из него чаще говорят члены правительства и его окружения, что в общем-то объяснимо стремлением снять политическое напряжение в обществе. Научный и тем более философский анализ мирового финансового кризиса, естественно, в другом — понять сущность данного глобального явления, места человека в нем, выработать целеполагание, адекватное социальному потрясению, каковым предстает современный кризис, определить наиболее точные меры противодействию ему.

Двадцать пять авторов представили свои статьи, добрая половина из которых доктора наук и профессора. Но дело не только в статусной характеристике авторского коллектива (хотя и в ней тоже). Дело в том, что, будучи специалистами в различных отраслях современного знания, авторы вносят в об-

2 См.: Мировой финансовый кризис: начало или конец? Философская рефлексия: сб. научных трудов / под ред. М. А. Федотовой, А. Н. Чумакова. М.: Финакадемия,

2010.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

щий «мозговой штурм» свою лепту, раскрывающую смысл происходящего. Опыт издания оказался удачным. Собрался очень разнообразный материал, дающий богатую пищу для размышлений, и не только по поводу кризиса. Можно возразить, что в мире сейчас уже существует огромный экономический, философский, социологический, исторический и другой материал, посвященный рассматриваемой проблеме. Однако в данном случае мы получили сжатый, авторитетный и, что особенно важно, доступный материал, которым можно пользоваться как в дальнейших научных поисках, так и в учебном процессе.

Надеясь на продолжение таких творческих встреч и выпусков научных трудов по итогам их работы, хотелось бы обратить внимание на то, что здесь присутствует важная идея, которая образует некоторый содержательный «мостик» между данным сборником и другим, посвященным особенностям преподавания философии в условиях двухуровневой структуры, на которую перешло российское высшее образование. Это идея о необходимости широкого использования философии в решении наиболее крупных проблем современного общества. Взять хотя бы широко обсуждаемый мировой кризис, который называют и финансовым, и экономическим, и социальнопсихологическим, и общесистемным, что как раз и указывает, по нашему мнению, на необходимость выходить за пределы любого узкоспециального подхода при попытках понять его сущность. Философский взгляд здесь совершенно необходим. Но не ритуальное признание важности философии, как это бывало в советские времена, которое еще, признаться, привычно сидит в глубине нашего менталитета, а умение и желание размышлять над всем, так сказать, «театром» разворачивающихся событий. Надо понять,

что и наука и философия могут влиять на жизнь общества, но влиять совершенно по-разному. Нельзя от философии ожидать буквально того же влияния на разрешение текущих проблем, к которым мы привыкли в случае с наукой. Влияние философии куда более глубокое, механизм его — пласты духовного потрясения, открытий, к которым каждый человек приходит самостоятельно через интеллектуальные напряжения. Это не правительственными решениями достигается, как бы важны они ни были. Самостоятельная работа мысли должна происходить и в стенах вуза, и в аспирантуре и сопровождать специалиста по завершении студенческого этапа его жизни. Нам представляется, что именно в этом направлении начала работу кафедра философии Финансового университета. И дело это следует всемерно развивать.

Размышляя над этими проблемами, знакомясь с различными аспектами мирового финансового кризиса, неизбежно начинаешь чувствовать, что положение в мире не просто драматично, оно близко к трагедии. Да оно уже и есть трагедия для миллионов людей, уже сегодня погибающих от элементарного голода, для тех, кто погибает в катастрофах и безумных военных авантюрах. В современной цивилизации масса технических и технологических тупиков, мало знакомых широкой общественности. Нет, нынешний кризис не «один из...», и человечество не найдет адекватных решений, если будет пытаться преодолевать только частные препятствия. В этом случае оно будет подобно тому слепцу, который пытался на ощупь понять, что такое слон. Как никогда справедливо сегодня утверждение, что, действуя локально (а это по большей части так и происходит), мыслить-то надо все-таки глобально.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.