Научная статья на тему 'Философская этика в контексте анализа межкатегориальных связей и отношений'

Философская этика в контексте анализа межкатегориальных связей и отношений Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
322
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКАЯ ЭТИКА / БАЗОВЫЙ КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ / МЕЖКАТЕГОРИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ И ОТНОШЕНИЯ / РАСШИРЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВ ЭТИЧЕСКОЙ НАУКИ / PHILOSOPHICAL ETHICS / BASIC CATEGORICAL APPARATUS / CROSS-CATEGORY LINKS AND RELATIONS / EXPANDING THE PROSPECTS OF ETHICAL SCIENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бирюкова Элеонора Алексеевна, Гордова Элла Евгеньевна

В статье рассматриваются проблемы философской этики, связанные с ее категориальным наполнением, причем главное внимание уделяется межкатегориальным связям и отношениям. Делается акцент на том факте, что в современных условиях, связанных с развитием новых аспектов духовно-нравственного направления, перед этикой возникают широкие горизонты как для обновления имеющихся и подчас весьма древних концептуальных обобщений, так и для создания новых теоретических парадигм. Делается вывод о том, что исследование межкатегориальных взаимодействий помогает глубже понять сущность и содержание философской этики в контексте того, как они просматриваются на современном этапе ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical ethics in consideration of intercategorical connections and relations

The article deals with the problems of philosophical ethics associated with its categorical content, with the main attention being paid to intercategorial relations and relationships. Emphasis is placed on the fact that in modern conditions related to the development of new topics of the spiritual and moral direction, broad horizons arise before ethics both for updating existing and sometimes very ancient conceptual generalizations, and for creating new theoretical paradigms. It is concluded that the study of intercategorial interactions helps to better understand the essence and content of philosophical ethics in the context of how they are viewed at the present stage of its development.

Текст научной работы на тему «Философская этика в контексте анализа межкатегориальных связей и отношений»

Э. А. Бирюкова

Новомосковский Институт РХТУ им Д. И. Менделеева

Э. Е. Гордова

Новомосковский Институт РХТУ им Д. И. Менделеева

ФИЛОСОФСКАЯ ЭТИКА В КОТЕКСТЕ АНАЛИЗА МЕЖКАТЕГОРИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ

В статье рассматриваются проблемы философской этики, связанные с ее категориальным наполнением, причем главное внимание уделяется межкатегориальным связям и отношениям. Делается акцент на том факте, что в современных условиях, связанных с развитием новых аспектов духовно-нравственного направления, перед этикой возникают широкие горизонты как для обновления имеющихся и подчас весьма древних концептуальных обобщений, так и для создания новых теоретических парадигм. Делается вывод о том, что исследование межкатегориальных взаимодействий помогает глубже понять сущность и содержание философской этики в контексте того, как они просматриваются на современном этапе ее развития.

Ключевые слова: философская этика; базовый категориальный аппарат; межкатегориальные связи и отношения; расширение перспектив этической науки.

E. A. Biryukova

Novomoskovsk Institute (branch) of the Federal state budgetary educational institution of

higher education "Dmitry Mendeleev University of Chemical Technology of Russia"

(Novomoskovsk, Russia) E. E. Gordova

Novomoskovsk Institute (branch) of the Federal state budgetary educational institution of

higher education "Dmitry Mendeleev University of Chemical Technology of Russia"

(Novomoskovsk, Russia)

PHILOSOPHICAL ETHICS IN CONSIDERATION OF INTERCATEGORICAL

CONNECTIONS AND RELATIONS

The article deals with the problems of philosophical ethics associated with its categorical content, with the main attention being paid to intercategorial relations and relationships. Emphasis is placed on the fact that in modern conditions related to the development of new topics of the spiritual and moral direction, broad horizons arise before ethics both for updating existing and sometimes very ancient conceptual generalizations, and for creating new theoretical paradigms. It is concluded that the study of intercategorial interactions helps to better understand the essence and content of philosophical ethics in the context of how they are viewed at the present stage of its development.

Keywords: philosophical ethics; basic categorical apparatus; cross-category links and relations; expanding the prospects of ethical science.

DOI 10.22405/2304-4772-2018-1-4-17-26

Этика - это одна из древнейших отраслей философского знания. К разработке этических учений обращались выдающиеся мыслители разных эпох: Сократ, Аристотель, Конфуций, Эпикур, Ф. Аквинский, Спиноза, Кант, Гегель, В. Соловьев и многие другие. Морально-этическое размышление занимает

важное место в творчестве многих деятелей мирового искусства, таких, как Леонардо да Винчи, Шекспир, Гете, Ф. Достоевский, Л. Толстой и др. Среди философско-этических работ последних десятилетий следует отметить труды О. Г. Дробницкого, И. Т. Фролова, А. А. Гусейнова и др. Этика возникла как неотъемлемая, а, по мнению многих мыслителей, важнейшая часть философии. Ее возникновение как термина и особой дисциплины связано с именем Аристотеля. У Аристотеля этика является наукой об этических добродетелях, совершенном состоянии души и поведении в виде духовно-нравственного подвижничества, направленного на устройство государства как высшего блага, устанавливающего равную справедливость для всех [17, с. 23-31].

Этика как наука имеет свою систему категорий, которая отличает ее содержание от содержания других наук. Этические категории - это основные понятия научного аппарата этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы нравственности. Основными категориями этики являются понятия добра, долга, добродетели, совести, счастья и т.д. Одним из ведущих понятий этики является категория добра. С ее помощью выражается положительная нравственная характеристика того или иного явления, то есть добро означает все то в поведении людей, что способствует их благу, делает людей лучше, морально богаче. В добавлении к сказанному, выражаясь почти буквально словами А. Швейцера, добро есть то, что способствует сохранению жизни, а зло - то, что уничтожает жизнь. Поэтому отрицательную нравственную оценку выражает понятие зла. Естественно, что положительные и отрицательные характеристики даются исходя из определенных нравственных представлений. Вместе понятия добра и зла образуют категориальную пару, охватывая тем самым практически весь нравственный универсум.

В качестве следующей категории этики выступает долг - это нравственная форма осознания необходимости действия. Человек совершает должный поступок добровольно, из уважения к идеалу, закону (моральному) и к себе. Значимость долга в нравственной жизни такова, что в этике существует специальный, посвященный этой категории раздел - деонтология. Осознание долга играет важную роль в личной и общественной жизни. Способность человека понимать, критически оценивать и эмоционально переживать несоответствие своего поведения должному, характеризуется понятием совесть. Совесть - это своеобразный нравственно-психологический механизм самоконтроля. Ответственность за свои поступки, по мнению многих философов, есть главная характеристика личности [5, с. 12-26].

В трудах Аристотеля и прежде всего в «Никомаховой этике» повествуется о категориях этики, где особое внимание он уделяет категориям «благо» и «добродетель». Благо - общее понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности предметов и явлений. От этого понятия происходит целый ряд других этических понятий: благодарность, благополучие, благородство, благодеяние и др. Добродетель - понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности. К добродетелям

относятся такие качества, как честность, добросовестность, справедливость, мужество, дисциплинированность и др. Аристотель отмечал, что добродетели не являются врожденными человеку, а приобретаются им в процессе жизни в обществе, а также путем воспитания. Этическая добродетель есть нахождение надлежащей середины в поведении и в чувствах, выбор середины между их избытком и недостатком. Говоря о «середине» как отличительном признании добродетели, Аристотель имеет в виду «среднее» в области чувств. Так, мужество - среднее между безрассудной отвагой и трусостью, щедростьмежду - расточительством и скупостью, скромность - между наглостью и застенчивостью и т.д. Следовательно, добродетель - это способность поступать наилучшим образом во всем. Кроме положительных моральных качеств у людей существуют и отрицательные качества: предательство, грубость, зависть, лицемерие, ненависть и др., которые также являются категориями этики, характеризующими отрицательные стороны поведения людей.

Этика является практической наукой. Цель этики, говорит Аристотель, -«Не познание, а поступки», она учит тому, как стать добродетельным, наилучшим. Этика рассматривает нравственность (добродетель), «не просто, чтобы знать, что она такое, но и чтобы знать, каким путем она достигается». Она является и нормативной наукой, призванной показать, как и откуда появляется добродетель, развернуть программу нравственного воспитания. Более того, в этике познавательные задачи (знание добродетели самой по себе) подчинены нормативным целям - обоснованию того, как стать добродетельным. Цель этики - не обогащение индивида знаниями, а его преобразование, нравственное возвышение. Знания о добродетели и о путях ее формирования должны совпасть в индивиде с потребностью стать добродетельным [2, с. 37-44].

Выражая суть нашего рассуждения, мы можем сказать, какие люди способны служить добру и составляют положительный элемент мира. Если добро состоит в высшей разумности человека, а зло исходит от свойственной ему ограниченности, то человек тем больше в состоянии служить добру, чем меньше над ним имеет господство его низшее Я, его ограниченная природа. Для служения добру необходимо, по возможности, побороть в себе низшую природу и подчинить ее высшей. Тогда сглаживается присущая человеку двойственность и человек доводит себя до более или менее цельного, гармоничного состояния [15, с. 35-46].

В гносеологическом плане, этика является наукой о морали, нравственности, о нравах и жизненных ценностях человека. Она изучает мораль в целом как особую сферу жизнедеятельности человека, ее природу, структуру и роль, ее происхождение и предназначение. Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных ситуациях: на работе, семье и социуме. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества. Сфера деятельности морали широка, но, тем не менее, богатство человеческих отношений можно свести к отношениям: индивида и общества; индивида и

коллектива; коллектива и общества; коллектива и коллектива; человека и человека; человека к самому себе.

Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало этим представлениям объявлялось моральным, противоположное - аморальным. Иными словами, морально то, что по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов, то, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления менялись от века к веку и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер [3, с.

7].

Основной каркас понятий, который «складывает» эту науку можно проследить в следующем виде: 1). Моральное сознание - есть субъективная сторона морали, выражающаяся через систему нравственных чувств, переживаний, представлений, взглядов, понятий и принципов. Различаются две стороны в моральном сознании: а) как отражения нравственной деятельности, как выражение сущего, того, что реально существует в поведении людей и б) как определение должного, того, что должно быть, как должны поступать люди. Моральное сознание представляет собой осознание нравственных норм, которые существуют в отношениях между людьми и отражаются в общественном мнении. 2). Моральная деятельность - важнейший компонент морали, проявляющийся в поступках. Поступок, или совокупность поступков, характеризующие поведение личности, дает представление о ее подлинной моральности. Таким образом, деятельность и реализация моральных принципов и норм дают личности право на признание у нее подлинной моральной культуры. 3). Моральные (нравственные) отношения - система взаимосвязей между людьми, основанная на реализации нравственных норм, определении моральных мотивов поведения. Нравственные отношения представляют собой диалектику субъективного (побуждения, интересы, желания) и объективного (нормы, идеалы, нравы) с которыми приходится считаться [8, с. 12-16]. Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем моральные права. Нравственные отношения взаимосвязаны с моральным сознанием и с нравственной деятельностью.

Следовательно, этика и описывает мораль, и объясняет ее, и учит морали, разъясняет то, как следует выполнять нравственные нормативы поведения, выделяя специфику этих нормативов. Этика видит свои задачи не только в том, чтобы объяснить мораль, но и в том, чтобы предложить обществу более совершенную нормативность и модель поведения. Этика включает как учение о морально-сущем, о реально существующей нормативности, так и учение о морально-должном, о том, как люди должны вести себя в обществе, как они должны определять свои нравственные цели, потребности и интересы.

Задача морали, особенно в современных условиях, состоит в том, чтобы дать определенное духовное направление человеческому бытию в соответствии с идеалами гуманности и нравственности. Назначение морали состоит в установлении согласия между людьми, устранении их вражды и непонимания, определении гармонии межличностных отношений как условий подлинного гуманизма, выражении права людей на достойную и счастливую жизнь [11, с. 23-28]. Главным стимулом для этого должно стать осознание того, что духовное выше материального, нравственные обязанности выше стремления к вещному благополучию. В этом плане этика ценна тем, что помогает сойти с дороги зла и встать на путь добра. Столь радикальное жизненно -трансформирующее действие обычно предваряется напряженной работой морального сознания, направленной на тотальную перестройку детерминанты ценностной приоритетности, когда сбрасываются с пьедестала кумиры зла и возводятся на него образцы духовно возвышающей добродетельности. В этике сейчас уделяется большое внимание подобным глубинным переворотам в моральном сознании, переходам от добра ко злу или наоборот от зла к добру. Особенно важен для формирования морально гармоничной личности последний вариант. Также ретушируется фактор относительной быстроты и резкости подобных пертурбаций, что обусловливается усилением динамичности и валотильности современной жизни, и обсуждается проблема более широкого использования в этической концептуалистике категории «духовность», объясняющую, нынешние этико-категориальные связки, характеризующие особые нюансировки в деятельности внутреннего мира современного человека.

Как отмечает А. В. Маринченко, когда внутренний мир соприкасается с духом добра, он становится одухотворенным. Понятие «одухотворенность» указывает на то, что идет процесс насыщения внутреннего мира добром, но, в силу неких причин, он пока имеет кратковременный или нестабильный характер. Однако, когда одухотворенность базируется на стабильном контакте с добром происходит пронизывание им через внутренний мир всей самости человека, то здесь уже создаются предпосылки для такой диспозиции, которая определяется другим понятием. Получается, что все естество человека охвачено добром, побуждающим его осуществлять высокодуховную моральную деятельность, позитивный ценностный выбор[7, с. 104]. При этом в сфере нравственности у него образуется крепкоспаенный гармоничный морально-духовный этический альянс, который обозначается категорией «духовно-нравственный стержень самости», являющейся завершающим звеном в следующей категориальной цепочке: «внутренний мир человека» - «духовные эманации добра» - «одухотворенность» - «духовность как высшая моральность» - «духовно-нравственный стержень самости».

Этике предстоит преодолеть барьер неопределенности и неоднозначности в понимании сути содержания категории «духовность», установившихся в силу ее сложности. На данный нюанс указывает П. Тейяр де Шарден, когда пишет: «Нет более привычного для нас понятия, чем духовная

энергия. Но нет также и более неясного с научной точки зрения» [12, с. 36]. Далее, например, Б. В. Раушенбах приводит аргумент в плане разъяснения причины, порождающей подобное положение дел. Он считает, что духовность «это не понятие рациональной логики, поэтому подчас бывает трудно, а иногда и невозможно осуществить его смысловую регуляцию» [9, с. 23]. О проблемах, возникающих при использовании в этическом дискурсе понятия «духовность» напоминает и Л. П. Буева, которая считает, что они состоят в длительном использовании этого понятия в религии и идеалистически ориентированной философии, притом, что в других философских традициях оно не употребляется из-за своей, как считают представители этих школ, «неоперациональности». В последние же годы это понятие переходит в разряд востребованных в самых разных исследовательских ответвлениях философии и этики, для формирования концепций «духовного возрождения России», «духовного мира человека», «духовного потенциала морального сознания», «духовной культуры и ее видов» и т.п. Поэтому требуется всестороннее рассмотрение духовности и различных ее проявлений, несмотря на то, что ее определение пока остается дискуссионным [4, с. 3]. Эти редукции содействуют развитию этико-философской парадигмальности в направлении исследований, касающихся категориальной специфики духовности. Важным моментом выхода на суть темы здесь является вычленение предназначения духовности в контексте трансформации внутреннего мира человека, для выполнения им задач по моральной самореализации личности через активацию потенциала заложенного в его духовно-нравственной природе.

Формулирование исходного позиционирования духовности правильно будет предварить высказыванием В. Г. Белинского такого рода: «Что составляет в человеке его высшую, благороднейшую действительность? -Конечно то, что мы называем его духовностью» [1, с. 30]. Оценка духовности как самого высшего, что есть в человеке, проистекает из анализа тех возможностей, которые она предоставляет человеку и из признания того факта, что никакой другой источник их предоставить не может. Что же конкретно дает духовность человеку: на этот счет имеются позиции более ранних и современных философов, высказывающих, несмотря на разделяющие их исторические, социальные и мировоззренческие границы, сходные мнения. Так, С. Л. Франк утверждает, что духовность или духовная реальность, как он ее называет, помогает перевести в наличное существование тайну человеческой души, которая заключается в «ее способности возвышаться над самой, быть по ту сторону самой себя - по ту сторону всякого фактического своего состояния и даже своей фактической общей природы» [14, с. 411-414]. Л. И. Трофимова, в этой связи, развивает идею о духовности как о внутреннем моральном напряжении, этической интенции субъекта, благодаря которой опять же обеспечивается его выход за пределы эгоизма и своекорыстия как средства возвышения человека над самим собой через мотивированное включение в социальную жизнь, приобщение к идеалам и смыслам, укорененным в культуре [13, с. 4-5].

Вместе с тем уточняется ответ на вопрос о соотношении духовности и нравственности, степени их категориальной сродненности. Т. В. Пермякова отмечает, что в русском языке слово нравственный означает имеющий отношение к духовному и выражает гармонию личностного начала в человеке, согласованность его мыслей, действий и поступков. Это идет от толкования В. Даля, считающего, что нравственный - значит духовный, т.е. противоположный телесному, плотскому; духовный нрав - одна половина свойств духа человека; ум и нрав слитно образуют дух (душу в высшем значении); согласованный союз нрава и ума, сердца и думки, образуют стройность, совершенство духа, раздор этих начал ведет к его упадку [10, с. 30]. Некоторые считают, что столь явное и тесное взаимодействие духовности и нравственности ведет к возникновению их единой контекстности. «Основные «несущие конструкции» духовности, - пишет Ю. М. Щукин, - истина, добро и красота как высшие и абсолютные ценности всечеловеческой культуры» [16, с. 210]. И, все же многие философы твердо настаивают на необходимости разделять их смысловую канву. В этом плане Н. В. Леснова подчеркивает, что «говоря о духовно-нравственном в человеке, нужно четко понимать, чем духовность отличается от нравственности и отчего нравственность является выражением духовности. Нравственность - это этический ответ человека на современные условия жизни... Нравственность проявляет себя в виде внешней деятельности и опирается на духовность. Для человека быть только нравственным мало. Многие добрые поступки и дела внешне могут быть оценены как весьма нравственные и этические. Однако нередко еще совсем юный человек внешне все делает правильно, а внутри исполнен гордости и тщеславия. Вопрос в том, как обеспечить гармонию между формой и содержанием жизни человека» [6, с. 164]. Отсюда видно, что в этико-философских исследованиях, несмотря на тактическое несовпадение взглядов авторов, в плане стратегического выстраивания тематического анализа, обнаруживается согласие в том аспекте, что духовно-нравственная природа инициирует процесс и определяет результат преобразования человеком самого себя, который осуществляется для преодоления недостатков характера и расширения сектора ответственности и долга внутри себя.

Подводя итог всему вышеизложенному, следует отметить: категориальный аппарат философской этики объединяет сегодня в себе как древние понятия, восходящие еще к Платону и Аристотелю, но доказавшие свою непреходящую значимость и функциональность и в нынешних условиях развития этики, так и новые, формулируемые на основе более углубленных исследований внутреннего мира человека вообще и духовно-нравственного стержня самости в частности. Проблема противостояния как внутри каждой личности, так и в обществе эманаций добра и зла, духовности и бездуховности, с выявлением условий противостояния негативу, активизирует этическую науку и расширяет горизонты ее исследовательских возможностей.

Литература

1. Белинский В. Г. Избранные философские сочинения. В 2 т. Т. 2. М. : ОГИЗ, 1948. 594 с.

2. Гусейнов А. А. Этика Аристотеля. М.: Знание, 1984. 64 с. (Этика, №

9).

3. Гордова Э. Е. Философское исследование этических отношений в бизнесе: монография. Новомосковск : ИЦ Новомосковский ин-та (филиала) РХТУ, 2011. 176 с.

4. Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 3-40.

5. Кузьменко Г. Н. Этика : учеб. пособие. М. : ИНФРА : Весь Мир, 2002. 144 с.

6. Леснова Н. В. Духовно-нравственная сторона восприятия музыки // Духовно-нравственный мир современного российского общества: проблемы формирования и защиты : сб. статей [по материалам Всероссийской научно-практической конференции, 16 марта 2009 г., Волгоград] / отв. ред. А. А. Огарков [и др.]. М., 2009. С. 158-175.

7. Маринченко А. В. Духовность и российский менталитет // Духовно-нравственный мир современного российского общества: проблемы формирования и защиты : сб. статей [по материалам Всероссийской научно-практической конференции, 16 марта 2009 г., Волгоград] / отв. ред. А. А. Огарков [и др.]. М., 2009. С. 101-112.

8. Матюшин Г. Г. Этика. Конспекты лекций. М. : Изд-во МГОПУ, 1998. 144 с.

9. О человеческом в человеке / под общ. ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. 384 с.

10. Пермякова Т. В. Нравственные основания здоровья личности // Духовно-нравственный мир современного российского общества: проблемы формирования и защиты : сб. статей [по материалам Всероссийской научно-практической конференции, 16 марта 2009 г., Волгоград] / отв. ред. А. А. Огарков [и др.]. М., 2009. С. 27-36.

11. Росенко М. Н. [и др.] Основы этических знаний. СПб. : Лань, 1998.

256 с.

12. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М. : Устойчивый мир, 2001.

232 с.

13. Трофимова Л. И. Духовность в бытии человека : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01. Иваново, 2008. 22 с.

14. Франкл В. Человек в поисках смысла : пер с англ. и нем. М. : Прогресс, 1990. 368 с.

15. Хвостов В. М. Этика человеческого достоинства. М.: Совершенство, 1998. 176 с.

16. Щукин Ю. М. Сущность духовности, ее светский и религиозный варианты // Россия на пути к демократии и устойчивому развитию: характер

общества и его способность к модернизации : материалы междунар. науч. конф., 1-3 апреля 2003 года. Тула, 2003. С. 208-212.

17. Этика : учебник / под общ. ред. А. А. Гусейнова и Е. Л. Дубко. М.: Гардарики, 1999. 496 с.

References

1. Belinsky V. G. Izbrannyye filosofskiye sochineniya [Selected philosophical writings]. In 2 vols. Vol. 2. Moscow: OGIZ, 1948. 594 p.

2. Guseynov A. А. Etika Aristotelya [Ethics of Aristotle]. Moscow: Znaniye, 1984. 64 p. (Etika, No. 9).

3. Gordova E. E. Filosofskoye issledovaniye eticheskikh otnosheniy v biznese [Philosophical study of the ethical relations in business]: monograph. Novomoskovsk: ITs Novomoskovskiy in-ta (filiala) RKhTU, 2011. 176 p.

4. Dukhovnost', khudozhestvennoye tvorchestvo, nravstvennost' (materialy «kruglogo stola») [Spirituality, artistic creativity, morality ("round table" materials)] // Voprosy filosofii. 1996. No. 2. P. 3-40.

5. Kuz'menko G. N. Etika [Ethics]: tutorial. Moscow: INFRA: Ves' Mir, 2002. 144 p.

6. Lesnova N. V. Dukhovno-nravstvennaya storona vospriyatiya muzyki [The spiritual and moral side of music perception] // Dukhovno-nravstvennyy mir sovremennogo rossiyskogo obshchestva: problemy formirovaniya i zashchity [Spiritual and moral world of modern Russian society: problems of formation and protection]: collection of articles [on the materials of the all-Russian scientific-practical conference, March 16, 2009, Volgograd] / resp. ed. A. А. Ogarkov [et al]. Moscow, 2009. P. 158-175.

7. Marinchenko A. V. Dukhovnost' i rossiyskiy mentalitet [Spirituality and the Russian mentality] // Dukhovno-nravstvennyy mir sovremennogo rossiyskogo obshchestva: [Spiritual and moral world of modern Russian society: problems of formation and protection]: collection of articles [on the materials of the all-Russian scientific-practical conference, March 16, 2009, Volgograd] / resp. ed. A. А. Ogarkov [et al]. Moscow, 2009. P. 101-112.

8. Matyushin G. G. Etika [Ethics]. Lecture notes. Moscow: Publ MGOPU, 1998. 144 p.

9. O chelovecheskom v cheloveke [On human in person] / ed. by I. T. Frolov. Moscow: Politizdat, 1991. 384 p.

10. Permyakova T. V. Nravstvennyye osnovaniya zdorov'ya lichnosti [Moral Foundations of Personal Health] // Dukhovno-nravstvennyy mir sovremennogo rossiyskogo obshchestva: problemy formirovaniya i zashchity [Spiritual and moral world of modern Russian society: problems of formation and protection]: collection of articles [on the materials of the all-Russian scientific-practical conference, March 16, 2009, Volgograd] / resp. ed. A. А. Ogarkov [et al]. Moscow, 2009. P. 27-36.

11. Rosenko M. N. [et al.] Osnovy eticheskikh znaniy [Fundamentals of ethical knowledge]. Saint Petersburg: Lan', 1998. 256 p.

12. Teilhard de Chardin P. Fenomen cheloveka [The phenomenon of man]. Moscow: Ustoychivyy mir, 2001. 232 p.

13. Trofimova L. I. Dukhovnost' v bytii cheloveka [Spirituality in human being]: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk [Abstract of Cand. Thes. ... Cand. Philos. Sciences]: 09.00.01. Ivanovo, 2008. 22 p.

14. Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla [Man's Search for Meaning]. translated from English and German. Moscow: Progress, 1990. 368 p.

15. Khvostov V. M. Etika chelovecheskogo dostoinstva [Ethics of human dignity]. Moscow: Sovershenstvo, 1998. 176 p.

16. Shchukin Yu. M. Sushchnost' dukhovnosti, yeye svetskiy i religioznyy varianty [The essence of spirituality, its secular and religious options] // Rossiya na puti k demokratii i ustoychivomu razvitiyu: kharakter obshchestva i yego sposobnost' k modernizatsii [Russia on the way to democracy and sustainable development: character of society and its ability to modernize]: Proceedings of the internat. scient. conf., April 1-3, 2003. Tula, 2003. P. 208-212.

17. Etika: uchebnik [Ethics: the textbook / under the general editorship of А. Guseynov and E. L. Dubko. Moscow: Gardariki, 1999. 496 p.

Статья поступила в редакцию 22.08.2018 Статья допущена к публикации 30.11.2018

The article was received by the editorial staff22.08.2018 The article is approved for publication 30.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.