Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ'

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
356
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ ЖИЗНИ / ЧЕЛОВЕК / БЫТИЕ / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / ФИЛОСОФИЯ / MEANING OF LIFE / MAN / BEING / LIFE PATH / PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Спицына Д.С.

В данной статье рассматриваются вопрос философского обоснования смысла жизни и точки зрения философов и мыслителей разных эпох касательно данного вопроса. Кроме того, в статье показано, в чем необходимость поиска истинного смысла существования каждого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY: THE PROBLEM OF THE MEANING OF LIFE

In this article the issue of the philosophical substantiation of the meaning of life is considered, the points of view of philosophers and thinkers of different epochs are given regarding this issue. In addition, the article show the need to search for the true meaning of the existence of each person.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ»

человека. Только через изучение бессознательного можно познать себя, решить многие свои проблемы.

Использованные источники:

1. К. Юнг «Об архетипах коллективного бессознательного», Москва, 1991

2. Э.Фромм «Иметь или быть», изд. «АСТ», Москва, 1998

3. З. Фрейд «Я и оно» Избранное, Москва, 2000

4. А. Адлер « Практика и теория индивидуальной психологии», изд. «Академический проект», Москва, 2001

5. Э. Фромм «Бегство от свободы», изд. ИЗИДА, Москва, 2004

6. А.Н. Бойко «Проблема бессознательного в философии и конкретных науках», изд. «Высшая школа», 2008

УДК 091

Спицына Д.С. студент 2 курса 7 группы лечебный факультет ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России научный руководитель: Кузнецова М.Н.

Россия, г. Саратов

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ

Аннотация: в данной статье рассматриваются вопрос философского обоснования смысла жизни и точки зрения философов и мыслителей разных эпох касательно данного вопроса. Кроме того, в статье показано, в чем необходимость поиска истинного смысла существования каждого человека.

Ключевые слова: смысл жизни, человек, бытие, жизненный путь, философия.

Spitsyna D.S.

2nd year student of the 7th group of the Faculty of Medicine FGBOU V Saratov State Medical University of Ministry of Health of

Russia Russia, Saratov Supervisor: Kuznetsova M.N. PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY: THE PROBLEM OF THE

MEANING OF LIFE. Annotation: in this article the issue of the philosophical substantiation of the meaning of life is considered, the points of view of philosophers and thinkers of different epochs are given regarding this issue. In addition, the article show the need to search for the true meaning of the existence of each person.

Key words: the meaning of life, man, being, life path, philosophy.

С незапамятных времен человек пытался понять сущность своего бытия, для чего он пришел в этот мир, для чего он живет в этом мире, каково

его предназначение на земле.

Смысл жизни имеет огромное значение для развития и формирования духовного и нравственного облика личности. От выбранного жизненного пути очень часто зависит жизнь не только одного конкретного человека, но и окружающего его общества, ибо каждый несет ответственность за свою судьбу и судьбы других людей.

Человек не в силах жить без цели или мечты. Он постоянно находится в состоянии поиска чего-то достойного и уникального, благодаря чему его жизнь приобретет значимость и полезность. Для этого человек сам должен определить цель своего бытия, найти свое предназначение в зависимости от своих способностей, делая собственное существование максимально нужным и плодотворным.

Смысл жизни - осознание индивидом основного содержания своей жизнедеятельности, как прошлой и настоящей, так и будущей, которое определяет его место и значение в жизни общества и придает человеку уверенность в том, что его индивидуальная жизнь нужна и ему самому, и окружающим, и обществу. Основой смысла жизни является «жизненно важная, эмоционально приемлемая цель, которая не только объективно целесообразна, но и субъективно утверждена, лично приемлема и признана в качестве таковой».

Смысл жизни есть устойчивый намеченный план на будущее, который направляет человека, побуждая его действовать и идти вперед, несмотря на всевозможные мимолетные трудности.

Проблема смысла жизни проходит через всю историю мировой философии.

Согласно древнеиндийской философии смысл жизни человека состоит в постижении брахмана (создателя всех людей и вещей) и соединение с ним. Нужно отринуть желания телесной оболочки, приобщиться к знаниям и усердствовать в своем нравственном совершенствовании. Это необходимые условия для освобождения от кармы и достижения нирваны Иными словами, проблема смысла жизни в философии Древней Индии - понимание добра и зла и выбор между ними. Добро - все, что способствует постижению брахмана, а зло - все, что препятствует этому.

По мнению представителей конфуцианства, смысл жизни есть любовь к близким, к семье. Каждый человек обязан заботиться, любить и уважать родителей и старших, воспитывать своих детей в мире и согласии. Человек рожден, чтобы любить. Также смысл жизни заключен в саморазвитии. Человек, стоящий на одном и том же месте, не развивается, не видит ценности своей жизни и предназначения. Лишь благодаря образованию и развитию разума и духовности он может найти место в жизни.

В древнегреческой философии вопрос о природе человека, его происхождении и месте в мире занимал значительное место. Для Сократа смысл жизни человека заключается в философствовании, в постоянном самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. В своем учении

Платон утверждал, что человеческая душа состоит из трех частей: первая из них выражает идеально - разумную способность, вторая - вожделяюще-волевую, третья - инстинктивно-аффектную. В зависимости от того, какая из этих частей берет верх, зависит судьба человека, направленность его деятельности, смысл его жизни. Эпикур считал, что смысл жизни - это высшее благо для человека, это достижение блаженства и наслаждения. И высшая форма блаженства - состояние полного душевного покоя и отрешенности от всех проблем этого мира.

Для средневекового сознания смысл жизни человека заключается в трех словах: жить, умереть и быть судимым. Каких бы высот человек ни достиг, перед Богом он предстанет нагим. Поэтому необходимо заботиться о спасении души, а не о мирской суете. Спасение дарит человеку не Бог, оно достигается людскими страданиями.

Совсем по-другому звучит проблема смысла жизни в философии эпохи Возрождения. А. Данте в своем произведении «Божественная комедия» устремляет взор человека навстречу новому и неизведанному. Т. Мор считал, что смысл человеческой жизни есть стремление преобразить общество путем различных социальных преобразований и, как результат -достигнуть всеобщего счастья. Б.Спиноза утверждал: "истинное счастье и блаженство человека состоит только в мудрости и познании истины".

И. Кант говорил, что смысл жизни человека состоит в развитии его духовных и телесных сил, в общении с чем-то удивительным и прекрасным. И именно эти факторы способствуют формированию «культуры морального чувства». Как и Кант, Г. Гегель видел цель бытия человека в саморазвитии, самопознании некоего мирового духа, абсолютной идеи.

Немецкий философ А. Шопенгауэр высказал пессимистические суждения касательно вопроса о смысле жизни человека. По его мнению, жизнь есть страдание. Счастье не может быть целью человеческой жизни, оно недостижимо. Человеку приходится вести постоянную борьбу с природой, обществом и окружающими его людьми. Жизнь индивида проходит в непрекращающейся борьбе за самое существование, на каждом шагу ему угрожает гибель. Самое счастливое мгновение человека — когда он засыпает, самое несчастное — его пробуждение. Человеческая жизнь имеет трагический смысл: человек рождается в муках, вырастает, в страхе проводит свои дни, трудится в поте лица и заканчивает свою жизнь, испытав много горя и разочарований, чтобы, в конце концов, предстать перед лицом смерти, на которую он был обречен с самой первой минуты своего существования.

Согласно марксистской точке зрения, бытие человека определяется рядом социальных предпосылок: человек - активная сила, ускоряющая или замедляющая социальное развитие. Единство противоположностей личного и общественного, их мера, изменяющаяся на разных этапах истории и в разных общественно-экономических формациях, определяет ценность и смысл человеческой жизни. Подлинный смысл жизни, «тайна бытия»

человека - содействие разрешению назревших задач общественного развития, в созидательном труде, в ходе которого формируются предпосылки для всестороннего развития личности. Лишь такая форма жизнедеятельности человека, по мнению марксизма, обладает объективной ценностью и смыслом.

Представители русской философии XX столетия указывали на бессмысленность поиска цели существования только в

рамках биологической жизни человека.

Е.Н. Трубецкой предложил такую точку зрения: вся человеческая жизнь - стремление к цели. Эта цель от начала и до конца представлена в виде последовательности задач, причем одни подчинены другим и служат в качестве средств для достижения конечной цели. Каждый человек осознанно или подсознательно ставит перед собой такую цель, ради которой стоит бороться и жить, и никакие неудачи и трудности не в силах сдержать людской род в поиске своей судьбы.

По мысли Н.Ф. Федорова, у человечества должна быть вдохновляющая глобальная идея. Человек живет не для себя. У него в помыслах заложена благородная цель — вернуть предков. Это есть «всеобщее дело», смысл жизни каждого человека.

С.Л. Франк, рассуждая над этой темой, акцентирует внимание на том, что жизнь должна быть служением высшему и абсолютному благу. Для того, чтобы жизнь имела смысл, необходимы существование Бога и наша собственная причастность к нему.

По мнению Н.А. Бердяева, жизнь должна быть благом и ценностью. Жизнь в этом мире имеет смысл именно потому, что есть смерть, жизнь благородна благодаря существованию смерти. Если бы в мире не было смерти, то жизнь лишилась бы смысла. Жизнь, по мнению Бердяева, благородна только потому, что в ней есть смерть, есть конец, свидетельствующий о том, что человек предназначен к другой, высшей, жизни.

Таким образом, на протяжении многих веков в философии сложились основные концепции смысла жизни:

Гедонизм - жизнь есть наслаждение, представляющее собой высший смысл бытия человека, который должен стремиться к удовлетворению собственного наслаждения, независимо от ситуации.

Эвдемонизм - смыслом человеческой жизни является стремление к счастью, олицетворяющему подлинное предназначение человек на земле. И это счастье есть безмятежность духа, отсутствие страха перед страданием и смертью, добродетельная жизнь и развитие способностей и личности человека.

Аскетизм - цель жизни находится за пределами мирского существования человека. Цель бытия - достижение «Царствия Небесного», подлинного и совершенного идеала. И постичь его человеческий род может лишь через праведную жизнь на земле во имя любви и веры в Бога.

Концепция долга - жизнь - это самопожертвование и служение во имя высшей цели и идеала, отречение от личного в пользу общественного. Человек обязан поступать так, как ему велит долг, согласно принципам, установленным в обществе ради всеобщего блага.

Утилитаризм - смысл жизни состоит в умении извлекать пользу из всего, включая человека. Главное - точный расчет.

Прагматизм - смысл жизни в достижении максимального успеха любой ценой. Критерий любых практических действий - выгода. Кредо прагматизма - «Цель оправдывает средства».

Жизненный путь у каждого свой. Невозможно построить свою жизнь по чужому сценарию. Каждый человек должен сам осознать и определить смысл жизни. Он строится из убеждений, принципов и целей отдельного индивида и служит толчком для его жизнедеятельности, независимо от мировоззрения. Тот, кто отыскал правильную цель своей жизни и прожил в соответствии с ее установками, умирая физически, остается жить в делах общества, в людях, в идеях, которые он оставил потомкам. Такой человек приобретает бессмертие нравственное, и смерть для него - всего лишь продолжение жизни.

Использованные источники:

1. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989.

2. Франкл В. Человек в поисках смысла. Москва: Прогресс, 1990.

3. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. Москва: Республика, 2000.

4. Мачехин А. Е. В поисках смысла. Мудрость тысячелетий. Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

5. Гусев Д. А., Манекин Р. В., Рябов П. В. История философии. Москва: Эксмо, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.