Научная статья на тему 'Философская позиция психолога в психологическом консультировании'

Философская позиция психолога в психологическом консультировании Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
778
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ / ЭМПАТИЯ / ЛЮБОВЬ / ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ПЕРЕЖИВАНИЕ / КЛИЕНТ / КОНСУЛЬТАНТ / UNCONDITIONAL ACCEPTANCE / EMPATHY / LOVE / LIFE EXPERIENCE / PSYCHOLOGICAL RESOURCES / CLIENT / CONSULTANT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Соловьева Светлана Леонидовна

Статья посвящена анализу философской позиции психолога по отношению к клиенту в процессе консультирования. Рассматриваются профессионально значимые психологические свойства эффективного консультанта. Обосновывается необходимость личного переживания консультантом трудных жизненных ситуаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical position of a psychologist in psychological consulting

Philosophical standpoint of psychologists and their rapport with clients in psychological consulting is discussed. Professional qualities of an efficient consultant are outlined. The importance of a personal experience of difficult life situations by consultants themselves is emphasized.

Текст научной работы на тему «Философская позиция психолога в психологическом консультировании»

С. Л. Соловьева

ФИЛОСОФСКАЯ ПОЗИЦИЯ ПСИХОЛОГА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Отношения в консультировании — особая разновидность межличностных отношений, когда один из собеседников (клиент) раскрывает свой внутренний психологический мир, наполненный самыми интимными переживаниями, а другой (консультант) пытается восстановить равновесие и гармонию в этом мире. В подобной ситуации ключевое значение имеет та философская, этическая, мировоззренческая позиция, которую занимает консультант. Для того, чтобы сформировать подобную позицию, прежде всего, необходимо ответить на целый ряд вопросов: Как разговаривать с человеком, который страдает? Какую позицию занять по отношению к собеседнику, раскрывающему перед Вами интимные стороны своей личной жизни? С каких философских или мировоззренческих позиций относиться к катастрофам чужого психологического мира?

Для того, чтобы правильно ответить на эти вопросы, необходимо обобщить имеющиеся в психологии и в психотерапии представления о том, каковы ожидания клиента в отношении консультанта (к какому консультанту хочет обращаться за помощью клиент), т. е., каким критериям должен удовлетворять эффективный психотерапевт, эффективный консультант. Эти представления позволят сформулировать философско-мировоззренческую позицию психолога в процессе консультирования.

Безусловное и безоценочное принятие клиента

Первым принципом, который принят и в современной психотерапии, и в консультировании пациентов является идущий от К. Роджерса принцип безусловного и без-оценочного принятия клиента, то есть такого отношения, когда мы принимаем как данность психологическую природу другого человека, не пытаясь выставлять ей оценки, выносить оценочные суждения, хвалить или поощрять, принимаем и ценим ее саму. Наиболее ярко такое безусловное и безоценочное отношение проявляется в любви.

Наиболее часто в жизни мы сталкиваемся с обусловленной любовью, когда нас любят за те наши знания, умения, навыки, которые необходимы партнеру, которые для него полезны: нас любят за умение варить борщ, говорить по-английски, водить машину, зарабатывать деньги, доставлять удовольствие в самых разных сферах жизни. Принцип обусловленной любви имеет под собой прочные рациональные основания: «Я тебя люблю. Ты молодой, красивый, умный. У тебя высокий интеллект, ты красиво поешь и играешь на скрипке. У тебя много денег, квартира, машина, дача, яхта на Багамских островах. Ты даришь мне бриллианты и шубы. Поэтому я тебя люблю». Может быть, не в такой очевидной форме, но сам принцип обусловленной, рациональной любви встречается очень часто и является глубинной, скрытой основой самых разных взаимоотношений в жизни.

Однако такая любовь приносит лишь поверхностное удовлетворение. На самом деле в глубине души человеку хочется совсем иных отношений. Нам хочется, чтобы нас любили без всяких условий и оговорок, не за наши деньги, связи, возможности, а за нас самих. Мы ищем любви безусловной, не имеющей под собой никаких рациональных мотивов. Конечно, реальные отношения людей очень сложны и основаны на разных видах

© С. Л. Соловьева, 2009

привязанности и любви, но в критических ситуациях на поверхность выходят истинные мотивы наших взаимоотношений, когда все же становится ясно, что конкретно больше всего ценит и любит в нас партнер. Как правило, за помощью к консультанту обращаются люди, не имеющие в жизни достаточной эмоциональной, психологической поддержки, с дефицитом именно этой, безусловной любви. Бессознательно клиенты ищут отношения искреннего, бескорыстного, теплого и принимающего. Поэтому продуктивные отношения в психологическом консультировании возможны только на основе безусловного принимающего отношения, основанного на уважении к человеческой природе.

Отношение к клиенту должно быть не только безусловным, но также и безоце-ночным. Часто в жизни, упрощая ситуацию, мы говорим об окружающих нас людях: «хороший», «плохой», «добрый», «злой», «правильный», «неправильный», высказывая таким образом суждения оценочного характера. Однако если остановиться и задуматься над теми словами, которые мы машинально произносим, то можно обнаружить, что, произнося подобные слова, мы не совсем правы. Человеческая природа — это, по-видимому, самое сложное, что существует в мире. Она состоит из многих элементов, которые иногда согласуются друг с другом, иногда нет, а иногда вступают в непримиримые противоречия, заставляя человека страдать от внутренних конфликтов. В зависимости от ситуации мы поворачиваемся к миру то одной, то другой своей стороной, обнаруживая то одни черты, то другие, по-разному ведем в себя в зависимости от ситуации, от нашего настроения и самочувствия, от того, что за человек перед нами. Опыт прожитой жизни убеждает нас в том, что нет однозначно плохих людей, как нет однозначно хороших; каждый человек сочетает в себе самые разные качества, которые могут быть оценены то как положительные, то как отрицательные. Вслед за Карлом Густавом Юнгом мы можем сказать: «Чем выше человек, тем длиннее у него тень». Все уравновешено: сколько достоинств, столько и недостатков. По-видимому, достоинства и недостатки — это все проявления одних и тех же качеств, имеющих разные полюса.

Кроме того, остается открытым вопрос о том, какие качества следует оценивать как хорошие, а какие как плохие. Настойчивость в одной ситуации выглядит как целеустремленность, а в другой — как агрессия и насилие; непосредственность может быть оценена то как естественность и простота, то как развязность и бестактность. В зависимости от конкретного контекста человеческие черты приобретают разное значение и смысл.

Клиент, который обращается за помощью к консультанту, как правило, переживает трудную жизненную ситуацию, не имеющую ясного однозначного смысла. Такую ситуацию обычно можно трактовать по-разному, придавая ей подчас прямо противоположное значение. В этих условиях оценочные категории обычно оказываются непригодными. Если бы существовало однозначное понимание истины, добра и справедливости, всегда верное во всех ситуациях, то потребность в консультировании просто не возникла бы. Поэтому, как правило, консультанту приходится отказаться от применения оценочных категорий.

Дозированная эмпатия

Второй принцип, принятый сегодня в консультировании, — эмпатическое отношение к клиенту, принцип, в явном виде опять-таки сформулированный К. Роджерсом. Под эмпатией понимается способность к сочувствию, соучастию, состраданию, сопереживанию, т. е. способность к эмоциональной вовлеченности, эмоциональной включенности

в переживания клиента. Без адекватной эмоциональной подстройки к психологической проблематике клиента невозможна точная оценка значимости этой проблематики в уникальном психологическом мире другого человека, невозможно эффективное вмешательство в этот мир, невозможна конструктивная психологическая помощь. Однако в профессиональной литературе «эмпатичность» часто превращается в качество, которым психолог должен обладать независимо от обстоятельств, подобно цвету волос. На деле, способность к эмпатии у одного и того же консультанта различна в каждой конкретной ситуации, с каждым конкретным клиентом.

Очевидно, эмоциональная вовлеченность консультанта в психологическую проблематику клиента не должна быть чрезмерной. Если мы будем переживать проблемы клиента как свои собственные, страдать вместе с ним, испытывая ту же самую интенсивную душевную боль, что и клиент, то мы неизбежно утратим объективность и чувство реальности, потеряем способность смотреть со стороны на жизненную ситуацию клиента. Чрезмерная аффективная загруженность дезорганизует когнитивные процессы, снижает эффективность интеллектуальной деятельности консультанта.

Существуют лишь две возможные позиции по отношению к жизненной ситуации клиента: позиция изнутри, эмоционально загруженная с неизбежными искажениями мышления, иллюзиями, мифами и фантомами, и позиция со стороны, позиция наблюдателя с сохранением более или менее объективного взгляда на происходящие события. Консультант, чтобы быть полезным клиенту, не может занимать позицию клиента, он может занять лишь позицию стороннего наблюдателя, эксперта, которая характеризуется умеренной степенью эмоциональной вовлеченности и, следовательно, сохранностью интеллектуального потенциала, способностью к более или менее объективной оценке событий. Именно такая позиция наиболее эффективна во взаимоотношениях с клиентами, подчас склонными к манипуляциям в межличностных взаимоотношениях.

Таким образом, отношение консультанта к клиенту должно характеризоваться соучастием (участием в психологических проблемах клиента), в меньшей степени — сочувствием (совместным чувствованием), еще в меньшей степени — сопереживанием (совместным переживанием). Сострадание (совместное страдание) возможно лишь в исключительных случаях. Конечно, консультант должен уметь «настраиваться на волну» клиента. Однако означает ли это, что он должен переживать то же, что и собеседник? Искренняя и правильно выраженная обратная связь часто бывает полезнее, чем «пластиковые чувства», по выражению Ф. Перлза.

Таким образом, позиция консультанта по отношению к зависимому клиенту в целом должна характеризоваться дозированной эмпатией. Существует определенная психологическая дистанция между клиентом и консультантом, которую нельзя нарушать, чтобы сохранить нужную меру объективности, а также не потерять профессионального отношения к клиенту.

^Жизненный опыт, жизненная философия и работа над собой

Для того, чтобы навести порядок в психологическом мире другого человека, необходимо прежде всего иметь порядок в собственном психологическом мире. Для консультанта как ни для кого другого важна собственная жизненная позиция, собственная философия, система ценностей и представлений о важнейших жизненных категориях: о добре и зле, справедливости и наказании, порядке и законе. Жизненная философия консультанта неизбежно должна опираться на собственный жизненный опыт, опыт переживания и разрешения трудных жизненных ситуаций. Конечно, нет необходимости

болеть самому неизлечимыми болезнями, чтобы поддержать умирающего от рака пациента; не нужно самому страдать алкоголизмом, наркоманией или гемблингом, чтобы оказывать психологическую помощь аддиктивной личности. Невозможно самому испытать все возможные жизненные неурядицы, конфликты и проблемы.

Однако собственный жизненный опыт — основной источник и стимул познания и изменения, и наибольшей обучающей ценностью обладают трудные жизненные ситуации, которые заставляют испытывать страдание и душевную боль. Когда нам хорошо, мы особенно не задумываемся о жизни, мы просто живем, радуемся, не пытаясь понимать и анализировать логику событий. Человеку не важно понимать причины позитивных жизненных перемен; он принимает их как что-то само собой разумеющееся, как данность; он не ищет скрытого смысла, подоплеки или подтекста, он живет «на поверхности» событий.

Мы начинаем задумываться о смысле происходящего тогда, когда нам плохо. Именно в трудных жизненных ситуациях человек пытается понять, что происходит, анализируя события, устанавливая между ними причинно-следственные связи и пытаясь прогнозировать их дальнейшее развитие. В этом смысле все жизненные неприятности должны рассматриваться как бесценный жизненный опыт, который заставляет думать, искать информацию, поддержку, резервы и ресурсы, активизировать творческий потенциал для преодоления трудностей.

Эффективный консультант, чтобы понимать своих страдающих клиентов, должен обладать собственным опытом переживания основных наиболее фундаментальных жизненных ситуаций: ситуации потери (смерти, развода, разрыва отношений); ситуации угрозы (конфликта, противостояния, противоборства); ситуации неопределенности с дефицитом информации и невозможностью принять решение. Ситуация потери обучает нас справляться с депрессией, преодолевать печаль и боль утраты; ситуация угрозы — совладать с собственной враждебностью, негодованием, гневом; ситуация неопределенности — преодолевать страх.

Переживание эмоций печали, гнева и страха, совладание с болью утраты, с собственной агрессией и тревогой помогают консультанту формировать практическую, а не только теоретическую жизненную позицию, философию жизни, в которую вписываются такие события как смерть, страдание, боль. Выработка жизненной философии служит той психологической опорой, в которой нуждаются страдающие клиенты.

Выработка жизненной философии предполагает не просто обучение психологическому совладанию с трудностями, но и формирование резервов и ресурсов. Важнейшим психологическим ресурсом, необходимым консультанту, является терпимость, способность принимать природу другого человека целиком, со всеми ее как сильными, так и слабыми сторонами.

Однако, понимая и принимая человеческую природу в себе и в других, не следует забывать, что эта человеческая природа может продуцировать неправильные суждения («иррациональные идеи»), подлежащие искоренению, неправильные переживания, которые надо «лечить» и неправильные поступки, которые надо исправлять.

Позитивное мышление

Другим важным элементом жизненной философии эффективного консультанта, оказывающего помощь клиентам, является так называемое позитивное мышление, наполненное ожиданиями и установками на то, что события будут развиваться в благоприятном направлении.

Мотивация достижения успеха, характеризующая более зрелую и более эффективную личность, сочетается с позитивными ожиданиями, с установками на благополучный исход событий. Поскольку человек ведет себя в соответствии со своими ожиданиями и установками, он «притягивает к себе» именно те события, на которые настроен. Стремление к успеху, установка на успех, ожидание удачного исхода формируют позитивное мышление. Теоретически рассуждая, мы можем придти к выводу, что позитивное мышление в значительной степени искажает реальность (события могут развиваться различным образом) и, следовательно, является мифом. Однако тот, кто живет и действует в соответствии с этим мифом, в реальности более успешен. На практике важно не то, насколько картина мира точно и объективно отражает реальность, а то, насколько она помогает выживать и быть успешным.

Если же субъект трезво оценивает реальность, справедливо полагая, что в значительной части случаев он может потерпеть неудачу, то именно это с ним и происходит («самореализующееся пророчество»). Не случайно способность трезво и реалистично видеть реальность сочетается с высоким интеллектом и повышенным уровнем депрессии. Феномен «депрессивного реализма» известен, в частности, в кросс-культурной психологии, посвященной изучению российского менталитета.

Другим «продуктивным мифом» в жизненной философии эффективного консультанта является иллюзия контроля за происходящими событиями. Американские психологи считают, что потребность во власти и контроле свойственна каждому человеку: мы все стремимся контролировать окружающий нас мир: машины, детей, животных, супругов, подчиненных, друзей, родственников и просто знакомых. Разумеется, на практике человек, как правило, в незначительной степени может контролировать окружающий его мир, однако тот, кто живет в соответствии с иллюзией о том, что все вокруг находится под его контролем, предсказуемо, прогнозируемо, в жизни более эффективен.

Важным элементом философии консультанта следует, по-видимому, считать его умение воспринимать и интерпретировать вещи с разных точек зрения, с разных позиций, умение в каждом человеке и в каждом событии найти и хорошее и плохое. Понимание относительности всех вещей, относительной ценности всех людей и всех отношений придает консультанту гибкость, пластичность, необходимые для обращения со сложной человеческой природой. Такой философский взгляд на вещи предполагает некоторую отстраненность, дистанцированность, способность смотреть на вещи с разных точек зрения, перемещая их в соответствии со стратегическими и сиюминутными целями и задачами консультирования.

И, наконец, имеет значение и такая черта консультанта как открытость новому опыту, новым людям, отсутствие страха и готовность к экспериментам. Философия консультанта предполагает понимание необходимости постоянной работы над собой, собственного личностного развития и роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.