Научная статья на тему 'Философия здоровья: историко-культурный и предметный анализ'

Философия здоровья: историко-культурный и предметный анализ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
304
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ТЕЛО / СОМАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МЕДИКАЛИЗАЦИЯ / ВИТАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ / СЕЛФ-ТРЕКИНГ / ВЕЛНЕС / HEALTH / BODY / SOMATIC CULTURE / MEDICALIZATION / VITALIZATION OF VALUES / SELF-TRACKING / WELLNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шипулина Варвара Владимировна, Брыкина Валентина Анатольевна

В статье исследуются различные способы интерпретации концептов «здоровье», «здоровый образ жизни» в различных областях научного знания философии, культурологии, социологии, антропологии и др. Проводится компаративный анализ историко-культурных образов здоровья и его критериев в соотношении с пониманием и статусом тела человека в аксиологических парадигмах различных этапов культурной истории человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY OF HEALTH: HISTORICAL AND CULTURAL AND SUBSTANTIVE ANALYSIS

The article investigates various ways of interpreting the concepts of «health», «healthy lifestyle» in various fields of scientific knowledge philosophy, cultural studies, sociology, anthropology, etc. Conducts a comparative analysis of historical and cultural images of health and its criteria in relation to the understanding and status of the human body in axiological paradigms of different stages of cultural history of mankind.

Текст научной работы на тему «Философия здоровья: историко-культурный и предметный анализ»

ФИЛОСОФИЯ ЗДОРОВЬЯ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ И ПРЕДМЕТНЫЙ АНАЛИЗ

PHILOSOPHY OF HEALTH: HISTORICAL AND CULTURAL AND SUBSTANTIVE ANALYSIS

Шипулина Варвара Владимировна

студент

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Shipuiina Varvara Vladimirovna

student

Volgograd state socio-pedagogicai University

Volgograd, Russia

Брыкина Валентина Анатольевна

ассистент

кафедра физической культуры/

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Brykina Valentina Anatoiyevna

assistant

Department of physical culture Volgograd state socio-pedagogicai University

Volgograd, Russia

Аннотация. В статье исследуются различны^/е способы/ интерпретации концептов «здоровье», «здоровы^/й образ жизни» в различных областях научного знания - философии, культурологии, социологии, антропологии и др. Проводится компаративный анализ историко-кулытурны^х образов здоровья и его критериев в соотношении с пониманием и статусом тела человека в аксиологических парадигмах различных этапов культурной истории человечества.

Abstract. The article investigates various ways of interpreting the concepts of «health», «healthy lifestyle» in various fields of scientific knowledge - philosophy, cultural studies, sociology, anthropology, etc. Conducts a comparative analysis of historical and cultural images of health and its criteria in relation to the understanding and status of the human body in axiological paradigms of different stages of cultural history of mankind.

Ключевые слова: здоровье, тело, соматическая культура, медикализация, витализация ценностей, селф-трекинг, велнес.

Keywords: health, body, somatic culture, medicalization, vitalization of values, self-tracking, wellness.

Одним из существенных признаков современной постмодернистской культуры и ее специфической характеристикой является тотальная витализация ценностей, смещающая аксиологические основания общественного сознания в сторону соматизации, медикализации, валеологии, здоровьесберегающих, пищевых, косметических технологий, то есть в сторону понимания сущности

36/131

человека и человеческого как овеществленно-телесного. Современный философ Г. Тульчинский констатирует «общую телесно-визуалистскую ориентацию культуры конца века (20-го века - Прим. авторов), выражающуюся в потребительстве (консьюмеризме), культе здоровья, сексуальной акцентуации, процветающей порноиндустрии, формировании и продвижении привлекательных имиджей в рекламе, политике, искусстве, даже религии и науке, роли новой образности в виртуальной реальности информационных технологий» [6, с. 404]. Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет в начале 20 века пишет статью «Дегуманизация искусства», где с горечью констатирует интерес художника к человеческой личности, его духовному содержанию и смещение его интереса к человеку как некоему неодушевленному объекту или даже просто материалу; человеческое тело перестаёт для художника быть целью — живым, индивидуальным, выражающим уникальную личность, а выступает бездушным объектом или даже материалом, сырьём для искусства, а, точнее, произвола его создателей. Современная экономика, социально-политическая жизнь, средства массовой информации также всерьез ориентированы на постоянное продуцирование образов тела.

В таком сложившемся в 20-21 вв. соматическом контексте понимания сущности человека одним из устойчивых концептов и феноменов становятся «здоровье» и «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни можно определить как образ и стиль жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Это определенный способ организации жизнедеятельности, совокупность и распорядок конкретных действий, направленных на укрепление здоровья, повышение качества жизни, совершенствование физических и эстетических характеристик тела, его продуктивности и эффективности как инструмента личности по достижению значимых жизненных целей.

В различных областях научного знания понятие и феномен «здоровый образ жизни» приобретают специфическое значение. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом на уровне безопасности жизнедеятельности людей, физической репродукции населения, трудоспособности граждан и др. В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения соматического сознания, психологии человека, его мотивации к здоровому образу жизни. Имеются и другие точки зрения, например, медико-биологическая, связанная с оптимизацией системы здравоохранения и поиском конкретных механизмов диагности и лечения, то есть достижения здоровья как телесной данности, реальности в существовании человека. Резкой грани между этими предметными подходами нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление и совершенствование здоровья индивидуума.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия

и /" и и /" и V/ ■

в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности, в самовыражении и самоутверждении в творческих практиках и социальных проектах. Актуальность здорового образа жизни

в настоящее время вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Если проследить понимание здоровья и здорового образа жизни в историко-культурном аспекте, то можно обнаружить неразрывную связь и взаимодетерминированность этих феноменов с ценностной иерархией конкретных эпох, с их антропологическим идеалом, статусом тела и телесности, с эстетическими, религиозными, моральными, социально-политическими явлениями и фактами, обладающими для этого времени чрезвычайной значимостью [1, с. 16].

В античную эпоху о сути здоровья и его противоположности сформировались следующие концепции: реалистические (стихийно-материалистические), онтологические, анимические и божественные (демонические). Реалистические концепции причины заболеваний искали в природных факторах. В рамках онтологических представлений болезнь считалась внешним и враждебным человеку конкретным материальным живым существом, которое проникает, внедряется в тело человека извне и тем самым вызывает болезненное состояние. Суть анимических воззрений на происходящие заболевания состоит в представлении о духах, заселяющихся в тело больного, и связанных с этим способах исцеления. Идея божественного (демонического) происхождения болезней рассматривала их как следствие гнева богов, результат злых духов. Следовательно, излечение от болезней зависело лишь от сверхъестественных сил; отсюда распространение амулетов, заклинаний и заговоров, предохраняющих от злых сил, вера в действенность мистерий и других ритуалов при излечении и выздоровлении.

В Древней Индии о здоровье и болезни размышляли представители школы веданты. «Веданта» означает «окончание Вед», а «Веды» (конец II - начало I тыс. до н. э.) — сборник гимнов на религиозные темы. Основателем школы веданты считается древнеиндийский мыслитель Бадараяна, составитель «Брама-сутры». Он и представители других философских школ заметили, что здоровье зависит от образа жизни человека. В Древней Индии здоровье считалось результатом нормального состояния трех начал организма: воздушного, слизи и желчи. Три органических начала связывались с системами организма: рлунг (нервная), мкрихс и бадкан (гуморальная).

В Древнем Китае организм уподобляли миру в миниатюре, а все процессы в нем - взаимоотношению пяти первоэлементов: огня, земли, воды, дерева и металла. В организме, как и во внешнем мире, предполагалась борьба двух полярных сил: Инь (женское) и Ян (мужское), здоровье и болезнь определялись их соотношением. Возникла чжень-цзю терапия - иглоукалывание и прижигание активных точек, которые облегчают передвижение особой жизненной энергии в организме и тем самым устраняют причину заболевания.

В ассиро-вавилонской медицине считали, что здоровье и болезнь зависят от злых и добрых духов, богов и дьяволов и могут направляться в своем течении влиянием небесных светил.

В Древнем Египте существовали представления о четырех основных элементах мира: воде, земле, огне и воздухе. В связи с этим возникли зачатки гуморального учения о четырех основных соках, носителях этих элементов,

составляющих человеческий организм и определяющих его здоровье и болезнь. Было создано учение о пневме - особом содержащемся в воздухе невидимом и невесомом веществе, при вдохе поступающем в легкие, оттуда проникающем в сердце и далее по артериям расходящемся по всему телу.

В античной греко-римской философии в размышлениях о здоровье и болезнях человека, сформулировано большое количество жизненных правил и полезных истин, касающихся практик здорового образа жизни. Здоровье также рассматривалось как значимый атрибут человеческого существования. Согласно воззрениям Демокрита, каждый человек сможет прожить счастливую жизнь, если будет жить соответственно своей природе, соблюдая при помощи мудрости чувство меры, стремясь к справедливости и принимая на себя ответственность за свои поступки. Аристотель называл физическое здоровье в числе условий счастья, наряду с нравственным и интеллектуальным совершенствованием, материальными благами (богатством), активной гражданской позицией и дружбой. Стоики проповедовали терпение в преодолении или игнорировании болезни как необходимости, на которую человек не всегда в состоянии существенным образом влиять своими усилиями.

В философских воззрениях на здоровье в Новое время впервые появилась идея о здоровье как ценности, причем не только в индивидуальном измерении, но и в социальном плане. Так Томас Мор считал, что прекрасное общественное здоровье является прямым следствием идеально организованного общества и замечательных условий жизни. Он рассматривал здоровье как великое удовольствие, основание и опору всего, что могут дать спокойные и желанные условия жизни. Французский философ Монтень считал здоровье одной из важнейших индивидуальных ценностей, утверждая, что здоровье - это драгоценность, и притом единственная, ради которой стоит не пожалеть времени и сил. Бэкон, продолжая и развивая тему здоровья как индивидуальной ценности, писал о том, что собственные наблюдения человека за тем, что ему хорошо, а что вредно, есть самая лучшая медицина для сохранения здоровья. Один из рецептов долгой жизни - это пребывание в свободном и жизнерадостном настроении, избегании зависти, тревожных страхов, затаенного гнева, тонкого и путаного самоанализа, чрезмерных радостей и волнений. Он высказывал удивление по поводу того, что, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, мы пренебрегаем породой человеческой.

Современный этап развития философии здоровья характеризуется поиском новых жизненных стилей и стратегий в организации человеком своей жизни в соответствии с нынешними условиями и обстоятельствами, порожденными перенаселенностью и истощением ресурсов планеты, урбанизацией, техническим прогрессом и его результатами, достижениями науки, связанной с жизнью и здоровьем человека, с новыми интерпретациями религиозных и философских учений древности, с наступлением и распространением массовой культуры, формированием информационного общества, тотальной цифровизацией и дигитальной революцией.

Одна из таких новых стратегий здорового образа жизни — селф-трекинг как практика квантификации телесности, сложившаяся как ответ на потребность человека не просто улучшить свое самочувствие и производительность, но и увеличить качество жизни в целом. Кстати, этот тренд не так уж и нов. Уже

Бенджамин Франклин отслеживал целых 13 своих персональных качеств, записывал данные в ежедневник, таким образом подталкивая себя к совершенству. Он так и написал в своей автобиографии: «Я был удивлен, обнаружив в себе намного больше негативных качеств, чем я ожидал, но я также был удовлетворен, когда я уменьшал их количество» [4, с. 180]. И главная разница между XVIII веком, в котором жил Бенджамин, и веком XXI конечно же в технологиях. Прогресс не только сделал сбор данных более дешевым и удобным, но также позволил отслеживать такие биометрические параметры, о существовании которых раньше мы даже не знали. Хотите ли вы знать уровень инсулина или кортизола, а может данные о вашей ДНК, или даже то, какие микробы населяют Ваш организм, — всё это можно узнать и измерить. Нам повезло жить в нынешнее время, когда технологии позволяют находить решения, которые раньше были просто недоступны. Сегодня наши открытия ограничены только нашим воображением. Мы уже сейчас можем встроить датчик, собирающий данные не только в телефон, очки, одежду, но даже имплантировать в тело, что существенно расширяет открывающиеся перед нами возможности. Исследователи обнаружили даже, что у людей, которые увлеклись селф-трекингом, заметна в поведении особая приподнятость духа. Они очень похожи на предпринимателей—у них такая же страсть к решению проблем.

В целом и пользователи, и инвесторы видят огромный потенциал решений, позволяющих отслеживать данные о своем здоровье и корректировать свое поведение, чтобы увеличить продолжительность и улучшить качество жизни. Более того, многие называют это революцией в здравоохранении. Вскоре технологии будут диагностировать проблемы намного быстрее и точнее, чем врачи, и более того, они будут прогнозировать их.

Еще одна жизненная стратегия, утверждающаяся в современном обществе -велнес. Английское понятие wellness, которое дословно можно перевести на русский как «хорошее самочувствие», стало самостоятельным термином в 1959 году. Именно тогда американский медик Хальберт Данн пополнил медицинский словарь новым понятием и разработал основные принципы здорового образа жизни: 1) Физические упражнения; 2) Умственная активность; 3) Умение расслабляться; 4) Сбалансированное питание; 5) Красота; 6) Хорошее настроение.

Эта сформулированная специалистами система получила признание у американских врачей, а затем, благодаря многим публикациям, и среди широких кругов общественности. Спустя несколько лет термин, а также система взглядов на здоровый образ жизни и способов его достижения, перекочевала в Европу. В России понятие велнес стало известным в 2000-х годах. Таким образом, воззрение о физическом и ментальном здоровье прочно укоренилось в умах людей 21 века [3, с. 18].

Велнес можно назвать концепцией благополучия человека во всех сферах

I w и и I/ и

его существования: физической, духовной, социальной. Каждый человек желает быть здоровым, жить долго, выглядеть молодо и получать удовольствие от жизни даже в старости. Именно поэтому индустрия здоровья стала одним из самых перспективных трендов в мире, а велнес-клуб - популярным местом.

Проблема сохранения здоровья человека занимает важное место в системе социальных ценностей и приоритетов общества. Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Культура отражает меру осознания и отношения человека к самому себе. В культуре проявляется деятельный способ освоения человеком внешнего и внутреннего мира, его формирования и развития. Культура подразумевает не только определенную систему знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению и укреплению, основанное на нравственных началах. Культура человека, представляя собой всю совокупность небиологических, то есть приобретенных, а не врожденных, черт человека, отличающих его от животных. Самая существенная из них - стремление и способность не приспосабливаться к окружающей природе, как животные, а преобразовывать ее, более того, символически отменять такие проявления нашей биологической природы, как болезнь и смерть. А это и достигается наипродуктивнейшим способом в сфере религии и философии, когда они рефлексируют о возможности вечной жизни (в религиозной форме) или жизни гармоничной, комфортной, лишенной страданий (в философии здоровья). Являясь социальным институтом, обеспечивающим системность и устойчивость общества, культура порождает социально-философский бэкграунд для этого в философских концепциях здорового образа жизни и обоснованиях жизненных стилей и практик, на него направленных.

Литература

1. Быховская И. М. «Homo somatikos»: аксиология человеческого тела. М. : Эдиториал УРСС, 2000. 208 с.

2. Васильева О. С,, Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны/, представления, установки : учеб. пособие для студ. вы/сш. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2001. 352 с.

3. Кляйнеберг М. Болезнь и здоровье в эпоху велнеса, селф-трекинга и самооптимизации — на пути к обществу здоровья? // Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология. 2018. Т. 34. Вы/п. 1. С. 17-23.

4. Ним Е. Г. Селф-трекинг как практика квантификации телесности: концептуальные контуры/ //Антропологический форум. 2018. № 38. С. 171-192.

5. Розин В. М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема // Философия здоровья. М., 2001.

6. Тульчинский Г Л. Телоцентризм //Проективный философский словарь: Новы/е термины/ и понятия / под ред. Г Л. Тулычинского и М. Н. Эпштейна. СПб. : Алетейя, 2003. С. 402-406.

7. Туровская С. В. Здоровье как философская проблема // Логос живого и герменевтика телесности. Постижение культуры/. Ежегодник. Вы/п. 13-14. М. : Академический проект; РИК, 2005. С. 314-327.

8. Юдин Б. Г. Здоровье человека как проблема гуманитарного знания // Философия здоровья. М., 2001.

References

1. Bykhovskaya i. M. «<Homo somatikos»>: aksiologiya chelovecheskogo tela ["Homo somatikos": axiology of the human body]. Moscow, URSS Publ., 2000, 208p.

2. Vasil'eva O. S, Filatov F. R. Psihologiya zdorov'ya cheloveka: ehtalony, predstavleniya, ustanovki [Psychology of human health: measurement standards, presentation, installation]. Moscow, Academy Publ, 2001, 352p.

3. Klyajneberg M. Bolezn' i zdorov'e v ehpohu velnesa, self-trekinga i samooptimizacii — na puti k obshchestvu zdorov'ya? [Disease and health in the era of Wellness, self-tracking and self — optimization-on the way to the health society?]. Vestnik SPbGU. Filosofiya i konfliktologiya - Vestnik St. Petersburg University. Philosophy and conflict studies, 2018, Vol. 34, Vup. 1, pp. 17-23.

4. Nim E. G. Self-treking kak praktika kvantifikacii telesnosti: konceptual'nye kontury [Self-tracking as a practice of corporeality quantification: conceptual contours]. Antropologicheskij forum - Anthropological forum, 2018, no. 38, pp. 171-192.

5. Rozin V. M. Zdorov'e kak filosofskaya i social'no-psihologicheskaya problema [Health as a philosophical and socio-psychological problem]. Filosofiya zdorov'ya [Philosophy of health]. Moscow, 2001.

6. Tul'chinskij G. L. Telocentrizm [Telocentrism]. Proektivnyj filosofskij slovar': Novye terminy i ponyatiya [Projective philosophical dictionary: New terms and concepts]. St. Peterburg, Aletheya Pub/., 2003, pp. 402-406.

7. Turovskaya S. V. Zdorov'e kak filosofskaya problema [Health as a philosophical problem]. Logos zhivogo igermenevtika telesnosti. Postizhenie kul'tury. Ezhegodnik. Vyp. 1314. [Logos of the living and hermeneutics of corporeality. Comprehension of culture. Yearbook. Vol. 13-14]. Moscow, Academic project Publ, RIK Pub/., 2005, pp. 314-327.

8. Yudin B. G. Zdorov'e cheloveka kak problema gumanitarnogo znaniya [Human Health as a problem of human knowledge]. Filosofiya zdorov'ya [Philosophy of health]. Moscow, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.